Б. З. Понимание и реализация корпоративной социальной ответственности
Институциональный принцип легитимности: общество обеспечивает бизнесу легитимность и наделяет его властью. В долгосрочной перспективе эту власть теряют те, кто с точки зрения общества, не использует ее ответственно. Стремление к власти — борьба за повышение статуса в рамках управленческой иерархии; при этом высшие менеджеры при принятии решений должны ставить интересы экономайзинга… Читать ещё >
Б. З. Понимание и реализация корпоративной социальной ответственности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Комплексный подход развивали ученые Л. Престон, Дж. Пост, А. Керолл. Вершина комплексного подхода — трактовка А. Керолла, который дал свое определение КСО.
Под КСО понимается " соответствие деятельности организации экономическим, правовым и дискреционным (филантропическим) ожиданиям, предъявляемым обществом организации в данный период времени" .
Несколько позже Керолл уточнил свое определение следующим образом: «КСО представляет собой многоуровневую ответственность, которую можно представить в виде пирамиды. Исповедующая КСО фирма должна стремиться получать прибыль, исполнять законы, быть этичной, а также быть хорошим корпоративным гражданином» .
Пирамида А. Керолла изображена на рис. 6.3. Лежащая в основании пирамиды Керолла экономическая ответственность подразумевает непосредственную обязанность организации на рынке как производителя товаров и услуг.
Рис. 6.3. Пирамида Керолла: совокупная социальная ответственность.
удовлетворять какие-либо потребности потребителей и таким образом извлекать и свою прибыль.
Правовая ответственность подразумевает необходимость законопослушности бизнеса в условиях рыночной экономики, соответствие деятельности компании тем ожиданиям общества, которые зафиксированы в правовых нормах.
Этическая ответственность требует от деловой практики организации соответствия тем ожиданиям общества, которые не оговорены в правовых нормах, но основаны на существующих нормах морали.
Филантропическая или дискреционная ответственность побуждает фирму к благотворительным действиям, направленным на оказание помощи нуждающимся, в том числе при реализации социальных программ.
Далее А. Керолл, развивая комплексную концепцию, предложил модель КСО, которая включила три измерения:
- 1) корпоративная социальная ответственность — возможные уровни: экономическая, правовая, этическая, дискреционная;
- 2) корпоративная социальная восприимчивость — диапазон изменений от реактивной к проактивной: реактивная, оборонительная, адаптивная и проактивная;
- 3) релевантные общественные проблемы — охрана окружающей среды, безопасность продукта, дискриминация, безопасность рабочих мест, взаимодействие с акционерами и т. д.
Продолжила подобное развитие идеи многомерной КСО модель, разработанная С. Вартиком и Ф. Кохреном, сделавшими упор на корпоративную социальную деятельность (КСД). При этом они опирались на трехмерную модель А. Керолла, но каждому измерению Керолла дали свои названия: принципы, процесс, политика.
Модель КСД С. Варгика и Ф. Кохрена приведена в табл. 6.1.
Таблица 6.1
Модель корпоративной социальной деятельности С. Вартика и Ф. Кохрена
Принцип КСД. | Процесс — корпоративная социальная восприимчивость. | Политика организации в решении общественных проблем. |
Экономический. | Реактивная. | Идентификация проблем. |
Правовой. | Оборонительная. | Анализ проблем. |
Этический. | Адаптивная. | Разработка ответа. |
Дискреционный. | Проактивная. | Реализация. |
Корпоративная социальная деятельность представляет собой основополагающую взаимосвязь между принципами социальной ответственности, процессом социальной восприимчивости и политикой, направленной на решение общественных проблем.
Кроме того, авторы данной модели выявили направляющие силы (источники) корпоративной социальной деятельности, которые приведены в табл. 6.2.
Наиболее законченную форму категория КСД приобрела в работах Д. Вуд и Д. Свансон.
По мнению Вуд, термин «деятельность» подразумевает действия и результаты, а социальная восприимчивость — не один процесс, а совокупность разных процессов.
Корпоративная социальная ответственность дает ответ на вопрос: почему компания должна действовать тем или иным образом?
Корпоративная социальная восприимчивость отвечает на вопрос: как именно действует компания?
Д. Вуд предложила следующую модель корпоративной социальной деятельности (КСД), включающую принципы КСД, процессы КСД и результаты корпоративного поведения.
Таблица 6.2
Направляющие силы, действующие в модели корпоративной социальной деятельности С. Вартика и Ф. Кохрена
Корпоративная социальная ответственность: направляющие силы. | Корпоративная социальная восприимчивость: направляющие силы. | Политика компании: направляющие силы. |
Общественный договор | Способность к восприятию меняющихся общественных условий. | Минимизация рисков. |
Корпорация как моральный агент. | Управленческие подходы к разработке способов восприятия. | Внедрение эффективной корпоративной социальной политики. |
Принципы КСО
- 1. Институциональный принцип легитимности: общество обеспечивает бизнесу легитимность и наделяет его властью. В долгосрочной перспективе эту власть теряют те, кто с точки зрения общества, не использует ее ответственно.
- 2. Организационный принцип публично-правовой ответственности: организации в бизнесе ответственны за те результаты, которые относятся к областям их взаимодействия с обществом.
- 3. Индивидуальный принцип свободы управленческого выбора: менеджеры являются моральными агентами. В каждой области корпоративной социальной ответственности они обязаны использовать имеющуюся у них свободу выбора для достижения социально-ответственных результатов.
Процессы корпоративной социальной восприимчивости
- 1. Оценка среды ведения бизнеса.
- 2. Управление заинтересованными сторонами (стейкхолдерами).
- 3. Управление проблемами.
Результаты корпоративного поведения
- 1. Воздействие на общество.
- 2. Социальные программы.
- 3. Социальная политика.
Д. Свансон предложила переориентировать модель Д. Вуд в направлении развития принципов КСО. Кроме того, она выделила следующие ценностные организационные процессы:
- • экономайзинг — процесс достижения эффективных результатов в рамках конкурентного поведения; при этом организации несут ответственность за результаты экопомайзинга;
- • стремление к власти — борьба за повышение статуса в рамках управленческой иерархии; при этом высшие менеджеры при принятии решений должны ставить интересы экономайзинга и эколоджайзинга выше стремления к власти;
- • эколоджайзинг — процесс развития связей организации с внешней средой, обеспечивающий устойчивость организации; при этом организации несут ответственность за результаты эколоджайзинга.