Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Воспитательные дела. 
Педагогика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В основе организации воспитательных дел лежит два подхода — деятельностный и комплексный. Первый требует организации различных видов деятельности школьников — познавательной, трудовой, общественной, художественной, спортивной, ценностно-ориентировочной — и свободного общения. Второй предусматривает органичное сращивание всех видов деятельности в единый процесс, когда ВД одновременно оказывает… Читать ещё >

Воспитательные дела. Педагогика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Групповые (коллективные) формы воспитательной работы больше других распространены в учебно-воспитательной практике. Обычно классный руководитель или освобожденный воспитатель ведет воспитательную работу в отдельном (своем) классе, где использует самые разнообразные формы для решения намеченных задач и реализации программы (содержания) воспитания. Современная практика выработала множество форм коллективного воспитания, которые постоянно совершенствуются: продолжается поиск новых форм, полнее учитывающих современные реалии и перспективные потребности. Групповые формы воспитательной работы тесно соединяются с массовыми и индивидуальными, предоставляя воспитателю широкие возможности для решения намеченных задач.

Системность, комплексность, последовательность, непрерывность воспитания лучше всего передаются понятием «воспитательное дело», которым в последнее время предпочитают пользоваться теоретики и практики.

Воспитательное дело (ВД) представляет собой вид (форму) организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников. Главные отличительные особенности ВД — необходимость, полезность, осуществимость.

Воспитательный процесс состоит из цепи непрекращающихся воспитательных дел. Чаще всего ВД имеют творческий характер и общественную (коллективистскую) направленность, поэтому за ними закрепилось название коллективных воспитательных дел (КВД), или коллективных творческих дел (КТД). Последние, как отмечает один из создателей методики воспитания, основанной на системе КТД, — это не мероприятия, а забота. КТД являются «способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основным воспитательным средством»[1]. В воспитательных делах сливаются формы, средства и способы взаимодействия воспитателей со школьниками.

В основе организации воспитательных дел лежит два подхода — деятельностный и комплексный. Первый требует организации различных видов деятельности школьников — познавательной, трудовой, общественной, художественной, спортивной, ценностно-ориентировочной — и свободного общения. Второй предусматривает органичное сращивание всех видов деятельности в единый процесс, когда ВД одновременно оказывает и нравственное, и эстетическое, и политическое, и интеллектуальное влияние. Деятельностный подход указывает направленность воспитания, комплексный определяет характер его содержания.

Если рассматривать воспитательные дела как обособленные системные образования, то, несмотря на их большое разнообразие, в школах можно выявить, что все они конструируются в основном одинаково. В любом деле выделяются этапы целеполагания (анализа ситуации, формирования доминирующей и сопутствующих воспитательных целей); планирования; организации и подготовки; непосредственного осуществления; анализа достигнутых результатов (рис. 11.1).

На этапе целеполагания задача педагога — учесть социальную ситуацию, подчинить свою воспитательную деятельность доминирующей цели, поставить диагноз уровня воспитанности класса и отдельных учеников, а затем уже провести детальный педагогический анализ уровня подготовленности воспитанников к восприятию той системы воздействий, которые предусматриваются.

Структура воспитательного дела.

Рис. 11.1. Структура воспитательного дела.

в будущем деле. Должны быть получены совершенно определенные ответы на вопросы:

  • — Каково состояние класса (группы), на изменение которого направляется воспитательное воздействие?
  • — Каков уровень его развития по данному направлению?
  • — Что необходимо достигнуть в результате осуществления дела?
  • — Каков системой воспитательных средств можно достигнуть запланированного результата?

Уделяется внимание анализу недостатков, выявленных практикой воспитательной работы в прошлом. После обработки поступившей информации формулируется цель воспитательного дела по алгоритму: состояние класса и отдельных воспитанников > возможности педагога и школьников > определение цели и конкретных задач.

Этап планирования воспитательных дел наступает вслед за этапом целеполагания и отделяется от него только теоретически, поскольку практически это единый, неразрывный процесс. На данном этапе перед педагогом стоит важная задача: вместе с воспитанниками во всех деталях определить направление деятельности, распределить обязанности между участниками, указав не только то, что должно быть сделано, но и то, как это должно быть сделано.

Многие педагоги считают грубым нарушением планирование воспитательных дел без участия воспитанников. Известно: самому что-либо сделать и легче, и быстрее, чем учить этому других. Но функция педагога в том и состоит, чтобы организовать работу воспитанников, поэтому и планируется, и готовится ВД вместе с ними, точнее, готовят и проводят его сами воспитанники под руководством классного руководителя. В противном случае ВД будет «мероприятием», анесобственным делом школьников.

От качества планирования и организации зависит, как будет выполнено воспитательное дело. Чтобынеупустить сути, не сбиться с намеченного курса и достичь поставленной цели, педагогу нужно научиться отличать главное от второстепенного, иначе детали, мелочи отнимут много сил и времени. Вопросы нужно решать комплексно: делая одно, делать многое.

Сложные общешкольные дела, охватывающие множество участников, рекомендуется планировать методом сетевого графика. На нем в наглядной и удобной для восприятия форме отображаются цели, задачи, пути (маршруты) их достижения, распределяются участники, намечаются формы и методы работы, промежуточные этапы, дается другая информация, необходимая для понимания идеи. Сетевые графики вывешиваются на видных местах. Флажками на них отмечаются пройденные участки.

Принимая участие в планировании воспитательных дел, школьники проходят хорошую школу плановой организации деятельности, поэтому чрезвычайно важно показывать им прикладное, практическое значение планирования работы.

Этап организации. Без организации невозможно осуществить ни одно дело. Только при организации весь комплекс — воспитатели, воспитанники, средства — могут образовать некий жизнеспособный процесс. Общая теория организации производственной деятельности предлагает шесть положений (инструментов), на которые опирается технология и которые необходимо учитывать педагогам при организации воспитательных дел.

  • 1. Ясное определение цели предстоящей работы, обзор всего движения в целом от начала и до конца (чего необходимо достичь).
  • 2. Точное определение задач для каждого подчиненного (посредством каких операций можно достичь).
  • 3. Подготовка всего необходимого для предстоящей работы (при помощи чего достичь).
  • 4. Установление норм выполнения для измерения результатов (размеры достигнутого).
  • 5. Распределение ответственности, адресата и времени отчетности (чем стимулировать достижение цели).
  • 6. Инструктирование исполнителей как средство создания организационной системы (как достичь).

Участие в организации общего дела воспитывает важные качества личности: целеустремленность, ответственность, умение доводить начатую работу до конца, дисциплинированность, исполнительность. Кроме того, это мощное средство сплочения класса. Для многих школьников это проверка своих качеств, связанных с выбором профессии, а также возможность развития организаторских умений и навыков. Педагогам надо подчеркивать эти возможности и таким образом обеспечивать себе надежную помощь активистов.

Этап осуществления воспитательных дел содержит немало ответственных моментов для педагога. Во-первых, он следит за осуществлением намеченной программы дела, корректируя его ход на основе подготовленного сценария, выполняя диспетчерские функции. Во-вторых, педагог наблюдает за классом в целом и за отдельными учениками, помня, что ВД развивает у воспитанников определенные качества, позволяет установить уровень сформированности этих качеств и наметить стратегию дальнейшей работы. В-третьих, педагог следит за четким решением организационных вопросов. В целом управляющая деятельность на данном этапе мало чем отличается от аналогичной деятельности на уроке, но она более сложная, поскольку приходится учитывать, контролировать и корректировать многие факторы.

На завершающем этапе подводятся итоги. Это может быть коллективное обсуждение или индивидуальный педагогический анализ с целью вскрыть причины успехов и неудач. Целесообразно придерживаться апробированной схемы анализа воспитательного дела, последовательно отвечая на вопросы:

  • — Все ли позиции подготовки и проведения ВД нашли отражение в плане?
  • — Отвечало ли содержание программы намеченной цели?
  • — Отвечал ли намеченной цели, задачам и требованиям уровень организации?
  • — Все ли запланированные меры в достаточной степени были подкреплены ресурсами?
  • — Какие фрагменты, части ВД удались лучше и почему?
  • — Выдержано ли воспитательное дело во времени?
  • — Кто и почему срывал сроки?
  • — Представляло ли ВД систему или же было набором мало связанных между собой фрагментов и частей?
  • — Был ли эффект новизны?
  • — Отвечала ли эмоциональная окраска воспитательного дела его замыслу?
  • — Удовлетворяют ли качество ВД и отношение к нему учеников? Над какими вопросами ВД заставило их задуматься?
  • — Какой оценки заслуживает каждый член группы, принимавший участие в ВД?
  • — Каким было поведение учеников?
  • — Почему возникли случаи отрицательной реакций части учеников на те или иные педагогические действия?
  • — От чего нужно отказаться и что нового ввести в следующие воспитательные дела?

По целям и назначению выделяют такие виды воспитательных дел, как социально-ориентированные, этические, эстетические, экологические, трудовые, спортивно-физкультурные, познавательные и др.

  • [1] См.: Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дач. М., 1998. С. 3−4.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой