Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Введение. 
Культурогенез

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

О двух составляющих культурогенеза Культура как продукт человеческой деятельности многообразна, однако современным обществом и, к сожалению, часто современной наукой воспринимается только как комплекс, как продукт интеллектуальной духовной деятельности. На самом деле, изначально, как только из животного мира выделился человек, начался культурогенез как активный процесс сознательной… Читать ещё >

Введение. Культурогенез (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Культурология — необходимый и фундаментальный элемент современного гуманитарного знания. Чем бы ни занимался человек, к какой бы профессиональной деятельности себя ни готовил, без знания и понимания закономерностей процессов развития культуры и ее особенностей нельзя стать всесторонне развитой личностью, специалистом, отвечающим современным требованиям времени.

Особенностью существования человека со времени его выделения в природном мире и создания специфической среды существования явилась создаваемая человеческими коллективами культура. Культура — это не только продукт человеческой деятельности, но и потребность человечества на протяжении истории его развития.

Настоящая книга посвящена вопросам возникновения культуры и наиболее общим закономерностям ее развития. Она содержит материалы о начале культурогенеза, без которого вряд ли можно понять, что такое, культура вообще, какую она играет роль в процессе становления и развития общества, каково ее значение в современном обществе.

Культурология — фундаментальная наука и базовая общеучебная дисциплина в системе современного высшего образования и подготовки кадров, отвечающих современным международным требованиям.

Современная культурология как наука и учебная дисциплина многокомпонентна, охватывает значительную часть деятельности человеческого сообщества и вырабатываемого им продукта культурной деятельности в двух сферах: материальной и духовной. Культурологию нельзя представлять как историю культуры, ее нельзя обеднять до уровня только современных тенденций в культуре или процессов развития культуры начиная с эпохи Возрождении до Нового времени. Процесс развития культуры начался с началом человечества. Эту науку нельзя сузить и до знаний особенностей только национальной культуры, так как культура человечества разнообразна и едина в своем разнообразии. Культурологию нельзя также представлять как сферу только интеллектуальной творческой деятельности, как продукт индивидуального творчества или результат таланта.

В то же время все эти аспекты, вместе взятые, представляют собой предмет культурологии. И если исключить хотя бы один из них, то предмет культурологии будет не в состоянии сформировать полное представление о процессах и законах развития культурной сферы человечества. Представьте современного человека, который имеет только фрагментарные представления о культуре прошлых исторических периодов. Ясно, что без фундаментальных знаний процесса возникновения культуры и законов ее развития нельзя познать всего богатства и разнообразия культуры. Ее основные направления развития:

  • • материальная культура;
  • • бытовая культура;
  • • археологическая культура;
  • • этническая культура;
  • • историческая культура отдельных эпох: первобытного общества, Древнего мира, Средневековья и т. д.;
  • • культурная антропология и этническая культура;
  • • социальная культура;
  • • производственная культура;
  • • городская культура мегаполисов;
  • • сельская культура;
  • • художественная культура.

Культуру создают люди, человеческие сообщества. Однако процесс развития культуры объективен, зависит от многих обстоятельств и развивается по своим законам. Мы выделяем девять законов развития культуры.

  • 1. Культура антропоморфна. Культура порождена людьми, присуща только человечеству, создается как потребность общества и обслуживает общество. Все, что находится за пределами человеческого сознания, умения и интеллекта и создано космосом, растительной и живой природой в разных ее формах, не является культурой по своему происхождению.
  • 2. Культура эволюционна и исторична. Закон историчности культуры. Она возникает в ранние периоды антропогенеза, развивается как исторический процесс, изменяет свой характер в разные исторические эпохи.

Она развивается как в конкретных направлениях материальной и духовной сферы, так и в целом, включая постепенное эволюционное развитие, передачу выработанных культурных ценностей последующим поколениям и скачкообразные изменения.

  • 3. Культура этничиа. Содержание культуры представляют общечеловеческие ценности и элементы культуры, которые носят этнический или национальный характер. Эта особенность культурного процесса была заложена очень давно и связана с расогенезом, геосредой и особенностями хозяйства.
  • 4. Культура географична. Закон культурного пространства. Природные условия выступают одним из культуроформирующих факторов. Поэтому можно говорить об азиатской, африканской, европейской, латиноамериканской культуре. Человек и геосреда — основные исходные культурообразующие факторы, особенно на ранних стадиях развития культуры.
  • 5. Культура едина в своем разнообразии. Несмотря на этническое разнообразие, человечество едино как биологический вид, как явление природы, также и культура едина во всех ее проявлениях — это один непрерывный процесс развития.
  • 6. Культура многокомпонентна. По своему составу она охватывает огромный спектр хозяйственно-производственной (материальной), мыслительной, эпической, художественно-творческой, религиозной и бытовой деятельности.
  • 7. Культура физиологична. Мыслительная деятельность человека, зрительное, эмоциональное восприятие, способность абстрактно мыслить, обобщать, передавать зрительные образы, речь и созданные руками человека объекты составляют психо-физиологические основы развития культуры.
  • 8. Закон творческого начала в культуре. В основе явлений культуры, как материальной, так и духовной, лежит творческое начало, способность человека творить и создавать, начиная с первых орудий труда. В свою очередь, эта способность, присущая только человеку, связана с особенностями психологического склада людей и их мыслительной деятельностью.
  • 9. Дуалистичиость первобытной и древней культуры. Первобытная культура и культура древних обществ многофункциональна, она дуалистична и соединяет в себе рациональное и мифологическое, иррациональное. Здесь неприменимы подходы, на основании которых мы оцениваем современную культуру.

В развитии культуры выделяются значительные культурно-исторические блоки:

  • • первобытная культура;
  • • культура Древнего Востока;
  • • культура Древнего Китая;
  • • культура Древней Индии;
  • • культура Мезоамерики;
  • • древнегреческая культура;
  • • культура эллинизма;
  • • римская культура;
  • • средневековая культура Европы, Востока, Африки, Мезоамерики;
  • • культура Нового времени (культура индустриальной эпохи);
  • • постиндустриальная культура.

О двух составляющих культурогенеза Культура как продукт человеческой деятельности многообразна, однако современным обществом и, к сожалению, часто современной наукой воспринимается только как комплекс, как продукт интеллектуальной духовной деятельности. На самом деле, изначально, как только из животного мира выделился человек, начался культурогенез как активный процесс сознательной интеллектуальной деятельности, которая по сути своей была созидательной, производящей. Эти два направления вечны, они существуют столько же, сколько существует человечество. Это параллельно развивающиеся и постоянно взаимосвязанные материальная и духовная сферы. В совокупности они и составляют культурогенез. В современном же представлении культуры обычно рассматриваются процессы, связанные только с духовно-интеллектуальным ее направлением. Такой подход ошибочен, так как культура человечества, повторим это еще раз, состоит из двух основных компонентов: материального и духовного.

Очень важно иметь представления об основных этапах развития материального производства, т. е. материальной культуры человечества.

В современном понимании этого процесса культурогенеза бытует насаждаемое в прошлом марксистской философией представление о первичном и вторичном. Первичной всегда рассматривалась сфера материальной культуры, точнее, материального производства, а вторичной, как бы производной, — сфера духовной культуры. Этот постулат пропагандировался в СССР. Материальное производство — это основа, а все остальное — производное, отражение этого основного: «Какое производство, такая и культура». На самом деле это не так. Мы имеем массу примеров, когда в лишениях и нищете создавались великие творения культуры и, наоборот, при высоком уровне материальной сферы духовная — затухала. Материальная и духовная сферы культуры взаимосвязаны как две составляющие одного процесса, но они и самостоятельны.

О культуре и не культуре Культура как результат сознательной деятельности присуща только человечеству как виду и вырабатывается человечеством, являясь продуктом его деятельности.

В современном обществе мы сталкиваемся с непониманием этого основного закона, приписываем культуре явления и действия, которые изначально не имеют никакого отношения к культурогенезу как процессу развития культуры. В связи с этим можно привести многочисленные примеры, когда сама природа создала много прекрасного и восхитительного вокруг нас. Люди восторгаются радугой и красивым закатом, северным сиянием и лунной дорожкой, морской гладью и величественными горами, каньонами, лесными рощами и причудливым разноцветьем лугов, созданной природой удивительно красивой цветовой палитрой птичьего оперения и т. д. Многое из того, что создала природа без участия человека, служило и служит вдохновением для изобразительного, поэтического, музыкального творчества. Однако сама по себе эта красота во всех ее проявлениях не является элементом культуры, она существует объективно и в большинстве случаев независимо от человека. Она не создана человеком и, следовательно, не является культурой.

Здесь необходимо сказать и о «деятельности» представителей живой природы. В последнее время демонстрируются «произведения», созданные обезьянами, слонами, птицами и другими представителями животного мира. Устраиваются выставки «творческой» деятельности животных. Однако эти «произведения» к области искусства и, следовательно, к категории культурной деятельности отнести нельзя. Творческая «деятельность» наших меньших братьев, если ее можно таковой назвать, не связана с интеллектуальной деятельностью, присущей только человеку. Она не самостоятельна и является результатом механических навыков, рефлексов, выработанных у представителей животного мира с помощью человека. Таковы, в частности, цирковые выступления и другие поведенческие действия животных. Выдавать подобную «творческую деятельность» за искусство, как делается во многих случаях сейчас, — заблуждение, непонимание природы культуры вообще и искусства в частности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой