Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Специфика понимания и реализации мультикультурализма в различных странах

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В начале XXI в. политическая практика реализации мультикультурализма в Австралии показывает, что продолжение излишнего «заигрывания» с этническими меньшинствами может привести к осложнениям внутрии внешнеполитической ситуации. В 2000;е гг. нарастала фрагментация австралийского общества по этническому признаку, увеличивалась межнациональная и межконфессиональная напряженность, росло отчуждение… Читать ещё >

Специфика понимания и реализации мультикультурализма в различных странах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Следует заметить, что различия в подходах теории мультикультурализма, соответствующие научным школам Канады и США (отдельные положения были приведены выше), взглядам европейских и российских ученых, отражают и своеобразие соответствующей международной практики. Так, в недавнем прошлом рассматривали увеличивающиеся миграционные потоки и принятие политики мультикультурализма как угрозу сложившимся и почитаемым национальным традициям и ценностям. Сегодня неумелое обращение с культурным многообразием грозит основам социального государства[1].

Основные достоинства и недостатки мультикультурализма.

Рис. 7.1. Основные достоинства и недостатки мультикультурализма

Канада. Канада отличается лингвистическим многообразием и не является монолитной в религиозном аспекте. Этническое большинство населения составляют потомки англичан и французов: англо-канадцы и франко-канадцы. Страна разнородна в этнической сфере и культурно многомерна.

Одна из крупных провинций Канады — Квебек (с доминирующим франко-канадским населением) является источником сепаратизма. Мультикультурализм задумывался в противовес национализму франко-канадцев в Квебеке как политическая практика, как программа нациостроительства. Еще одной его целью было снижение обеспокоенности англо-канадцев относительно государственной целостности страны.

С середины 1960;х гг. канадское правительство в течение трех десятилетий создавало прочную нормативную базу для успешной реализации идеологии мультикультурализма:

  • • в 1969 г. провозглашается равенство английского и французского языков;
  • • с 1971 г. Канада на официальном уровне позиционируется как поликультурнос общество, которое базируется на тождестве английского и французского языков;
  • • в 1982 г. провинции Квебек присваивается конституционный статус территории с языковой и культурной спецификой;
  • • в 1988 г. принимается специальный закон о поликультурности.

Эти последовательные шаги канадского руководства, хотя и не устранили полностью угрозу сепаратизма, но остроту проблемы значительно снизили. Мировая комиссия ЮНЕСКО по культуре и развитию в 1997 г. отметила Канаду за ее «вклад в решение расовых и этнических проблем, а также проблем социального равенства в национальном, строительстве». Канада названа в этом отношении «моделью для других стран». Она стала многонациональной страной, где при наличии массовой культуры, достаточно возможностей для развития искусства и литературы разных народов. Независимо от этнической принадлежности, каждый гражданин Канады может свободно выбирать место жительства и работу, а в провинциях НыоБрансуик, Новая Шотландия, Онтарио, Квебек есть рабочие места с возможностью коммуникации на национальных восточных языках (азиаты составляют сейчас около 50% иммигрантов).

В числе основателей канадского государства были и аборигены, их интересы также не могут игнорироваться. Канадские индейцы составляют около 4% населения страны и по уровню культурной защищенности и политической правомочности приближены к европейским диаспорам.

Таким образом, этническая специфика Канады — один из наиболее показательных примеров обустройства государства в соответствии с представлениями об идеальном мультикультурализме. В настоящее время официально реализуемая в Канаде культурная политика заключается в сохранении традиций разных этнических групп и одновременно направлена на преодоление их самоизоляции. Это способствует ускоренной интеграции иммигрантов в канадское общество путем создания для них благоприятной культурной атмосферы.

Соединенные Штаты Америки. Особенности собственной культуры издавна осознавались гражданами США с момента понимания себя как нации, отличающейся от европейской. Изначально американская нация мыслилась по аналогии результатов процессов в «плавильном котле» (амальгамация) как «сплав» англосаксов (в качестве этнокультурной основы) и иных иммигрантских этнических групп. Акцент делался на сохранении и доминировании англосаксонской составляющей.

С середины 1960;х гг. программа амальгамации уступила идеологии мультикультурализма. Юридическими предпосылками формирования данной политики стали:

  • • Акт о гражданских правах (1964 г.), который ослабил англосаксонскую доминанту в США;
  • • Иммиграционный акт (1965 г.), который облегчил возможности миграции в США гражданам стран третьего мира.

Следует также принимать во внимание расширенную трактовку мультикультурной идеологии, характерную для США. Например, анализируя причины появления американского мультикультурализма, Горан Терборн (Goran Therborri) пишет; «Он [мультикультурализм] в большей степени относился к феминизму, особенно культурному и этническому феминизму. Центрами их сопротивления являлись обычно университеты и колледжи высшего образования. Наиболее острыми вопросами были требования этнических квот, мультикультурных учебных программ, юридических норм против дискриминационных высказываний и сексуальных домогательств» Г Мультикультурализм, хоть и не был юридически закреплен в качестве официальной политики, вошел в социально-политическую реальность США, несколько позже Канады — в 1970;х гг. В США мультикультурализм — это укоренившаяся практика выражения интересов самых разнообразных социальных групп общества, например, национальных меньшинств, инвалидов или женщин.

Поддержка любых меньшинств является не просто чертой государственной политики, но и элементом социально-политической системы в целом. Мультикультурализм в этой связи обусловливает построение общества на основе взаимодействия социальных структур, базирующихся на этнокультурных, конфессиональных и других основаниях. Так, «принцип территориального суверенитета остается за нацией, но мультикультурность становится важнейшим принципом закона о гражданстве, системы социальной защиты и вообще всей социальной политики, образования, избирательной системы, трудового права и всего регулирования рынка труда, миграционного законодательства»[2][3].

Это интересно Мультикультурная концепция в США приобретает различные оттенки. Ее «карикатурным» отображением стала так называемая «политическая корректность».

Данный термин утвердился в США в последнее десятилетие XX в. Некоторые из экспертов, считая, что политическая корректность — это доведенный до абсурда либерализм, отмечают: «Концепция политической корректности зиждется на том интересном положении, что некоторые некогда угнетенные группы теперь должны находиться в привилегированном положении. Слова „негр“, „инвалид“, „толстяк“ являются недопустимыми. Вместо этого используется „афроамериканец“, „уязвленный“ и „большой“. Ведутся споры о том, как правильно говорить — „афроамериканец“ или „африканский американец“. Вместо слова „man“ в значении „человек“ предлагается говорить „мужчины и женщины“ или „человеческие существа“, „люди“»[4]. Политкорректность во многом отождествляется с конформизмом и безволием. Политическая некорректность же воспринимается как оригинальная, отличная от официальной точка зрения, и эквивалентна готовности идти на конфликт с обществом.

Сторонники политкорректности основываются на уверенности в том, что язык, играя важную роль в познании, значительно проявляет себя и в формировании идей и понятий, теорий и концепций, которые составляют основу представлений человека о мире. Следовательно, язык определяет восприятие окружающих явлений и процессов, организует и структурирует мышление. Это, в свою очередь, способствует выработке конструктивного социального поведения.

В целом можно утверждать, что мультикультурализм стал одним из атрибутивных свойств культуры США на современном историческом этапе, представляет собой результат длительного процесса трансформации американской национальной идентичности.

Главное требование американского мультикультурализма взаимное уважение носителей самых разных культур (в том числе, без привязки именно к этнокультурной компоненте), толерантность и положительные взаимоотношения между представителями различных культурных общностей.

Австралия. Количество местного населения Австралии во время колонизации европейцами сильно сократилось. В основном территория страны заселялась за счет крупномасштабной иммиграции из Европы. При этом аборигены стали австралийскими гражданами с соответствующими гражданскими правами лишь в 1967 г. Все это наложило отпечаток на формирование австралийской нации, на ее отношение к мигрантам.

Как и в США, в Австралии, понятие «мультикультурализм» вошло в научный и политический лексикон в 1970;х гг. До середины XX в. характерной была в некоторой мере расистская «политика Белой Австралии». В ее рамках иммиграция на австралийский континент «белых» европейцев считалась не опасной для нации. В стране был провозглашен принцип «Сохраним Австралию белой!».

Но в 1950;х гг. государство столкнулось с нехваткой трудовых ресурсов. Именно в этот период в Австралии наблюдался резкий подъем промышленности. Европейской иммиграции было уже недостаточно для нужд растущей экономики. Таким образом, экономическая целесообразность привела к отказу Австралии от запрещения «небелой» иммиграции и способствовала расширению возможностей для прибытия в страну высококвалифицированных специалистов из неевропейских государств. Вследствие экономического спада к 1970;м гг. отпала необходимость в значительных масштабах рабочей силы.

Однако период активной миграции трудовых ресурсов па австралийский континент имел свои этнокультурные последствия. После длительного дискриминационного периода коренное население Австралии обрело союзников среди новых переселенцев. При этом в 1970;х гг. около 20% населения Австралии было рождено за границей[5].

Политика австралийского государства была переориентирована в соответствии с мультикультурной моделью, что позволяло адаптировать множество иммигрантов «трудовой волны», восстановить гражданские права коренного населения и исключить негативные последствия для демографической ситуации и экономики. Основные принципы реализации политики мультикультурализма были закреплены в «Национальной повестке дня для мультикультурной Австралии».

В течение 1990;х гг. австралийский мульгикультурализм в определенной мере сдал свои позиции. Причиной этого также стали экономические интересы.

В начале XXI в. политическая практика реализации мультикультурализма в Австралии показывает, что продолжение излишнего «заигрывания» с этническими меньшинствами может привести к осложнениям внутрии внешнеполитической ситуации. В 2000;е гг. нарастала фрагментация австралийского общества по этническому признаку, увеличивалась межнациональная и межконфессиональная напряженность, росло отчуждение европейского большинства и мусульманского меньшинства, распространялась на австралийскую территорию экспансия религиозного терроризма. В 2005 г. в процессе антитеррористической операции в Австралии было арестовано семнадцать человек, в числе которых был исламский проповедник (австралиец) Абу Бакра; в 2010 г. состоялся суд над пятью австралийскими мусульманами, обвинявшимися в планировании террористического акта на одной из военных баз в Сиднее.

Решение проблем межэтнических противоречий возможно преимущественно на основе всеобщего гражданского равноправия без каких-либо преференций по этническому или религиозному принципу, которые и стали во многом основой для формирования отмеченных негативных тенденций.

И все же мультикультурализм как социальный институт существует помимо Канады только в Австралии. Эти две страны положили в основание своих законодательств представление об обществе как совокупности этнических групп, паритет которых в доступе к материальным и нематериальным ресурсам регулируется государством.

Страны Западной Европы. В отличие от явно многонациональных империй, сформировавшихся из разнообразных, часто автономных образований, Западная Европа со времен позднего средневековья представляла собой относительно небольшие и единообразные государства. Она отличалась от остального мира преимущественно однородными религиозными предпочтениями и монокультурной замкнутостью. Вместе с тем наиболее влиятельные европейские государства имели устоявшиеея демократические традиции: независимость права от власти, политическое представительство, религиозная терпимость и др.

Значительно пострадавшая после Второй мировой войны европейская экономика обусловила необходимость привлечения рабочей силы из государств с низким спросом на рынке труда и высокой рождаемостью, а следовательно, избытком трудовых ресурсов. Изначально их поставщиком преимущественно была Италия, — для нее были характерны бедность и безработица, особенно на юге страны. Но постепенно спектр стран — источников трудовых мигрантов расширился. Поэтому, когда в 1960;е гг. в Канаде идеология мультикультурализма только начинала создаваться, на европейском континенте широкая сеть миграционных потоков уже была реальностью. А к началу последнего десятилетия XX в. значительные сообщества иммигрантов укоренились даже в тех европейских государствах, которые прежде сами были родиной переселенцев (Греция, Ирландия, Испания, Италия, Португалия и др.).

В 1960—1970;х гг. нарастали межкультурные противоречия между коренным населением европейских государств и многочисленными диаспорами иммигрантов. Изменилось и представление о переселенцах как о временном явлении. Произошло осознание того, что такие люди уже не просто «гастарбайтеры», а часто соотечественники. Однако эти «открытия» произошли только в середине 1980;х гг.

В результате масштабной миграции и укоренения переселенцев население западноевропейских стран в значительной мере пополнилось южно-азиатскими меньшинствами (Великобритания), иммигрантами из Вест-Индии и Африки (преимущественно Великобритания п Франция), этническими сообществами с Ближнего Востока (в основном Франция и Германия) и др. Изменилась конфессиональная карта Старого Света, появились мечети и индуистские храмы. Возникли или трансформировались многие субкультуры, определяющие стиль жизни современной европейской молодежи.

Одним из негативных результатов этих событий стало этнокультурное напряжение, периодически перерастающее в конфликты, в том числе с использованием насилия. В Австрии, Бельгии, Франции (в некоторых других европейских государствах) проявил себя как значительная сила монокультурный национализм. «Обращение к идеям „мультикультурного общества“ — как со стороны бюрократии, так и со стороны публики — отражало насущную потребность включения мигрантского населения в жизнь принимающего государства. Актуальность этой задачи осознавалась по мере того, как становилось ясно, что большинство тех, кого считали „гостевыми рабочими“, останутся в стране навсегда (не говоря уже об их детях, для которых европейские государства стали родиной)»1. Таким образом, западноевропейские страны были вынуждены искать способ разрешения нарастающих этнокультурных проблем.

Мультикультурную политику государств Западной Европы представляют в том числе как балансирование между полюсами «исключения» и «включения» иммигрантов в культурный контекст, которое подразумевает сохранение культуры национального большинства и принятие новых этнических меньшинств[6][7].

Это интересно.

  • [1] Антонова В. Мультикультаризм. С. 51.
  • [2] Терборн Г. Мультикультурныс общества: пер. с англ. // Социологическоеобозрение. Т. 1. № 1. 2001.
  • [3] Немепский О. Б. Соблазн мультикультурализма.
  • [4] Некрасов С. И. у Некрасова II. Л., Платошина В. В. Американский мультикультурализм.
  • [5] Терборп Г. Мультикультурныс общества.
  • [6] Малахов В. С. Мульти культу рал изм в Западной Европе: по ту сторону риторики // Российский совет по международным делам. 2012. 13 декабря. URL: http://russiancouncil.ru/inner/2id4~ 1155 (дата обращения: 27.02.2015).
  • [7] Куропятник А. И. Мультикультурализм: проблемы социальной стабильностиполиэтнических обществ.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой