Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Мотивационный смысл ценностей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мотивационный смысл ценностей вкладывается в обозначение их функций, которые заключаются в регулировании как внешней, так и внутренней активности личности. В процессе социализации человек постоянно сопоставляет свои поступки с принятыми в обществе и референтной группе правилами и нормами. Для личности значимым процессом является процесс так называемого отзеркаливания, т. е. взгляда со стороны… Читать ещё >

Мотивационный смысл ценностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Мотивационный смысл ценностей вкладывается в обозначение их функций, которые заключаются в регулировании как внешней, так и внутренней активности личности. В процессе социализации человек постоянно сопоставляет свои поступки с принятыми в обществе и референтной группе правилами и нормами. Для личности значимым процессом является процесс так называемого отзеркаливания, т. е. взгляда со стороны, с позиции окружающих, особенно референтной группы. С помощью «социального зеркала» личность оценивает, насколько его ценностная система соответствует ценностной системе общества. Ценности являются в этом случае нормами, критериями измерения соответствия не только своего поведения общепринятому социальному, но и норм и правил, принятых в определенной группе, своей ценностной структуре. Именно ценности способствуют выбору того или иного социального поведения, действия, т. е. выступают движущей силой, имеющей определенную направленность.

Ценности являются не только критериями корректировки поведения личности. Через ценностную систему происходит фильтрация всей информации, которая поступает к человеку. Благодаря ценностному фильтру информация либо приобретает значимость, важность для человека, либо игнорируется, не являясь ценностно значимой. Таким образом, все, что происходит в окружении человека, преломляется через ценностную призму и приобретает, таким образом, мотивационную направленность.

Ценности напрямую связаны с опытом, который личность приобретает в процессе социализации. Образно взаимодействие опыта и ценностей можно представить в форме круга (формируемый жизненный опыт), в котором есть точка отсчета и некоторая ось (ценности). Вокруг оси «вращаются» многие жизненные вопросы: принимаются решения, выбирается вектор поведения, деятельности. Кроме того, но мнению многих ученых (В. А. Ядов, А. Г. Здравомыслов), ценностная структура личности, ее целостность характеризуют зрелость личности, стабильность в поведении, устойчивость и системность. Кроме того, сочетание ценностной и мотивационной структуры личности определяет активность жизненной позиции, настойчивость в достижении целей, системность в поступках, прогнозируемость в поведении.

Бессистемность в ценностно-мотивационной структуре личности, противоречивость снижают прогностичность поведения и целостность в поступках человека вплоть до инфантилизма, ориентации на внешние стимулы отрицательного вектора (действия человек совершает только под влиянием стимула негативного характера: пассивно-адаптивная модель поведения).

Ценностная структура личности способствует формированию мотивационной системы личности и формирует определенный мотивационный тип человека. На основании ценностной структуры личности выделяются следующие мотивационные типы личности.

  • 1. Пассивно-адаптивная модель мотивации характеризуется низким уровнем развития трудовой активности, выжидательно-пассивным поведением работника, использующего свои способности и инициативу фрагментарно. Труд не является внутренней потребностью, участие в нем диктуется внешними обстоятельствами. Ценностная структура характеризуется бессистемностью, неструктурированностью и инфантильностью. Мотивация такого человека сильно зависит от внешнего стимула.
  • 2. Латентная модель мотивации характеризуется в целом позитивной мотивацией в трудовой деятельности, осознанием личностью общественно значимой ценности трудового поведения. Однако позитивная мотивация не проявляется в высоком качестве деятельности и не сопровождается привлечением и реализацией личностных резервов в практике производства.
  • 3. Инструментальная модель мотивации характеризуется отсутствием высоких мотивов участия в труде, однако достаточно сильны мотивы материальной заинтересованности, которые позволяют обеспечить высокую результативность деятельности. Ценностная составляющая личности характеризуется целостностью и системностью, при этом материальная составляющая определяет вектор поведения человека в трудовой деятельности.
  • 4. Самодеятельная модель мотивации характеризуется высокой ориентацией на содержание труда как результата осознанного выбора профессии и развитие способности к данному виду трудовой деятельности, творчеству. Отмечаются высокие количественные и качественные результаты производственной деятельности, сопровождающиеся высокой мотивированностью работника в процессе труда. Ценностная структура личности характеризуется целостностью и структурированностью.

Ценностная структура личности формируется под воздействием социализации, однако не является прямым «слепком» с того социального окружения, в котором находится личность.

Сложность сопоставления ценностной и мотивационной составляющих в поведении личности обусловлена тем, что они целиком нс определяются условиями социализации. Наблюдения за сотрудниками, действующими в одинаковых условиях, подтверждают индивидуальный характер мотивационно-ценностной структуры личности. В психологии выделяются факторы, обусловливающие индивидуальный характер деятельности в зависимости от мотивационно-ценностной структуры личности:

  • • фактор индивидуализации: поведение человека минимально согласуется с действиями большинства людей в одной и той же ситуации. Предсказать поведение такого человека проблематично, мотивация сотрудника может быть разнонаправленной по отношению к одним и тем же стимулам;
  • • фактор стабилизации: поведение человека согласуется с поведением большинства людей в группе и стабильно по отношению к определенным ситуациям. Мотивационная составляющая личности согласуется с применяемыми стимулами, и прогностичность поведения такого человека довольно высокая;
  • • фактор времени: поведение человека характеризуется прошлым опытом. Прогнозирование поведения личности связано с позитивным/негативным прошлым опытом.

Таким образом, мотивационная активность личности связана с двумя группами факторов: внешними (обусловленными влиянием внешней ситуации) и внутренними (обусловленными влиянием личностных позиций). Именно вторая группа факторов связана с ценностными составляющими личности. В любом случае при выборе модели поведения человек руководствуется как внешними, так и внутренними факторами. Под внешними факторами понимаются правила, традиции и нормы социума, которые человек усваивает в процессе социализации. Внутренние факторы формируются на основе личного опыта человека в сопоставлении с традициями и нормами, принятыми в социуме. Примерами внутренних факторов являются установки (уступить место пожилому человеку в транспорте), стереотипы (увидев неряшливо одетого человека на тротуаре, пройти мимо, приняв его за пьянчужку). В любом случае именно ценностная структура личности определяет направление и качество деятельности человека: выбросить котенка на улицу / взять бездомного и голодного зверька домой, помочь пожилому человеку перейти дорогу / пройти мимо, проявить инициативу в работе, позвонить на склад и напомнить о поставке / позвонить руководителю и доложить о невыполненной коллегой работе и пр.

Ценностная структура личности является своеобразным регулятором поведения человека. Если ценности и установки совпадают с группой других людей, то человек включается в эту группу и поступает так, как в ней принято. При несовпадении ценностной составляющей и установок группы и личности человек поступает так, как диктует ему сложившаяся ценностная система.

Анализ ценностной составляющей личности позволяет ответить на вопрос, почему люди в определенном случае поступают именно так, а не иначе. Так, Д. А. Леонтьев предлагает рассмотреть причинно-следственную связь поведения человека через анализ систем отношений человека с миром[1].

Система 1. Потребиостиая. Человек действует с целью удовлетворения своих потребностей: я хочу пить, я хочу уступить место, я хочу выполнить задачу хорошо, получить удовольствие и пр. Есть потребность (не обязательно базового уровня), и человек действует с целью ее удовлетворения. Направленность поведения в этом случае обеспечивается ценностной структурой личности, сформированной с детства.

Система 2. Стимульная. Действие человека ориентировано на стимул: потому что он меня попросил, потому что он будет ругаться, потому что он так делает и пр. Направленность поведения внешне обусловлена, однако значимость стимула также корректируется ценностной составляющей человека. На некоторые стимулы человек может не обратить внимания, некоторые побуждают его к действию.

Система 3. Стереотипная. Человек поступает так, как привычно действовать («я так действую всегда»). Эта система ориентирована на стереотипы поведения, сформированные с детства, на предрасположенность, диспозицию. Леонтьев связывает с этой системой такие понятия, как «стиль», «установка», «научение», «характер».

Система 4. Социальная. Действия и поступки личности обусловлены социальными ожиданиями, установками, нормами референтной группы. Считается, что конформизм является крайним проявлением зависимости человека от социальной системы. Выстраивая отношения с миром, человек в той или иной мере ориентируется на социальные ожидания и интересы общества и социального окружения, однако ценностная структура личности обеспечивает в таком случае комфортное или дискомфортное ощущение при выстраивании поведения в определенной группе. Если ценностная составляющая личности и группы совпадает, то человек согласует свое поведение с нормами группы конструктивно, без внутреннего конфликта. Если ценности группы и личности различны, согласование поведения происходит в любом случае, однако возникает той или иной степени силы внутренний конфликт, который может привести к конфликтным действиям, вплоть до маргинальное™.

Система 5. Смысловая. Поведение человека обусловлено тем смыслом, который он придает той или иной ситуации, действиям. Человек делает что-то, так как это важно для него лично. Смысловая деятельность включает в себя всю систему отношений с миром, тесно связана с ценностной составляющей и перспективой развития человека.

Система 6. Леонтьев называет эту систему системой «свободного выбора»f когда человек выбирает ту или иную модель поведения, ориентируясь на анализ ситуации, ее изменение и умение взять на себя ответственность за ситуацию в полной мере. Считается, что эта система отражает степень личностной зрелости и является дифференциально-психологической характеристикой[2].

В научной литературе утверждается, что первые три системы характерны для всего живого (человек, животное). Чтобы начать действовать, не нужно сформированной картины мира, достаточно актуальной потребности, стимула или сложившегося стереотипа. Однако качественная составляющая поведения обусловлена ценностной структурой личности в любом случае: человек реагирует на актуальную потребность, стимул или диспозицию с определенной направленностью. Поведение человека тем не менее зависит от ситуации. Именно ситуация заставляет его начать действовать.

Таким образом, ценности играют ключевую роль в регуляции поведения и связаны с мотивационной сферой следующим образом.

  • 1. Ценности отражают отношение личности к миру и происходящим событиям, жизненным целям, средствам реализации жизненных целей.
  • 2. Ценности формируются в детстве в прямой зависимости от методов и приемов родительского воспитания, поэтому связка ценностей и воспитания неоспорима.
  • 3. Все мотивы, которые побуждают к определенной модели поведения или действию, соотносятся с системой ценностей личности. И наоборот, ценностная система влияет на выбор модели поведения и актуальность мотивов.

4. Ценности лежат в основе жизненных сценариев и установок личности, что обеспечивает избирательность восприятия ценностей социальной группы, общества.

Таким образом, выбирая модель поведения, человек будет опираться на систему ценностей, сформированных в детстве. Ценности связаны с потребностями личности, так как ценным является то, что связано с актуальными потребностями человека. Мотив при этом придает смысл поведению человека, выбранным направлениям деятельности и моделям поведения. Ценностная структура личности в мотивационном процессе играет роль флюгера, направляющего деятельность человека в определенном векторе.

  • [1] Леонтьев Д. А. Психология смысла. Природа, строение и динамика смысловой реальности.
  • [2] Леонтьев Д. А. Психология смысла. Природа, строение и динамика смысловой реальности. С. 155—156.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой