Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Переход от внешкольного воспитания к дополнительному образованию (конец 1990-х гг. — настоящее время)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основной смысл функционирования и развития дополнительного образования детей в современной России определяется его предназначением стать неотъемлемой частью системы общего образования детей, обусловленного требованиями модернизации образования и переходом на ФГОС общего образования. Сегодня дополнительное образование детей — реально действующая подсистема образования, единый, целенаправленный… Читать ещё >

Переход от внешкольного воспитания к дополнительному образованию (конец 1990-х гг. — настоящее время) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике. Цель модернизации дополнительного образования детей состоит в создании условий и механизма устойчивого развития системы дополнительного образования детей в Российской Федерации; обеспечении современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования по различным направлениям образовательной деятельности.

На достижение цели направлено решение следующих взаимосвязанных задач:

  • — совершенствование законодательной базы в части дополнительного образования детей, приведение нормативного правового обеспечения системы в соответствие с российским законодательством;
  • — сохранение и развитие сети учреждений дополнительного образования детей;
  • — обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения обучающимися дополнительного образования, достижение эффективности и качества дополнительного образования детей;
  • — сохранение единого образовательного пространства на основе преемственности содержания основного и дополнительного образования детей;
  • — сохранение межведомственного характера системы дополнительного образования детей;
  • — совершенствование содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей;
  • — создание и развитие новых информационных технологий, включающих телекоммуникационные проекты и дистанционное обучение в учреждениях дополнительного образования детей;
  • — совершенствование системы государственной аттестации и аккредитации учреждений дополнительного образования детей;
  • — гарантированное выделение средств из бюджетов всех уровней на материально-техническое обеспечение деятельности учреждений дополнительного образования детей;
  • — разработка и утверждение блока ресурсного обеспечения дополнительного образования детей в соответствии с направленностью образовательных программ;
  • — повышение социального статуса и профессионального совершенствования педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей, поддержка Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»;
  • — разработка социально-экономических мер нормативного правового регулирования привлечения внебюджетных средств учреждениями дополнительного образования детей;
  • — развитие дополнительного образования детей как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса — обучающихся, педагогов, родителей[1].

Преобразование внешкольной работы в систему дополнительного образования детей происходило в несколько этапов:

  • 1 этап — аналитико-проектировочный (до 1996 г.). Министерством образования РФ разработан пакет документов, определяющих развитие дополнительного образования детей в России. Происходило осмысление преимущества этого вида образования, накопление опыта работы в системе дополнительного образования детей, развитие сети учреждений дополнительного образования детей, появление новых УДОД (в том числе школ прикладного искусства, центров народных ремесел, культурно-досуговых центров и др.). Разрабатывались образовательные программы дополнительного образования нового поколения.
  • 2 этап — технологический (с 1997 до 2000 г.). Задачей этого этапа явилось освоение и коррекция нормативно-правовой и программнометодической базы дополнительного образования детей. Происходит обновление содержания дополнительного образования детей: введение актуальных направлений (экономическое, экологическое, компьютерное, правовое и т. д.), участие в решении проблем родного края (краеведческое направление), введение предметов и создание форм педагогической направленности (педагогика, психология, логика; школа будущего педагога, педагогической ориентации, педагогические гимназии в УДОД и т. д.), поиск новых форм сотрудничества основного и дополнительного образования (появляются учебно-воспитательные комплексы: УДОД — детский сад, УДОД — школа, детский сад — школа — УДОД — вуз и др.).
  • 3 этап — современный (с 2001 г. по настоящее время). Происходит дальнейшее усложнение деятельности УДОД в целях, задачах, их направленности на качество; в расширении содержания деятельности, форм и методов работы; в повышении требований к руководящему и педагогическому составу; в построении организационной структуры с учетом современных тенденций; в отслеживании результатов деятельности на уровне педагога, ребенка и УДОД в целом и т. д.[2]

Преобразование системы внешкольного воспитания в систему дополнительного образования требует сегодня от учреждений дополнительного образования детей (УДОД) переосмысления своей деятельности. Формально практика внешкольного воспитания уже не отвечает новым нормативным требованиям. Важно, чтобы в ходе реформирования внешкольного образования не утрачивался уникальный опыт организации различных видов творческой активности детей и подростков, опыт социального воспитания, эффективные формы и оригинальное содержание кружковой, организационно-массовой и методической работы, которые обеспечивают социализацию детей. В то же время для построения современной специфики дополнительного образования предстоит найти общие социокультурные основания социального становления детей и дополнительного образования, пути и средства интеграции их содержания в рамках единых образовательных программ.

Многие бывшие внешкольные учреждения поняли задачу реформирования не как отказ от старого, а как продолжение достигнутого. По отношению к общей системе образования дополнительное образование является подсистемой, но может рассматриваться как самостоятельная образовательная система, так поскольку обладает качествами системы: целостностью и единством составляющих ее элементов, которые имеют определенную связь друг другом.

Современное дополнительное образование детей рассматривается сегодня в трех аспектах:

  • — как вариативная часть общего среднего образования, направленная на формирование мотивации развития личности ребенка, его жизнедеятельности ;
  • — как специфическая среда, необходимая для творческого развития ребенка, его самореализации, самопознания, самоопределения;
  • — как открытая образовательная система, способствующая психолого-педагогической поддержке и социальной защите ребенка в современных социально-экономических условиях[3].

Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно позволяет более полно использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний. Оно дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы. Дополнительное образование способствует развитию таких качеств личности, которые важны для успеха в любой сфере деятельности, создает возможность формирования круга общения на основе общих интересов, общих духовных ценностей.

Система дополнительного образования детей объединяет государственные и муниципальные учреждения дополнительного образования, работающие в ведомствах Министерства образования и науки, культуры, спорта РФ. Кроме того, структуры дополнительного образования детей создаются в других типах образовательных учреждений: школах, дошкольных учреждениях и учреждениях профессионального образования.

Основной смысл функционирования и развития дополнительного образования детей в современной России определяется его предназначением стать неотъемлемой частью системы общего образования детей, обусловленного требованиями модернизации образования и переходом на ФГОС общего образования. Сегодня дополнительное образование детей — реально действующая подсистема образования, единый, целенаправленный процесс, позволяющий каждому ребенку реализовать свое личностное право на свободный выбор цели образования, жизненного определения и способов ее достижения. Кроме того, уникальный потенциал дополнительного образования расширяет возможности всей системы общего образования, играет определенную роль в ее модернизации, а именно в обеспечении преемственности образовательных программ, усилении личностной, творческой, практической и социальной составляющих содержания образования успех.

Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования предполагает (при условии их успешной реализации) достижение таких личностных и метапредметных результатов образования, которые позволят сформировать у выпускников школы способность к активному целенаправленному развитию, инновационной деятельности, непрерывному образованию и творческому применению знаний на практике, способности к осознанному выбору профессии, владению научными методами познания мира и т. д., что невозможно без интеграции общего и дополнительного образования детей и предъявляет новые требования к развитию системы дополнительного образования.

Кроме того, дополнительное образование должно взять на себя задачи не только обеспечения дополнительности общего образования, но и его преемственности и непрерывности. Обеспечение непрерывности развития ребенка в системе общего образования должно осуществляться как по вертикали (соответствие и взаимосвязь содержания образования и методов работы специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах развития), так и по горизонтали (интеграция разных типов образования, обеспечивающая повышенный уровень и широту образовательной подготовки на определенном этапе развития ребенка), что также невозможно без дополнительного образования детей.

В целом в современной России определились следующие факторы развития дополнительного образования детей: нормативные (создание нормативно-правовой базы дополнительного образования детей в системе образования); материальные (оборудование мастерских, спортивных залов, обновление материально-технической базы и т. д.); финансово-экономические (оптимизация имеющихся и привлечение дополнительных средств, расширение спектра внебюджетной деятельности, а также введение платных дополнительных образовательных услуг); кадровые (подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров по вопросам дополнительного образования); методические (разработка методического комплекса обеспечения дополнительного образования); психологические (создание социально-психологических центров, социально-психологическое сопровождение детей в дополнительном образовании); информационные (изучение социального заказа на дополнительное образование, создание информационных банков развития дополнительного образования).

Дополнительное образование детей вышло за рамки УДОД. Оно реализуется в образовательных учреждениях разных типов и ведомств — общеобразовательных школах, дошкольных образовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования, учреждениях ведомств культуры, спорта, молодежной работы, государственно-частного сектора.

Таким образом, в настоящее время создается подсистема дополнительного образования детей в рамках системы общего образования Российской Федерации.

  • [1] Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Внешкольник. — 2002. — № 6. — С. 2.
  • [2] Железнова Л. Б. Становление и развитие системы дополнительного образованиядетей. — Режим доступа: http:/www.edu.ru, 2002.
  • [3] Березина В. А. Дополнительное образование детей в России: учеб.-метод, пособие. — М.: АНО «Диалог культур», 2007. — 511 с.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой