Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Субъект-объектная позиция педагога-предметника в управлении образовательными системами

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необходимые умения для этого: владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья; использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий; осуществлять (совместно с психологом и другими… Читать ещё >

Субъект-объектная позиция педагога-предметника в управлении образовательными системами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Педагог-предметник в масштабе профессионального стандарта

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» педагогический работник — это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (299, ст. 2, п. 21).

С 1 января 2017 г. в Российской Федерации начал действовать профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога-предметника (210).

На основе этого нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением им квалификационной категории. Кроме того, профстандарт с 2017 г. будет применяться в качестве независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников, средства реализации стратегии развития образовательной среды, инструмента роста качества российского образования.

Широкое применение профессионального стандарта как инструмента аттестации позволит создать систему условий, стимулирующих педагогов к собственному образованию, повышению педагогической квалификации, связанную:

  • — с ориентацией на образовательные запросы и потребности обучающихся;
  • — со спецификой процесса их личностного становления и профессионального самоопределения;
  • — с учетом особенностей выбранного обучающимся образовательного маршрута;
  • — с опорой на предшествующий образовательный опыт обучающихся;
  • — с использованием совокупности современных образовательных технологий (16).

Нормы профстандарта будут учитываться: при приеме на работу в общеобразовательные организации; во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.

Трудовой договор, заключаемый с сотрудником, очерчивает ряд важных вопросов, возникающих в процесс взаимодействия работника и работодателя — предмет договора, сроки его действия, права и обязанности сторон, гарантии и компенсации, режим труда и отдыха, условия оплаты труда и порядок расторжения договора. В разделе прав и обязанностей сторон, как правило, регламентируются наиболее общие обязанности работника, связанны с реализацией им основной профессиональной деятельности. Профессиональный стандарт позволяет конкретизировать это раздел трудового договора и превратить, по сути, трудовой договор в эффективный контракт, в котором должны быть уточнены и конкретизированы трудовая функция каждого работника, показатели и критерии оценки эффективности его деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда. Эффективный контракт, как известно, должен выполнить задачу установления соответствия между эффективностью выполнения сотрудником трудовых функций и оплатой его труда. А ведь трудовые функции именно в профессиональном стандарте прописаны довольно подробно (там же).

В соответствии с требованиями профессионального стандарта педагог-предметник, работающий в общеобразовательной организации начального, основного и среднего (полного) общего образования должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации В профессиональном стандарте «Педагог» выделены две обобщенные трудовые функции педагога-предметника — «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях… начального общего, основного общего, среднего общего образования», и «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ» (рис. 6.1.1). Трудовая функция — составная часть вида трудовой деятельности, представляющая собой интегрированный и относительно автономный набор трудовых действий, определяемых производственным (педагогическим) процессом; означает качественные характеристики деятельности и его квалифицированность (16).

Профессиональный стандарт «Педагог».

Рис. 6.1.1. Профессиональный стандарт «Педагог».

Профстандарт прежде всего содержит требования к знаниям и умениям работника в определенной области, опираясь не на образовательные программы, а на реальный опыт трудовой деятельности соответствующих специалистов. В то же время профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия.

Первая обобщенная трудовая функция в профстандарте включает такие трудовые функции, как «Общепедагогическая функция. Обучение», «Воспитательная деятельность» и «Развивающая деятельность».

Реализуя в практической деятельности общепедагогическую функцию «обучение», педагог-предметник разрабатывает и реализует программы учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы, и осуществляет свою профессиональную деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Он участвует в разработке и реализации программы развития общеобразовательной организации в целях создания безопасной и комфортной для обучающихся образовательной среды, планирует и проводит учебные занятия, систематически анализирует их эффективность используемых им в ходе учебного занятия подходов к обучению.

Педагог формирует у обучающихся универсальные учебные действия, навыки, связанных с информационно-коммуникационными технологиями, а также мотивацию к обучению, организует и осуществляет контроль и оценку учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися, осуществляя объективную оценку знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.

В профстандарте выделены следующие необходимые умения, используемые педагогом в процессе обучения:

  • — владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т. п.;
  • — объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей;
  • — разрабатывать (осваивать) и применять современные психологопедагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде;
  • — использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • — владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТкомпетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности);
  • — организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона.

Для эффективного осуществления процесса обучения у педагогапредметника должны быть сформированы следующие необходимые знания:

  • — преподаваемого предмета в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке;
  • — истории, теории, закономерностей и принципов построения и функционирования образовательных систем, роли и места образования в жизни личности и общества;
  • — основных закономерностей возрастного развития, стадий и кризисов развития, социализации личности, индикаторов индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможных девиаций, а также основ их психодиагностики;
  • — основ психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях;
  • — путей достижения образовательных результатов и способов оценки результатов обучения;
  • — основ методики преподавания, основных принципов деятельностного подхода, видовиприемов современных педагогических технологий;
  • — рабочей программы и методики обучения по данному предмету;
  • — приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства;
  • — нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; конвенции о правах ребенка; трудового законодательства.

Педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики.

При осуществлении трудовой функции «воспитательная деятельность» педагог регулирует поведение обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды; реализует современные, в том числе интерактивные, формы и методы воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности.

Он умело ставит воспитательные цели, способствующие развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера, определяет и принимает четкие правила поведения обучающихся в соответствии с уставом общеобразовательной организации и правилами ее внутреннего распорядка.

По необходимости проектирует и реализует воспитательные программы, а также воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. д.), проектирует ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).

Оказывает помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления. Создает и поддерживает уклад, атмосферу и традиции жизни общеобразовательной организации.

Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни Педагог формирует толерантность и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде, использует конструктивные воспитательные усилия родителей (законных представителей) обучающихся, оказывает помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка.

Чтобы осуществлять воспитательную деятельность у него должны быть сформированы такие необходимые умения, как:

  • — строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;
  • — общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их;
  • — создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т. п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
  • — управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;
  • — анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;
  • — защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и (или) неблагоприятных условиях;
  • — находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися;
  • — владеть методами организации экскурсии, походов и экспедиции и т. п.;
  • — сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач.

В воспитательной деятельности специалист опирается на такие необходимые знания, как:

  • — основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования;
  • — история, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества;
  • — основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях;
  • — основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики;
  • — научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки;
  • — основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;
  • — нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций);
  • — соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики.

Реализуя трудовую функцию «развивающая деятельность», педагог осуществляет такие трудовые действия, как:

  • — выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития;
  • — оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе;
  • — применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка;
  • — освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, детимигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью;
  • — оказание адресной помощи обучающимся;
  • — взаимодействие с другими специалистами в рамках психологомедико-педагогического консилиума;
  • — разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка;
  • — освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу;
  • — развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • — формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения;
  • — формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся.

Необходимые умения для этого: владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья; использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий; осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ; понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т. д.); составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося; разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся; владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся; оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик; формировать детско-взрослые сообщества.

Необходимые для этого знания: педагогические закономерности организации образовательного процесса; законы развития личности и проявления личностных; свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития; теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся; закономерности формирования детсковзрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ; основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью; основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей; социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ.

Обобщенная трудовая функция «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ» в профстандарте также включает три трудовые функции: «Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования», «Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования» и «Модуль иПредметное обучение» (например, «Математика»)".

Осуществляя первую трудовую функцию, педагог проектирует образовательный процесс на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной.

Он формирует у детей социальную позицию обучающихся на всем протяжении обучения в начальной школе, метапредметные компетенции, умение учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования.

Специалист объективно оценивает успехи и возможности детей с учетом неравномерности их индивидуального психического развития, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек.

Педагог организует учебный процесс с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассника, корректирует учебную деятельность исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста (в том числе в силу различий в возрасте, условий дошкольного обучения и воспитания), а также своеобразия динамики развития мальчиков и девочек.

Проводит в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с психологом) мероприятия по профилактике возможных трудностей адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной школе, реагирует на непосредственные по форме обращения детей к учителю и распознает за ними серьезные личные проблемы.

При этом педагог опирается на такие сформированные у него необходимые умения, как:

  • — ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания;
  • — во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками и психологами проектировать и корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных), выходящими за рамки программы начального общего образования.

В работе он должен использовать такие необходимые знания, как:

  • — основные и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возрастов;
  • — федеральные государственные образовательные стандарты и содержание примерных основных образовательных программ;
  • — дидактические основы, используемые в учебно-воспитательном процессе образовательных технологий;
  • — существо заложенных в содержании используемых в начальной школе учебных задач обобщенных способов деятельности и системы знаний о природе, обществе, человеке, технологиях;
  • — особенности региональных условий, в которых реализуется используемая основная образовательная программа начального общего образования.

Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования предполагает формирование общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира, определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития, определение совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т. д.) зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся.

Педагог планирует специализированный образовательный процесс для группы, класса и (или) отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и (или) особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планирования.

По необходимости он применяет специальные языковые программы (в том числе русского языка как иностранного), программы повышения языковой культуры и развития навыков поликультурного общения, а также совместно с обучающимися использует иноязычные источники информации, инструменты перевода, произношения.

Специалист организует олимпиады, конференции, турниры математические и лингвистические игры в школе и др.

В образовательном процессе педагог должен применять необходимые умения, которые профстандарт определяет, как умения: применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы; проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения; планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой; разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивать ее выполнение; организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую; разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, осуществлять связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждать с обучающимися актуальные события современности; осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе; использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся); использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования; владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; владеть методами убеждения, аргументации своей позиции; устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их родителями (законными представителями), другими педагогическими и иными работниками; владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения.

Профстандарт определяет необходимые специалисту знания: основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимых для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач (педагогика, психология, возрастная физиология; школьная гигиена; методика преподавания предмета); программы и учебники по преподаваемому предмету; теория и методы управления образовательными системами, методика учебной и воспитательной работы, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним, средства обучения и их дидактические возможности; современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; методы и технологии поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения; основы экологии, экономики, социологии; правила внутреннего распорядка; правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды.

С позиций профстандарта специалист должен иметь необходимые умения и знания для осуществления трудовых действия в рамках трудовой функции «Модуль „Предметное обучение“» (210).

Современный педагог-предметник в профстандарте предстает как своего рода универсальный специалист, обладающий навыками методиста, психолога, воспитателя, не понаслышке знакомый с информационными технологиями, способный найти подход к детям с разным уровнем развития.

Анализируя стратегические задачи обновления школы, исследователи (228) выделяют пять основных групп задач, опыт решения которых характеризует базовую компетентность современного педагогапредметника:

  • — видеть ребенка (ученика) в образовательном процессе;
  • — строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования;
  • — устанавливать взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса, партнерами школы;
  • — создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (пространство школы);
  • — проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.

Все эти задачи могут быть конкретизированы применительно к конкретной ступени образования.

В профстандарте изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. К примеру, для проведения полноценной воспитательной работы учитель обязан овладеть восемнадцатью умениями и навыками, а для полноценного развития ученика даже двадцатью. Красной нитью проходит обладание ИКТкомпетентностью, которая дифференцируется на три уровня: общепользовательская; общепедагогическая; предметно-педагогическая.

Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач. При этом педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.

Представленные выше требования профессионального стандарта к личностным и профессиональных компетенциям педагога-предметника позволяют сделать вывод о серьезном наращивании в последнее десятилетие ролевых позиций современного российского педагогического работника.

Содержание понятия «ролевая позиция» в научной литературе рассматривается через исходные понятия «позиция» и «роль». Позиция — это устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках (221, с. 297); отношение человека к системе норм, правил, шаблонов поведения, вытекающих из его социального положения и предписываемых окружающей его средой" (186, с. 125). Роль — социальная функция личности, соответствующая принятым нормам поведения в зависимости от позиций в системе отношений (50, с. 141).

Тобл. 6.1.1

Роли педагога в современном образовательном процессе.

Роли педагога.

Авторы.

Характеристика.

Тъютор

Л. В. Бендова, С. И. Змеев, А. П. Зинченко, И. Б. Акиншина, Е. М. Андрейковец, С. А. Щенников, Т. М. Ковалева, С. В. Кривых и др.

Создает условия для непрерывного роста обучающегося как субъекта собственной учебной деятельности, знающего, зачем он учится (цели), как осуществляется учебная деятельность (способы и средства) и имеющего способности к ее осуществлению.

Модера

тор

Л. Я. Шамес, Б. П. Дьяконов, Б. М. Игошев, Л. В. Верзунова, В. Я. Никитин, Н. В. Кирий, Н. Н. Суртаева, И. Б. Терешкина, Г. Ткаченко и др.

Использует специальные технологии, помогающие организовать процесс свободной коммуникации и обмена мнениями, суждениями и подводящие учащегося к принятию решения за счет реализации внутренних возможностей.

Фасили

татор

Н. В. Доценко, К. Роджерс, Н. М. Пушкина, О. Н. Шахматова, А. В. Мартынова, О. М. Матвеева и др.

Создает психолого-педагогические условия для саморазвития, осмысленного освоения основ профессиональной деятельности.

Исследо

ватель

Е. Н. Ковалевская, В. И. Сахарова, А. А. Востриков, Е. Н. Дудина, Э. Ф. Зеер и др.

Планирует экспериментальную деятельность, осознает собственную ответственность перед обществом за результаты опытной работы, стремящийся к профессиональному росту, неминуемо будет развиваться и в личностном плане.

Мето

дист

Т. А. Сергеева, Н. М. Уварова и др.

Изучает и разрабатывает методы преподавания, планирует работу коллектива, координирует его деятельность, занимается повышением квалификации преподавателей, умение вести документацию, знание различных общеобразовательных программ.

Менеджер

В. Жилин, В. А. Тышлаков и др.

Руководитель управленческих действий, определяющий основополагающие идеи, правила поведения субъектов образовательного процесса по осуществлению образовательных функций.

Роли педагога.

Авторы.

Характеристика.

Иннова

тор

В. С. Елагина, Т. А. Яркова, О. Г. Гаимназаров и др.

Реализует идеи в той или иной области знаний (являющейся его основной образовательной специализацией), но при этом обладающий набором предпринимательских навыков и компетенций, являющихся ключевыми для успеха специалиста на рынке труда.

Ментор

Н. А. Пронина, Е. И. Соколова, Л. В. Норберг, Н. С. Ладыжец и др.

Помогает достичь личностного и профессионального роста через рефлексию.

Суперви

зор

В. В. Еремин, Б. П. Невзоров, В. А. Тышлаков, П. Ховкинс, Р. Шохет, Е. И. Сухова, Н. Ю. Зубенко и др.

Осуществляет контроль и оценку, создает психологически комфортные условия для субъектов профессиональной деятельности.

Мотива

тор

Н. А. Дука, Н. С. Макарова, Н. В. Чекалева и др.

Воодушевляет, вдохновляет обучающихся, мотивируя их на выполнение какой-либо деятельности.

При сравнении содержания понятий «позиция» и «роль» отмечается сходство характеристик данных понятий. Однако само понятие «ролевая позиция» до сих пор останется недостаточно теоретически проработанным.

Отечественными педагогами ролевая позиция чаще всего рассматривается в контексте определения места педагога в системе отношений: «педагог — ребенок», «педагог — педагог», «педагог — родитель». С точки зрения зарубежных авторов, ролевая позиция — это принятие ожидаемого поведения от человека и выполнение им определенных ролей в ситуации взаимодействия; совокупность ролевых предписаний, объективных требований, предъявляемых к лицам, занимающим ту или иную позицию (312).

Типичные ролевые позиции определены Л. Б. Ительсоном, согласно которому, педагог выступает в качестве: вдохновителя, друга, диктатора, советчика, просителя, информатора (221).

Е. Ф. Сивашинская, рассматривая профессиональные функции педагога, выделяет следующие роли: «двигатель» в обществе; «катализатор» (ускоритель) общественного прогресса, способствующего формированию специалистов, владеющих новыми прогрессивными технологиями; «аккумулятор», накапливающий в себе социальный опыт. В этой роли он выступает как хранитель и носитель многообразных общественных ценностей: общечеловеческих, культурных, интеллектуальных, духовных и др. (241, с. 22).

А. К. Маркова выделяет следующие профессиональные позиции учителя: «диагност», «самодиагност» — связанные с изучением учеников и самого себя; «методист» — с отбором методов обучения; «субъект педагогической деятельности» — с постановкой для себя целей и задач, прогнозированием своего дальнейшего развития; «исследователь» — с формулированием трудно решаемых вопросов практики на языке научной проблемы, с поведением целенаправленного наблюдения, осуществлением педагогического эксперимента, «рефлексии» (138, с. 40—48).

Современные ролевые позиции педагога в учебно-воспитательном процессе представлены в табл. 6.1.1 (51, с. 7—12).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой