Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Опыт деятельности по развитию эстетической культуры студентов-архитекторов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Приступая к первоначальному этапу работы, преподаватель должен иметь представление о реальном уровне подготовленности к обучению в каждой конкретной группе. Знание уровня подготовленности студентов — необходимое условие серьёзной и результативной работы по развитию эстетической культуры обучающихся. Это означает, что необходимо узнать, во-первых, отношение студентов к предмету обучения… Читать ещё >

Опыт деятельности по развитию эстетической культуры студентов-архитекторов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основой разработки принципов и условий успешного развития эстетической культуры студентов вуза явились педагогические наблюдения, и руководство деятельностью студентов в течение 33 лет педагогической работы в вузе (читался курс лекций, велись практические занятия и курсовое проектирование по дисциплине «Основы строительного производства» в системе архитектурного образования).

В результате констатирующего эксперимента были условно выделены уровни развития познавательного интереса эстетической культуры студентов IV курса архитектурно-строительного факультета специальности, А (архитектура) и ДАС (дизайн архитектурной среды) Оренбургского государственного университета.

Начальный этап работы состоял из следующих задач:

  • — познакомиться с особенностями студентов и определить уровень их эстетической культуры;
  • — создать психологическую обстановку, располагающую к включению обучающихся в эстетическую деятельность;
  • — определить воспитательные и эстетические возможности содержательного материала в учебной и внеучебной деятельности;
  • — дать качественную характеристику уровней эстетической культуры.

Формирующий этап исследования осуществлялся в двух студенческих группах по 16 и 14 человек соответственно IV курса очной формы обучения. Все обучающиеся при поступлении в университет проходили творческий отборочный конкурс. Многие студенты на момент поступления закончили художественное училище или занимались в различных кружках, студиях, школах художественно-эстетического профиля.

Решение задач первого этапа экспериментальной работы осуществлялось путем ориентации обучающихся на необходимость повышения общей культуры; привлечение студентов в плане развития интересов к дисциплине «Основы строительного производства» в системе архитектурного образования (искусство архитектуры), чтобы иметь возможность включить обучающихся в учебную деятельность, имеющую эстетическую направленность.

Важным этапом работы явилась организация и проведение обзорных экскурсий по городу Оренбургу с целью ознакомления с наиболее примечательными и выдающимися зданиями и сооружениями на предмет искусства архитектуры. Кроме того, использовались различные приемы и методы в учебном процессе по выявлению уровней эстетической культуры в группах, а также привлечение студентов к активной деятельности эстетической направленности.

Для выяснения и повышения уровня эстетической культуры студентов экспериментальных групп проводилось тестирование.

Тест 1 (эстетические знания) предлагал выяснить наличие знаний и понятий в студенческих группах об эстетике как науке.

Тест 2 (эстетические отношения) помог проследить эстетические аспекты общения в экспериментальных группах, уровень эстетической и нравственной культуры, а также эстетические критерии труда и быта.

Тест 3 (эстетическая деятельность) выявил по каким законам совершается эстетическая деятельность вне искусства.

Тесты выполняли не только информационную, но и обучающую функцию.

Обследование велось по специальной программе, которая включала три раздела: «Эстетический кругозор», «Формирование эстетических отношений», «Вовлеченность в эстетическую деятельность».

Раздел «Эстетический кругозор» содержал следующие показатели:

  • — знает ли главные факты истории отечественного и зарубежного искусства;
  • — знает ли специфику различных видов искусств;
  • — информирован ли о значительных явлениях культуры.

Раздел «Формирование эстетических отношений» был представлен следующими показателями:

  • — проявляет ли эмоциональную отзывчивость на прекрасное;
  • — имеет ли разносторонние эстетические интересы, потребности, в том числе и индивидуальные;
  • — умеет ли всесторонне оценивать произведения искусства в единстве содержания и формы.

Раздел «Вовлечённость в эстетическую деятельность» содержал следующие пункты:

  • — занимает ли активную позицию в отношении прекрасного и безобразного;
  • — вносит ли элементы эстетики в свою учебу, быт, поведение, познавательную деятельность;
  • — воплощает ли те или иные творческие способности в жизнь.

Применялись разнообразные методы исследования: наблюдение за студентами на лекциях, практических занятиях, консультациях, при выполнении определённых поручений и заданий.

Результаты обследования были сведены в таблицу 1. Обработка позволила выделить три группы студентов, которые соответствовали разным уровням развития эстетической культуры.

Таблица 1 — Характеристика уровней развития познавательного интереса эстетической культуры студентов в экспериментальных группах.

Первая группа.

Вторая группа.

Третья группа.

Всего студентов.

Обладает подавляющим большинством принятых показателей.

Обладает половиной принятых показателей.

Обладает меньшинством принятых показателей или они отсутствуют вовсе.

Экспериментальная группа.

5 (17%).

21(70%).

4(13%).

30(100%).

Анализ полученных первоначальных данных позволил провести соответствие между группами и уровнями развития эстетической культуры студентов.

К первой группе (высокий уровень) отнесли студентов, которые удовлетворяли всем или почти всем требованиям, предусмотренным программой обследования. Таких оказалось 17% (5 человек). Студенты этой группы обладают всеми навыками и умениями сознательно расширять свой эстетический кругозор и активизировать эстетическую деятельность.

Наиболее многочисленная вторая группа (средний уровень), которая имеет достаточный запас эстетических знаний, эмоциональную отзывчивость, а главное устойчивый интерес к искусству. У студентов отсутствовала лишь экспериментальная теоретическая база, чтобы давать объективную оценку своим симпатиям и антипатиям. В отношении этой группы основная задача заключалась в том, чтобы помочь студентам овладеть критериями оценки эстетических явлений и тем самым приблизить их к высокому уровню.

К третьей группе (низкий уровень) отнесли студентов, показавших низкий уровень эстетического развития. Они не удовлетворяли большинству элементарных требований. В работе с этими студентами необходимо, прежде всего, поднять культуру эстетического воспитания, развить чувство прекрасного, а затем уже сформировать теоретическую базу.

Уровень эстетической группы студентов, прежде всего, выяснялся в процессе учебной работы на занятиях, где затрагивалось культурно-историческое развитие искусства архитектуры. Главная задача таких занятий — заставить задуматься о роле человека в мире на современном этапе, над взаимосвязанностью науки и искусства, соответствующе окрасить эмоциональный фон.

Приступая к первоначальному этапу работы, преподаватель должен иметь представление о реальном уровне подготовленности к обучению в каждой конкретной группе. Знание уровня подготовленности студентов — необходимое условие серьёзной и результативной работы по развитию эстетической культуры обучающихся. Это означает, что необходимо узнать, во-первых, отношение студентов к предмету обучения — искусству архитектуры, художественной культуре. Во-вторых, выяснить каковы их мотивы, потребности, интересы. В-третьих, понять какова готовность обучающихся группы к освоению нового предмета, т. е. исходное состояние их знаний об искусстве архитектуры и опыте общения с разными видами художественной деятельности. В-четвертых, определить, готовы ли студенты к совместной деятельности. Наконец, в-пятых, степень их самостоятельности и способности к саморегуляции, самоконтролю.

Построение занятия в форме регламентированной дискуссии определялось целесообразностью комплекса задач. Опираясь на сведения, полученные в ходе первого занятия, можно было проектировать дальнейшую учебную деятельность, а также находить точные способы работы с каждой конкретной группой. Из этого следует, что процесс обучения и воспитания стал более целенаправленным.

Дискуссия предполагала сотрудничество с выработкой регламентированных требований к совместной деятельности на занятиях. Вариант регламентации осуществлялся по следующей схеме:

В ходе второго этапа выработаны требования к устной деятельности:

  • — выступление должно быть кратким, убедительным, обоснованным, оригинальным;
  • — вопрос должен иметь конкретную познавательную цель;
  • — ответ должен быть одним с предметом вопроса;
  • — реплика — эмоциональное проявление чувств слушателя, ее цель — прервать, испугать, лишить уверенности, поставить в тупик;
  • — протест оглашается при обнаружении несправедливости и требования ее устранить, для заявления протеста нужно брать слово.

В ходе третьего этапа занятия группа делилась на подгруппы по 5 человек при соблюдении принципа добровольности. Каждой из подгрупп в ходе предварительной подготовки к дискуссии были предложены высказывания выдающихся личностей о значимости искусства архитектуры, которые должны были защищаться участниками дискуссии. Среди них были высказывания Гегеля, Дидро, А. Бунина, А Иконникова. Выступления студентов были аргументированы и убедительны.

Занятие продемонстрировало заинтересованность в разрешении сложного вопроса, стремление студентов разобраться в его проблематике, а также тягу к общению друг с другом.

Это же занятие выяснило и другую сторону обучающихся: неумение адекватно видеть позицию оппонента; отсутствие исторического подхода к анализу произведений искусства архитектуры; отсутствие эстетического начала оценки сооружений архитектуры; бедность и неправильность устной речи многих студентов.

Данное занятие также помогло преподавателю в определении уровня культуры групп и отдельных студентов.

эстетический культура познавательный.

  • 1. Андрюхина Л. М. Культура и стиль: педагогические тональности / Л. М. Андрюхина. — Екатеринбург: ИРРО, 1993. — 185 с.
  • 2. Верб М. А. Эстетические основы профессиональной педагогической деятельности // Проблемы эстетического воспитания студентов педвузов в свете реформы школы. — Л: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1986. — С. 91−98.
  • 3. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 536 с.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой