Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Межстрановая гармонизация налоговых отношений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В частности, в результате объединения целого ряда стран Западной Европы в ЕС первоначально были унифицированы лишь отдельные элементы налоговых отношений этих государств, большей частью связанных с перемещением товаров через их таможенные границы при сохранении индивидуальных национальных налоговых систем. Лишь после отмены таможенных пошлин в торговле между странами ЕС осуществлялись мероприятия… Читать ещё >

Межстрановая гармонизация налоговых отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Необходимость в межстрановой гармонизации налоговых отношений возникает при объединении государств в международные союзы с целью проведения общей таможенной или налоговой политики. Рассматриваемое направление гармонизации налоговых отношений представляет собой унификацию определенных элементов налогообложения, координацию национальных налоговых систем и налоговой политики стран — участниц международных объединений.

Следует отметить, что реализация межстрановой гармонизации не означает безусловного одномоментного создания единой для межгосударственного объединения налоговой системы.

Межстрановая гармонизация стала реализовываться в конце XIX- начале XX в. с появлением первых таможенных союзов. В настоящее время данная гармонизация налоговых отношений наиболее динамично осуществляется в рамках ЕС.

В частности, в результате объединения целого ряда стран Западной Европы в ЕС первоначально были унифицированы лишь отдельные элементы налоговых отношений этих государств, большей частью связанных с перемещением товаров через их таможенные границы при сохранении индивидуальных национальных налоговых систем. Лишь после отмены таможенных пошлин в торговле между странами ЕС осуществлялись мероприятия по обеспечению гармонизации сначала некоторых косвенных, а затем и прямых налогов. Прежде всего, во всех указанных странах был введен НДС, взимаемый государством на всех стадиях производства и реализации товаров. Одновременно для стимулирования экспорта вывозимые товары освобождаются от НДС. Дополнительно в странах ЕС предпринимаются попытки унификации акцизных платежей по ряду видов подакцизных товаров, основными из которых являются табак, бензин, крепкие спиртные напитки, пиво, вино и др.

Впрочем, разный удельный вес и, как следствие, фактическая значимость для доходов национальных бюджетов, а также существенные различия в порядке и правилах исчисления и уплаты акцизов в отдельных государствах — участниках ЕС продолжают оказывать сдерживающее воздействие на дальнейшую гармонизацию их налоговых систем. С целью обеспечения свободного передвижения капиталов и перспективного развития единого рынка капиталов в рамках ЕС осуществляется последовательная гармонизация налогообложения прибыли корпораций и подоходного налога в части, касающейся выравнивания ставок и единообразной схемы их исчисления и взимания налоговыми органами стран, входящих в ЕС.

Вместе с тем в случае более глубокой политической или экономической интеграции, а также образования конфедеративного государства на основе объединения суверенных стран рассматриваемая гармонизация налоговых отношений не исключает возможности формирования единого налогового пространства.

Ярким примером подобной межстрановой гармонизации является совместно разрабатываемый в настоящее время Российской Федерацией и Республикой Беларусь в рамках Союзного государства единый Налоговый кодекс, который будет содержать как общие принципы единой налоговой системы, так и регламентированный порядок исчисления и уплаты конкретных налогов и сборов на территории объединения.

Уровень межстрановой гармонизации налоговых отношений, несомненно, во многом зависит от социально-экономического развития государства, а также концептуальной, методологической проработанности и степени адаптации национальной налоговой системы в целом и элементов налогообложения в отдельности для интегрирования в международную систему координации налоговых отношений.

Каждое государство при формировании налоговой системы, как правило, ориентируется на достижение определенных краткосрочных и долгосрочных целей развития национальной экономики. Поэтому налоговая система конкретной страны несет на себе отпечаток национальных особенностей экономического и общественнополитического устройства данного государства.

Разумеется, по содержанию национальные налоговые системы отличаются друг от друга по видам и структуре налогов, их ставкам, способам взимания, фискальным полномочиям органов власти разного уровня, уровню, масштабам и количеству предоставляемых льгот и ряду других важнейших признаков.

Впрочем, указанные различия и внутренняя специфика функционирования национальных систем налоговых отношений не нарушают принципиальных основ организации фискальной политики в соответствии с классическими правилами налогообложения. Более того, общая структура, базовые положения построения и перечень важнейших налоговых платежей налоговой системы каждого государства, если можно так выразиться, в основном определяются системой налогообложения юридических и физических лиц, вытекающей из рыночных условий хозяйствования.

Следовательно, в настоящее время при осуществлении межстрановой гармонизации налоговых отношений, надо полагать, отсутствует необходимость решения масштабных системных проблем, поскольку налоговые системы подавляющего большинства стран концептуально и методологически унифицированы и в них применяется в различных вариациях достаточно стандартный набор налоговых механизмов. Это позволяет заключать межстрановые соглашения об избежании двойного налогообложения, которые могут быть разработаны и заключены только при наличии унификации налоговой базы по основным налоговым платежам.

В условиях глобализации для обеспечения свободного перелива капиталов и формирования единого общемирового рынка капиталов уже построены практически во всех странах схожие налоговые системы. Бюджетообразующую основу этих национальных налоговых систем составляет ограниченное число таких общих налогов, как НДС, налог на прибыль (доход) юридических и физических лиц и акцизы. Указанные налоги имеют схожую налоговую базу.

Таким образом, становится невозможным формирование некой особой, индивидуальной системы налогообложения, например системы одного налога в рамках отдельно взятой страны. Поскольку в этом случае данная страна не может являться участником мирового рынка капиталов, и, как следствие, она неизбежно будет сталкиваться с препятствующим динамичному экономическому развитию неэффективным двойным налогообложением.

Межстрановая гармонизация на основе унификации отдельных элементов налоговых систем отдельных государств и, как следствие, взаимовыгодного регулирования общей тяжести национальных фискальных нагрузок прежде всего призвана способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата для обеспечения устойчивого притока капитала на территорию всего межгосударственного объединения.

Необходимо особо отметить тот факт, что в перспективе рассматриваемое направление гармонизации все более будет определяться необходимостью дальнейшей глобализации мирового хозяйства и соответственно реализовываться, по всей вероятности, как общемировая гармонизация налоговых отношений.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой