Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Практикум. 
История россии хх

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Петроград перед самой войной был объят революционными эксцессами Однако, за несколько дней до объявления войны, когда международное политическое положение стало угрожающим, когда маленькой братской нам Сербии могущественной соседской Австрией был предъявлен известный всем и неприемлемый для нее ультиматум, как волшебством сметено было революционное волнение в столице Вернувшись в Петроград перед… Читать ещё >

Практикум. История россии хх (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Контрольные вопросы.

  • 1. Каковы основные причины Первой мировой войны? Когда она началась?
  • 2. Когда произошла Февральская революция, чем она завершилась?
  • 3. Как вы охарактеризуете деятельность Временного правительства?
  • 4. Являлась ли Октябрьская революция закономерным этапом в развитии страны?
  • 5. Какие декреты и постановления были приняты II Всероссийским съездом Советов?
  • 6. Каковы основные этапы Гражданской войны?
  • 7. Каковы основные итоги Гражданской войны?

Аналитические вопросы.

  • 1. Была ли Россия готова к Первой мировой войне?
  • 2. Как складывались для России военные действия в ходе Первой мировой войны?
  • 3. Существует точка зрения, что причины Февральской революции — в неспособности правящей элиты разрешить насущные вопросы российской действительности: аграрный, рабочий, национальный и др. Какой точки зрения придерживаетесь вы?
  • 4. В чем причина политической беспомощности Временного правительства?
  • 5. Считаете ли вы события 1917 г. государственным переворотом или революцией?
  • 6. Существовала ли, на ваш взгляд, возможность избежать Гражданской войны?
  • 7. Что представляла собой политика военного коммунизма? Была ли она оправдана в сложившихся условиях?
  • 8. С какой целью союзники по Антанте решились на военную интервенцию в Россию, охваченную Гражданской войной?

Задания по анализу исторических источников.

1. Прочитайте фрагмент из воспоминаний М. В. Родзянко.

«Петроград перед самой войной был объят революционными эксцессами Однако, за несколько дней до объявления войны, когда международное политическое положение стало угрожающим, когда маленькой братской нам Сербии могущественной соседской Австрией был предъявлен известный всем и неприемлемый для нее ультиматум, как волшебством сметено было революционное волнение в столице Вернувшись в Петроград перед самым объявлением войны, я был поражен переменой настроений жителей столицы.

Вместе с этим, в самом начале войны правительство стало на совершенно ложную точку зрения. В целях укрепления монархического начала и престижа царской власти правительство полагало, что войну должно и может выиграть одно оно — царское правительство, без немедленной организации народных сил в целях объединения всех в великом деле войны.

Я смело утверждаю, что в начале трехлетней войны это убеждение не изменилось ни на йоту.

Путем здоровой пропаганды не внедрялись в массы народа здоровые понятия о том, что несет за собою настоящая война, какие последствия могут быть от поражения России, и насколько необходимо дружное содействие всех граждан, не жалея ни сил, ни средств, ни жизни, ни крови для достижения победы. Ошибочная точка зрения неправильно понятых своих государственных задач, постоянное опасение, как бы путем организации народа не создать почву для революционных очагов, и было роковой и коренной ошибкой всей внутренней политики нашего правительства".

Ответьте на вопросы.

  • 1. Каковы причины вступления России в войну, о которой идет речь в документе?
  • 2. Ограничивались ли ошибки царского правительства только теми, что указаны в документе?
  • 2. Прочитайте фрагмент из телеграммы генерала С. С. Хабалова, командующего войсками Петроградского военного округа.

«Доношу, что 23 и 24 февраля, вследствие недостатка хлеба, на многих заводах возникла забастовка. 24 февраля бастовало около 200 тысяч рабочих, которые насильственно снимали работавших. Движение трамвая рабочими было прекращено. В середине дня 23 и 24 часть рабочих прорвалась к Невскому, откуда была разогнана».

Ответьте на вопрос.

Какие последствия имели описанные в телеграмме события? Дайте развернутую характеристику.

3. Прочитайте текст.

" Те, кто задавался целью уничтожить русскую государственность, стремились прежде всего разрушить армию и, как ее основу — обаяние Государева имени и ее офицерский состав".

Ответьте на вопросы.

  • 1. Пользовался ли на ваш взгляд, Николай II популярностью в действующей армии?
  • 2. Согласны ли вы в целом с вышеприведенным утверждением?
  • 4. Прочитайте фрагмент из выступления В. И. Ленина.

" 2. Своеобразие текущего момента в России состоит в переходе от первого этапа революции, давшего власть буржуазии в силу недостаточной сознательности и организованности пролетариата, — ко второму ее этапу, который должен дать власть в руки пролетариата и беднейших слоев крестьянства.

Никакой поддержки Временному правительству, разъяснение полной лживости всех его обещаний.

Признание факта, что в большинстве Советов рабочих депутатов наша партия в меньшинстве Разъясните массам, что Советы рабочих депутатов есть единственно возможная форма революционного правительства Пока мы в меньшинстве, мы ведем работу критики и выяснения ошибок, проповедуя в то же время необходимость перехода всей государственной власти к Советам рабочих депутатов.

6. Конфискация всех помещичьих земель. Национализация всех земель в стране… Выделение Советов депутатов от беднейших крестьян".

Ответьте на вопросы.

  • 1. Почему эти ленинские тезисы получили название Апрельских?
  • 2. Чем характеризовалась политическая ситуация в России в момент написания тезисов?
  • 3. Какие задачи ставил В. И. Ленин перед партией большевиков? Чем характеризовалась тактика их действий?
  • 5. Прочитайте текст.

«Позорное поведение некоторых войсковых частей, как в тылу, так и на фронте, забывших свой долг перед родиной, поставив Россию и революцию на край гибели, вынуждает принять чрезвычайные меры для восстановления в рядах армии порядка и дисциплины.

В полном сознании тяжести лежащей на нем ответственности за судьбы родины, признает необходимым:

  • 1) восстановить смертную казнь на время войны для военнослужащих за некоторые тягчайшие преступления;
  • 2) учредить для немедленного суждения за те же преступления военно-революционные суды из солдат и офицеров".

Ответьте на вопросы.

  • 1. Какой орган государственной власти принял это постановление и какого числа?
  • 2. Какие последствия для военных действий имело принятие этого постановления?
  • 6. Прочитайте фрагмент из воспоминаний Н. И. Махно.

«То обстоятельство, что двум политическим партиям — большевиков и левых эсеров — посчастливилось стать во главе революции; что эти партии умело подошли к широким трудовым массам в деревне и городе и организованно овладели ими, — это обстоятельство в значительной степени помогло им лишить профессиональные союзы, фабрично-заводские комитеты и производственные кооперативы трудящихся возможности развиваться в духе подлинной революционной хозяйственности, возможности создать из этих организаций исходный пункт в борьбе с контрреволюцией.

(Широким массам. — Прим, авт.) легко будет убедиться в том, что, совершая революцию, борясь и умирая за нее, они прежде всего приносят пользу политическим партиям, которые управляются особой интеллигентской кастой; а (каста. — Прим, авт.) чужда идеалов широких трудовых масс.

После всего передуманного во мне еще более укрепилась мысль о необходимости стараться, чтобы трудовое крестьянство и пролетарии города заботились о себе сами, непосредственно у себя на местах «.

Ответьте па вопросы.

  • 1. В каких общественных, хозяйственных организациях искали опору анархисты?
  • 2. Какие политические силы, кроме большевиков, участвовали в Гражданской войне в России?
  • 3. Как сложилась историческая судьба махновского движения?

Учебная игра «Конкурс презентаций».

Учебная группа делится на несколько команд. Каждой команде предлагается сделать презентацию о причинах, ходе и основных итогах Первой мировой войны; движущих силах Февральской революции; особенностях Октябрьской революции; причинах, ходе и итогах Гражданской войны.

Презентации оцениваются остальными членами группы. Побеждает команда, получившая высокую оценку преподавателя и большей части учебной группы.

Учебная игра «Эрудит».

Учебная группа делится на несколько команд. Каждой из команд предлагается поочередно ответить на вопросы. В случае если отвечающей команде это сделать не удается, на помощь приходят другие команды, которым засчитываются соответствующие баллы. В конце игры подводятся итоги, победившая команда получает право на учебные преференции.

Примерный перечень вопросов

  • 1. Каким основным законом регулировалось государственное устройство России в начале XX в.
  • 2. Призывались ли в русскую армию начала XX в. иноверцы?
  • 3. Что представлял собой знаменитый Брусиловский прорыв?
  • 4. Армии каких стран принимали участие в боях на Восточноевропейском фронте Первой мировой войны?
  • 5. Кто был главнокомандующим русских войск в Первой мировой войне?
  • 6. С чем были связаны поражения русской армии?
  • 7. После Февральской революции Государственная дума продолжала функционировать?
  • 8. Кто возглавлял Временное правительство?
  • 9. Что означало двоевластие, установившееся в послефевральский период?
  • 10. Где находился Ленин в период Февральской революции — в России или в эмиграции?
  • 11. Как оценивала большевистская партия Февральскую революцию?
  • 12. Чем завершилось июльское (1917) наступление русской армии?
  • 13. Чем объяснялась растущая популярность большевистской партии в иослсфевральский период?
  • 14. Могли своевременной созыв Учредительного собрания изменить политическую ситуацию в стране?
  • 15. Гражданская война в России была связана с приходом большевиков к власти?
  • 16. Имело ли Белое движение шансы на успех в борьбе с большевиками?
  • 17. Каких наиболее известных командующих Белого движения вы знаете?
  • 18. Н. И. Махно, но своим политическим убеждениям был большевиком или эсером?
  • 19. Каковы основные итоги Гражданской войны?
  • 20. Достигла ли политика военного коммунизма поставленных целей?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой