Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Масштабы применения различных пенсионных систем в индустриально развитых странах

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В большинстве ЭРС государство старается добиться того, чтобы его граждане могли рассчитывать на государственную пенсию, достаточную для удовлетворения базовых материальных потребностей. Например, в Нидерландах и Ирландии государство обеспечивает выплату единой (твердой) базовой пенсии, покупательная способность которой обеспечивает вполне приемлемый (по нашим понятиям средний) прожиточный… Читать ещё >

Масштабы применения различных пенсионных систем в индустриально развитых странах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Пенсионные системы, организованные на солидарно-распределительной основе с установленными (фиксированными) выплатами, являются самыми распространенными в странах ОЭСР. Это связано с тем, что в организации пенсионного страхования можно достичь гарантированных выплат пенсий, только объединяя усилия работодателей, работников и государства. Это подразумевает их совместное (долевое) участие в финансировании пенсионных систем в интересах обеспечения достаточности размеров пенсий (приемлемости с позиции уровня жизни) и регулярности их получения.

Подчеркивая обязательность предоставления пенсионерам гарантированного минимального уровня дохода пенсионеров, Европейская социальная хартия, Европейский кодекс социального обеспечения вслед за конвенциями и рекомендациями МОТ определяют минимальные стандарты компенсации утраченного заработка в рамках пенсионных систем.

Право на пенсионное обеспечение, закрепленное в национальных законодательствах ряда стран, было признано и на международном уровне. Так, право граждан на социальную защиту в качестве одного из основополагающих и неотъемлемых прав закрепили Декларация ООН о правах человека (1948 г.) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). При этом пенсионное обеспечение является самым крупным элементом систем социальной защиты с позиции выделяемых финансовых ресурсов и масштабов охвата населения страны.

В рамках пенсионной системы определяются общий размер расходов, которые общество тратит на выплату пенсий, и их распределение среди получателей пенсий. Эти нормы регулируют условия пенсионного обеспечения, порядок предоставления прав на получение пенсий и их размеры, виды пенсий, категории населения, подлежащие обязательному пенсионному страхованию, возраст выхода на пенсию. От данных норм в определяющей степени зависит ряд других показателей, характеризующих ту или иную национальную пенсионную систему. В их числе: общая численность пенсионеров и величина расходов на пенсионное обеспечение; структура пенсионеров по видам получаемых пенсий и категории старших возрастных групп, включая занятых трудовой деятельностью и неработающих пенсионеров.

Размер будущей страховой пенсии представляет собой сложную функцию, определяемую: продолжительностью страхового стажа, размером страхуемого заработка, величиной страхового тарифа и продолжительностью периода предстоящих выплат. Следует отметить значительную сложность решения данной задачи, что связано с некоторыми трудно предсказуемыми ситуациями: значительной длительностью периодов уплаты страховых взносов, диапазон которых составляет 30—50 лет, и периодов получения пенсий, зависящих от продолжительности предстоящей жизни когорт пенсионеров (20—30 лет). Понятно, что в течение столь длительных временных периодов (50—80 лет) происходят изменения в уровнях оплаты труда и инфляции, существенно меняются как абсолютная численность, так и соотношение пенсионеров и работающих.

Пропорции распределения страховой нагрузки между работодателями и работниками в разных странах зависят от принятой национальной доктрины доходов населения и составляют, как правило, от ¾ к ¼ в Финляндии и Испании до ½ в ФРГ и Швейцарии (табл. 6).

Таблица 6

Распределение страховой нагрузки между работниками и работодателями в системах обязательного пенсионного страхования в ряде ЭРС и применение предела страхуемого заработка в 2014 г.1

Страна

Размер страхового тарифа, % от заработной платы

Предел страхуемого заработка

уплачи

ваемого

застрахо

ванным

уплачи

ваемого

работо

дателем

всего

Австрия.

10,25.

12,55.

22,8.

Максимум — 3450 евро в месяц.

Финляндия.

4,6.

22,75.

27,35.

Минимум — 229,34 евро в месяц.

Франция.

6,65.

9,8.

16,45.

Максимум — 2476 евро в месяц.

Германия.

9,75.

9,75.

19,5.

Максимум — 61 800 евро в год (Западная Германия),.

52 200 евро в год (Восточная Германия); для застрахованного минимум — 400 евро в месяц.

1 См.: Social Security Programs throughout the World: Europe, 2015; Social Security Programs Throughout the World: America, 2015.

Страна

Размер страхового тарифа, % от заработной платы

Предел страхуемого заработка

уплачи

ваемого

застрахо

ванным

уплачи

ваемого

работо

дателем

всего

Греция.

6,67.

13,33.

Максимум — 78,41 евро в день или 1960,25 евро в месяц.

Италия.

8,89.

23,81.

32,7.

Минимум — 39,16 евро в день, максимум — 84 401 евро в год только для застрахованных с 1996 г.

Нидерланды.

19,15.

8,9.

28,05.

Минимум — 13 160 евро в год, максимум — 29 543 евро в год.

Норвегия1

7,8.

14,1.

21,9.

Н/п.

Польша.

16,26.

16,26.

32,52.

Максимум — 30-кратный размер прогнозируемой на год средней зарплаты.

Португалия1

23,75.

34,75.

Н/п.

Испания.

4,7.

23,6.

28,3.

Максимум — 2731,5 евро в месяц.

Швеция.

11,91.

18,91.

Минимум — 40 100 крон в год (старая система), 17 800 крон в год (новая система); максимум — 341 300 крон в год.

Швейцария.

11,9.

11,9.

23,8.

Максимум — 75 960 франков в год (для обязательной профессиональной пенсии).

Великобритания1

12,8.

23,8.

Минимум — 89 фунтов в неделю.

США2

6,2.

6,2.

12,4.

Максимум — 90 000 долл, в год.

Канада2

4,95.

4,95.

9,9.

Минимум — 3500 канадских долл, в год, максимум —.

41 100 канадских долл, в год.

  • 1 Включают в себя страховые взносы и на другие программы социального страхования.
  • 2 Данные за 2012 г.

Следует отметить, что эволюция пенсионных систем демонстрирует высокую степень их зависимости от социально-трудовых отношений, развитости национальных рынков труда и систем заработной платы, от демографических изменений. Можно сказать, что пенсионная система в каждой стране имеет только ей присущую специфику.

Вместе с тем общей для многих стран тенденцией является создание единых национальных пенсионных систем, которые охватывают работников, ранее застрахованных с помощью того или иного пенсионного института.

Исходя из общепризнанной установки на необходимость распространения пенсионного обеспечения на все население и обязанности государства удовлетворить, по меньшей мере, основные социальные потребности граждан, страны мирового сообщества сформировали свои национальные пенсионные институты, которые характеризуются существенным разнообразием, но в то же время они поддаются классификации по ряду признаков:

  • • пенсии, основанные на взносах или на государственной (безвозмездной) социальной помощи;
  • • пенсии, основанные на увязке с заработной платой работников или с прожиточным минимумом;
  • • сбережения, основанные на государственных или частных способах организаций.

Разнообразие существующих обязательных систем выплат по старости можно увидеть при изучении основных типов этих систем (табл. 7).

Таблица 7.

Типы обязательных систем пенсионных выплат (пенсии по старости).

Тип системы

Тип формулы

Отношение к накоплению

Управле

ние

Страны

Социальное страхование.

Установленные выплаты.

Солидарные либо частичное накопление.

Общественное.

Канада, Германия, большинство стран ОЭСР.

Индивидуальные счета.

Установленные взносы.

Накопление.

Частное.

Чили, многие из латиноамериканских стран.

Провидентные фонды.

Установленные взносы.

Накопление.

Общественное.

Индия, Кения.

Условно-накопительные.

Установленные взносы.

Ненакопительные.

Государственное.

Россия, Польша, Франция, Швеция.

Негосударственные пенсионные фонды.

Установленные выплаты либо установленные взносы.

Накопление.

Частное.

Великобритания, Колумбия, Россия, США, Япония.

Тип системы

Тип формулы

Отношение к накоплению

Управле

ние

Страны

Обязательные пенсии работодателя.

Установленные выплаты, либо установленные взносы, либо баланс наличности.

Накопление.

Частное.

Австралия, Швейцария.

Квазиобязательные (требуемые трудовым договором).

Установленные выплаты либо установленные взносы.

Накопительные, ненакопительные.

Частное.

Нидерланды, Швеция.

Источник: Финансовое обеспечение пенсионных систем. М.: Бюро МОТ, 2001. С. 56.

В Великобритании применяется многоуровневая пенсионная система. Она состоит из минимальной базовой государственной пенсии и дополнительных пенсионных сбережений, к участию в которых государство стимулирует посредством налоговых льгот. Базовая государственная пенсия (State basic pension) выплачивается в установленном (одинаковом) размере для всех застрахованных лиц, располагающих доходом выше установленной нижней отметки доходов (начиная с которых взимаются страховые взносы), и которые вносили в течение не менее 10 лет (для полной пенсии требуется 44 года) соответствующие взносы в Национальную систему страхования (или получали освобождение от их уплаты в периоды безработицы, заболеваний и т. д.). Сегодня полную базовую пенсию получают около 11 млн британцев.

Страховая пенсия — второй уровень (сверх базовой пенсии), размер которой устанавливается пропорционально величине средних доходов получателя за весь период его профессиональной деятельности (State Earnings Related Pension Scheme — аббревиатура SERPS — введена Законом 1975 г.) и находится в определенном (установленном для исчисления взносов в Национальную систему страхования) диапазоне 25—20% от размера заработной платы. С 2000 г. государственные пенсии, пропорциональные заработку (SERPS), были трансформированы в государственные пенсии второго уровня (S2P).

Правовые нормы допускают возможность частичного «выхода» из государственной системы всех тех, кто может себя приемлемо обеспечить путем индивидуальных пенсионных планов либо профессиональных пенсионных систем, создаваемых работодателями.

Работодатель и работник должны выплачивать взносы государству на базовую государственную пенсию и на дополнительную государственную пенсию второго уровня.

Если у работодателя имеется соответствующая определенным требованиям профессиональная пенсионная программа, он может выплачивать взносы государству лишь на базовое государственное пенсионное обеспечение. В этом случае работодатель (и, возможно, работник — на усмотрение работодателя) должен финансировать профессиональные пенсионные программы или индивидуальные пенсионные планы своего работника.

Работодателю не вменяется в обязанность учреждать профессиональные пенсионные программы, однако, в действительности, профессиональные пенсионные программы в Великобритании получили широкое распространение. Такие программы могут охватывать всех работников предприятия либо отдельные категории работающих (наиболее квалифицированных специалистов и управляющих). В настоящее время в Великобритании насчитывается более 90 тыс. таких пенсионных программ отдельных предприятий, которые охватывают половину работающих страны.

Особенностью такого вида пенсионного обеспечения в Великобритании является их организация в рамках одного предприятия[1].

Профессиональные пенсионные схемы создаются добровольно работодателями или группами работодателей и предоставляют пенсии, а также другие пособия как, например, единовременные суммы по случаю смерти в период работы. Помимо участия в финансировании программ работодатели также оплачивают административные расходы, связанные с функционированием таких пенсионных схем.

Членство в профессиональной схеме не требует от работника больших усилий. Однако степень доверия к ним в последнее время существенно сократилась, особенно после известного скандала, связанного с компанией Максвелл. Кроме того, профессиональные пенсионные схемы не подходят работникам с высокой профессиональной мобильностью, склонным часто менять место работы.

Профессиональные пенсионные схемы могут использовать как схемы с установленными размерами выплат, так и схемы с установленными размерами взносов. Подавляющее число работников является членами профессиональных пенсионных схем с установленным размером пенсии, однако число членов второго типа профессиональных схем постоянно увеличивается.

Более 4 млн человек являются членами профессиональных пенсионных схем служащих государственных и местных органов управления. Эти схемы охватывают, например, служащих центрального и местных правительств, работников здравоохранения, военнослужащих, полицейских, пожарных и учителей. Пенсии в некоторых схемах представляются за счет налогов по распределительному принципу, в других схемах, организованных на накопительном принципе, пенсии выплачиваются из страховых взносов.

Личные пенсионные планы доступны всем работающим. Различные финансовые институты (банки, страховые компании, паевые инвестиционные фонды и т. д.), имеющие на это право в соответствии с Актом о финансовых услугах и рынках от 2000 г., могут предлагать личные пенсионные планы. В отличие от профессиональных пенсионных программ, личные пенсионные планы могут функционировать только как планы с установленными размерами взносов.

Существуют два основных типа личных пенсионных планов: так называемые групповые личные пенсии и собственно индивидуальные пенсионные планы. В первом случае контракт с провайдером личных пенсионных планов заключается работодателем в отношении своих работников (как правило, вместо участия в государственной системе второго уровня). Во втором случае контракт заключается непосредственно между участником плана и его провайдером.

В настоящее время существует более 10 млн личных пенсионных планов, однако в это число включены лица, которые заключили контракт с провайдером, но не уплачивают страховые взносы, а также физические лица, которые имеют несколько пенсионных планов.

Около 30% мужчин, занятых полный рабочий день, имеют личные пенсионные планы, и приблизительно 60% мужчин являются членами профессиональных пенсионных схем. Около 20% женщин, занятых полный рабочий день, имеют личные пенсионные планы, и немногим более 50% из этой категории трудящихся являются членами профессиональных пенсионных схем.

Государство берет часть расходов на себя, освобождая взносы от налогообложения. При этом, взносы, выплачиваемые работодателем на государственные пенсии, исключаются из налогооблагаемой базы, а взносы работников — нет.

Пенсионная система Германии существенно отличается от пенсионной системы Великобритании. Она организована на принципах обязательного социального пенсионного страхования. Страховой тариф по обязательному пенсионному страхованию равняется 19,5% от установленного размера заработной платы, облагаемой страховыми взносами. Работники и работодатели уплачивают половину этого взноса (паритетная раскладка финансового бремени).

Примерно треть общего объема пенсионных выплат обеспечивается за счет «мероприятий по социальному выравниванию», которые покрываются за счет дотаций государства. Финансирование обязательного пенсионного страхования основано на текущих страховых взносах и предусматривает наличие страховых резервов.

Второй уровень пенсионного обеспечения представляют собой пенсионные программы предприятий, действующие на основании Закона о профессиональных пенсиях 1974 г. В целях поощрения создания большего числа профессиональных планов и увеличения сохранности пенсионных обязательств в 2001 г. в Закон были внесены поправки.

Профессиональные пенсионные планы могут быть созданы при заключении индивидуальных трудовых контрактов, соглашений для всех работников компании или в результате коллективных трудовых соглашений (например, в строительстве и государственном секторе). Профессиональные пенсионные планы не носят обязательного характера, спонсируются на добровольной основе, предлагают пенсии, дополняющие пенсии из обязательной системы социального обеспечения. Переключение с государственной системы пенсионного обеспечения на частную не разрешается.

Структура дохода среднего немецкого пенсионера выглядит следующим образом:

  • • свыше 70% пенсионных выплат производится из государственной пенсионной системы, пенсионной схемы государственных служащих, пенсионных фондов фермеров и обязательного страхования от несчастных случаев на производстве;
  • • около 7% из профессиональных схем;
  • • около 8% выплачиваются компаниями по страхованию жизни;
  • • около 14% дохода пенсионера обеспечивается из доходов от собственности — проценты, дивиденды, доходы от сдачи жилья в аренду ит.д.

В большинстве ЭРС государство старается добиться того, чтобы его граждане могли рассчитывать на государственную пенсию, достаточную для удовлетворения базовых материальных потребностей. Например, в Нидерландах и Ирландии государство обеспечивает выплату единой (твердой) базовой пенсии, покупательная способность которой обеспечивает вполне приемлемый (по нашим понятиям средний) прожиточный уровень. При этом в Нидерландах помимо базовой пенсии законодательно определен порядок, при котором все наемные работники должны быть охвачены дополнительной пенсионной системой, что в конечном счете обеспечивает замещение дохода на 65—75% (табл. 8).

Таблица 8

Уровень государственных пенсий (коэффициент замещения) — среднемесячная пенсия в 2015 г., % к среднемесячному заработку

Страна

Коэффициент замещения

пенсии по старости

пенсии по потере кормильца

пенсии

по инвалидности

Германия.

54,3.

22,5.

89,5.

Испания.

66,4.

29,9.

23,6.

Португалия.

31,1.

18,1.

32,1.

Финляндия.

49,1.

20,5.

42,0.

Страна

Коэффициент замещения

пенсии по старости

пенсии по потере кормильца

пенсии

по инвалидности

Канада.

31,9.

9,8.

26,5.

США.

39,2.

38,4.

31,1.

Беларусь.

45,6.

22,1.

40,0.

Венгрия.

39,1.

26,5.

35,4.

Польша.

63,5.

59,9.

43,8.

Чехия.

41,5.

16,3.

42,6.

Российская Федерация.

38,0.

34,2*.

32,7*.

* На конец 2016 г.

Источник: Social Security Programs throughout the World: Europe, ILO, 2015; Social Security Programs Throughout the World: America, ILO, 2015; Данные ПФР на конец 2016 г.

Системы социального страхования Австралии, Канады, Ирландии, Новой Зеландии, Великобритании и США позволяют формировать пенсии и пособия с весьма приемлемыми уровнями замещения. Так, в Великобритании, Канаде и США средний уровень замещения дохода по обязательной и добровольной системах пенсионного страхования составляет 45—60%.

При этом уровень замещения ниже для высокооплачиваемых работников и выше для низкооплачиваемых работников. В этих странах важную роль играют добровольные профессиональные пенсии.

В Германии, Люксембурге, Финляндии, Франции и Норвегии уровень замещения находится между 55 и 75% от заработной платы[2] (рис. 4).

Щедрые обязательные пенсионные системы с уровнем возмещения более 75% в Португалии, Испании, Австрии, Исландии и Италии[3]. В Финляндии, Исландии, Норвегии и во Франции уровень замещения для пенсионера с супругой на иждивении выше, чем для одинокого лица.

Таким образом, сегодня в ЭРС основой пенсионного обеспечения являются государственные распределительные (солидарные) системы, дополняемые пенсионными планами по месту работы. Они реализуются главным образом находящимися в частном управлении пенсионными.

Место и роль систем обязательного и добровольного пенсионного страхования в доходах пенсионеров.

Рис. 4. Место и роль систем обязательного и добровольного пенсионного страхования в доходах пенсионеров.

фондами, создаваемыми работодателями в целях привлечения и удержания квалифицированной рабочей силы. Часто для таких планов предусматриваются налоговые скидки и (все чаще) они регулируются правительством. В Германии, Японии, Нидерландах, Великобритании и США свыше 40% работающих охвачены пенсионным страхованием по месту работы (табл. 9).

Третьим элементом пенсионных систем в ЭРС являются личные добровольные пенсионные планы. Они функционируют на основе полного финансирования и предусматривают четко определенные взносы; работники и пенсионеры сами несут инвестиционные риски по своим сбережениям. Оценка величины аккумулированных в частных пенсионных фондах средств значительно различается по странам, варьируя от более 70% ВВП в Нидерландах и Великобритании до менее 5% в Германии и Франции (табл. 10).

Таблица 9

Параметрические характеристики организации государственных пенсионных систем в ряде промышленно развитых стран.

Страна

Система

финансирования

Возраст выхода на пенсию (муж/жен)

Период уплаты страховых взносов (лет)

За какой период учитываются доходы для начисления пенсии

Максимальный коэффициент замещения (отношение пенсии к зарплате), %

Способы индексации пенсий

США.

Частично накопительная.

65/65.

Весь трудовой период.

По индексу потребительских цен.

Япония.

То же.

То же.

То же.

Чистая зарплата.

Германия.

Распределительная.

То же.

То же.

То же.

Франция.

Тоже.

60/60.

Наиболее выгодные 25 лет.

По индексу потребительских цен (брутто ЗП).

Италия.

То же.

62/57.

Последние 5 лет.

То же.

Великобритания.

То же.

65/60.

Весь трудовой период.

То же.

Швеция.

Частично накопительная.

65/65.

Наиболее выгодные 15 лет.

То же.

Источник: Данные МВФ, 1999. Документ № 147. С. 7.

Активы пенсионных фондов по программам дополнительного добровольного пенсионного страхования в некоторых странах ОЭСР в 2014 г.

Таблица 10

Страна

Активы пенсионных фондов, % от ВВП

Австрия.

4,4.

Бельгия.

5,6.

Канада.

47,6.

Страна

Активы пенсионных фондов, % от ВВП

Дания.

28,5.

Германия.

3,8.

Исландия.

100,5.

Италия.

2,0.

Нидерланды.

Новая Зеландия.

15,1.

Норвегия.

4,6.

Польша.

4,4.

Испания.

6,0.

Швеция.

4,2.

Швейцария.

125,5.

Великобритания.

73,3.

США.

57,2.

Источник: Social Security Reform. Other Countries' Experience Provide Lessons for the United States. GAO, 2015. P. 45.

В отличие от ресурсов, концентрирующихся в распределительных пенсионных схемах, активы личных добровольных пенсионных планов используются сравнительно свободно и независимо от политических целей, которые ставит то или иное правительство. В результате инвестиции активно идут в частный сектор и дают в среднем значительно более высокую отдачу, чем государственные пенсионные фонды. В то же время следует признать и более высокие финансовые риски, угрожающие этим накоплениям.

Наличие трехуровневых систем не означает, что все работники получают пенсии из каждого уровня. Для большинства стран ОЭСР пенсионеры, относящиеся к нижним 40% в распределении доходов, находятся в одном уровне пенсионной системы[4]. Они получают сравнительно небольшую профессиональную пенсию или живут за счет своих (частных) сбережений. Пенсионные системы ЭРС представляют собой сочетание названных трех схем в различных сочетаниях и пропорциях.

  • [1] Подобный опыт организации данных систем имеется в Германии. В то же времяв США, Франции и Нидерландах подобные системы чаще всего организованы на уровнецелых групп предприятий.
  • [2] В Германии застрахованный работник, получавший заработную плату, равнуюсредней заработной плате по стране, при наличии 45 лет страхового стажа может рассчитывать на пенсию в размере 2000 евро. Это равняется примерно 70% «чистой» средней зарплаты работников (после вычетов). Средний же размер дополнительной пенсии, предоставляемой предприятием, составляет 500—600 евро (т.е. четвертую частьот страховой пенсии).
  • [3] Social Security Programs throughout the World: Europe, ILO, 2015. P. 32—37.
  • [4] См.: Страны ОЭСР. Региональный обзор // Социальный вестник. 2000. № 1. С. 148.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой