Оценка макроэкономических факторов предпринимательской среды
Определить экспертным путем характер влияния (+, -); Результаты представляются в виде формы (табл. 3.6). Определить факторы и их фактическое значение; Научно-технические и технологические: Оценка влияния факторов макросреды. Организационно-административные: Влияние на торговую организацию. Фактическое значение факторов. Рис. 3.2. Шкалы оценки факторов. Социальнодемографические: Прогнозируемая… Читать ещё >
Оценка макроэкономических факторов предпринимательской среды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Для оценки влияния макросреды на предпринимательскую структуру можно использовать следующую методику:
- • определить факторы и их фактическое значение;
- • определить экспертным путем характер влияния (+, -);
- • оценить экспертным путем каждый фактор по пятибалльной шкале и коэффициент важности, с учетом того, что сумма всех коэффициентов равна единице (табл. 3.5).
Оценка влияния факторов макросреды
Факторы макро; окружения. | Фактическое значение факторов. | Прогнозируемая тенденция. | Характер влияния. | Оценка. (балл). | Коэффициент важности. | Возможная реакция. |
Интегральная оценка воздействия факторов макросреды может быть определена по формуле.
где А, В, С — балльные оценки факторов среды; а, р, у — коэффициенты важности влияния.
Оценивая влияние факторов, необходимо учитывать следующие условия.
Взаимосвязанность факторов внешней среды — уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Изменение одного из факторов внешней среды может обусловливать изменение других.
Сложность внешней среды — число факторов, на которые отрасль обязана реагировать, а также уровень вариантности каждого фактора.
Подвижность среды — скорость, с которой происходят изменения. Подвижность внешнего окружения может быть выше для одних предприятий и ниже для других. В высокоподвижной среде организация или подразделение должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения.
Неопределенность внешней среды — соотношение между количеством информации о среде, которой располагает отрасль, и уверенностью в точности этой информации. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.
Следует отметить, что в теоретическом аспекте факторы внешней среды рассматриваются отдельно, однако на практике имеет смысл изучать их комплексное воздействие на предпринимательскую структуру. Например, если рассматривать их влияние на торговлю, то с помощью индексной факторной модели можно определить товарооборот на душу населения и выявить влияние факторов внешней среды на этот показатель.
Товарооборот на душу населения (D) региона в фактических или сопоставимых ценах рассчитывается по формуле.
где Т — общий объем товарооборота региона, руб.; S — среднегодовая численность населения региона, чел.
Отсюда.
Оценить внешнюю среду можно также при помощи профилей, для чего определяется перечень факторов, степень их важности и направленности влияния на отрасль (рис. 3.2).
Рис. 3.2. Шкалы оценки факторов.
Результаты представляются в виде формы (табл. 3.6).
Профиль внешней среды.
Таблица 3.6
Факторы среды. | Важность для отрасли. | Влияние на торговую организацию. | Направленность влияния. | Интегральная оценка. (гр. 2 х гр. 3 х Гр. 4). |
Экономические: | ||||
Социальнодемографические: | ||||
Политико-правовые: | ||||
Организационно-административные: | ||||
Научно-технические и технологические: | ||||
Природно-климатические: | ||||
Затем определяется профиль среды, который корректируется с учетом конкретной ситуации и рассчитывается интегральная оценка, указывающая на степень важности фактора для предприятия:
где А — важность для отрасли; В — влияние на предприятие; С — направленность влияния.
На основании составленного профиля среды можно сделать выводы о том, какие факторы в большей, а какие в меньшей степени влияют на предпринимательскую структуру.