Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Средства массовой информации как социальный институт

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из механизмов манипулирования общественным сознанием, который порой используют СМИ, является привлечение внимание лишь к определенным темам. Масс-медиа выступают как бы основным проблематизатором общества, поскольку тема, которая освещена средствами массовой информации, и становится достоянием общественного внимания, Информационная картина мира, созданная программами новостей… Читать ещё >

Средства массовой информации как социальный институт (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Массовая коммуникация — это систематическое распространение сообщений среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью информирования и оказания идеологического, политического, экономического воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

Материальной предпосылкой возникновения массовых коммуникаций стало изобретение на рубеже XIX — XX веков телеграфа, кинематографа, радио, техники звукозаписи. Сформированные на основе этих изобретений организационно-технические комплексы, позволяющие осуществлять быструю передачу и массовое тиражирование больших объемов словесной, образной и музыкальной информации, получили название средств массовой информации (СМИ), или масс-медиа.

Социология средств массовой информации занимается анализом структур и практической деятельности медиа-организаций, изучением структурнофункциональных взаимосвязей СМИ с государством, с различными социальными группами, другими сферами общественной деятельности (экономикой, политикой, образованием и т. д.), а также самой социальной группы — журналистов, редакторов, интеллектуалов, чьей задачей является производство, управление, представление информации.

Институциональный характер средств массовой коммуникации означает их организационно-правовую закрепленность в обществе. Рассмотреть СМИ как социальный институт означает исследовать их в качестве функционирующих социальных организаций со всеми атрибутами, свойственными любой организации (промышленной, финансовой, научной и т. д.). При этом социолога будут интересовать институциональные цели, ясно определенные и превращенные в специфическую политику и организационную практику; внутреннее разделение труда и ролевая дифференциация; иерархические структуры; каналы организационной коммуникации и т. д. К этому кругу проблем можно присоединить такие внеорганизационные факторы, влияющие на деятельность этих организаций, как государственная политика, источники финансовых и материальных ресурсов, подготовка и переподготовка кадров, характер аудитории СМИ. Организации СМИ различаются в зависимости от данного общества и конкретного исторического периода. Они оказывают глубокое воздействие на социальную структуру и социальные действия.

Массовые коммуникации как важнейший социальный институт современного общества выполняют следующие функции: всестороннее информирование людей; создание и развитие новейших систем коллективной и личностной связи; распространение идеологического и политического влияния на население; просвещение; развлечение; пропаганда достижений культуры и науки. С помощью масс-медиа в любом обществе создаются и передаются символические формы и значения.

Коммуникационная структура масс-медиа была выражена известной формулой Г. Лассуэлла, которая определяет следующие ключевые элементы массовой коммуникации:

Кто говорит — коммуникатор (лицо или инстанция, организующая и контролирующая средства массовой коммуникации), его характеристики, место которое он занимает в обществе, авторитетность и т. д.

Что сообщает — содержание сообщения.

Как говорит — средство передачи (каналы информации) и качество передаваемой по этим каналам информации. Каждое средство массовой информации имеет свою знаковую систему. Печать или пресса — письменное слово и музыкальный образ. Радио — устную речь и музыку. Телевидение синтезирует устное слово, движущееся изображение и музыку.

Кому сообщает — аудитория, ее социально-демографические и социально-психологические характеристики. Аудитория может различаться по уровню образования, величине, может быть устойчивой с точки зрения предпочтения ею определенного СМИ (что выражается в частоте обращения к конкретному каналу, положительных реакциях на передачу) или неустойчивой, реальной и потенциальной.

С какой целью и с каким эффектом — цель и результаты воздействия сообщения на взгляды и поведение аудитории.

Массовая коммуникация всегда имеет опосредованный характер. Это значит, что между отправителем и получателем существует пространственно-временная дистанция. На телевидении, как и на радио, в случае прямого вещания дистанция может быть лишь пространственной.

Информация, передаваемая СМИ, может быть классифицирована по жанровым особенностям и назначению сообщений:

  • 1) художественная (драма, рассказ, концерт, опера);
  • 2) научная (лекция, научная статья, доклад, дискуссия);
  • 3) публицистическая (репортаж, комментарий, очерк, выпуск новостей).

Существуют синтетические жанры, объединяющие в разной пропорции элементы публицистического и художественного жанра, например, ток-шоу и теле-шоу.

Любая общественная система так или иначе контролирует средства массовой информации, вто же время они сами являются важнейшим институтом социального контроля. В первом случае нередко происходит вмешательство правительства с помощью цензуры или других средств контроля, либо посредством различных экономических рычагов. В свою очередь, СМИ воздействуют на общественное сознание, формируют общественное мнение, внедряя в массовое сознание определенные идеи, ценности, нормы, образцы поведения. Тем самым они выполняют функцию социального контроля. Не случайно средства массовой информации называют «четвертой властью».

Пресса. Пресса — это массовые периодические печатные издания (газеты, журналы, бюллетени и т. п.). В мире издаются сотни тысяч ежедневных газет. Газеты публикуют в первую очередь сведения о текущих сообщениях, а также обзорно-аналитические материалы. Объем газеты составляет от 2 до 100 и более полос (страниц).

Газеты различаются: 1) по периодичности выхода — ежедневные (утренние, вечерние), воскресные, еженедельные; 2) по масштабам — центральные, или общенациональные, региональные, местные (областные, районные, городские), корпоративные (компаний, университетов); 3) по профилю (массовой ориентации, специализированные, профессиональные). У каждой газеты своя определенная аудитория в зависимости от тиража, профессионального и социально-демографического профиля.

Газеты выполняют важнейшую функцию социальной идентификации, помогая человеку ощутить себя гражданином, членом профессиональной или иной социальной группы. Создание и поддержание позитивной известности — паблисити — через ежедневную газету является одной из профессиональных забот политических деятелей, менеджеров крупных и средних компаний, деятелей культуры.

Информация в журнале менее оперативна. В отличие от газеты основное место здесь занимает не событийный, а обзорно-аналитический материал, «время жизни» которого намного больше. Преимуществом журналов (немаловажным для читателей) является их художественное оформление, использование фотографий, фотокопий документов и т. п.

Радио. Уникальность радио — в его вездесущности и общедоступности. Люди слушают радио, чтобы узнать новости, послушать музыку, развлечься, при этом могут заниматься другими делами. Дешевизна и общедоступность так называемых радиоточек делает это средство массовой коммуникации одним из важнейших инструментов социального (в частности, государственного) контроля, с помощью которого можно управлять сознанием и поведением одновременно большого числа людей. Не случайно исследователи тоталитарных систем отмечают огромную централизующую роль радио (человек, прильнувший к радио, откуда доносится голос вождя, которого он не видит — символический образ тоталитарного общества). В то же время именно радиоприемник давал возможность его владельцу поймать волну зарубежной радиостанции и тем самым отчасти разрушить информационную блокаду.

Телевидение. Синтезируя звук и изображение, телевидение обеспечивает более широкие коммуникационные возможности общества. Телевидение в глазах своей аудитории ближе других СМИ стоит к прямому, непосредственному, личностному и двустороннему общению. Для зрителя, наблюдающего прямую трансляцию с места события, телевидение способно создать «эффект присутствия» — больший, чем радио или газета. «Эффект личностного общения» как результат использования телеведущими приемов диалогичности, доверительности сближает телевизионную коммуникацию с формами межличностного общения. Телевидению свойственны программность, т. е. передача аудитории сообщений, организованных определенным образом.

Телевидение можно классифицировать по:

  • 1) способу трансляции: эфирное, когда вещательные организации используют традиционный способ распространения телесигнала от телевышки до телесистемы потребителя; спутниковое; кабельное;
  • 2) типу деятельности: вещательные организации, осуществляющие телетрансляцию программ, среди которых встречаются компании лишь ретранслирующие другие станции, но в большинстве это универсальные телеорганизации, имеющие собственное телепроизводство и доступ к эфиру; программопроизводящис или продюсерские фирмы; дистрибьютеры как своеобразная инфраструктура телевещания;
  • 3) принципу образования: из старых структур и новообразованные;
  • 4) охвату аудитории: общероссийские, межгосударственные, региональные, местные;
  • 5) специализации программ: общие и специализированные;
  • 6) финансированию: бюджетные; самофинансируемые — за счет доходов от рекламы; абонентной платы и рекламы; диверсификации бизнеса, т. е. создания дочерних фирм, зарабатывающих деньги «нетелевизионным» путем с последующим перераспределением капитала; за счет спонсоров; за счет промышленно-финансовых групп.

Журналистика. Журналистика — это общественная литературно-публицистическая деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальной информации через печать, радио и телевидение. Серьезный журанлист всегда пишет ради какой-то цели: сообщает о событиях, комментирует их, что-то разъясняет, в чем-то убеждает. В структуре российской журналистики выделился особый тип изданий, ключевой темой которых стал бизнес, основная цель — поставка такой информации, которая способствовала бы принятию предпринимателями продуманных решений, как стратегических, так и практических. Это означает, что информация должна быть достоверной, лаконичной и практически применимой, деловому человеку требуются оценки компетентных специалистов, тем самым роль журналиста сводится к грамотной организации сбора, систематизации и структурированию информации.

Интернет. Интернет — информационное средство, имеющее черты СМИ. Это гигантская сеть компьютеров, размещенная по всему миру. Эта сеть создает новое информационное пространство — Cyberspace, в котором можно обмениваться посланиями за считанные секунды одновременно с тысячами людей; получать доступ к отдаленному компьютеру, располагающему базами данных и извлекать эти данные; подписываться на дискуссионные листы и другие материалы, участвовать в обсуждении различных вопросов в том числе в интерактивном режиме; получать регулярные выпуски новостей, прессрелизы по конкретной тематике и др.

Система Интернет впервые была создана американским правительством и военными исследовательскими организациями, исходя из военно-стратегических и военно-тактических интересов. Затем к ней начали присоединяться промышленные организации, бизнесмены, университеты, ученые. На сегодняшний день правительства многих стран реализуют крупномасштабные программы подключения к Интернет школ, государственных организаций, библиотек, колледжей, университетов. Число пользователей этой международной информационной супермагистрали растет в геометрической прогрессии, что свидетельствует о приобретении ею свойств СМИ. Коммуникации через Интернет используют письменную речь в интерактивном режиме, гипертекст (поиск связанных текстов по словам исходного текста), звук речи и музыки, а также анимацию — движущиеся цветные образы.

Информационные агентства. Информационные агентства — это организации, собирающие и пересылающие новости. Традиционно они составляют основу национальной и международной систем распространения новостей. Корреспонденты информационных агентств собирают информацию, которую агентство затем перепродает своим подписчикам — газетам, журналам, государственным органам, телекомпаниям, коммерческим и другим структурам. Ни одна газета крупного масштаба или крупная телерадиокомпания не может обойтись при сборе новостей лишь свои штатом корреспондентов. Поэтому информация мировых информационных агентств совершенно необходима для национальных СМИ.

Доктрины массовой коммуникации. Известный французский социолог А. Моль выделил четыре основные доктрины массовой коммуникации, различающиеся своими целями воздействия на аудиторию.

  • 1) Цель демагогической доктрины погрузить индивида в рекламное поле, и держать его в нем как можно дольше, используя его стремление к наименьшей затрате усилий при усвоении информации. Эта доктрина призвана навязать человеку некоторое число потребительских ценностей, которые должны служить для него источником повседневной мотивации поведения и определенных экономических решений. С позиций этой доктрины культура — лишь декоративный элемент, используемый для привлечения внимания людей.
  • 2) Цель догматической доктрины поместить человека в иоле направленного воздействия со стороны политической партии, религиозного течения, государства, желающих устроить мир в соответствии с определенной идеологией. Во многом эта система — частный случай первой, в ней происходит замена рекламных лозунгов догматическими.
  • 3) Цель информационной доктрины — просветительство, стремление поднять индивида до уровня культуры того общества, в котором он живет. В качестве важнейшей ценности эта доктрина определяет адекватность человека его культурной среде, соответственно интеллектуальный аспект культуры считается более важным, нежели событийный.
  • 4) Динамическая доктрина дополняет идею информационной доктрины об освоении индивидом культуры общества требованием активного отношения людей к собственному развитию, усилению их влияния на социальные процессы.

По мнению Моля, системы массовой коммуникации применяют все четыре названные доктрины в различных формах и пропорциях. Очевидно, что на выбор той или иной вещательной системы влияет тип политической системы. Важнейшая культурная задача средств массовой информации, на его взгляд, способствовать интеллектуальному продвижению общества, повышать коэффициент разнообразия культуры, противодействовать тому, чтобы широкая публика систематически потребляла то, к чему привыкла, учитывая при этом соображения доступности, понятности, значимости информации.

Признание фундаментального воздействия СМИ на современную культуру ставит ряд проблем как социального, так и этического характера, среди которых — манипулятивная природа воздействия средств массовой информации; проблема ответственности и профессиональной этики журналиста; проблема взаимодействия СМИ и государства.

Одним из механизмов манипулирования общественным сознанием, который порой используют СМИ, является привлечение внимание лишь к определенным темам. Масс-медиа выступают как бы основным проблематизатором общества, поскольку тема, которая освещена средствами массовой информации, и становится достоянием общественного внимания, Информационная картина мира, созданная программами новостей, информационно-аналитическими обзорами, вопросами, обсуждаемыми с гостями телеи радиостудий, показывает то, что зафиксировали телевизионные операторы и отобрали при работе над материалом журналисты, аналитики, эксперты. Складывающий в результате образ окружающей действительности не обязательно адекватен реальности.

В деятельности российских средств массовой информации сформулированные выше проблемы проявляются особенно остро. В ходе общероссийских социологических опросов выявлены общие тенденции и особенности функционирования СМИ в стране. К ним, в частности, относятся следующие:

  • — сокращение спроса населения на периодическую печать;
  • — падение доверия населения к СМИ, при том, что интерес к информации, распространяемой СМИ остается достаточно большим;
  • — проявление интереса не столько к идеологическим и политическим вопросам, сколько к жизненным проблемам и способам их решения.

Факторами, оказывающими наиболее отрицательное воздействие на деятельность СМИ в России, респонденты называли: тенденцию к манипулированию общественным мнением; коммерциализацию деятельности СМИ; общую неблагоприятную обстановку в стране; правовую и социальную незащищенность журналистов. Почти три четверти опрошенных разделяют точку зрения, что на смену партийной диктатуре пришла власть денег, что слово журналиста превратилось в товар, а сам он в наемного работника; половина респондентов согласна, что наша пресса остается независимой от читателя, который к тому же ей мало верит. Около 70% опрошенных согласились с тем, что наша пресса переполнена рекламой, остается чрезмерно политизированной и авторитарной. На вопрос, что могло бы способствовать улучшению деятельности российских СМИ, были получены следующие ответы: повышение уровня профессионализма и социальной ответственности журналистов; оздоровление обстановки в стране; принятие правового и этического кодекса для СМИ; укрепление материально-технической базы СМИ.

Специалисты говорят о феномене отравления средствами массовой информации, или поражения информацией. Причины этого, в частности, в том, что многие программы вызывают у людей чувство тревоги, беззащитности, неудовлетворенности и усталости, унижения, обмана, страха, разочарования. Люди не получают от передач положительных эмоций, а именно чувства защищенности, бодрости, спокойствия, бесстрашия, доверия, надежды. Результатом этого является своеобразный социальный аутизм, т. е. неадекватное восприятие действительности, утрата способности к продуктивной деятельности, невозможность настроиться на оптимистический тон.

Решение проблем функционирования СМИ в современном обществе непосредственно связано с поиском равновесия между свободой и контролем, обусловленного, в конечном счете, ответственным отношением к использованию информации и коммуникации на благо социального согласия; созданием такой модели массовой коммуникации, которая позволяла бы поставить государственные и рыночные силы под общественный контроль, а индивиды, группы, партии и организации могли свободно проявлять свое согласие или несогласие в отношении путей обустройства собственной жизни благодаря существованию плюрализма информационных систем.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой