Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Анализ направлений использования результатов национальных мониторингов образовательных достижений школьников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Национальные системы оценки качества общего (школьного) образования в большинстве развитых или развивающихся стран мира представляют из себя сложные системы, состоящие из множества взаимодействующих составляющих (подсистем), вследствие чего они приобретают новые свойства, которые отсутствуют на подсистемном уровне и не могут быть сведены к свойствам подсистемного уровня (Боулдинг, 1969… Читать ещё >

Анализ направлений использования результатов национальных мониторингов образовательных достижений школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Национальные системы оценки качества общего (школьного) образования в большинстве развитых или развивающихся стран мира представляют из себя сложные системы, состоящие из множества взаимодействующих составляющих (подсистем), вследствие чего они приобретают новые свойства, которые отсутствуют на подсистемном уровне и не могут быть сведены к свойствам подсистемного уровня (Боулдинг, 1969).

В связи с этим, для понимания возможных путей использования результатов национальных мониторингов образовательных достижений школьников в России и странах СНГ, необходимо рассматривать изучаемый вопрос с позиции системности. Это позволит задать четкую рамку для последующего анализа, зафиксировать то, на какие вопросы Мониторинги могут дать ответ для системы образования, а на какие не могут, от чего зависит выбор направления использования их результатов и ключевые факторы, оказывающие на это влияние.

Для реализации такого подхода в первую очередь нам необходимо определить место Мониторингов в НСОКО.

Роль Мониторингов в структуре национальной системы оценки качества общего (школьного) образования

Понятие «Национальная система оценки качества общего (школьного) образования» рассматривается как совокупность организационных структур, оценочных процедур, норм и правил, обеспечивающих получение и использование информации относительно образовательных достижений обучающихся, образовательных программ, деятельности общеобразовательных организаций и их систем с учетом запросов основных участников отношений в сфере образования (Болотов, 2016).

Подобные системы создаются для решения целого ряда задач на различных уровнях образования, из которых, несмотря на то, что существует большое разнообразие взглядов (Болотов, 2013б) как российских, так и международных экспертов на их полный перечень, можно выделить наиболее важные и универсальные сформированные в несколько групп:

Организационные:

  • · Подтверждение завершения той или иной ступени обучения;
  • · Отбор школьников для продолжения обучения или трудоустройства.

Контрольно-оценочные:

  • · Определение уровня образовательных достижений школьников;
  • · Оценка условия проведения обучения в образовательных организациях;
  • · Оценка качества образовательного процесса;
  • · Оценка доступности образования;
  • · Оценка удовлетворенности образованием со стороны заинтересованных в этом сторон.

Аналитико-управленческие:

  • · Определение динамики и тенденций в изменении уровня образовательных достижений школьников;
  • · Определение факторов, влияющих на уровень образовательных достижений школьников;
  • · Оценка деятельности образовательных организаций;
  • · Оценка деятельности образовательных систем.

Очевидно, что с помощью одного единственного инструмента оценки невозможно решить все приведенные задачи, а для решения наиболее специфических придется разрабатывать отдельные процедуры оценки, что подтверждает исключительную важность целей и задач, ради достижения которых принимается решения о создании любой оценочной процедуры.

Инструменты, созданные для решения организационных, а также ряда контрольно-оценочных (уровень достижений, условия обучения, качество процесса) и аналитико-управленческих (динамика, тенденции, факторы, влияющие на достижения) задач, формируют группу, посвященную оценке качества подготовки обучающихся (образовательных результатов с преобладанием знаниевой компоненты), и являются наиболее проработанным как с содержательной, так и с технологической точки зрения, что легко объясняется в русле современного движения за стандартизацию образования, которое приняло глобальный характер и в настоящее время оказывает сильнейшее воздействие на реформы образования в большинстве стран мира (Robinson, 2016), где постсоветские страны не стали исключением.

По этой же причине именно эта группа инструментов оценивания стала использоваться для решения оставшихся в аналитико-управленческой группе задач: оценка деятельности организаций и образовательных систем, в том числе для сравнения между собой образовательных систем различных государств мира.

Таким образом, если результаты, полученные в ходе оценки качества подготовки обучающихся, становятся основой для принятия решений об эффективности образовательных организаций и их систем, то эту группу оценочных инструментов можно считать базовым элементом всей НСОКО.

Инструменты оценки образовательных результатов школьников в передовых образовательных системах мира преимущественно состоят из трёх процедур:

  • — внутриклассное оценивание, обеспечивающее текущую повседневную или итоговую (по завершению изучения предмета или его части) оценку учебных и образовательных достижений школьников, необходимую для эффективной организации учебного процесса на уровне школы;
  • — процедуры итоговой аттестации, которые служат для оценки освоения школьниками образовательной программы и отбора выпускников общеобразовательных школ для продолжения обучения на других уровнях (ступенях) образования;
  • — мониторинги образовательных достижений — национальные и международные исследования, которые чаще всего используются для оценки эффективности деятельности образовательных организаций и их систем, а также могут быть использованы для определения прогресса и оказание поддержки в обучении каждому конкретному ребёнку, чем серьезно дополняют систему внутришкольного оценивания (Поливанова, 2010). Преимущественно именно в ходе данных исследований выявляются факторы, влияющие на качество образования и эффективность образовательных реформ. При этом национальные процедуры оценивания, в конечном счете, служат для обеспечения управленцев, представителей педагогических работников и руководителей образовательных организаций информацией с целью улучшения их практической деятельности (Ferreg, 2006).

Приведенные элементы оценки тесно взаимосвязаны между собой, что необходимо учитывать при использовании их результатов. При этом одним из ключевых моментов является цель и задачи, стоящие перед той или иной оценочной процедурой, которые во многом определяют ее дизайн, содержательные, организационно-технические особенности и направления использования, полученных результатов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой