Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Миграционные процессы и межкультурный диалог

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Хочется отметить, что «межкультурный диалог» — одно из ключевых понятий международной политики. Он рассматривается как основа для применения ценностей культурного многообразия в повседневной жизни, как средство для использования в рамках окружающих сообществ тех возможностей, которые обусловлены наличием широкого разнообразия культур. Межкультурный диалог может рассматриваться также как… Читать ещё >

Миграционные процессы и межкультурный диалог (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сегодня мировые державы вовлечены в миграционные процессы. В свою очередь, в статье «Россия: национальный вопрос» В. В. Путин отметил, что «Колоссальные миграционные потоки — а есть все основания полагать, что они будут усиливаться, — уже называют новым „великим переселением народов“, способным изменить привычный уклад и облик целых континентов. Россия возникла и веками развивалась как многонациональное государство. Государство, в котором постоянно шел процесс взаимного привыкания, взаимного проникновения, смешивания народов на семейном, на дружеском, на служебном уровне. Сотен этносов, живущих на своей земле вместе и рядом с русскими. Освоение огромных территорий, наполнявшее всю историю России, было совместным делом многих народов» [17].

Массовые миграционные потоки устремляются из менее развитых стран в более развитые, в то же время явна тенденция миграции специалистов и студентов в благополучные страны для работы и учебы. Если в западных и европейских странах необходимо доказать свою квалификацию, то в Россию можно приехать без образования или без базового знания русского языка.

На сегодняшний день в стране существуют две миграционные составляющие: внутренняя и внешняя (этническая).

Внутренние мигранты, которых по данным ФМС России 88% [14, с. 24], в основном — россияне трудоспособного возраста, не удовлетворенные экономическими, социальными условиями жизни на малой родине. Приезжая в центральные города Российской Федерации (Москва, Санкт Петербург и др.) в поисках работы, они составляют здоровую конкуренцию коренным жителям. Но внутренняя миграция не решает проблемы восполнения рабочих ресурсов. По расчетам специалистов, население России к 2025 г. может уменьшиться на 20 млн человек, достигнув цифры примерно 120 млн. По данным ООН, сейчас 210 млн человек населения планеты постоянно проживают за пределами государств, в которых они родились, а численность внутренних мигрантов составляет 740 млн человек [8, с. 2]. В связи с этим российское государство поощряет приток иностранных мигрантов.

Этнические миграции — это случаи массовых перемещений, когда представители той или иной этнокультурной группы добровольно или вынужденно покидают территорию места формирования этноса или его длительного проживания и переселяются в иное географическое или культурное пространство [15].

Ежегодно в Россию прибывают 17 млн иностранных граждан, 70% из них — представители стран СНГ. По данным Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, в 2015 г. количественный состав мигрантов выглядел следующим образом: представители Украины, Молдавии и Белоруссии — 7—9% от общего количества; представители государств Закавказья — 11—15%; представители Средней Азии и Казахстана — 35—40%; представители стран Юго-Восточной Азии, Афганистана — 40—45% [14].

В начале 2016 года в стране находилось 10 млн иностранных граждан, причем порядка 4 млн человек из них проживали в стране нелегально и еще 860 тыс. человек, оформив документы и обязавшись выехать через год, до сих пор остаются в России.

К странам, для жителей которых миграция в Россию является наиболее типичной, относят:

  • 1) Узбекистан и Украину — более 2 миллионов человек;
  • 2) Таджикистан (около миллиона);
  • 3) Казахстан (45 тысяч);
  • 4) Армению (30—35 тысяч) [11].

На сегодняшний день Россия занимает третье место в мире по числу нелегальных мигрантов, уступив второе место Германии. Значительная часть нелегальных мигрантов из стран Восточной и Центральной Азии, Африки следует через Россию транзитом в Европу. Наша страна рассматривается ими как перевалочный пункт. Но не всем нелегалам удается благополучно добраться до Европы, большее количество остается в России, тем самым, создавая дополнительные проблемы, прежде всего в сфере обеспечения национальной безопасности, борьбы с экономической и общеуголовной преступностью.

С одной стороны, в силу ряда причин вынужденной этнической миграции в России такие показатели необходимо рассматривать как угрозу этнокультурной, национальной (общественной) безопасности страны, с другой стороны, современная миграционная политика оказывает прямое воздействие на обеспечение безопасности российского поликультурного социума.

По мнению экспертов, количество внешних мигрантов с каждым годом будет расти. Это связано как с экономической, так и с политической ситуацией в мире, конфликты в Украине и на Ближнем Востоке, снижение уровня жизни, экологическая ситуация, безработица в своем государстве. В связи с этим люди желают попасть на территорию России.

Так, в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» отмечено, что неконтролируемая миграция способствует усилению националистических настроений, политического и религиозного насильственного экстремизма, этносепаратизма и создает условия для возникновения конфликтов [21].

В связи с этим в 2015 году был скорректирован запрет на въезд в РФ для нарушителей миграционного законодательства (ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).

Правительство постановило:

  • — приехавшие в Россию из государства безвизового режима могут находиться в стране не дольше, чем три месяца в течение полугодия;
  • — человек, задержавшийся в России без разрешения не более чем на полгода, обязан выплатить штраф и воздержаться от поездок в страну в течение трех лет;
  • — нарушители, скрывавшиеся от властей в течение 6—9 месяцев, не смогут приехать в РФ еще пять лет;
  • — лица, бывшие нелегальными мигрантами более 9 месяцев, попадают в черный список на 10 лет.

Сложность миграционных процессов в России выявила их основные причины, которые носят экономический и демографический характер. Согласно «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года», наша страна хотя и заинтересована в мигрантах в связи с дефицитом национальных трудовых ресурсов и снижением рождаемости, но в то же время необходим контроль государства над притоком мигрантов на территорию Российской Федерации.

Массовая миграция на территорию России в ряде регионов меняет социокультурную и национальную структуру, создавая новые проблемы в различных социальных аспектах жизнедеятельности людей, что влияет на обеспечение безопасности страны. Это происходит потому, что, перебираясь в регионы России, мигранты не учитывают ее социокультурные, социопсихологические, нормативно-правовые, языковые особенности, так как их основной целью является зарабатывание денег, а не интеграция в социум. Тем самым они вызывают негативное отношение со стороны местного населения. По данным исследования аналитического Левада-Центра, 17% россиян волнует проблема наплыва мигрантов, 10% не против тех, кто готов получить российское гражданство, 15% за то, чтобы принимать временных рабочих и лишь 8% выступают за открытость ко всем [5].

Рассмотрим основные причины конфронтации мигрантов и коренного населения.

  • 1. Политическая. Россияне не одобряют государственную миграционную политику, поскольку она не продумана. В свою очередь, миграционная политика должна руководствоваться интересами национальной безопасности российского государства, сохранения социально-культурной и политической стабильности на территории Российской Федерации.
  • 2. Криминогенная. В силу различных факторов (рабские условия труда, низкий уровень образованности, нежелание интегрироваться в российский социум и т. д.) приток нелегальных мигрантов усугубляет криминогенную ситуацию, в том числе провоцируют ксенофобские и национал-экстремистские настроения, а также распространение религиозных и политических экстремистских и террористических организаций, что может привести к негативным последствиям.

В качестве примера можно назвать несколько громких событий произошедшие за последние 10 лет в России. Так, например, убийство студента Ивана Агафонова в августе 2011 г., вызвавшее большой общественный резонанс; массовые акции протеста в двенадцати городах России и митинг националистов на Манежной площади в декабре 2011 года, связанные с убийством футбольного болельщика Егора Свиридова в декабре 2010 года. Нередки стычки в московском метро между представителями различных национальностей: январь 2012 года. — драка на станции метро «Киевская» с применением холодного оружия между уроженцем Бурятии и представителями Дагестана; в феврале того же года аналогичный инцидент произошел на станции метро «Сокольники» между двумя болельщиками «Спартака» и выходцем из Таджикистана. В апреле 2016 года в г. Элисте Республика Калмыкия произошел инцидент, в котором спортсмен из Дагестана зашел в буддийский храм и снял видео, в котором он применяет силовые приемы против статуи Будды, видеозапись чего была выложена в Интернет, что вызвало возмущение среди жителей Элисты. Это, в свою очередь, спровоцировало конфликт между группами молодых калмыков и дагестанцев. Также следует отметить участившиеся случаи экстремистских высказываний в ходе международных соревнований, в особенности спортивных.

Вызвали общественно-политический резонанс опубликованные французским журналом Charlie Hebdo — «Шарли Эбдд» (пер. «Еженедельник Чарли») карикатуры на Пророка Мухаммеда. Так, в столице Ингушетии городе Магас состоялся многотысячный митинг против карикатур на пророка Мухаммеда. Глава Чечни Рамзан Кадыров организовал в Грозном многотысячный марш против карикатур на пророка Мухаммеда. Верховный муфтий России Талгат Таджуддин, комментируя размещение карикатуры на пророка Мухаммеда в «Шарли Эбдо», заявил, что считает недопустимым печатать любые карикатуры, порочащие святых — исламских, христианских или иудейских: «В Европе это довело до убийства людей. Такие провокации должны вызывать в обществе порицание». Российский политик, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов призвал внести Charlie Hebdo в список экстремистской литературы, запрещенной в России: «Этот журнал, разжигает межрелигиозную рознь и его публикации, как мы видим, ведут к эскалации насилия. Этим запретом мы хотим упредить выход русской версии журнала. Подобного рода идеи и картинки не найдут поддержки у подавляющего числа россиян» [17].

  • 3. Экономическая. Чаще всего мигранты работают без оформления трудовых отношений, их доходы не облагаются налогами. В результате этого государственный бюджет не дополучает значительного количества денежных средств. Кроме того, происходит значительный отток капитала в страны СНГ, так как мигранты, чтобы поддержать своих родственников на Родине, отчисляют им ежемесячно денежные средства.
  • 4. Психологическая. Большинство россиян опасаются утраты национальной идентичности в связи с увеличением количества смешанных браков.
  • 5. Санитарно-эпидемиологическая. Мигранты чаще всего являются переносчиками инфекционных и эпидемиологических заболеваний. Так, только в 2011 году было объявлено о нежелательности пребывания на территории РФ по медицинским показателям 6114 мигрантов, среди которых 1200 чело-

зо век являются носителями ВИЧ, более 2600 — туберкулеза [7]. По данным ЕМЦ (единый миграционный центр) в Подмосковье за 7 месяцев 2015 года медицинское обследование прошли более 120 тысяч мигрантов, у более 5 тыс. 200 человек были выявлены инфекционные социально-опасные заболевания: у 173 иностранных граждан была обнаружена ВИЧ-инфекция, у более 1500 — туберкулез, у почти 3000 — сифилис, у более 600 — наркомания [4].

6. Языковая. В семьях мигрантов основным является родной язык, а государственным (русским) языком они часто не владеют на должном уровне.

Негативное влияние миграционных процессов усугубляется проблемами социокультурной адаптации, которая недостаточно организована государством, вследствие чего представители этнических меньшинств, поступая в различные образовательные учреждения или трудоустраиваясь, не стремятся к интеграции в современном российском поликультурном социуме. Более того, этногруппы иногда отвергают глобальные изменения, происходящие в нашем обществе, и психологически остаются в рамках традиций своих этнических меньшинств, что мешает объединению общенациональной российской культуры. В связи с этим происходит «взрыв этничности» и возрастание культурной неоднородности всего населения.

Данным фактом обусловлена необходимость подписания в апреле 2013 года Федеральной миграционной службой совместно с Русской православной церковью соглашения о сотрудничестве в сфере работы с мигрантами. Это касается изучения языка, приобщения к российским культурным традициям и т. п. Изменению сложившейся ситуации призван способствовать введенный с 1 декабря 2012 года обязательный экзамен на знание русского языка. С 1 января 2015 года все иностранцы, желающие получить в России разрешение на временное проживание, работу, вид на жительство либо патент, обязаны пройти специальное тестирование (ст. 1 Федерального закона от 20 апреля 2014 года № 74-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). По прогнозам ФМС России, сдать экзамены придется от 3,5 до 5 млн человек [9]. В Федеральной миграционной службе заявили, что такой экзамен обязателен для иностранцев, желающих работать в России в сфере жилищно-коммунального хозяйства и оказания услуг населению.

От обязательного экзамена по русскому языку освободят приезжих из Белоруссии. Кроме того, от тестирования могут освободить мигрантов из Казахстана, Киргизии и Молдавии.

К сожалению, несколько иного мнения придерживаются сами мигранты, многие из которых приезжают в Россию на временные заработки и не видят смысла тратить время на образование и деньги на сертификаты. Это свидетельствует о том, что необходим межэтнический диалог.

С этой целью депутатами комитета Госдумы по делам национальностей еще в феврале 2013 году был предложен законопроект, который позволил бы национально-культурным автономиям и национальным общественным организациям за счет бюджетных средств проводить работу по адаптации своих соотечественников. Данный законопроект также позволил бы НКА получать статус социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО). Это в дальнейшем даст возможность им участвовать в государственных конкурсах и получать гранты для работы с мигрантами. Госдума приняла закон 21 октября 2014 года.

Одной из таких общероссийских общественных организаций является «Федерация мигрантов России», учрежденная в 2007 году по инициативе авторитетных лидеров иностранных диаспор и при поддержке Управления по внутренней политике Администрации Президента РФ. Эта организация объединяет представителей диаспор более 74 стран дальнего и ближнего зарубежья. Она призвана оказывать содействие и помощь мигрантам в изучении русского языка, в получении образования, сохранении исторических и культурных ценностей с учетом традиций коренных народов РФ, а также в развитии бизнеса, создании адаптационных центров и формировании легальной жизнедеятельности мигрантов [12].

Таким образом, преодоление предрассудков и ксенофобии между коренным населением и мигрантами, а также успешная социокультурная, социопсихологическая адаптация последних в поликультурный российский социум возможны только на основе взаимопонимания и взаимодействия развитых общин и представителей власти, а также гражданского общества.

Совершенно очевидно, что для предотвращения межэтнической напряженности в поликультурном российском социуме необходима четкая идеология и позитивная стратегия развития детей и молодежи в этом направлении. Для успешного достижения поставленной цели требуется межкультурный диалог (диалог культур).

Интерес к диалогу культур, в первую очередь, продиктован насущными потребностями современной цивилизации.

2008 год был объявлен в Европе годом межкультурного диалога. Это обширная инициатива, направленная на укрепление диалогического сосуществования. В диалог вступают не сами культуры, а люди, для которых соответствующие культуры очерчивают специфические смысловые и символические границы. Во-первых, каждая культура несет в себе массу скрытых возможностей, во-вторых, творческая личность способна выйти за пределы ограничений, налагаемых исходной культурой. Поэтому человек, будучи творцом культуры, способен установить диалог между различными культурами. В диалоге культур человек приобщается к иным культурам, другим смысловым мирам. Только в таком диалоге происходит взаимообогащение культур [1, с. 371].

По мнению российского философа В. С. Библера «…типологически различные „культуры“ (целостные кристаллы произведений искусства, религии, нравственности) втягиваются в одно временное и духовное „пространство“, странно и мучительно сопрягаются друг с другом, почти „дополняют“, то есть исключают и предполагают, друг друга» [3]. Из этого следует, что очень важно хаос различных культур преобразовать в осмысленный и заинтересованный диалог.

Диалог является «сочетанием неслиянных голосов». Самосознанию отдельной личности (как и отдельной нации) противопоставляется множественность других сознаний (культур), «раскрывающихся в напряженном взаимодействии с ним и друг с другом». Это взаимодействие основано на обращении к значимым для каждой из культур проблемам, на различных путях решения данных проблем. Таким образом, каждая культура говорит на одном языке, но при этом говорит о метавопросах, метаидеях, субстанциональных для языка любой другой культуры [2, с. 178].

Межкультурный диалог или диалог культур предполагает взаимопонимание и общение не только между различными культурными образованиями в рамках больших культурных зон, но и требует духовного сближения огромных культурных регионов, сформировавших на заре цивилизации свой комплекс отличительных черт [18].

Межкультурное взаимодействие является благоприятной основой формирования гармоничных межэтнических и межнациональных отношений. По мнению Востряковой Ю. В., «В глубинной идее диалога культур формируется новая культура общения. Мышление и бытие другого человека не только углублено в каждом из нас, оно — это иное мышление, иное сознание, внутренне насущное для нашего бытия» [6, с. 80]. Диалог культур предполагает взаимопонимание и общение не только между различными культурными образованиями в рамках больших культурных зон, но и требует духовного сближения огромных культурных регионов, сформировавших на заре цивилизации свой комплекс отличительных черт [18].

Хочется отметить, что «межкультурный диалог» — одно из ключевых понятий международной политики. Он рассматривается как основа для применения ценностей культурного многообразия в повседневной жизни, как средство для использования в рамках окружающих сообществ тех возможностей, которые обусловлены наличием широкого разнообразия культур. Межкультурный диалог может рассматриваться также как профилактический метод предотвращения конфликтов внутри общества, как политический ответ на угрозы, вызванные культурным многообразием, как противодействие социальному расслоению, стереотипам, расизму и дискриминации [13]. Согласно Чернокожевой Э. межкультурный диалог — это «развивающийся, протекающий в рамках взаимного уважения процесс интерактивного обмена между индивидуумами, группами и организациями с различными культурными корнями и мировоззрениями. К его целям принадлежат развитие более глубокого понимания различных перспектив и отношений, привлечение к участию в общественной жизни, улучшение способностей и возможностей самооценки, равенство возможностей и творческое созидание» [22, с. 106].

Межкультурный диалог позволяет не только органично заимствовать лучшее из мирового наследия, но и вынуждает человека подать «свой» голос, совершить личностное переосмысление «чужой» культуры. Только внутреннее переосмысление культурных ценностей, только активный диалог с культурными фигурами делает человека культурным, приобщенным к большому космосу культуры [19, с. 277].

Основными характеристиками межкультурного диалога являются гуманистический характер взаимодействия, ценностно-смысловая равноценность участников диалога, безоценочное принятие другого человека, плюрализм мнений, открытость иным взглядам и позициям [20, с. 107]. Таким образом, взаимодействие культур, их диалог — наиболее благоприятная основа для развития межэтнических, межнациональных и межконфессиональных отношений. И наоборот, когда в обществе есть межэтническое напряжение и тем более, межэтнические конфликты, то диалог между культурами затруднен, взаимодействие культур может носить ограниченный характер в поле межэтнической напряженности данных народов, носителей данных культур.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Считаете ли вы правильным проведение миграционной политики в России?
  • 2. Назовите плюсы и минусы миграционной политики России.
  • 3. Какие эффективные средства необходимы для положительной социокультурной адаптации мигрантов в России?
  • 4. Каково ваше отношение к внешним мигрантам?
  • 5. Назовите основные причины конфронтации мигрантов и коренного населения.
  • 6. Каким образом миграционная политика влияет на безопасность страны?
  • 7. В чем специфика межкультурного диалога и диалога культур?
  • 8. Возможен ли позитивный межкультурный диалог в условиях мировых глобальных трансформаций?

Информационные источники и литература

  • 1. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. — М., 1979.
  • 2. Бахтин, М. М. Проблемы творчества Достоевского / М. М. Бахтин. — М., 1975.
  • 3. Библер, В. Культура. Диалог культур / В. Библер // Вопросы философии. — 1989. — N2 6.
  • 4. В Подмосковье находятся более 5 тысяч мигрантов, инфицированных социально опасными заболеваниями // [Электронный ресурс. URL: http://www.nospress.ru.
  • 5. В России растет этническая напряженность.19.04.2013 // [Электронный ресурс]. URL: http:/www.nazaccent.ru.
  • 6. Вострякова, Ю. В. Проблемы познания в диалоговом пространстве современной культуры // Философско-методологические проблемы науки и техники. — Самара, 1998.
  • 7. Выявлено 6 тысяч мигрантов с опасными заболеваниями. 24 февраля 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www.vancomycin.ru.
  • 8. Доклад о развитии человека 2009. Преодоление барьеров: человеческая мобильность и развитие. — М.: Издательство «Весь Мир», 2009.
  • 9. Интернет-ресурс. URL: http://www.khamzm-fm.com.
  • 10. Интернет-ресурс. URL: http://www.coe.int.
  • 11. Интернет-ресурс. URL: http://www.topmigrant.ru.
  • 12. Интернет-ресурс. URL: http://www.fmr.su.
  • 13. Интернет-ресурс. URL: http://www.coe.int.
  • 14. Кем прирастает Россия // Русский курьер.—2005.—5—11 сентября.
  • 15. Коллегия ФМС России. ВП. Миграция. — № 11. — 2013.
  • 16. Лукина, А. К., Дивакова, О. Ю. Педагогическая деятельность в полиэтнической и поликультурной среде. Поликультурное образование: учебно-методическое пособие. — Красноярск: Сиб. федер. ун-т,
  • 2011.
  • 17. Мусульмане во всем мире протестуют против карикатур на пророка. Протестующие во Франции // [Электронный ресурс]. URL: http:// www.politt.ru.
  • 18. Путин, В. В. Россия: национальный вопрос / В. В. Путин // Независимая газета. — 2013. — 23 янв.
  • 19. Радугин, А. А. Культурология: учебное пособие / А. А. Радугин. — М., 2001.
  • 20. Сержантова, И. Б. Межкультурный диалог, медиакультура и современная социокультурная ситуация / И. Б. Сержантова // Психология в экономике и управлении. — 2011. — № 1.
  • 21. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 // [Электронный ресурс]. URL: http: www.rg.ru.
  • 22. Чернокожева, Э. Межкультурный диалог: концепты и практические шаги / Э. Чернокожева // Общество. Среда. Развитие (Tterra Humana). — № 1. — 2009.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой