Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей студентов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Весь ход диссертационного исследования показал актуальность работы, состоящую в том, что общество ставит перед нами новые социально-экономические задачи. Среди них следует отметить требования, предъявляемые специалисту на рынке труда: высокая квалификация, адаптация к современным условиям труда, мобильность, коммуникабельность, творческий характер выполнения работы. Следовательно, мы можем… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Музыкальный фольклор как педагогическая проблема
    • 1. Методологические основы исследования проблемы развития творческих способностей студентов средствами музыкального фольклора
    • 2. Музыкальный фольклор как педагогическая ценность
    • 3. Прогностический подход к развитию творческих способностей студентов средствами музыкального фольклора
  • Выводы к первой главе
  • Глава 2. Развитие творческих способностей студентов средствами музыкального фольклора в процессе опытно-экспериментальной работы
    • 1. Принципы и условия организации опытно-экспериментальной работы по развитию творческих -способностей студентов средствами музыкального фольклора
    • 2. Содержательно-процессуальный этап опытно-экспериментальной работы по развитию творческих способностей студентов средствами музыкального фольклора
    • 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию творческих способностей студентов средствами музыкального фольклора
  • Выводы ко второй главе

Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей студентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Процессы модернизации, происходящие в нашей стране, касаются всех сфер развития общества. Они становятся причинами переосмысления целей, задач, путей воспитания и обучения в современных социокультурных условиях. Новые приоритеты в образовании определяют необходимость совершенствования подготовки студентов вузов. Одной из важнейших задач высшей школы на современном этапе является формирование личности будущего специалиста, обладающего не только знаниями, умениями, навыками профессиональной деятельности, но и умеющего их творчески применить в учёбе и работе. Поэтому основная задача, стоящая перед педагогами вуза, — помочь в максимальном развитии творческих способностей студентов.

Научную теорию способностей разрабатывали Б. Г. Ананьев, А. Г. Ковалев, Г. С. Костюк, Н. С. Лейтес, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн и др. Проблему специальных способностей исследовали Ф. Н. Гоноболин, А. Г. Ковалев, В. А. Крутецкий, Л. И. Уманский и др.

Изучение проблем творчества, творческих способностей стало ключевой проблемой психологов и педагогов, находя отражение в работах В. И. Андреева, Г. С. Альтшуллера, Дж. Гиллера, А. Ю. Козырева,.

A.Н. Леонтьева, А. Н. Лука, А. Р. Лурия, Я. А. Пономарева, С. Л. Рубинштейна, А. А. Смирнова, Д. Шеллкросса и др. Педагогические идеи формирования и развития творческих способностей исследовались Т. В. Абрамовой, Л. С. Выготским, Л. А. Пономаревым, Б. М. Тепловым,.

B.Д. Шадриковым и др. В то же время проблема развития творческих способностей остается одной из актуальных психолого-педагогических проблем.

Одним из средств развития творческих способностей студентов выступает музыкальный фольклор. Проблемой изучения значимости музыкального фольклора для педагогического процесса и процесса развития творческих способностей в системе дошкольного и школьного образования занимались Г. В. Быховец, В. А. Бакаев, Т. С. Комарова, И. М. Красильников, И. В. Нестьев, Т. А. Ротанова, К. Д. Ушинский и др. Вместе с тем изучение потенциальных возможностей музыкального фольклора для развития творческих способностей студентов вуза осталась без внимания исследователей. Значит, современное состояние теоретической мысли по вопросам использования музыкального фольклора в процессе обучения студентов вуза не способно удовлетворить потребности практики в научном изучении проблемы. На основании анализа существующих исследований, а также собственного поиска в данном направлении была сформулирована проблема исследования, сущность которой заключается в необходимости разрешения противоречий между потребностями педагогической теории и практики в осмыслении значимости музыкального фольклора для педагогической науки, с одной стороны, и недостаточной теоретико-методологической разработанностью вопроса в научных исследованиях, с другойв наличии потенциальных возможностей музыкального фольклора и их малой реализацией в педагогической практике.

Вышеназванные противоречия и связанная с ними актуальность обусловили выбор темы нашего исследования: «Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей студентов».

Цель исследования: определить педагогические условия, при реализации которых музыкальный фольклор будет выступать средством развития творческих способностей студентов.

Объект исследования: профессиональная подготовка студентов специализации «Народный хор».

Предмет исследования: развитие творческих способностей студентов в условиях использования музыкального фольклора в учебном процессе.

Гипотеза исследования: музыкальный фольклор может выступить как средство развития творческих способностей студентов, если его изучение будет построено с опорой на следующие педагогические условия:

• преемственное использование музыкальных традиций как базы развития творческих способностей личности;

• формирование установки на творческое использование традиций;

• учет имманентных характеристик музыкального фольклора (его творческий характер, эталонность, традиционность, вариационность (вариантность), импровизационность, способность к перекодировке);

• ориентацию студентов в ценностях музыкального фольклора.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой ставились следующие задачи:

• охарактеризовать методологические предпосылки исследования проблемы;

• выявить музыкальные традиции русского народа как педагогическую ценность;

• определить степень разработанности проблемы в педагогической теории и практике;

• теоретически обосновать педагогические условия развития творческих способностей студентов средствами музыкального фольклора;

• экспериментально проверить влияние педагогических условий на развитие творческих способностей будущего специалиста;

• разработать методические рекомендации по использованию музыкального фольклора как средства развития творческих способностей студентов.

Методологической основой и теоретическими предпосылками нашего исследования являются: культурологический подход (А.И. Арнольдов, А. Дистервег, И. Ф. Исаев, М. С. Каган, Я. А. Коменский,.

A.И. Мищенко, В. А. Сластёнин, Е. Н. Шиянов и др.) — аксиологический подход (И.В. Гильгенберг, Е. И. Головаха, А. В. Кирьякова, А. А. Ручка,.

B.П. Тугаринов и др.) — креативный подход (Б.Г. Ананьев, А. Г. Ковалёв,.

C.JI. Рубинштейн, В. Д. Шадриков и др.) — индивидуально-дифференцированный подход (JI.C. Выготский, А. В. Усова и др.) — принцип народности (К.Д. Ушинский) — теория деятельности (К.А. Абульха-нова-Славская, Б. Г. Ананьев, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн и др.) — учение об установке (А.Г. Асмолов, Д. Н. Узнадзе и др.) — музыкальный фольклор (Н.М. Бачинская, Б. Б. Ефименкова, И. И. Земцовский, С. Г. Лазутин, Т. В. Попова и др.).

Исследование состоит из четырёх этапов, осуществлялось на базе специализации «Народный хор» Челябинской государственной академии культуры и искусств.

На первом этапе (1997 — 1998 гг.) выявлялось состояние проблемы развития творческих способностей студентов средствами музыкального фольклора в научной литературе и педагогической практикеопределялись ключевые позиции исследования, его понятийный аппарат. На данном этапе была определена актуальность темы, сформулирована рабочая гипотеза, поставлена цель, задачи исследования. Использовались методы анализа, сравнения, обобщения.

Второй этап (1998 — 1999 гг.) был посвящён теоретико-методологическому обоснованию исследования. Использовался теоретический метод анализа и обобщения.

На третьем этапе (1999 — 2003 гг.) определялись возможности верификации выдвинутой гипотезыразрабатывались критерии оценки уровней развития творческих способностей студентов средствами музыкального фольклорапроводилась экспериментальная проверка педагогических условий в образовательном процессе вуза. Применялись эмпирические методы: констатирующий, формирующий экспериментнаблюдение, тестирование и др.

Четвёртый этап (2003 — 2004 гг.) включал итоговую обработку полученных результатов и их внедрение в практику работы. Ведущие методы: анализ результатов, методы математической статистики, обобщение.

Научная новизна исследования состоит:

• в разработке проблемы развития творческих способностей (творческого мышления, воображения, мотивации к творчеству, коммуникативно-творческих способностей) студентов музыкально-педагогического факультета вуза культуры и искусств средствами музыкального фольклора на методологическом, теоретическом, практическом уровнях;

• в обогащении понятийного аппарата педагогики за счёт определения структуры и алгоритма процесса развития творческих способностей средствами музыкального фольклора, включающего практическое освоение инструментальной фольклорной традицииеё творческую переработкутеоретическое изучение и обобщение музыкальной фольклорной традицииизучение песенного фольклора на теоретическом и практическо-творческом уровняхсоздание (воссоздание) музыкальных фольклорных произведений (вокальных, инструментальных, вокально-инструментальных);

• в выделении комплекса педагогических условий, способствующих развитию творческих способностей студентов музыкально-педагогического факультета вуза культуры и искусств средствами музыкального фольклора;

• в разработке критериев и методов определения уровня развития творческих способностей студентов музыкально-педагогического факультета вуза культуры и искусств средствами музыкального фольклора.

Теоретическая значимость исследования состоит:

• в определении и теоретическом обосновании особенностей развития творческих способностей студентов средствами музыкального фольклора, состоящих в первоначально практическом изучении фольклорного материала, его теоретическом обобщении, выявлении закономерностей бытования (включая структуру, формообразование, музыкально-поэтический стиль и т. д.), создании собственных произведений в рамках музыкальной фольклорной традиции;

• в теоретическом обосновании включения комплекса фольклорно-музыкальных предметов в педагогический процесс, способствующих развитию творческих способностей студентов.

Практическая значимость исследования заключается:

• в разработке комплексной методики развития творческих способностей студентов средствами музыкального фольклора;

• в разработке методики фольклорно-музыкальной деятельности студентов и диагностики их творческих способностей;

• в разработке и внедрении в учебный процесс программ курсов «Народное музыкальное творчество» и «Инструменты народной традиции»;

• в разработке и публикации научно-методических рекомендаций по исследуемой проблеме, в том числе одобренных УМО Министерства культуры РФ.

На защиту выносятся:

1. комплекс педагогических условий и теоретическое обоснование его введения для развития творческих способностей студентов средствами музыкального фольклора, включающий преемственное использование музыкальных традиций как базы развития творческих способностей личностиформирование установки на творческое использование традицийучет имманентных характеристик музыкального фольклора его творческий характер, эталонность, традиционность, вариационность (вариантность), импровизационность, способность к перекодировке) — ориентацию студентов в ценностях музыкального фольклора;

2. уточненная структура процесса развития творческих способностей (в том числе творческого мышления, воображения, мотивации к творчеству, коммуникативно-творческих способностей), необходимых в области музыкальной деятельности для создания (воссоздания) музыкальных фольклорных произведений;

3. алгоритм создания (воссоздания) музыкальных фольклорных произведений, сущность которого состоит в изучении (практическом и теоретическом) музыкальных эталонов, на основании которых происходит процесс творческой переработки материала.

Достоверность и обоснованность выводов исследования обеспечивается анализом и учётом современных достижений педагогической науки и комплексной методикой исследования проблемы, подтверждается успешным внедрением его результатов в практику работы вузов страны, публикацией материалов и получением на них положительных отзывов.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились с 1997 г. посредством публикаций в печати в виде докладов, выступлений, обсуждений частных вопросов на всероссийских (Волгоград, Челябинск, 2003 г.), межрегиональных (Челябинск, 2002 г.), региональных (Липецк, 2003 г.), внутри^деми^ерщх (1999 — 2004 гг.) научцо-практических конференциях, на лекциях и практических занятиях в Челябинской государственной академии культуры и искусств. Основные научно-методологические идеи диссертации легли в основу учебных пособий «О некоторых особенностях обучения игре на ложках» (имеет гриф УМО Министерства культуры РФ), «Игра на ложках: Практический курс (в четырёх частях)», программ «Инструменты народной традиции» (имеет гриф УМО Министерства культуры РФ) и «Народное музыкальное творчество».

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (220 источников), 50 таблиц, 34 диаграмм, 6 графиков, двух Приложений.

Выводы ко второй главе.

Особенность опытно-экспериментальной работы по проверке гипотезы исследования в том, что для её проведения были выбраны три экспериментальные группы с целью наиболее полной и точной проверки результатов опытно-экспериментальной работы. При этом, учитывая специфику обучения студентов на специализации «Народный хор», а именно малочисленность групп (6−8 человек), в первую экспериментальную группу были включены студенты 1 — 2 курсов 1999 — 2001 гг. обучения, во вторую — 2000 — 2002 гг. обучения, в третью — 2001 — 2003 гг. обучения. Малочисленность групп отложила отпечаток и на ход, и на содержание опытно-экспериментальной работы. Среди особенностей её проведения следует отметить неодновременность видов эксперимента в различных экспериментальных группах: в 2001 г. в первой экспериментальной группе эксперимент был уже завершён, во второй продолжался формирующий эксперимент, в третьей начинался констатирующий эксперимент. Особенностью содержания опытно-экспериментальной работы явилась большая индивидуализация обучения по сравнению с группами, в которых обучается большее количество студентов.

Опытно-экспериментальная работа включала несколько видов эксперимента: констатирующий, формирующий, проверочный, каждый из которых выполнял свои функции. В процессе констатирующего эксперимента мы установили исходный уровень развития творческих способностей студентов в каждой из экспериментальных групп и выяснили, что во всех трёх группах он примерно одинаков. Его особенностью являлось, как уже отмечалось, неодновременное проведение в экспериментальных группах: 1999 г. — в первой экспериментальной группе, 2000 г. -во второй экспериментальной группе, 2001 г. — в третьей. Кроме выявления исходного уровня развития творческих способностей студентов каждой группы нам приходилось учитывать уровень общей и профессиональной подготовленности студентов, их ценностные ориентации, профессиональную компетентность и т. д.

В процессе формирующего эксперимента мы вводили педагогические условия развития творческих способностей студентов. При этом в первой экспериментальной группе проверялся один ряд педагогических условий, во второй группе — другой ряд, в третьей — комплекс педагогических условий. Особенностью формирующего эксперимента являлась индивидуализация обучения в группах, обусловленная их малочисленностью. Поэтому каждое педагогическое условие проверялось в ходе опытно-экспериментальной работы, как с отдельным студентом, так и со всей группой в целом. Кроме того, её особенностью стало первоначальное практическое изучение фольклорного материала в курсе «Инструменты народной традиции» и лишь затем — теоретическое осмысление ценностей музыкального фольклора, его ценностей музыкального фольклора, его сущностных характеристик в курсе «Народное музыкальное творчество».

В каждой из групп была осуществлена диагностика творческих способностей в динамике их развития.

В ходе проверочного эксперимента корректировался ход опытно-экспериментальной работы и проводился анализ результатов. Он показал, что во всех трёх группах развивались творческие способности студентов, при этом в третьей экспериментальной группе это развитие достигло более высокого уровня.

Исходя из опытно-экспериментальной работы, мы можем заключить, что на методологическом уровне одним из путей развития творческих способностей студентов является использование системного подхода как принципа. То есть, творческие способности мы рассматривали как целостное явление, состоящее из определённых структурных компонентов, находящихся во взаимосвязи. Выявились наиболее значимые для нас структурные компоненты творческих способностей студентов, включающие творческое мышление, воображение, мотивацию к творчеству и коммуникативно-творческие способности.

На теоретическом уровне в содержание опытно-экспериментальной работы мы включили освоение студентами определённых знаний по предметам «Инструменты народной традиции» и «Народное музыкальное творчество».

На методическом уровне развитие творческих способностей происходило с учётом имманентных характеристик музыкального фольклор ра, в содержании которых изначально заложено творческое начало и развитие творческих способностей: вариантность, импровизационность, способность к перекодировке и т. д.

Анализ самих результатов опытно-экспериментальной работы, статистических данных, приведённых в § 3 и Приложении № 1 к диссертации, показали, что развитие творческих способностей студентов средствами музыкального фольклора возможно при включении комплекса педагогических условий, к которому следует отнести следующее:

• преемственное использование музыкальных традиций как базы развития творческих способностей личности;

• формирование установки на творческое использование традиций;

• учёт имманентных характеристик самого музыкального фольклора (творческий характер, эталонность, традиционность, вариантность, импровизационность, способность к перекодировке);

• ориентацию студентов в ценностях музыкального фольклора.

• ориентацию студентов в ценностях музыкального фольклора.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Весь ход диссертационного исследования показал актуальность работы, состоящую в том, что общество ставит перед нами новые социально-экономические задачи. Среди них следует отметить требования, предъявляемые специалисту на рынке труда: высокая квалификация, адаптация к современным условиям труда, мобильность, коммуникабельность, творческий характер выполнения работы. Следовательно, мы можем утверждать, что проблемы творчества становятся доминирующими в рыночных отношениях. Значит, человек, обладающий более высокими творческими способностями, более конкурентоспособен. Кроме того, механизм его адаптации требует нахождения компенсаторных процессов в собственной жизни и жизни общества в целом. Одним из таких компенсаторных механизмов выступает фольклор вообще и музыкальный фольклор в частности. На стыке двух актуальных проблем действительности — творчество и вечные ценности, — носителем которых выступает музыкальный фольклор, и находится проблема нашего исследования.

Основные противоречия, которые заставили нас обратиться к проблеме данного исследования, в том, что есть потребности практики осмысления проблемы, но нет её теоретических обоснованиймузыкальный фольклор несёт в себе творческий потенциал, который мало реализуется в педагогической практике.

Мы рассмотрели музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей студентов. Ядро нашей концепции составили культурологический, аксиологический и деятельностный подходы как методологические принципы. При этом особенностью использования культурологического подхода в нашем исследовании явилось его смыкание с этнопедагогикой, так как человек — не просто биологическое и социальное существо, обучение которого должно опираться на принципы природосообразности и культуросообразности, но ещё и представитель своего народа, его культуры. Поэтому обучение должно строиться с опорой на принципы народности, то есть быть сообразно культуре конкретно этноса. Использование аксиологического подхода в нашем исследовании обусловлено тем, что ядром культуры выступают ценности. Музыкальный фольклор как ценность также включается в ядро культуры, следовательно, его рассмотрение было бы невозможным без опоры на аксиологический подход как методологический принцип. Мы рассматриваем музыкальный фольклор как духовную ценность человечества. При этом важным для нас являлось выделить элементы музыкального фольклора, которые могут выступать в качестве ценностных ориента-ций студентов. К ним мы отнесли его содержательную, жанровую, познавательную стороны. Полиэлементность и полифункциональность музыкального фольклора являются базой для его широкого использования в общественной жизни, в том числе и в педагогике. Поскольку для педагогики существенным является развитие творческой личности, то мы пришли к заключению, что использование музыкального фольклора как средства развития творческих способностей студентов является целесо-. образным. Музыкальный фольклор, его онтологический аспект представляются нам как деятельность по его созданию, хранению, воспроизведению, передачи и так далее. Поэтому его изучение в нашем исследовании опирается на деятельностный подход как методологический принцип. Использование деятельностного подхода объясняется ещё и тем, что развитие человека и его способностей возможно только в деятельности. В нашем исследовании мы уточнили понятия «способности» и «творческие способности», являющиеся ключевыми в нашей научной концепции. Рассматривая проблему развития творческих способностей в рамках данного исследования, мы пришли к выводу о том, что творческие способности человека — основа программы его жизнедеятельности, формирующаяся под влиянием природной, социальной и информационной среды. В их структуре мы выделили: творческое мышление, воображение, мотивацию к творчеству, коммуникативно-творческие способности и пришли к заключению, что развитие творческих способностей выступает как процессуальная система активизации студентов под влиянием целенаправленных социально-педагогических взаимодействий. Заключили, что развитие творческих способностей студентов средствами музыкального фольклора предполагает включение их в процесс имитации фольклорной жизнедеятельности, сущность которой состоит в воспроизведении и создании в рамках традиции структурных элементов обрядовой и внеобрядовой культуры в соответствии с современными социокультурными условиями.

Наша научная концепция проверялась в рамках опытно-экспериментальной работы. В ней участвовали студенты 1—2 курсов специализации «Народный хор» ЧГАКИ 1999 — 2003 гг. обучения. Особенностью явилось неодновременное проведение этапов экспериментальной работы в различных экспериментальных группах. Это было обусловлено спецификой кафедры: ориентация на выпуск «штучных» специалистов, что определило немногочисленность студентов в группе (6 — 8 человек). Поэтому в первую экспериментальную группу включались студенты 1999 — 2001 гг. обучения, во вторую — 2000 — 2002 гг. обучения, в третью — 2001 — 2003 гг. обучения. Данная особенность отложила отпечаток и на содержание опытно-экспериментальной работы. В содержании следует отметить индивидуализацию обучения, то есть работу непосредственно с каждым студентом на групповых и практических занятиях. Кроме того, особенностью опытно-экспериментальной работы стало первоначальное практическое изучение фольклорного материала в курсе «Инструменты народной традиции» и лишь затем — теоретическое осмысление ценностей музыкального фольклора, его сущностных характеристик в курсе «Народное музыкальное творчество». В результате мы пришли к следующим итогам: творческие способности студентов развивались во всех трёх экспериментальных группах, при этом в третьей группе это развитие достигло более высокого уровня. Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что подтвердилась рабочая гипотеза, обоснование которой обстоятельно представлено в § 3 первой главы, включающая в себя предположение о том, что музыкальный фольклор может выступить средством развития творческих способностей студентов, если его изучение будет построено с опорой на следующие педагогические условия:

• преемственное использование музыкальных традиций как базы развития творческих способностей личности;

• формирование установки на творческое использование традиций;

• учёт имманентных характеристик самого музыкального фольклора (творческий характер, эталонность, традиционность, вариантность, импровизационность, способность к перекодировке);

• ориентация студентов в ценностях музыкального фольклора.

Наше исследование показало, что требуется изучить и другие стороны проблемы развития творческих способностей средствами музыкального фольклора, которые нами не освещены. К ним, мы считаем, можно отнести: опору на весь комплекс фольклора, включающий декоративно-прикладное, поэтическое и другое творчество народаисторические аспекты развития творческих способностей средствами музыкального фольклора и т. д.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. 299 с.
  2. Актуальные проблемы музыкальной педагогики: Межвуз. сб. тр. — М., 1997 Вып. XXXII. — 157 с.
  3. Ш. А. Педагогическая симфония. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1993. Ч. 1. — 224 с.
  4. Ш. А. Педагогическая симфония. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1992. — Ч. 2. — 176 с.
  5. . Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.
  6. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. — Казань, 1988. — 238 с.
  7. В. И. Педагогика творческого развития: Инновационный курс. Казань, 1996. — Кн. 1. — 576 с.
  8. А. И. Введение в культурологию. М.: Изд-во НАКиОЦ, 1993.-352 с.
  9. . В. О хоровом искусстве: Сб. ст./Сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина. JL: Музыка, 1980. — 216 с.
  10. А. Г. Психология личности. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с,
  11. А. С. Об особенностях современного философствования (Взгляд из России) // Вопр. философии. 1998. — № 2. — С. 3 — 17.
  12. И. Е. Творческая деятельность детей — сирот младшего школьного возраста как фактор социально — педагогической адаптации в условиях детского дома: Дис.. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. — Челябинск, 2000. — 191 с.
  13. А. М. Диагностический подход к сформированности педагогической культуры управленческого общения // Вестн. ин-та педагогических исследований — Челябинск: ЧГАКИ, 2001. — Вып. 2. — С. 19−37.
  14. А. М. Культура педагогического общения. Челябинск: ЧГАКИ, 2002.-162 с.
  15. А. М. Общая педагогика: Учеб. пособие. — Челябинск: ЧГАКИ, 1992.-115 с.
  16. А. М. Педагогическая культура управленческого общения: Сущность и особенности // Вестн. ин-та педагогических исследований.- Челябинск: ЧГАКИ, 2001. Вып. 2. — С. 3 -19.
  17. А. М. Формирование культуры управленческого общения у руководителей и учителей общеобразовательных школ: Теория и практика: Автореф. дис.. на соиск. уч. степ, д-ра пед. наук. — Челябинск, 1999.- 51 с.
  18. Н. А. Музыка как средство развития творческой индивидуальности. www. oim. ru / reader, asp? nomer = 178.
  19. E. П. О национально государственном образовании в России // Педагогика. — 1998. — № 3. — С. 30 — 35.
  20. Н. Б. Психолого-педагогическая специфика художественного образования школьников // Педагогика.— 1995. — № 2. — С. 42 — 45.
  21. В. М. Заметки композитора о музыкальном восприятии детей // Педагогика. 1992. — № 9 — 10. — С. 46 — 50.
  22. П. Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971. www/ iek. edu. ru / progs / psneklla. htm.
  23. Д. Б., Богоявленская М. Е. Творческая работа — просто устойчивое словосочетание // Педагогика. — 1998. — № 3. — С. 36 -43.
  24. Е. А. Воздействие музыки на воспитание личности // Педагогика. 1992. — № 5 — 6, — С, 32 — 37.
  25. Бозаджиев В. JL Педагогические условия адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе на основе ценностного подхода // Вестн. ин-та педагогических исследований. — Челябинск: ЧГАКИ, 2002. № 2 (5). — С. 37 — 59.
  26. В. JI. Проблема ценностей в культурологическом познании// Вест, ин-та педагогических исследований. Челябинск: ЧГАКИ, 2001. — Вып. 2. — С. 133 — 135.
  27. Е. В. Развитие способностей детей в процессе формирования цветомузыкальной синестезии: Дис.. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук (Рукоп.). — Челябинск, 2000. 190 с.
  28. С. В. Педагогические условия повышения эффективности профессионально-творческой деятельности будущего учителя: Дис.. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Челябинск: ЧГПУ, 1999. — 175 с.
  29. Г. А. Ценностный подход к профессионально — педагогической подготовке студентов университета. Дис.. на соиск. уч. степ, канд. пед. наук. — Курган: Кург. госуниверситет, 2002. — 177 с.
  30. В. А. Сухомлинский и современная школа Урала, Сибири: Материалы регион, науч.-практ. конф.— Оренбург: ОПТУ, 2003. — Ч. 3. -380 с.
  31. В. А. Нравственное воспитание молодого поколения средствами этнопедашгики.- Барнаул: БГПУ. www. bspu. ab. ru. / sournal / vestnik / ARHIW / № 2. 2000 / list / list 83. html.
  32. В. А. Этнопедагогика как объект социально — философского познания. Барнаул: БГПУ. www. altai. ru / nauka / sbornik / 2000. vakaev/ html.
  33. А. П. Культуротворческая школа: Концепция и модель образовательного процесса // Педагогика. — 1998. — № 4. — С. 12 — 18.
  34. В. В. Эстетика романтизма. — М.: Искусство, 1966. — 404 с.
  35. И. Н., Матвеева М. Н. Новый подход к изучению детского фольклора // Нач. шк. 1997. — № 12. — С. 113 — 116.
  36. И. JI. Эмоционально — эстетическое развитие младших школьников в учебной деятельности, www. altai. lio. ru / projects / group 2 / potok 20 / site / reader / index, htm.
  37. JI. Раскрыть музыку в её целостности // Искусство в школе. 1992.- № 2.- С. 20−26.
  38. Н. Ф. К проблеме развития личности школьников в детском музыкальном творчестве // Вопр. психологии. — 1987. — № 6. -С. 77−84.
  39. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. — М.: Просвещение, 1979. — 288 с.
  40. Н. Д Подготовка педагогов общеобразовательных учреждений к исследовательской деятельности как фактор повышения их квалификации: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Уфа, 1998. 18 с.
  41. Вопросы музыкальной педагогики / Ред.-сост. В. А. Натансон. — М.: Музыка, 1979. Вып. 1. — 160 с.
  42. Вопросы музыкальной педагогики / Ред.-сост. В. А. Натансон и Л. В. Рощина- М.: Музыка, 1984. Вып. 5.-136 с.
  43. Вопросы музыкальной педагогики /Сост. Ю. Усов. — М.: Музыка, 1991, — Вып. 10.-176 с.
  44. Вопросы теории и практики музыкальной педагогики / Ред.-сост. В. М. Зеленин и В. JL Яконюк. Минск, 1989. — 126 с.
  45. Т. Из опыта работы по возрождению народной культуры // Воспитание школьников. 1994. — № 1. — С. 52 — 56.
  46. Е. Н. О совершенствовании учебного процесса в музыкальных школах // Педагогика. 2001. — № 4. — С. 44 — 47.
  47. JI. С. Собрание сочинений. В 6 т. / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1982. — Т. 2. — 504 с.
  48. JI. С. Собрание сочинений. — В 6 т. / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1984. — Т. 6. — 400 с.
  49. Высший музыкальный колледж: Новое в профессиональном художественном образовании: Сб. ст. / Сост. и отв. ред. М. М. Берлянчик и А. Н. Якупов. Магнитогорск- Новосибирск, 1992. — 204 с.
  50. А. С. Формирование гражданина: Теория, практика, проблемы. — Челябинск: Изд-во 4111У «Факел», 1995. 238 с.
  51. О. Культура и творчество: Проблема эстетического воспитания // Дет. лит. 1983. — № 11.- С. 36 — 41.
  52. . С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании // Педагогика. 1992. — № 5 — 6. — С. 3 — 13.
  53. И. В. Педагогические условия приобщения младших школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания: Дис.. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. — Челябинск, 2002.-169 с.
  54. Д. Традиции народной педагогики в действии // Воспитание школьников. 2000. — № 6. — С. 8 — 11.
  55. Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наук, думка, 1998. — 143 с.
  56. М. Дети говорят о музыке // Музыка — детям: Вопросы музыкально эстетического воспитания. — Л.: Музыка, 1981. -Вып. 4.-С. 4−22.
  57. И. Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. — М.: Педагогика, 1986. — 127 с.
  58. Г. А. Краеведческий материал как средство развития познавательной и творческой деятельности школьников: Дис.. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Томск, 1978. — 160 с.
  59. В. Е. Эстетика фольклора. — JL, 1967. 178 с. www. balkaria. narod. ru / kultura / kuznetsova / bibliografia. htm.
  60. В. В. Труды А. Дистервега и современная педагогика // Педагогика. 1992. — № 1 — 2. — С. 85 -89.
  61. Деятельность: Теории, методология, проблемы / Сост. И. Т. Каса-вин. — М.: Политиздат, 1990. 366 с.
  62. JI. А. Взаимосвязь речи и музыки как форм человеческого общения // Вопр. психологии. — 2001. — № 1. — С. 130 133.
  63. А. Избранные педагогические сочинения /Сост. В.А. Ро-тенберг. М., 1956. — 374 с.
  64. И. М. Проблема ориентации учащихся на новые ценности как основы их гражданско-патриотического воспитания // Вестн. ин-та педагогических исследований. — Челябинск: ЧГАКИу 2001. — Вып. 3. С. 37−42.
  65. И. М. Установка как проявление потребности личности в профессиональной деятельности // Вестн. ин-та педагогических исследований. Челябинск: ЧГАКИ, 2001. — Вып. 3. — С. 42- 46.
  66. М. Е. Профессионально педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней. — Челябинск: ЧГАКИ, 2002. — 276 с.
  67. М. Е. Теория деятельности методологическая основа организации педагогического процесса// Вестн. ин-та педагогических исследований. — Челябинск: ЧГАКИ, 2002. — Вып. 2 (5). — С. 3 — 8.
  68. М. Е., Жернов В. И., Лешер О. В. Педагогика воспитания и развития личности учащихся. — Магнитогорск: Магнитогор. гос. пед. ин-т, 1996. 315 с.
  69. М. Е., Ломакина И. С. Логика и культура организации педагогического исследования: Учеб. пособие — Челябинск: ЧГАКИ, 2003.-130 с.
  70. М. Е., Ломакина И. С. Педагогическое управление обучением студентов как социокультурный процесс: Учеб. пособие — Челябинск: ЧГАКИ, 2003. 122 с.
  71. . Б. Ритмика русских традиционных песен. — М.: Изд-во МГИК, 1993.- 154 с.
  72. Л. И., Соловьев А. А. Эстетическая среда как фактор развития личности // Нач. шк. 1999. — № 11. — С. 52 — 56.
  73. В. И. Методология и методика дидактического исследования. — М.: Педагогика, 1982. 160 с.
  74. А. В. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1986. — Т. 1. — 320 с.
  75. А. В. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. — М.: Педагогика, 1986. — Т. 2. — 296 с.
  76. Защитить и приумножить отечественные традиции музыкального образования: Круглый стол // Педагогика. 2001. — № 8. — С. 47 -55.
  77. Н. С. Деятельность — труд культура // Деятельность: Теории, методология, проблемы /Сост. И. Т. Касавин. — М.: Политиздат, 1990.-С. 111−128.
  78. В. В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры // Вопр. психологии. 1998. — № 3. — С. 104 -115.
  79. Н. А. Педагогические условия формирования эстетических интересов школьников средствами искусства: Дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук (Рукоп.). Челябинск, 1995. — 207 с.
  80. Г. В. Восприятие музыки и музыкальные предпочтения // Психологический журн. 2001. — Т. 22. — № 1. — С. 72 — 82.
  81. История мировой культуры / Сост. Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. — М.: Филол. о-во «Слово" — Центр гуманит. наук при фак. журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова- ТКО «АСТ», 1996. 610 с.
  82. Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? М.: Сов. композитор, 1977. — 254 с.
  83. Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе. — М.: Педагогика, 1973.-335 с.
  84. М. К., Матова М. А. Межполушарная асимметрия и вербальные и невербальные компоненты познавательных способностей // Вопр. психологии. 1988. -№ 6. — С. 106 — 115.
  85. М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. -М.: Политиздат, 1988. 319 с.
  86. М. С. О духовном: Опыт категориального анализа // Вопросы философии. 1985. -№ 9. — С. 91 -105.
  87. М. С. Философия культуры. — СПб.: Петрополис, 1996. — 416 с.
  88. В. И. Когда слово — оберег // Нар. творчество. 1992. -№ 2. — С. 4 — 7.
  89. А. С. Народное творчество на изломе времени// Нар. творчество. 1992. — № 5. — С. 3 — 12.
  90. А. С. Народное художественное творчество: Структура. Формы. Свойства. -М: Музыка, 1990. 143 с.
  91. Кекеева 3. О. Проблема ориентации школьников на национальную культуру в системе образовательного комплекса // Нач. шк. — 1999.11.-С. 57−59.
  92. С. И. Условия подготовки преподавателя технического вуза к комплексному применению средств обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Челябинск, 1987. — 23 с.
  93. Т. С., Пашина А. X. Связь тревожности и эмоционального фона личности с особенностями восприятия музыки // Психологический журн.-2001.-№ 1.-Т. 22.-С. 123−127.
  94. А. Г. Психология личности. Изд. 3, перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1969.-391 с.
  95. Г. Философские основы и сокровенный смысл творчества // Музыка и время. 2000. — № 4.- С. 31 — 32.
  96. Н. А. Развитие творческих способностей подростков в условиях деятельности детского общественного объединения: Дис.. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. — Челябинск, 1999. 153 с.
  97. С. Воспитание музыкой // Международный фонд «Помоги себе сам», 2001. www. fpss. ru.
  98. С. М. Формирование социокультурной компетентности будущих специалистов: Дис.. канд. пед. наук. — Челябинск: 41 НУ, 2002.-190 с.
  99. Г. Г Образовательная область «Искусство»: Новые подходы. Оренбург: ООИГЖРО, 2001. www. academy, edu. by / activity / our / international 6 / section / 5. html.
  100. ЮЗ.Коломиец Г. Г. Эволюция взглядов на музыкально-эстетическое воспитание. Оренбург: ООИПКРО, 2002. www. academy, edu. by / activity / our / international 6 / section / 5. html.
  101. , Г. Г. Ценность музыки в контексте духовной культуры. — Оренбург: ООИПКРО, 2002. www. academy, edu. by / activity / our / international 6 / section / 5. html.
  102. И. А. Формирование духовности средствами музыки // Нач. шк. 2002. — № 2. — С. 60 — 62.
  103. Я. А. Избранные педагогические сочинения /Под ред. А. А. Красновского. М.: Учпедгиз, 1955. — 651 с.
  104. Я. А. Избранные педагогические сочинения /Под ред. А. И. Пискунова, И. Кирашка, Б. Куяла, Д. О. Лордкипанидзе, А. Чумы. М.: Педагогика, 1982. — Т. 1. — 656 е.- Т. 2 — 574 с.
  105. Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики: Учеб. для студ. пед. ин-тов. — 5-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1982. — 447 с.
  106. Е. А. Педагогические условия формирования творческого потенциала личности будущего учителя средствами информационных технологий библиотеки педагогического вуза: Дис.. на со-иск. уч. степ. канд. пед. наук. Челябинск: ЧГПУ, 2002. — 183 с.
  107. И. М. Цифровые технологии в музыке: Педагогические и творческие перспективы // Педагогика. — 2001. — № 10. — С. 26−30.
  108. А. А. Я. А. Коменский. М.: Учпедгиз, 1953. — 323 с.
  109. Ю. А. Познавательная роль музыки. — М.: Музгиз, 1963. — 61 с.
  110. JI. Ю. Формирование творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования детей: Дис.. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Челябинск, 1997. — 207 с.
  111. JI. Педагогика народов России // Воспитание школьников. 1998. — № 4. — С. 21 — 24.
  112. Культура. Нравственность. Религия: Материалы «круглого стола» // Вопр. философии. 1989. — № 11. — С. 30 — 64.
  113. Культурология: Учеб. пособие для высш. учеб. Заведений / Сост. и отв. ред. А. А. Радугин. — М: Центр, 1997. — 304 с.
  114. В. В., Виноградова Н. Д. Принцип природосообразности и возрождение школы // Педагогика. 1995. — № 2. — С. 14 — 20.
  115. JI. JI. Формирование исполнительско-творческой деятельности детей, осваивающих песенный фольклор // Музыкальное воспитание в школе / Сост. О. Апраксина. — М.: Музыка, 1986. -Вып. 17.-С. 25−32.
  116. М. А. Дифференцированный подход как фактор формирования профессионально-коммуникативной направленности будущего специалиста: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск: ЮУрГУ, 1. V 42 002.-138 с.
  117. Т. Н. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи: Исслед. — М.: Музыка, 1991. 166 с.
  118. Н. С. Умственные способности и возраст. — М: Педагогика, 1971.-280 с. •
  119. И. С. Ценностные ориентации и формирование направо ленности личности на коммуникативные ценности// Вестн. ингта педагогических исследований. -2001. Вып. 3. — С. 59 — 62.
  120. Д. О. Я. А. Коменский. М.: Педагогика, 1970. -440 с.
  121. Д. О. Педагогическое учение К. Д. Ушинского. — М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1950. 368 с.
  122. И. Н. Теоретико-методологические основы исследования проблемы ценностных ориентаций студенчества: Психологический аспект // Вестн. ин-та педагогический исследований. — Челябинск: ЧГАКИ, 2002. Вып. 2 (5). — С.101 — 108.
  123. С. Г. Этноконфессиональный аспект духовно — нравственного воспитания в курсе чтения // Нач. шк. — 2002. — № 4. — С. 51 -60.
  124. Н. В. Этнопедагогика как социокультурный феномен, www. oim. ru / reader, asp? nomer = 278.
  125. А. Воспитание в традициях русской культуры // Воспитание школьников. 1996. — № 5. — С. 11−16.
  126. Методология педагогических исследований: Сб. науч. тр. / Под ред. А. Н. Пискунова, Г. В. Воробьева. М., 1980. — 240 с.
  127. Л. Народная школа // Нач. шк. 1995 — № 2. — С. 13 — 16.
  128. А. Л. Допрофессиональная подготовка старшеклассников к работе с пионерами как средство педагогической профориентации: На материале пионерских отделений межшкольных УПК: Дис.. канд. пед. наук. — Курган, 1986. 190 с.
  129. Л. Энциклопедия психологических тестов. — Саратов: Науч. кн., 1996.-336 с.
  130. Музыка — детям: Вопросы музыкально эстетического воспитания. -Л.: Музыка, 1975. — Вып. 2. — 159 с.
  131. Музыка — детям: Вопросы музыкально — эстетического воспитания.- Л.: Музыка, 1976. Вып. 3.-159 с.
  132. Музыка — детям: Вопросы музыкально — эстетического воспитания. Л.: Музыка, 1981. — Вып. 4. — 135 с.
  133. Музыка — детям: Вопросы музыкально — эстетического воспитания / Сост. Л. Михеева. — Л.: Музыка, 1970. — 191 с.
  134. Музыка и музыкальные инструменты в мифологическом мышлении // Азбука фольклора / Под ред. И. В. Заруцкой. www. ooipcro. ru /
  135. Bank HTML / Text /13 023. htm.
  136. Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. М.: Сов. эн-цикл., 1976. — Стб. 887 — 904.
  137. Музыкальное воспитание в школе / Сост. О. Апраксина. — М.: Музыка, 1986. Вып 17.-80 с.
  138. О. Д. «Джангар» в этнопедагогике калмыков // Педагогика. -1992.-№ 9−10.- С. 84−86.
  139. М. В. Педагогические условия эффективности развития творческих способностей будущих учителей: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Магнитогорск, 2000. — 23 с.
  140. В. Н. Воспитательный потенциал малых жанров детского фольклора // Нач. шк. 1997. — № 12. — С. 112 — 113.
  141. Народное искусство в воспитании детей / Под редакцией Т. С. Комаровой. М.: Рос. пед. агентство, 1997. — 207 с.
  142. С. И. Формирование музыкальности у младших школьников в процессе индивидуального обучения // Вопр. психологии, 1987.- № 4.- С. 71−76.
  143. Национальные культуры и языки в школе: «Круглый стол» // Педагогика.- 1992, — № 5−6.- С. 14−22.
  144. М. А. Воспитание искусством // Нач. шк. 2000. — № 1. -С. 76−77.
  145. С. Ю. Российская фольклористика и структурно-семиотические исследования, www. ru. narod. ru / erf / ops3slav. htm.
  146. А. Ф., Головин В. В. Уроки воспитания сквозь призму истории. СПб, 1992. — С. 21. www. ru. narod. ru / uch / etnurala. htm.
  147. . Искусство как опыт человеческих отношений // Искусство в школе. — 1991. № 3. — С. 10 — 17.
  148. В.А. Интенсификация процесса формирования у студентов младших курсов потребности в профессиональной педагогическойдеятельности // Вестн. ин-та педагогических исследований. Челябинск: ЧГАКИ, 2001. — № 1. — С. 4 — 18.
  149. В. А. Материалы к государственному экзамену по курсу «Музыкальная педагогика». — Челябинск: ЧГАКИ, 2002. — 104 с.
  150. Г. Н. Воспитание творческого отношения к труду у учащихся средних профтехучилищ в процессе обучения: На примере уроков специальных технологий: Дис.. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Челябинск, 1981. — 185 с.
  151. Н. Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. 1998. — № 4. — С. 3 — 8.
  152. Н. Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. 1998. — № 3. — С. 3 — 11.
  153. M. 10. Опыт работы по освоению традиций отечественной культуры // Нач. шк. 2002. — № 12. — С. 15 — 17.
  154. С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: Азбуковник, 1997. 944 с.
  155. Основы математической статистики: Учеб. пособие для ин-тов физической культуры / Под ред. В. С. Иванова. М.: Физ. и спорт, 1990.-176 с.
  156. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Пед. о-во России, 1998. — 640 с.
  157. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А. Сла-стёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. — 3-е изд. М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.
  158. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пединститутов / Под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1988. — 478 с.
  159. Педагогическая энциклопедия. — М.: Сов. энцикл., 1968. — 912 с.
  160. Педагогические идеи К. Д. Ушинского. — М.: Знание, 1971. — 80 с.
  161. Педагогический словарь. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1965. — Т. 2. -766 с.
  162. Н. Ю. Формирование межличностных отношений в процессе учебного взаимодействия учителя и ученика: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 1998. — 26 с.
  163. Т. В. Русское народное музыкальное творчество — М.: Музыка, 1964. Т. 2. — 342 с.
  164. Программа творческого развития ребёнка в библиотеке. — М., 1995. -116с.
  165. Психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г, Ярошевского. 2 изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. -494 с.
  166. Психология /Под ред. А. А. Крылова. М.: Проспект, 1998. — 584 с.
  167. В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике. — М: Музыка, 1986.-141 с.
  168. А. И. Новый подход к взаимосвязи истории. Информации культуры: Пример России // Вопр. философии. — 1994. № 4. — С. 14−34.
  169. Рихард Штраус и Ромен Роллан. Переписка. Выдержки из дневника. Кн. 3. -М.: Музгиз, 1960. -216 с.
  170. О. Р., Герасименко Н. А. К родникам народного творчества // Неделя детской книги, 1992. — С. 65 76.
  171. И. М. Музыкальная культура и проблемы воспитания и образования, www. seminaria. ru / sience / sbl999 / muscult. htm.
  172. С. JI. Основы общей психологии. — М.: Учпедгиз, 1946. -720с.
  173. С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. — М.: ИНФРА-М- Новосибирск, 1997. — 224 с.
  174. С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологиче-, ской теории // Вопр. психологии. — I960. — № 3. — С. 14 — 22.
  175. А. И. Основные подходы к разработке концепции одарённости // Педагогика. 1998. — № 3. — С. 24 — 29.
  176. М. А. Культурологический подход к процессу формирования управленческой направленности специалиста социокультурной сферы // Вестн. ин-та педагогических исследований. — Челябинск: ЧГАКИ, 2001. Вып. 3. — С. 62 — 68.
  177. А. Н. Статьи о музыке / Сост., коммент. В. В. Протопопов. -М.: Музыка, 1990. Вып. 6. — 343 с.
  178. А. Устойчивые традиции // Дет. лит. — 1978. № 8. -С. 22−24.
  179. С. Ф. Теория и практика музыкально — эстетического воспитания школьников: На материале республики Таджикистан: Дис.. на соиск. уч. степ, д-ра пед. наук (Рукоп.). — Душанбе, 1993. -362 с.
  180. А. А. Использование на уроках элементов устного народного творчества // Нач. шк. — 1996. — № 5.— С. 15 — 16.
  181. Н. Музыка в школе // Музыка и время.- М.: Научтехлит-издат. 2000. — № 4. — С. 32 — 35.
  182. JI. С. Жизнь творчество — человек: Функции художественной деятельности. — М.: Политиздат, 1985. — 415 с.
  183. В. А. О воспитании. Изд. 6 / Сост. и автор вступит, очерков С. Соловейчик — М.: Политиздат, 1988. — 270 с.
  184. В. А. Разговор с молодым директором школы. Изд. 2. — М.: Просвещение, 1982. — 206 с.
  185. В. А. Рождение гражданина. — Изд. 3 / Пер. с укр. Н. Дангуловой. М.: Мол. гвардия, 1979. — 335 с.
  186. В. А. Сердце отдаю детям. Изд. 2. Киев: Радян. шк., 1971.-244 с.
  187. Г. Народная песня звучит? // Муз. акад. — 1999. № 1. -С. 68−72.
  188. JI. В. Воспитание школьников на основе национально-культурного наследия // Библиотековедение. — 1998. — № 3. — С. 66 -70.
  189. Г. С. Психология музыкального восприятия школьников // Вопр. психологии. 1991. — № 2. — С. 107 — 112.
  190. . М. Психологические вопросы художественного воспитания//Изв. АПН РСФСР. М.- Л., 1952. — Вып 11.
  191. Н. А. Целостный подход к музыкальному образованию и воспитанию // Педагогика. 1992. — № 1 — 2. — С. 55 — 60.
  192. Л. Н. Формирование индивидуальных творческих умений в профессионально — педагогической подготовке будущих учителей труда: Дис.. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Челябинск, 1998.- 195 с.
  193. Н. В. Развитие творческих способностей у младших школьников: Дис на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Челябинск, 1999. — 184 с.
  194. К. Д. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А. И. Пискунова, Г. С. Костюка, Д. О. Лордкипанидзе, М. Ф. Ша-баевой. М.: Педагогика, 1974. — Т. 1. — 584 е.- Т. 2. — 438 с.
  195. К. Д. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968. — 557 с.
  196. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. эн-цикл., 1983.-840 с.
  197. X. Мотивация и деятельность. — М.: Педагогика, 1986. -Т. 1 408 е.- Т. 2 — 392 с.
  198. Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение. СПб.: Питер-Пресс, 1997. — 672 с.
  199. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М., 1981.-304 с.
  200. Т. В. Музыкальные инструменты как источник мифологической реконструкции // Образ-смысл в античной культуре. — М., 1990. С. 182−195.
  201. В. С. Народная художественная культура в условиях социализма: Учеб. пособие. Челябинск, 1989. — 135 с.
  202. В. Д. Деятельность и способности.- М.: Логос, 1994. 320 с.
  203. Н. Светлый мир народной культуры // Воспитание школьников. 1998. — № 4. — С. 38 — 40.
  204. В. С. Проблемы разработки понятия деятельности как философской категории // Деятельность: теории, методология, проблемы / Сост. И. Т. Касавин. М.: Политиздат, 1990. — С. 9 — 20.
  205. Г. Б. Основные черты семейного воспитания в условиях модернизации России, www. ooipcro. nm. ru / Text / t43175. htm.
  206. Т. Я. Воспитание памяти исторической, культурной, народной // Нач. шк. 1994. — № 1. — С. 49 — 55.
  207. Этнокультурология как содержательная составляющая исторического образования. // Российский университет дружбы народов, www. rudn. ru / ido / period / rudn / n 4 / page 3 — 2. htm.
  208. Э. Г. Системный подход как принцип деятельности. — М., 1978.-391 с.
  209. A. JI. Программно — целевой подход к формированию творческих способностей младших школьников в учебной и спортивной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Казань, 1987.- 18 с.
  210. В. Л. Методологические проблемы музыкальной науки // Вопросы теории и практики музыкальной педагогики / Ред. — сост. В. М. Зеленин и В. Л. Яконюк. — Минск, 1989. С. 5 -14.
Заполнить форму текущей работой