Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Стратегии и перспективы развития туризма и гостиничного бизнеса, их связь с другими отраслевыми рынками

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Повышение конкурентоспособности туристского продукта любой страны, как свидетельствует международная практика, должно подкрепляться выделением бюджетных средств на его некоммерческое продвижение на внутреннем и международном рынках, так как частный бизнес не способен проводить рекламную компанию в пределах всей страны, а рекламирует, как правило, только свой продукт. Поэтому государственной… Читать ещё >

Стратегии и перспективы развития туризма и гостиничного бизнеса, их связь с другими отраслевыми рынками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Стратегии и перспективы развития туристического рынка. Рынок туризма и рынок гостиничного бизнеса являются связанными рынками на глобальном, национальном или региональном уровне. Они зависят друг от друга, дополняют друг друга и не могут существовать друг без друга, так как любое путешествие невозможно без предоставления человеку места для проживания.

В настоящее время индустрия туризма, составной частью которой является рынок гостиничного бизнеса, в мире является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в международной торговле услугами.

Туризм является одной из крупнейших и высокодоходных отраслей мировой экономики. Так, доходы мировой индустрии туризма превышают доходы от продажи нефти. По статистике Всемирной туристической организации (ВТО ООН) в настоящее время в мире насчитывается 80% стран, где въездной туризм входит в пятерку ведущих отраслей экономики, а в 40% стран туризм является «локомотивом» их экономического развития. В сфере туризма занято свыше 250 млн человек, т. е. каждый десятый работник в мире. На долю туризма приходится 7% общего объема инвестиций, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений и треть мировой торговли услуга[1]

Туризм оказывает значительное влияние на другие отрасли народного хозяйства (транспорт, производство товаров народного потребления, торговлю, строительство, сельское хозяйство, сферу услуг И Т.Д.), являясь катализатором их социально-экономического развития.

Исследования и прогнозы Всемирной туристской организации показывают:[2]

  • 1) с 2010 по 2030 гг. в среднем ожидается ежегодное увеличение числа туристов на 3,3%, или на 43 млн. дополнительных туристов каждый год в количественном измерении, что к 2030 г. составит 1,8 млрд туристов;
  • 2) в 2020 г. число международных туристских прибытий составит 1,56 млрд человек, из которых 1,18 млрд человек будут путешествовать в пределах своих регионов (имеются в виду Европа, Америка, Африка и др.), и только 377 млн человек будут совершать дальние путешествия в другие регионы мира;
  • 3) темп прироста туристов в 2030 г. по отношению к 2010 г. в развивающихся странах будет превышать темп прироста туристов в развитых странах (соответственно темпы прироста составят 4,4 и 2,2%);
  • 4) доля рынка развивающихся стран увеличится с 47% в 2011 г. до 57% в 2030 г. В абсолютных числах рост туристов в этих странах составит свыше 1 млрд в год;
  • 5) в течение рассматриваемого периода дальние поездки в другие регионы мира будут расти медленнее, чем путешествия внутри своих регионов. Если в 1995 г. соотношение между внутри региональными и межрегиональными путешествиями составляло (в %) 82/18, то в 2020 г. оно будет составлять 76/24. При этом лидирующее место останется за Европой — 717 млн туристов, второе место займет Восточная Лзия/Тихоокеанский регион — 397 млн туристов, третье займет Америка — 282 млн туристов, за ней последуют (в порядке убывания) Африка, Ближний Восток и Южная Азия;
  • 6) мировые поступления от туризма в 2011 г. достигли отметки в 1 трлн долл. США.

Количество международных туристов (в сутки) выросло на 4% в 2012 г., впервые в истории превысив 1 млрд.

Азиатско-Тихоокеанский регион продемонстрировал самый быстрый рост из всех регионов (увеличение на 7% международных визитов или на 16 млн). В Африке наблюдался рост потока туристов на 6%, в Северной и Южной Америках — на 5%, а в Европе, на долю которой приходится более половины от общего числа туристов, отмечен рост на 3%. Исключение составлял Ближний Восток, где не удалось вернуться к росту (минус 5%).

Таким образом, несмотря на продолжающуюся экономическую нестабильность, но всему миру, спрос на международный туризм только увеличивался в течение 2012 г.

Развитие туризма во многих странах способствует развитию их экономики за счет роста затрат туристов на проживание, питание, местный транспорт, развлечения и посещения туристских достопримечательностей, шопинг и т. д., которые в основном связаны с событийным туризмом.

По увеличению количества туристских прибытий можно сделать вывод, что, несмотря на кризисные явления 2008 г., мировой туризм не только сохранил, но и значительно улучшил свои позиции.

Анализируя тенденции развития мирового туризма, можно утверждать, что наблюдается диверсификация туристского продукта, поиск новых направлений, сокращение средней продолжительности поездок, выбор альтернативных средств размещения и транспорта на путешествия.

Характерна также тенденция увеличения туристских потоков, как отмечалось выше, в соседние страны или страны ближайших регионов над потоками в дальние страны, что, по мнению отдельных экспертов, вызвано увеличивающимися в мире угрозами терроризма, а также возможностью разбивки отпусков туристами. Государственная политика в области туризма отдельных стран должна определяться с учетом этой тенденции.

Основными факторами развития мирового туризма можно считать следующие:

  • • возрастающая конкуренция;
  • • развитие информационных технологий;
  • • рост числа авиаперевозок;
  • • расширение количества туроператорских услуг;
  • • изменение экономических, политических, социальных, демографических условий развития стран и регионов.

Усиливающаяся конкуренция между туристическими предприятиями стран внутри и вне отдельных регионов заставляет их широко использовать различные формы их объединения, а также агрессивные меры рекламного воздействия при продвижении своего продукта на внешние рынки.

Начиная с 2000 г. активно развивается процесс становления сетевой торговли туристскими услугами, которая представлена объединениями юридически самостоятельных операторских компаний и турагентств, выступающих под единым брендом. На отечественном рынке в настоящее время работает значительное число сетевых операторов, среди них «Магазин горящих путевок», «Туриифо Глобал трэвел», «Метрополь-экспресс», Greene:х, «Куда.ги», «Роза ветров» и др.

В западных странах широко развита сеть национальных и транснациональных туристических операторов (ТТО). Эти организации, с одной стороны, управляют оптовыми закупками (экскурсионных туров, мест в отелях и на транспорте, материальных средств и т. д.), а с другой — их деятельность связана привлечением финансовых ресурсов с международных фондовых рынков (IPO).

Перечисленные выше факторы приводят к изменению туристского спроса и предложения, что также способствует еще большему усилению конкуренции.

Таким образом, одной из основных тенденций развития мирового туризма является усиление конкуренции на рынках туристского спроса и туристского предложения, появление стран с агрессивными планами при влечения туристов, а также насыщение рынка отдельных видов туризма, предлагаемых крупными туристскими центрами и странами.

В современных условиях для сохранения поступательного развития туризма на уровне отдельных стран необходимо обеспечивать долгосрочные инвестиции в эту сферу на основе разработки государственных стратегических планов устойчивого развития туризма с учетом сохранения баланса между ростом спроса и предложения. В свою очередь реализацию данных планов необходимо осуществлять на основе гибких оперативных решений в реальном времени при изменении условий внешней и внутренней среды этих стран.

При этом стратегическая политика развития мирового туризма должна учитывать происходящие демографические изменения населения и, прежде всего в Европе, где наблюдается постоянный рост доли населения пожилого возраста и стагнация численности населения трудоспособного возраста, что приводит к растущему спросу на туристский продукт, предназначенный для «зрелого» сегмента данного рынка.

Европейские страны также характеризуются высоким уровнем жизни и образованности населения, повышенным вниманием к обеспечению экологической безопасности. В результате вопросы охраны окружающей среды рассматриваются в комплексе с устойчивым развитием туризма, что, в свою очередь, ведет к появлению новых продуктов в составе индивидуального и массового туризма.

Высокая урбанизация населения европейских стран в значительной степени способствует появлению устойчивой тенденции в развитии туризма в этих странах, связанного с сельским туризмом, отдыхом помимо основного сезона, поездками в другие города в познавательных целях, выбором туров с проживанием в помещениях с самообслуживанием.

Усиление процесса глобализации, развитие информационных технологий и снижение доли расходов населения на туризм способствует тому, что в настоящее время транснациональные и национальные туристические операторы предлагают стандартизированный туристский продукт на международных и региональных рынках. Однако подобная стандартизация не способствует индивидуализации туристического предложения, которая получает все более широкое распространение в туризме и является одной из важных современных тенденций его развития. Эта тенденция находит свое подтверждение в увеличении числа туристических центров, которые имеют возможность предлагать клиентам широкое разнообразие туристских продуктов, способных удовлетворить их индивидуальные потребности.

Поэтому странам, развивающим туризм, следует найти наиболее приемлемое решение между развитием массового туризма и увеличением спроса на индивидуальный или специализированный туристский продукт. Эти страны должны выделить приоритетные виды туристского продукта при достижении приемлемого соотношения его цены и качества.

Повышение конкурентоспособности туристского продукта любой страны, как свидетельствует международная практика, должно подкрепляться выделением бюджетных средств на его некоммерческое продвижение на внутреннем и международном рынках, так как частный бизнес не способен проводить рекламную компанию в пределах всей страны, а рекламирует, как правило, только свой продукт. Поэтому государственной задачей страны становится создание благоприятного имиджа для ее посещения туристами, что подтверждается практикой передовых стран по развитию туризма. Так, Англия и Испания, являющиеся лидерами в области туризма, выделяют на его развитие и поддержание стабильного положения из бюджета соответственно 50,9 и 96,2 млн евро, а остальные европейские страны в совокупности расходуют на эти цели около 31,7 млн евро ежегодно.

В результате подобные государственные вливания способствуют росту количества иностранных и местных туристов, а следовательно, росту поступлений в экономику страны и одновременному появлению мультипликативного эффекта туризма, распространяющегося на смежные отрасли экономики. Считается, что прибытие в страну 3—4 иностранных туристов, способствует созданию одного дополнительного рабочего места в смежной деятельности в данной стране.

При этом обеспечение государственной политики в области туризма, особенно развивающимися странами, в том числе и Россией, должно базироваться на составленном прогнозе ВТО ООН.

Таким образом, для стран, желающих, чтобы въездной и внутренний туризм стал доходной составляющей экономики, необходимо на основе тщательно подготовленной государственной политики в области туризма разработать гибкую, корректируемую в зависимости от изменения внешних и внутренних факторов государственную стратегию, направленную на развитие наиболее важных и максимально доходных туристских рынков данных стран.

Чтобы условия Всемирной торговой организации для российских предпринимателей в области туризма не стали серьезными проблемами, нужно знать и уметь делать все то, что знают и умеют конкуренты в составе данной организации. При этом первоочередными задачами национального туристического и гостиничного бизнеса являются подготовка и сертификация персонала, способного разрабатывать и внедрять системы менеджмента качества. Применение мировых стандартов позволит защитить российский рынок от импорта туристических и гостиничных услуг.

Указанные стратегические меры, направленные на развитие туризма, согласуются с основными задачами, сформулированными ВТО ООН для стран, развивающих туризм, и включают следующие:

  • 1) усиление роли государственной политики и государственно-частных партнерств в сфере туризма;
  • 2) повышение общей ответственности и осуществление координации деятельности правительством стран, стремящихся к развитию туризма, в целях стабилизации достигнутого положения в отрасли и обеспечения ее эффективности на основе разработанной государственной стратегии;
  • 3) необходимость обеспечения государственных вложений в развитие туризма, прежде всего, в продвижение туристского продукта и развитие инфраструктуры;
  • 4) обеспечение мер безопасности и своевременного обеспечения туристов необходимой информацией.

Стратегии и перспективы развития гостиничного бизнеса. Гостиничный бизнес является одним из видов деятельности, которая быстро и успешно развивается во всем мире, в том числе в Европе, Азии, Северной Америке, а также в России. В последнее время в мире насчитывается более 300 тыс. отелей с номерным фондом более 13 млн единиц, из них более 7 млн вошедших в более чем 300 гостиничных цепей, работающих на межнациональном уровне. При этом количество номеров возрастает в мире ежегодно на 10—15%.

Мировая статистика показывает, что определяющими показателями доходности гостиниц служат загрузка номеров со средним значением, приближающимся к 70%, и средняя стоимость одного дня проживания, составляющая около 85 долл. США. В России среднегодовая загрузка отелей в Москве составляет более 70%, в регионах — 55%.

Мировой экономический кризис 2008 г. привел к значительному снижению темпов роста туристского и гостиничного рынка. Если в начале 2008 г. прирост объема въездного туризма составлял 5%, то в середине 2008 г. прирост стал отрицательным (-1%), а в целом по году составил -2% по сравнению с 7% в 2007 г. Это прервало четырехлетний постоянный рост объемов въездного туризма, наблюдавшийся после преодоления кризиса 2001 г.

Снижение темпов роста туристских потоков в 2008 г. стало дополнительным фактором дальнейшего замедления темпов роста гостиничного бизнеса.

Дальнейший рост туризма и гостиничного бизнеса стал наблюдаться только в конце 2009 г. после 14 месяцев отрицательного прироста въездного туризма.

В 2011—2012 гг. мировой гостиничный сектор продолжил восстановление, несмотря на неопределенность в мировой Экономикс, однако существенно более низкими темпами, чем это было до 2008 г.

" Даже в условиях экономической неопределенности, предложение в гостиничном бизнесе в ближайшее время не превысит спрос, позволяя, таким образом, сектору восстановить такие ключевые показатели своей деятельности, как стоимость проживания и наполняемость гостиниц" , — отмечает М. Фишбин по результатам последнего исследования «Международный гостиничный бизнес» (Global Hospitality Insights), подготовленного авторитетной консалтинговой компанией Ernst & YoungК

В СЛПА, которые являются крупнейшим гостиничным рынком в мире, гостиничный фонд традиционно увеличивался в среднем на 2% в год. Однако в последние несколько лет этот показатель не превышал 1% в год, и, по данным экспертов, в обозримом будущем ситуация не изменится.

Среди развивающихся стран наилучшими шансами для развития гостиничного сектора в ближайшие 10 лет обладает Бразилия — летом 2014 г.[3]

страна принимала Чемпионат мира, но футболу, а в 2016 г. станет столицей Летних Олимпийских игр.

Российский гостиничный рынок с 2000 по 2009 г. ежегодно увеличивался на 15—20%, а в конце 2010 г., несмотря на кризис 2008 г., число гостиниц увеличилось на 9%.

Построены и введены в эксплуатацию новые гостиничные и курортные комплексы (например, горнолыжный комплекс «Роза Хутор»), связанные с прошедшими Зимними Олимпийскими играми 2014 г.

Общие требования к стране, принимающей Чемпионат мира по футболу — обеспечить не менее 60 000 гостиничных номеров, что предполагает многократный рост существующего номерного фонда.

В России в настоящее время насчитывается около 7000 гостиниц (включая санатории и пансионаты) с номерным фондом около 200 тыс. номеров, из которых только 14 тыс. соответствуют современным гостиничным стандартам.

Качество сервиса в гостиницах России остается достаточно низким, так как только 60% гостиниц имеют в номере душ, ванну и санузел. Интернет и спутниковое телевидение предоставляют соответственно 48 и 46% гостиниц.

Сегодня, по данным РГА, на Москву и Санкт-Петербург приходится около 70% всего оборота гостиничного рынка России. Если столица делает акцент на создание отелей для путешественников с высоким достатком, то в Петербурге, напротив, в последнее время номерной фонд прирастает за счет создания малых гостиниц на базе квартир в домах, расположенных в центре города.

В последнее время многие известные гостиничные операторы объявили о своем выходе в регионы. Например, на Урале наблюдается настоящий гостиничный бум. Эксперты рынка полагают, что развитие туристического потенциала и приток иностранных туристов приведет к строительству гостиниц во всех крупных городах этого региона.

Постоянными макроэкономическими факторами, влияющими на мировой гостиничный бизнес, являются развитие экономики (прежде всего, доходы населения), климат и погода (действуют сезонно), террористические угрозы, кризисные явления, а также демография, включая половозрастную структуру населения, состав семьи, рост числа работающих женщин, отличия в поведении различных поколений и т. д.

Пример Развитие крупнейшей сети гостиниц как Holiday Inn во многом связано с так называемым «поколением бэби-бумеров», начало которого пришлось на пик рождаемости в США 1946—1964 гг.

При этом влияние данных факторов не всегда однозначно. Поэтому О. Г. Ольшанская1 считает, что демографические факторы при оценке их воздействия на мировой гостиничный рынок должны анализироваться не отдельно, а в их сочетаниях и взаимосвязи с другими факторами, а также[4]

в разбивке, но целевым группам потребителей и с учетом предложения услуг конкретного предприятия.

В свою очередь влияние природно-экологических факторов на мировой гостиничный рынок также многообразно. Например, ухудшение экологической обстановки в городах не способствует увеличению спроса на услуги туризма и гостиниц. Благоприятная экологическая среда в месте нахождения конкретного отеля повышает его привлекательность. Одновременно эти факторы ставят перед гостиничной индустрией особые задачи повышения экологической безопасности и качества услуг.

Влияние научно-технического прогресса на развитие рынка гостиничных услуг можно считать положительным. Новые виды транспорта открыли широкой публике большое количество недоступных ранее мест, ускорилось перемещение людей между странами и континентами. В свою очередь появление новых материалов позволяет возводить более экологически чистые и безопасные здания гостиниц, использовать более совершенное гостиничное оборудование и т. д.

Мировой гостиничный рынок особо чувствителен к политическим факторам, так как неблагоприятная политическая ситуация напрямую влияет на падение спроса на туристские и гостиничные услуги.

Усиление конкуренции в гостиничном бизнесе, а также воздействие вышеотмеченных факторов требуют от гостиничных предприятий разработки новых подходов для достижения ими конкурентных преимуществ.

В последнее время существенно возросли требования к предпринимательской деятельности в целом, в том числе и к гостиничному бизнесу, от которого теперь дополнительно требуется, помимо собственных целей обеспечения конкурентоспособности и доходности, выполнение социальной миссии и соблюдение экологических принципов в работе.

Эти подходы нашли отражение в концепции «ЗР» — profits, people and planet (доходы, люди, планета).

С учетом этой концепции О. Г. Ольшанская сформулировала основные направления качественного преобразования современного гостиничного хозяйства: устойчивое развитие; повышение качества услуг; преобразование в сфере управления человеческими ресурсами.

В составе этой концепции для обеспечения устойчивого развития гостиничного бизнеса требуется;

  • • эффективное использование ресурсов и сохранение окружающей среды как мри строительстве, так и при эксплуатации гостиниц;
  • • применение ресурсосберегающих технологий;
  • • использование в гостиницах при обслуживании клиентов технологий и материалов, обеспечивающих снижение уровня выбросов, отходов, потребления электроэнергии, воды и т. д.;
  • • тесное взаимодействие с местным населением в совместных мероприятиях по охране природной и культурно-исторической среды;
  • • удовлетворение всех потребностей, ожиданий и запросов потребителей услуг за взаимоприемлемую цену;
  • • обеспечение качества гостиничных услуг, включая такие компоненты, как безопасность, доступность, комфортность, аутентичность и т. д.;
  • • обеспечение информированности потребителя об услугах предприятия, соответствие услуг и самих гостиниц экологическим, гигиеническим и иным стандартам.

Очевидно, что вопросы качества гостиничных услуг и устойчивости развития гостиничного хозяйства тесно связаны между собой. Поэтому общая политика и стратегия развития гостиничного бизнеса должны исходить из единого подхода к этим вопросам. При этом качество предполагает достижение удовлетворенности потребителей в настоящем, а устойчивость — создание условий для поддержания уровня этой удовлетворенности в будущем.

Инновации и развитие новых видов услуг являются важнейшей составляющей современных рыночных стратегий гостиничного хозяйства. В настоящее время наибольшие конкурентные преимущества дает разработка и вывод на рынок принципиально новых видов гостиничных продуктов, а использование современных информационных технологий, сети Интернет и электронной коммерции существенно расширяют возможности их создания.

Разовые инновации могут позволить гостиничному предприятию захватить определенный сегмент рынка и некоторое время удерживать его. Однако с точки зрения долгосрочных перспектив, единственный выход — это постоянное поддержание определенного цикла инноваций на предприятии.

Достижения устойчивого развития гостиничного бизнеса на основе существенного улучшения качества при соблюдении требований к экологии на основе современных достижений науки и техники становятся возможными только при государственном участии.

На основе четко разработанной стратегической политики, реализуемой в соответствующих концепциях, конкретных стратегических решениях, воплощаемых в жизнь на основе специальных программ, государство должно стать ключевым участником процесса реализации устойчивого развития гостиничного бизнеса и туризма.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Приведите определение понятий «рынок гостиничных услуг», «конкуренция», «равновесная рыночная цена» .
  • 2. Раскройте сущность законов спроса и предложения.
  • 3. Приведите формулу расчета коэффициента эластичности спроса.
  • 4. Дайте определение понятию «рыночная конъюнктура» и приведите показатели, которые ее определяют.
  • 5. Приведите определения понятий «емкость рынка» и «доля рынка» .
  • 6. Как определить емкость рынка гостиницы в койко-местах и в денежных единицах?
  • 7. Объясните наличие связи между долей рынка и прибыльностью предприятия.
  • 8. Какую роль играет туризм в мировой экономике?
  • 9. Как будет развиваться туризм и гостиничный бизнес в ближайшем будущем и отдаленной перспективе? Какие стратегии, на ваш взгляд, будут использоваться?

Задание 1. Постройте кривую спроса и предложения для гостиничного продукта поданным табл. 2.4.

Таблица 2.4

Соотношение цены, спроса и предложения гостиничного продукта на рынке.

Цена единицы продукта Р, тыс. руб.

Количество проданного продукта (2, ед.

Предложение продукта 5, ед.

Задание 2. Используя формулу (2.1), рассчитайте коэффициент эластичности спроса гостиничного продукта поданным первой и последней строчки табл. 2.4. Что может предпринять предприятие по результатам расчета?

Задание 3. Определите прогнозируемую годовую емкость рынка гостиницы без учета технически допустимых простоев (санитарной обработки, времени на ремонт) в койко-местах и денежных единицах, если количество койко-мест в гостинице Лг= 100, цена койко-места Цк_м = 50 000 руб/сут, средний коэффициент заполняемости койкомест гостиницы К;$а|| к.м = 0,65.

  • [1] Развитие туризма — прогнозы до 2030 г
  • [2] Развитие туризма — прогнозы до 2030 г.
  • [3] В 2012 г. гостиничный сектор продолжит восстановление, несмотря на неопределенность в мировой экономике. [Электронный ресурс]. URL: ey. eom/RU/ru/Newsroom/ News-releases/Press-Release—2012;04−13
  • [4] Ольшанская О. Г. Механизм развития мирового рынка гостиничных услуг и российского гостиничного хозяйства: автореф. дис… канд. экон. наук. М. 2010.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой