Технология социальной диагностики семьи
4-й этап — интерпретационно-рефлексирующий. Результатом данного этапа являются интерпретация полученных данных, определение психологического семейного диагноза, частичное осознание и понимание типов семейных проблем членами семьи, а также выход на дальнейшее изменение семейных отношений и общения1. Социальная диагностика семьи с детьми — деятельность специалиста по работе с семьей, направленная… Читать ещё >
Технология социальной диагностики семьи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Психологическая диагностика — наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях[1][2].
Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт «Специалист по работе с семьей» (функциональная карта вида профессиональной деятельности) включает следующие обобщенные трудовые функции и трудовые функции: 1) деятельность по выявлению разных типов семей и семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, с целью оказания им помощи; 2) выявление семейного неблагополучия в разных типах семей и семьях с детьми, оценивание рисков, определение причин социального неблагополучия в семье с детьми, фактов внутрисемейного насилия; 3) проведение диагностики отклонений в функционировании выявленных семей, оценивание рисков и последствий, определение возможности активизации потенциала семей и проведения социально-психологической реабилитации.
Учитывая особенности категорий семей с детьми, нуждающихся в социальном обслуживании, представим модель, основанную на характере трудной жизненной ситуации (ТЖС), социально опасном поведении (СОП) (рис. 2.2).
Рис. 2.2. Классификация семей с детьми в зависимости от характера нуждаемости в социальном обслуживании.
Определим диагностический инструментарий специалиста по работе с разными категориями семей с детьми.
Социальная диагностика семьи с детьми — деятельность специалиста по работе с семьей, направленная на выявление семейного неблагополучия в разных типах семей и семьях с детьми, оценивание рисков, определение причин социального неблагополучия в семье с детьми, фактов внутрисемейного насилия.
О. В. Краснова и Т. В. Шинина выделяют следующие маркеры семейного неблагополучия:
- 1) неисполнение родительских обязанностей (асоциальное поведение родителей, нарушение стилей воспитания, поведенческие нарушения у детей);
- 2) трудности в обучении, воспитании ребенка (пропуски занятий, внутри ш кол ьн ые конфликты);
- 3) нарушение детско-родительских отношений;
- 4) внутрисемейные конфликты (в том числе жалобы родственников);
- 5) жестокое обращение (в том числе отказы от детей);
- 6) психические нарушения;
- 7) конфликт с законом;
- 8) множественные проблемы[3].
Процесс диагностики семейных отношений целесообразно организовывать и проводить по следующему алгоритму:
- 1-й этап — подготовительный. В ходе этого этапа конструируются методики изучения семьи и психодиагностические процедуры;
- — 2-й этап — исследовательский. На этом этапе комплексно применяются методы, включенные в исследовательскую методику;
- — 3-й этап — анализ результатов. Данный этап позволяет обобщить полученные результаты диагностирования;
- — 4-й этап — интерпретационно-рефлексирующий. Результатом данного этапа являются интерпретация полученных данных, определение психологического семейного диагноза, частичное осознание и понимание типов семейных проблем членами семьи, а также выход на дальнейшее изменение семейных отношений и общения1.
Рассмотрим примерный перечень диагностических методик, способствующих качественной оценке нуждаемости в социальном обслуживании семьи с детьми, специалистами по работе с семьей (табл. 2.3).
Таблица 23
Социальные диагностические методики семьи с детьми.
Социальные проблемы семьи. | Диагностические методики. |
Неисполнение родительских обязанностей. | Наблюдение. Акт обследования жилищно-бытовых условий. Методика ЕФОРС. Семейная социограмма (Э. Г. Эйдемиллер). Методика ОРВ (Оценка рисков и возможностей). Опросные методы. |
Трудности в обучении, воспитании ребенка. | Опросник стиля родительского поведения (Э. Г. Эйдемиллер). Анамнестический опросник. Тест-опросник родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Стол и на. |
Нарушение детско; родительских отношений. | Л. Предлагаемые ребенку'.
Б. Предлагаемые родителям:
|
1 Бибикова Н. В. Методы диагностики семейных отношений в психосоциальной работе // Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки: материалы Международной научно-практической конференции. Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л. II. Толстого. 2015. С. 140−144.
Социальные проблемы семьи. | Диагностические методики.
а затем идет обсуждение ее отличия от самооценки, полученной от самого ребенка, и наоборот; 13) опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской. Г. Предлагаемые диаде «ребенок — родитель»: 14) варианты пробы на совместную деятельность, известной под общим названием «Архитектор-строитель», где ребенок и родитель стараются, например, вербально в диалоге описать невидимый партнеру достаточно сложный рисунок так, чтобы партнер смог его верно воспроизвести. Д. Одинаково пригодные для детей и взрослых: 15) цветовой тест отношений Эткинда[4] |
Внутрисемейные конфликты. | Диагностика межличностных отношений (ДМО) (Г. С. Васильченко, Ю. С. Решетняк, Л. Н. Собчик); Модифицированный вариант теста Т. Лири; Удовлетворенность браком (В. В. Столин, Т. Л. Романова, Г. II. Бутенко); Ролевые ожидания и притязания в браке; Дифференциальная оценка отношений (А. Н. Волкова); Распределение ролей в семье (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская); Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская). Проективные методы: Совместный тест Роршаха (В. Бланшир, М. Сингер, Е. Т. Соколова); Цветовой тест отношений (Е. Ф. Бажин, А. М. Эткинд); Семейная социограмма (Э. Г. Эйдемиллер). |
Жестокое обращение. | Опросники группы ICAST; Опросник сильных сторон и трудностей (Strength and Difficulties Questionnaire); Методика диагностики представлений ребенка о насилии «Незаконченные предложения»; Методика интервью для диагностики насилия; Методика «Письмо другу». |
Психические нарушения. | Психолого-психиатрическая диагностика специалистом медицинского профиля. |
Конфликт с законом. | Методика ОРВ (Оценка рисков и возможностей). |
Социальные проблемы семьи. | Диагностические методики. |
Множественные проблемы. | Диагностика коммуникативных проблем в семье; Диагностика поведения родителей в трудной жизненной ситуации; Диагностика личностных проблем взрослых членов семьи. |
Правильная социальная диагностика социальных проблем семьи с детьми (постановка правильного социального диагноза) позволит своевременно предотвратить нарушение воспитательной функции, что обусловливает главный фактор семейного неблагополучия. Диагностика функционирования семьи является основой раннего выявления семейного неблагополучия.
- [1] Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52 495−2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения», утв. и введ. в действие Приказом Ростехрегулированияот 30 декабря 2005 г. № 532-ст.
- [2] См.: Психологическая диагностика / под ред. М. К. Акимовой. СПб.: Питер, 2005.
- [3] Галасюк И. II., Краснова О. В., Шинина Т. В. Психология социальной работы: учебникдля бакалавров / под ред. докт. психол. наук О. В. Красновой. М.: Дашков и К°, 2013.
- [4] Голубева Е. В., Истратова О. II. Диагностика типов детско-родительских отношений //Российский психологический журнал. 2009. Т. 6. № 1. С. 25—34.