Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Символизм. 
История русской литературы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Французские символисты особое внимание уделяли мелодичности, музыкальности стиха. Музыка была для них самым важным из искусств: «Музыка — прежде всего» , — призывал Поль Верлеп. Символисты видели музыкальность стиха в плавности ритма, звуковых повторах, напевной интонации. Они разработали много новых форм организации стихотворного текста. В частности, они ввели в европейскую поэзию свободный… Читать ещё >

Символизм. История русской литературы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Истоки

Символизм — первое направление модернизма в европейской литературе — возник в 1870-е гг. во Франции и связан с творчеством поэтов П. Верлена, С. Малларме, Л. Рембо, Ш. Бодлера и др. Однако окончательное оформление символизма как самостоятельного литературного направления следует отнести к середине 1880-х гг., когда появились название и манифест данного направления. Вот что по этому поводу пишет Иннокентий Анненский («О современном лиризме», 1909):

" В первый раз поэтов назвал декадентами Поль Бурд в газете «Le Temps» от 6 августа 1885 г. А спустя несколько дней Жан Мореас отпарировал ему в газете же «XIX siecle», говоря, что если уж так необходима этикетка, то справедливее всего будет назвать новых стихотворцев символистами" (курсив автора).

Позднее в газете «Фигаро» от 18 сентября 1886 г. Ж. Мореас опубликовал «Манифест символизма». Надо отметить, что выработка своей эстетической платформы и формулировка се в виде литературного манифеста будет характерна и для большинства последующих модернистских течений. Нередко именно такой манифест и сообщал общественности о рождении нового течения или группировки.

Для французского символизма, в отличие от немецкого и русского, сформировавшихся позднее, были важны в первую очередь не философские, а чисто художественные принципы. Унаследовав от романтического искусства представление об индивидуалистическом бунтарстве художественной личности, символисты перевели это бунтарство в чисто эстетическую сферу. Если романтик противопоставлял себя всему миру, то символист ограничивался тем, что противопоставлял свой внутренний мир и свои художественные вкусы вкусам и художественным представлениям обывателей. Основным недостатком предшествовавшего им искусства XIX в., как романтического, так и реалистического, французские символисты считали неспособность подняться над чувственным восприятием. Они называли это искусство обывательским и буржуазным. По их мнению, индивидуальный внутренний мир художника не может получить адекватного отражения при помощи традиционных рационалистических художественных средств — образов, метафор, сравнений и т. п. Здесь нужны новые средства, и в качестве такового был предложен символ.

Символисты исходили из того, что в художественном произведении все значимо, все символично: символичны цвета картины, звуки музыки, звучание стиха и т. п. Создать такие символы и постичь их значение можно лишь интуитивно, ибо рациональные методы здесь бессильны. В основе символического искусства лежит представление о том, что весь мир пронизывает система соответствий (программный сонет Шарля Бодлера называется «Соответствия»). В известном сонете Артюра Рембо «Гласные» описывается система соответствии между гласными звуками и цветами1:

А — черный; белый — Е; И — красный; У — зеленый. О — синий; тайну их скажу я в свой черед. А — бархатный корсет на теле насекомых, Которые жужжат над смрадом нечистот.

Е — белизна холстов, палаток и тумана, Блеск горных ледников и хрупких опахал. И — пурпурная кровь, сочащаяся рана Иль алые уста средь гнева и похвал.

У — трепетная рябь зеленых вод широких, Спокойные луга, покой морщин глубоких На трудовом челе алхимиков седых.

О — звонкий рев трубы, пронзительный и странный, Полеты ангелов в тиши небес пространной, О — дивных глаз ее лиловые лучи.

Французские символисты особое внимание уделяли мелодичности, музыкальности стиха. Музыка была для них самым важным из искусств: «Музыка — прежде всего» , — призывал Поль Верлеп. Символисты видели музыкальность стиха в плавности ритма, звуковых повторах, напевной интонации. Они разработали много новых форм организации стихотворного текста. В частности, они ввели в европейскую поэзию свободный стих, верлибр (фр. vers libre), ритм которого определяется не каким-то заранее известным стихотворным размером, а не связанный никакими внешними условиями и ограничениями как бы сам «вырастает» из живого движения текста.

Обилие символов, индивидуальных ассоциаций, сложных смысловых и звуковых связей делает поэзию символистов значительно более трудной для восприятия, чем творчество поэтов предшествующих направлений. Символистская поэзия требовала от читателей большей напряженности мысли и чувства, более активного и творческого взаимодействия с текстом. Читатель становится словно бы соавтором, а восприятие стихотворения — творческим процессом. Со своей стороны, писатель вовсе не стремится облегчить читателю путь к постижению своего произведения, более того, он как бы оберегает его сокровенный (скрытый, тайный) смысл от «непосвященных», профанов, «зашифровывает» его. Текст превращается в своего рода загадку. Такой загадочный, «зашифрованный» текст стали называть герметичным (герметическими называли тайные науки Средневековья: алхимию, астрологию и др.). Особым герметизмом отличалась поэзия Стефана Малларме.

Символизм, зародившийся во Франции, начал быстро распространяться по другим европейским странам. Символистские группировки появились в Англии, в Скандинавских странах, в Германии и т. д., вплоть до Грузии, где в 1910;е гг. возникло символистское литературное объединение «Голубые роги». В ряде стран символистская эстетика соединялась с идеями национального возрождения, таковы, например, литературные группировки «Молодая Польша», «Молодая Финляндия» и «Молодая Эстония». Для дальнейших судеб европейского модернизма особое значение имело развитие идей и творческого метода символизма в Германии и в России.

В Германии развитие модернизма оказалось связано с творческими поисками выдающегося композитора Рихарда Вагнера и идеями философской публицистики Фридриха Ницше. Музыкальность, игравшая важную роль в эстетических взглядах французских символистов, в Германии приобрела мистический оттенок. Музыка — это основа, душа мира; первооснова искусства. Одно из первых эссе Ф. Ницше, написанное еще в 1872 г., имело характерное заглавие «Рождение трагедии из духа музыки». Таким образом, под музыкальностью немецкие символисты понимали уже не просто мелодичность звучания того или иного стихотворения, а отражение в нем наиболее глубоких тайн жизни и бытия. Музыкальность для них — категория не формальная, а содержательная. Музыка может выразить те тайны жизни, которые в принципе не выразимы ни словом, ни цветом, пи контуром.

Другой важной особенностью немецкого символизма был его крайний, можно сказать, обостренный индивидуализм, что тоже связано с идеями Ницше, для которого наибольшей ценностью обладала ничем не ограниченная, абсолютная свобода творческой личности. Идеалом такой личности для Ницше был сверхчеловек, «человек-артист» будущего, не связанный моралью (по словам Ницше, он находится «по ту сторону добра и зла»), подчиняющийся лишь своей свободной воле; сильный, смелый, красивый.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой