Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Культура губернских городов Среднего Поволжья в конце XIX — начале ХХ вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Самарское общество поощрения образования. Отчет о деятельности общества за 19 001 901 -1907;1909гг. — Самара. — 1902, 19 010- Самарское общество поощрения образования. Устав. — Самара. — 1905; Открытие в Самаре женской прогимназии. — Самара- 1900; Самарское общество распространения коммерческого образования. Устав. — Самара- 1904; Самарское коммерческое училище. Устав. — Самара. — 1902. городской… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Интеллектуально-информационная среда провинциального города на рубеже XIX—XX вв.еков
    • 1. 1. Учебные заведения как интеллектуальные центры региона
    • 1. 2. Роль библиотек и просветительских обществ в повышении общеобразовательного уровня населения
  • Глава 2. Новые культурные центры провинциального города
    • 2. 1. Музеи как новация провинциальной культуры
    • 2. 2. Театр и стиль жизни провинции
  • Глава 3. Особенности архитектуры и градостроительства
    • 3. 1. Архитектурный стиль как отражение но^ш исторической действительности в конце Х1Хнначале «еков
    • 3. 2. Общественные здания
    • 3. 3. Жилые постройки
    • 3. 4. Культовые сооружения

Культура губернских городов Среднего Поволжья в конце XIX — начале ХХ вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная социокультурная ситуация характеризуется небывалым взлетом интереса, как научного, так и общественного, к проблемам культуры. Изучение провинциальной культуры в этой связи занимает особо значимое место, т.к. долгое время под понятием «российская культура» рассматривалась культура Петербурга и Москвы, а культура провинции оставалась за полем изучения. Однако российская провинция выступает как особая субстанция, дающая мощный духовный потенциал культуре. Социокультурные процессы, их форма и содержание, основные тенденции развития, ценностные ориентиры столичных и провинциальных городов имели различия, которые и являлись одними из источников богатства российской культуры в целом.

Под термином провинциальная культура в современной науке понимается своеобразный типологический феномен духовного бытия1, который обладает рядом специфических свойств и качеств, главными из которых являются: обозримость и вместе с тем ограниченность культурног о пространства и происходящих в нем процессовограниченность контактов с культурой столиц, других регионов и странконсерватизм вкусов, настороженность к новациямэффект провинциальной трансформации явлений культуры, специфика их прочтения и бытованиябольшая эмоциональность, яркость впечатлений и непосредственность восприятия явлений культуры и искусствавозможность более целостного эмоционально-чувственного восприятия культурно-исторической среды как повседневной реальности2. Социально-экономические и историко.

1 См.: Берлякова Н. П. Провинция как феномен русской культуры Нового времени.//Россия в новое время: личность и мир в историческом пространстве. Материалы межвузовской научной конференции.-М-1997.-С.70−72.

2 См.: Инюшкин Н. М. Провинциальная культура: проблемы востребования.// Российская провинция ХУШ-ХХ вв.: реалии культурной жизни. — Пенза. — 1995. — С.48−49. культурные изменения здесь происходили значительно медленнее, чем в столице. Однако, на рубеже Х1Х-ХХ веков в провинции проявляется тенденция изменения ментальности жителей вследствие повышения оценки собственных экономических и культурных возможностей и происходит обновление всех сторон жизни. Поэтому изучение провинциальной культуры конца Х1Х-начала XX веков на современном этапе представляется очень актуальным, т.к. оно способствует формированию более полной картины культурной жизни России во всех ее проявлениях и многообразии, помогает понять всю ценность социокультурной жизни провинции как единого организма. Изучение провинциальной культуры необходимо для решения некоторых вопросов отечественной истории: о взаимодействии провинциальной и столичной культуро самобытности российских городов, обладающих цельным историко-культурным опытомо формах и содержании культурных инициатив в провийцииоб изменении провинциального образа жизни.

В качестве региона автор предлагает рассмотреть Среднее Поволжье, включающее в себя Пензенскую, Самарскую и Симбирскую губернии. Подобное вычленение региона в последнее время становится традиционным вследствие схожести социокультурных процессов, протекавших в этих губерниях в конце XIX — начале XX века: равноудаленность от центральных регионов империи, аграрный характер экономики губерний, приоритетное развитие хлеботорговли и мелкотоварного производства, сходность жизненного уклада и т. п. Все перечисленное выше дает основание рассматривать данный регион как достаточно единое целое, которое, однако, не находится в изоляции, а является активным участником культурного и экономического обмена.

Диссертационное исследование сосредоточено на губернских городах.

Среднего Поволжья — Пензе, Самаре и Симбирске. Концентрация внимания непосредственно на губернских городах обусловлено тем, что понятие «культура» является очень широким и включает в себя ряд «субкультур»: столичная, провинциальная, городская, сельская, традиционная, новационная, официальная, народная, художественная, техническая и т. д. Более того, вышеназванные «субкультуры» обладают определенными устойчивыми признаками и выстраиваются в логические пары: столичная-провинциальнаягородская — сельскаятрадиционная-новационная, официальная-народная, художественная-техническая и т. д. В исследовании внимание сосредоточено на городской губернской культуре, где город рассматривается как своеобразный социокультурный центр губернии, а в совокупности с аналогичными представляет квинтэссенцию региональной культуры.

Культура губернских городов Среднего Поволжья рассматривается нами в период 90-х годов XIX века по 1914 год. Данный временной отрезок берется потому, что в этот период в России происходили значительные изменения, которые затронули все сферы общественной жизни. Не позднее 80-х гг. XIX в. завершился промышленный переворот, т. е. произошел переход к фабрично-заводскому производству. Помимо столиц в социокультурной жизни страны возросла роль крупных торгово-промышленных городов, где сформировались классы, элементы гражданского общества, выросла роль местного самоуправления, изменились самооценка жителей и стиль жизни. Вследствие произошедших изменений большую роль стали играть местная интеллигенция, просветительство, личная инициатива представителей различных сословий — в итоге выросло число учебных заведений, библиотек, театров, музеев, поднялся уровень провинциальной архитектуры.

Верхняя хронологическая грань исследования определена событиями первой мировой войны, которая прервала эволюционное развитие социокультурного развития России.

Методология исследования базируется на использовании общенаучных принципов (единства исторического и логического, сравнительно-исторического подхода к анализу объектов исследования, восхождения от общего к частному), так и специфических подходов историко-культурного, социокультурного и культурологического характера. Среди них соотнесение событий культуры рассматриваемого региона с общероссийскими общественно-историческими тенденциями, взаимосвязь различных отраслей культуры, взаимопроникновение духовных и материально-организационных аспектов культуры.

Существенное влияние на определение теоретических позиций автора диссертации оказала идея изменения провинциальной ментальности под воздействием социально-экономических перемен, влиянием учебных заведений и просветительских обществ, роли досуга в развитии личности.

Сложность предмета исследования предопределила необходимость применения как общих, так и специальных методов исследования. Исторический метод позволил в пределах поставленной задачи воспроизвести реальную картину культурной жизни губернских городов Среднего Поволжья на рубеже Х1Х-ХХ вв., дать характеристику ее элементов. Логический метод дал возможность осуществить классификацию источников информации об учебных заведениях, библиотеках, просветительских обществах, развитии архитектуры, состоянии музейного и театрального дела в регионе, систематизировать, выявить их типологию, учитывая логические основания сходства и различия. В процессе исследования применялся также системно-структурный метод, позволивший определить место разнообразных форм культуры в общей структуре культурной среды и их влияние на изменение провинциального образа жизни. Контент-анализ позволил целенаправленно изучить массив отечественной периодики, мемуарной и монографической литературы, выявить информацию о деятельности учебных заведений, просветительских обществ, библиотек, музеев, театров, о развитии градостроительных тенденций. Социологический метод дал возможность соотнести развитие различных сфер культуры с различными социальными слоями провинциального общества рубежа столетий. Социально-психологический метод позволил дать характеристику личностей меценатов, благотворителей и просветителей.

В истории изучения русской провинциальной культуры можно, по нашему мнению, выделить пять наиболее ярких этапов.

Первый этап начался еще в XIX веке. Провинция и ее интеллигенция стали объектом пристального внимания русского ученого А.П.Щапова1.

Одной из ранних публикаций, посвященной значению провинциальной культуры, в частности провинциальной печати, ее отношений со столичной прессой является письмо нижегородского краеведа А. С. Гациского историку Л. Л. Мордовцеву «Смерть провинции, или нет?». В этом письме А. С. Гациский впервые поднимает вопрос о значении провинции и провинциальной печати: «С значением столицы начинают иметь, а следовательно и будут иметь значение и другие так называемые провинциальные центры. Разве областная провинциальная печать не может иметь своего мнения, и не по одним областным, но и по государственным вопросам, разве решение государственных вопросов никогда не.

1 См.: Щапов А. П. Социально-педагогические условия умственного развития русского народа. С-Г16.1870 принадлежало провинции, наконец, не провинция, суть всей силы и бессилия своего центра (с вашей т.з.), бесчисленного множества центров (с моей)? Мы протестуем только против поглощения провинции одним центром, против непризнания за провинцией ее человеческих прав, потому что в самой жизни видим основания для своего протеста" 1.

В статье «Очерки русской жизни» Н. В. Шелгунов (1895) определил роль провинциальной печати как «зеркало, но не идей, а положений» 2.

Подробное изучение читательских вкусов, характеристика читателей из привилегированных классов, о провинциальных библиотеках отражены в работах Н. А. Рубакина, В. П. Вахтерова, А.С.Пругавина3. В работе последнего, кроме рассмотрения народных чтений, книжных складов, газет и журналов, библиотек и читален в разных городах России, приводится статистика вольных школ их географическое распределение по губерниям.

Проблемам распространения образования посвящены работы В. П. Вахтерова и В.И.Чарнолусского4.

Музейное дело в дореволюционный период находилось в начальном периоде становления, но интерес к формированию, функционированию, определению целей и задач того или иного музея у историков возникает сразу. В последней четверти XIX — начале XX вв. и в первое послереволюционное десятилетие появляется целый ряд работ о местных музеях, которые сегодня выступают для нас в значительной мере как.

1 Письмо А. С. Гациского Д.Л.Мордовцеву «смерть провинции, или нет?» — Нижний Новгород. — 1876. -С.З.

2 ИТелгунов Н. В. Очерки русской жизни. — С-Пб. — 1895. — С. 17.

3 См.: Рубакин H.A. Книжное оскуднение. // Русское богатство. — С-Пб. -1893-№ 11- Вахтеров В. П. Книжные склады в провинции. //Русская школа. — С-Пб. — 1894 -№ 1- Пругавин A.C. Запросы народа и обязанности интеллигенции в области просвещения и воспитания. — С-Пб. — 1895.

4 См.: Вахтеров В. П. Спорные вопросы образования. — М, — 1907.¡-Вахтеров В. П. Условия распространения образования в народе. — М. — 1895. Чарнолусский В. И. Частная инициатива в деле народного образования. — С-Пб. — 1909. источники1, однако в этих работах еще нет четко сформулированной концепции музейного дела и достаточно расплывчато определены основные функции данных учреждений культуры.

Развитие драматического театра в России, антрепренерская и актерская деятельность, анализ репертуара местных театральных трупп рассматриваются в работе Д. Гарина «Театральные ошибки» 2. В книге характеризуется провинциальный театр, раскрываются задачи режиссера и антрепренера. Проблемам развития театрального дела посвящены работы И. О. Щеглова «О народном театре» 3 и «Народ и театр» 4.

История отдельных городов, в частности Среднего Поволжья, привлекала внимание местных историков и общественных деятелей. Их перу принадлежат многочисленные очерки, публикации, исследования, рассказывающие об историко-культурном прошлом городов. К таким работам принадлежат книги П. В. Алабина «Двадцатипятилетие Самары как губернского города» 5 и П. Мартынова «Город Симбирск за 250 лет своего существования» 6. Эти книги написаны в форме популярного изложения основных событий городской истории и носят чисто познавательных характер. Однако в них приводятся несохранившиеся до нашего времени документы, что дает возможность использовать их в ряде случаев как источник исследования. Таким образом, в работах авторов конца XIX.

См.: Местные музеи в губернских городах//Известия Императорского Археологического общества. — 1886. — Т.1У. — Вып.1. Уварова П. С. Областные музеи. — М.- 1890- Клемец Д. А. Местные музеи и их значение в провинциальной жизни.// Сибирский сборник. — Иркутск. -Вып.2. — 1892. Могилянский Н. М. Областной или местный музей как тип культурного учреждения.// Живая старина. — 1916. — № 4- Романов Н. И. Местные музеи и как их устраивать. — М. — 1919. Адлер Б. Областные и местные музеи// Казанский музейный вестник. — 1920. -№ 1,2.

2 Гарин Д. Театральные ошибки. — М.- 1901.

3 Щеглов И. О. О народном театре. — М. — 1895.

4 Щеглов И. О. Народ и театр. — С-Пб. -1911.

5 Алабин П. В. Двадцатипятилетие Самары как губернского города. — Самара. — 1877.

6 Мартынов П. Город Симбирск за 250 лет своего существования. — Симбирск. — 1898. начала XX вв., размышлявших о состоянии провинциальной культуры, были затронуты отдельные явления культурной жизни: периодическая печать, библиотечное и театральное дело, т. е. излагались некоторые факты, высказывалась своя точка зрения, накапливался материал. Но отсутствовали исследовательские работы, в которых была бы реконструирована картина культурного развития провинции, недостаточно четко были поставлены проблемы, высказаны идеи, концепции, не была дана оценка роли и особенности развития культуры в регионах. В основном эта литература основывалась на личных наблюдениях авторов, статистических подсчетах, опросах современников и лишь в незначительной степени — на архивных источниках.

Второй этап изучения региональной культуры начался в 1910;1920 гг., когда был поставлен вопрос о комплексном изучении культуры российской провинции, в частности областных культурных гнезд крупнейшим русским филологом и культурологом Н.К.Пиксановым1. Уже в 1913 г. в работе «Три эпохи» им было намечено изучение Воронежского края с этих позиций. Под определением «культурное гнездо» Н. К. Пиксанов понимал «не механическую совокупность культурных явлений и деятелей, но тесное их единение между собой, некоторое органическое слияние». В 1928 г. он издал специальную программную работу «Областные культурные гнезда. Историкоп2 краеведческий семинар, где определил некоторые основные направления разработки темы, поставил исследовательские задачи и очертил круг источников, на которых могли бы работать ученые. По Пиксанову «история.

1 Пиксанов Н. К. Три эпохи. — С-Пб. — 1913; Он же. Два века русской литературы. — М.-1923; Он же. Культурные гнезда в провинции.

Литература

в крае. Тезисы.// Дневник 2-й Всесоюзной конференции по краеведению. Москва. — 14 декабря: — М. -№ 1. ЦБК при РАН, 1924. -С. 13- Он же Областной принцип в русском культуроведении. К разработке культурно-исторической схемы.// Искусство. — 1925. — № 2. — С.82−99.

2 Областные культурные гнезда. — М.-Л.-1928. и местного городского театра, местной гимназии, местной публичной библиотеки, рисовальной школы — еще не история местного культурного гнезда. Только сочетание подобных элементов в единении живых деятелей создает культурное гнездо. Другой приметой гнезда являются уже не его строители, но его питомцы. Оно не мыслится и без коллективной /деятельности, оставляющей прочные объек! ивпые результаты" .1 Идея Пиксапоьа была поддержана историками. Появились отдельные работы, посвященные провинциальным культурным центрам." .

Выдвигая исследовательские задачи, Пиксанов рекомендовал использовать разнообразный статистический материал, собранный в многочисленных изданиях, посвященных развитию русской культуры. Это касалось анализа состояния просвещения в провинциальных культурных гнездах, что было тесно связано с историей местных учебных заведений, библиотек, местной печати, музеев, театров, рассмотрения деятельности представителей провинциальной культуры. Однако реализовать программу П. К. Пиксапова не удалось вследствие разгрома в 30-е ¡-оды ХХв. иеторико-культурологического направления в краевед чес ком д в ижеггии.

В отечественной историографии 30−50 годы отмечены тем. что разработка вопросов культуры и искусства была приостановлена, но социально-экономическим, идеалогическим причинам, а также вследствие военных событий.

Со второй половины 50-х годов ХХв., начинается новый, четвертый, этап в изучении региональной культуры, который продолжается включительно до середины 70-х годов. В это время было опубликовано.

1 Пнкеанов Н. К. Областные культурные гнезда. — М.-Л. -1928. — С.61.

2 См.: Свободов А. Н. В Нижнем Новгороде на заре XX века. К характеристике культурного и литературного гнезда// Нижегородский краеведческий сборник. — Нижшш Новгород. -1925. — Т.1- Пиксанов Н. К. Воронеж как культурный центр// БСЭ. — Т. 1.3. — 1929. — С. 148. большое количество книг по истории Пензенской, Самарской и Симбирской областей1, в которых на основе архивных материалов исследуется социально-экономическое состояние региона за различные периоды истории, приводятся статистические данные о наличии школ, гимназий, библиотек, музеев, театров. Историки этого периода внесли большой вклад в изучение данной темы, накопив значительный материал по отдельным сторонам культурной жизни провинции. Однако, в этих работах отсутствует комплексный подход к изучению культуры, нет четкого представления о культуре как социальном явлении. Тем не менее, в этот период выходят публикации, в которых сочетаются концептуальный подход и глубина исследования. К подобным следует отнести работы Стернина Г. Г., Дмитриева С. С., Маркаряна Э. С., коллективный труд «Художественная культура конца Х1Х-начала XX веков. (1895−1907 гг.). В этих монографиях изучение явлений художественной жизни ведется в тесной связи с политической, экономической и идеологической обстановкой эпохи, большое внимание уделяется анализу острой идейной борьбы в разных видах искусства, проводится мысль о неправильности одностороннего,.

1 См.: Анисимова А. П. Песни и сказки Пензенской области. — Пенза, 1953; Богданов A.A.B старой Пензе. — Пенза, 1958; Вольпе JI.M. М.Е.Салтыков-Щедрин в Пензе. — Пенза, 1951; Крейер H.H. Композиторы России: Очерки. — Пенза, 1959; Левенфиш Е. Г. К. А. Савицкий 1844−1905. — М.Л.- 1959; Наяшкин К. Я. Очерки из истории Среднего Поволжья/ Под ред. В. И. Лебедева. — Куйбышев, 1955;Наяшкин К. Я. Очерки истории Куйбышевской области. Бывшая Самарская губерния. — Куйбышев, 1962; Петров С. П. Памятные места Пензенской области. — Пенза, 1958; Полесских М. Р. Памятники материальной культуры Пензенской области. — Пенза, 1960; Тюстин A.B. Скульптурные памятники и мемориальные доски Пензенской областиПенза, 1966; Окляринский Ю. Шумное захолустье. Из жизни двух писателей. — Куйбышев, 1968; Федоров И. Выдающиеся учителя и просветители Пензенской губернии. — Пенза, 1958.

См.: Стернин Г. Г. Художественная жизнь России на рубеже Х1Х-ХХвв. — М.-1974; Дмитриев С. С. Очерки русской культуры. — М.- 1979; Маркарян Э. С. Проблема целостной характеристики предмета истории культуры/ История СССР. — 1979. — № 6- Он же. Теория культуры и современной науки. Логико-методологический анализ. — М.-1983; Моль А. Социодинамика культуры. — М.,-1973. Художественная культура конца Х1Х-начала XX веков.(1895−1907гг.). — кн. 1−2. — М, -1968;1969. упрощенного подхода к культурным явлениям той эпохи, о необходимости пересмотра оценки некоторых из них в истории отечественной культуры.

Пятый период изучения как культуры в целом, так и культуры отдельных регионов начинается примерно во второй половины 70-х годов, когда публикуются исследовательские работы, отличающиеся принципиально иным подходом к изучению истории культуры: более теоретически и философски осмысленным, методологически продуманным. История культуры рассматривается не по «остаточному» принципу, а как основополагающая сторона бытия1. В это время разрабатывается понятийно-терминологический аппарат, концептуальные подходы к изучению культуры рубежа XIX — начала XX веков и других периодов. Возникает целое направление в мировой историографии, акцентирующее внимание на исследовании общества в его целостности и многообразии социальных связей. Классическим представителем этого направления выступает французская школа «Анналов». Историки этой школы подошли к необходимости «антропологического» принципа исследования, познания историко-культурного процесса изнутри и через человека, его картину мира, систему ценностей, повседневных условий существования. Среди отечественных исследователей отдельными проблемами изучения менталитета в рассматриваемый период занимались М. М. Бахтин, В. С. Библер, С. И. Великовский, А.Я.Гуревич2. Однако, четко разработанной.

1 См.: Гуревич А. Я. Исторический синтез и Школа «Анналов» — М., -1993;Лихачев Д. С. Заметки о русском. — М., -1984; Лотман Ю. М. Культура и взрыв. — М., 1992;Жнабе Г. С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуры античного Рима. — М., 1994; чКопдаков И.В.

Введение

в историю русской культуры. — М., -1994; Мазаев А. И. Проблема символизма. — М.,-1992.

Бахтин М.М. К философии поступка// Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984;1985.М.:1986^Б1^л^В.С.От наукоучения — к логике культуры. М., 1990; Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1987; Он же. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990. теории менталитета до сих пор не существует. Определенный научный интерес в этом плане представляет работа М. Ю. Шевякова «Менталитет: сущность и особенности функционирования» 1. На наш взгляд, ученый удачно суммирует многочисленные интерпретации этого термина и выявляет его сущность как обозначение «надиндивидуальных составляющих массового сознания, определяемых традицией и культурой и транслирующихся из.

1,2 поколения в поколение .

Отечественные исследователи, пытающиеся дать определение культуры, подчеркивали, как правило, или философско-антропологическую, или философско-историческую, или социологическую природу данного феномена. Например, взгляды В. М. Межуева можно определить тезисом: з.

Мир культуры — мир самого человека". Э. С. Маркарян отождествляет культуру с технологией воспроизводства и производства человеческого общества4. Для В. С. Степина культура выступает как ген социальной жизни: «чтобы возник новый тип общества, должна возникнуть новая культурная матрица. Подобно тому, как ген определяет, каким будет организм, так тип культуры определяет, как будет воспроизводиться деятельность человека» 5.

Кроме общетеоретических работ в это время публикуется большое количество краеведческих исследований по истории культуры6, которые в.

Шевяков М. Ю. Менталитет: сущность и особенности функционирования: Дисс. на соискание степени кандидата философских наук. — Волгоград, 1994.

2 Там же, с. 35.

Межуев В. М. Культура и история. М., 1977, с. 60.

4 Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука.М., 1983; Он же. О генезисе человеческой деятельности и культуры. М, 1983.

5 Степин B.C. Личность в технотронную эпоху.// Наука в России. 1993, № 2, с. 35.

6 См.: Гурьянов Е. Ф. Древние вехи Самары: Очерки по истории градостроительства. -Куйбышев, — 1986; Земля самарская: Очерки истории Самарского края с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции. — Куйбышев, -1990; Молько В. И. Путешествие по одной улице: Документальное повествование. — Куйбышев, — 1987; Савин О. М. Родник воды живой (о библиотеке им. М.Ю.Лермонтова) — Пенза, -1992; Он же. Пенза музыкальная. — Пенза, — 1994. теоретическом плане заложили основы для исследования Среднего Поволжья рубежа Х1Х-ХХ веков как региона, в котором целенаправленно и последовательно городскими властями, местной интеллигенцией и представителями различных социальных групп проводилась работа, но созданию различных учреждений культуры, призванных повысить общеобразовательный и культурный уровень жителей/ В частности работы Е. Ф. Гурьянова «Древние вехи Самары» и В. И. Молько «Путешествие по одной улице» воссоздают историко-архитектурный облик Самары, который в это время принимал свой законченный образ — образ «американизированного» города, уверенно ставшего на путь европейской цивилизации. В 1979 г. выходит первая и пока единственная монография, посвященная истории самарского художественного искусства — книга В. И. Володина «Из истории художественной жизни города Куйбышева. Конец XIX — начало XX века» 1. Автор этой монографии создал архив воспоминаний самарских художников конца XIX — начала XX вв., провел аналитическую работу в плане становления самарской художественной школы, однако ему не удалось избежать некоторой тенденциозности в подборе фактов. Недостаточно полное использование ряда имевшихся в распоряжении В. И. Володина источников делает продуктивным повторное исследование богатейшего и редкого материала.

С 90-х годов создаются и выходят в свет периодические краеведческие журналы2, в которых публикуется интереснейший материал по истории.

Володин В. И. Из истории художественной жизни города Куйбышева. Конец XIXначало XX века — М., -1979.

2 Земство. Архив провинциальной России — ежеквартальный гуманитарный журнал. -Пенза- - издается с 1993; Самарский краевед — историко-краеведческий сборник. — Самара. — издается с 1992. культуры средневолжского региона. Особую ценность подобным изданиям) придает возможность оперативно опубликовать новую информацию, ввести в научный оборот ранее не использовавшиеся материалы, выдвинуть: оригинальные концепции и идеи.

Большое значение для теоретического и методологического осмысления проблемы имели научный семинар «Русская провинциальная культура» (1990) в НИИ культуры, а также состоявшиеся научные конференции «Русская провинция» 1, «Провинциальная ментальность России в прошлом и настоящем» 2, «Мифы провинциальной культуры» 3, «Русская провинция и мировая культура» 4. На этих конференциях особо пристальное внимание было уделено понятиям «столичная» и «провинциальная» культура. Однако однозначных определений выработано не было, т.к. ученые придерживались разных мнений, в основе которых лежат два мифа о российской провинции, сформированные еще в прошлом веке. Первый представляет провинцию своеобразной хранительницей подлинного нравственного и художественного опыта, традиций гуманности и человечности, которые давно утеряны в столице и являют собой ядро национального сознания. Другой миф рисует негативный образ провинции, где царит застой и стагнация. Ряд авторов характеризует провинциальную культуру, руководствуясь одним из этих представлений. Приверженцы второго мифа определяют культуру провинции как «маргинальную», с.

Самарский краевед — историко-краеведческий сборник. — Самара.

1 См.: Русская провинция. Культура ХУШ-ХХ веков. — М., Российский институт культуры. — 1993; Российская провинция ХУШ-ХХ вв., реалии культурной жизни. Тезисы докладов. -Пенза.- 1995.

Провинциальная ментальность России в прошлом и настоящем. Тезисы докладов по исторической психологии российского сознания. — Самара. — 1994.

3 Мифы провинциальной культуры. Тезисы. — Самара- 1992.

4 Русская провинция и мировая культура. Тезисы докладов на научной конференции. -Ярославль. — 1993. ощущением замкнутости в социальном пространстве, периферийности, придавленности и забитости по отношению к «большому» внешнему миру и, как следствие, — «ограничение духовных потребностей, удовлетворение их суррогатами культуры, предоставляемыми „центром“, а как итог этого -» невежество, возводимое в ранг достоинства" 1. Большинство же авторов отстаивают преимущества провинциальной культуры2.

Встречаются также определения «столичности» и «провинциальности» как двух слоев, существующих в рамках любой культуры. Например, И. В. Коняхина выделяет «во-первых, культуру как систему эталонов, образцов, обобщенного отражения действительности в виде знаний, научных теорий, памятников. Это как бы музейная, сосредоточивающая идеальные смыслы культура. Но культура существует и как непосредственно-жизненное взаимодействие человека с действительностью, в самой текущей жизни растворены культурные смыслы. Это — культура на уровне нравов, обычаев, быта, повседневных жизнепроявлений» 3. Таким образом, понятие «провинциальная культура» трактуется не как пространственное или оценочное определение, а как особый культурный пласт, обладающий собственным языком и набором этических, моральных и художественных ценностей.

Таким образом, анализ научной и краеведческой литературы Х1Х-ХХ вв., посвященной истории культуры провинциальной России, позволяет сделать следующие выводы:

1 См.: Каравкин В. И. Маргинальная культура провинции.//Мифы провинциальной культуры. — С.25.

2 См.: Пяткова Н. Л. Соотношение провинциальной и столичной культур в современном обществе.// Мифы провинциальной культуры. — С.37- Селиванов В. В. Преимущество провинциальной культуры.// Там же. — С.41- Горшковоз О. Д. Утверждение культурного феномена провинции.// Там же. — С.37.

3 Коняхина И. В. Провинциальная культура как мир человеческой повседневности.// Мифы провинциальной культуры. — С.86.

— историки внесли значительный вклад в изучение данной темы, накопив большой фактологический материал, но отдельным сторонам культурной жизни провинции. Однако, до сих пор отсутствуют работы, в которых различные явления социокультурной жизни провинции рассматривались в целом;

— большинство исследований носит описательных характер, в них отсутствует анализ и критический взгляд на происходившие события;

— в работах не раскрыт во всей полноте вопрос о роли и месте провинциальной культуры как части национальной культуры, не выявлены механизмы взаимодействия столицы и провинции, а также характерные особенности провинциальной культуры.

Объектом исследования явилась эволюция культурной среды губернских городов Среднего Поволжья рубежа Х1Х-ХХ вв. — Самары, Симбирска и Пензы.- предметом — отдельные аспекты городской губернской культуры, социокультурная деятельность учебных заведений, библиотек, просветительских обществ, музеев, театров, становление городской архитектуры. Таким образом, для исследования выбраны определенные стороны культурной жизни, которые составили базу провинциальной культуры, способствовали повышению образования горожан, распространению полезных знаний и культурных достижений. Эти стороны культуры также являются основным содержанием городской культуры или «верхних этажей» национальной культуры без культуры крестьянской, народной, воплощенной в фольклоре, обрядах, материальном быте и т. д.

Предварительный анализ проблемы позволил сформулировать исходную гипотезу, суть которой нашла выражение в системе следующих п редп о ложен и й:

1. Деятельность учебных заведений, библиотек, просветительских обществ, музеев, театров, а равно и городская архитектура являлись факторами изменения ценностных ориентиров, что приводило в конечном итоге к изменению образа жизни в провинциальном городе.

2. Культура Среднего Поволжья рубежа Х1Х-ХХ вв. выражала изменения провинциального менталитета.

3. Провинциальная культура указанного времени не является вторичной по отношению к столичной, а представляет субкультуру, обладающую собственным языком.

Целью исследования данной диссертации является реконструкция ряда важных сторон культурной жизни Губернских городов Среднего Поволжья рубежа Х1Х-ХХ вв., анализ культурных процессов и их взаимовлияние.

Для реализации поставленной цели предполагалось решить следующие задачи:

— для воссоздания интеллектульно-информационного поля губернских городов рассмотреть деятельность учебных заведений, библиотек и просветительских обществ, музеев, театров;

— проследить влияние изменяющихся менталитета и стиля жизни на архитектурный облик Пензы, Самары и Симбирска;

— выяснить культурные запросы различных социальных групп провинциального города;

— путем рассмотрения отдельных сфер культурной жизни выявить тенденции культурных процессов в губернских городах Среднего Поволжья и проследить их развитие;

— определить роль государства, общественных организаций и отдельных лиц в культурной жизни края;

— показать взаимодействие разнообразных сторон культурной жизни Пензы, Самары и Симбирска конца XIX — начала XX вв., определить значение их влияния друг на друга и на этой основе выявить и обобщить черты, которые свидетельствуют об изменении интеллектуально-духовной жизни провинциального города;

— исследовать взаимодействие и взаимовлияние провинциальной и столичной культуры, т. е. как культурная жизнь столицы влияла на развитие культуры провинциальных городов и что провинция давала культурной жизни столицы.

Источниковая основа исследования выглядит следующим образом: а) документы центральных архивов:

— Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) — фонд департамента полиции, в котором находится материал о количестве просветительских обществ, их деятельности, составе, политической благонадежности их членов;

— Российского Государственного исторического архива (РГИА) — фонды Академии ХудожествФонды Академии Художеств дали богатейший материал по истории уникального учебного заведения региона — Пензенского Художественного училища им. Н. Д. Селиверстова, а также по истории становления художественного профессионального образования в России в целом. Многие из этих документов введены в научный оборот нами впервые1- б) документы местных архивов:

Государственного архива Самарской области (Г ACO), Государственного архива Ульяновской области (ГАУО), Государственного архива Пензенской области (ГАПО) — фонды канцелярии губернатора, городской думы, в которых находится делопроизводственная документация,.

1 РГИА, ф.789, оп.11−1892, д. 38 чЛ, д. 38 ч.2- оп.12−1903, д.12-з чЛ, д.12-з ч.2- оп.12−1902, д.8-зоп. 12−1895, д.37-зоп. 12−1898, д23-зоп. 12−1897, д.8-з. содержащая протоколы, отчеты, переписку по делам учебных заведений, библиотек, просветительских обществ, музеев, театров. Эти документы отражают деятельность властей в культурной жизни1. Фонды различных научных и культурно-просветительских обществ и организаций содержат богатейшую информацию о деятельности этих обществ, уставы, программы, помогают выявить имена наиболее активных деятелей культуры. Личные фонды обогащают информацию о культуре новыми, иногда неожиданными подробностями3. в) документы, хранящиеся в фондах научных библиотек и музеев, к ним, как правило, относятся уставы, программы и отчеты учебных заведений, просветительских обществ, каталоги музеев4. Подобные источники написаны более живым языком, нежели официальная документация, они как правило имеют предисловие, в котором содержится предыстория организации, все это помогает более точно и объективно реконструировать городскую культурную среду, оценить роль и значение того или иного учреждения. г) сочинения виднейших общественных деятелей, деятелей искусства, культуры конца Х1Х-начала XX вв. К таким источникам, прежде всего, нужно отнести работы местных авторов — П. Мартынова «Город Симбирск за 250 лет своего существования» и П. В. Алабина «Двадцатипятилетие Самары как губернского города». Эти произведения дают не только богатейший фактический материал, но и ценны личными оценками авторов событий.

1 ГАУО, ф.ф.88,137- ГАСО, ф.ф. 3, 663.

2 ГАПО, ф.ф. 120,131,—————ГАСО, ф. 177, 190, 299,300, 360, 361, 364, 416, 429. 518, 674,.

796- ГАУО, ф.ф. 150, 151, 153, 154, 175, 402, 732.

3 ГАПО, ф.229, ГАУО, ф.664, 853.

4 Самарское общество поощрения образования. Отчет о деятельности общества за 19 001 901 -1907;1909гг. — Самара. — 1902, 19 010- Самарское общество поощрения образования. Устав. — Самара. — 1905; Открытие в Самаре женской прогимназии. — Самара- 1900; Самарское общество распространения коммерческого образования. Устав. — Самара- 1904; Самарское коммерческое училище. Устав. — Самара. — 1902. городской жизнид) отечественная газетно-журнальная периодика (1885−1916 гг.) -" Губернские ведомости" (Пенза, Самара, Симбирск), «Волжское слово» (Самара). Газетная периодика тех лет содержит довольно полную информацию о губерниях, некоторые сведения содержатся только в газетах (например, отзывы о театральных постановках, о составе трупп, об антрепренерах), т.к. другие источники сохранились не полностью или вовсе отсутствуют. К общественно-политической периодике относятся издания «Памятной книжки-календаря» (Пенза, Самара и Симбирск). В выпусках этого издания можно найти информацию по различным учебным заведениям, учреждениям культуры, а также богатый статистический материал, особенно в «Памятной книжке-календаре Самарской губернии» — е) мемуарные и эпистолярные материалы (воспоминания, письма, дневники) — эти источники представляют интерес для исследования различных, в т. ч. и культурных явлений Среднего Поволжья. Свои воспоминания о деятельности на посту вице-губернатора Самары и губернатора Пензы оставил И.Ф.Кошко1. Его мемуары особенно ценны тем, что в них находится сравнительный материал городов Среднего Поволжья, есть достаточная информация о деятельности учебных заведений, просветительских организаций, отдельных лиц, а также личные комментарии автора, что привносит в эту книгу «дыхание времени». Мемуарные источники стали одними из основных для исследования театральной жизни губернских городов Среднего Поволжья .

1 Кошко И. Ф. Воспоминания губернатора. — С-Пб. -1916.

2 См.: Медведев П. Воспоминания. — Л. -1929. На провинциальной сцене. Воспоминания. -Л.-М. — 1937. ГАУО, ф. 1−4061, оп.1, д. 312. А. Я. Ястребов. Мои воспоминания о Симбирском театре к. XIX — н. XX вв.- Петров-Водкии К. Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия. — Л., 1970. ж) справочно-библиографические и информационные материалы.

Все перечисленное принадлежит к источникам вербального типа. Кроме них в нашем исследовании применялись и визуальные источники — по проблеме формирования архитектурного облика региона: в качестве источников выступают постройки тех лет, фотографии которых приводятся в нашем исследовании. По нашему мнению применение такого типа источников в историческом исследовании не только допустимо, но и необходимо, т.к. архитектурное сооружение предстает перед нами не столько как предмет искусства, а сколько как носитель исторической информации и источник информации о эстетических вкусах горожан. Привлечение подобных материалов при рассмотрении культуры региона нами вводится впервые.

В диссертации впервые осуществлено многоплановое исследование культурной жизни Среднего Поволжья на рубеже Х1Х-ХХ вв., что позволяет воссоздать общую картину важнейших сторон провинциальной культуры, проанализировать взаимодействие культурных процессов в губерниях и влияние их на местных жителейвыявлены культурные запросы различных социальных групп и рассмотрена их роль в культурном развитии региона.

В исследовании культуры региона впервые применяется не только социально-экономический подход, но и историко-культурологический, который помогает восстановить не только фактическую сторону бытования культуры, но и проследить изменение ментальных характеристик и стиля жизни губернских городов, через анализ деятельности ярких представителей общественности и культуры провинциального города.

В диссертации впервые вводится в научный оборот ряд архивных материалов, что позволило более полно реконструировать картину культурной жизни губернии.

Практическая значимость данной диссертации состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы при дальнейшем исследовании проблем провинциальной культуры России, в практической деятельности культурных учреждений и организаций, при подготовке и чтений спецкурсов по истории Отечества, краеведения, культурологии.

Цели и задачи, поставленные автором при написании данной работы, источниковая база определили содержание и структуру диссертации, которая состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения, приложения и списка источников и литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертации впервые осуществлена попытка многопланового исследования культуры провинции конца XIXначала XX в. на примере губернских городов Среднего Поволжья, что позволяет воссоздать общую картину важнейших сторон истории, проанализировать взаимодействие культурных процессов и влияние их на различные слои городского населения. В настоящей работе реконструированы те сферы культуры, которые были не только результатом роста культурных потребностей, но и являлись базовыми для провинциальной культуры: учебные заведения, библиотеки, музеи, театры, архитектурные объекты. В результате этого создана обобщающая картина культурной жизни провинциального общества.

На рубеже Х1Х-ХХ веков Среднее Поволжье становится не только одним из центров экономических, торговых, транспортных связей, но и важным общественным и культурным центром. Особенно возрастает роль губернского города, где в первую очередь проявлялись новационные культурные процессы.

Интеллектуально-информативная среда, на наш взгляд, является одной из наиболее весомых сфер культуры. Именно ее уровень развития является определяющим для культуры всего региона. По уровню грамотности Среднее Поволжье в конце Х1Х-начале XX века занимало одно из последних мест в Российской империи, однако вследствие социально-экономических перемен здесь наблюдается значительный рост числа учебных заведений. Так, темпы прироста учебных заведений к 1914 г. выросли по сравнению с 1899 г. в Пензе на 28.5%, в Симбирске — 75%, в Самаре — 133.3%. В регионе особенно культивируются средне-специальные учреждения, что связано с модернизационными процессами во всей стране. Однако, направление профессиональной подготовки в городах Среднего Поволжья было разным: Самара и Симбирск — коммерческое образование, Пенза — преимущественно художественно-эстетические учебные заведения. Развитие коммерческого образования в Самаре и Симбирске вызвано внутренними предпосылками и N является подтверждением того, что модернизация периферии проходила синхронно со столицей, тем самым опровергая предположение об отставании социально-экономического развития провинции.

Роль пензенского художественного училища в социокультурной жизни региона трудно переоценить: при значительном финансовом обеспечении этого учебного заведения, а также благодаря просветительской и подвижнической деятельности К. А. Савицкого и всего педагогического состава, художественное училище становится одним из центров художественной подготовки в масштабах всей страны.

Таким образом, средневолжский регион в период рубежа Х1Х-ХХ веков становится одним из центров профессионального образования в Российской империи.

В исследуемый период наблюдается рост количества библиотек и их фонда, создаются общества содействия внешкольному образованию, народных университетов, любителей естествознания, семейно-педагогические кружки, ведется большая лекционная работа. Эти проявления провинциальной культурной инициативы находятся в прямой зависимости с возросшими интеллектуальными запросами различных групп населения и свидетельствуют о повышении образовательного уровня местных жителей. Большую роль в становлении библиотек и просветительских обществ, сыграли отдельные представители местной интеллигенции: П. В. Алабинглава городской самарской думы, инициатор создания Александровской публичной библиотеки, В. Х. Хохряков — пензенский педагог и организатор народного просвещения в губернии, Л. С. Шор — преподаватель пензенских музыкальных классов, В. М. Мануйлов, П. И. Никольский, В. Н. Умнов, В. А. Волжин — инициативная группа по созданию пензенской общественной библиотеки, П. А. Преображенский — самарский историк и краевед, К. П. Головкин — самарский художник-любитель, один из основателей общества по созданию «Дома Наук и Искусств» и многие другие.

Большое количество различных просветительских обществ в регионе объясняется тем, что, несмотря на рост числа учебных заведений, необходимость повышения общеобразовательного уровня чувствовалась достаточно остро и для того, чтобы компенсировать потребность в этом в городах Среднего Поволжья в рассматриваемый период возникают подобные организации. Основной формой деятельности просветительских обществ становится лекция, впервые применяемая в отечественной педагогической практике для работы с таким широким социальным, профессиональным и возрастным спектром. Судя ио тому, что лекции в провинции посещались более интенсивно, чем в столичных городах (на 383 лекции прочитанных в Петербурге в 1908 г. приходилось 33 871 посещений, а на 106 самарских лекций — 63 811 посещений), можно сделать вывод о том, что лекционная форма работы в провинции была очень актуальной.

Многие общества художественно-эстетического направления, как и сам изменившийся стиль провинциальной жизни, способствовали тому, что театр становится центром культуры всего города, всех социальных слоев. Однако, театр на рубеже Х1Х-ХХ веков является не только видом искусства, но и расценивается антрепренерами как сфера вложения денег, бизнес. Ставя коммерческие задачи, постановки профессионального театра не всегда отличались глубиной идей и художественной выразительностью. Поэтому возникают любительские театры — новое явление для российской культуры, которые ставили, прежде всего, творческие, просветительские задачи. Примером такого коллектива является Пензенский народный театр, на сцене которого начинал свою актерскую деятельность В. Э. Мейерхольд, (факт создания любительского театра можно трактовать как показатель поднявшихся интеллектуально-нравственных и художественно-эстетических запросов в области культуры.

Подъем общеобразовательного уровня, понимание значимости провинциальных городов в экономической и политической жизни страны, возросший интерес к истории края выразился в создании ряда музеев, в основном историко-краеведческого и эстетического направлений. Как правило, музеи в городах Среднего Поволжья основывались по инициативе местной интеллигенции. Так был основаны самарский музей Александра III (инициаторы создания П. В. Алабин, К.П.Головкин), музеи при пензенском губернском статистическом комитете и при пензенской ученой архивной комиссии (директор В.П.Попов), пензенский музей при обществе любителей естествознания (организаторы Ф. Ф. Федорович, И.И.Сирыгин). Иным способом — по волеизъявлению частного лицавозникает музей при пензенском художественном училище. Этот музей с самого начала обладал достаточно интересной коллекцией живописи, собранной Н. Д. Селиверстовым при помощи П.П.Семенова-Тян-Шанского и крупным финансовым обеспечением, позволившим в короткий срок выстроить собственное здание! В связи с тем, что в это время только зарождалась музейная сеть и не было накоплено достаточного опыта в этой области, история создания и первые годы работы пензенского художественного музея дают богатейший материал, который свидетельствует о большом труде первого директора этого музея по организации профессиональной музейной работы: понимая, что основная цель музея повышать образовательный и эстетический уровень населения, К. А. Савицкий не только в короткий срок готовит первую экспозицию, но, используя личное знакомство и дружбу с известными русскими художниками, включает Пензу в маршруты Товарищества передвижных художественных выставок, благодаря которым жители города впервые познакомились с произведениями И. Е. Репина, И. И. Левитана, М. И. Нестерова, В. М. Максимова, А. М. Васнецова и др.

Изменения стиля жизни в провинции нашли свое выражение и в архитектуре. В регионе шло интенсивное строительство как общественных зданий (учебных заведений, музеев, библиотек, банков, административных зданий), так и строительство жилых сооружений (особняков, доходных домов). Причем заказчики и архитекторы вновь возводимых построек уделяли большое внимание внешнему облику построек, их функциональному удобству. Архитектурный стиль являлся выражением не только эстетических исканий времени, а был своеобразной декларацией новых представлений о изменившейся жизни. В строительстве новых объектов в городах Среднего Поволжья проявили себя многие талантливые архитекторы: А. А. Щербачев, А. У. Зеленко, М. Н. Чичагов, А.И. фон Гоген, Ф. О. Ливчак, Ф. Е. Вольсов и многие другие.

Личностный фактор в истории культуры региона имеет непреходящее значение. По нашему убеждению, только благодаря деятельности отдельных энтузиастов некоторые инициативы в области культуры смогли реализоваться. В числе подобных людей нужно назвать имена П. В. Алабинасамарского городского головы, одного из основателей музея Александра 111, К. П. Головкина — художника-любителя, одного из основателей художественного отдела самарского музея, К. А. Савицкого — художника-передвижника, первого директора художественного училища им. Н. Д. Селиверстова и музея при нем и многих других.

Таким образом, можно сделать главный вывод о состоянии культуры Среднего Поволжья конца XIX — начала XX века. Он заключается в том, что в результате социально-экономических перемен происходит качественное изменение в сознании жителей губернских городов. Жителей провинции в это время не устраивает положение провинциального «захолустья», они понимают значимость региона в экономической жизни страны как свою личную значимость и делают все возможное для поднятия интеллектуально-информативной среды, создают новые центры культурного обмена, придают городу новый современный вид. В результате этих усилий Среднее Поволжье в начале XX века превращается в один из центров Российской культуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Материалы архивов. ч
  2. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ).12.1.Особый отдел департамента полиции ДП-00 102,оп.1906-П, д. 194. ч.2- ДП-00 102,оп. 1912, д. 9ч 89лБ- ДП-00 102,оп. 1915, д. 167, ч.55- ДП-ОО 102, оп.1913, д. 32 ч.68лБ- ДП-00 102, оп.1914, д. 5 ч.68.
  3. Доклад симбирскому купеческому собранию купеческого старосты М. А. Волкова. Симбирск, 1903.
  4. Журнал Самарской Городской думы, 1886, № 36,13 ноября.
  5. Журналы Симбирской городской думы за 1911 г. Симбирск.1911.
  6. Земско-статистический справочник rio Самарской губернии на 1914 г.-Самара. 1914.
  7. Отчет общества народных университетов за 1908 год. Самара.1909
  8. Открытие в Самаре женской прогимназии. Самара- 1900.
  9. Отчет пензенского общества содействия внешкольному образованию. 1910−1913 гг.- Пенза, тип. «Братья Самсоновы». 1913.
  10. Отчет пензенского общества содействия внешкольному образованию за 1913−1914 гг. Пенза, паровая тип. А.И.Рапопортта- 1914.
  11. Отчет пензенского отделения Императорского Русского Музыкального Общества и состоящих при нем музыкальных классов за 1 071 908 годы. Пенза. — 1908.
  12. Отчет по 2-й передвижной выставке за 1889−1890 гг.- В кн.: Сабко Н. П. Иллюстрированный каталог ХУП передвижной выставки Товарищества передвижных художественных выставок. С.-Пб, 1890.
  13. Отчет ПХУ им. Н. Д. Селиверстова за 1898 учебный год Пенза.
  14. Отчет самарского отделения Императорского Русского Музыкального общества и состоящих при нем музыкальных классов за 19 041 905 гг. Самара. — Типолитография Н. В. Жданова. — 1906.
  15. Отчет Симбирской губернской ученой архивной комиссии за 1912 г., Библиографический отдел Ульяновского Дворца книги им. В. И. Ленина.
  16. Памятная книжка-адрес Пензенской губернии за 1900 г. Пенза.1901.2.15-. Памятная книжка Пензенской губернии за 1911−1912 годы. -Пенза. 1912
  17. Памятная книжка-адрес Пензенской губернии за 1912 г.- Пенза.1913.
  18. В.П. Опись книг, рукописей, учебных пособий и вещей, находящихся в библиотеке и музее ИСК Пенза. — 1891.
  19. Проект устава Самарской городской 6-ти классной торговой школы для совместного обучения лиц обоего иола. Самара, без ук. года.
  20. Реклама художественной мастерской К. Н. Воронова. // Лавров С. Е. Справочно-коммерческий спутник по городам Поволжья и Центральной России. Вып.1. — Самара, -1900.
  21. Самарское коммерческое училище. Устав. Самара. — 1902.221 .Самарское общество распространения коммерческогообразования. Устав. Самара- 1904.
  22. Самарское общество поощрения образования. Устав. Самара.1905.
  23. Самарское общество поощрения образования. Отчет оNдеятельности общества за 1900−1901−1907−1909гг. Самара. — 1910.
  24. Самарский спутник. Самара. — 1889.
  25. Указатель выставки картин. Самара, — Типография Н. А. Жданова,-1891.
  26. Устав Пензенского общества содействия внешкольному образованию. Пенза. — 1910., Пенза, тип. «Братья Саломоновы» — 1913.3. Периодическая печать.
  27. Волжское слово, 1907, 1908, 1910.32. Зодчий, 1902.
  28. Пензенские губернские ведомости 1882, 1889, 1891, 1892, 1897, 1900, 1903, 1905, 1907.
  29. Самарский вестник объявлений 1889, 1892.
  30. Самарская газета 1889, 1890, 1892, 1895,1897,1898, 1899, 1901, 1902, 1903, 1904, 1905.
  31. Самарские губернские ведомости 1889, 1895.37. Самарская хроника 1889.
  32. Симбирские губернские ведомости. -1880, 1892,1902.
  33. Н. Художественная теория русского авангарда.// Вопросы искусствознания. -1993. № 1.
  34. П.В. Двадцатипятилетие Самары как губернского города: Историко-статистический очерк. Самара. — 1877.- 744с.
  35. З. Алпатов М. В. Этюды по истории русского искусства. В 2-х т. -М. 1967.
  36. А.П. Песни и сказки Пензенской области. -Пенза, 1953.
  37. .В., Митропольская М. Г. Архитектурная летопись Симбирска П пол. ХУП-ХХ века. Ульяновск. — 1996.
  38. А.И. Введение в культурологию. М.- 1993.
  39. М.М. К философии поступка// Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984−1985.М.1986.
  40. Л.В. Историография отечественной культуры. Дореволюционный период. М. — 1993.
  41. Е.Ю. Формирование самарской театральной публики /Самарский земский сборник -1996-С.71.
  42. Беляева ЕЛО. Художественная жизнь Самары.// Самарская бытокультура второй половины XIX начала XX века. — Дисс. канд. ист. наук. — Самара. — 1995.
  43. А.Н. История русской живописи. В 19 т. Спб. — 1901.1910.
  44. H.A. Судьба России. М.- 1990.
  45. Л.Г. «Фаустовский» вариант духовной жизни в России.// Россия в новое время: историографический образ и проблемы интерпретации. Сб. докладов 1-У научных конференций. М. — 1998.
  46. Л.Г. Миры и мифы Александра Блока: облик России начала века. //Россия в новое время. Историческая традиция и проблемы самоидентификации. Материалы межвузовской научной конференции. М.-1996.
  47. Л.Г. Нечитаемость нетипичного или эффект «белой вороны» в России.// Россия в новое время: личность и мир в историческом пространстве. Материалы межвузовской научной конференции. М. -1997.
  48. Н.П. Провинция как феномен русской культуры Нового времени. //Россия в новое время: личность и мир в историческом пространстве. Материалы межвузовской научной конференции. М.- 1997.
  49. М. Мифы русского авангарда в полемике поколений.// Вопросы искусствознания. 1993. — № 1.
  50. B.C. От наукоучения к логике культуры. М., 1990.
  51. Богданов A.A.B старой Пензе. Пенза, 1958.
  52. Е.А., Стернин Г. Ю. Русский модерн. М., — 1994.
  53. В.П. Спорные вопросы образования. М.- 1907.
  54. В.П. Условия распространения образования в народе. -М. 1895.
  55. С.И. Культура как полагание смыслов.//Одиссей.1989.
  56. Вехи. Интеллигенция в России. Сб. статей веховсих авторов и их критиков. М.- 1990.
  57. . Сб. статей о русской интеллигенции (Струве, Бердяев, Франк, Булгаков и др.) Спб. -1909- М.- 1990.
  58. В.И. Из истории художественной жизни города Куйбышева. Конец Х1Х-начало XX века. М. — 1979.- С.130−131.
  59. JI.M. М.Е.Салтыков-Щедрин в Пензе. Пенза, 1951.
  60. Воспоминания о серебряном веке. (Гиппиус, Маковский, Иванов, Блок, Ахматова, «Скорпион», «Бродячая собака» и др.) М.- 1993.
  61. Всеобщая история искусств. В 6 т.- М.- 1960−1966.
  62. Д. Театральные ошибки. М.- 1901.
  63. B.C., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. СП-б.1992.
  64. Л.Д. Земская школа в Пензенской губернии.//Земство. -1995.-№ 2.
  65. И.Э. История русского искусства. В 6 т. Спб. — 19 091 916.
  66. В.В. Исторический очерк русской школы. М. — 1900.
  67. ГуревичА.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов» М., -1993 Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1987- Он же. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.
  68. А. Мир архитектуры. (Язык архитектуры) — М., 1985.
  69. Е.Ф. Древние вехи Самары: Очерки по истории градостроительства. Куйбышев, — 1986.
  70. С.С. Очерки русской культуры нач.20 в. М.-1985.
  71. С.С. Очерки русской культуры. М, — 1979.
  72. JI.K. Интеллигенция в первой русской революции. М.1966.
  73. JI.A. Поиски художественного синтеза на рубеже столетий. (Искусствоведческие заметки). Декоративное искусство СССР, 1976, № 8.
  74. Зак JI.M. История изучения советской культуры. М.-1981.
  75. М.Р., Кошман J1.B., Шульгин B.C. История русской культуры. М.- 1990.
  76. Земля самарская: Очерки истории Самарского края с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции. Куйбышев, -1990.
  77. В.В. История русской философии. В 4 т. Л. -1991.
  78. М. Александр Павлович Ленский. М., — 1955.
  79. Золотой век художественных объединений в России и СССР 1820−1932. Справочник по русскому искусству. Сиб. -1992.
  80. Из глубины. Сб. статей веховских авторов. (1918) М. -1991.
  81. Т.В. История искусств. Отечественное искусство. М1994.
  82. К. Самозванство и коллективные представления о власти в русской истории (17−20 вв.) // Реализм исторического мышления. Сб.статей. М., 1991.
  83. Интеллигенция и революция. XX век. Сб. статей М-1985.
  84. Интеллигенция. Власть. Народ. (Антология от Герцена до Бердяева) -М.-1993.
  85. Е.В. Храмы-памятники русской доблести. Серия «Знание» -М.-№ 11.
  86. История русской архитектуры. М. -1990.
  87. История русской культуры. М. — 1979.
  88. Каркарьян В. Площадь соборная площадь имени
  89. В.В.Куйбышева// Вечерняя Самара. 1996. — 23 февраля.
  90. В. По главной улице //Вечерняя Самара. 1995. — 2 декабря.
  91. В. Театральная площадь, красная площадь, площадь имени парижской коммуны, площадь Чапаева. Театр/Вечерняя Самара -1996. 19 января.
  92. В. Театральная площадь, Красная площадь, площадь имени Парижской коммуны, площадь имени Чапаева. Театр.// речерияя Самара. 1996. — 19 января.
  93. В. Улица Фрунзе // Вечерняя Самара. 1996. — 6 сентября.
  94. П. Православные храмы Пензы. Пенза. — 1994.
  95. Е.И. О закономерностях развития архитектуры (опыт системного исследования эклектики и модерна.) Архитектура СССР, 1973, № 12.
  96. Е.И. Русская архитектура 1830−1910 гг. М. -1978.
  97. Г. С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуры античного Рима. М., 1994.
  98. Г. С. Материалы к лекциям по теории культуры и истории античной культуры. М. -1992.
  99. В. Памяти Н.Ф.Федорова.- Верный. 1906. — Т.1.// Наследие. Культура Пензенского края в документах эпохи, письмах имемуарах современников, исследованиях, статьях и художественных произведениях. Пенза. — 1994.
  100. И.В. Введение в историю русской культуры. -М., 1994.
  101. И.В. Введение в историю русской культуры. М. -1994.
  102. А.Е. Русская культура как предмет научного исследования. М. — 1994.
  103. И.Ф. Воспоминания губернатора. С-Пб. -1916.
  104. Краткий очерк истории культуры. Л.- 1967.
  105. Дж.К. «Вехи» и проблема русской интеллигенции./ пер. с итал. М.- 1993.
  106. H.H. Композиторы России: Очерки. Пенза, 1959.
  107. Кригер // Путешествие в прошлое: Страницы истории Самарского края. Самара. — 1992.
  108. H.H. Низшее и среднее специальное образование в дореволюционной России. Челябинск. — 1971.
  109. И. Первая общественная библиотека в Пензе.//Сталинское знамя (Пенза) — 1940. 11 мая.
  110. A.A. Время Грановского. У истоков формирования русской интеллигенции. М. -1990.
  111. Е.Г. К.А.Савицкий 1844−1905. М.Л.- 1959.
  112. Е.Г. К.А.Савицкий 1844−1905. М.Л.- 1959.
  113. С., Мельникова Н. Универмаг «Юность»// Волжская заря- Левитова С., Мельникова Н. В стиле модерн// Волжская заря .
  114. Лейкина-Свирская В. Р. Интеллигенция России во второй половине 19 в. М.-1971.
  115. Лейкина-Свирская В. Р. Русская интеллигенция в 1900—1917 гг. -М.- 1981.
  116. В.Г. Особенности русской архитектуры конца XIX-начала ХХвека.Л., 1976.
  117. Д.С. Заметки о русском. М., -1984.
  118. Ю.М. и тартуско-московская семиотическая школа. Сб. статей Лотмана и др. с библиографией. М.- 1994.
  119. Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.
  120. Ю.М. Статьи по типологии культуры. Тарту. — 1970.
  121. A.B. Интеллигенция в ее прошлом, настоящем и будущем. М.- 1924.
  122. А.И. Проблема символизма. М.,-1992.
  123. Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. -М,-1983.
  124. Э.С. Проблема целостной характеристики предметаистории культуры/ История СССР. 1979. — № 6.
  125. Э.С. Теория культуры и современная наука. М.,-1983.
  126. Э.С. Теория культуры и современной науки. Логико-методологический анализ. М.-1983 .
  127. А.И. Самарское общество народных университетов.// Самарский краевед 1994.
  128. П. Город Симбирск за 250 лет своего существования. -Симбирск. 1898.
  129. П. Воспоминания. Л. -1929.- На провинциальной сцене. Воспоминания. — Л.-М. — 1937.
Заполнить форму текущей работой