Анализ конкурентоспособности компании
Конкурентоспособность фирмы как производственной системы есть характеристика ее жизнестойкости, умения формировать и поддерживать конкурентные преимущества, приспосабливаться к изменяющимся рыночным условиям, удовлетворять запросы потребителей на более высоком, чем они, уровне, противостоять их действиям, а следовательно, обеспечить себе лучшее положение и более высокие финансовые результаты. Она… Читать ещё >
Анализ конкурентоспособности компании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Наличие конкурентных преимуществ является предпосылкой достижение фирмой и ее продуктом необходимого уровня конкурентоспособности.
Конкурентоспособность — понятие многогранное. В наиболее общем смысле ее можно рассматривать как возможность объекта, субъекта или процесса, благодаря имеющимся у них качествам и свойствам, представляющим интерес для потребителя, удовлетворять его запросы на более высоком уровне, чем эго могут сделать соперники.
В то же время превышение существующих стандартов не всегда увеличивает конкурентоспособность, а наоборот, может ее и снизить за счет дополнительных расходов.
Конкурентоспособность — это также философия работы, исходящая из знания нужд потребителя, поведения конкурентов, состояния и тенденций рынка и окружения фирмы в целом, собственных возможностей в деле создания и доведения до покупателя нужного ему товара.
Конкурентоспособность относительна, различается по уровням, познается только в сравнении, путем сопоставления с эталоном; абсолютной конкурентоспособности не существует.
Различается текущая и перспективная конкурентоспособность (последняя обусловлена наличием конкурентного потенциала, должна быть опережающей и достаточно продолжительной). Поэтому во избежание негативного развития событий всегда должен существовать и поддерживаться потенциал конкурентоспособности, позволяющий сохранить или повысить ее в долгосрочном периоде, эффективно функционировать на рынке и увеличивать свою рыночную долю.
Задачей стратегического анализа конкурентоспособности является глубокое изучение обеспечивающих ее факторов.
Расчетный пример
Оценка конкурентоспособности организации по невзвешенным и взвешенным рейтингам
1. Оцените конкурентоспособность вашей организации, но невзвешенным рейтингам, используя десятибалльную систему оценки, и заполните табл. 7.3.
Оценка конкурентоспособности вашей организации по невзвешенным рейтингам*
Таблица 73
Ключевые факторы успеха. | Ваша компания. | Конкурент 1. | Конкурент 2. | Конкурент 3. | Конкурент 4. |
Развитие в соответствии с миссией и стратегическими целями. | |||||
Наличие ноу-хау, позволяющих обеспечить качество продукции. | |||||
Инновационные технологии и возможности увеличения производительных мощностей. | |||||
Привлечение и удержание новых клиентов. | |||||
Наличие дилерской сети. | |||||
Поддержание успешных отношений с сильными поставщиками. | |||||
Наличие возможностей привлечения внешнего инвестирования на выгодных условиях. | |||||
Финансовая устойчивость. | |||||
Возможность обновления ассортимента продукции для замещения на внутреннем рынке. | |||||
Общий взвешенный рейтинг кон курентоспособности. |
* Примечание: 1 — очень слабая позиция, 10 — очень сильная позиция.
2. Оцените конкурентоспособность организации по взвешенным рейтингам, используя десятибалльную систему оценки, и заполните табл. 7.4.
Таблица 7.4
Оценка конкурентоспособности вашей организации по взвешенным рейтингам*
Ключевые факторы успеха. | Вес. | Ваша организация. | Конкурент 1. | Конкурент 2. | Конкурент 3. | Конкурент 4. |
Развитие в соответствии с миссией и стратегическими целями. | 0,10. | 8/0,80. | 3/0,30. | 7/0,70. | 6/0,60. | 8/0,80. |
Наличие ноу-хау, позволяющих обеспечить качество продукции. | 0,10. | 10/1,00. | 7/0,70. | 10/1,00. | 4/0,40. | 8/0,80. |
Инновационные технологии и возможности увеличения производительных мощностей. | 0,15. | 6/0,90. | 8/1,20. | 8/1,20. | 5/0,75. | 7/1,05. |
Привлечение и удержание новых клиентов. | 0,10. | 10/1,00. | 3/0,30. | 7/0,70. | 5/0,50. | 10/1,00. |
Наличие дилерской сети. | 0,05. | 6/0,30. | 6/0,30. | 10/0,50. | 5/0,25. | 8/0,40. |
Поддержание успешных отношений с сильными поставщиками. | 0,10. | 10/1,00. | 4/0,20. | 10/1,00. | 5/0,50. | 8/0,80. |
Наличие возможностей привлечения внешнего инвестирования на выгодных условиях. | 0,10. | 10/1,00. | 6/0,60. | 7/0,70. | 3/0,30. | 8/0,80. |
Финансовая устойчивость. | 0,20. | 8/1,60. | 6/1,20. | 8/1,60. | 3/0,60. | 6/1,20. |
Возможность обновления ассортимента продукции для замещения на внутреннем рынке. | 0,10. | 10/1,00. | 4/0,40. | 8/0,80. | 3/0,30. | 8/0,80. |
Общий взвешенный рейтинг конкурентоспособности. | 1,00. | 8,60. | 5,9. | 8,2. | 4,2. | 7,1. |
* Примечание: 1 — очень слабая позиция, 10 — очень сильная позиция.
Вывод: но экспертным оценкам конкурентоспособность вашей организации достаточно высокая, обеспечена за счет наличия ноу-хау, поддержания партнерских отношений с сильными поставщиками, обновления ассортимента продукции для замещения на внутреннем рынке.
С точки зрения объекта можно говорить о конкурентоспособности продукта, создавшей его производственной системы (фирмы, предприятия).
Можно также рассматривать конкурентоспособность сферы деятельности компании (отрасли или региона), характеризующейся в первую очередь ее инвестиционной привлекательностью.
Конкурентоспособность фирмы как производственной системы есть характеристика ее жизнестойкости, умения формировать и поддерживать конкурентные преимущества, приспосабливаться к изменяющимся рыночным условиям, удовлетворять запросы потребителей на более высоком, чем они, уровне, противостоять их действиям, а следовательно, обеспечить себе лучшее положение и более высокие финансовые результаты. Она зависит от конкурентоспособности всех видов ресурсов и умения оптимально их комбинировать.
Конкурентоспособность можно рассматривать как внешнюю (умение максимально успешно использовать возможности и справляться с угрозами) и внутреннюю (умение создавать потенциал, обеспечивающий конкурентные преимущества).
Факторы как внешней, так и внутренней конкурентоспособности необходимо тщательно анализировать на предмет их эффективности. Внешние факторы можно разделить:
- • на макроэкономические (имеют значение для фирм, участвующих в международной конкуренции);
- • отраслевые;
- • территориальные.
К внешним макроэкономическим факторам можно отнести:
- • благоприятную социально-политическую обстановку в стране и регионе;
- • передовую структуру и динамичное развитие национальной экономики в целом и отдельных рынков;
- • поддержку отечественного предпринимательства со стороны государства;
- • наличие в стране необходимых производственных и финансовых ресурсов и доступа к ним;
- • высокий спрос;
- • развитую инфраструктуру (транспорт, связь и пр.).
К мезоэкономическим (отраслевым и рыночным) факторам конкурентоспособности можно отнести:
- • потенциально высокую емкость соответствующих рынков и их высокую адаптивность к новинкам;
- • легкость доступа на них, низкий уровень входных барьеров;
- • возможность экономии на масштабах производства;
- • прочность конкурентных позиций на существующих рынках.
Достигнутая одной или несколькими фирмами высокая конкурентоспособность имеет свойство распространяться и на их окружение — поставщиков, потребителей конкурентов. В итоге формируется кластер — сообщество фирм тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга.
К территориальным факторам конкурентоспособности (мезоэкономическим) можно отнести:
- • благоприятные естественные условия деятельности;
- • удобное местоположение, близость к основным коммуникациям;
- • высокую обеспеченность трудовыми ресурсами;
- • благожелательное отношение местных властей и населения и пр.
Основными внутренними для компании {микроэкономическими) факторами конкурентоспособности фирмы являются:
- • передовой технический и технологический уровень производства;
- • высокое качество всех видов ресурсов, умение их оптимально комбинировать и эффективно ими управлять в рамках производственного процесса;
- • своевременная и точная оценка потребительского спроса, прогноза его динамики и оптимизация на этой основе продаж;
- • мощная производственная база;
- • финансовая устойчивость;
- • положительная деловая репутация и имидж;
- • широкая номенклатура, высокое качество продукции при сравнительно низких издержках на всех стадиях производственного цикла;
- • применение современных методов организации и управления, информационных технологий;
- • значительная суммарная доля главных видов бизнеса;
- • активная инновационная деятельность;
- • наличие крупных финансовых ресурсов;
- • эффективная маркетинговая политика (ценовая, ассортиментная, рекламная и пр.);
- • четкая организация сбыта (собственная сеть, эффективная реклама, широкий товарный ассортимент, красивая упаковка, надежное гарантийное обслуживание);
- • способность разрабатывать новые продукты, обладание уникальными авторскими правами, патентами, лицензиями, ноу-хау, зарегистрированными моделями, коммерческими секретами, опытом;
- • наличие высокой организационной культуры, благоприятной репутации, имиджа;
- • высокая заинтересованность сотрудников.
Необходимо анализировать конкурентоспособность как фирмы (производственной системы) в целом, так и ее отдельных составляющих.
Общая конкурентоспособность фирмы может быть обусловлена синтезом:
- • позиционной конкурентоспособности на ресурсных и товарных рынках, которая зависит от емкости и однородности рынка, легкости доступа на него, превосходства производимого продукта, уровня конкурентной позиции предприятий, уже работающих на данном рынке, и пр.;
- • конкурентоспособности применяемых технологий производства и управления;
- • динамической конкурентоспособности, которая определяется способностью к самообучению, ассимиляции информации, инновациям, изменениям структуры и процессов.
Анализ конкурентоспособности фирмы должен показать, насколько она может:
- • соответствовать ожиданиям клиентов, тенденциям изменения потребительского поведения, спроса;
- • организовать производство товара с оптимальным соотношением цены и качества;
- • создавать и удерживать технологическое превосходство над конкурентами путем своевременного обновления применяемых технологий;
- • приобретать и сохранять долгосрочные конкурентные преимущества; успешно противостоять соперникам;
- • проводить эффективную маркетинговую политику, оптимизирующую объем продаж и снижающую расходы по сбыту;
- • сокращать затраты;
- • формировать эффективный кадровый потенциал и пр.
Целесообразно анализировать не только саму конкурентоспособность, но и ее уровень.
Расчетный пример Определение уровня конкурентоспособности строительной организации Задание
Российская строительная организация «Домашний уют» провела экспертную оценку по десятибалльной системе основных показателей деятельности своей организации и компании лидера на рынке. Результаты экспертной оценки приведены в табл. 7.5.
Необходимо определить:
а) интегральный показатель конкурентоспособности, используя следующую формулу:
где О; — оценка одного показателя работы организации; а, — значимость данного показателя, определенная методом экспертных оценок.
б) уровень конкурентоспособности К, используя следующую формулу:
Таблица 7.5.
Экспертная оценка результатов деятельности строительной организации «Домашний уют» и организации — лидера на рынке.
Показатели деятельности. | Организация-лидер | Организация «Домашний уют». | Значимость показателя, а,. |
Доля на рынке. | 0,4. | ||
Количество постоянных клиентов. | 0,2. | ||
Объем продаж. | 0,1. | ||
Уровень востребованности. | 0,2. | ||
Рентабельность. | 0,1. |
Решение
1. Определение интегрального показателя конкурентоспособности организациитидера:
2. Определение интегрального показателя конкурентоспособности организации «Домашний уют»:
3. Определение уровня конкурентоспособности (К) строительной организации «Домашний уют» по отношению к уровню организации-лидера рынка:
Первым уровнем конкурентоспособности обладают небольшие компании, занимающие на рынке ограниченную нишу и не вступающие ни с кем в конкурентную борьбу до тех пор, поскольку к этой нише не проявляется интерес со стороны других экономических субъектов.
В этом случае необходимо выяснить, способна ли фирма превзойти стандарты, предложенные конкурентами в области качества, соблюдения сроков поставок, цен, издержек производства, уровня обслуживания и т. п. Если такой возможности нет, считается постоянный поиск все новых и новых ниш позволяет им поддерживать свою конкурентоспособность и остаться «на плаву».
Фирмы второго уровня конкурентоспособности характеризуются максимальным заимствованием технических приемов, технологий и методов организации производства ведущих компаний. Но их успех во многом зависит от эффективности управления и организации производства в самом широком смысле. Поскольку технических и технологических изменений в этом случае не происходит, долго удерживать свои конкурентные позиции фирма не в состоянии.
Фирмы высшего уровня конкурентоспособности (лидеры и их преследователи) оказываются впереди конкурентов на многие годы. Это компании мирового уровня, известные во всех странах своей продукцией высочайшего качества.
К анализу и оценке конкурентоспособности компании существует несколько подходов:
- 1) целевой подход. Рассматривает ее с точки зрения возможности достижения фирмой рыночных целей, например, занятия определенной позиции;
- 2) подход с точки зрения теории систем. Конкурентоспособность определяется адаптивностью организации к требованиям системы более высокого порядка (внешняя среда);
- 3) многопараметрический подход. В соответствии с ним организация тем конкурентоспособнее, чем в большей степени ее параметры превосходят такие параметры соперников. Речь идет о способности:
- • соответствовать ожиданиям клиентов, тенденциям изменения потребительского поведения, спроса;
- • организовать производство товара с оптимальным соотношением цены и качества;
- • создавать и удерживать технологическое превосходство над конкурентами путем своевременного обновления применяемых технологий;
- • приобретать и сохранять долгосрочные конкурентные преимущества; успешно противостоять соперникам;
- • проводить эффективную маркетинговую политику, оптимизирующую объем продаж и снижающую расходы, но сбыту;
- • сокращать затраты;
- • формировать эффективный кадровый потенциал и пр.
Практический пример
Оценка конкурентоспособности организации
В табл. 7.6 приводятся данные оценки конкурентоспособности организации «Л» и ее главного конкурента по пятибалльной шкале.
Таблица 7.6
Оценка конкурентоспособности организации
Группа факторов оценки. | Критерии оценки. | Организации. | |
Организация. «А». | Главный конкурент. | ||
Полити; ческие факторы. | Средняя оценка политических факторов. | 2,8. | 2,2. |
Вероятность политических изменений. | |||
Лоббирование интересов. | |||
Вероятность влияния на политику местной власти. | |||
Влияние государства на уровень конкуренции в отрасли. | |||
Влияние профсоюзных организаций на политику. | |||
Эконо; мические факторы. | Средняя оценка экономических факторов. | 3,8. | 3,4. |
Благоприятная экономическая ситуация. | |||
Развитие в соответствии со стратегией и программой экономического развития. | |||
Близость к транспортной сети. | |||
Эффективная система налогообложения. | |||
Надежность энергоснабжения. | |||
Технико; техноло; гические факторы. | Средняя оценка технико-технологических факторов. | 3,6. | 2,6. |
Уровень инноваций и технологического развития отрасли. | |||
Обновление используемых технологий. | |||
Предложение новых видов продукции. | |||
Качество продукции. | |||
Расходы на исследования и разработки. |
Группа факторов оценки. | Критерии оценки. | Организации. | |
Организация. «А». | Главный конкурент. | ||
Эколо; гические факторы. | Средняя оценка экологических факторов. | 2,5. | 2,7. |
Развитие экологического законодательства. | |||
Возможности утилизация отходов. | |||
Уровень налогов на природные ресурсы, используемые в производстве. | |||
Уровень вредных выбросов в окружающую среду. | |||
Соци; альные факторы. | Средняя оценка социальных факторов. | 4,1. | 2,8. |
Повышение уровня благосостояния и социальной защищенности. | |||
Последствия миграции на результаты деятельности организации. | |||
Создание дополнительных рабочих мест. | |||
Повышение уровня жизни. | |||
Географическое местоположение. | |||
Возможности карьерного роста. |
Средние оценки конкурентоспособности организации «А» и главного конкурента приведены в табл. 7.7.
Сводная таблица оценки конкурентоспособности организации
Таблица 7.7
№. п/п. | Параметры оценки. | Организация «А». | Главный конкурент. |
Политические факторы. | 2,8. | 2,2. | |
Экономические факторы. | 3,8. | 3,4. | |
Технико-технологические факторы. | 3,6. | 2,6. | |
Экологические факторы. | 2,5. | 2,7. | |
Социальные факторы. | 4,1. | 2,8. | |
Итоговая оценка конкурентоспособности организации. | 16,8. | 13,7. |
Вывод: в результате оценки конкурентоспособности выявлено, что организация «А» учитывает в своей деятельности такие факторы усиления своих стратегических позиций, как социальные, экономические и технологические.
Помимо конкурентоспособности необходимо анализировать факторы, определяющие конкурентный облик фирмы, т. е. то, как она позиционирует себя по сравнению с соперниками. Он может формироваться:
- • разнообразием ассортимента;
- • характеристиками продукции (стиль, дизайн, размеры, форма);
- • степенью ее функциональности (надежность, скорость, вкусовые характеристики);
- • качеством обслуживания;
- • легкостью приобретения продукции;
- • обладанием репутацией, брендом и пр.
Уровень конкурентоспособности определяет конкурентное положение (позицию) компании па рынке и в отрасли, которое во многом обусловлено объективными факторами внешней среды (величиной рынка, фазой его зрелости, количеством конкурентов, степенью их организованности, наличием доступных и относительно дешевых ресурсов). Знание конкурентного положения позволяет выработать правильную стратегию и тактику ведения конкурентной борьбы.
Оценка прочности конкурентной позиции и способности фирмы защитить ее в настоящий момент и в будущем может быть осуществлена, но следующим показателям:
- • относительная доля рынка и тенденции ее изменения;
- • ожидаемый темп роста рынка;
- • рентабельность активов и перспективы ее изменения при сохранении существующей стратегии;
- • место фирмы среди остальных конкурентов;
- • наличие у нее конкурентных преимуществ.
Конкурентная позиция фирмы обычно не является стабильной; она может с различной скоростью улучшаться или, наоборот, ухудшаться. Комбинация силы конкурентной позиции, скорости и направления ее изменения позволяет создать конкурентную каргу рынка и отметить на ней статус той или иной компании.
Вариант такой карты приводится в табл. 7.8.
Таблица 7.8
Конкурентная карта рынка
Рост рыночной доли. | Рыночная доля организации. | |||
Классификационные группы. | ||||
Лидеры рынка. | Фирмы с сильной конкурентной позицией. | Фирмы со слабой конкурентной позицией. | Аутсайдеры. | |
Организации с быстро растущей конкурентной позицией. | ||||
Организации с позицией укрепления своих сильных сторон. | ||||
Организации с ослаблением своих позиций. |
Рост рыночной доли. | Рыночная доля организации. | |||
Классификационные группы. | ||||
Лидеры рынка. | Фирмы с сильной конкурентной позицией. | Фирмы со слабой конкурентной позицией. | Аутсайдеры. | |
Организации с быстро ухудшающейся конкурентной позицией. |
В ячейках дается конкурентный статус организации.
На основе данных о конкурентоспособности можно построить матрицу Хинтерхубера и использовать ее в качестве основы управления развитием организации (табл. 7.9).
Таблица 7.9
Матрица Хинтерхубера
Значение производства. | Сравнительная конкурентоспособность. | ||
Низкая. | Средняя. | Высокая. | |
Высокое. | 1. Финансовое участие (захват). | 2. Создание стратегических альянсов. | 3. Увеличение собственного производства. |
Среднее. | 4. Создание стратегических альянсов. | 5. Создание стратегических альянсов. | б. Увеличение собственного производства. |
Низкое. | 7. Уход с рынка. | 8. Уход с рынка. | 9. Поиск и выход на новые рынки. |
В идеале все производство организации должно сосредотачиваться в рамках 3 и 6 полей. Если его доля меньше 50% — это основание для серьезной тревоги. На полях 7 и 8 представлены обычно ошибочно созданные производства, от которых необходимо избавляться. Поле 1 соответствует важному, но существенно отставшему по сравнению с конкурентами производству — здесь нужны экстренные меры, например, покупка или захват организации с сильными конкурентными позициями. Поля 2, 4, 5 отражают некоторое отставание от конкурентов — здесь уместна интеграция.
Необходимо анализировать причины утраты компанией конкурентоспособности. Обычно такими причинами выступают:
- • замедление инноваций, темпов обновления продукции, совершенствования производственной системы;
- • резкое падение спроса на продукцию фирмы;
- • невозможность осуществить технологические преобразования из-за слабости поддерживающих отраслей, отсутствия необходимых инвестиций;
- • рост издержек;
- • утрата доверия со стороны покупателей;
- • потеря гибкости;
- • ухудшение факторных параметров (отставание в темпах создания и улучшения факторов, рост издержек);
- • ослабление внутренней конкуренции, ведущее к постепенной деградации фирмы.
Соответственно, анализу на предмет эффективности следует подвергать меры по усилению конкурентоспособности, в числе которых могут быть:
- • постоянное совершенствование продукта, повышающее его привлекательность, надежность, экономичность и пр.;
- • обеспечение его превосходства над заменителями;
- • нахождение новых сфер его использования, приспособление к нуждам потребителя;
- • творческое использование полезного опыта конкурентов;
- • умелое манипулирование ценовыми факторами конкурентной борьбы;
- • интенсивное использование рекламы и пр.