Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Патриотическое воспитание учащихся младшего подросткового возраста в процессе изучения биологии в школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В то же время в решении задач патриотического воспитания подрастающего поколения нельзя умалять значение предметов естественнонаучного цикла, поскольку они имеют свои специфические возможности и особенности, способные при соответствующей их организации активизировать процесс становления и развития у обучаемых ценностей патриотизма. Так, например, дисциплина «Биология» вводится в учебные программы… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Патриотическое воспитание учащихся младшего подросткового возраста в процессе изучения биологии в школе как педагогическая проблема
    • 1. 1. Философско-педагогические идеи патриотического воспитания личности в трудах отечественных ученых
    • 1. 2. Характеристика ориентации учебных программ и учебников по биологии на формирование ценностей патриотизма у учащихся младшего подросткового возраста
    • 1. 3. Анализ и характеристикастояния уровней развития ценностей патриотизма у учащихся 7-х классов
  • ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по патриотическому воспитанию учащихся 7-х классов в процессе изучения биологии в школе
    • 2. 1. Ориентиры отбора ируктурированиедержания знаний по биологии, необходимого для патриотического воспитания младших подростков
    • 2. 2. Педагогические условия и динамика формирования у учащихся 7-х классов ценностей патриотизма в процессе изучения биологии в школе

Патриотическое воспитание учащихся младшего подросткового возраста в процессе изучения биологии в школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема патриотического воспитания молодежи в России приобретает особую значимость в период социально-экономических изменений, безнравственной пропаганды средствами массовой информации насилия, наркомании, психологии индивидуализма и потребительства. В обществе происходят процессы переоценки нравственных ценностей и утраты высоких духовных ценностей бытия. Патриотизм как национальная ценность отечественной культуры начинает уступать место западным моделям так называемой толерантности и глобализации. В сознании личности получает широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, агрессивность, неуважительное отношение к старшему поколению, государству. Развиваясь в таких условиях, личность подвергается угрозе нравственной дезориентации и опасности утраты традиционного национального сознания. Все это определяет проблему воспитания патриота своей страны с жизненной установкой служить Отечеству как одну из важнейших.

Идеи патриотического воспитания достаточно широко представлены в философско-педагогическом наследии отечественных мыслителей: Н. А. Бердяева, В. И. Вернадского, В. И. Водовозова, П. Ф. Лесгафта, Н.И. Пиро-гова, С. А. Рачинского, Н.В. Сорока-Росинского, К. Д. Ушинского и других. Рассматривая чувство любви к Родине как важнейшую составляющую ценности патриотизма, Н. И. Пирогов отмечает, что любить Родинуэто значит «овладеть убеждением, что ты привязан участием к этой отчизне, должен искать ее, но, отыскав, жить не в настоящем, а в потомстве» [145]. К. Д. Ушинский, вслед за Н. И. Пироговым, говорит о любви к Родине так: любить Родину — это значит знать «свои исторические корни, национальные традиции, духовный уклад. Способствовать благоденствию России, ее самостоятельному развитию, вытекающему из осознания народных потребностей» [74, с.68].

Православные ученые В. В. Зеньковский, И. А. Ильин, В. В. Розанов, П. А. Флоренский и другие, исследуя феномен патриотизма, также особое внимание обращали на чувство любви к Родине. В понимании И. А. Ильина «Любить Родину — это значит любить то, что на самом деле заслуживает любви и в этой любви видеть свое самоопределение и счастье» [71, с.180].

Большое признание в XX веке получили педагогические идеи и практическая деятельность по патриотическому воспитанию: П.П. Блон-ского, П. Ф. Каптерева, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского. Так, В. А. Сухомлинский считает, что «чувство Родины, переживание кровного единства с родной землей — это драгоценнейшее духовное богатство лич-ности"[185, с.45].

В исследованиях современных ученых, посвященных проблемам патриотического воспитания личности (Е.П. Белозерцев, И. Ф. Исаев, Д. С. Лихачев, Б. Т. Лихачев, В. А. Сластенин, В. Ю. Троицкий и др.), любовь к Родине рассматривается как важнейшая ценность патриотического настроя человека. В. А, Сластенин определяет патриотизм как качество личности, которое «проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей Родине» [187, с.248]. В. Ю. Троицкий отмечает важность обращения к литературным произведениям, в которых заложен богатый потенциал по воспитанию личности, «истинно способной чувствовать себя человеком, ощущающей свое высокое человеческое достоинство и одновременно осознающей свою глубокую причастность к людям, к Отечеству, к народув которой выражены собственно человеческие качества и стремления к высшим, духовным ценностям» [197, с. 14].

Диссертационные исследования последних лет, изучающие проблему патриотического воспитания, рассматривают ее различные аспекты. В работах И. Н. Глазуновой «Патриотическое воспитание старшеклассников в учебно-воспитательной деятельности», J1.B. Кокуевой «Воспитание патриотизма детей старшего дошкольного возраста», М. А. Шкробовой «Гражданское воспитание подростков на уроке и во внеурочной деятельности» данная проблема изучается в контексте образовательного процесса. Патриотическое воспитание при этом не исследуется как необходимая составляющая духовно-нравственного воспитания личности, не выделяются четко ценности патриотического воспитания.

В диссертационных работах Е. И. Власовой «Социально-педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей у сельских подростков», А. А. Корзинкина «Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование», Т. П. Петраковой «Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков», Н. А. Соловьевой «Гармонизация условий духовно-нравственного воспитания школьников» исследуются духовно-нравственные ценности, раскрываются содержательная сущность, обобщенные условия их воспитания у различных возрастных групп учащихся. Патриотическое воспитание личности в этих работах не находит своего должного рассмотрения.

Наиболее широко проблема патриотического воспитания учащихся представлена в исследованиях М. А. Горбовой «Воспитание патриотизма у старшеклассников игровыми формами туристско-краеведческой деятельности», Ю. В. Лазарева «Национально-региональный компонент в формировании патриотически ориентированной личности старшеклассников», Н. Н. Михнева «Национальные традиции как средство патриотического воспитания молодежи (в условиях поликультурного региона)», А. В. Подгорнова «Ориентация учащейся молодежи на гражданскопатриотические ценности: на материале дополнительного образования», Д. С. Сенюк «Духовно-патриотическое воспитание старшеклассников в процессе туристско-краеведческой работы», И. Ю. Хитаровой «Формирование нравственных потребностей старшеклассников культурно-досуговыми средствами». В них рассматриваются аспекты формирования патриотических чувств у школьников на примере знакомства с героическим прошлым русских людей, посредством использования национально-регионального компонента образовательного стандарта и организации краеведческой деятельности.

Е.И. Власова «Социально-педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей у сельских подростков», И.В. Гильген-берг «Педагогические условия приобщения младших школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания», JI.B. Кокуева «Воспитание патриотизма детей старшего дошкольного возраста», Е. М. Корнеева «Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников» рассматривают в своих исследованиях воспитание у учащихся любви к своему Отечеству через привитие им элементов народной культуры, через знакомство с народными традициями, бытом, фольклором русского народа.

И.М. Клименко «Формирование патриотизма в процессе изучения истории и внеурочной деятельности», Ю. В. Лазарев «Национально-региональный компонент в формировании патриотически ориентированной личности старшеклассников», P.JI. Рождественская «Патриотическое воспитание подрастающего поколения в истории отечественной педагогики», Ю. Б. Соколовская «Педагогические аспекты формирования нравственно-патриотических качеств у старших подростков», В. Н. Устякин «Патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла», раскрывают в своих исследованиях его основные направления и условия в процессе изучения предметов гуманитарно-эстетического цикла, исследуют возможности использования учебных дисциплин как средства воспитания патриотических чувств у обучаемых, но при этом за пределами внимания ученых остаются духовно-нравственные ценности бытия, представленные в традиционной культуре русского народа.

В аспекте данного диссертационного исследования наибольший интерес представляют работы, освещающие организацию воспитательного процесса посредством учебного предмета. Так, в работах О. В. Созонтовой «Формирование субъектно-непрагматического отношения к подростков к миру природы при изучении экологических курсов», П. М. Скворцова «Развитие исследовательских умений у учащихся 7−8 классов во внеклассной работе по биологии в полевых условиях», А. В. Хажина «Экологическое воспитание учащихся 6−7 классов на основе прогрессивных идеалов башкирской народной педагогики», А. К. Шульженко «Эколого-эстетическое воспитание как условие гуманизации отношений личности к природе (на материале педагогического анализа современных экологических воззрений в Германии)» рассматривается воспитание у учащихся чувства любви к своему Отечеству посредством формирования биолого-экологических знаний об особенностях природы родной страны, культуры поведения в природе, бережного отношения к живому природному миру. Однако в этих работах авторы не раскрывают системную целенаправленность педагогических условий и технологий организации образовательного процесса, направленного на формирование у школьников ценностей патриотизма.

В то же время в решении задач патриотического воспитания подрастающего поколения нельзя умалять значение предметов естественнонаучного цикла, поскольку они имеют свои специфические возможности и особенности, способные при соответствующей их организации активизировать процесс становления и развития у обучаемых ценностей патриотизма. Так, например, дисциплина «Биология» вводится в учебные программы уже в начальных классах: «Мир русской природы», «Природоведение», при изучении которых младшие школьники знакомятся с законами живой природы, растительным и животным миром родного края, его природными достопримечательностями. При этом у них могут развиваться не только экологическое мышление и культура взаимоотношений человека с окружающей средой, но и духовно-нравственное отношение к тому родному миру, который окружает ребенка с самого начала его жизни. Изучая особенности и красоту родной природы, ребенок начинает осознавать себя ее частью, у него рождается чувство заботы о живой природе, бережного и деятельного отношению к ней и окружающим людям. Полученные в начальной школе знания углубляются и расширяются на уроках биологии средней школы, где происходит дальнейшее формирование и развитие у детей мировоззренческих идей и ценностных ориентации более высокого порядка, среди которых любовь к Родине и сопричастность к жизни своего народа в окружающей природной среде могут быть более выраженными. Вместе с тем, содержание существующих учебных программ и учебников по биологии в большей мере акцентирует внимание учителей на целенаправленное изучение мира природы. Задача же целенаправленного воспитания у обучаемых патриотических чувств средствами учебного предмета конкретно не ставится, а лишь подразумевается в контекстном отношении.

Анализ существующего положения выявил следующие противоречия: между потребностью общества в воспитании патриотизма у учащейся молодежи и недостаточной изученностью возможностей использования в этих целях дисциплин естественно-научного цикламежду возможностью использования процесса изучения биологии в школе как средства патриотического воспитания учащихся и недостаточной разработанностью данного вопроса в теории и практике педагогической наукимежду богатством идей патриотического воспитания в отечественной педагогической культуре и их недостаточной разработанностью применительно к решению современных проблем воспитания. Все это определило проблему исследования: какова совокупность педагогических условий патриотического воспитания учащихся младшего подросткового возраста в процессе изучения биологии в школе. Решение этой проблемы составило цель исследования.

Объект исследования: образовательный процесс в школе.

Предмет исследования: педагогические условия патриотического воспитания учащихся младшего подросткового возраста в процессе изучения биологии.

Задачи исследования:

1. Выявить совокупность положений, определяющих проблему патриотического воспитания в отечественной философско-педагогической мысли.

2. Дать характеристику ориентации школьных учебных программ и учебников по биологии на формирование ценностей патриотизма у учащихся 5−7-х классов.

3. Определить ориентиры отбора и структурирования содержания знаний по биологии, необходимых для патриотического воспитания учащихся 7-х классов.

4. Выявить и обосновать педагогические условия патриотического воспитания учащихся младшего подросткового возраста в процессе изучения биологии в школе.

5. Разработать практические рекомендации по формированию у учащихся 7-х классов ценностей патриотизма в образовательном процессе по биологии.

Гипотеза исследования: патриотическое воспитание учащихся в процессе изучения биологии в школе будет успешным, если:

— процесс патриотического воспитания учащихся подросткового возраста при изучении биологии рассматривается и обеспечивается как необходимая составляющая целостного образовательного процесса;

— технология образовательного процесса по биологии выстраивается в соответствии с категориальными понятиями патриотического воспитания в контексте концептуальных философско-педагогических идей отечественных ученых;

— в содержание учебной дисциплины «Биология» включаются системные знания и практические умения их использования в сохранении природных основ родного края;

— в деятельностной практике образовательного процесса, связанной с заботой о сохранении парков природной зоны и мест-памятников родного края, обеспечивается взаимодействие обучаемых и обучающих на уровне субъект-субъектных отношений, в которых инициативность подростков занимает лидирующую позицию;

— в целях акцентуации формируемых ценностей патриотизма в процессе учебной и внеклассной деятельности детей по изучению биологии используются аксиологический и личностно-деятельностный подходы.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

— концептуальные идеи отечественных ученых-педагогов о патриотическом воспитании (В.И. Водовозов, И. А. Ильин, Д. С. Лихачев, Н. И. Пирогов, В. А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский);

— психолого-педагогические положения о закономерностях развития человека (Л.И. Божович, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков);

— аксиологический подход к проблемам образования и воспитания (Е.П. Белозерцев, В. А. Беляева, Е. В. Бондаревская, Н. Д. Никандров, Т. И Петракова, З. И Равкин, Е.Н. Шиянов);

— методологические принципы педагогического исследования (Н.И.

Загузов, А. И. Кочетов, В. В. Краевский, В.А. Сластенин).

Методы исследования: изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической и педагогической литературыпроектирование процесса субъектно-деятельностного овладения учащимися 7-х классов духовно-нравственными ценностями отечественной педагогической культурыпедагогический экспериментнаблюдениебеседаанкетированиеанализ продуктов деятельностисоздание и анализ педагогических ситуацийанализ действующих программ, учебников, учебно-методических пособий по биологии для 5−7-х классовстатистический анализобобщение.

Опытно-экспериментальной базой исследования стали учащиеся 67-х классов средних школ № 7 и № 51 г. Рязани (всего 173 человека).

Исследование осуществлялось в несколько этапов:

На первом этапе (2002 — 2003 гг.) изучалась и анализировалась литература по проблеме исследования. Был проведен констатирующий эксперимент и обработаны его данные. Анализ полученных в результате эксперимента данных и существующих программ и учебников по биологии для учащихся 5−8-х классов позволили сформулировать рабочую гипотезу исследования и разработать содержание формирующего эксперимента.

На втором этапе (2003 — 2005 гг.) осуществлялась проверка и уточнение гипотезы исследования, в соответствии с разработанной программой проводился формирующий эксперимент.

На третьем этапе (2005 — 2006 гг.) проходила обработка и анализ результатов формирующего эксперимента, были сформулированы выводы, проведена апробация основных идей, оформлен текст диссертационного исследования.

Основные положения, выносимые на защиту;

1. Совокупность положений, определяющих проблему патриотического воспитания в отечественной философско-педагогической мысли, включает: понятие патриотического воспитания как процесса становления и развития у личности чувства сопричастности к духу своего народа, выраженное в менталитете приоритета духовного над материальным, верности национальным традициям, убеждении в призвании любить свою Родину и готовности служить ейцели-ценности патриотического воспитания это: формирование у личности знаний национальных традиций и культурно-исторических ценностей своего народа посредством их дея-тельностного освоения, приобретение ею духовно-нравственного опыта в практической деятельности по сохранению природной красоты родного края и доброты в отношениях людей.

2. Ведущими ориентирами отбора и структурирования содержания знаний по биологии, предусматривающего формирование у подростков ценностей патриотизма, выступают аксиологический и системный подходы, выполняющие функции катализаторов соответствующих ценностей в области изучаемых знаний и контекстного их включения в тематику учебной и внешкольной деятельности школьников. Ориентирами отбора также служат: введение в содержание изучаемых знаний смыслового определения понятий природы, природных богатств Родины как национальных ценностей Русираскрытие гармонии во взаимодействии человека и природы как культурно-исторической традиции русского народапоследовательное включение материалов краеведения в содержание теоретической и практической работы подростков, а также знаний научных достижений отечественных ученых в раскрытии особенностей и ценностей флоры и фауны своего региона.

3. Педагогическими условиями патриотического воспитания учащихся младшего подросткового возраста в процессе изучения биологии являются: системная целевая установка на патриотическое воспитание учащихся в целостном образовательном процессе, включающем учебную и внеклассную деятельность по освоению знаний национальных традиций русского народа в отношениях с природой, знаний культурно-исторических ценностей в освоении и приумножении природных богатств своей страны, признания значимости в жизни человека приоритета духовного над материальнымсодержательное представление ценностей патриотизма в контексте изучаемых программных знаний по биологии (изучение имен и достижений ученых, внесших вклад в развитие биологической науки и природы своего родного краяэкскурсии в «живую» природу как в мир отношений человека и природывключение в тематику учебного материала художественных произведений поэтов и писателей, посвященных красоте и любви к родной природеизучение нарушений равновесия в природе в результате деятельности людейвключение в учебную программу природоохранной и другой полезной деятельности учащихся по развитию близлежащей природной зоны) — основные принципы патриотического воспитания учащихся в процессе изучения биологии в школе: культурообразующий и аксиологический подходы (изучение культурно-исторических ценностей, национальных традиций и менталитета русского народа) — принцип личностно-деятельностного подхода (разнообразие творческих заданий по биологии и право выбора направленности их контекстного представления, где программные знания регионального компонента выступают в соотношении к задаче патриотического воспитания) — конкретизация практической деятельности в зависимости от индивидуальных особенностей школьника и природной зоны его пребывания) — обеспечение духовного опыта общения школьников с природой (переживание красоты природных охраняемых зон и памятников природы, созданных руками человека как национальных и личных ценностей) и накопление опыта гармонии во взаимодействии с природой (встреча прилета птиц весной, уход за цветниками и парками и др.) — краеведческая работа, в основе которой гармонически соотносятся историческое, литературное, географическое, экологическое и биологическое направления изучаемых знаний по учебному предмету.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

— уточнено понятие патриотического воспитания относительно структурирования образовательного процесса в школе, направленного на формирование у учащихся духовно-нравственных ценностей отечественной культуры;

— выделены ориентиры отбора и структурирования содержания знаний по биологии, направленного на патриотическое воспитание младших подростков;

— обоснованы и раскрыты педагогические условия патриотического воспитания учащихся младшего подросткового возраста в процессе изучения биологии в школе.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

— выявлена совокупность положений, определяющих проблему патриотического воспитания в отечественной философско-педагогической мысли;

— определены цели-ценности, являющиеся системообразующими понятия «патриотизм»;

— дана характеристика ориентации учебных программ и учебников по биологии на формирование ценностей патриотизма у учащихся 5−7-х классов;

— представлена динамика формирования ценностей патриотизма у учащихся 7-х классов в процессе изучения биологии в школе.

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы, полученные результаты и разработанные на их основе практические рекомендации могут быть использованы учителями для организации патриотического воепитания подростков в процессе изучения школьного курса биологии, а также в качестве базисной основы для разработки вариативных программ соответствующих факультативовдля переподготовки и повышения квалификации учителей естественно-научных дисциплин.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены: четкостью исходных методологических и научно-педагогических позиций, связанных с системным подходом к решению поставленной проблемыадекватным задачам исследования отбором изучаемых материаловсоответствием структуры и содержания исследования его целям, логике изучения предмета и логике изложения результатов исследованиядостаточной базой и достаточным числом участников педагогического экспериментаопорой на повседневную педагогическую практикувоспроизводимостью результатов исследования в других средних учебных заведениях, не участвовавших в экспериментеиспользованием адекватного диагностического инструментария.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе организации педагогического процесса в МОУ СОШ № 7, № 51 г. Рязани. Материалы исследования обсуждались на научно-практических конференциях в г. Рязани, Туле, Владимире, Курске, Санкт-Петербурге. Основные положения и выводы исследования отражены в публикациях автора.

Структура диссертационного исследования подчинена цели и задачам исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений. В работе содержатся таблицы, гистограммы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Период социально-экономических преобразований в нашей стране обнаружил проблему патриотического воспитания подрастающего поколения как одну из важнейших. В связи с этим перед сферой образования стоит задача воспитания личности, любящей свою страну, свои народ, готовой к служению Отечеству. В педагогической науке в настоящее время главным направлением научного поиска путей решения данной проблемы является выявление новых педагогических ориентаций и целевых установок духовно-нравственного воспитания и образования учащейся молодежи. Проблема духовно-нравственного воспитания и образования личности становится, таким образом, проблемой государственного масштаба. Это положение отражено в государственных документах: «Программа и Подпрограмма РФ «Патриотическое воспитание граждан РФ на 20 012 005 г», «Концепция модернизации российского образования», «Национальная доктрина образования в РФ», Государственный образовательный стандарт и др.

В то же время в теории педагогики до сих пор не определена общепринятая концепция духовно-нравственного воспитания школьников, а в практике работы общеобразовательных учреждений наблюдаются различные и нередко противоречивые подходы к решению задач патриотического воспитания учащихся. Образовательный процесс в школах направлен в основном на интеллектуальное воспитание обучаемых посредством передачи им определенного объема знаний по предмету. Конкретные же задачи, принципы и методы работы, ориентированные на духовно-нравственное, патриотическое воспитание личности являются устоявшимися. Понятия «патриотизм», «патриотическое воспитание» не имеют четкого определения, и, как следствие, задачи патриотического воспитания в общеобразовательном процессе не имеют конкретного выражения.

Особенно актуальна проблема патриотического воспитания учащихся младшего подросткового возраста, так как в этот период у детей происходит активное развитие самосознания и потребности самоидентификации своей личности с какими-либо социальными группами. При этом известно, что практически каждый учебный предмет при соответствующем его изучении может являться фактором и средством воспитания обучаемых. В данном отношении процесс изучения младшими подростками биологии в школе может при определенных педагогических условиях оказывать эффективное влияние на развитие и воспитание у них духовно-нравственных ценностей патриотизма.

Изучение педагогического наследия отечественных ученых (Н.И. Пирогов, К. Д. Ушинский, И. А. Ильин, С. А. Рачинский и др.) и ряда современных исследований (В.А. Сухомлинский, Д. С. Лихачев, Е.В. Бон-даревская, Е. П. Белозерцев, В. А. Беляева и др.) позволило в данном диссертационном исследовании определить понятие «патриотическое воспитание» как процесса/становления и развития у личности чувства сопричастности к духу своего народа, выраженное в менталитете приоритета духовного над материальнымверности национальным традициямубеждения в призвании любить свою Родину и готовности служить ей в процессе своей жизни и деятельности.

В соответствии с этим понятием были разработаны соответствующие показатели и критерии, позволяющие выявить состояние уровней развития ценностей патриотизма у учащихся младшего подросткового возраста. Такими показателями выступали основополагающие ценности: знание национальных традицийзнание культурно-исторических ценностейпризнание значимости в жизни человека ценности приоритета духовного над материальным.

В ходе констатирующего эксперимента, направленного на выявление ценностей патриотизма и ценностных ориентаций младших подростков, у них был обнаружен низкий уровень знаний отечественной культуры. Учащиеся затруднялись в определении понятия «Любовь к Родине», знании народных праздников, природоохранных территорий родного края, имен ученых, внесших вклад в развитие природных богатств страны, знании народных традиций во взаимодействии человека с природной средой и др.

Анализ содержания учебной программы по биологии авторского коллектива В. Б. Захарова, А. А. Плешакова и др. «Биология. V-XI класс» [156, 157] для учащихся 7 классов «Биология. Многообразие живых организмов» и сложившейся педагогической технологии образовательного процесса в школе выявил возможности организации патриотического воспитания учащихся средствами изучаемого предмета при определенных педагогических условиях.

Соответственно цели патриотического воспитания учащихся младшего подросткового возраста в процессе изучения биологии и выявления необходимых для этого педагогических условий был проведен формирующий эксперимент. Согласно поставленным в нем задачам происходили отбор и структурирование содержания знаний отечественной культуры, акцентирующих внимание на духовно-нравственные ценности патриотизма, контекстное их представление в содержании программных знаний по биологиивыстраивание технологических основ образовательного процесса осуществлялось соответственно прогнозируемым необходимым педагогическим условиям патриотического воспитания обучаемых.

Образовательный процесс по биологии с учащимися младшего подросткового возраста осуществлялся на основе культуросообразного и аксиологического подходов, что обеспечило творческую активность учащихся при усвоении ценностей патриотизма в процессе организованной познавательной и практической деятельности.

Отбор содержания, необходимого для патриотического воспитания знаний предполагал их системность в аспекте расширения культурологических знаний и включения учебного материала из истории и культуры, введения системы духовно-нравственных понятий, знаний народных традиций и культурно-исторических ценностей, краеведческого материала. Системообразующими при этом были программные знания по биологии. Ориентирами отбора и структурирования содержания знаний являлись: аксиологический и системный подходы, выполняющие функции катализаторов соответствующих ценностей в области изучаемых знаний и контекстного их включения в тематику учебной и внешкольной деятельности школьников. Ориентирами отбора также служат: введение в содержание изучаемых знаний смыслового определения понятий природы, природных богатств Родины как национальных ценностей Русираскрытие гармонии во взаимодействии человека и природы как культурно-исторической традиции русского народапоследовательное включение материалов краеведения в содержание теоретической и практической работы подростков, а также знаний научных достижений отечественных ученых в раскрытии особенностей и ценностей флоры и фауны своего региона.

Апробация в ходе формирующего эксперимента прогнозируемых педагогических условий патриотического воспитания младших подростков в процессе изучения биологии в школе выявила характерные изменения в представлении школьников о духовно-нравственных ценностях патриотизма. Так, динамика исследуемых показателей основополагающих ценностей, которые определяют патриотизм, констатирует существенные улучшения в знаниях учащихся экспериментальной группы, свидетельствует о росте уровней развития ценностей патриотизма и увеличении числа школьников, уважающих и знающих национальные традиции, культурно-исторические ценности своего народа, признающих ценность приоритета духовного над материальным в жизни человека. К примеру, показатели «Знание национальных традиций» и «Признание значимости приоритета духовного над материальным» выросли ~ на 20%, в два раза увеличился показатель «Знание культурно-исторических ценностей».

Количественные и качественные изменения в представлениях учащихся явились результатом целевой установки образовательного процесса на патриотическое воспитание, организованного учебного процесса по формированию у школьников комплексных знаний, базирующихся на ценностных основаниях и специально созданных педагогических условий. Педагогическими условиями патриотического воспитания учащихся младшего подросткового возраста в процессе изучения биологии являются: системная целевая установка на патриотическое воспитание учащихся в целостном образовательном процессе, включающем учебную и внеклассную деятельность по освоению знаний национальных традиций русского народа в отношениях с природой, знаний культурно-исторических ценностей в освоении и приумножении природных богатств своей страны, признания значимости в жизни человека приоритета духовного над материальнымсодержательное представление ценностей патриотизма в контексте изучаемых программных знаний по биологии (изучение имен и достижений ученых, внесших вклад в развитие биологической науки и природы своего родного краяэкскурсии в «живую» природу как в мир отношений человека и природывключение в тематику учебного материала художественных произведений поэтов и писателей, посвященных красоте и любви к родной природеизучение нарушений равновесия в природе в результате деятельности людейвключение в учебную программу природоохранной и другой полезной деятельности учащихся по развитию близлежащей природной зоны) — основные принципы патриотического воспитания учащихся в процессе изучения биологии в школе: культурообразующий и аксиологический подходы (изучение культурно-исторических ценностей, национальных традиций и менталитета русского народа) — принцип личностно-деятельностного подхода (разнообразие творческих заданий по биологии и право выбора направленности их контекстного представления, где программные знания регионального компонента выступают в соотношении к задаче патриотического воспитания) — конкретизация практической деятельности в зависимости от индивидуальных особенностей школьника и природной зоны его пребывания) — обеспечение духовного опыта общения школьников с природой (переживание красоты природных охраняемых зон и памятников природы, созданных руками человека как национальных и личных ценностей) и накопление опыта гармонии во взаимодействии с природой (встреча прилета птиц весной, уход за цветниками и парками и др.) — краеведческая работа, в основе которой гармонически соотносятся историческое, литературное, географическое, экологическое и биологическое направления изучаемых знаний по учебному предмету.

Данное исследование показало, что насущной проблемой в преподавании биологии в 7-х классах средних общеобразовательных школ является использование в качестве базисной основы личностно-деятельностного, творческого, культурологического и аксиологического подходов, материалов краеведения, определение конкретной цели, ведущих ориентиров, а также педагогических условий, обеспечивающих отбор и структурирование учебного материала по предмету. Это позволило представить практические рекомендации по формированию ценностей патриотизма у учащихся 7-х классов в процессе изучения биологии в школе, которые предполагают определенную адаптацию в соответствии с природными и этнокультурными особенностями окружающего образовательного пространства.

Суть обновленного преподавания данной учебной дисциплины заключается в предоставлении учащимся выбора в выполнении учебно-познавательных творческих заданий в соответствии со своими возможностями и интересами, использовании различных форм проведения занятий, разнообразной краеведческой работы. Деятельность преподавателя, в связи с этим, не ограничивается только передачей знаний по предмету. В его компетенцию входит также осуществление патриотического воспитания учащихся средствами учебного предмета биологии, воспитание у них уважения к народным традициям и культурно-историческим ценностям, а также стимулирование их к самостоятельной активности на основе дифференцированного подхода, вариативности обучения, обеспечение взаимодействия школьников с социокультурными учреждениями, центрами внешкольного образования и др.

В перспективе эта работа должна быть продолжена в 8-х классах при изучении курса «Человек и его здоровье». Эта программа охватывает темы анатомии, физиологии и гигиены человека, а также раскрытия вклада, отечественных и рязанских ученых-физиологов в развитие мировой науки с тем, чтобы было возможным выстроить в логике и системно представить к изучению школьниками данного курсд в контексте патриотического воспитания. В таком случае данное диссертационное исследование будет представлять собой целостное, логически завершенное исследование.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология: Уч. пособ. для студентов вузов. М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000, 624 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991, -299 с.
  3. Г. В. Концептуальная модель процесса патриотического воспитания как основа формирования гражданственности. Дисс .канд. пед. наук. Воронеж, 2002.
  4. Г. И., Купцов ИИ., Аксенов А. Н. Субъект и образование. Рязань: РИНФО, 2000, 96 с.
  5. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV- XVII вв / Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Митюров. М.: Педагогика, 1985,363 с.
  6. Антология педагогической мысли России XVIII века. / Сост. И. А. Соловков. М.: Педагогика, 1985. — 480 с.
  7. И.С. Ценности и воспитание. // Педагогика, № 4, 1999, с. 117 121.
  8. Л.Н., Демидова С. Б. Патриотическое воспитание на культурных традициях народа. Краеведческие аспекты воспитания граждан России: Тезисы докладов научно-практической конференции 22−23 марта 2001 г.-Рязань, 2001, 168 с.
  9. П.Р., Будаев М. М. Методологические проблемы национально-регионального образования. // Педагогика. № 2, 2001, с.25−32.
  10. И.М. Биология. Многообразие живых организмов. Уч.-метод. пособие / Ряз. гос. пед. ун-т им. С. А. Есенина, Рязань, 2005, 120 с.
  11. И.М. Рязанский край в памятниках истории, традициях, обычаях народа: Уч.-метод. пособие / Ряз. гос. пед. ун-т им. С. А. Есенина, Рязань, 2006,112 с.
  12. И.М. Общение с природой как средство патриотического воспитания // С чего начинается Родина?: Материалы Всероссийской науч.-практич. конф. Арзамас, АГПИ, 2004, с. 115−116.
  13. Ю.К. Некоторые методологические проблемы комплексных подходов к воспитанию. // Советская педагогика, № 8, 1980, с. 17−26.
  14. Ю.А., Колесов М. С. И.А. Ильин и национальное самосознание русского народа. // Соц.-гуман. знания, № 3, 2001, с. 242−257.
  15. ИГ. Экологическое воспитание: дети и педагоги. // Школа духовности, № 3,1998, с. 49−51.
  16. Е.П. Образование: историко-культурный феномен. Курс лекций / Е.П. Белозерцев- Ассоциация Юридический центр. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004, 704 с.
  17. Е.П., ред. К. Д. Ушинский и русская школа: Беседы о великом педагоге. М. 1994.
  18. В.А. Духовно-нравственное становление и развитие личности учителя в контексте светской и православной педагогической культуры: Монография, Рязань: Ряз. обл. ин-тразв. образ-я, 1998, 135 с.
  19. В.А., Черных А. П., Певчева Т. В. Духовно-нравственное становление будущего учителя. // Педагогика, № 5, 1998, с. 67−69.
  20. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология: Курс лекций. М.: Изд-во УРАО, 2002, 208 с.
  21. Биология: Животные: Учеб. для 7−8 кл. сред. шк. / Б. Е. Быховский, Е. В. Козлова, А. С. Мончадский. Под ред. М. А. Козлова, М.: Просвещение, 1989, 256 с.
  22. В.И. Подготовка учителя биологии в контексте стратегии устойчивого образования. // Педагогика, № 9, 2003, с. 58−62.
  23. А.А. Психология о личности. М. Изд-во МГУ, 1988, 187 с.
  24. Л.И. Проблема формирования личности: Избранные психологические труды. М.: Институт практической психологии, НПО «Модэк», 1995, 350 с. (Психологи Отечества: Избранные психологические труды в 70 томах).
  25. Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников. Уч. пособ. по спецкурсу. Ростов-на-Дону, 1976, 192 с.
  26. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика, № 4,1995, с.
  27. В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Айрис-пресс, 2003, 576 с. (Б-ка истории и культуры).
  28. Е.И. Социально-педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей у сельских подростков. Дисс.канд. пед. наук, М, 2000.
  29. В.И. Избранные педагогические сочинения. // Сост. Аран-ский B.C. М.: Педагогика, 1986, 480 с. (Педагогическая б-ка).
  30. В.А. Гражданином быть обязан // С чего начинается Родина?: Материалы Всероссийской науч.-практич. конф. 24−25 марта 2004 г. Арзамас, АГПИ, 2004, с.446−450.
  31. Воспитание гражданина в советской школе. Под. Ред Г. Н. Филонова. М.: Педагогика, 1990,176 с.
  32. JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991, 93 с.
  33. JT.C. Вопросы детской психологии. СПб: СОЮЗ, 1997, 224 с.
  34. А.И. Психологическая характеристика процесса самовоспитания у подростков: Дисс. на соискание уч. степени канд-та пед. наук. Рязань, 1966, 297 с.
  35. А.В. Воспитание природой // Биология в школе, № 3, 2003, с. 16−20.
  36. З.Т. Проблема воспитания // Педагогика, № 4, 2001, с.24−30.
  37. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995, 448 с.
  38. И.В. Педагогические условия приобщения младших школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания. Дисс .канд. пед. наук. Челябинск, 2002.
  39. И.Н. Патриотическое воспитание старшеклассников в учебно-воспитательной деятельности. Дисс.канд. пед. наук. Липецк, 2002, 137с.
  40. И.Н. Патриотическое воспитание старшеклассников в учебно-воспитательной деятельности. Автореферат дисс.канд. пед. наук. Липецк. 2002, 27 с.
  41. М.А. Воспитание патриотизма у старшеклассников игровыми формами туристско-краеведческой деятельности. Автореферат дисс. канд. пед. наук. М, 1999.
  42. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Р.Ф. на 2001−2005 годы» // Официальные документы в образовании № 9 (144) март, 2001.
  43. Н.С. Ценностный подход к патриотическому воспитанию в русской школе. Педагогическая мастерская. Опыт и проблемы духовнонравственного воспитания (региональный компонент). Вып. 5. Владимир, 2003, с. 59−62.
  44. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х т. Т. З П, 1988. М: Русский язык, 555 с.
  45. С.Б. Гуманистические приоритеты в подготовке учителя начальных классов. Дисс .канд. пед. наук. Рязань, 1999, 173 с.
  46. Духовность как реализация личностного смысла бытия. Интервью с заместителем министра образования Российской Федерации В. Д. Шадри-ковым // Школа духовности, № 2, 2000, с. 9−12.
  47. Ю. Природа и патриотизм. Чувство земли. // Культура и традиции Рязанского края: Истоки нравственности, духовности, патриотизма. Рекомендации научно-практической конференции. Рязань, изд-во «Пресса», 2000, — 288 с.
  48. В. Формула любви. Патриотическое воспитание как инструмент гражданского общества. с. 11−17 // Лицейское и гимназическое образование, № 3, 2002.
  49. В.Н. Формирование человека по образу и подобию Божьему- сверхзадача образования // Имидж и здоровье, № 1(43), январь, 2006, с.2−3.
  50. Н.И. Подготовка и защита диссертаций по педагогике: Научно-методическое пособие. М. Изд. дом Ореол-Лайн, 1998, 192 с.
  51. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.Н. «Новая школа», 1992, 60 с.
  52. А.Н. и др. Охрана природы в школьном курсе биологии. Пособ. для учителей. М.: Просвещение, 1977,207 с.
  53. И.Д. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии. Пособ. для учителей- Под ред. И. Д. Зверева, М.: Просвещение, 1984, 160 с.
  54. В.В. История русской философии в 2-х т. 2-ое изд. PARIS, 1989.
  55. Л.А. Философско-педагогические воззрения отечественных ученых на проблему экологического воспитания // Педагогика, № 7, 2002, с. 32−40.
  56. Л.П. Духовная культура личности // Школа духовности, № 6, 2001, с. 23−26.
  57. И.А. «Мысли о России: Публицистические статьи русских мыслителей, опубл. в эмигрантской прессе.» с. 14−35 // Молодая гвардия, № 1,1991. № 2.
  58. И.А. «Мысли о России» с. 195−206 // Молодая гвардия, № 2, 1991.
  59. И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 1 М.: Русская книга, 1996.- 400 с.
  60. Н.В. Теория и практика подготовки будущего учителя к патриотическому воспитанию учащихся. Дисс .канд. пед. наук. Челябинск, 2000.
  61. Использование краеведческого материала в процессе обучения биологии (материалы учителей биологии Новгородской области). Ленинград, 1975,91 с.
  62. П.Ф. История русской педагогики Национальный идеал К.Д. Ушинского. //Педагогика, № 2, 1996, с.68−84.
  63. И.М. Формирование патриотизма в процессе обучения истории и внеурочной работы. Дисс.канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999.
  64. В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика, № 5, 1998, с. 52−58.
  65. Л.В. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Дисс.канд. пед. наук. Ярославль, 2002, 174с.
  66. С.Г. К патриотизму через формирование исторического самосознания // С чего начинается Родина?: Материалы Всероссийской науч.-практич. конф. 24−25 марта 2004 г. Арзамас, АГПИ, 2004, с.293−299.
  67. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблема формирования личности (Учеб. пособие для пед. ин-тов). М.: Просвещение, 1979, 175 с.
  68. Кон И. С. Этнография детства. М. 1983.
  69. И.М. Философско-педагогические идеи И.А. Ильина в современном контексте духовно-нравственного воспитания. Дисс.канд. пед. наук. Рязань, 2002, 186 с.
  70. Концепция городской программы «Патриотическое и гражданское воспитание населения города Рязани на 2002−2005г».
  71. Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ до 2010. // Воспитание школьников, № 6, 2005, с.2−8.
  72. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Начальная школа, № 4, 2002, с. 4−19.
  73. А.А. Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование. Дисс. .канд. пед. наук. Курск, 1999.
  74. Е.И. Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников. Дисс.канд. пед. наук. М., 1995, 151 с.
  75. В.А. Биология: Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Учеб. для 5−6 кл. сред. шк. М., 1988.
  76. В., Черный В. «Учить, не воспитывая, нельзя» О пед. взглядах и деятельности Н. И. Пирогова. // Народное образование, № 5, 1983, с. 82−83.
  77. С.А. Организация патриотического воспитания студентов в среднем специальном учебном заведении. Автореферат, Рязань, 2005, 20 с.
  78. А.И. Педагогическое исследование: Учебное пособие для аспирантов, студентов, дипломников, учителей. Рязань, 1975, 178 с.
  79. В.В. Общие основы педагогики: Учебник. М.: Академия, 2003, 256 с. (Высшее профессиональное образование).
  80. Ю.Г. Патриотизм в педагогике // Педагогика, № 6, 2001, с.3−8.
  81. И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. Учеб. пособ. для студентов высш. уч. завед. М.: ЦД «Сфера» при участии «Юрайт-М», 2001, 464 с.
  82. Н. Народные календарные праздники и обряды как средство экологического воспитания детей // Воспитание школьников, № 4, 2005.
  83. А.А. Формирование ценностных ориентаций у подростков с неадекватным поведением средствами духовно-нравственной культуры в образовательном пространстве современной школы. Дисс.канд. пед. наук. Рязань, 2004,148 с.
  84. Ю.В. Национально-региональный компонент в формировании патриотически ориентированной личности старшеклассников. Автореферат спец. 13.00.01, М. 1999, 18 с.
  85. О.Б. Патриотическое воспитание верноподданическое или гражданское? // Педагогика, № 9, 2003, с.77−82.
  86. О.В. Патриотическое воспитание школьников в советское время, с.42−44 // Краеведческие аспекты воспитания граждан России. Тезисы докладов научно-практической конференции 22−23 марта 2001 г. -Рязань, 2001, 168 с.
  87. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Уч. пособие / А. Н. Леонтьев, М.: Смысл: Академия, 2004, 352 с.
  88. А.Н. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979, 47 с.
  89. А.П. Образование будущего: глобальные проблемы локальные решения (технология диагностики образовательного процесса). М.: Пед. поиск, 1997, 52 с.
  90. А.П. Региональные аспекты реинтеграции образовательного пространства стран СНГ. М, 2001, 166 с.
  91. .Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1992, 528с.
  92. .Т. Простые истины воспитания. М.: Педагогика, 1983, 192 с.
  93. .Т. Реализация комплексного подхода к воспитательной работе с учащимися средней школы // Советская педагогика, 1980, № 12, с.78−89.
  94. Д.С. Земля родная. Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1983, 256 с.
  95. В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России. // Педагогика, № 3, 1997, с.52−56.
  96. И. Возвращаясь к глобальным проблемам человека. // Воспитание школьников № 5, 2001, с. 34−35.
  97. Н.Н. Духовные ценности русской народной педагогической культуры. // Педагогика, № 1, 1998, с. 81 86.
  98. С.Н. Диагностика состояния духовно-нравственных ценностей // Классный руководитель, № 5, 2005, с.30−35.
  99. С.В. Теория и практика патриотического воспитания: содержание, принципы, технологии. Дисс.канд. пед. наук. Владикавказ, 2000.
  100. А.В. Воспитательный потенциал содержания школьного биологического образования // С чего начинается Родина?: Материалы Всероссийской науч.-практич. конф. 24−25 марта 2004 г. Арзамас, АГПИ, 2004, с.132−134.
  101. П.Н. Очерки русской культуры в 3-х т. М.: Прометей, 1993, 280 с.
  102. Н.Н. Национальные традиции как средство патриотического воспитания молодежи (в условиях поликультурного региона). Дисс.канд. пед. наук. Ставрополь, 2002, 167 с.
  103. .К. Проблемы экологического образования в Казахстане // Педагогика, № 1, 2002, с. 94−97.
  104. Н.В. Экологическое образование. Новая парадигма или дань моде? // Школа духовности, № 2, 1998, с.53−57.
  105. А. Патриотическое воспитание социальный заказ России // ОБЖ, 2002, № 11, с. 19−22.
  106. Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: Гелиос АРВ, 2000, 228 с.
  107. А.И., Шарова И. Х. Биология: Животные: Учеб. для 7−8 кл. сред. шк. М: Просвещение, 1993, 256 с.
  108. Никольская А. А, Н. И. Пирогов: нравственный человек цель воспитания// Советская педагогика, 1990, № 11, с. 86−89.
  109. А. О национальном характере образования и воспитания // Народное образование, № 4, 2001, с.67−75
  110. А.Н. Педагогические идеи И.А. Ильина (опыт современного прочтения) //Педагогика, 2001, № 10, с.62−68.
  111. С.И. Формирование патриотического сознания приоритетное направление программы развития воспитания детей и подростков // С чего начинается Родина?: Материалы Всероссийской науч.-практич. конф. 24−25 марта 2004 г. Арзамас, АГПИ, 2004, с.30−35.
  112. Образование в 12-летней школе: аксиологические основания. В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов // Известия РАО, М, 1999, № 4, с.74−84.
  113. Э.Е. Формирование духовно-нравственных ценностей отечественной педагогической культуры у будущих учителей в процессе изучения иностранного языка (для неязыковых специальностей). Дисс .канд. пед. наук, Рязань, РГПУ, 2003, 180 с.
  114. И.М. Методика осуществления трудового воспитания учащихся 6−7 классов при изучении вопросов экологии растений школьного курса биологии. Дисс. канд. пед. наук. СПб, 1994.
  115. С.Д. Через миропонимание к преобразованию себя и мира // Школа духовности, № 1, 1998, с.
  116. С.И. Жить Родине служить.// Педагогика.2001.- № 2.- с.3−8.
  117. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Втор, половина XIX века. Отв. ред. А. И. Пискунов. М.: Педагогика, 1976, 600 с.
  118. В.В. Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М.: «Дрофа», 2002, 272 с.
  119. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. коледжей. Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1995,638 с.
  120. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. коледжей. / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др.- Под ред. Ю.К. Ба-банского.- 2-е изд., доп. и перераб.- М., Просвещение, 1988, 479 с.
  121. Педагогическая энциклопедия. Гл. ред. И. А. Каиров и др. М., «Советская энциклопедия», 1966 г. в 4-х т.
  122. Педагогический словарь. Издательство Академии Педагогических наук РСФСР. М. 1960 в 2-х т. Т.2, 766 с. .
  123. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад- ред. колл.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, JI.C. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002, 528 с.
  124. Т.И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков. Дисс. д-ра пед. наук. М., 1999.
  125. А.А. Повышение и развитие профессионализма педагога-методиста в системе муниципального образования. Автореферат. Рязань, РГПУ, 2001,22 с.
  126. Н.И. Избранные педагогические сочинения. Кн. первая и вторая. Изд-во Академии педагогических наук РСФСР. М., 1952, 707 с.
  127. Пирогов Н.И.: нравственный человек цель воспитания: из пед. наследия ученого. // Сов. Педагогика. 1990, № 11, с.86−89.
  128. Г. А. Совершенствуем систему воспитания школьников: Кн. для учителя. М: Просвещение, 1989, 174 с.
  129. А.В. Ориентация учащейся молодежи на гражданско-патриотические ценности: на материале дополнительного образования. Дисс.канд. пед. наук. Челябинск, 1999.
  130. Подпрограмма министерства образования РФ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001−2005 г.» // Высшее образование сегодня, № 10, 2002, журнал в журнале. Высшее образование в документах, с. X-XI.
  131. Д.И. Патриотизм: к вопросу об идейно-философских истоках, с.55−59 // Педагогическая мастерская: Опыт и проблемы духовно-нравственного воспитания (региональный компонент). Выпуск 5. Владимир, 2003, 104 с.
  132. В. Проблема духовно-нравственного воспитания в современном обществе // Духовно-нравственное воспитание в образовательных учреждениях (Науч. труды участников Всероссийского практ. семинара, апрель 2000 г.). Рязань, с.11−17.
  133. Программа патриотического воспитания граждан РФ. // Вестник образования, № 19 (окт), 2005.
  134. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. Составитель И. К. Хитарова. М.: Прсвещение, 1992.
  135. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. Составитель B.C. Кучменко. М.: Просвещение, 1994, 145 с.
  136. Программы общеобразовательных учреждений. Биология V-XI. Составитель B.C. Кучменко. М.: Просвещение, 1998, 283 с.
  137. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология 5−11 класс, 2-ое изд., М.: Дрофа, 2001, 224 с.
  138. О.Н. Культурные ценности региона средство формирования гражданской позиции личности (на материале тульской области). Дисс. канд. пед. наук. М, 1996,150 с.
  139. А. Половинкин. Возродим нашу веру и Родину. С.251−256 // Сб. плен, докладов XII Международных Рождественских Образовательных чтений. М., 2004, 400 с.
  140. З.И. Национальные ценности образования: история и современность. М. 1996.
  141. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, 672 е., Т. 2 -М-Я- 1999.
  142. C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000, 720 с.
  143. Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования. // Педагогика, № 4, 2003 г., с.39−44
  144. Р., Ахметжанова Г. Воспитание граждан. // Воспитание школьников, № 1, 2003, с.2−8.
  145. А. О духовных основах российской государственности // Сб. пленарных докладов XII Международных Рождественских Образовательных Чтений. М., 2004, с.212−229.
  146. Д.С. Духовно-патриотическое воспитание старшеклассников в процессе туристско-краеведческой работы. Дисс. канд. пед. наук. М., 2002, 134 с.
  147. И.Н. Мировоззрение как ценность образования: С. И. Гессен, В. В. Зеньковский, И. А. Ильин // Педагогика, № 1, 2001, с.63−67.
  148. И.Н. С.И. Гессен: «Всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным» // Педагогика, № 4, 2002, с. 44−50.
  149. И. Как воспитать гражданина из опыта отечественной педагогики. // Лицейское и гимназическое образование, № 3, 2001, с.7−16.
  150. В.И., Исаев Е. Н. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учеб. пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995, 384 с. (Основы психологической антропологии).
  151. И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984, 207 с.
  152. Е.Г. Страх утраты Отечества // Человек в мире культуры: рефлексия и саморефлексия. Материалы международного философско-культурологического симпозиума 9−11 дек. 2003 г. Рязань: изд-во «Пресса», 2004, с.37−43.
  153. Л.Б. Духовность интегративная сила воспитания // Школа духовности, № 1, 2001, с.
  154. Ю.Б. Педагогические аспекты формирования нравственно-патриотических качеств у старших школьников. Автореферат. Саратов, 2001 г., 16 с.
  155. B.C. Сочинения в 2-х т. Т. 1. Философская публицистика. М.: Правда, 1989, 688 с.
  156. Н.А. Гармонизация условий духовно-нравственного воспитания школьников. Дисс.канд. пед. наук. Тюмень, 2000.
  157. Сорока-Россинский В. Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1991,240 с.
  158. В.В., Лупанова Н. А. Системность и саморегуляционность, как основы теоретико-технологического обоснования модели гражданского воспитания россиян // Краеведческие аспекты воспитания граждан России, 22 -23 марта 2001 г. Рязань, 2001 г., 168 с.
  159. И.Т. О методах формирования ответственного отношения школьников к природе // Биология в школе, № 3,1988, с.32−39.
  160. И.Т. Экологическое образование важное направление работы общеобразовательной школы // Биология в школе, № 3, 1987, с.20−25.
  161. В.А. Как воспитать настоящего человека. Киев, 1975.
  162. В.А. Родина в сердце / Сост.: А. И. Сухомлинская, Л. В. Голованов, 2-ое изд. М.: Молодая Гвардия, 1980, 175 с.
  163. В.А. Рождение гражданина. Пер. с укр. М.: Молодая Гвардия, 1971, 336 с.
  164. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: Уч. пособ. для студ. пед. уч. завед. М.: Школа-Пресс, 1997, 512 с.
  165. В.А., Шиянов Е. Н. Образование в 12-летней школе: аксиологические основания // Известия РАО. М., 1999, № 4, с.74−82.
  166. Е. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности // Воспитание школьников, № 2, 2003, с.2−5.
  167. М.Г. Формирование личности на духовно-нравственных ценностях народа. М.: МГОПУ, 1999, 183 с.
  168. М.Г., Хамматова С. А. Духовная культура основа воспитания // Школа духовности, № 3, 2000, с. 41 — 45.
  169. Г. А. Формирование готовности учителей к обучению детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе. Дисс .канд. пед. наук. Рязань, 2004, 216 с.
  170. В.Д. Формирование готовности учителей к обучению детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе. Дисс .канд. пед. наук. Рязань, 2004, 216 с.
  171. Д.П., Трайтак Н. Д. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Мнемозина, 2000, 240 с.
  172. В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования // Педагогика, 1998, № 2, с.3−7.
  173. В.Ю. Словесность в школе: Кн. для преподавателей русской филологии. М.: Гуманит. изд. центр В ЛАД ОС, 2000, 432 с.
  174. Унт Н. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990,191 с.
  175. В.Н. Патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла: Дисс. канд. пед. наук. М., 1996,155 с.
  176. Учебник жизни. Св. Артемий Владимиров. М.1998.
  177. Т.Н. Нравственные ценности как феномен русской педагогической культуры // С чего начинается Родина?: Материалы Всероссийской науч.-практич. конф. 24−25 марта 2004 г. Арзамас, АГПИ, 2004, с.417−421.
  178. К.Д. Воспитание и характер. Какую роль играет народность в воспитании? // Дошкольное воспитание, 1993, № 3. с.58−62.
  179. К.Д. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968, 557 с.
  180. К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 1−2. Под ред. А. И. Пискунова (отв. ред.) и др. М., Педагогика, 1974. (Пед. б-ка). Т.1. 584 с. Т.2. 440 с.
  181. Ушинский и русская школа: Беседы о русском педагоге. М.: Роман-газета, 1994, 94 с.
  182. Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Ось 89, 1998, 64 с. (Актуальный закон)
  183. Ю.В. Формирование духовно-нравственных ценностей отечественной педагогической культуры у студентов в процессе изучения курса «История образования и педагогической мысли». Дисс.канд. пед. наук. Рязань, 2004, 298 с.
  184. В.М. Обновление образования: на основе российских традиций для создания современного развитого государства, на благо будущих поколений // Сб. пленарных докладов XII Международных Рождественских Образовательных Чтений. М., 2004, с.5−16.
  185. Г. Н. Феномен гражданственности в структуре личностного развития // Педагогика, 2002, № 10, с.24−29.
  186. П.А. Столп и утверждение истины. М.: Правда, 1990 в 2 т. Приложение к журналу «Вопросы философии».
  187. А.В. Экологическое воспитание учащихся 6−7 классов на основе прогрессивных идеалов башкирской народной педагогики. Дисс.канд. пед. наук.
  188. И.Ф. Теоретические и методические проблемы комплексного подхода к обучению и воспитанию учащихся // Советская педагогика, № 7, 1980, с. 17−26.
  189. И.Ю. Формирование нравственных потребностей старшеклассников средствами культурно-досуговой деятельности. Лвтореф. СПб, 2000, 20 с.
  190. Р.Н. Биология. Живой организм: Учеб. для 6 кл. общеоб-раз. учреждений. М.: Мнемозина, 2001, 206 с.
  191. J 7. Чувство земли: Советские писатели и ученые об охране родной природы, об экологии хозяйствования /Сост. Ю.Мацуров. М. Мысль, 1989,269с.
  192. Шамова 1.11. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982, с. 208.
  193. IПестун Е. Православная педагогика. М., 2001.
  194. Е. Человек пришел в мир: Современные проблемы содержания образования // Диалог отечественных светских и церковных образовательных традиций. Материалы Покровских педагогических чтений 20 012 003 гг. СПб: Изд-во РШУ им. А. И. Герцена, 2004, с.54−71.
  195. Н.Л. К.Д. Ушинский и Н. А. Бердяев: духовность как нравственная основа личности // Педагогика, 2002, № 5, с. 77−82.
  196. М.И. Учителю о воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1990, 144 с. (Б-ка учителя и воспит-ля).
  197. М.А. Гражданское воспитание подростков на уроке pi во внеурочной деятельности. Дисс. канд. пед. наук. М., 2001, 163 с.
  198. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979, 160 с.
  199. Эль конин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды. М.: IIне-г практической психологии. НПО МОДЭК, 1995, 416 с.
Заполнить форму текущей работой