Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социально-психологический тренинг как комплексная форма активного социально-психологического обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Педагогические исследования обучающего и воспитательного влияния учебного коллектива на личность ученика связаны, прежде всего, с именами А. Майера, А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского. Первые попытки использования групповых форм проведения психотерапии были осуществлены бостонским врачом Дж. Праттом, лечившим больных туберкулезом, собирая их на дому в группы, но 20 человек, Т. Барроу… Читать ещё >

Социально-психологический тренинг как комплексная форма активного социально-психологического обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Считается, что само словосочетание «социально-психологический тренинг» пришло в нашу страну из бывшей ГДР, где было введено в научный обиход профессором Йенского университета Манфредом Форвергом в рамках социально-психологической подготовки руководителей промышленного производства[1]. Становление этой специфической области психологической практики имеет свои исторические предпосылки в первой половине XX в. Их можно условно объединить в три группы:

  • 1) первые экспериментальные исследования социально-психологических закономерностей влияния группы на индивида;
  • 2) педагогические исследования обучающего и воспитательного эффекта учебного коллектива;
  • 3) обнаружение позитивного результата и первые попытки использования групповых форм проведения психотерапии.

Историческая справка Первые экспериментальные исследования социально-психологических закономерностей влияния группы на индивида, в ходе которых в 1920—1930;х гг. были обнаружены эффекты социальной фасилитации (от лат.fasilitare — облегчать, способствовать) и социальной ингибиции (от лат. inhibere — сдерживать, останавливать), связаны с именами Н. Триплетта, Ф. Олпорта, В. М. Бехтерева и В. Мёде.

Обратив внимание на то, что велосипедисты показывают лучшие результаты (более высокую скорость), когда они соревнуются друг с другом, а не «с секундомером», т. е. тренируясь в одиночку, Н. Триплетт в 1897 г. провел, как принято считать, первый в мире лабораторный эксперимент, в котором дети-испытуемые должны были наматывать леску на катушку спиннинга в одиночестве или в присутствие других детей. Эксперимент подтвердил наблюдения исследователя.

Однако в последующих экспериментах других ученых было обнаружено, что присутствие других людей не всегда стимулирует более эффективную индивидуальную деятельность. Например, заучивание бессмысленных слогов, прохождение лабиринтов, решение сложных арифметических задач в присутствии других людей выполнялось с меньшей скоростью и с большим числом ошибок. Исследования Р. Зайонца в 1960;е гг. позволили ему сделать вывод о том, что присутствие группы усиливает «доминирующую», т. е. наиболее вероятную для данного индивида реакцию. Иначе говоря, возбуждение, вызываемое присутствием другого человека, усиливает скорость реакции, но рассеивает внимание. Вот почему простые действия, в которых ошибка маловероятна, выполняются успешнее, тогда как в сложных действиях, требующих сосредоточения, количество ошибок увеличивается.

Педагогические исследования обучающего и воспитательного влияния учебного коллектива на личность ученика связаны, прежде всего, с именами А. Майера, А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского. Первые попытки использования групповых форм проведения психотерапии были осуществлены бостонским врачом Дж. Праттом, лечившим больных туберкулезом, собирая их на дому в группы, но 20 человек, Т. Барроу, заложившим основы «групп-анализа» в рамках традиционной психоаналитической терапии, и его последователем 3. Фоулксом, а также Я. Морено, работавшим с группами самопомощи венских проституток и которому приписывается введение самого термина «групповая психотерапия».

Тренинговые группы, направленные на повышение компетентности в общении, получившие название Т-групп (от англ. T (training) group), были созданы сотрудниками и коллегами К. Левина в Бетеле (США). Считается, что первая '/'-группа возникла случайно[2]. В 1946 г. несколько специалистов в области социальных наук во главе с Л. Брэдфордом, Р. Липпиттом и К. Левином участвовали в работе мастерской межгрупповых отношений, названной «Коннектикутский проект»[3]. Эта мастерская была призвана помочь бизнесменам и общественным деятелям применять недавно нринятый Закон о справедливом найме на работу. После одного из рабочих занятий специалисты собрались вечером для обсуждения своих наблюдений. На обсуждении пожелали присутствовать несколько участников группы. Очень быстро выяснилось, что наблюдения специалистов и восприятие участников группы далеко не всегда совпадают. Эго был первый пример анализа участниками группы своего опыта с помощью получаемой от других обратной связи.

Идея, положенная в основу этого начинания, заключалась в следующем. Почти все люди живут и работают в группах, но при этом человек чаще всего нс отдаст себе отчета в том, как именно он участвует в этих группах, каким его видят другие люди, какие реакции вызывает у них его поведение. К. Левин утверждал, что большинство эффективных изменений в установках и поведении людей происходят в групповом, а нс в индивидуальном контексте; следовательно, для того чтобы обнаружить и изменить свои установки, выработать новые формы поведения, человек должен преодолеть свою аутентичность и научиться видеть себя глазами других.

Г-группа определялась как собрание гетерогенных индивидов, встретившихся с целью исследовать межличностные отношения и групповую динамику, которую они сами порождают своим взаимодействием. Успешная работа учеников К. Левина в мастерской межгрупповых отношений привела к созданию в США Национальной лаборатории тренинга (ATI). Именно там появилась предшественница современных Г-групп — группа тренинга базовых умений. Цель этой группы была двоякой: с одной стороны, развитие стратегий изменения в социальных системах, а с другой — изучение динамики малых групп и межличностных стилей функционирования.

Участники таких групп — производственные руководители, политические лидеры — обучались эффективному межличностному взаимодействию, умению руководить, разрешать конфликты в организациях, укреплять групповую сплоченность. Чуть позже некоторые Т-группы стали ориентироваться на выявление жизненных ценностей человека, усиление чувства его самоидентичности, а начиная с 1954 г. они получили название «групп межличностной сензитивности». В 1960;е гг. возник опирающийся на традиции гуманистической психологии К. Роджерса тренинг социальных и жизненных умений (social/life skills training), который применялся в рамках профессиональной подготовки учителей, консультантов и менеджеров в целях психологической поддержки и развития.

В 1970;е гг. в восточногерманских Лейпцигском и Йенском университетах под руководством М. Форверга был разработан метод, который он определил как «социально-психологический тренинг». В качестве основных методических средств обучения здесь использовались ролевые игры с элементами драматизации, создающие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков. Сферой практического применения разработанных Форвергом методов стала социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства.

Начиная с 1980;х гг. социально-психологический тренинг получил широкое распространение и в советской практике. Первая в СССР монография, посвященная его теоретическим и методическим аспектам, была опубликована Л. А. Петровской в 1982 г.[4] Опыт применения социально-психологического тренинга отражен в работах таких известных отечественных социальных психологов того времени, как Ю. Н. Емельянов, Ю. М. Жуков, В. П. Захаров, Г. А. Ковалев, X. Миккин, Л. А. Петровская, Н. Ю. Хрящсва[5], Т. С. Яценко и других.

Следует отметить, что в литературе встречается довольно большое количество различных подходов к классификации существующих форм групповой психологической работы. К примеру, используя понятие «психокоррекционная группа», которым обозначаются небольшие временные социальные общности, состоящие из активных участников, которые добровольно встречаются с целью получения знаний и навыков в области совершенствования личности и межличностных отношений, формы групповой психологической работы можно разделить на четыре категории по предметному фокусу (рис. 5.1):

  • 1) группы организационного развития или решения проблем;
  • 2) группы обучения руководителей и развития межличностных навыков;
  • 3) группы личностного развития;
  • 4) терапевтические группы.

На практике задачи этих четырех типов групп перекрываются. Так, многие учебные группы по конечному результату являются также и терапевтическими[3][7].

Категории психокоррекционных групп (по Cohen & Smith).

Рис. 5.1. Категории психокоррекционных групп (по Cohen & Smith)2

Для облегчения общей ориентировки в многочисленных на сегодняшний день разновидностях социально-психологического тренинга обратимся к тому теоретическому наследию, которое все еще не потеряло своей актуальности. По мнению одного из пионеров развития и распространения на территории бывшего СССР идей активного социально-психологического обучения, эстонского исследователя и практика X. Миккина, в социально-психологическом тренинге как форме обучения, построенной на использовании преимуществ групповой работы, можно выделить три относительно самостоятельных процесса: процесс обучения, процесс групповой динамики и процесс развития личности[8][3] (рис. 5.2).

Хенн Миккин.

Хенн Миккин.

Каждый из этих процессов имеет свои детерминанты и требует внимания со стороны руководителя (тренера). Они реальны и объективны, независимо от того, знает о них что-либо тренер или нет. В каждой конкретной форме групповой психологической работы можно выделить ведущий и вспомогательные процессы, и таким образом построить удобную типологию таких форм. Таким образом, выделяют три основных типа групповой психологической работы, отличая их от традиционного обучения, фокусирующегося на индивидуальном освоении учебного материала.

Обучающие группы, в которых ведущая роль отводится процессу обучения в различных сферах профессионального общения. Методически эти группы опираются, как правило, на классический бихевиоризм Дж. Уотсона, оперантный бихевиоризм Б. Скиннера или социально-когнитивный бихевиоризм А. Бандуры.

Динамические группы (групнодинамический тренинг), представленные классическими Г-группами школы К. Левина (тренинг сензитивности) или группами встреч К. Роджерса.

Психотерапевтические группы, включая так называемый тренинг личностного роста, основывающиеся на различных школах групповой психотерапии.

Типология форм групповой работы (по X. Миккину).

Рис. 5.2. Типология форм групповой работы (по X. Миккину)

  • [1] См.: Sozialpsychologisches Training / hrsg. М. Vorwerg. Jena: Friedrich-Schiller-Universitat, 1971.
  • [2] О роли случая в возникновении и развитии группового психологического тренингачитайте статью: Жуков Ю. М. История груиподинамических тренингов // Психология в вузе.2013. № 5. С. 53−98.
  • [3] См.: Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теорияи практика.
  • [4] См.: Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во Моек, ун-та, 1982.
  • [5] См. интервью II. Ю. Хрящевой интернет-порталу Trainings.ru (раздел «Практикум»).
  • [6] См.: Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теорияи практика.
  • [7] См.: Cohen А. М., Smith R. D. The critical incident in growth groups: Theory and technique. La Jolla: University Associates, 1976.
  • [8] Миккин X. Цели, процессы и методы видеотренинга руководителей // Человек, общение и жилая среда. Таллин: ТГПИ, 1986. С. 7—27.
  • [9] См.: Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теорияи практика.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой