Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Парижская мирная конференция

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Версальский договор предусматривал возращение Франции Эльзаса и Лотарингии. В Саарской области угольные месторождения становились французской собственностью, а управление этой территорией передавалось на 15 лет Лиге Наций. По истечении этого срока будущая принадлежность данных территорий должна была быть определена в ходе плебисцита. На левом берегу Рейна создавалась Рейнская демилитаризованная… Читать ещё >

Парижская мирная конференция (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

После поражения Германии и ее союзников в Первой мировой войне державы-победительницы — Франция, Великобритания и США — выступили инициаторами созыва международной конференции, на которой планировалось решить дальнейшую участь побежденных, а также заложить фундамент новой системы международных отношений.

Парижская мирная конференция начала свою работу 18 января 1919 г. в Версальском дворце. Выбор места и даты саммита не был случайным: именно здесь за 48 лет до описываемых событий, в 1871 г., немцы, одержавшие победу во франко-прусской войне, объявили о создании Второго рейха. Таким образом союзники стремились показать, что агрессивная внешняя политика Германии закончилась там же, где началась.

Для участия в работе конференции в Париж прибыли руководители и лидеры 27 государств, а также представители британских доминионов, некоторых колониальных стран и делегаты от различных общественных организаций, многочисленные журналисты и прочие лица.

Перед началом конференции победители стремились доказать всему мировому сообществу, что, как и ранее, они являются единой силой, сформированной в ходе Первой мировой войны и в течение 1914—1918 гг. ценой огромных жертв и лишений противостоявшей блоку государств во главе с Германией, главная цель которого заключалась в бездумном разрушении существующего порядка вещей в мировой политике тех лет. Однако уже с самого начала работы конференции выявились разногласия во взглядах стран-победительниц как на будущее побежденных стран, так и на принципы функционирования будущей системы международных отношений.

Франция, Великобритания, США и Италия совершенно по-разному видели будущее Германии, не сходились в оценке размеров контрибуции, которую планировали наложить на побежденных, еще не представляли себе, как перераспределить зоны влияния в колониальных владениях поверженной Германии, как вообще относиться к колониальному вопросу в целом, как быть с многочисленными государственными образованиями, возникшими на обломках Российской, Германской, Австро-Венгерской и Османской империй.

Не было согласия и по поводу идеологических основ нового мирового порядка. Так, политики США и Франции считали, что суть будущего мирового порядка должна сводиться к сохранению в мировой, а в еще большей степени европейской политике их ведущей роли. Причем Франция претендовала на роль лидера европейской политики, как наиболее крупная и в тот момент наиболее сильная в военном отношении страна континентальной Европы. Британия, со своей стороны, не хотела полной ликвидации германского влияния на европейскую политику, так как она не была заинтересована в чрезмерном усилении Франции на континенте.

Итальянцы рассчитывали за свое участие в войне на стороне Антанты получить ряд территорий, ранее входивших в состав Австро-Венгерской империи. Интересы Японии сводились к легитимации своих успехов по установлению контроля над Маршалловыми, Каролинскими и Марианскими островами, ранее являвшимися колониями Германии.

Наиболее прогрессивные взгляды на будущую картину мироустройства имели государственные деятели США. Во-первых, они не хотели чрезмерного ослабления Германии и усиления Франции, во-вторых, с их точки зрения, дальнейшие международные отношения должны были строиться на основе расширения мировой торговли и отказа от колониальной системы. Также американцы считали, что должен произойти отказ от тайной дипломатии. Большинство из этих взглядов были озвучены руководителем американской делегации президентом Вудро Вильсоном еще в январе 1918 г. в его знаменитых «14 пунктах».

Противоречия между победителями на конференции могли возникнуть не только из-за принципиальных вопросов, касающихся будущего мироустройства, но и из-за сюжетов, которые тогда казались несущественными, но со временем стали символом изменений, начавшихся в мировой политике после окончания Первой мировой войны. Например, еще до официального открытия саммита возник вопрос о рабочем языке конференции. Руководитель французской делегации Жорж Клемансо настаивал на том, что им должен быть французский, который до этого считался языком международной дипломатии. Со своей стороны руководитель британской делегации Дэвид Ллойд Джордж предлагал использовать также английский язык. Достигнутый компромисс предполагал использование обоих языков.

Для повышения эффективности работы конференции страны-участницы были разделены на четыре категории. Ключевые страны Антанты — США, Великобритания, Франция, Италия и Япония — были отнесены к первой категории, и им было предоставлено право участвовать в обсуждении всех вопросов.

Вторую категорию представляли страны, которые принимали активное участие в боевых действиях на стороне Антанты, британские доминионы и Индия, новообразованные государства в Европе, а также страны, место и роль которых в будущей системе международных отношений должна была определить Парижская конференция. Представители этих государств должны были принимать участие в тех заседаниях, где обсуждались вопросы связанные непосредственно с ними или с их регионом.

В третьей группе находились государства, которые успели разорвать дипломатические отношения с Германией и ее союзниками, но особой поддержки Антанте не оказывали. Представителей этих государств собирались привлекать к обсуждению вопросов, когда дело касалось конкретно их.

В наиболее неблагоприятном положении находились государства четвертой категории, представителей которых на то или иное заседание могли пригласить лишь представители одной из пяти ведущих держав. Не исключался и вариант получения от этих стран только письменных отчетов или предложений. В четвертую группу входили побежденные государства.

Большая дискуссия на конференции развернулась по поводу текста мирного договора с Германией и Устава Лиги Наций — международной организации, которую планировали создать для мирного решения накапливавшихся в международных отношениях проблем.

Руководитель американской делегации Вильсон настаивал на том, что эти договор и Устав должны составлять единое целое. Ллойд Джордж соглашался с возможностью включения Устава Лиги Наций в текст мирного договора, однако не считал, что условия такого мирного договора являются обязательным к исполнению всеми, как того жаждал Вильсон. Французы же вообще предлагали не объединять мирный договор и Устав Лиги Наций в рамках единого документа.

Имелись различные подходы и к решению колониального вопроса. В конечном итоге по инициативе Вильсона было предложено создать так называемую мандатную систему, в соответствии с которой ведущие державы получали от Лиги Наций право на управление теми или иными колониями, ранее принадлежавшими Германии и Османской империи.

В конечном итоге с большими сложностями странам-победительницам удалось выработать документ, который, по их мнению, являлся не только справедливым возмездием Германии, но и надежной правовой базой послевоенного мироустройства.

Территориально рамки Версальского мира, заключенного 28 июня 1919 г., фактически охватывали всю планету. Можно смело утверждать, что этот документ заложил основы новой системы международных отношений, в дальнейшем получившей название версальско-вашингтонской.

Версальский договор предусматривал возращение Франции Эльзаса и Лотарингии. В Саарской области угольные месторождения становились французской собственностью, а управление этой территорией передавалось на 15 лет Лиге Наций. По истечении этого срока будущая принадлежность данных территорий должна была быть определена в ходе плебисцита. На левом берегу Рейна создавалась Рейнская демилитаризованная зона, на территории которой немцам было запрещено размещать свои вооруженные силы. Германия также вынуждена была уступить значительные территории Бельгии, Дании, Чехословакии и Польше. Особенно серьезные уступки были сделаны в пользу последней, получившей целый ряд прусских провинций. Портовый город Данциг формально переходил под контроль Лиги Наций, а фактически был включен в польскую таможенную зону и стал контролироваться поляками. Созданный таким образом Данцигский (Польский) коридор разделил территорию Германии, отделив Восточную Пруссию от основной части страны. Германия также теряла все свои колонии.

В военном отношении Германия лишилась права формировать армию на основе всеобщей воинской повинности, численность разрешенной добровольческой армии составляла 100 тыс. чел. Было решено ликвидировать и немецкий генеральный штаб, который союзники считали одним из источников германского милитаризма. Серьезно был сокращен германский военно-морской флот, стране было запрещено иметь военно-воздушные силы, тяжелую артиллерию, танки, производить химическое оружие.

Одним из наиболее унизительных для побежденной стороны условий мирного договора стало признание Германией своей единоличной вины за развязывание Первой мировой войны. С этим признанием было связано и требование выплачивать репарации, чтобы возместить жертвам германской агрессии понесенный ущерб. Версальский мирный договор не устанавливал точный объем репараций — во многом потому, что между державами-победительницами существовали значительные разногласия по этому поводу. Однако документ устанавливал, что окончательное решение должно быть принято до 1921 г.

Процесс формирования новой системы международных отношений не заканчивался с подписанием Германией условий Версальского мира, скорее это было его начало. Для того, чтобы система становилась полноценной, необходимо было включить в нее и другие страны, которые в годы Первой мировой войны поддерживали Германию. 10 сентября 1919 г. был подписан Сен-Жерменский договор с Австрией, в котором австрийцы признавали факт распада Австро-Венгерской империи, отказывались от ряда территорий в пользу Италии и Польши, а главное — от потенциальной возможности воссоединения (аншлюса) с Германией.

Еще одной союзницей Германии, которая приняла условия новой системы международных отношений, стала Болгария. Участие в Первой мировой войне на стороне стран Четверного союза в конечном итоге обернулось для Болгарии потерей суверенитета над частью своих территорий, что и было зафиксировано в Нейиском договоре, подписанном 27 ноября 1919 г. в городке Нейи-сюр-Сен около Парижа.

Много времени союзникам потребовалось, чтобы заключить мирный договор с Венгрией. Э го было связано с драматическими событиями установления и крушения в Венгрии советской республики. Только после того, как в стране была формально восстановлена монархия, а руководителем государства (регентом трона) стал Миклош Хорти, 4 июня 1920 г. в Большом Трианонском дворце в Версале Венгрия подписала мирный договор, получивший свое название по месту заключения — Трианонский договор. Как и в случае с другими побежденными странами, Венгрия теряла часть территорий, серьезно ограничивалась численность ее вооруженных сил.

Последним и наиболее жестким по своим условиям стал подписанный 10 августа 1920 г. в пригороде Парижа Севрский договор с Турцией. Однако именно этот договор оказался первым в ряду документов, условия которых оказались пересмотренными в силу внутренних процессов, развернувшихся в стране, проигравшей Первую мировую войну.

Хотя система международных отношений, правовые основы которой были созданы в Париже и его пригородах, мыслилась создателями как глобальная и эффективная, на самом деле она таковой не являлась. В нее не была включена Советская Россия и подконтрольные ей советские республики на Украине, в Белоруссии, Закавказье и Средней Азии, в совокупности составлявшие практически всю территорию рухнувшей Российской империи, или одну шестую часть суши.

Становление внешней политики Советского государства в период заключения версальских договоренностей было обусловлено противоречивыми тенденциями, источником которых являлись как идеология советских руководителей, так и реальная внешнеполитическая обстановка, складывавшаяся вокруг России. После прихода к власти большевики рассчитывали, что русская революция станет запалом мировой революции, которая, покончив с капитализмом и национальными государствами как главным источником международных противоречий, создаст условия для гармоничного развития всего мира.

Однако надеждам на мировую революцию не суждено было сбыться. Гражданская война, а затем и начавшаяся военная интервенция вынуждали советских лидеров шаг за шагом отказываться от тех постулатов, о приверженности которым они заявляли в период подготовки революции и в начале своего правления. Постепенно, иногда даже неосознанно, большевики стали возрождать все атрибуты и инструменты национального государства: армию, спецслужбы, эффективно действующее внешнеполитическое ведомство — народный комиссариат (наркомат) иностранных дел.

В годы Гражданской войны основными задачами советской внешней политики стали освобождение оккупированных территорий, прекращение иностранной интервенции, заключение мирных договоров с сопредельными странами, поддержка дружественных режимов на окраинных территориях бывшей Российской империи, а также поддержка революционных и национально-освободительных процессов в различных частях света.

После разгрома контрреволюционных сил и ухода интервентов с территории Советской России первоочередным аспектом для мирового сообщества в русском вопросе стал экономический. Западные страны были заинтересованы в советском сырье и рынках сбыта, а Россия — в промышленных изделиях, оборудовании и технологиях. Постепенно формировавшиеся основы для взаимовыгодного сотрудничества сделали возможным интеграцию Советской России в Версальскую систему международных отношений. Именно на это советское руководство стремилось сделать ставку в своих отношениях с капиталистическим миром.

С весны 1921 г. наблюдались определенные подвижки в деле налаживания взаимовыгодных экономических отношений между РСФСР и странами Запада. Так, 16 марта 1921 г. между правительствами РСФСР и Великобритании было подписано торговое соглашение, в котором одна из ведущих держав мира не только де-факто признавала Советскую Россию, но и соглашалась с оспариваемой до этого большинством западных стран монополией советской внешней торговли. Благодаря данному соглашению создавался прецедент, опираясь на который советская сторона могла заключать аналогичные договоры с другими странами.

Косвенно заключение соглашения с Англией повлияло и на подписание 18 марта 1921 г. в Риге мирного договора, который подвел черту под советско-польской войной 1919—1921 гг. Эта война начиналась с территориальных претензий нового Польского государства на земли, когда-то входившие в состав Речи Посполитой. Фактически перед самым началом войны Верховный совет Антанты рекомендовал польской стороне установить свою восточную границу в соответствии с линией, которая была обозначена в йоте тогдашнего министра иностранных дел Великобритании Джорджа Керзона. В основе «линии Керзона» лежали этнические границы между территориями с польским большинством и областями, где большинство населения составляли украинцы и белорусы.

Однако этот совет не был услышан в Варшаве. На ранних этапах войны казалось, что поляки близки к реализации своих планов, особенно после того, как ими был захвачен Киев. Однако в 1920 г. части Красной армии перешли в контрнаступление. 10 июля 1920 г. польские власти заявили о своей готовности признать «линию Керзона» в качестве восточной границы Польши. На следующий день сам Керзон направил телеграмму наркому иностранных дел РСФСР Г. Чичерину с требованием, чтобы красноармейские части не пересекали указанную линию, грозя в противном случае оказать Польше всеобъемлющую помощь. Однако на фоне успехов частей Красной армии, активно продвигавшихся вглубь польской территории, это предложение было отвергнуто советской стороной. Советские руководители лелеяли надежду на то, что, разгромив Польшу, части Красной армии выйдут на немецкую границу, что спровоцирует начало социалистической революции в этой стране. Тем самым будет положено начало мировой революции.

Однако в августе того же года части Рабоче-крестьянской красной армии (далее — РККА) были разбиты под Варшавой. После их отступления линия фронта стабилизировалась далеко на востоке от «линии Керзона». Подписывая Рижский договор, представители РСФСР и УССР фактически признали линию, разделяющую советские и польские армии, в качестве государственной границы.

Во время советско-польской войны, а также некоторое время спустя главным политическим оппонентом советской власти в Европе оставалась Франция. Серьезным препятствием на пути налаживания нормальных взаимоотношений с ней, а также другими странами Запада, в годы Первой мировой войны являвшимися союзниками Российской империи, была проблема российского внешнего долга. Как таковая она оформилась после того, как в начале 1918 г. Всероссийский центральный исполнительный комитет принял декрет об аннулировании обязательств по государственным займам, мотивировав свои действия вмешательством западных стран во внутренние дела России. Со своей стороны западные страны не считали положения этого документа легитимными и имеющими силу. Поэтому неудивительно, что в начале 1920;х гг. советское правительство, заинтересованное в налаживании нормальных экономических отношений с ведущими державами мира, вынуждено было хотя бы признать правомочность обсуждения этого вопроса. В октябре 1921 г. правительствам Великобритании, Франции, Италии, Японии и США была направлена нота, в которой предлагалось созвать международную конференцию для урегулирования взаимных претензий и выработки мирного договора.

В начале 1922 г. на встрече, состоявшейся в Каинах, страны Антанты договорились о созыве в Генуе весной того же года экономического форума европейских стран. На конференцию наряду со вчерашними противниками Антанты планировалось пригласить и вчерашнего союзника — Советскую Россию.

Тем временем в другой части земного шара, в Вашингтоне, с 12 ноября 1921 г. по 6 февраля 1922 г. проходила международная конференция с участием США, Великобритании, Японии, Франции, Италии, Китая, Бельгии, Португалии и Голландии. Участники саммита обсудили и подписали ряд документов, касающихся распределения сфер влияния на Дальнем Востоке и в бассейне Тихого океана. В частности, 13 декабря 1921 г. США, Великобритании, Франция и Япония подписали «Договор четырех держав» сроком на 10 лет, который предусматривал совместную защиту владений этих стран в Тихом океане.

«Договор пяти держав», подписанный 6 февраля 1922 г. США, Англией, Японией, Францией и Италией, предусматривал параметры сокращения морских вооружений, особенно линейных кораблей. Хотя первоначально документ касался только подписавших его стран, со временем прописанные в Вашингтонском договоре тактико-технические требования, предъявляемые к строительству военных кораблей, стали важным фактором международной безопасности.

Следующее соглашение между США, Великобританией, Францией, Японией, Бельгией, Италией, Голландией, Португалией и Китаем — «Договор девяти держав» также было подписано 6 февраля 1922 г. Согласно этому договору страны-подписанты обязывались уважать суверенитет и единство Китая, а также соблюдать принцип «открытых дверей» в этой стране.

Таким образом, в целом система, получившая название Версальско-Вашингтонской, сложилась к 1922 г.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой