Основные рекомендации для работы с гиперактивным детьми
Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — «шепталка», можно тихо передвигаться и шептаться; на сигнал «молчалка» — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчанками… Читать ещё >
Основные рекомендации для работы с гиперактивным детьми (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- 1. Необходимо понимать, что коррекционно-развивающий процесс — длительное мероприятие. Важно выстроить работу системно, с перспективой на долгосрочный прогноз. Быстрого результата получить не удастся.
- 2. Тренировку способности контролировать свое поведение нужно начинать с одной функции. Лучше всего начинать работать со вниманием, поскольку произвольность здесь развивается наиболее сложно и долго.
- 3. Предъявлять требования необходимо лишь к выполнению одного правила. Гиперактивный ребенок не может одновременно внимательно слушать материал и сидеть ровно.
- 4. Необходимо предусмотреть, чтобы задания не создавали ситуаций переутомления и перевозбуждения ребенка, для чего логично и вовремя нужно включать в учебный процесс игры, занятия, переключающие деятельность и пр.
- 5. Четкое соблюдение режима дня, полноценный сон и спокойная обстановка скажутся благоприятно на общем состоянии ребенка.
- 6. Очень важен внешний контроль. Здесь необходимы четкость, последовательность и согласованность позиций всех взрослых.
- 7. Занятия по учебной адаптации для гиперактивного ребенка в начале коррекционной работы должны быть индивидуальными с постепенным включением в групповую работу. Поскольку такой ребенок плохо выдерживает правила и ограничения, его совместная деятельность с другими детьми будет провоцировать конфликтные ситуации.
- 8. Используемые в коррекционной работе игры необходимо выстроить в следующих направлениях:
- • игры на развитие внимания;
• игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации);
- • игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления);
- • игры, способствующие закреплению умения общаться.
Упражнения и игры для работы с гиперактивными детьми
«Кричалки—шепталки—молчалки» (И. В. Шевцова).
Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.
Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — «шепталка», можно тихо передвигаться и шептаться; на сигнал «молчалка» — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчанками».
«Говори!» (Е. К. Лютово, Г. Б. Монино)
Цель; развитие умения контролировать импульсивные действия.
Скажите детям следующее: «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!» Давайте потренируемся: «Какое сейчас время года?».
«Корректор».
Цель: развитие произвольного внимания, волевой регуляции.
Ребенку предлагается вычеркнуть в тексте какую-то одну букву. Для начала лучше брать небольшой текст, чтобы достичь успеха. Постепенно игру можно усложнять добавляя буквы, а отмечать их можно разными способами (подчеркнуть, зачеркнуть, обвести).
«Учитель»
Цель: развитие наблюдательности, внимания.
Ребенку предлагается на время занять роль учителя. Можно предложить проверить текст, который написал учитель или родитель (заранее включив в него какие-то ошибки).
«Запрещенная цифра»
Цель: развитие быстроты реакции, регуляции поведения.
Учитель называет цифры вслух, ученики повторяют все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры «три». Когда дети ее услышат, они должны будут показать какой-то знак (хлопать в ладоши, поднять правую руку и т. д.). Задание можно постепенно усложнять, в соответствии с возрастом: например, ученикам 3-го класса можно дать задание не называть цифры, которые делятся на 3. Аналогичное задание может быть дано на любых других уроках (русского языка, окружающего мира и др.).
«Море волнуется>>
Цель: развитие произвольности поведения.
Любимая детская игра очень хорошо подходит для использования ее на переменах, во внеурочных занятиях.