Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Наука и культура в годы Великой Отечественной войны

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важным направлением в кино оставалась историко-революционная тема. В годы войны на экраны вышли художественные фильмы «Оборона Царицына» (1942 г., режиссеры С. Д. и Г. Н. Васильевы), «Александр Пархоменко» (1942 г., режиссер Л. Д. Луков). Одновременно создавались фильмы, посвященные знаменательным событиям отечественной истории, выдающимся деятелям науки, искусства, полководцам и военачальникам… Читать ещё >

Наука и культура в годы Великой Отечественной войны (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В годы войны значительный вклад в развитие оборонного потенциала СССР внесла наука. Во второй половине 1941 г. на восток были эвакуированы 76 научноисследовательских институтов, в составе которых работали 118 академиков, 182 члена-корреспондента АН СССР, тысячи научных сотрудников. Их деятельность направлял Президиум Академии наук, переведенный в Свердловск. Здесь в мае 1942 г. на общем собрании академии обсуждались задачи, вставшие перед учеными в условиях войны. Основными направлениями научных исследований явились разработка военно-технических проблем, научная помощь промышленности, мобилизация сырьевых ресурсов.

В тесном сотрудничестве с инженерами-практиками ученые нашли методы скоростной плавки металла в мартеновских печах, литья стали высокого качества, получения проката нового стандарта. Несколько позднее специальная комиссия ученых во главе с академиком Е. А. Чудаковым внесла важные предложения по мобилизации ресурсов Поволжья и Прикамья. Благодаря ученым-геологам А. Е. Ферсману, К. И. Сатпаеву, В. А. Обручеву были разведаны новые месторождения железной руды в Кузбассе, новые источники нефти в Башкирии, месторождение молибденовых руд в Казахстане. Активно трудились на оборону ученые-математики П. С. Александров, С. Н. Бернштейн, И. М. Виноградов, Н. И. Мусхелишвили, физики А. Ф. Иоффе, С. И. Вавилов, П. Л. Капица, Л. И. Мандельштам, химики Н. Д. Зелинский, И. В. Гребенщиков, А. Н. Несмеянов, А. Е. Фаворский, Н. Н. Семенов. Ученые А. П. Александров, Б. А. Гаев, А. Р. Регель успешно решили проблему противоминной защиты кораблей. В 1943 г. была разработана технология выделения плутония из облученного урана. Осенью 1944 г. под руководством академика И. В. Курчатова создан вариант атомной бомбы со сферическим подрывом «внутрь», а в начале 1945 г. был запущен комбинат по производству оружейного плутония.

Ученые СССР достигли значительных успехов в области биологии, медицины и сельского хозяйства. Они находили новые растительные виды сырья для промышленности, изыскивали пути повышения урожайности продовольственных и технических культур. Так, в восточных районах страны было в срочном порядке освоено возделывание сахарной свеклы. Огромное значение имела деятельность ученых-медиков: академиков II. Н. Бурденко, А. Н. Бакулева, Л. А. Орбели, А. И. Абрикосова, профессоров-хирургов С. С. Юдина и А. В. Вишневского и других, вводивших в практику новые способы и средства лечения больных и раненых воинов.

Необходимым условием успешного развития народного хозяйства страны стала непрерывная подготовка новых кадров в вузах и техникумах. В 1941 г. число вузов уменьшилось с 817 до 460, прием в них сократился вдвое, численность студентов — в 3,5 раза, а сроки обучения составили 3—3,5 года. Однако к концу войны численность студентов приблизилась к довоенному уровню. Важную роль в развитии педагогики в годы войны играла созданная в 1943 г. Академия педагогических наук РСФСР, возглавляемая академиком В. П. Потемкиным.

Творцы оружия Победы. В годы войны плодотворно трудились создатели оружия и военной техники. Особое внимание уделялось совершенствованию качества артиллерийских систем и минометов. В этой области большая заслуга принадлежит ученым и конструкторам В. Г. Грабину, И. И. Иванову, М. Я. Крупчатникову, Ф. Ф. Петрову, Б. И. Шавырину и др. Успехи в производстве стрелкового вооружения были достигнуты благодаря ведущей роли конструкторов Н. Е. Березина, С. В. Владимирова, В. А. Дегтярева, С. Г. Симонова, Ф. В. Токарева, Г. С. Шпагина, Б. Г. Шпитального.

Усилиями советских танкостроителей, особенно рабочих и инженеров уральского «Танкограда», сравнительно быстро было преодолено преимущество противника в бронетанковой технике. К 1943 г. стал нарастать перевес советских Вооруженных Сил в танках и самоходно-артиллерийских установках. Отечественные танки и САУ по своим боевым характеристикам значительно превосходили зарубежные аналоги. Огромная заслуга в их создании принадлежала Н. А. Астрову, Н. Л. Духову, Ж. Я. Котину, М. И. Кошкину, В. В. Крылову, Н. А. Кучеренко, А. А. Морозову, Л. С. Троянову.

Со второй половины 1942 г. стремительно увеличивался выпуск самолетов и авиадвигателей. Самым массовым самолетом советских ВВС стал штурмовик Ил-2. Большинство советских боевых самолетов превосходили по своим характеристикам самолеты германских ВВС. Во время войны в серийное производство поступили 25 моделей самолетов (включая модификации), а также 23 типа авиадвигателей. В создание и совершенствование новых боевых машин внесли свой вклад авиаконструкторы: А. А. Архангельский, М. И. Гуревич, С. В. Ильюшин, С. А. Лавочкин, А. И. Микоян,.

B. М. Мясищев, В. М. Петляков, Н. Н. Поликарпов, П. О. Сухой, А. Н. Туполев, А. С. Яковлев, создатели авиамоторов В. Я. Климов, А. А. Микулин,.

C. К. Туманский, А. Д. Швецов.

Литература

и искусство. С началом Великой Отечественной войны основным направлением в советской литературе стала патриотическая тема. Уже в июне 1941 г. печатались в центральных газетах и звучали по радио стихи Н. Н. Асеева, М. В. Исаковского, А. А. Суркова, публицистические статьи А. Н. Толстого, А. А. Фадеева, М. А. Шолохова, И. Г. Оренбурга и других писателей и поэтов. С 27 июня в Москве, а затем и в других городах СССР вывешивались агитационно-политические плакаты «Окна ТАСС» с целью оперативного доведения до населения обстановки на фронтах и в тылу страны. В их создании активное участие принимали поэты А. А. Адуев, Д. Бедный, С. И. Кирсанов, А. А. Жаров и др., художники-графики и карикатуристы А. П. Бубнов, Н. А. Долгоруков, А. А. Радаков, М. М. Черемных.

В годы войны многие писатели стали военными корреспондентами центральных газет, на радио, в Совинформбюро и ТАСС, среди них — В. В. Вишневский, Б. Л. Горбатов, Б. Н. Полевой, Н. С. Тихонов, В. С. Гроссман, М. А. Шолохов, А. А. Сурков, А. П. Гайдар, С. В. Михалков и др. В штатах фронтовых редакций работали В. А. Закруткин, Ю. П. Герман, А. С. Левада, И. Л. Андроников, М. С. Лисянский, С. П. ГЦипачев, Н. К. Чуковский.

В газетах были опубликованы «Наука ненависти» М. А. Шолохова, «Народ бессмертен» В. С. Гроссмана, «Фронт» А. Е. Корнейчука, «Василий Теркин» А. Т. Твардовского, «Весна на юге» Б. Л. Горбатова и другие произведения. Очерки и статьи являлись подготовительным этапом для создания рассказов, часто объединяемых в циклы: «Морская душа» Л. С. Соболева, «Март-апрель» В. М. Кожевникова, «Рассказы Ивана Сударева» А. Н. Толстого. Главным героем этих циклов был простой человек, готовый к подвигу, отражавшему его порыв души.

Проблема роста и возмужания солдата в боях была решена в повести А. А. Бека «Волоколамское шоссе» (1943—1944). Подвигам советских людей на фронтах войны и в тылу противника были посвящены романы М. А. Шолохова «Они сражались за Родину» и А. А. Фадеева «Молодая гвардия» (1945). Широкую известность в военные годы получили произведения писателей союзных республик: «Священная кровь» Айбека, «Шиганак» Г. Мустафина, «Царь Пап» С. Зорьяна и др.

Важное значение в годы войны приобрела поэзия. Особой популярностью пользовались песни «Священная война» В. И. Лебедева-Кумача, «В лесу прифронтовом» М. В. Исаковского, «Шумел сурово Брянский лес» А. В. Софронова. В стране и на фронте распространялись сатирические произведения (сказки-притчи, эпиграммы) С. Я. Маршака, С. В. Михалкова, Д. Бедного. Наряду с этим большой успех имели лирические стихи К. М. Симонова, С. П. ГЦипачева, М. И. Алигер, А. А. Ахматовой.

В годы войны резко возрос интерес к исторической литературе. Широкую известность получили произведения «Багратион» С. Н. Горбатова, «Порт-Артур» А. Н. Степанова, «Емельян Пугачев» В. Я. Шишкова. Большой вклад в воспитание советских людей внесли драматурги В. П. Ставский (пьеса «Война»), К. А. Федин («Испытание»), Л. М. Леонов («Нашествие») и др.

Основным направлением в деятельности кинематографа была тема героической борьбы советского народа. Ведущее место в освещении этой темы занимала хроника. На фронтах работали фронтовые киногруппы, оперативное руководство которыми осуществляли политические управления фронтов и флотов. К концу 1941 г. во фронтовых киногруппах насчитывалось 129 операторов. Они подготовили спецвыпуски № 1—3 «Все силы на разгром врага» (режиссеры С. Н. Гуров, Н. Н. Кармазинский, Л. И. Степанова), «На защиту родной Москвы» (режиссеры Л. В. Варламов, Р. Б. Гиков, Б. Р. Небылицкий, Н. Н. Кармазинский). Материалы хроники использовались для монтажа документальных фильмов, в том числе: «Разгром немецких войск под Москвой», «Ленинград в борьбе», «Битва за нашу Советскую Украину» и др. Всего в годы войны было отснято около 5 млн метров пленки, выпущено 400 номеров «Союзкиножурнала», 65 номеров киножурнала «Новости дня», более 100 документальных картин.

Художественные фильмы, созданные в годы войны, рассказывали о коммунистах-подполыциках, партизанах, жизни на оккупированной территории и о людях, насильственно вывезенных в Германию. В фильмах нашли отражение примеры преданной дружбы и верности. Одним из ведущих жанров оставалась комедия. Особой популярностью пользовались фильмы: «Секретарь райкома» (1942 г., режиссер И. А. Пырьев), «Радуга» (1944 г., режиссер М. С. Донской), «Человек № 217» (1945 г., режиссер М. И. Ромм), «Два бойца» (1943 г., режиссер Л. Д. Луков), «Жди меня» (1943 г., режиссер А. Б. Столпер), «Антоша Рыбкин» (1942 г., режиссер К. К. Юдин) и др. В этих и других фильмах снимались известные актеры: Н. М. Ужвий, Е. А. Кузьмина, Б. Ф. Андреев, М. Н. Бернес, М. А. Ладынина, Б. Н. Чирков, С. А. Мартинсон.

Важным направлением в кино оставалась историко-революционная тема. В годы войны на экраны вышли художественные фильмы «Оборона Царицына» (1942 г., режиссеры С. Д. и Г. Н. Васильевы), «Александр Пархоменко» (1942 г., режиссер Л. Д. Луков). Одновременно создавались фильмы, посвященные знаменательным событиям отечественной истории, выдающимся деятелям науки, искусства, полководцам и военачальникам: «Богдан Хмельницкий» (1941 г., режиссер И. А. Савченко), «Георгий Саакадзе» (1943 г., режиссер М. Э. Чиаурели), «Кутузов» (1944 г., режиссер В. М. Петров) и др. Всего в годы войны было выпущено 102 разнообразных по тематике и жанрам художественных фильма.

С первых дней войны пленум ЦК профсоюза работников искусства обратился к деятелям искусства с призывом принять участие в освободительной борьбе. Президиум Всероссийского театрального общества (ВТО) 3 июля 1941 г. принял решение начать работу по созданию оборонного и антифашистского репертуара. Для обслуживания армии и флота были сформированы около 400 театрально-концертных и цирковых бригад, созданы 25 фронтовых театров. Всего за годы войны на фронт выехали 42 тыс. артистов, которые дали 1350 тыс. представлений, в том числе 437 тыс. на передовой. Основными темами в репертуаре театров и бригад являлись единство и сплоченность народа перед лицом врага, героизм воинов, патриотизм, раскрытие характера советского человека, отечественная история. Среди театральных постановок широкую известность получили спектакли Малого театра «Нашествие» (1943 г., режиссер И. Я. Судаков), Театра имени Вахтангова «Фронт» (1942 г., режиссер Р. Н. Симонов), МХАТа «Офицер флота» (1945 г., режиссеры А. М. Горчаков и И. М. Раевский). На сценах театров блестяще играли В. П. Марецкая, А. Н. Грибов, Д. Н. Орлов, А. Д. Дикий, А. А. Хорава, В. Н. Пашенная, М. И. Прудкин и др.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой