Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Становление и развитие военного образования в Осетии (конец XVIII века — 1917 год)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

За более чем 60 лет своего славного пути Владикавказское училище зарекомендовало себя подлинной кузницей командных кадров. Выпускники училища всегда пользовались в войсках большим авторитетом. Многие из них и ныне возглавляют ответственные участки работы во властных 4 структурах России и ближнего зарубежья, в органах внутренних дел как нашей, так и других республик, краев. и областей. Среди них… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Социально-политическая сущность военного v образования
    • 1. 1. Социально-политические предпосылки военного образования
    • 1. 2. Формирование воспитательной и образовательной политики после вхождения Осетии в состав России
    • 1. 3. Образовательные учреждения военных поселений и их влияние на просвещение
  • Глава II. Военные учебные заведения. Формирование военно-спортивной культуры
    • 2. 1. Становление и развитие института военных воспитанников
    • 2. 2. Горские школы
    • 2. 3. Кадетский корпус
    • 2. 4. Военно-физическая подготовка детей и юношества

Становление и развитие военного образования в Осетии (конец XVIII века — 1917 год) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В наши дни в российской и мировой науке обозначился целенаправленный интерес к Северному Кавказу и народам, его населяющим, их истории и культуре. Это связано с тем, что за последние годы юг России стал весьма значимым объектом и субъектом мировой политики, через который прошел рубеж противодействия между силами демократии и международного терроризма. В современном российском обществе образование призвано занимать приоритетное место в системе государственной политики. Конституция РФ, федеральное и местное законодательство закрепляют ценностные приоритеты, среди которых присутствуют такие понятия, как любовь и уважение к своей родине, ее истории, обязанность ее защиты.

В этих условиях особое значение приобретают вопросы истории образования, и, в частности, проблемы военного образования. В общем спектре кавказоведения им до сих пор не уделялось должного внимания. Это, на наш взгляд, объясняется следующими причинами. Во-первых, в годы Советской власти существовало пренебрежительное, а то и враждебное отношение со стороны видных представителей исторической науки к исследованию роли и значения интеллигенции и, тем более военной, которую было принято считать оплотом самодержавия и антагонистом идеи социалистической революции. Во-вторых, условия «военной тайны» как до Октябрьской революции, так к после во многом затрудняли доступ исследователей к материалам связанных с военной (оборонной) деятельностью. Это обстоятельство в полной мере было присуще и военным образовательным учреждениям. Анализируя проблемы истории военного образования, мы исходим из понимания того, что образование включает в себя два понятия — воспитание и обучение1.

1 Закон РФ «Об образовании». М. 1992; Закон РСО-Алания «Об образовании». Владикавказ: Ир, 2000.

Актуальность изучения истории военного образования, деятельности российских военно-учебных заведений определяется и практической значимостью в условиях подготовки полномасштабной реформы современной военной школы. Эта задача, в частности возрождение кадетского образования, возлагается также на региональные советы по делам казачества, созданные по инициативе руководства страны.

Степень изученности проблемы.

В советской историографии1 военное образование не было популярной темой исследования. Исторический опыт кадетского образования и деятельности военных гимназий обобщен в монографии Н. И. Алпатова «Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа. Из опыта кадетских корпусов и военных гимназий в России"1.

С 1990;ых заметно повысилось исследовательское внимание к проблемам военного образования, появились монографические и диссертационные работы, из которых наибольший интерес для нас представляют исследования С. В. Волкова, Ю. А. Галушко, А. А. Колесникова «Школа российского офицерства», А. Н. Машкина «Высшая военная школа Российской империи XIX — начало XX века» и др." .

Совершенно очевидно, что приоритетной темой военного образования является история кадетских корпусов. Кадетскому образованию в столичных центрах России посвящены работы В. М. Крылова, A.M. Маркова, о.

В.В. Кирилова, В. В. Чернякова, М. Б. Алборовой. Наметилась тенденция.

Алпатов Н.И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа. Из опыта кадетских корпусов и военных гимназий в России. М., 1958. Волков С. В., Галушко Ю. А., Калесников А. А. Школа Российского офицерства. М&bdquo- 1993; Машкин А. Н. Высшая военная школа Российской империи XIX — начало XX века М., 1997.

3 Крылов В. М. Кадетские корпуса и российские кадеты. СПб, 1998; Филиппов Э. М. Кадетские корпуса в России. Псков, 1999; Марков A.M. Кадеты и юнкера. Кантонисчы. М., 2001; Кирилов В. В., Черняков В. В. История создания и развитие кадечских корпусов России. М., 2002; Алборова М. Б. Московские кадетские корпуса. Днсс.канд.ист.наук. М&bdquo- 2005. изучения кадетского образования в региональной историографии. Однако, проблема возникновения и развития военного образования в Осетии, как и в целом на Кавказе, в отечественной историографии практически не представлена в виде монографического исследования. Некоторые фрагментарные сведения по этой проблеме содержатся в вышедших в 1942 году материалах по истории осетинского народа. Пятый том данного издания полностью содержал извлеченные его составителем доцентом А. Я. Гобеевым, архивные данные по истории народного образования1. Исследователи М. С. Тотоев, Х. С. Черджиев, С.Р.' Чеджемов и др. лишь косвенно затрагивали обозначенную выше проблему, которая по своей сути являясь интегральной, не подвергалась монографическому описанию ни в отечественной истории, ни в истории педагогики и образования2.

Вместе с тем следует отметить, что работы М. С. Тотоева и Х.С. Черджиева* явились серьезными монографическими исследованиями проблем образования осетинского народа, но вопросы военного образования в них объективно не анализировались. Остались они вне поля зрения и в исследованиях историков педагогики Е. Е. Хатаева, В. К. Кочисова и С. Р. Чеджемова. Физическому воспитанию, в основном народному, были посвящены исследования С. Г. Гагиева, Ю. Д. Цебоева, В. Ф. Агапова, В. А. Гульчеева, но в них не уделено должного внимания интегральной проблеме военно-физического образования, так как основной задачей было описание и.

1 Магериалы по истории осетинского народа. Т. V. Орджоникидзе, 1942.

2 Тотоев М. С. Народное образование и педагогическая мысль в дореволюционной Северной Осетии. Орджоникидзе: Ир, 1962. 164 е.- Черджиев X. С. Очерки по истории народного образования в Северной Осетии. Орджоникидзе: Ир, 1958. 96 е.- Чеджемов С. Р. История педагогики и образования осетинского народа. М.: МГОУ, 2002. 356 с.

3 Катаев Е. Е. Школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа. Дис.. докт. пед. наук. М.: МПГУ, 1996. 420 е.- Кочысов В. К. История становления и развития образования в Осетии до 1917 г. Дис.. докт. пед. наук. М.: МГОПУ, 1997. 349 е.- Чеджемов С. Р. Образование и воспитание в Осетии в XVIII — XX веках, Владикавказ: СОГУ, 2001.268 с. анализ традиционного физического воспитания.1 Большой вклад в изучение военной службы осетин внесла Г. Т. Дзагурова. В монографии «Под российскими знаменами» введены в научный оборот архивные документы об осетинах — генералах, кавалерах Георгиевских крестов, участниках русско-турецкой войны 1877−1878 годов.2.

В последние годы в региональной историографии формируется «казачье» направление, в рамках которого в той или иной степени затрагиваются вопросы, связанные с военным воспитанием и военным образованием. Среди исследований по истории казачества и военным реформам XIX в. Следует отметить работы И. Л. Омельченко, П. А. Зайончковского, Л. Б. Заседателевой, Э. В. Бурда, Н. П: Башкатовой, А.В. 3.

Коноваловой, А. Т. Топчего, П. П. Щербинина «. Рассматривая в своих монографиях время образования Терского казачьего войска, его общественное устройство, этнографические особенности, структуру управления военной и гражданской частями, исследователи уделили.

1 Агапов Ф. И. Физическая культура и спорт у горских народов Северного Кавказа. Махачкала, Просвещение, 1971. 208 е.- Гагиев С. Г. Осетинские национальные игры. Орджоникидзе: Ир, 1980. 180 е.- Гульчеев В. А. Педагогическая практика физического совершенствования. Дисс.. канд. ист. наук. Владикавказ. СОГУ, 2004. 156 е.- Цебоев Ю. Д. Народная система физического воспитания // Труды ГСХИ. Орджоникидзе. 1972. Т. 33, с. 224−228. Дзагурова Г. Т. Сыны Отечества. Владикавказ 2003; Дзагурова Г. Т. Под российскими знаменами. Владикавказ Ир, 1992; Дзагурова Г. Т. Осетины в Императорском Конвое // Дарьял № 3. 1992 с. 211.

3 Омельченко И. Л. Терское казачество. Владикавказ: ИР, 1991.-300 е.- Зайончковский П. А. Военные реформы 1860−1870 годов в России.-М., 1952,-600 е.- Бурда Э. В. Терское казачество в системе Российского управления со второй половины XVIIIдо конца XIX века. Автореф. дисс. канд. наук.—Нальчик, 2006.-23 е.- Башкатова Н. П. Система патриотического воспитания в народной педагогике казачества: история и современность. Автореф. дисс. канд. наук.- Владикавказ: СОГУ.-2005.-23 е.- Коновалов А. В. Военно-патриотическое воспитание казаков на Северном Кавказе. Автореф. дисс. канд. наук.-Вл.:СОГУ.-2005.-23 е.- Топчий А. Т. Буржуазные реформы России 60−80 годов и проблемы казачества//Проблемы истории казачества: история и современность. Ростов н/Д., 1995.-243 е.- Щербинин П. П. Жизнь русской солдатки в XVIII — XIX веках.//Вопросы истории, 2005,№−1. 56−83 е.- Заседателева Л. Б. Терские казаки (середина XVI — начала XX в.). Историко-этнографические очерки. М.: Изд-во МГУ, 1974.-423 с. внимание и военному образованию, определили основные направления в развитии казачьих образовательных учреждений.

Оценивая степень изученности проблемы, отметим отсутствие специального исследования, посвященного истории военного образования на Кавказе и в частности в Осетии.

Цель диссертационного исследования — анализ истории возникновения, становления и функционирования системы военного образования в Осетии^.

Поставленная цель предполагает определение и решение следующих задач:

— выявление и анализ архивных данных по истории возникновения первых учреждений военного образования;

— анализ особенностей зарождения военного образования;

— определение основных этапов просветительской политики России после добровольного вхождения в ее состав Осетиианализ деятельности образовательных учреждений военных поселений;

— определение значения военно-патриотического воспитания;

— изучение деятельности школы военных воспитанников и итогов ее преобразования в горскую школу;

— изучение исторического опыта кадетского образования.

Объектом исследования является военное образование как важная составляющая кавказской политики Российской империи.

Предмет исследования — история возникновения и деятельность военных учебных заведений в Осетии.

Хронологические рамки исследования охватывают период с конца XVIII века и до 1917 года, когда вся система государственной власти и управления и, как следствие, система образования подверглись уничтожению.

Методологической основой диссертационного исследования являются законы диалектики и принцип историзма, исторической объективности и системности, предусматривающие комплексный подход к выявлению и анализу исторических фактов.

Источниковую базу исследования составляют архивные материалы, опубликованные источники и периодические издания. Важные сведения по истории военного образования хранятся в фондах Российского государственного военно-исторического архива (ф. 400, 725, 13 454, 14 719.)1, Центрального государственного архива РСО-Алания~ (ф. 11, 12, 138, 199, 224, 276). Большую ценность имеют дела военных учебных заведений и военно-оборонных спортивных обществ2. В диссертации использованы материалы научного архива Северо-Осетинского Института гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева (НА СОИГСИ), где находится эпистолярный материал видных представителей осетинской интеллигенции Б. А. Алборова, А. Г. Ардасенова, Г. В. Баева, Г. А. Дзагурова и др.3.

Интересующие нас сведения сохранились также в Полном собрании законов Российской империи, сборниках документов, в периодической печати.

Первую группу источников составляет документация, связанная с организацией и деятельностью школ военных воспитанников, списки учителей и учащихся, их различного рода прошения и т. д.

Вторую группу источников составляют опубликованные материалы, среди которых следует отметить справочные и статистические материалы, в том числе сборники документов «Материалы по истории осетинского.

1 РГВИА. Ф. 13 454. Оп. 2. Д. 47- Ф. 14 719. On. 1. Д. 109. ЦГА РСО-Алания. Ф. 137. On. 1. Д. 2. Владикавказский педагогический институтФ. 138. On. 1. Д. 2. Протоколы заседания «Общества распространения образования и технических сведений среди горцев Терской области" — Ф. 199. On. 1. Д. 5. Устав общества народных чтенийФ. 199. Он. 1. Д. 179. Владикавказский комитет по устройству игрФ. 199. Он. 1. Д. 315. О работе политехнического обществаФ. 224. On. 1. Д. 8. Работа осетинской интеллигенцииФ. 224. On. 1. Д. 168. Проект докладной записки наместнику на Кавказе.

3 НА СОИГСИ. Личный архив Алборова Б. А.- Личный архив Ардасенова А. Г. Личный архив Баева Г. В.- Личный архив Гадиева Ц. С.- Личный архив Дзагурова Г. А.- Личный архив Кокиева С. В.- Личный архив Коцоева А. Б.- Личиый архив Цаголова Г. М.- Личный архив Цаликова А. Т. народа", «Городу Владикавказу — 200 лет», «История^ Владикавказа (1781 -1990)», которые содержат правительственные указы, рапорты, сообщения, статистические отчеты, дневниковые заметки и т. д. 1.

Третью группу источников составляют издания дореволюционной периодики: газеты «Терские ведомости», «Терек», «Северный Кавказ» и т. д. Важным источником для изучения военного образования являются журналы кадетских корпусов, издававшиеся в целях нравственного и эстетического воспитания. В 1910 г. был основан журнал Владикавказского кадетского корпуса «Досуг владикавказца», который интересен для нас не только творческими работами преподавателей и студентов, но и материалами, позволяющими воссоздать историю и жизнедеятельность кадетского корпуса.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что впервые анализируются вопросы зарождения и развития военного образования в Осетии, ранее не становившиеся объектом диссертационного изыскания. В научный оборот впервые вводится ряд архивных источников и дается новая интерпретация известным историческим фактам.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что* его результаты уточняют общую картину общественной жизни Осетии в конце XVIII — начале XX веков. Богатейший практический опыт военного образования и патриотического воспитания.

1 Акты Кавказской Археографической комиссии. Т. VIII. Тифлис, 1881. 800 е.- Антология педагогической мысли России. Сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987. 560 е.- Антология педагогической мысли Северной Осетии. Сост. Э. К. Каргиев, С. Р. Чеджемов. Владикавказ: Ир, 1993. 416 е.- Граф Аракчеев и военные поселения. 1809−1831. Издания «Русской старины». СПб, 1871. 110 е.- Городу Орджоникидзе — 200 лет. Орджоникидзе: Ир, 1985. 400 е.- История Владикавказа (1781 — 1990 гг.). Сб. документов и материалов. Владикавказ: Ир, 1991. 1004 е.- Материмы по истории осетинского народа. Т. V. Орджоникидзе, 1942. 2096 е.- Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Сост. JL А. Чибиров. Цхинвали: Ирыстон, 1981;1991. Т. 1−5. Учреждение о военном поселении регулярной кавалерии. Ч. I. СПб, 1817. 30 е.- Учреждение о военном поселении регулярной кавалерии. Ч. VI. СПб, 1919. 30 е.- Революция 1905;1907 гг. на Тереке. Документы и материалы. Сост. А. К. Джанаев. Орджоникидзе: Ир, 1980. Т. 1−2. 328 с. народов Северного Кавказа и, в частности, осетинского может и должен быть востребован в современной образовательной политике.

Материалы диссертации могут быть использованы в курсах лекций по истории Отечества и, в частности, истории народов Северного Кавказа и Осетии.

Апробация результатов исследования. Отдельные положения и выводы диссертации были рассмотрены экспертным советом на Ш Всероссийской школе — конференции молодых ученых «Методика и практика гуманитарного исследования» (Владикавказ, СОИГСИ, 2008 г.). Отдельные результаты исследования были представлены на научной конференции «1 Всероссийские Миллеровские чтения» (Владикавказ, СОИГСИ, ноябрь 2008 г.). Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите в отделе истории СОИГСИ. Часть материалов опубликована в научных статьях и монографии.

Структура диссертации представлена введением, двумя главами, содержащими девять параграфов, заключением, примечаниями, библиографическим списком и приложениями.

Заключение

.

Анализируя социально-экономические предпосылки формирования российской просветительской политики на Северном Кавказе, мы выделяем одну из важнейших ее составляющих — военное образование. По своей сути оно состоит из двух компонентов — народного и государственного. Народы Кавказа и, в частности, осетинский, еще с глубокой* древности в скифо-аланский период уделяли большое внимание семейному военному воспитанию. Мальчики не только активно помогали взрослым во время военных походов, но и сызмальства постигали премудрости военного ремесла, навыки езды на коне, рукопашного боя, умения владеть оружием. После присоединения Осетии к России на смену семейному военному воспитанию пришло систематическое военное образование. Первоначально оно было индивидуальным, во время нахождения в семьях русских военных, а затем в аманатских домах и во время службы в военных подразделениях.

Важнейшими социально-политическими предпосылками зарождения военного образования в Осетии мы считаем систему ценностей осетинского народа, предполагающую выделение военного образования в разряд национально-значимых приоритетов, а также стремление российского правительства допускать к военной службе представителей кавказских народов и понимание этой задачи со стороны многих народов, в частности осетин.

Фактически добровольное присоединение Осетии к России нашло закрепление в деятельности национальных осетинских посольств, одно из которых было принято на высшем уровне императрицей Елизаветой Петровной в 1752 году. В 1774 году Осетия была признана частью России и в соответствии с международным правом согласно условиям Кючук-Кайнарджийского мирного договора России и Турции. Россия при помощи Осетии начала обустраивать так называемую кавказскую оборонительную линию. В 20-е годы XIX века осетины начинают нести воинскую службу в рядах ополчения, воинской стражи, а также в составе регулярной армии на русско-турецких и русско-иранских фронтах. В это же время создается специальный осетинский военный отряд — первое национальное подразделение русской армии на Кавказе.

Значение этого отряда трудно переоценить. Его появление свидетельствовало как о желании самих осетин служить в русской армии, так и о желании российского правительства открыть им доступ к службе, т. е. фактически признать осетин равноправными гражданами страны. Стоит заметить, что осетины это доверие оправдывали неоднократно.

Для успешной военной^ службьь была необходима целенаправленная подготовка людей еще до их призыва на воинскую службу.

Одной из главных особенностей зарождения военного образования в Осетии является то обстоятельство, что оно появляется только благодаря русско-осетинским педагогическим связям. Образование вообще и военное в частности в Осетии было не только актом-подарком русского правительства, оно являлось осознанной самим осетинским народом потребностью. Говорить о российской культурной экспансии на Кавказе, по нашему мнению, могут лишь люди, либо абсолютно не знакомые с историей края, либо осознанно игнорирующие исторические факты или дающие им тенденциозную интерпретацию. Военное образование в Осетии было делом сугубо добровольным, никакого насилия ни со стороны властей, ни собственной «правящей верхушки» осетинский народ в этом вопросе не испытывал.

В начале XIX века военно-образовательные учреждения на юге России и, в частности, школы, расположенные на территориях военных поселений, в том числе и на территориях казачьих поселений на Дону, Кубани и Тереке, сыграли заметную роль в военном образовании осетин. Созданный по инициативе Александра I новый вид образовательной системы Россиишколы кантонистов — давали учащимся общие знания по арифметике, русскому языку, делопроизводству, закону Божьему. Основное внимание уделялось военной подготовке, как теоретической, так и практической. Военные упражнения — экзерциции — по сути дела повторяли основные методы обучения солдат. На примере осетинского народа, как и других народов Кавказа, мы отмечаем положительный характер деятельности школ военных кантонистов в деле военного образования и патриотического воспитания даже несмотря на то, что на первых порах в них обучались лишь единичные представители осетинского народа. Необходимо также иметь в виду, что осетин, живущих на северных склонах Большого Кавказского хребта, насчитывалось к началу XIX столетия всего около 50 тысяч человек.

Зародившись в начале XIX века, военно-патриотическое образование и обучение к середине XIX века в Осетии становится систематическим и приобретает формы государственной организации. Уже в 20−30 годы XIX века в Осетии широкое распространение получает обучение при воинских полках, а также в близлежащих школах при1 военных поселениях, где выходцы из осетинских семей получают возможность стать кантонистами, т. е. учащимися специальных воинских школ.

3 августа 1836 года было утверждено императором Николаем I «Положение о воспитании детей при войсках отдельного кавказского округа». Автором проекта положения явился видный российский военачальник первой половины XIX века барон Г. В. Розен. В соответствии с данным документом в крепости Владикавказ учреждалось военное учебное заведение, целью деятельности которого являлась возможность получения военного образования детьми из кавказских семейств. Для осуществления поставленной задачи предполагалось принимать на обучение в полки и батальоны Отдельного кавказского корпуса. Данное мероприятие усиливало ориентацию подрастающего поколения на службу в российской армии и поднятию общего уровня грамотности среди осетинского народа.

С 1851 года во Владикавказе успешно действовали две школы военных воспитанников, прикомандированных к штабам двух полков — Тенгинского и Навагинского. Помимо военного образования эти два полка очень много сделали для благоустройства города, которым стала крепость с I860 года. Показательным является тот факт, что, пройдя через череду революционных переименований, и сегодня две улицы старого Владикавказа носят их имена. Если в большинстве регионов центральной России доступ в подобные учебные заведения бы открыт в основном для лиц дворянского происхождения, то в Северной Осетии, образовательная политика в этом вопросе резко-отличалась от общероссийской. Её- особенность заключалась в большем демократизме. Ярчайшим его проявлением мы считаем доступ к обучению в означенных школах представителей недворянских семей и представителей горских народов северного Кавказа, в частности, 30 вакансий выделялось для детей горцев и 20 для детей русских ежегодно в каждой школе. Военное обучение, а затем и военная служба в корне меняли психологию народных масс Кавказа и являлись важнейшим фактором укрепления союза горцев с русскими. Россию стали воспринимать как общую родину.

В 1857 году командование Кавказской линией передислоцировало Навагинский полк из Владикавказа на р. Сунжа, а существовавшая школа Навагинского полка была объединена со школой полка Тенгинского. Школа продолжала действовать на основании положения о школах военных воспитанников от 3 августа 1836 года. После завершения Крымской и Кавказской войн правительство Александра II решило реорганизовать систему школ военных воспитанников и на их базе учредить так называемые горские школы.

Первый проект этих школ был обнародован в октябре 1859 года. В диссертации приводятся основные положения этого архивного документа, который весьма малоизвестен даже специалистам в области истории культуры и образования кавказских народов. Проект был одобрен не только представителями царской администрации на Кавказе, но и самими представителями горских элит. Школы учреждались во Владикавказе, Нальчике, Темир-Хан-Шуре, Усть-Лабе, Грозном и Сухуме. Таким образом, само их месторасположение благоприятствовало обучению в них представителей таких народов, как осетины, кабардинцы, аварцы, чеченцы, абхазы и другие.

В дальнейшем в системе среднего военного образования в России произошли некоторые изменения. Так, в соответствии с положением 1886 года устанавливался перечень обязательных учебных дисциплин — Закон Божий, русский язык, церковнославянский язык и литература, французский и v немецкий языки, математика, начальные сведения по естественной истории, физика, космография (данный учебный предмет в настоящее время именуется астрономией), география, история, чистописание и рисование. Это были так называемые обязательные общетеоретические предметы. Наряду с ними преподавались обязательные специальные дисциплины — строевое обучение, гимнастика, фехтование, плавание, музыка и пение, танцы.

В летнее время для обучающихся в выпускных классах в обязательном порядке предусматривались специальные выездные походные лагеря, условия жизни в которых максимальным образом напоминали военные. v Данный учебный план с небольшими изменениями просуществовал до 1915 года, когда в условиях I мировой войны был утвержден новый учебный план. По основным своим положениям он повторял предыдущий за некоторыми нововведениями. Так из него был удален церковнославянский язык, в обязательном плане сохранялся французский, а вот второй иностранный кадет должен был выбрать сам из двух рекомендованных — немецкий или английский. Также вводились новые предметы — законоведение (речь шла о знаменитых положениях манифеста 1905 года и Основных законов Российской империи 1906 года), а также черчение и химия. v I.

Следует также отметить и определенную военизированность нововведений. В большинстве своем гражданские преподаватели заменялись на офицеров, которые не всегда имели общее педагогическое образование. Передовая педагогическая общественность стала именовать данные нововведения «шагистикой», впрочемобъективно ониобуславливались обстановкой военного времени.

В 1900 году военное министерство Российской империи приняло решение, учитывая традиции военного образования, накопленные во Владикавказе, учредить здесь Кавказский кадетский корпус. Он замышлялся как самое крупное военное образовательное учреждение на юге России, а сам Владикавказ и Осетия признавались местом, имеющим высокие нравы, которые благотворно отразятся на правильном воспитании военного юношества. Расположение города у самых ворот Кавказа на рубеже Европы и Азии будет весьма поучительно для кадетов при сравнении особенностей той или иной культуры.

Данное решение центральноговедомства было* с энтузиазмом встречено широкими кругами общественности Осетии и 23 августа 1901 года Владикавказская городская дума, тщательно обсудив вопрос об устройстве кадетского корпуса во Владикавказе, постановила безвозмездно передать для нужд военного министерства России земельный участок на южной окраине города между левым берегом реки Терек ь Военно-Грузинской дорогой.

Как справедливо отмечал профессор А. С. Дзасохов, «возможность приобщения к ратному делу считалась в Осетии очень почетной и привлекательной. Будущие офицеры в дореволюционном Владикавказе считались привилегированной кастой. В трудные времена на первый план выходят единство и сплоченность. Именно поэтому в постановлении Совета народных комиссаров и ЦК ВКП (б) от 21 августа 1943 года подчеркивалось, что суворовские училища создаются по типу старых кадетских корпусов"1. Опыт военного образования, накопленный в дореволюционное и советское время, сегодня нуждается не только в научном историческом осмысливании, но и практическом применении. Несомненно, высокому делу патриотического воспитания послужит даже сам перечень питомцев военных.

1 Дзасохов А. С. Защитники Отечества. Северная Осетия. 2008. 27 сентября. С. 5. образовательных учреждений Осетии, проявивших мужество и героизм на ратном поприще. Так, по неполным данным, только среди питомцев Орджоникидзевского суворовского училища трое были удостоены высоких званий Героев Советского Союза и Российской Федерации. В 1956 году сын расстрелянных фашистами родителей В. В. Колесник успешно окончил Кавказское Красноармейское военное училище. В 1980 году за мужество и героизм, проявленные им в Афганистане, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. А. И. Отраковский и В. В. Булгаков, выпускники того же училища, за геройское выполнение задания по наведению конституционного порядка на территории Чеченской Республики были удостоены звания Героев России.

Традиции дореволюционного военного образования в Осетии во многом определяли тот факт, что в XX веке на ее территории успешно действовали 3 высших и 2 средних военных образовательных учреждения. Так в" советской* истории отмечалось, что история Северо-Кавказского Военного Краснознаменного института внутренних войск МВД Российской Федерации начинается с момента передислокации пехотного отделения Ново-Петергофского военного училища НКВД имени К. Е. Ворошилова в г. Орджоникидзе. Это событие датируется маем 1938 года. На этой базе было создано новое военное училище по подготовке лейтенантов пехоты для пограничных и внутренних войск Красной Армии. Начальником училища был назначен майор Я. М. Левинсон, внесший большой вклад в организацию патриотического воспитания. В обстановке приближающейся войны 18 сентября 1938 г. был произведен первый, досрочный выпуск, а в декабре спустя три месяца — основной выпуск лейтенантов пехоты. 20 февраля 1939 г. училищу было вручено Боевое Красное Знамя. Под этим знаменем пройден славный путь, воспитано более 26 тысяч офицеров. Качество их подготовки было испытано в боях за Родину в годы Великой Отечественной войны, проверялось боевой службой в мирное время, выполнением сложнейших военно-стратегических задач в горячих точках страны. Многие питомцы училища за образцовое выполнение долга, мужество и отвагу были награждены высокими правительственными наградами. Шестнадцать его выпускников стали Героями Советского Союза и России, а генерал-майор И. И. Фесин удостаивался этого звания дважды. За все время своего существования это высшее учебное заведение воспитывало образцовые кадры, всегда жило насыщенной жизнью. В 1980 году его личный состав обеспечивал общественный порядок на Олимпийских играх в г. Москве, а с 1988 года выполнял государственные задачи по урегулированию межнациональных конфликтов, противодействию силам экстремизма и терроризма и разоружению незаконных вооруженных формирований.

За более чем 60 лет своего славного пути Владикавказское училище зарекомендовало себя подлинной кузницей командных кадров. Выпускники училища всегда пользовались в войсках большим авторитетом. Многие из них и ныне возглавляют ответственные участки работы во властных 4 структурах России и ближнего зарубежья, в органах внутренних дел как нашей, так и других республик, краев. и областей. Среди них: генерал армии бывший министр внутренних дел и вице-премьер РФ А. С. Куликов, министр внутренних дел Республики Беларусь генерал-майор В. С. Аголец, командующий национальной гвардией Украины генерал-полковник В. А. Кухарец, бывший командующий Московским округом внутренних войск генерал-лейтенант, а ныне депутат Государственной думы Федерального собрания РФ А. Т. Баскаев, бывший командующий Северо-Кавказским t округом внутренних войск генерал-полковник М. И. Лабунец, бывшие министры внутренних дел Кабардино-Балкарии генерал-лейтенант X. А. Шогенов, внутренних дел РСО-Алания генераллейтенант К. Б. Дзантиев. На сегодняшний день около 130 выпускникам училища присвоили воинское звание генерала.

22 февраля 1968 г. за большие заслуги в подготовке офицеров для внутренних войск училище было награждено орденом Красного Знамени. К 2000 году в училище произошли большие качественные изменения и оно было переименовано в Северо-Кавказский Военный Краснознаменный институт внутренних войск МВД РФ. Сегодня подготовка офицерских кадров, получающих высшее юридическое образование на таких кафедрах как кафедра тактики и общевоенных дисциплин, кафедра вооружения и стрельбы, кафедра инженерно-технического обеспечения служебно-боевой деятельности, кафедра автоматизации управления и связи, кафедра автомобилей, бронетанкового вооружения и техники, кафедра гуманитарных и социальных наук, кафедра военной педагогики и психологии, кафедра теории и истории государства и права, кафедра уголовного процесса и криминалистики, кафедра конституционного и административного права, кафедра уголовного и гражданского права, кафедра иностранных языков, кафедра физической подготовки и спорта. Добросовестный ратный и учебный труд командиров, воспитателей профессорско-преподавательского состава и курсантов института умело координирует начальник института, генерал-майор В. И. Коновалов.

Подытоживая содержание нашей работы, мы считаем себя вправе сделать ряд выводов и практических рекомендаций.

1. В начале XIX века в Осетии стало развиваться, военное образование, которое органически включает в себя народное военно-физическое и государственное военное обучение. Складывающаяся осетинская нация в лице интеллигенции с энтузиазмом относится к мероприятиям центрального и местного российского руководства по организации в Осетии военных образовательных учреждений, доступ в которые был открыт фактически всем желающим получить данное образование.

2. Военное образование в Осетии было доступным, в его получении не ущемлялись ни горские народы Кавказа, ни представители иных религиозных конфессий. И для христиан и для мусульман Осетии был открыт доступ как в средние, так и в высшие учебные военные заведения.

3. Определенную роль в становлении военного образования сыграли так называемые институты общественного воспитания — аталычества, когда детей из осетинских семей отдавали на воспитание в казачьи семьи. Примечательно также, что первое поколение осетинской военной интеллигенции также во многом было обязано практикующейся в начале XIX века практике аманатства. Так, например, один из первых осетин-генералов Асламбек Туганов, находясь аманатом во Владикавказской крепости в начале XIX века, воспитывался в семье русского полковника1. Аналогичные примеры можно найти и у других народов Северного Кавказа, что и подкрепляет наш вывод.

4. На этапе семейно-общинного воспитания у осетин, казаков и других народов Северного Кавказа военно-физическое воспитание является главенствующим. С созданием на юге России государственной системы образования этот опыт учитывается и применяется в классно-урочной системе. Таким образом, военное воспитание и обучение становятся одной из основополагающих ценностей осетин. Это в корне отличает существовавший ранее патриархальный уровень самосознания от нарождающегося государственного. Осетины осознают себя частью российского общества, российской армии и государства.

5. Существовавшая в середине XIX века в Осетии система военного образования заложила прочные основы военно-патриотического воспитания, итогом которой стало то, что уже к концу XIX столетия по неполным данным Осетия, насчитывающая около 100 тыс. человек, была представлена 9000 офицерами, из которых более 20 имели высокое генеральское звание. Ратные традиции, как и история военного образования, послужили основой для создания уже в условиях советского строя стройной системы военного образования.

1 Дзагурова Г. Т. Осетины в войнах России. Владикавказ: Ир. 1995. С. 28.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Архивные материалы
  2. Российский государственный военно-исторический архив1. Ф. 13 454. Оп. 2. Д. 47.2. Ф. 14 719. On. 1. Д. 109.
  3. Центральный государственный архив РСО-Алания Ф. 11 Терское областное правление. Канцелярия общего присутствия.
  4. Оп.58. Д. 1989, Д. 1990- Д. 1992- Д. 1993- Д. 2045- Д. 2046. Д. 2048. 2050. 2982
  5. Ф. 131 Второе Владикавказское реальное училище. Оп.1. Д. 70. Л.173.
  6. Ф. 137. On. 1. Д. 2. Владикавказский педагогический институт. Ф. 138 Общество распространения образования и технических сведений среди горцев Терской области
  7. Ф.224 — Личный фонд городского головы Г. В. Баева.
  8. On. 1. Д. 8. On. 1. Д. 168. ОП.1. Д. 259.
  9. Научный архив Северо-Осетинского Института гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-Алания.
  10. Личный архив Алборова Б. А.
  11. Личный архив Ардасенова А. Г. 5. Личный архив Баева Г. В.
  12. Личный архив Гадиева Ц. С.
  13. Личный архив Дзагурова Г. А.
  14. Личный архив Кокиева С. В.
  15. Личный архив Коцоева А. Б.
  16. Личный архив Цаголова Г. М.
  17. Акты Кавказской Археографической комиссии. Т. VTII. Кавказ и Закавказье за время управления барона Г. В. Розена. Тифлис, 1881. 800 с.
  18. Антология педагогической мысли России. Сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987. 560 с.
  19. Антология педагогической мысли Северной Осетии. Сост. Э. К. Каргиев, С. Р. Чеджемов. Владикавказ: Ир, 1993. 416 с.
  20. Граф Аракчеев и военные поселения. 1809−1831. Издания «Русской старины». СПб, 1871. 110 с.
  21. Городу Орджоникидзе 200 лет. Орджоникидзе: Ир, 1985. 400 с.
  22. Закон РСО-Алания «Об образовании». Владикавказ: Ир, 2000.
  23. История Владикавказа (1781 1990 гг.). Сб. документов и материалов. Владикавказ: Ир, 1991. 1004 с.
  24. Конституция РСО-Алания. Владикавказ: Ир, 1994.
  25. РФ. М.: Юриздат, 1993. t
  26. Концепция воспитания в РСО-Алания. Владикавказ: Министерство общего и профессионального образования РСО-Алания, 2002. 12 с.
  27. Материалы по истории осетинского народа. Т. V. Орджоникидзе, 1942. 2096 с.
  28. Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Сост. J1. А. Чибиров. Цхинвали: Ирыстон, 1981−1991. Т. 1−5.
  29. Положение о Кавказском учебном округе. Тифлис. 1981. 490 с.
  30. Учреждение о военном поселении регулярной кавалерии. Ч. I. СПб, 1817.30 с.
  31. Учреждение о военном поселении регулярной кавалерии. Ч. VI. СПб, 1919. 30 с.
  32. Революция 1905−1907 гг. на Тереке. Документы и материалы. Сост. А. К. Джанаев. Орджоникидзе: Ир, 1980. Т. 1−2. 328 с.
  33. Циркуляры по управлению Кавказским учебным округом за 1868— 1891 гг. Тифлис. 1892.13. Периодическая печать
  34. Военный журнал. 1810. № 12. С. 15−29.
  35. Досуг владикавказца. 1912,№ 3- 1915,№ 6,7- 1916,№ 83. Звезда. 1910. 29 ноября.
  36. Народная школа. 1872. № 1. С. 42−54.
  37. Пролетарий. 1905. 22 марта.
  38. Русский педагогический вестник. 1857. Т. 2. 548 с.
  39. Северный Кавказ. 1903. 20 мая.
  40. Терские ведомости. 1902. 17 января.
  41. Терские ведомости. 1910. 28 июля.
  42. В. И. Избранные труды. Владикавказ: Ир, 1990. 360 с.
  43. Ф. И. Физическая культура и спорт у горских народов Северного Кавказа. Махачкала, Просвещение, 1971. 208 с
  44. М.Б. Московские кадетские корпуса. Дисс.канд.ист.наук. М., 2005.
  45. Н.И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа. Из опыта кадетских корпусов и военных гимназий в России. М., 1958.
  46. . С. Аланы на Западе. М.: Мысль, 1993. 98 е.
  47. Н.П. Система патриотического воспитания в народной педагогике казачества: история и современность. Автореф. дисс. канд. наук. Владикавказ: СОГУ.-2005
  48. Л. Н. Педагогические концепции просвещения нерусских народов. Педагогические и политико-правовые проблемы образования, в России. М.: РАО, Ин-т теории образования и педагогики. 2000. 124 с.
  49. М. Поиска трудные пути. Северная Осетия. 2008. 10 июля.
  50. М. М., Бзаров Р. С. История Осетии с древнейших времен. Владикавказ: Ир, 2000. 351 с.
  51. Л. П. Военные поселения в России. М.: Принт, 1992. 90 с.
  52. Большевистская печать в борьбе за демократизацию образования. Начало XX в. Под ред. Э. Д. Днепрова, Б. К. Тебиева. М: Педагогика, 1990. 264 с.
  53. Борьба за массы в трех революциях в России. М.: Мысль, 1981. 303
  54. Э.В. Терское казачество в системе Российского управления со второй половины XVIII до конца XIX века. Автореф. дисс. канд. наук.—Нальчик, 2006.-23 с.
  55. С.В., Галушко Ю. А., Калесников А. А. Школа Российского офицерства. М., 1993-
  56. Всеподданнейший отчет начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска за1899 год. Владикавказ, 1900
  57. Высшие и центральные учрежден&trade- России 1801−1917гг.- СПб, т. 1,1993
  58. А. X. Доклад Президента РСО-Алания. Северная Осетия. v 1994. 15 октября.
  59. С. Г. Осетинские национальные игры. Орджоникидзе: Ир, 1980. 180 с.
  60. С. А. Местная история в контексте россиеведения // Общественные науки и современность. 1996. № 1. С. 4046.
  61. С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Под ред. П. В. Алексеева. М: Школа-Пресс, 1995. 448 с.
  62. И. Материалы для антропологического изучения Кавказа. Т. 1. Осетины. СПб, 1890. 400 с.
  63. А. А. Основные этапы развития народного образования в Осетии. Материалы по истории осетинского народа. Т. V. Орджоникидзе: Ир, 1942. С. 3−24.
  64. В. А. Педагогическая практика физического совершенствования. Дисс.. канд. ист. наук. Владикавказ. СОГУ, 2004. 156 с.
  65. Ф. X. Средневековая Алания. Владикавказ: Ир, 1995. 180 с.
  66. В. В. Большая игра на Кавказе. М.: Русская панорама. 2003. 512 с.
  67. Г. Т. Осетины в войнах России. Владикавказ: Ир, 1995. 240 с.
  68. Г. Т. Под российскими знаменами. Владикавказ: Ир, 2002. 160 с.
  69. Г. Т. Сыны Отечества. Владикавказ, 2003
  70. Г. Т. Осетины в Императорском Конвое // Дарьял № 3.1992
  71. X. Г. Национальная доктрина Алании. Владикавказ: Ир, 2001.96 с.
  72. А. С. Защитники Отечества. Северная Осетия. 2008. 27 сентября.
  73. М. У. Общественно-политическая и государственно-правовая мысль в Северной Осетии. Орджоникидзе: Ир, 1979. 320 с.
  74. Н. А. О значении наших последних подвигов на Кавказе. Современник. 1848. № 2. С. 85.34.
  75. P. JI. Педагогическая печать России на рубеже двух веков // Советская педагогика, 1987. № 6. С. 114−120.
  76. Н. Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. СПб, 1871.
  77. Елхот. Исторический очерк. Научн. ред. А. Агнаев. Владикавказ: Ир, 1999. 144 с.
  78. Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М.: Мысль, 1983. 420 с.
  79. Заболотский-Десятовский А. П. Граф П. Д. Киселев и его время. Т. 1. СП6, 1882. 104 с.
  80. Заседателева Л. Б. Терские казаки (середина XVI начала XX в.). Историко-этнографические очерки. .М.: Изд-во МГУ, 1974.-423 с.
  81. П. А. Правительственный аппарат самодержавной России. М.: Высшая школа, 1978. 260 с.
  82. П.А. Военные реформы 1860−1870 годов в России.-М., 1952,-600 с.
  83. X. М. Ар донская семинария. Орджоникидзе: Ир, 1965. 80 с.
  84. Историоведческие и историографические аспекты русской культуры. Под ред. Л. Н. Пушкарева и др. М.: АН СССР, 1984. 212 с.
  85. Историографические и методологические проблемы изучения отечественной школы и педагогики. Сб. научн. трудов под ред. Э. Д. Днепрова. М. АПН, 1989. 216 с.
  86. История и религия. Минск: Валев, 1995. 480 с.
  87. История народов Северного Кавказа. М.: Наука, 1987. 659 с.
  88. История политических партий России. Под ред. А. И. Зевелева. М.: Высшая школа, 1994. 212 с.
  89. История Северо-Осетинской АССР с древнейших времен и до наших дней. В 2-х тт. Изд. 2-е. / Под. ред. А. П. Новосельцева, М. М. Блиева, В. А. Кузнецова и др. Орджоникидзе: Ир, 1987. Т. 1. 529 с.
  90. История СССР с древнейших и времен до наших дней. В 2-х сериях, в 12 т. М.: Наука, 1968. 854 с.
  91. Канукова 3. В. Старый Владикавказ. Историко-этнологическое исследование. Владикавказ: Ир, 2008. 284 с.
  92. П. К. К вопросу о реорганизации среднего образования. СПб, 1901. 107 с.
  93. В.В., Черняков В. В. История создания и развитие кадетских корпусов России. М., 2002
  94. Е. П. Народное образование в III Государственной думе. СПб, 1912.319 с.
  95. Коновалов А. В .Военно-патриотическое воспитание казаков Северного Кавказ. Автореф. дисс. канд.наук. — Вл.: СОГУ, 2005
  96. Н. А. Школьная система военных поселений // Советская педагогика. 1938. № 6. С. 117—118.
  97. А. П. Дворянство пореформенной России. 1861—1904 гг. М.: Наука, 1979. 304 с.
  98. Г. Б. История педагогики: Издательство университета РАО, 2002. 268 с.
  99. В. К. История становления и развития образования в Осетии до 1917 г. Дис. докт. пед. наук. М.: МГОПУ, 1997. 349 с.
  100. В.М. Кадетские корпуса и российские кадеты. СПб, 1998. 187 с.
  101. Г. И. Встречи со старым Владикавказом. Владикавказ: Алания, 1998. 328 с.
  102. Лай В. А. Школа действия. Авторизованный пер. с нем. Е. Пашуканаса. Петроград: 17-я гос. типография, 1920. 158 с.
  103. Лейкина-Свирская В. Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX века. М.: Мысль, 1971. 280 с.
  104. . Т. Педагогика. М.: Прометей, 1992. 528 с.
  105. А. А. И сокращаются большие расстоянья. М., 1999. 276 с.
  106. A.M. Кадеты и юнкера. Кантонисты. М., 2001.234 с.
  107. Е. Л. Очерки Кавказа. СПб-М.: М. О. Вольф, 1887. 592 с.
  108. А.Н. Высшая военная школа Российской империи XIX -начало XX века. М., 1997. 217 с.
  109. В. Ф. Осетинские этюды. М.: МГУ, 1891. 960 с.
  110. П. Н. Воспоминания. М.: Политиздат, 1991. С. 73.
  111. П. Н. Очерки по истории русской культуры. Сб. мат-лов под ред. И. Д. Ковальченко. М.: Высшая школа, 1985. 303 с.
  112. Н. В. Воспитание генерала и офицера как основа побед и поражений. Вильно, 1909. 180 с.
  113. Народное образование в России. М.: Народное образование, 2000. 406 с.
  114. Я. М. Образование кавказских горцев // Кавказ. 1860. № 12.
  115. Я. М. Программы по истории для кавказских семинарий. Тифлис. 1867. 86 с.
  116. А. А. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России. Дубна: Феникс, 1995. 336 с.
  117. Омельченко И. Л. Терское казачнство. Владикавказ:ИР, 1991.-300 с
  118. Опыт обустройства войск // Военный журнал, 1810. № 12. С. 15−29.
  119. Очерки истории школы и- педагогической мысли народов СССР (конец XIX начало XX в.). Под ред. Э. Д. Днепрова, С. Ф. Егорова, Ф. F. Паначина, Б. К. Тебиева. М.: Педагогика, 1991. 448 с.
  120. А. И. Популярный библейский словарь. М.: Панорама, 1994. 464 с.
  121. Памятная книжка Кавказского учебного округа. Тифлис. 1879. 168 с.
  122. В. П. Александр Невский. М.: Молодая гвардия. 1995. 180 с.
  123. Педагогическая энциклопедия: В 4 т. Под ред. И. А. Каирова. М.: Советская энциклопедия, 1964—1968.
  124. Е. М. Гражданско-правовое воспитание народов России XIX -начале XX веков. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Владикавказ: СОГУ, 2004. 22 с.
  125. П. И., Пидкасистый А. П. Образование и формирование человеческого ресурса в условиях рыночной конкуренции // Актуальные вопросы истории и теории педагогики. Под ред. Б. К. Тебиева. М.:МПА, 2001. С. 22−40.
  126. В. Т. Россия накануне XXI века // Социально-политический журнал. 1996. № 1. С. 3−10.
  127. В. В. Выступление на пресс-конференции в г. Братиславе // Аргументы и факты. 2005. № 9. С. 4.
  128. В. Б. Народное право Осетии. Сборник сведений о кавказских горцах. Т. 2. Тифлис, 1872. 220 с.
  129. Революция 1905−1907 гг. на Тереке. Документы и материалы. Сост. А. К. Джанаев. Орджоникидзе: Ир, 1980. Т. 1−2. 328 с.
  130. Религия в современном обществе // Материалы научной конференции. Под ред. 3. В. Кануковой. Владикавказ: СОГУ, 2003. 76 с.
  131. А. И. Н. И. Ильминский и его система инородческого воспитания. Казань: 1-я типография, 1900. 84 с.
  132. Н. Е. Педология. СПб, 1910. С. 23.
  133. Салагаева 3. М. Ахмет Цаликов. Избранное. Владикавказ: Ир, 2002. 544 с.
  134. . А. Обычаи и традиции горцев. Орджоникидзе: Ир, 1968. 138 с.
  135. Т. С. Развитие народного образования и педагогических идей в дореволюционной Осетии. Дис.. докт. пед. наук. Тбилиси: ТГУ, 1966. 454 с.
  136. И. А. Ардонская духовная семинария. Владикавказ: Проект-Пресс, 1999. 176 с.
  137. В. Н. Социальные технологии реформирования образования в России // Социальный журнал. 1996. № 1. С. 12−19.
  138. Н. А. Политика России на Кавказе. М.: Наука, 1958. 358 с.
  139. Я. С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. М.: Наука, 1983.209 с.
  140. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. 1632 с.
  141. . К. На рубеже веков. М.: Интеллект, 1996. 256 с.
  142. . К. Правительственная политика в области образования в конце XIX- начале XX в. Дисс.. докт. пед. наук. М.: АПН, 1991. 379 с.
  143. Терское казачество в прошлом и настоящем / Сост.М. А. Караулов. -Переиздано в 2002.- Вл.: Б.н. Пятигорск: Росинка, 1912.
  144. А.Т. Буржуазные реформы России 60−80 годов и проблемы казачества//Проблемы истории казачества: история и современность. Ростов н/Д., 1995.-243 с.
  145. М. С. Народное образование и педагогическая мысль в дореволюционной Северной Осетии. Орджоникидзе: Ир, 1962. 164 с.
  146. .В. Общественно-культурные организации в городах Северного Кавказа (вторая пол. XIX начало XX вв.). Автореф.дисс. канд. наук. — Вл.: СОГУ, 2004
  147. А. С. Владикавказская городская дума. Владикавказ: СОГУ. Дисс.. канд. ист. наук. 2008. 156 с.
  148. Ш. Уарзиати В. С. Праздничный мир осетин. Владикавказ: Ир, 1995. 218 с.
  149. Учительство Северного Кавказа. Ростов-на-Дону: Севкавкрайрабпрос, 1925. 208 с.
  150. Э.М. Кадетские корпуса в России. Псков, 1999. 202 с.
  151. Философский словарь. М.: Политиздат, 1980. 444 с.
  152. А. X. Традиционный этикет осетин. СПб, 2003. 182 с.
  153. А. А. Осетия в кавказской политике Российской империи. Сб. док-тов. Владикавказ: СОИГСИ, 2008. 280 с.
  154. Е. Е. Школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа. Дис.. докт. пед. наук. М.: МПГУ, 1996. 420 с.
  155. В. В. Генезис различных воззрений ингушей. Автореф. дис. канд. ист. наук. Владикавказ: СОГУ, 2004. 24 с.
  156. К. Л. Проза. М: Советская Россия, 1987. 272 с.
  157. К. Л. Соб. соч. в 5 т. М: АН СССР, 1959−1960.
  158. Ю. В. 109 голосов. Орджоникидзе: Ир, 1983. 109 с.
  159. Г. М. Школа и педагогическая мысль в Средней Азии и Казахстане // Школа и педагогическая мысль народов СССР. М.: Педагогика, 1991. 448 с.
  160. Г. М. Просвещение горцев // Терские ведомости. 1898. 5 июля.
  161. А. М., Чеджемов С. Р. Институты власти и правовые воззрения в Северной Осетии. Владикавказ: ИПП им. В. А. Гассиева, 2004. 164 с.
  162. А. Т. Кавказ и Поволжье. М.: Изд-во М. Мухтарова, 1913. 206 с.
  163. В. Н. Публицистика К. Хетагурова. Орджоникидзе: Ир, 1983.224 с.
  164. Цаллагова 3. Б. Афористические жанры осетинского фольклора. Владикавказ: Ир. 1993. 198 с.
  165. Цаллагова 3. Б. Нравственное воспитание учащихся. Орджоникидзе: Ир, 1990.64 с.
  166. Т. X. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды JI. П. Семенова. Дисс.. канд. пед. наук. Владикавказ: СОГУ, 2003. 140 с.
  167. Ю. Д. Народная система физического воспитания,// Труды ГСХИ. Орджоникидзе. 1972. Т. 33, с. 224−228.
  168. Цховребов 3. П. Развитие общественно-политической мысли в Осетии. М.: Наука, 1977. 286 с.
  169. Ш. X. Формирование советской университетской системы. М.: Высшая школа, 1988. 256 с.
  170. В. Итоги общественной мысли. СПб, 1906. С. 5−6.
  171. С. Р. История педагогики и образования осетинского народа. М.: МГОУ, 2002. 356 с.
  172. С. Р. Образование и воспитание в Осетии в XVIII XX веках, Владикавказ: СОГУ, 2001. 268 с.
  173. X. С. Очерки по истории народного образования в Северной Осетии. Орджоникидзе: Ир, 1958. 96 с.
  174. А. М. Земская рефоома // История государства и права России. Под ред. Ю. П. Титова. М.: Проспект, 2000. 916 с.
  175. Г. Д. Из общественного быта осетин. Тбилиси: Мецинереба, 1974. 120 с.
  176. О. И. История отечественного государства и права. М.: Юрист, 1996. 428 с.
  177. Р. М. Концепции национального просвещения в мусульманских странах. Соотношение Ислама и секуляризма. М.: Наука, 1991. 140 с.
  178. К. Ф. Первая революция в России. 1905−1907 гг. М.: Просвещение, 1985. 223 с.
  179. А. М. Осетинская грамматика. СПб, 1844. 461 с.
  180. Р. Духовное обновление педагогики. М. Парсифагть, 1995. 256 с.
  181. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся. М.: Педагогика, 1988. 208 с.
  182. П.П. Жизнь русской солдатки в XVIII — XIX века //Вопросы истории, 2005,№−1.- 56−83 е.-
  183. Г. И. Студенчество и революционное движение в России. М.: Наука. 1987. 239 с.
  184. М. Г. История психологии. М. 1985. С. 282.
  185. И. Д. Записки, статьи, письма. М.: Наука, 1951. 212 с.
Заполнить форму текущей работой