Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Просвещение и печать. 
Культурно-просветительские общества

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С 1906 г. по инициативе передовой профессуры возникли народные университеты. Наибольшую известность получил Московский городской народный университет, созданный на средства крупного золотопромышленника, отставного генерала, общественного деятеля и мецената А. Л. Шанявского. В 1905 г. Шанявский обратился в Московскую городскую думу с предложением принять в дар принадлежавший ему дом на Арбате… Читать ещё >

Просвещение и печать. Культурно-просветительские общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Значительных успехов достигло в то время высшее и специальное техническое среднее образование. Были основаны новые университеты — в 1909 г. в Саратове и в 1916 г. в Перми. К 1917 г. в Российской империи насчитывалось уже 11 университетов: Московский, Петербургский, Казанский, Киевский, Харьковский, Одесский (Новороссийский), Саратовский, Томский, Пермский, Варшавский и Юрьевский (Дерптский); 16 высших технических и 10 сельскохозяйственных институтов, 3 лицея, кроме того, 30 высших женских учебных заведений разного профиля, 47 педагогических и учительских институтов и более 170 учительских гимназий (не считая военных и духовных высших и средних учебных заведений). Число студентов всех высших и приравненных к ним учебных заведений за 20 лет (1897—1916) выросло с 31,4 тыс. до 135 тыс. человек, а количество университетов — с 11,3 тыс. до 25,6 тыс. человек. Изменился социальный состав студентов. Если в начале XIX в. дети потомственных и личных дворян составляли в университетах 52%, то к 1917 г. — 34%. В то же время вдвое увеличился удельный вес детей податных сословий. Дети дворян преобладали в военных учебных заведениях, а дети духовенства — в духовных.

С 1906 г. по инициативе передовой профессуры возникли народные университеты. Наибольшую известность получил Московский городской народный университет, созданный на средства крупного золотопромышленника, отставного генерала, общественного деятеля и мецената А. Л. Шанявского. В 1905 г. Шанявский обратился в Московскую городскую думу с предложением принять в дар принадлежавший ему дом на Арбате с земельным участком для устройства и содержания на доходы с него народного университета. Дума с благодарностью приняла дар, и в 1908 г. университет был открыт, а в 1912 г. было сооружено специальное здание для него на Миусской площади. В университете Шанявского на общественных началах преподавали лучшие профессора Московского университета и других московских вузов. В университет принимались лица всех званий и состояний, независимо от пола, возраста, национальной принадлежности. Обучение в нем было бесплатным. Университет состоял из двух отделений: первое (подготовительное) давало знания в объеме средней школы. На втором отделении было три факультета — общественно-юридический, историко-философский и естественноисторический с широким никлом естественных наук. Преподавание на них велось по университетской программе.

В 90-х годах XIX в. была остро поставлена проблема всеобщего образования. В 1905 1907 гг. состоялось три учительских съезда. На них особо подчеркивалась основная задача народного учителя: «Распространение знаний в народе рассматривать как первую общественную обязанность». При этом выдвигалось требование предоставления широкой автономии школам. «Широкая просветительская деятельность и правильно организованная и всем доступная школа, — говорилось па учительских съездах, — возможна только в свободном, строго демократическом государстве» .

С конца 90-х годов XIX в. до 1913 г. численность учащихся в начальных и средних школах России возросла с 3,5 млн до 9,2 млн человек. Однако подавляющая часть населения страны оставалась еще неграмотной: уровень грамотности за указанное время возрос лишь с 21% до 31%. В 1906 г. в Государственную думу был внесен законопроект «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи», однако под давлением правого большинства Думы проект не получил силы закона.

Начало XX в. было отмечено интенсивным ростом в России периодических изданий и книжного дела. Печать занимала чрезвычайно важное место в общественно-политической жизни страны. Число газет с 1900 по 1913 г. увеличилось со 125 до ИЗО названий. Газета нашла читателя среди рабочих и крестьян. Периодические издания выходили на 75 языках народов России. Этому способствовал и закон 3 ноября 1905 г., отменивший предварительную цензуру для периодических изданий. А в период революции 1905—1907 гг. существовала полная свобода печали. В те годы издавалось до 400 сатирических и юмористических газет и журналов со статьями и едкими карикатурами, высмеивавшими представителей власти. Пресса формировала общественное мнение.

Весьма популярны были «толстые» журналы — «Вестник Европы», «Русская мысль», «Русское богатство», «Мир Божий» и издававшиеся массовыми тиражами иллюстрированные журналы «Нива», «Всемирная иллюстрация». В 1906—1912 гг. были основаны исторические журналы «Былое», «Минувшие годы», «Годы минувшего», публиковавшие архивные материалы, мемуары, исследования по истории освободительного движения и общественной мысли в России XIX — начала XX в. Большую известность приобрели журналы по искусству — «Весы», «Аполлон», «Художественные сокровища России», «Старые годы», «Мир искусства» .

С конца XIX в. до 1917 г. число типографий увеличилось с 1 тыс. до 2,7 тыс., а названий издаваемых книг с 10 тыс. до 27 тыс. Перед Первой мировой войной ежегодно выходило в свет в общей сложности до 107 млн экземпляров разных книг и брошюр. Книгоиздательство превратилось в крупное торгово-промышленное предпринимательство, причем особенно прибыльное, крупные финансисты щедро инвестировали его. Крупными центрами производства полиграфической продукции были «обе столицы» — Москва и Петербург, в которых находились крупнейшие издательства — И. Д. Сытина, М. О. Вольфа, А. Ф. Маркса, А. С. Суворина, братьев М. В. и С. В. Сабашниковых.

Быстро развивалось библиотечное дело. В 1904 г. в стране насчитывалось до 15 тыс. различных типов общественных библиотек, а к 1914 г. их число возросло до 76 тыс.

Характерным явлением времени был быстрый рост культурно-просветительских и образовательных обществ не только в Петербурге и Москве, но и в губернских городах. Если в 1898 г. было 135 таких обществ, то через 20 лет их количество возросло в 8 раз.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой