Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Предисловие. 
Буддизм. 
Восточные церкви. 
Православие

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Правомерность объединения мировых религий в отдельном томе связана и с тем, что облегчается их сравнительный анализ. Самым большим, но числу последователей является христианство, на втором месте — ислам и на третьем — буддизм. Зато буддизм возник ранее других — в середине I тысячелетия до н.э., христианство появляется в I в., ислам — в VII. Хотя эти религии распространены в глобальном масштабе… Читать ещё >

Предисловие. Буддизм. Восточные церкви. Православие (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В первой книге второго тома учебника «История религии» рассматриваются история мировых религий (буддизм, православие). Во второй книге второго тома описываются западные конфессии, ислам, а также новые религиозные движения. Выделение истории мировых религий в самостоятельный том как бы «отделило» их от своих истоков и предшественников, о которых идет речь в первой книге: буддизм — от ведийской религии и брахманизма, христианство и ислам — от иудаизма и т. д. Однако связь мировых религий с предшественниками тщательно прописана, и внимательный читатель первого и второго томов ее легко обнаружит.

Объединяя мировые религии в одном томе, авторы исходили из того, что у этих религий имеются общие типологические признаки. Как было сказано[1], по своим типологическим признакам мировые религии отличаются от родоплеменных и народностнонациональных, хотя генетически связаны с ними, заимствовали элементы их верований и культа. Мировые религии возникали в поворотные эпохи перехода от одного типа общественных отношений к другим. Их основатели, понимая религиозные потребности масс, активно способствовали упрочению своих учений. Формирование и развитие религиозного сознания происходило в условиях образования «мировых империй», охватывавших большие территории, включавших различные экономические уклады, этносы, культуры. В мировых религиях находил отражение образ жизни различных классов, сословий, каст, племен, народностей, а потому их прозелитизм и проповедь носят межэтнический, межсословный, межклассовый характер, содержат идею равенства представителей названных социальных групп (хотя не в каждой из указанных религий и не во всех случаях эта идея проводится последовательно). В то же время нельзя не отметить, что в истории различные направления мировых религий приобретали этническую окраску, возникала и реализовывалась тенденция к идентификации этнической и религиозной принадлежности.

Правомерность объединения мировых религий в отдельном томе связана и с тем, что облегчается их сравнительный анализ. Самым большим, но числу последователей является христианство, на втором месте — ислам и на третьем — буддизм. Зато буддизм возник ранее других — в середине I тысячелетия до н.э., христианство появляется в I в., ислам — в VII. Хотя эти религии распространены в глобальном масштабе, все же можно говорить о регионах, в которых концентрированно представлена та или иная из них: буддистов более всего в странах Юго-Восточной и Центральной Азии, а также Дальнего Востока; христиане превалируют в странах Европы, Северной и Южной Америки, в Австралии; большинство мусульман сосредоточено в Северной Африке и в Азии (исключая восточную ее часть). В последнее десятилетие заметна активная миграция ислама в страны традиционного распространения христианства; в этих странах растет также количество последователей буддизма. «Соседство» мировых религий в рамках одного (второго) тома облегчает проведение сравнительно-исторического религиоведческого анализа их вероучения, культа и организационного строения. Нагляднее представляются взаимоотношения этих религий на фоне общей истории: в разные периоды, в разных странах и регионах они носили и носят разный характер — от острых конфликтов (включая военные) до веротерпимости, толерантности и т. д.

Помещая материал обо всех мировых религиях в одном томе, авторы учитывали исторические особенности и современное распространение их в России, которая является евразийским, полиэтническим и поликонфессиональным государством: в состав населения входят более 150 национальностей, в нем действует свыше 70 религиозных направлений. Однако большинство составляют представители мировых религий: христиане, а среди них — православные; вторыми по численности являются мусульмане, третьими — буддисты. Христианство, ислам, буддизм и другие религии составляют неотъемлемую часть исторического наследия народов России. Особую роль в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры играло православие. Не случайно история православия на Руси и в России рассматривается в специальной главе учебника. Хотя последователями мировых религий являются представители разных этносов, все же можно утверждать, что существуют определенные тесные этноконфессиональные связи, обусловленные исторически сложившимися причинами. Религиозно ориентированные русские, украинцы, белорусы, грузины в основном являются православными; большинство верующих армян относится к Армянской апостольской церкви; поляки и литовцы — к католической церкви; у народов тюркской, нахско-дагестанской и некоторых других групп распространен по преимуществу ислам; у бурят, тувинцев, калмыков — буддизм и т. д. Такой этнорелигиозный плюрализм создает своеобразные этно-религиозно-культурные комплексы, между которыми складываются сложные и неоднолинейные отношения.

Заканчивается второй том, а значит, и учебник в целом, рассмотрением новых религиозных движений: раскрываются причины их возникновения, особенности вероучения, культа, организации, деятельности, выявляются их типы.

В результате освоения содержания учебника «История религии» в двух томах учащиеся приобретают следующие компетенции, необходимые для профессиональной деятельности в области истории, истории религии, религиоведения и полезные для смежных специальностей. После изучения курса студенты должны:

знать

  • • место истории религии в исторической науке, связь с иными разделами последней;
  • • специфику познавательного процесса в исторической науке и в истории религии;
  • • взаимосвязь истории религии с другими религиоведческими дисциплинами;
  • • исторические типы религии;
  • • различные концепции возникновения религии;
  • • основные формы верований и культов в первобытном обществе;
  • • мифологию как исторически первый тип освоения мира;
  • • отличие религии от мифологии, сущностные характеристики религии;
  • • историю расчленения первобытного мифологического комплекса и формирования различных областей духовной культуры, в том числе религии;
  • • происхождение, основные этапы развития религий, свойственные им картины мира, верования, ритуалы и социальные организации;
  • • особенности и распространение в мире родоплеменных религий;
  • • возникновение, распространение, особенности исторической эволюции народностно-национальных религий, появление и эволюцию их в разных странах и регионах;
  • • состав и содержание сакральных текстов народностно-национальных религий;
  • • историю, основные проблемы буддологии, исследований христианства, исламоведения;
  • • возникновение и распространение мировых религий, их историческую эволюцию, особенность развития в разных странах и регионах;
  • • связь, становление и развитие мировых религий с родоплеменными и народностно-национальными религиями;
  • • состав и содержание сакральных текстов мировых религий — Тииитаки, Библии, Корана, особенности их толкования в различных конфессиях;
  • • историк), основное содержание библеистики, коранистики и учения о Типитаке;
  • • понятийный аппарат теологии, доктринальных комплексов религий мира;
  • • явления синкретизма религий разных исторических типов;
  • • современное состояние религий в мире, влияние процессов глобализации на их эволюцию, тенденции традиционализма и модернизма в них;
  • • новые религиозные движения;

уметь

  • • самостоятельно собирать и отбирать материалы и информацию об исторических религиозных процессах, выявлять познавательную значимость того или иного источника;
  • • раскрывать функции и роль религии в конкретных исторических условиях места и времени;
  • • показывать влияние религий на развитие культуры различных народов;
  • • применять знания о религиях к анализу их проявлений в народной жизни, в фольклоре, в искусстве, морали, политике и других областях культуры;
  • • анализировать причины религиозных конфликтов в истории народов, стран и регионов;
  • • самостоятельно готовить тезисы научных докладов, доклады и выступления в рамках проведения конференций, круглых столов, семинаров по различных вопросам истории религии;
  • • излагать в ясной форме информацию о феноменах религии в их исторической эволюции;
  • • осуществлять научно-исследовательскую деятельность в составе научных коллективов, работа которых затрагивает проблемы истории религии;
  • • применять знания по истории религии в ходе анализа современных религиозных процессов;
  • • использовать знания истории религии в деятельности в различных областях культуры;
  • • использовать знания в области информатики и современных информационных технологий в исследованиях по истории религии;
  • • применять методические и дидактические приемы в ходе преподавания истории религии;
  • • самостоятельно готовить учебные и учебно-методические материалы по истории религии к учебному процессу;

владеть

  • • понятийным аппаратом теории религии;
  • • содержанием знания в области истории религии;
  • • методами исследования истории религии, готовностью модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из целей конкретного исследования;
  • • приемами историографических исследований;
  • • способами анализа исторических источников;
  • • навыками работы со словарями, энциклопедиями, научной литературой;
  • • приемами герменевтического анализа священных и других религиозных текстов;
  • • принципами и правилами научного диалога и достижения консенсуса;
  • • приемами устного и письменного изложения материала по истории религии;
  • • правилами обоснования полученных выводов;
  • • принципами и приемами религиоведческой экспертизы;
  • • приемами подготовки и чтения лекций, проведения семинарских занятий в вузах, уроков в общеобразовательной школе, лицее и гимназии;
  • • навыками психолого-педагогического воздействия в рамках учебного процесса;
  • • умением выявлять связи религии и других областей культуры в истории общества, стран, народов, регионов;
  • • способностью использовать знания по истории религии в социальной, познавательной и профессиональной деятельности, в повседневном общении;
  • • толерантной культурой межнационального и межрелигиозного общения.
  • [1] См.: т. 1, параграф 2.4.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой