Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Ненасилие как преодоление эгоцентризма и выражение любви

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Согласно Э. Фромму, любовь выступает как «страстное и активное утверждение главной сущности другого человека, союз с этим человеком на основе независимости и полноценности обеих личностей». Еще более сильно по этому поводу высказался С. Л. Рубинштейн. По его мнению, «любовь выступает как усиление утверждения человеческого существования данного человека для другого». Далее он пишет: «В бесконечной… Читать ещё >

Ненасилие как преодоление эгоцентризма и выражение любви (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Данное положение раскрывается практически во всех концепциях ненасилия. Эгоцентричный человек — это человек, который за исходную точку восприятия мира принимает собственную личность. Отсюда рождается непонимание людьми друг друга, а там, где есть непонимание, возникает желание навязать свое мнение другим, что, в свою очередь, обусловливает внутренний выбор разных форм принуждения. Преодолеть эгоцентризм — значит сориентироваться на другого человека и его позицию, выражаясь психологическим языком, прежде получить предвосхищающую информацию, а затем принимать решение о действии. Важнейшим условием для этого является умение отделять личность от поступков. Тот, кому это удается, овладевает сложной деятельностью, которую мы называем любовью.

Многие философы, психологи указывают на тот факт, что эгоцентризм и эгоизм несовместимы с любовью. Так, Э. Фромм отмечает, что «эгоисты не способны любить других, но они не способны также любить и самих себя» [45, с. 108]. Болес того, неспособность любить порождает различные формы агрессии, враждебности. Э. Фромм указывает, что «эгоизм будет проще понять, если сравнить его с таким отношением к другому, которое характеризуется ненасытностью, как отношение чрезмерно заботливой и целиком поглощенной своей заботой матери к своему ребенку. Хотя она и считает, что горячо любит свое дитя, на самом деле ею владеет глубоко скрытая и подавленная враждебность по отношению к нему. Она сверхзаботлива не потому, что слишком его любит, но потому, что вынуждена компенсировать свою неспособность вообще любить сто» [45, с. 108].

Любовь — одно из высших проявлений духовности человека, и сама выступает как ценность. В современных концепциях любовь, с одной стороны, рассматривается как переживание, с другой как утверждение и усиление существования другого человека. Так, В. Франкл отмечает: «Любовь — это „переживание“ другого человека во всем его своеобразии и неповторимости» [43, с. 244]. В другом месте он пишет: «Любовь видит и раскрывает возможную ценностную перспективу в любимом. Она… своим духовным предвосхищает нечто: те еще не реализованные личностные возможности, которые кроются в любимом человеке» [43, с. 98]. Таким образом, любить другого человека — значит открывать в нем ценности, которые он сам еще не открыл; задавать тем самым перспективы его самопостроения как личности для самоуважения.

Согласно Э. Фромму, любовь выступает как «страстное и активное утверждение главной сущности другого человека, союз с этим человеком на основе независимости и полноценности обеих личностей» [44, с. 139]. Еще более сильно по этому поводу высказался С. Л. Рубинштейн. По его мнению, «любовь выступает как усиление утверждения человеческого существования данного человека для другого» [30, с. 373]. Далее он пишет: «В бесконечной мягкости и бесконечной требовательности любви проявляется особое творческое отношение к человеку, субъекту, поскольку оно способствует утверждению бытия человека все более высокого плана, все большего внутреннего богатства» [30, с. 377].

Следовательно, любовь — это не просто эмоциональное отношение к другому человеку, но сложная работа, деятельность по преодолению себя, своего собственного эгоцентризма, это специфическая деятельность по усилению личностного начала в другом человеке, открытие в нем ценностей и перспектив. Поэтому истинная любовь всегда связана с ненасилием.

Итак, приобрести позицию ненасилия человек сможет только тогда, когда сместит акценты с собственной личности на личность другого, научится любить других и самого себя, что является, в конечном счете, условием для приобретения силы духа. При этом следует отметить, что личность не теряет себя, не растворяется посредством своего альтруизма в другом, наоборот, ненасилие как преодоление эгоцентризма и выражение любви есть способ обретения автономии и независимости.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой