Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Общая характеристика норм и принципов, формирующих морское экологическое право

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отметим при этом, что Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. закрепляет противоправность любого затопления судов, самолетов, платформ или других искусственных сооружений, находящихся в море, преднамеренного сброса в морскую среду особо опасных отходов, содержащих, в частности, радиоактивные вещества, органогалогенные компоненты, ртуть, кадмий… Читать ещё >

Общая характеристика норм и принципов, формирующих морское экологическое право (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Анализ правовых источников, регламентирующих защиту и сохранение морской среды от загрязнения, позволяет утверждать, что экологическая безопасность в процессе деятельности человека на море достигается соблюдением правовых предписаний, содержащихся в соглашениях государств по защите морских экосистем от загрязнения, имплементированных в национальный закон или иной нормативный акт, изданный органами государственной власти.

Первую группу составляют предписания, содержащиеся в многосторонних международных договорах, регулирующих общие вопросы сотрудничества госуГлава 6. Морское экологическое право дарств по защите морских экосистем от загрязнения. Прежде всего к этой группе относятся положения ч. XII КМП-82 и положения ст. 24 и 25 Конвенции об открытом море 1958 г.

Вторая группа норм включает категорическую формулу, запрещающую загрязнение морских экосистем конкретными представляющими особую опасность для Мирового океана токсическими поллютантами (радиоактивные вещества, нефть и др.). К актам, содержащим такие нормы, можно отнести Международную конвенцию по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г., MARPOL и др.

Отметим при этом, что Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. закрепляет противоправность любого затопления судов, самолетов, платформ или других искусственных сооружений, находящихся в море, преднамеренного сброса в морскую среду особо опасных отходов, содержащих, в частности, радиоактивные вещества, органогалогенные компоненты, ртуть, кадмий, нефть и нефтепродукты, устойчивые пластики и другие синтетические материалы. Только под тщательным контролем могут сбрасываться свинец, цинк, медь и некоторые другие вредные вещества. Причем затопление громоздких отходов также требует специального разрешения. В этом многостороннем соглашении особо подчеркивается, что сброс в море вредных отходов и других материалов, перечисленных в Приложениях I—III к Конвенции, возможен только в исключительных случаях, когда такой сброс представляется единственным способом предотвращения угрозы безопасности человеческой жизни, судна, самолета, платформы или других искусственных сооружений на море в случае форс-мажора, вызванного непогодой или другими причинами, представляющими опасность для жизни людей или реальную угрозу безопасности судна, самолета. Причем сброс особо опасных веществ и материалов, перечисленных в Приложении I, в случае крайней необходимости, представляющей неприемлемый риск здоровью человека, возможен, но государство обязано проконсультироваться с соответствующими странами и международными организациями, и только после этого ему может быть выдано разрешение на такой сброс. Следует отметить, что в Конвенции не нашел отражения вопрос о порядке разрешения споров, регламентации ответственности, и это, безусловно, является ее недостатком. К тому же ее положение не распространяется на случаи удаления в море опасных отходов, являющихся результатом нормальной эксплуатации ядерных судов.

Запрещающие нормы другого многостороннего договора — MARPOL — распространяются на преднамеренный и случайный сброс нефти и других вредных веществ с судов, стационарных и других плавучих платформ. Положения этого документа не применяются к случаям загрязнения морских экосистем при изыскании и разработке минеральных ресурсов морского дна, сточными водами, исключая вынос рек, к случаям затопления, попадающим под действие Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. В MARPOL закреплены правила, запрещающие сброс ядовитых жидких веществ (за исключением радиоактивных) в пределах 12 миль от ближайшего берега и в особых районах (районах Балтийского и Черного морей) (правило 5 Приложения II), а также обязательства государств по установлению соответствующих стандартов сброса мусора и сточных вод с судов. Конвенцией регламентированы определенные максимальные расстояния от берега (от 12 до 25 миль), где допускается сброс всех основных видов мусора (пищевых отходов, ветоши, стекла и др.) и установлены правила, полностью исключающие сброс отдельных видов предметов. Например, запрещается сбрасывать все виды пластмасс, включая синтетические тросы, синтетические рыболовные сети и пластмассовые мешки для мусора. Особо предусмотрено, что в пределах от 4 до 12 миль от берега сточные воды перед сбросом должны быть продезинфицированы, а содержащиеся в них твердые вещества измельчены.

К третьей группе норм относятся предписания, устанавливающие запрет на загрязнение морских экосистем определенных районов Мирового океана. В частности, это Соглашение о сотрудничестве в борьбе с загрязнением Северного моря нефтью 1969 г., Хельсинская конвенция по защите морской среды района Балтийского моря 1974 г. и др.

Четвертую группу норм составляют предписания многосторонних международных договоров универсального и регионального характера, которыми установлена противоправность радиоактивного загрязнения морских экосистем непосредственно в связи с деятельностью вооруженных сил государств в Мировом океане. Такие нормы содержатся в ст. 4 Договора об Антарктике 1959 г., который устанавливает в районе южнее 60-й параллели ю. ш. запрет на удаление с военных кораблей радиоактивных отходов любой степени активности. Запретительные нормы по радиоактивному загрязнению морских экосистем также содержатся в ряде многосторонних международных договоров:

  • — в Московском договоре о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963 г. (ст. 1);
  • — Женевском протоколе о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств от 17 июня 1925 г., где дан перечень средств массового уничтожения, включающий и ядерное оружие как средство ведения войны;
  • — Договоре о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 г.;
  • — Договоре между СССР и США об ограничении подземных испытаний ядерного оружия от 3 июля 1974 г. (мощностью не свыше 150 кт);
  • — Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г., который содержит категорические предписания государствам принять эффективные меры в направлении ядерного разоружения, а также при исследовании и использовании космического пространства избегать его вредного загрязнения и действовать таким образом, чтобы не допускать неблагоприятных изменений земной среды, в том числе и морских экосистем.

Значительным шагом по обеспечению экологической безопасности в Мировом океане следует считать многосторонний Международный договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения от 11 февраля 1971 г., в котором закреплены согласованные между государствами обязательства по использованию дна морей и океанов в мирных целях, дальнейшему предотвращению распространения гонки ядерных вооружений на дно морей и океанов. Принципиальным представляется положение о том, что государствам, в соответствии со ст. 1 Договора, запрещается размещать на дне морей и океанов (а также в его недрах за пределами 12 морских миль) какое-либо ядерное оружие или любые другие виды оружия массового уничтожения, а также сооружения, пусковые устройства и любые другие устройства, специально предназначенные для хранения, испытания или применения такого оружия.

Следует указать и на ряд иных норм международного права, позитивно влияющих на обеспечение защиты экологической среды. Так, среди норм, регулирующих использование определенных видов оружия, влияющего на морские экосиГлава 6. Морское экологическое право стемы, можно выделить бактериологическое и токсинное оружие. Действующие нормы международного права запрещают государствам-участникам разрабатывать, производить, накапливать, приобретать и сохранять бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие, оборудование или средства доставки, предназначенные для использования таких агентов или токсинов во враждебных целях или в вооруженных конфликтах (ст. 1 Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении от 10 апреля 1972 г.).

Наконец, следует особо выделить запретительные нормы международного права, направленные на недопущение враждебного использования средств воздействия на природную среду. Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (Женева, 18 мая 1977 г.) нацелена на запрет любого враждебного использования средств воздействия на природную среду с целью устранения опасностей для человечества от такого использования. Термин «средства воздействия на природную среду» относится к любым средствам для изменения путем преднамеренного управления природными процессами — динамики, состава или структуры Земли, включая ее биоту, литосферу, гидросферу и атмосферу, или космического пространства (ст. II). Государства — участники Конвенции взяли на себя обязательства не помогать, не поощрять и не побуждать любое государство, группу государств или международную организацию к осуществлению деятельности, противоречащей целям Конвенции (ст. I). Каждое государство — участник Конвенции взяло обязательства принять любые меры, которые оно сочтет необходимыми в соответствии со своими конституционными процедурами, по запрещению и предотвращению любой деятельности, противоречащей положениям настоящей Конвенции, под его юрисдикцией или под его контролем, где бы то ни было (ст. IV).

Кроме многосторонних, следует обратить внимание и на ряд двусторонних соглашений между государствами в области различных аспектов военной деятельности, строгое выполнение которых, безусловно, способствует эффективному соблюдению принципов международного морского экологического права. Среди таких соглашений необходимо выделить: Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США от 30 сентября 1971 г., Соглашение о предотвращении ядерной войны, заключенное между СССР и США от 22 июня 1973 г. (в соответствии с ним стороны взяли на себя обязательства исключить возникновение ядерной войны между каждой из сторон и другими странами), советско-американское Соглашение о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним от 25 мая 1972 г. и Протокол к нему от 22 мая 1973 г. и др., а также последующие аналогичные соглашения, заключенные с другими странами.

Пятую группу норм составляют предписания международного права, запрещающие вооруженным силам государств причинять какой-либо вред природным и морским экосистемам непосредственно в период вооруженных конфликтов. Среди действующих норм международного права в этой области укажем на Дополнительный протокол 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г., касающимся защиты жертв в международных вооруженных конфликтах (Протокол II). В п. 3 ст. 35 (Протокол I) определяется принцип, согласно которому вооруженным силам государств запрещается во время вооруженных конфликтов применять методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде. Средством реализации этого принципа является и содержащаяся в Дополнительном протоколе II (ст. 15) норма, согласно которой вооруженным силам государства запрещается в качестве объекта нападения использовать содержащие опасные силы установки и сооружения, к которым относятся плотины, дамбы и атомные электростанции. Причем это запрещение распространяется и на военные объекты.

Закрепляя это положение в нормах международного права, государства-участники, прежде всего, стремились оградить от напрасных жертв гражданское население. При этом несомненно учитывается и экологический фактор, так как освобождение неуправляемых опасных сил ведет к тяжелым потерям среди личного состава вооруженных сил и гражданского населения.

Другим важным международно-правовым актом, указывающим на недопустимость превращения в объект нападения природных экосистем, является Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, 1980 г., принятая на Конференции ООН по запрещению или ограничению конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие. В соответствии с п. 4 ст. 2 Протокола III к Конвенции о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия вооруженными силами государств 1980 г. запрещается превращать в объект нападения с применением зажигательного оружия леса или другие виды растительного покрова. При этом запрещение не распространяется на вооруженные силы государств, если такие природные элементы используются для того, чтобы укрыть, скрыть или замаскировать комбатантов или другие военные объекты.

Анализ нормативного массива, определяющего содержание морского экологического права, позволяет утверждать, что складывается ряд императивных норм, способных в недалеком будущем сформировать основные принципы морского экологического права, а именно:

  • 1) приоритет обеспечения экологической безопасности в процессе эксплуатации морской среды и ресурсов дна;
  • 2) немедленное уведомление других государств, а также компетентных международных организаций о случаях, когда морская среда подвергается неминуемой опасности или когда ей нанесен ущерб в результате загрязнения;
  • 3) загрязнитель платит;
  • 4) предоставление преимуществ развивающимся государствам в целях предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды или сведения к минимуму его последствий;
  • 5) обязательность вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью с целью предотвращения (минимизации) загрязнения морской среды.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой