Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Анализ конкурентоспособности компании

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Конкурентоспособность фирмы как производственной системы есть характеристика ее жизнестойкости, умения формировать и поддерживать конкурентные преимущества, приспосабливаться к изменяющимся рыночным условиям, удовлетворять запросы потребителей на более высоком, чем они, уровне, противостоять их действиям, а следовательно, обеспечить себе лучшее положение и более высокие финансовые результаты. Она… Читать ещё >

Анализ конкурентоспособности компании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наличие конкурентных преимуществ является предпосылкой достижение фирмой и ее продуктом необходимого уровня конкурентоспособности.

Конкурентоспособность — понятие многогранное. В наиболее общем смысле ее можно рассматривать как возможность объекта, субъекта или процесса, благодаря имеющимся у них качествам и свойствам, представляющим интерес для потребителя, удовлетворять его запросы на более высоком уровне, чем эго могут сделать соперники.

В то же время превышение существующих стандартов не всегда увеличивает конкурентоспособность, а наоборот, может ее и снизить за счет дополнительных расходов.

Конкурентоспособность — это также философия работы, исходящая из знания нужд потребителя, поведения конкурентов, состояния и тенденций рынка и окружения фирмы в целом, собственных возможностей в деле создания и доведения до покупателя нужного ему товара.

Конкурентоспособность относительна, различается по уровням, познается только в сравнении, путем сопоставления с эталоном; абсолютной конкурентоспособности не существует.

Различается текущая и перспективная конкурентоспособность (последняя обусловлена наличием конкурентного потенциала, должна быть опережающей и достаточно продолжительной). Поэтому во избежание негативного развития событий всегда должен существовать и поддерживаться потенциал конкурентоспособности, позволяющий сохранить или повысить ее в долгосрочном периоде, эффективно функционировать на рынке и увеличивать свою рыночную долю.

Задачей стратегического анализа конкурентоспособности является глубокое изучение обеспечивающих ее факторов.

Расчетный пример

Оценка конкурентоспособности организации по невзвешенным и взвешенным рейтингам

1. Оцените конкурентоспособность вашей организации, но невзвешенным рейтингам, используя десятибалльную систему оценки, и заполните табл. 7.3.

Оценка конкурентоспособности вашей организации по невзвешенным рейтингам*

Таблица 73

Ключевые факторы успеха.

Ваша компания.

Конкурент 1.

Конкурент 2.

Конкурент 3.

Конкурент 4.

Развитие в соответствии с миссией и стратегическими целями.

Наличие ноу-хау, позволяющих обеспечить качество продукции.

Инновационные технологии и возможности увеличения производительных мощностей.

Привлечение и удержание новых клиентов.

Наличие дилерской сети.

Поддержание успешных отношений с сильными поставщиками.

Наличие возможностей привлечения внешнего инвестирования на выгодных условиях.

Финансовая устойчивость.

Возможность обновления ассортимента продукции для замещения на внутреннем рынке.

Общий взвешенный рейтинг кон курентоспособности.

* Примечание: 1 — очень слабая позиция, 10 — очень сильная позиция.

2. Оцените конкурентоспособность организации по взвешенным рейтингам, используя десятибалльную систему оценки, и заполните табл. 7.4.

Таблица 7.4

Оценка конкурентоспособности вашей организации по взвешенным рейтингам*

Ключевые факторы успеха.

Вес.

Ваша организация.

Конкурент 1.

Конкурент 2.

Конкурент 3.

Конкурент 4.

Развитие в соответствии с миссией и стратегическими целями.

0,10.

8/0,80.

3/0,30.

7/0,70.

6/0,60.

8/0,80.

Наличие ноу-хау, позволяющих обеспечить качество продукции.

0,10.

10/1,00.

7/0,70.

10/1,00.

4/0,40.

8/0,80.

Инновационные технологии и возможности увеличения производительных мощностей.

0,15.

6/0,90.

8/1,20.

8/1,20.

5/0,75.

7/1,05.

Привлечение и удержание новых клиентов.

0,10.

10/1,00.

3/0,30.

7/0,70.

5/0,50.

10/1,00.

Наличие дилерской сети.

0,05.

6/0,30.

6/0,30.

10/0,50.

5/0,25.

8/0,40.

Поддержание успешных отношений с сильными поставщиками.

0,10.

10/1,00.

4/0,20.

10/1,00.

5/0,50.

8/0,80.

Наличие возможностей привлечения внешнего инвестирования на выгодных условиях.

0,10.

10/1,00.

6/0,60.

7/0,70.

3/0,30.

8/0,80.

Финансовая устойчивость.

0,20.

8/1,60.

6/1,20.

8/1,60.

3/0,60.

6/1,20.

Возможность обновления ассортимента продукции для замещения на внутреннем рынке.

0,10.

10/1,00.

4/0,40.

8/0,80.

3/0,30.

8/0,80.

Общий взвешенный рейтинг конкурентоспособности.

1,00.

8,60.

5,9.

8,2.

4,2.

7,1.

* Примечание: 1 — очень слабая позиция, 10 — очень сильная позиция.

Вывод: но экспертным оценкам конкурентоспособность вашей организации достаточно высокая, обеспечена за счет наличия ноу-хау, поддержания партнерских отношений с сильными поставщиками, обновления ассортимента продукции для замещения на внутреннем рынке.

С точки зрения объекта можно говорить о конкурентоспособности продукта, создавшей его производственной системы (фирмы, предприятия).

Можно также рассматривать конкурентоспособность сферы деятельности компании (отрасли или региона), характеризующейся в первую очередь ее инвестиционной привлекательностью.

Конкурентоспособность фирмы как производственной системы есть характеристика ее жизнестойкости, умения формировать и поддерживать конкурентные преимущества, приспосабливаться к изменяющимся рыночным условиям, удовлетворять запросы потребителей на более высоком, чем они, уровне, противостоять их действиям, а следовательно, обеспечить себе лучшее положение и более высокие финансовые результаты. Она зависит от конкурентоспособности всех видов ресурсов и умения оптимально их комбинировать.

Конкурентоспособность можно рассматривать как внешнюю (умение максимально успешно использовать возможности и справляться с угрозами) и внутреннюю (умение создавать потенциал, обеспечивающий конкурентные преимущества).

Факторы как внешней, так и внутренней конкурентоспособности необходимо тщательно анализировать на предмет их эффективности. Внешние факторы можно разделить:

  • • на макроэкономические (имеют значение для фирм, участвующих в международной конкуренции);
  • • отраслевые;
  • • территориальные.

К внешним макроэкономическим факторам можно отнести:

  • • благоприятную социально-политическую обстановку в стране и регионе;
  • • передовую структуру и динамичное развитие национальной экономики в целом и отдельных рынков;
  • • поддержку отечественного предпринимательства со стороны государства;
  • • наличие в стране необходимых производственных и финансовых ресурсов и доступа к ним;
  • • высокий спрос;
  • • развитую инфраструктуру (транспорт, связь и пр.).

К мезоэкономическим (отраслевым и рыночным) факторам конкурентоспособности можно отнести:

  • • потенциально высокую емкость соответствующих рынков и их высокую адаптивность к новинкам;
  • • легкость доступа на них, низкий уровень входных барьеров;
  • • возможность экономии на масштабах производства;
  • • прочность конкурентных позиций на существующих рынках.

Достигнутая одной или несколькими фирмами высокая конкурентоспособность имеет свойство распространяться и на их окружение — поставщиков, потребителей конкурентов. В итоге формируется кластер — сообщество фирм тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга.

К территориальным факторам конкурентоспособности (мезоэкономическим) можно отнести:

  • • благоприятные естественные условия деятельности;
  • • удобное местоположение, близость к основным коммуникациям;
  • • высокую обеспеченность трудовыми ресурсами;
  • • благожелательное отношение местных властей и населения и пр.

Основными внутренними для компании {микроэкономическими) факторами конкурентоспособности фирмы являются:

  • • передовой технический и технологический уровень производства;
  • • высокое качество всех видов ресурсов, умение их оптимально комбинировать и эффективно ими управлять в рамках производственного процесса;
  • • своевременная и точная оценка потребительского спроса, прогноза его динамики и оптимизация на этой основе продаж;
  • • мощная производственная база;
  • • финансовая устойчивость;
  • • положительная деловая репутация и имидж;
  • • широкая номенклатура, высокое качество продукции при сравнительно низких издержках на всех стадиях производственного цикла;
  • • применение современных методов организации и управления, информационных технологий;
  • • значительная суммарная доля главных видов бизнеса;
  • • активная инновационная деятельность;
  • • наличие крупных финансовых ресурсов;
  • • эффективная маркетинговая политика (ценовая, ассортиментная, рекламная и пр.);
  • • четкая организация сбыта (собственная сеть, эффективная реклама, широкий товарный ассортимент, красивая упаковка, надежное гарантийное обслуживание);
  • • способность разрабатывать новые продукты, обладание уникальными авторскими правами, патентами, лицензиями, ноу-хау, зарегистрированными моделями, коммерческими секретами, опытом;
  • • наличие высокой организационной культуры, благоприятной репутации, имиджа;
  • • высокая заинтересованность сотрудников.

Необходимо анализировать конкурентоспособность как фирмы (производственной системы) в целом, так и ее отдельных составляющих.

Общая конкурентоспособность фирмы может быть обусловлена синтезом:

  • • позиционной конкурентоспособности на ресурсных и товарных рынках, которая зависит от емкости и однородности рынка, легкости доступа на него, превосходства производимого продукта, уровня конкурентной позиции предприятий, уже работающих на данном рынке, и пр.;
  • • конкурентоспособности применяемых технологий производства и управления;
  • • динамической конкурентоспособности, которая определяется способностью к самообучению, ассимиляции информации, инновациям, изменениям структуры и процессов.

Анализ конкурентоспособности фирмы должен показать, насколько она может:

  • • соответствовать ожиданиям клиентов, тенденциям изменения потребительского поведения, спроса;
  • • организовать производство товара с оптимальным соотношением цены и качества;
  • • создавать и удерживать технологическое превосходство над конкурентами путем своевременного обновления применяемых технологий;
  • • приобретать и сохранять долгосрочные конкурентные преимущества; успешно противостоять соперникам;
  • • проводить эффективную маркетинговую политику, оптимизирующую объем продаж и снижающую расходы по сбыту;
  • • сокращать затраты;
  • • формировать эффективный кадровый потенциал и пр.

Целесообразно анализировать не только саму конкурентоспособность, но и ее уровень.

Расчетный пример Определение уровня конкурентоспособности строительной организации Задание

Российская строительная организация «Домашний уют» провела экспертную оценку по десятибалльной системе основных показателей деятельности своей организации и компании лидера на рынке. Результаты экспертной оценки приведены в табл. 7.5.

Необходимо определить:

а) интегральный показатель конкурентоспособности, используя следующую формулу:

Анализ конкурентоспособности компании.

где О; — оценка одного показателя работы организации; а, — значимость данного показателя, определенная методом экспертных оценок.

б) уровень конкурентоспособности К, используя следующую формулу:

Таблица 7.5.

Таблица 7.5.

Экспертная оценка результатов деятельности строительной организации «Домашний уют» и организации — лидера на рынке.

Показатели деятельности.

Организация-лидер

Организация «Домашний уют».

Значимость показателя, а,.

Доля на рынке.

0,4.

Количество постоянных клиентов.

0,2.

Объем продаж.

0,1.

Уровень востребованности.

0,2.

Рентабельность.

0,1.

Решение

1. Определение интегрального показателя конкурентоспособности организациитидера:

Анализ конкурентоспособности компании.

2. Определение интегрального показателя конкурентоспособности организации «Домашний уют»:

Анализ конкурентоспособности компании.

3. Определение уровня конкурентоспособности (К) строительной организации «Домашний уют» по отношению к уровню организации-лидера рынка: Анализ конкурентоспособности компании.

Первым уровнем конкурентоспособности обладают небольшие компании, занимающие на рынке ограниченную нишу и не вступающие ни с кем в конкурентную борьбу до тех пор, поскольку к этой нише не проявляется интерес со стороны других экономических субъектов.

В этом случае необходимо выяснить, способна ли фирма превзойти стандарты, предложенные конкурентами в области качества, соблюдения сроков поставок, цен, издержек производства, уровня обслуживания и т. п. Если такой возможности нет, считается постоянный поиск все новых и новых ниш позволяет им поддерживать свою конкурентоспособность и остаться «на плаву».

Фирмы второго уровня конкурентоспособности характеризуются максимальным заимствованием технических приемов, технологий и методов организации производства ведущих компаний. Но их успех во многом зависит от эффективности управления и организации производства в самом широком смысле. Поскольку технических и технологических изменений в этом случае не происходит, долго удерживать свои конкурентные позиции фирма не в состоянии.

Фирмы высшего уровня конкурентоспособности (лидеры и их преследователи) оказываются впереди конкурентов на многие годы. Это компании мирового уровня, известные во всех странах своей продукцией высочайшего качества.

К анализу и оценке конкурентоспособности компании существует несколько подходов:

  • 1) целевой подход. Рассматривает ее с точки зрения возможности достижения фирмой рыночных целей, например, занятия определенной позиции;
  • 2) подход с точки зрения теории систем. Конкурентоспособность определяется адаптивностью организации к требованиям системы более высокого порядка (внешняя среда);
  • 3) многопараметрический подход. В соответствии с ним организация тем конкурентоспособнее, чем в большей степени ее параметры превосходят такие параметры соперников. Речь идет о способности:
    • • соответствовать ожиданиям клиентов, тенденциям изменения потребительского поведения, спроса;
    • • организовать производство товара с оптимальным соотношением цены и качества;
    • • создавать и удерживать технологическое превосходство над конкурентами путем своевременного обновления применяемых технологий;
    • • приобретать и сохранять долгосрочные конкурентные преимущества; успешно противостоять соперникам;
    • • проводить эффективную маркетинговую политику, оптимизирующую объем продаж и снижающую расходы, но сбыту;
    • • сокращать затраты;
    • • формировать эффективный кадровый потенциал и пр.

Практический пример

Оценка конкурентоспособности организации

В табл. 7.6 приводятся данные оценки конкурентоспособности организации «Л» и ее главного конкурента по пятибалльной шкале.

Таблица 7.6

Оценка конкурентоспособности организации

Группа факторов оценки.

Критерии оценки.

Организации.

Организация.

«А».

Главный конкурент.

Полити;

ческие факторы.

Средняя оценка политических факторов.

2,8.

2,2.

Вероятность политических изменений.

Лоббирование интересов.

Вероятность влияния на политику местной власти.

Влияние государства на уровень конкуренции в отрасли.

Влияние профсоюзных организаций на политику.

Эконо;

мические факторы.

Средняя оценка экономических факторов.

3,8.

3,4.

Благоприятная экономическая ситуация.

Развитие в соответствии со стратегией и программой экономического развития.

Близость к транспортной сети.

Эффективная система налогообложения.

Надежность энергоснабжения.

Технико;

техноло;

гические факторы.

Средняя оценка технико-технологических факторов.

3,6.

2,6.

Уровень инноваций и технологического развития отрасли.

Обновление используемых технологий.

Предложение новых видов продукции.

Качество продукции.

Расходы на исследования и разработки.

Группа факторов оценки.

Критерии оценки.

Организации.

Организация.

«А».

Главный конкурент.

Эколо;

гические факторы.

Средняя оценка экологических факторов.

2,5.

2,7.

Развитие экологического законодательства.

Возможности утилизация отходов.

Уровень налогов на природные ресурсы, используемые в производстве.

Уровень вредных выбросов в окружающую среду.

Соци;

альные факторы.

Средняя оценка социальных факторов.

4,1.

2,8.

Повышение уровня благосостояния и социальной защищенности.

Последствия миграции на результаты деятельности организации.

Создание дополнительных рабочих мест.

Повышение уровня жизни.

Географическое местоположение.

Возможности карьерного роста.

Средние оценки конкурентоспособности организации «А» и главного конкурента приведены в табл. 7.7.

Сводная таблица оценки конкурентоспособности организации

Таблица 7.7

№.

п/п.

Параметры оценки.

Организация «А».

Главный конкурент.

Политические факторы.

2,8.

2,2.

Экономические факторы.

3,8.

3,4.

Технико-технологические факторы.

3,6.

2,6.

Экологические факторы.

2,5.

2,7.

Социальные факторы.

4,1.

2,8.

Итоговая оценка конкурентоспособности организации.

16,8.

13,7.

Вывод: в результате оценки конкурентоспособности выявлено, что организация «А» учитывает в своей деятельности такие факторы усиления своих стратегических позиций, как социальные, экономические и технологические.

Помимо конкурентоспособности необходимо анализировать факторы, определяющие конкурентный облик фирмы, т. е. то, как она позиционирует себя по сравнению с соперниками. Он может формироваться:

  • • разнообразием ассортимента;
  • • характеристиками продукции (стиль, дизайн, размеры, форма);
  • • степенью ее функциональности (надежность, скорость, вкусовые характеристики);
  • • качеством обслуживания;
  • • легкостью приобретения продукции;
  • • обладанием репутацией, брендом и пр.

Уровень конкурентоспособности определяет конкурентное положение (позицию) компании па рынке и в отрасли, которое во многом обусловлено объективными факторами внешней среды (величиной рынка, фазой его зрелости, количеством конкурентов, степенью их организованности, наличием доступных и относительно дешевых ресурсов). Знание конкурентного положения позволяет выработать правильную стратегию и тактику ведения конкурентной борьбы.

Оценка прочности конкурентной позиции и способности фирмы защитить ее в настоящий момент и в будущем может быть осуществлена, но следующим показателям:

  • • относительная доля рынка и тенденции ее изменения;
  • • ожидаемый темп роста рынка;
  • • рентабельность активов и перспективы ее изменения при сохранении существующей стратегии;
  • • место фирмы среди остальных конкурентов;
  • • наличие у нее конкурентных преимуществ.

Конкурентная позиция фирмы обычно не является стабильной; она может с различной скоростью улучшаться или, наоборот, ухудшаться. Комбинация силы конкурентной позиции, скорости и направления ее изменения позволяет создать конкурентную каргу рынка и отметить на ней статус той или иной компании.

Вариант такой карты приводится в табл. 7.8.

Таблица 7.8

Конкурентная карта рынка

Рост рыночной доли.

Рыночная доля организации.

Классификационные группы.

Лидеры рынка.

Фирмы с сильной конкурентной позицией.

Фирмы со слабой конкурентной позицией.

Аутсайдеры.

Организации с быстро растущей конкурентной позицией.

Организации с позицией укрепления своих сильных сторон.

Организации с ослаблением своих позиций.

Рост рыночной доли.

Рыночная доля организации.

Классификационные группы.

Лидеры рынка.

Фирмы с сильной конкурентной позицией.

Фирмы со слабой конкурентной позицией.

Аутсайдеры.

Организации с быстро ухудшающейся конкурентной позицией.

В ячейках дается конкурентный статус организации.

На основе данных о конкурентоспособности можно построить матрицу Хинтерхубера и использовать ее в качестве основы управления развитием организации (табл. 7.9).

Таблица 7.9

Матрица Хинтерхубера

Значение производства.

Сравнительная конкурентоспособность.

Низкая.

Средняя.

Высокая.

Высокое.

1. Финансовое участие (захват).

2. Создание стратегических альянсов.

3. Увеличение собственного производства.

Среднее.

4. Создание стратегических альянсов.

5. Создание стратегических альянсов.

б. Увеличение собственного производства.

Низкое.

7. Уход с рынка.

8. Уход с рынка.

9. Поиск и выход на новые рынки.

В идеале все производство организации должно сосредотачиваться в рамках 3 и 6 полей. Если его доля меньше 50% — это основание для серьезной тревоги. На полях 7 и 8 представлены обычно ошибочно созданные производства, от которых необходимо избавляться. Поле 1 соответствует важному, но существенно отставшему по сравнению с конкурентами производству — здесь нужны экстренные меры, например, покупка или захват организации с сильными конкурентными позициями. Поля 2, 4, 5 отражают некоторое отставание от конкурентов — здесь уместна интеграция.

Необходимо анализировать причины утраты компанией конкурентоспособности. Обычно такими причинами выступают:

  • • замедление инноваций, темпов обновления продукции, совершенствования производственной системы;
  • • резкое падение спроса на продукцию фирмы;
  • • невозможность осуществить технологические преобразования из-за слабости поддерживающих отраслей, отсутствия необходимых инвестиций;
  • • рост издержек;
  • • утрата доверия со стороны покупателей;
  • • потеря гибкости;
  • • ухудшение факторных параметров (отставание в темпах создания и улучшения факторов, рост издержек);
  • • ослабление внутренней конкуренции, ведущее к постепенной деградации фирмы.

Соответственно, анализу на предмет эффективности следует подвергать меры по усилению конкурентоспособности, в числе которых могут быть:

  • • постоянное совершенствование продукта, повышающее его привлекательность, надежность, экономичность и пр.;
  • • обеспечение его превосходства над заменителями;
  • • нахождение новых сфер его использования, приспособление к нуждам потребителя;
  • • творческое использование полезного опыта конкурентов;
  • • умелое манипулирование ценовыми факторами конкурентной борьбы;
  • • интенсивное использование рекламы и пр.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой