Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методика воспитания духовного и нравственного компонента профессиональной компетентности будущих рабочих и специалистов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Этика (от греч. cthika — обычай, нравственный характер) — учение о нравственности, морали. Она учит человека оценивать всякую ситуацию, чтобы сделать возможными этически (нравственно) правильные поступки. Формирование последних и есть цель нравственного воспитания в пачалыюй ступени средней профессиональной школы, так как этическое поведение состоит в осуществлении этических ценностей. Эти… Читать ещё >

Методика воспитания духовного и нравственного компонента профессиональной компетентности будущих рабочих и специалистов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Воспитание — великое дело: им решается участь человека.

В. Г. Белинский

В соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) важнейшую роль играют личностные характеристики обучающихся в системе среднего профессионального образования, во многом определяющие уровень сформированности общекультурных и профессиональных компетенций выпускников. К ним ученые относят духовнонравственные, являющиеся своего рода стержнем личности рабочего или специалиста.

Специфика духовного и нравственного воспитания обучающихся в колледже

В условиях рыночной экономики работодатели ждут выпускников профессиональных училищ, лицеев, колледжей прежде всего добросовестных, имеющих высокий уровень ответственности за свою работу, следующих указаниям профессиональной совести.

Выработать у учащихся, студентов системы начального и среднего профессионального образования духовный стержень, позитивное отношение к рабочей профессии возможно лишь в условиях организации духовного и нравственного воспитания будущих рабочих и специалистов.

Методика воспитательной работы, теоретическое и производственное обучение, организация производственной практики обучающихся выступают средством целенаправленного воспитания духовных и нравственных ценностей, которые во многом определяют духовные и нравственные нормы, существующие в современных корпорациях, фирмах, предприятиях.

Профессиональная подготовка учащихся профессиональных училищ и лицеев, студентов колледжа направлена сегодня в большей мере па формирование профессиональных компетенций, умений, навыков, опирается на духовные и нравственные нормы, существующие в профессиональных училищах, лицеях, колледжах.

Как справедливо отмечает А. М. Новиков, «с российским образованием сложилась весьма опасная ситуация, угрожающая национальной безопасности страны. Причина заключается в том, что государственный аппарат России пытается скопировать западные модели, в том числе и в сфере образования».

Начальное и среднее профессиональное образование на наш взгляд, становится товаром и перспективой дальнейшего умножения инвестиций, а профессиональное воспитание и самовоспитание, нравственное развитие человеческой личности будущего рабочего зачастую считается делом, весьма отдаленно относящимся к профессиональному училищу, лицею, колледжу. При этом молчаливо предполагается, что функция воспитания, особенно духовного, должна выполняться исключительно семьей.

Однако может ли современная семья в полной мерс справиться с этой задачей? Думается, что нет. Тем более, что речь идет о профессиональном воспитании, в основе которого лежит уровень общей культуры будущего рабочего и специалиста. Современная семья, которая поставляет абитуриентов для профессионального училища, лицея, колледжа зачастую является неполной и неблагополучной. Отсюда очень часто у будущих рабочих и специалистов возникают сложности с овладением рабочей профессией. Они проявляют отрицательное отношение к учебной и трудовой деятельности, к будущей профессии. Поведение молодых людей, воспитанных в таких семьях, носит во многом асоциальный характер.

Пьянство, наркомания, курение, преступный характер поведения подростков из неблагополучных семей — это показатель низкого духовного и нравственного уровня развития молодых людей, которые приобретают рабочую профессию, овладевают профессиональным мастерством, профессиональными компетенциями.

Философ, патриот России Ильин И. А. писал, что образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов; оно вооружает противодуховные силы, оно развязывает и поощряет в человеке волка.

Основной средой, в которой закладываются основы мировоззрения будущих рабочих, специалистов предприятий, фирм, корпораций, является начальная ступень профессиональной школы. Именно благодаря профессиональному училищу, лицею, колледжу молодой человек может научиться преодолевать соблазны эпохи постмодернизма, получить в противовес попкультуре, с которой он соприкасается посредством телевидения, рекламы и журналов, нравственный стержень, на основе которого может сформироваться его мировоззрение. Поэтому очень важно, чтобы в профессиональных училищах, лицеях, колледжах фундаментом профессиональной подготовки, формирования профессиональных компетенций, стало духовное и нравственное просвещение, в том числе и за счет преподавания Основ православной культуры, использования опыта православного воспитания в России.

Духовное воспитание будущих рабочих — токарей, слесарей, швей, закройщиков, столяров, поваров и т. п. — это проявление человечности, доброты, искренности, теплоты, открытости всех работников профессионального училища, лицея, колледжа, от директора до младшего обслуживающего персонала. Духовность человека основывается на широте взглядов, эрудиции, культуре, общем развитии личности. 11отеря ее равнозначна потере человечности. Дело в том, что длительный кризис духовности у отдельной личности ведет к ее деградации. Духовность несовместима с черствостью, эгоизмом, ориентацией на материальные выгоды.

Профессиональное училище, лицей, колледж совместно с семьей, общественными организациями должны заботиться о выращивании духовного потенциала каждого конкретного обучаемого, о приобретении и достижении им духовной культуры.

Производство и распространение духовных ценностей, удовлетворение духовных потребностей, моральные нормы и традиции, идеи, чувства — это основание для формирования нравственных представлений человека, выработки им правил и норм профессионального поведения и культуры (Ю.В. Колесников).

По мнению президента Российской академии образования Н. Д. Никандрова, православные ценности являются основой воспитания. Сегодня без взаимодействия с Церковью российское образование в полной мере не может успешно решить задачи духовного обновления нации.

Воспитание совестливого, ответственного, добросовестного и в то же время компетентного рабочего, специалиста основная, ведущая задача профессионального училища, лицея, колледжа. Без ее успешного решения очень сложно учесть потребности и запросы работодателей, руководителей бизнеса в порядочных и духовно развитых выпускниках профессиональных образовательных учреждений.

Создание в России теории и практики духовного становления подрастающего поколения требует усиления внимания и семье, создания для нее необходимых условий формирования православных ценностей и традиций.

Действительно, духовное и нравственное развитие рабочего, специалиста — это показатель сформированное™ на предприятии, фирме, корпорации духовных и нравственных ценностей, удовлетворения духовных потребностей.

Опыт показывает, что духовное воспитание и удовлетворение духовных потребностей у человека связано с работой над собой, систематическим профессиональным самовоспитанием и самообразованием. Без этого практически невозможно управлять духовными и нравственными достижениями, воспитанием и перевоспитанием человека.

Самовоспитание — основа перевоспитания человека. Оно должно основываться на духовных ценностях и потребностях личности. Компетентного работника без воспитания его духовного стержня воспитать в начальной ступени средней профессиональной школе практически невозможно.

Нравственное воспитание будущих рабочих и специалистов в системе начального и среднего профессионально образования опирается на духовное и во многом зависит от уровня развития личности будущего рабочего, специалиста.

Нравственность человека, как и его духовность, воспитываются «с пеленок». Это добровольное, самодеятельное согласование чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями со- 1раждан, их интересом и достоинством, с интересом и достоинством всего общества в целом. Сущность нравственности является предметом этики.

Этика (от греч. cthika — обычай, нравственный характер) — учение о нравственности, морали. Она учит человека оценивать всякую ситуацию, чтобы сделать возможными этически (нравственно) правильные поступки. Формирование последних и есть цель нравственного воспитания в пачалыюй ступени средней профессиональной школы, так как этическое поведение состоит в осуществлении этических ценностей. Эти ценности нужно, по мнению философов, искать как во всех ситуациях, так и в личности. Этика способствует пробуждению оценивающего сознания.

В самостоятельной профессиональной деятельности рабочему, специалисту приходится постоянно сталкиваться с производственными и жизненными ситуациями, когда нужно лукавить, спешить, обманывать, выполнять порученное дело, задание с ленцой, не всегда добросовестно. Работнику, у которого выработано нравственное чувство и сознание, напротив, доступно понимание ценности. Он, как верно подчеркивают философы, выступает в роли мудреца, имеющего тонкий вкус, нежный орган для восприятия ценности рабочей профессии. Воспитанный и профессионально культурный рабочий не сможет нарушить выработанные в трудовом коллективе моральные нормы. Недифференцированное оценивающее сознание оказывается для каждого работника функцией его воли, так как воля может быть действенной только будучи направленной на ценность. Именно эти этические ценности, значения которых раскрываются благодаря профессиональному воспитанию и надо выращивать в рабочем человеке.

Как отмечают философы, этические чувства сами собой располагаются в иерархическую лестницу, своего рода «пирамиду» ценностей, базис которой образуют бессознательно осуществляемые жизненные ценности (воля к жизни, потребность в пище, половая потребность и т. д.) на вершине которой располагается высшая ценность. Этические ценности — это ценности убеждения и поведения. Всякая этическая ценность, познанная как таковая, направляет этическую энергию работника на себя и требует от человека своего осуществления. Поскольку то, что было всегда высоконравственным, а сегодня может считаться безнравственным говорит о том, что нравственным сознанием обучаемого надо управлять и воспитывать в нем сегодня прежде всего такие ценности, которые лежат в основе его профессиональной компетентности и способствуют профессиональному росту и карьере.

Научный подход к профессиональному воспитанию обучающихся учреждений профессионального образования позволяет вырастить у будущего рабочего, специалиста ценности, которые во многом определяют, с одной стороны, уровень его профессиональной компетентности, а с другой, — позволяют более точно сформировать у себя представление о рабочемпрофессионале нового типа, который в полной мере будет соответствовать требованиям работодателя, успешно конкурировать на рынке труда.

Группа таких ценностей, объединенных в этой основной сущности, создает нравы, господствующую мораль. Осуществление ценностей состоит в том, чтобы следовать требованию, исходящему от ценности и подчинять этому требованию повседневную работу. В этом случае выпускник профессионального лицея, училища, папример, такие ценности, как честность, ответственность не только признает как добродетель, но и последовательно поступает в соответствии с этой нравственной ценностью.

Выбор между многими ценностями в тех или иных производственных ситуациях требует от нравственного рабочего, специалиста, чтобы он осуществил ту ценность, которая для своего осуществления требует наибольшей нравственной силы (например, ответственность). Требуемая сила свидетельствует о том, что данная ценность для конкретного работника приобретает большее значение, чем другие ценности, из которых он может свободно выбирать.

Профессиональная этика рабочего, специалиста в свою очередь, основывается только на тех ценностях, которые позволяют работнику выполнять порученные задания высоконравственно, не нарушая трудовой морали. Однако при этом важно понять, что профессиональная этика нс может основываться только на позитивных заповедях религиозного характера, а целиком и полностью определяется спецификой и архитектоникой производства, профессиональной деятельности, стратегией развития компании или корпорации.

Ценность — то, что с точки зрения философов, является стоящим над всем к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением (П. Менцер), она является с точки зрения философов не свойством какой-либо вещи, а сущностью и одновременно условием полноценного бытия объекта. Наличие множества человеческих потребностей и способов чувствования объединяет существование разнообразных оценок: то, что для одного имеет большую ценность, для другого — малую или вообще никакой.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой