Социально-психологический тренинг как комплексная форма активного социально-психологического обучения
![Реферат: Социально-психологический тренинг как комплексная форма активного социально-психологического обучения](https://gugn.ru/work/6568074/cover.png)
Педагогические исследования обучающего и воспитательного влияния учебного коллектива на личность ученика связаны, прежде всего, с именами А. Майера, А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского. Первые попытки использования групповых форм проведения психотерапии были осуществлены бостонским врачом Дж. Праттом, лечившим больных туберкулезом, собирая их на дому в группы, но 20 человек, Т. Барроу… Читать ещё >
Социально-психологический тренинг как комплексная форма активного социально-психологического обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Считается, что само словосочетание «социально-психологический тренинг» пришло в нашу страну из бывшей ГДР, где было введено в научный обиход профессором Йенского университета Манфредом Форвергом в рамках социально-психологической подготовки руководителей промышленного производства[1]. Становление этой специфической области психологической практики имеет свои исторические предпосылки в первой половине XX в. Их можно условно объединить в три группы:
- 1) первые экспериментальные исследования социально-психологических закономерностей влияния группы на индивида;
- 2) педагогические исследования обучающего и воспитательного эффекта учебного коллектива;
- 3) обнаружение позитивного результата и первые попытки использования групповых форм проведения психотерапии.
Историческая справка Первые экспериментальные исследования социально-психологических закономерностей влияния группы на индивида, в ходе которых в 1920—1930;х гг. были обнаружены эффекты социальной фасилитации (от лат.fasilitare — облегчать, способствовать) и социальной ингибиции (от лат. inhibere — сдерживать, останавливать), связаны с именами Н. Триплетта, Ф. Олпорта, В. М. Бехтерева и В. Мёде.
Обратив внимание на то, что велосипедисты показывают лучшие результаты (более высокую скорость), когда они соревнуются друг с другом, а не «с секундомером», т. е. тренируясь в одиночку, Н. Триплетт в 1897 г. провел, как принято считать, первый в мире лабораторный эксперимент, в котором дети-испытуемые должны были наматывать леску на катушку спиннинга в одиночестве или в присутствие других детей. Эксперимент подтвердил наблюдения исследователя.
Однако в последующих экспериментах других ученых было обнаружено, что присутствие других людей не всегда стимулирует более эффективную индивидуальную деятельность. Например, заучивание бессмысленных слогов, прохождение лабиринтов, решение сложных арифметических задач в присутствии других людей выполнялось с меньшей скоростью и с большим числом ошибок. Исследования Р. Зайонца в 1960;е гг. позволили ему сделать вывод о том, что присутствие группы усиливает «доминирующую», т. е. наиболее вероятную для данного индивида реакцию. Иначе говоря, возбуждение, вызываемое присутствием другого человека, усиливает скорость реакции, но рассеивает внимание. Вот почему простые действия, в которых ошибка маловероятна, выполняются успешнее, тогда как в сложных действиях, требующих сосредоточения, количество ошибок увеличивается.
Педагогические исследования обучающего и воспитательного влияния учебного коллектива на личность ученика связаны, прежде всего, с именами А. Майера, А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского. Первые попытки использования групповых форм проведения психотерапии были осуществлены бостонским врачом Дж. Праттом, лечившим больных туберкулезом, собирая их на дому в группы, но 20 человек, Т. Барроу, заложившим основы «групп-анализа» в рамках традиционной психоаналитической терапии, и его последователем 3. Фоулксом, а также Я. Морено, работавшим с группами самопомощи венских проституток и которому приписывается введение самого термина «групповая психотерапия».
Тренинговые группы, направленные на повышение компетентности в общении, получившие название Т-групп (от англ. T (training) group), были созданы сотрудниками и коллегами К. Левина в Бетеле (США). Считается, что первая '/'-группа возникла случайно[2]. В 1946 г. несколько специалистов в области социальных наук во главе с Л. Брэдфордом, Р. Липпиттом и К. Левином участвовали в работе мастерской межгрупповых отношений, названной «Коннектикутский проект»[3]. Эта мастерская была призвана помочь бизнесменам и общественным деятелям применять недавно нринятый Закон о справедливом найме на работу. После одного из рабочих занятий специалисты собрались вечером для обсуждения своих наблюдений. На обсуждении пожелали присутствовать несколько участников группы. Очень быстро выяснилось, что наблюдения специалистов и восприятие участников группы далеко не всегда совпадают. Эго был первый пример анализа участниками группы своего опыта с помощью получаемой от других обратной связи.
Идея, положенная в основу этого начинания, заключалась в следующем. Почти все люди живут и работают в группах, но при этом человек чаще всего нс отдаст себе отчета в том, как именно он участвует в этих группах, каким его видят другие люди, какие реакции вызывает у них его поведение. К. Левин утверждал, что большинство эффективных изменений в установках и поведении людей происходят в групповом, а нс в индивидуальном контексте; следовательно, для того чтобы обнаружить и изменить свои установки, выработать новые формы поведения, человек должен преодолеть свою аутентичность и научиться видеть себя глазами других.
Г-группа определялась как собрание гетерогенных индивидов, встретившихся с целью исследовать межличностные отношения и групповую динамику, которую они сами порождают своим взаимодействием. Успешная работа учеников К. Левина в мастерской межгрупповых отношений привела к созданию в США Национальной лаборатории тренинга (ATI). Именно там появилась предшественница современных Г-групп — группа тренинга базовых умений. Цель этой группы была двоякой: с одной стороны, развитие стратегий изменения в социальных системах, а с другой — изучение динамики малых групп и межличностных стилей функционирования.
Участники таких групп — производственные руководители, политические лидеры — обучались эффективному межличностному взаимодействию, умению руководить, разрешать конфликты в организациях, укреплять групповую сплоченность. Чуть позже некоторые Т-группы стали ориентироваться на выявление жизненных ценностей человека, усиление чувства его самоидентичности, а начиная с 1954 г. они получили название «групп межличностной сензитивности». В 1960;е гг. возник опирающийся на традиции гуманистической психологии К. Роджерса тренинг социальных и жизненных умений (social/life skills training), который применялся в рамках профессиональной подготовки учителей, консультантов и менеджеров в целях психологической поддержки и развития.
В 1970;е гг. в восточногерманских Лейпцигском и Йенском университетах под руководством М. Форверга был разработан метод, который он определил как «социально-психологический тренинг». В качестве основных методических средств обучения здесь использовались ролевые игры с элементами драматизации, создающие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков. Сферой практического применения разработанных Форвергом методов стала социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства.
Начиная с 1980;х гг. социально-психологический тренинг получил широкое распространение и в советской практике. Первая в СССР монография, посвященная его теоретическим и методическим аспектам, была опубликована Л. А. Петровской в 1982 г.[4] Опыт применения социально-психологического тренинга отражен в работах таких известных отечественных социальных психологов того времени, как Ю. Н. Емельянов, Ю. М. Жуков, В. П. Захаров, Г. А. Ковалев, X. Миккин, Л. А. Петровская, Н. Ю. Хрящсва[5], Т. С. Яценко и других.
Следует отметить, что в литературе встречается довольно большое количество различных подходов к классификации существующих форм групповой психологической работы. К примеру, используя понятие «психокоррекционная группа», которым обозначаются небольшие временные социальные общности, состоящие из активных участников, которые добровольно встречаются с целью получения знаний и навыков в области совершенствования личности и межличностных отношений, формы групповой психологической работы можно разделить на четыре категории по предметному фокусу (рис. 5.1):
- 1) группы организационного развития или решения проблем;
- 2) группы обучения руководителей и развития межличностных навыков;
- 3) группы личностного развития;
- 4) терапевтические группы.
На практике задачи этих четырех типов групп перекрываются. Так, многие учебные группы по конечному результату являются также и терапевтическими[3][7].
![Категории психокоррекционных групп (по Cohen & Smith).](/img/s/8/42/1397842_1.png)
Рис. 5.1. Категории психокоррекционных групп (по Cohen & Smith)2
Для облегчения общей ориентировки в многочисленных на сегодняшний день разновидностях социально-психологического тренинга обратимся к тому теоретическому наследию, которое все еще не потеряло своей актуальности. По мнению одного из пионеров развития и распространения на территории бывшего СССР идей активного социально-психологического обучения, эстонского исследователя и практика X. Миккина, в социально-психологическом тренинге как форме обучения, построенной на использовании преимуществ групповой работы, можно выделить три относительно самостоятельных процесса: процесс обучения, процесс групповой динамики и процесс развития личности[8][3] (рис. 5.2).
![Хенн Миккин.](/img/s/8/42/1397842_2.png)
Хенн Миккин.
Каждый из этих процессов имеет свои детерминанты и требует внимания со стороны руководителя (тренера). Они реальны и объективны, независимо от того, знает о них что-либо тренер или нет. В каждой конкретной форме групповой психологической работы можно выделить ведущий и вспомогательные процессы, и таким образом построить удобную типологию таких форм. Таким образом, выделяют три основных типа групповой психологической работы, отличая их от традиционного обучения, фокусирующегося на индивидуальном освоении учебного материала.
Обучающие группы, в которых ведущая роль отводится процессу обучения в различных сферах профессионального общения. Методически эти группы опираются, как правило, на классический бихевиоризм Дж. Уотсона, оперантный бихевиоризм Б. Скиннера или социально-когнитивный бихевиоризм А. Бандуры.
Динамические группы (групнодинамический тренинг), представленные классическими Г-группами школы К. Левина (тренинг сензитивности) или группами встреч К. Роджерса.
Психотерапевтические группы, включая так называемый тренинг личностного роста, основывающиеся на различных школах групповой психотерапии.
![Типология форм групповой работы (по X. Миккину).](/img/s/8/42/1397842_3.png)
Рис. 5.2. Типология форм групповой работы (по X. Миккину)
- [1] См.: Sozialpsychologisches Training / hrsg. М. Vorwerg. Jena: Friedrich-Schiller-Universitat, 1971.
- [2] О роли случая в возникновении и развитии группового психологического тренингачитайте статью: Жуков Ю. М. История груиподинамических тренингов // Психология в вузе.2013. № 5. С. 53−98.
- [3] См.: Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теорияи практика.
- [4] См.: Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во Моек, ун-та, 1982.
- [5] См. интервью II. Ю. Хрящевой интернет-порталу Trainings.ru (раздел «Практикум»).
- [6] См.: Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теорияи практика.
- [7] См.: Cohen А. М., Smith R. D. The critical incident in growth groups: Theory and technique. La Jolla: University Associates, 1976.
- [8] Миккин X. Цели, процессы и методы видеотренинга руководителей // Человек, общение и жилая среда. Таллин: ТГПИ, 1986. С. 7—27.
- [9] См.: Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теорияи практика.