Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Технологии социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Из существующих в настоящее время типов социально-реабилитационных учреждений для детей и подростков центр для несовершеннолетних, имеющий в качестве полразделения социальный приют, призван решать наиболее важные задачи по преодолению роста числа дезадаптированных подростков, устранять причины проявлений дезадаптации еще на начальном этапе, до разрыва подростка с семьей. Такое направление… Читать ещё >

Технологии социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Система работы с дезадаптированными детьми и подростками

Социальная адаптация — это включение индивида или группы в социальную среду, приспособление их к соответствующим правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре организации.

Социальная дезадаптация подростков — это нарушение процесса социального развития, социализации индивида.

Признаками социальной дезадаптации являются: нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация системы ценностных ориентации, утрата социальных связей с семьей и школой, резкое ухудшение нервно-психического здоровья, увеличение ранней подростковой алкоголизации, склонность к суициду.

В исследовательской литературе перечисляется несколько факторов, влияющих на процесс дезадаптации подростков: наследственность (психофизическая, социальная, социокультурная), психолого-педагогический фактор (дефекты школьного и семейного воспитания), социальный фактор (социальные и социально-экономические условия функционирования общества), социальная деятельность самого индивида, т. е. активно-избирательное отношение к нормам и ценностям своего окружения, его воздействию, а также личные ценностные ориентации и способность к саморегулированию своего окружения.

В исследовании природы дезадаптации особое внимание уделяется соотношению биологического и социального в поведении индивида. Наиболее обоснована теоретически и подтверждена практически в первую очередь социальная обусловленность социальных отклонений, что отнюдь не исключает влияния индивидуальных свойств личности, которые так или иначе отражаются на процессе социализации. Дезадаптация может быть связана с половозрастными особенностями детей и подростков.

К сожалению, современное состояние российского общества не только не способствует разрешению проблемы дезадаптации детей и подростков, но, наоборот, обостряет ее. За последние годы социально-экономические причины, обусловливающие рост числа несовершеннолетних, поведение которых является девиантным, не только не исчезли, а наоборот, получили дальнейшее развитие. Социальное неблагополучие проявляется в распаде семейных и родственных связей, безнадзорности и бродяжничестве детей, совершении ими антиобщественных поступков и правонарушений, пьянстве и наркомании. Ранняя социальная дезадаптация приводит к формированию поколения, не умеющего трудиться, создавать семью.

Можно выделить ряд социально-экономических, политических и духовно-нравственных факторов, так или иначе влияющих на увеличение количества социально дезадаптированных подростков:

  • • чрезмерная коммерциализация общества; распад целого ряда социальных институтов, ранее работающих на детство, социально-экономических условий функционирования семьи (низкий материальный уровень, плохие жилищные условия);
  • • сложное экономическое нравственное положение, в котором оказалось большинство семей; криминализация общества, возрастающее влияние культа силы;
  • • потеря престижа образования и честного заработка. Эти и многие другие факторы привели к переоценке жизненных ценностей, возникновению нового идеалатак называемого нового русского, обладающего огромными доходами, но зачастую не имеющего образования, достигшего богатства социально не одобряемыми способами. Это приводит к тому, что у подростка возникает желание достичь успеха, не прилагая к этому серьезных усилий.

Постоянную тенденцию к увеличению имеет социальное сиротство, т. е. ситуация, при которой дети по вине родителей, не выполнивших предназначенных им функций, оказываются на улице и становятся бомжами, попрошайками, беспризорниками.

Однако социальная дезадаптация процесс обратимый, поэтому, по мнению многих ученых и практиков, можно не только предупреждать отклонения в социальном развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации социально дезадаптированных детей и подростков.

В силу того что сложившаяся система социально-профилактической и коррекционной работы не соответствует сегодняшней усложнившейся ситуации, актуальной задачей стало формирование новой социальной политики профилактики детской безнадзорности и социального сиротства, создание специализированной системы учреждений для дезадаптированных детей и подростков, предназначенной для целенаправленной работы по их социальной реабилитации.

Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, призваны оказывать помощь той категории детей и подростков, которая раньше не пользовалась вниманием властей. Брошенные семьей и школой, они в лучшем случае интересовали лишь органы правоохранения в связи с совершением противозаконных действий. В нарушение международных правовых норм дети и подростки, не совершившие правонарушений, нередко подолгу содержались в приемниках-распределителях органов внутренних дел, ожидая направления в детские учреждения интернатного типа. Статистических данных о количестве и составе дезадаптированных подростков официально не существует, но различные пилотные исследования дают основание утверждать, что детская беспризорность и безнадзорность по-прежнему является одной из острейших и трудноразрешимых проблем. Система специализированных учреждений для дезадаптированных детей и подростков в России начала создаваться с 1992 г. Благодаря усилиям федеральных и региональных органов социальной защиты количество таких учреждений возросло с А (в 1992 г.) до 550 (в 1996 г.); реабилитацию в них прошли более 75 тыс. несовершеннолетних.

Задачами учреждений для дезадаптированных детей и подростков являются:

  • • профилактика безнадзорности, бродяжничества, дезадаптации;
  • • психолого-медицинская помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией (в том числе в связи с физическим и психическим насилием или с опасными для жизни и здоровья условиями проживания) в безвыходное положение;
  • • формирование у детей и подростков положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;
  • • выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без родительского внимания и заботы, средств к существованию;
  • • психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности;
  • • содействие возвращению в семью;
  • • обеспечение возможности получить образование;
  • • забота о дальнейшем благоустройстве, месте жительства.

Иными словами, основная цель деятельности таких учреждений — социальная защита и поддержка нуждающихся в этом детей, их реабилитация и помощь в жизненном определении. Создание специализированного учреждения для детей и подростков предоставляет реальную возможность оказать им экстренную помощь.

Специалисты подобных учреждений выделяют три основных этапа в работе с детьми[1]:

  • 1) диагностическая работа;
  • 2) реабилитация, программа которой основана на данных, полученных после всесторонней диагностики;
  • 3) постреабилитационная защита ребенка.

Прежде всего, в системе социально-реабилитационных служб для несовершеннолетних создаются социальные приюты для детей и подростков, каждый из которых отличается своеобразием вследствие различий в уровне и глубине понимания специалистами стоящих перед ними задач, их профессиональной подготовленности, опыта работы с детьми (особенно с «трудными»). Различны и их материально-техническая база, возможности финансированием и осуществления контактов со всевозможными организациями.

Состав несовершеннолетних в социальных детских приютах весьма сложен в социальном и педагогическом плане и отличается от такового в детских домах или школах-интернатах, поскольку:

  • • подавляющее большинство детей уже приобщились к курению, систематическому употреблению алкоголя;
  • • подавляющее большинство детей находится в кризисном или пограничном с ним состоянии вследствие социально-психологической депривации в семье, физического или сексуального насилия, школьной дезадаптации;
  • • почти у всех детей выявлены различные хронические заболевания;
  • • многие дети нигде и никогда не учились, у них не сформированы (или утрачены) элементарные социальные и бытовые навыки, не сформирован (или утрачен) опыт жизни в семье;
  • • у многих детей отмечена задержка психического развития.

В специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, принимаются несовершеннолетние на основании:

  • • личного обращения;
  • • направления органов, осуществляющих социальную защиту населения;
  • • постановления комиссий по делам несовершеннолетних;
  • • заявления родителей, ходатайства органов образования, здравоохранения, опеки и попечительства, органов внутренних дел;
  • • постановления или определения суда, прокурора или следственных органов, если родители или лица, их заменяющие, осуждены либо к ним в качестве меры пресечения применено заключение под стражу[2].

Одной из главных задач приютов, в которых дети могут получить кров и пищу, является восстановление широкого спектра их отношений с миром, обучение их общению с взрослыми, сверстниками, обретению чувства семьи, своей значимости.

Индивидуальная программа реабилитации ребенка создается на основе изучения его личности и анализа всей доступной информации (состояние его физического и психического здоровья, степень образовательной подготовки и т. д.), которая обусловливает не только проведение общих оздоровительных мероприятий, но и лечение хронических заболеваний, которые имеются у ребенка на момент поступления в приют.

Большое значение в реабилитации подростка имеют психологическая диагностика и коррекция. Работникам приютов приходится сталкиваться с двумя главными психологическими проблемами: отставание ребенка в психическом развитии и преодоление последствий его психической депривации[3].

Естественно, что социальные и психологические проблемы проявляются у детей в разной степени и в различных формах. Соответственно и реабилитация проводится индивидуально для каждого ребенка. Специалисты используют два способа психологической реабилитации: групповой и индивидуальный. Участие ребенка в психокоррекционных группах способствует его личностному росту, самораскрытию, приобретению определенных знаний, умений, навыков, прежде всего умения общаться; индивидуальная же реабилитация прежде всего призвана снять у ребенка чувство тревоги и неуверенности, повысить его самооценку, помочь справиться со страхами, сформировать доверие к людям.

Важнейший путь реабилитации детей, имеющих 100%-ю школьную дезадаптацию, — организация в условиях приюта систематического воспитательного и учебного процесса, устранение имеющейся педагогической запущенности, коррекция нарушений поведения. Наиболее сложна реабилитация подростков. Если при работе с детьми младшего возраста необходимы воспитание, возмещение дефицита тепла, навыков, знаний, которые они недополучили от своего окружения (родителей, родственников и т. д.), то подростков приходится перевоспитывать, устранять уже приобретенную поведения, искаженные представления о взаимоотношениях между людьми. Подросток стремится быть самостоятельным и болезненно реагирует на попытки взрослых руководить его жизнью и воспитывать его, он претендует на роль взрослого, на уважительное отношение к себе. Существует несколько способов формирования у подростков самоуважения и самосознания. Один из них — ориентация на образец, достойный подражания (родственник, знакомый, реальный или вымышленный герой). Большую помощь в реабилитации подростка оказывает и индивидуальная психотерапия: беседы, разговоры, обсуждение различных проблем. Одна из трудностей при реабилитации подростка — его нежелание учиться. Многие подростки никогда не учились в школе или имеют перерыв в учебе от года до пяти лет, они в недостаточной степени владеют навыками мыслительной деятельности. Именно поэтому процесс обучения в детских социальных приютах должен быть организован на строго индивидуальной основе. Подростки должны пройти этап, предшествующий возвращению в школу. Сегодня в приютах используются несколько вариантов обучения: общеобразовательные — дневная и вечерняя школа, ПТУ, классы выравнивания. В ряде приютов обучение осуществляется в рамках так называемой домашней школы, наиболее оптимальной для большинства приютских воспитанников; се задача — снизить эмоционально-психическое напряжение, порожденное неблагополучным опытом обучения в школе, восстановить и укрепить общеучебные навыки, восполнить пробелы в знаниях, придать подростку уверенность в своих силах; занятия здесь проводятся индивидуально или в микрогруппах (2—3 человека).

Но даже самый хороший приют — это лишь временное место пребывания подростка, поэтому одна из главных задач социальной помощи подростку — устройство его дальнейшей судьбы. Идеальным вариантом является возвращение ребенка в родную семью, но это возможно лишь при соответствующей работе с родителями и детьми.

Сотрудники приюта изучают условия жизни семьи, ее функциональные способности, возможность проживания ребенка в конкретных семейных условиях. Посещение семьи социальным работником даст возможность оценить перспективы возвращения ребенка в семью. Однако очередной срыв со стороны родителей может вернуть ребенка в приют.

Если возвращение ребенка в семью невозможно, используются другие пути. До недавнего времени законодательство предусматривало только такие формы жизнеустройства детей, как усыновление, опека (попечительство) либо государственное сиротское учреждение, куда в основном и направлялись дети. Конечно, продуктивной формой семейного устройства является передача детей под опеку или на усыновление родственникам, однако последние зачастую не выражают желания сделать это в силу разных причин: наличие у подростка каких-либо заболеваний, стесненные жилищные и материальные условия и т. д. Если возвращение в семью невозможно, многие приюты вынуждены передавать подростка в интернат.

Но есть и другой способ социальной помощи дезадаптированным подросткам, который практикуется сейчас многими учреждениями, — создание семейных (воспитательных) групп[4].

Сначала о наличии таких детей оповещают через СМИ или специальный банк данных. При наличии семьи, желающей взять ребенка на воспитание, тщательно обследуются ее материально-бытовые условия, после чего заключается контракт на два месяца. Подросток в течение двух месяцев посещает по выходным дням попечительскую семью, а затем перелается туда окончательно. Семейная группа рассматривается как структурное подразделение приюта, а один из родителей оформляется в приют в качестве воспитателя. Кроме того, психолог дает необходимые рекомендации каждой семье.

Специалисты не без оснований считают, что в идеальном варианте каждый воспитанник приюта должен пройти через домашнюю группу, поскольку это один из реальных и эффективных путей его реабилитации, при котором восстанавливаются утраченные им социальные, нравственные и духовные связи с окружающим миром. Находясь в домашней группе, ребенок остается под опекой государства до тех пор, пока семья оформляет опекунство или усыновление, но даже если усыновление не состоится, жизнь в здоровой семейной обстановке в домашней группе становится для ребенка важным условием социальной реабилитации.

Кроме того, во многих приютах пытаются моделировать отношения, похожие на домашние. Правда, это не так просто: сказывается отсутствие у воспитателей опыта работы с такой сложной категорией детей, как социально дезадаптированные подростки.

Таким образом, деятельность приюта — это создание условий, способствующих вовлечению детей в нормальный жизненный процесс, выводу из кризисной ситуации, восстановлению нарушенных связей с семьей, решению вопросов их дальнейшего жизнеустройства.

Рассмотрим технологию реабилитации дезадаптированных детей и подростков на примере другого учреждения —социальнореабилитационного центра.

Его основными направлениями деятельности являются:

  • • профилактика безнадзорности несовершеннолетних, помощь в ликвидации трудной ситуации в семье ребенка;
  • • обеспечение несовершеннолетним временного проживания на полном государственном обеспечении до определения и осуществления совместно с органами опеки и попечительства оптимальных форм жизнеустройства;
  • • обеспечение доступной и своевременной квалифицированной социальной, правовой, психолого-медико-педагогической помощи детям, имеющим различные формы дезадаптации, на основе индивидуальных программ социальной реабилитации, включающих в себя профессионально-трудовой, учебно-познавательный, социокультурный, физкультурно-оздоровительный и иные компоненты.

Центры рассчитаны на 5—10 тыс. детей и могут содержать следующие отделения:

  • • приемное;
  • • диагностики социальной дезадаптации;
  • • реализации программ социальной реабилитации;
  • • социально-правовой помощи;
  • • семейная воспитательная группа.

Структурным подразделением социально-реабилитационного центра может быть социальный приют для детей и подростков.

В приемном отделении проводятся первичный медицинский осмотр и первичная санитарная обработка подростка, которого при необходимости направляют в стационарное медицинское учреждение.

В отделении диагностики социальной дезадаптации выявляют и анализируют факторы, обусловившие его социальную дезадаптацию, особенности личностного развития и поведения подростка; разрабатываются индивидуальные программы его социальной реабилитации. На основе этих данных создается индивидуальная программа реабилитации.

Ее поэтапное воплощение осуществляется в отделении реализации программ социальной реабилитации. Проводится работа по восстановлению утраченных связей с семьей и внутри семьи, оздоровлению системы межличностных отношений несовершеннолетних, восстановлению их социального статуса в коллективе сверстников, содействию подросткам в получении образования, специальности и профориентации.

Отделение социально-правовой помощи осуществляет защиту прав и законных интересов воспитанников, в том числе находящихся в семейных воспитательных группах; оказывает содействие органам опеки и попечительства в дальнейшем жизнеустройстве воспитанников; формирует банк данных о возможных усыновителях, попечителях, опекунах, приемных семьях; организует психолого-педагогическую и правовую подготовку к приему в семью неродных детей и наблюдает за адаптацией несовершеннолетних к новой обстановке.

Индивидуальная программа реабилитации реализуется как в условиях дневного или круглосуточного стационара социально-реабилитационного центра, так и в семейной воспитательной группе. В отделении образуются реабилитационные группы — дети в них могут быть разного возраста, но желательно объединять детей со сходным уровнем адаптации для наиболее эффективного использования групповых методик. Оптимальное количество детей для дневного стационара — от 5 до 10, а для круглосуточного — до 7.

И наконец, пожалуй, самое сложное направление деятельности социально-реабилитационного центра — работа с семьей. Социальная реабилитация в нем непременно ориентирована на решение семейных проблем детей и подростков. Работа с конфликтными семьями основана па взаимодействии с психологом на уровне консультирования; работа с аморальными семьями ведется па уровне социального патронажа.

После возвращения детей в семью продолжаются социальный патронаж, прямые контакты с членами семей и консультации специалистов (психологов, юристов, врачей-наркологов и др.).

Из существующих в настоящее время типов социально-реабилитационных учреждений для детей и подростков центр для несовершеннолетних, имеющий в качестве полразделения социальный приют, призван решать наиболее важные задачи по преодолению роста числа дезадаптированных подростков, устранять причины проявлений дезадаптации еще на начальном этапе, до разрыва подростка с семьей. Такое направление деятельности, безусловно, перспективно в общей системе социально-реабилитационных учреждений, так как на его базе можно целостно решать проблемы коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя се как на ребенка, оказавшегося в трудной ситуации, так и на его семью.

Вместе с тем социальная реабилитация подростка значительно облегчается, если она протекает на фоне эмоционального принятия им новых условий, правил жизни, новых людей. Поэтому первейшая задача всех социальных работников — оказать подростку, прибывшему в реабилитационное учреждение, максимальную поддержку в процессе освоения им новой жизни. Анализируя опыт, можно отметить такое несомненно перспективное направление деятельности, как программы «Дети улицы», осуществляющие работу с дезадаптированными подростками непосредственно в их привычной среде обитания — на улице. Это направление помогает на раннем этапе предотвратить разрушение связей подростка с семьей, осуществить профилактику правонарушений.

Анализируя практику деятельности социально-реабилитационных учреждений для безнадзорных подростков, следует отметить, что, несмотря на общие основания деятельности, в разных регионах России они имеют свои варианты.

Так, в Саратовской области работает три реабилитационных центра для несовершеннолетних с социальными приютами, кроме того, функционирует отдельно еще два социальных приюта для подростков. В 30 центрах социального обслуживания населения работают отделения социальной помощи семье и детям, в штате которых есть специалисты по профилактике детской безнадзорности и работе с неблагополучными семьями. Среди них — специалисты по социальной работе, психологии, социальные педагоги, юристы.

При всем многообразии работы этих учреждений особое внимание в них уделяется главным направлениям:

  • • создание в учреждениях семейной атмосферы и проведение всесторонней медико-социально-психологической реабилитации;
  • • нормализация обстановки в семье и восстановление семейных связей;
  • • координация деятельности всех организаций (образования, здравоохранения, социальной защиты, отдела внутренних дел, молодежных организаций и т. д.) для успешной социализации подростка.

Интересная модель социальной реабилитации дезадаптированных подростков сложилась в Нижегородской области. Ее особенностью является то, что наряду с государственными учреждениями в профилактике беспризорников активное участие принимают разного рода инициативные объединения и организации. Это действующие в городе и области ассоциации, фонды, религиозные объединения.

Так, по инициативе церкви на базе православного Дивеевского монастыря действует приют по типу «дочки-матери» для несовершеннолетних матерей, в мусульманской мечети работает школа воскресного дня.

Второй особенностью является комплексный подход к работе с детьми в малых городах Нижегородской области. Например, в Арзамасе при комитете по делам семьи, женщин и детей успешно действуют общественные советы по работе с семьей, в которых одним из главных направлений является профилактика безнадзорности с использованием собственного потенциала семей, поиска возможностей самопомощи и взаимопомощи.

Один из аспектов деятельности совета — забота о социальном приюте, где за каждым направлением его деятельности закреплен определенный микрорайон города.

Заслуживает внимания опыт работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в г. Армавир Краснодарского края. Здесь сложилась система самых разнообразных видов социального патронажа семей с целью создания условий для возвращения ребенка в семью. В практике работы центра — проведение семейных праздников, культпоходов, спортивных соревнований, совместная организация труда взрослых и детей и т. д.

Армавирский центр социального обслуживания «Улыбка» предназначен обеспечивать социальную реабилитацию несовершеннолетних с различными формами и степенью дезадаптации, оказывать всемерную поддержку безнадзорным детям и подросткам.

Основными его задачами являются:

  • • выявление источников и причин социальной дезадаптации несовершеннолетних;
  • • обеспечение временного проживания детей и подростков в нормальных бытовых условиях с предоставлением бесплатного питания, коммунальных услуг, медицинского обслуживания, соблюдения норм гигиены;
  • • предоставление подросткам на период пребывания в центре возможности посещать образовательное учреждение или обучаться по индивидуальной программе;
  • • оказание психологической, психокоррекционной и иной помощи по ликвидации кризисной ситуации в семье и содействие возвращению ребенка к родителям или лицам, их заменяющим, устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Центр предназначен для детей и подростков от 3 до 16 лет, добровольно в него обратившихся; подкинутых, заблудившихся, личность которых установлена; утративших семейные, родственные и другие социальные связи; отказавшихся жить в интернатном учреждении; оставшихся без попечения, постоянного места жительства, средств к существованию; подвергшихся любым формам физического или психического насилия.

Дети и подростки могут быть направлены в центр по инициативе органов по делам несовершеннолетних, внутренних дел, социальной защиты населения, образования, здравоохранения, в том числе органами опеки и попечительства. Сюда можно попасть также по личной просьбе нуждающегося в социальной защите и по представлению работников центра.

Специалисты учреждений социальной реабилитации выделяют три основных этапа в работе с детьми.

Первый — диагностическая работа, второй — реабилитация, программа которой основана на данных, полученных в результате диагностики, а третий — это постреабилитационная защита ребенка, причем это оказывается наиболее трудной и хуже всего реализуемой функцией. Условия социального окружения, моральные и поведенческие установки взрослых людей, к которым должен вернуться реабилитированный ребенок, гораздо менее пластичны, подвержены позитивным изменениям, чем личность ребенка, тем более, если в состоянии дезадаптации он пробыл сравнительно недолго.

Специалисты реабилитационных центров с горечью рассказывают о том, как вылеченных, успокоенных, повеселевших и подобревших детей приходится выписывать по окончании срока пребывания в социальной службе все в те же нетерпимые социальные условия, которые вызвали их дезадаптацию. Поэтому социальная помощь таким детям будет всегда паллиативной до тех пор, пока сам социум не приобретет социально приемлемые черты.

У специалистов социальных служб нет, к сожалению, значимых рычагов воздействия, с тем чтобы трансформировать социальную микросреду ребенка в нужном направлении. Масштабы социального неблагополучия в обществе достаточно значительны, поэтому затруднена также опора на социальные ресурсы семейного и соседского окружения, местной общины, возрастных приятельских группировок или школы. Можно сказать, что одной из наиболее значительных перспектив института социальной реабилитации дезадаптированных несовершеннолетних является оздоровление социальной среды, микроокружения этих детей и подростков.

В числе форм деятельности, определяющих содержание социальной реабилитации в социальных службах, — организация социального контроля, социальной поддержки, помощь в преодолении внутриличностного конфликта, психопрофилактика.

Для каждого поступающего ребенка создается индивидуальная программа реабилитации на основе изучения его личности и анализа всей доступной информации, которая по возможности должна включать в себя не только индивидные, но и семейные параметры характеристики ребенка.

Важной является также организация не только воспитательного, но и образовательного процесса, устранение имеющейся педагогической запущенности, коррекция нарушений поведения. Часто детей приходится уже перевоспитывать, устранять приобретенные негативные стереотипы поведения, искаженные представления о взаимоотношениях между людьми. Это тем более сложно, что в социальном опыте таких детей — неблагоприятные впечатления от общения с взрослыми членами собственной семьи, педагогами в школе, травмирующее воспоминание о жизни на улице.

Кроме того, подростки, в полном согласии со спецификой своего возрастного кризиса, вообще отличаются гиперкритицизмом, стремлением оспаривать авторитет взрослых. Если же у них за плечами практика асоциальной или противоправной жизни, адаптации к нормам криминального или полукриминального уличного сообщества, то специалисты центра испытывают особые трудности как в коммуникативном взаимодействии с ними, так и в коррекции их личности. В ряде случаев, когда социальный потенциал семьи сохранен, к этому процессу удается привлечь не только усилия социальной службы, но также в той или иной мере социальные ресурсы семьи.

В то же время самым сложным направлением деятельности социального учреждения является работа с семьей дезадаптированного ребенка. Поскольку социальная реабилитация включает в себя решение семейных проблем детей и подростков, должна проводиться работа с конфликтными, аномальными семьями, консультирование родителей, их социальный патронаж, терапия отклоняющегося поведения. Ведется работа по избавлению от вредных привычек без лекарств. Наблюдение за семьей должно продолжаться и после возвращения реабилитированного ребенка в семью[5].

  • [1] Хоменко, М. Г. В поисках комплексного подхода к социальной реабилитации несовершеннолетних // Первые итоги. Из опыта работы специализированных учреждений, но реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков / М. Г. Хоменко. — М., 1997. — С. 53−59.
  • [2] См.: Порядок приема, содержания и выпуска лиц, находящихся в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации // Приложение к постановлению Министерства труда и социального развития РФ от 30 января 1997 г. № 4.
  • [3] Психическая депривация — это недостаточное удовлетворение основных психических потребностей ребенка в течение долгого времени.
  • [4] См.: Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированных учреждениях: Пособие для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних. — М., 1996.
  • [5] См.: Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированных учреждениях: Пособие для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних. — М., 1990.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой