Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Политическая теория буддизма

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Принципу целесообразности, практической пользы (артхе) отдается предпочтение и при применении права, хотя отмечается необходимость понимания того, что «закон основан на истине». Среди четырех форм законодательства, видов узаконения дхармы — царского указа, священного закона, судебного решения и обычая — высшей силой обладает царский указ: «Если священный закон не согласуется с дхармой… Читать ещё >

Политическая теория буддизма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Политические идеалы кшатриев выражал буддизм, который сформировался как отрицание брахманизма в VI—V вв. до н.э. Его основателем считается принц Сиддхартха Гаутама (565- 479 гг. до н.э.), прозванный Буддой, т. е. «просветленным». Вокруг него образовалась буддийская община.

Буддизм пессимистичнее брахманизма в понимании жизни. Если брахманизм учил, что страдание — наказание за грехи прошлых воплощений и что благочестие избавляет от страдания, то буддизм стал учить, что любая жизнь — страдание. Однако, несмотря на то что жизнь полна страданий, преодолеть их возможно, следуя в своем поведении четырем благородным истинам:

  • 1) жизнь есть страдание, а в мире много зла, и они неслучайны (старость, болезнь, смерть, разлука с приятным и т. д.);
  • 2) поскольку все в этом мире причинно обусловлено, страдания имеют источник своего происхождения. Будда усматривает корень страданий в жажде жизни, в «жажде наслаждения, в жажде существования, жажде гибели» ;
  • 3) если устранить причину зла и страданий, то они прекратятся;
  • 4) к прекращению страданий ведет благородный восьмеричный путь.

Восьмеричный путь освобождения от страданий и постижения благородных истин включает правильный путь (должное понимание четырех истин); правильную решимость (воля преобразовать свою жизнь в соответствии с усвоенными истинами); правильную речь (воздержание от лжи, клеветы, грубых слов); правильное действие (непричинение зла живому, воздержание от воровства); правильный образ жизни (привычка жить честным трудом); правильное усилие (борьба с соблазнами и дурными мыслями); правильное направление мысли (понимание переходящего характера всего и отрешенность от того, что привязывает человека к жизни, отвращение к телу, чувствам, уму). Этот путь духовно-нравственного совершенствования приводит человека в состояние полной невозмутимости и безразличия, которое называется нирваной (от " нирва"  — задувать огонь и означает «блаженство», «удовлетворение»).

Достичь подобного состояния человек может, выйдя из мира и вступив в монашескую общину. Вступая в общину, он должен отказаться от собственности, семьи, предписаний дхармы своей касты. Буддизм в целом сохраняет кастовую систему, однако изменяет последовательность варн. «Существует четыре касты, — утверждал Будда, — кшатрии, брахманы, вайшьи и шудры. Среди четырех каст кшатрии и брахманы обладают превосходством». При этом достичь спасения могут не только брахманы и кшатрии, но и выходцы из двух других каст.

Вопросам государства и права в политической теории буддизма уделяется мало внимания. Это обусловлено тем, что, во-первых, буддизм акцентировал внимание на индивидуальном пути спасения и достижения духовного совершенствования, а, во-вторых, государство и право рассматривались как одни из источников земных страданий и несчастий.

Возрастание роли буддизма и активизация в разработке вопросов политико-правового развития произошли в период империи Маурьев, когда буддизм стал государственной религией. Достоинством буддизма, по сравнению с иными религиозно-философскими системами Древней Индии, является рационалистический подход в объяснении окружающего мира. Изменяется и интерпретация дхармы, которая рассматривается как естественный закон. Познавая этот закон, можно разумно его применять во взаимоотношениях с другими людьми.

Политико-правовые идеи буддизма изложены в Джаммападе — сборнике буддийских изречений. Название сборника состоит из двух слов: «джамма», что означает добродетель, закон, и «пада» — стезя, путь, основа. Следовательно, «Джаммапада» — стезя добродетели (закона).

Буддизм отрицает идею божественного промысла, первоисточника власти. Напротив, миром управляет природная, естественная закономерность. Для установления гармонии и порядка в обществе необходимо привести поведение людей в соответствие с этим естественным законом (т.е. добродетелями). «Джаммы обусловлены разумом, их лучшая часть — разум, из разума они сотворены» , — подчеркивается в «Джаммападе». Смысл основного закона жизни, согласно буддизму, состоит в том, что добро и зло — абсолютные антиподы, ибо зло порождает только зло. В связи с этим в «Джаммападе» утверждается, что «никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она. Вот извечная джамма» .

В раннем буддизме правители избирались народом и правили в полном согласии с народом. Если правитель попирал древние обычаи, народ имел право изгнать царя из страны. Более поздний буддизм отказывается от подобных положений и акцентирует внимание на идее покорности, смирения, непротивления власти.

Опираясь на духовно-нравственное совершенствование личности как главного средства спасения, буддизм не отрицает значения права, наказания. Однако их роль вспомогательная, поскольку главное — соблюдение джаммы. В «Джаммападе» утверждается: «Не тот соблюдает джамму, кто с поспешностью преследует свою цель. Мудрый же взвешивает и то, и другое: правое и неправое. Он ведет других, не прибегая к насилию, в соответствии с джаммой, бесстрастно. Охраняющего дхамму, мудрого называют „соблюдающим дхамму“. Тот, в ком и истина, и дхамма, ненасилие, самоограничение, смирение, кто безупречен и мудр, того называют „старшим“» .

Наряду с этим не отрицается и роль мирских правил, житейских обыкновений, норм морально-добродетельного и законопослушного поведения, требующих воздержания людей от лжи, нетерпимости, зависимости: «Все дрожат перед наказанием, все боятся смерти — поставьте себя на место другого. Нельзя ни убивать, ни понуждать к убийству. Кто, ища счастья для себя, налагает наказание на существа, желающие счастья, тот после смерти не получит счастья. Кто, ища счастья для себя, не налагает наказания на существа, желающие счастья, тот после смерти получит счастье. Ни с кем не говори грубо; те, с кем ты говорил грубо, ответят тебе тем же. Ведь раздраженная речь неприятна, и возмездие может коснуться тебя»[1].

Светская доктрина политики и права

Дальнейшая рационализация представлений о политике, власти, государстве и праве наблюдается в трактате о политике — Артхашастре (IV в. до н.э.), автором которого был друг и советник основателя империи Маурьев царя Чандрагупты I — Каутилья (его именуют «индийский Макиавелли»).

Трактат основан на учениях о трех Ведах:

  • 1) в учении о праве исследуется законное и незаконное;
  • 2) учении о хозяйстве — польза и вред;
  • 3) учении о государственном управлении — верная и неверная политика.

Следует отметить ряд особенностей Артхашастры («Наставления о пользе»).

Во-первых, отдавая дань необходимости обеспечения богом установленного порядка, сохранения кастового строя, в трактате отстаивается приоритет царского законодательства над религиозным законом.

Во-вторых, Артхашастра формулирует светскую доктрину политики, смысл которой определяется не божественным промыслом, а практической пользой.

При этом политика интерпретировалась как искусство управления. Сохранение Богом установленного на земле порядка, по мнению Каутильи, возможно с помощью мудрого и искусного правителя. Мудрый государь должен знать, что от него ожидают его подданные. Он может заставить их исполнять свои обязанности, поощряя их правильные действия. Но правитель должен жестоко подавлять неповиновение царской власти, которая должна быть сильной, поскольку она — главное средство приобретения новых территорий и приумножения богатства. Государь изображается неограниченным самодержавным правителем.

Каутилья рекомендует царям руководствоваться в первую очередь интересами укрепления государства, соображениями государственной пользы, а также не останавливаться перед нарушением религиозного долга, если того потребуют обстоятельства.

Принципу целесообразности, практической пользы (артхе) отдается предпочтение и при применении права, хотя отмечается необходимость понимания того, что «закон основан на истине». Среди четырех форм законодательства, видов узаконения дхармы — царского указа, священного закона, судебного решения и обычая — высшей силой обладает царский указ: «Если священный закон не согласуется с дхармой, установленной указом, то применять следует последнюю, ибо книга закона в этом случае теряет силу»[2]. Религиозный закон имеет приоритет лишь перед судебными решениями и обычным правом.

  • [1] Антология мировой правовой мысли. Т. 1. С. 475.
  • [2] Артхашастра, или Наука о политике / пер. с санскрита В. И. Кальянова. М., 1993. С. 31−37.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой