Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности социального обеспечения в условиях новой экономической политики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социальное обеспечение в Советской России с окончанием Гражданской войны и введением нэпа вступило в новый период своего развития. Восстановление многоукладности и товарно-денежных отношений, перевод предприятий на хозяйственный расчет, отмена трудовой повинности, появление в составе занятого населения категорий «наемных работников» и «предпринимателей» побудили возродить систему социального… Читать ещё >

Особенности социального обеспечения в условиях новой экономической политики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социальное обеспечение в Советской России с окончанием Гражданской войны и введением нэпа вступило в новый период своего развития. Восстановление многоукладности и товарно-денежных отношений, перевод предприятий на хозяйственный расчет, отмена трудовой повинности, появление в составе занятого населения категорий «наемных работников» и «предпринимателей» побудили возродить систему социального страхования. В условиях катастрофического экономического спада, хозяйственной разрухи, финансового кризиса, многомиллионных людских потерь за годы двух войн, массовой безработицы, падения жизненного уровня населения социальное обеспечение требовало огромных расходов, непосильных для государства. Под влиянием этих и многих других факторов советское правительство приходит к заключению о необходимости возврата к социальному страхованию рабочих и служащих.

Поворотной вехой на этом пути — перехода от социального обеспечения периода Гражданской войны и «военного коммунизма» к социальному страхованию — стал Декрет СНК РСФСР от 15.11.1921 " О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом" . В соответствии с ним социальному страхованию подлежали лица, занятые наемным трудом в государственных, кооперативных, общественных, концессионных, арендных и частных предприятиях, учреждениях и хозяйствах. Страхованием пользовались работники наемного труда во всех случаях социального риска, в том числе при временной или постоянной утрате трудоспособности, безработице и др. Декретом застрахованные полностью освобождались от взносов па все виды социального страхования.

Страховые взносы уплачивались администрацией или владельцами предприятий, учреждений и хозяйств без права какого-либо обложения страхуемых. По всем видам страхования страховые взносы составляли 21−28% от выплачиваемой предприятием общей суммы заработной платы.

Декретом СНК РСФСР от 15.11.1921 вводились выдача пособий в случае болезни и назначение пенсий. В целом после принятия этого Декрета государственное пенсионное обеспечение рабочих и служащих стало осуществляться по системе социального страхования, а военнослужащих и других категорий трудящихся — по системе социального обеспечения.

В соответствии с новой социально-защитной политикой советское правительство в годы восстановительного периода приняло целый ряд нормативных актов:

  • — Декрет СНК РСФСР от 08.12.1921 «О социальном обеспечении инвалидов» предоставлял право на получение пенсии по инвалидности всем рабочим и служащим, а также военнослужащим в случае наступления инвалидности по причине профессионального заболевания, трудового увечья, общего заболевания или старости;
  • — Декрет СПК РСФСР от 09.12.1921 «О социальном обеспечении членов семейств трудящихся в случае смерти кормильца семьи» гарантировал пенсионное обеспечение членов семей в случае смерти кормильца;
  • — Декрет СНК РСФСР от 09.12.1921 «О социальном обеспечении при временной нетрудоспособности и материнстве» ;
  • — Декрет СНК РСФСР от 09.12.1921 «Об обеспечении семей лиц, призванных в ряды Красной Армии и Флота» ;
  • — Декрет СНК РСФСР от 19.12.1921 «О страховании на случай болезни» ;
  • — Декрет СНК РСФСР от 28.12.1921 «О социальном обеспечении при безработице» и др.

В результате усилиями советского правительства в 1921 — 1924 гг. стала складываться система социального страхования и обеспечения лиц наемного труда, бывших военнослужащих и их семей, что подтверждается принятием ВЦИК, СНК и другими руководящими органами РСФСР около 100 декретов, положений и других документов по этим вопросам.

Распоряжением Наркомздрава и Наркомтруда РСФСР от 19.04.1924 «О порядке снабжения застрахованных протезами и ортопедическими аппаратами» было установлено право на бесплатное протезирование и снабжение ортопедическими предметами в порядке очередности всех застрахованных, членов их семей, инвалидов труда и членов их семей, получающих пенсию из ФСС.

Постановлением СНК РСФСР от 06.10.1925 была введена плата за содержание детей в детских учреждениях. Однако ее размер был ограничен. Плата за обучение в школах и воспитание в дошкольных учреждениях не должна была превышать для рабочих и служащих 6% получаемой ими заработной платы, вне всякой зависимости от количества обучающихся или воспитывающихся детей.

В особой форме решались задачи социальной помощи нуждавшимся в ней крестьянам. Государственным социальным обеспечением пользовались лишь те крестьяне — участники войны, инвалиды и жертвы террора военного времени, которых было невозможно обеспечить посредством крестьянской взаимопомощи или трудоустройства в артелях или кооперациях инвалидов.

Декрет СНК РСФСР от 14.05.1921 ориентировал советские органы в центре и на местах на то, чтобы основную тяжесть заботы о социальном обеспечении нуждавшихся переложить на само крестьянство путем организации общественной взаимопомощи. Государство тем самым фактически признало, что оно не в состоянии содержать все социально необеспеченные категории крестьян за счет государственного бюджета.

В связи с этой официальной установкой крестьянская взаимопомощь являлась основой организации социального обеспечения крестьян в течение всего восстановительного периода. В соответствии с декретом возглавить дело социальной помощи нуждавшимся на селе были призваны выборные крестьянские комитеты общественной взаимопомощи.

Комитеты создавались при сельских Советах и волостных исполкомах.

На крестьянские комитеты возлагались также обязанности по организации взаимопомощи при неурожаях, пожарах и других социальных бедствиях, распределении государственной помощи среди крестьян во всех ее формах, налаживании общественной трудовой взаимопомощи и непосредственной адресной помощи семьям инвалидов, красноармейцам и трудармейцам, впавшим в нужду, а также семьям погибших красноармейцев, вдовам и сиротам, больным и престарелым.

Комитеты крестьянской взаимопомощи осуществляли социальную помощь нуждавшимся в виде пособий, ссуд, вспашки полей и уборки урожая, финансовой поддержки школ, больниц, инвалидных домов, их обеспечения топливом и др. Например, комитеты Царицынской губернии в 1921 г. выдали пособий па сумму 117 тыс. руб., организовали трудовую помощь 5400 хозяйствам, обеспечили вспашку 3800 десятин земли. В Саратовской губернии комитеты израсходовали на финансовую поддержку 225 тыс. руб., охватили трудовой помощью 35 тыс. хозяйств. В общей сложности, по сведениям Н. А. Милютина, комитетами крестьянской взаимопомощи РСФСР обеспечена вспашка земли в 1922 г. в объеме 50 тыс. десятин, в 1923 г. — 220 тыс., в 1924 г. — 270 тыс. десятин. В целом по линии комитеты получили различную помощь в 1922 г. 376 тыс. хозяйств, в 1923 г. — 544 тыс. хозяйств, в 1924 г. — 656 тыс. хозяйств, из них трудовой помощью охвачено соответственно 105 тыс., 124 тыс. и 164 тыс. хозяйств. В соответствии с Декретом ВЦИК, СНК РСФСР от 25.09.1924 «Положение о крестьянских обществах взаимопомощи» крестьянские общества взаимопомощи действовали в различных регионах примерно до 1930−1931 гг.

В результате коллективизации возникли новые формы социального обеспечения крестьянства. Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 13.03.1931 утвердило Положения о кассах общественной взаимопомощи колхозников и колхозниц. Колхозные кассы взаимопомощи организовывали детские ясли, дома для престарелых, оказывали помощь нетрудоспособным и т. п.

С 1930 г. государство поставило задачу расширения сети инвалидных домов до пределов «полного охвата совершенно лишенных трудоспособности и в первую очередь инвалидов Гражданской войны и членов семей погибших на войне, а также беспризорных одиноких инвалидов, нуждающихся в постоянном уходе» .

С созданием колхозов отпала необходимость в трудовой помощи со стороны крестьянских обществ. Теперь они сосредоточиваются на организации помощи колхозникам в случае болезни, утраты трудоспособности, потери кормильца и т. д.

В соответствии с Примерным уставом сельскохозяйственной артели, утвержденным постановлением ЦИК СССР и СПК СССР от 01.03.1930, на колхозы возлагалась обязанность социального обеспечения нетрудоспособных колхозников. Его условия и размеры определялись правлением колхозов с последующим санкционированием общим собранием колхозников. В новом Примерном уставе сельскохозяйственной артели, утвержденном постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 17.02.1935, наряду с кассами общественной взаимопомощи предусматривалось создание специальных фондов для оказания помощи престарелым колхозникам, детям-сиротам, содержания детских яслей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой