Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Экономика стран содружества независимых государств

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исчезновение с карты мира СССР не означало отмену десятилетиями складывавшая тесных экономических отношений между регионами бывшей советской страны. В их поддержании и дальнейшем развитии были заинтересованы, хотя и в разной мере, все возникшие па постсоветском пространстве государства. Эта заинтересованность привела к созданию Содружества Независимых Государств — СНГ практически одновременно… Читать ещё >

Экономика стран содружества независимых государств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Этапы становления Содружества Независимых Государств

Исчезновение с карты мира СССР не означало отмену десятилетиями складывавшая тесных экономических отношений между регионами бывшей советской страны. В их поддержании и дальнейшем развитии были заинтересованы, хотя и в разной мере, все возникшие па постсоветском пространстве государства. Эта заинтересованность привела к созданию Содружества Независимых Государств — СНГ практически одновременно с роспуском СССР.

Содружество Независимых Государств создано 8 декабря 1991 г. соглашением России, Белоруссии и Украины. 21 декабря 1991 г. к ним присоединились еще 8 государств — Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, а в декабре 1993 г. — Грузия (вышла в 2009 г.). Содружество объединило страны с населением порядка 300 млн человек на территории 22,3 млн км2. Суммарный потенциал этих стран определялся тем, что на них приходилось 25% разведанных мировых запасов природных ресурсов, 10% промышленного потенциала, на их долю приходилось 12% от общей численности ученых мира.

Однако первые годы существования СНГ были связаны с трудностями рыночной трансформации экономик стран-участниц и перипетиями становления государственно-политического устройства. Разрыв взаимных хозяйственных связей, вызванных распадом СССР, продолжался. Например, взаимный товарооборот в торговле между странами СНГ с 1992 по 1995 г. сократился в 7 раз. Сокращались и другие направления сотрудничества.

Для преодоления этих тенденций правительства стран с самого начала предпринимали разнообразные меры. Уже в сентябре 1993 г. главами большинства стран-членов был подписан договор «О создании Экономического союза», который предусматривал формирование общего рынка. Более интенсивными усилия по развитию сотрудничества становятся в первое десятилетие XXI в. На Ялтинском саммите Содружества в сентябре 2003 г. было принято решение о создании ЗСТ и предусматривалось в перспективе создание единого экономического пространства. Годом позже были утверждены мероприятия по координации валютной политики. Осенью 2007 г. были приняты концепции дальнейшего развития СНГ и План мероприятий по ее реализации. В 2008 г. на заседании Совета глав правительств была утверждена Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 г., в которой предусмотрены три этапа углубления экономической интеграции.

По мере завершения рыночной трансформации экономик стран-членов, их меры по восстановлению экономик и укреплению сотрудничества стали давать результаты. В 2006 г. восстановлен взаимный товарооборот уровня 1992 г. и стал возможным его ежегодный прирост. На повестку дня встал вопрос формирования ЗСТ, достижения свободного передвижения товаров, рабочей силы и капитала.

На протяжении последних 15 лет постоянно осуществляется реформирование и совершенствование структуры органов Содружества. Высшим органом Содружества сегодня является Совет глав гос}'дарств, принимающих решения по принципиальным вопросам развития сотрудничества. Совет глав правительств координирует сотрудничество органов исполнительной власти стран-членов. Основными исполнительными органами, обеспечивающими выполнение соглашений, является Экономический совет СНГ. Постоянно действующим органом содружества выступает Исполнительный комитет СНГ. Всего в рамках Содружества действуют 78 органов отраслевого сотрудничества. В работе трех из них принимают участие представители 15 государств, не являющихся членами СНГ. Многие органы взаимодействуют с международными организациями.

В связи с разной степенью заинтересованности стран — участниц СНГ в различных направлениях сотрудничества в рамках Содружества с 1994 г. стали формироваться субрегиональные экономические образования по интересам и степени готовности к более тесному сотрудничеству. Всего было создано пять таких объединений.

  • 1. Таможенный союз в 2000 г. преобразован в ЕврАзЭС.
  • 2. Центрально-азиатское экономическое сообщество (преобразовано в Центрально-азиатское сотрудничество (ЦАС) с 2002 г. действует в составе ЕврАзЭС.
  • 3. ГУАМ (Организация за демократию и экономическое развитие).
  • 4. Единое экономическое пространство (ЕЭП) с 2004 г. — в составе ЕврАзЭС.
  • 5. Союз России и Белоруссии (преобразовано в Союзное государство).

В настоящее время функционируют ЕврАзЭС и Союзное государство.

ГУАМ, объединяющая Грузию, Азербайджан, Молдову и Украину, фактически позиционирует себя в качестве альтернативы СНГ, в первую очередь в вопросах энергетической политики. Что касается ЕврАзЭС, то оно является сегодня основным объединением СНГ.

Членами ЕврАзЭС с момента его образования являются пять государств — Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан.

25 января 2006 г. был подписан протокол о присоединении к организации Узбекистана, однако в октябре 2008 г. Узбекистан приостановил участие в работе органов ЕврАзЭС.

С мая 2002 г. статус наблюдателей при ЕврАзЭС имеют Украина и Молдова, с января 2003 г. — Армения. Им также обладают Межгосударственный авиационный комитет (МАК), Евразийский банк развития (ЕАБР).

ЕврАзЭС создано с целью развития экономического взаимодействия, торговли, эффективного продвижения процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, координации действий государств Сообщества при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему.

Один из главных векторов деятельности организации — обеспечение динамичного развития членов Сообщества путем согласования социальноэкономических преобразований при эффективном использовании их экономических потенциалов в интересах повышения уровня жизни народов.

Основные задачи Сообщества:

  • — завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли, формирование общего таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования;
  • — обеспечение свободы движения капитала;
  • — формирование общего финансового рынка;
  • — согласование принципов и условий перехода на единую валюту в рамках ЕврАзЭС;
  • — установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки;
  • — создание общей унифицированной системы таможенного регулирования;
  • — разработка и реализация межгосударственных целевых программ;
  • — создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности;
  • — формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы;
  • — формирование общего энергетического рынка;
  • — создание равных условий для доступа иностранных инвестиций на рынки государств Сообщества;
  • — обеспечение свободного передвижения граждан государств ЕврАзЭС внутри Сообщества;
  • — согласование социальной политики с целью формирования сообщества социальных государств, предусматривающего общий рынок труда, единое образовательное пространство, согласованные подходы в решении вопросов здравоохранения, трудовой миграции и др.;
  • — сближение и гармонизация национальных законодательств;
  • — обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕврАзЭС с целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества.
  • 3 октября 2014 г. Президент России В. Путин подписал федеральный закон о ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе. Это базовый документ, предусматривающий создание ЕАЭС в целях устранения барьеров для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведения скоординированной, согласованной или единой политики в ключевых отраслях экономики. Сам договор лидеры России, Белоруссии и Казахстана заключили 29 мая в Астане[1].

Подготовлен и договор о присоединении Армении к ЕАЭС. С января 2015 г. эта страна станет полноправным участником Союза. Идет работа и с Киргизской Республикой.

  • [1] URL: http://www.rg.ru/2014/10/03/dogovor-site.html (дата обращения: 11.11.2014).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой