Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

География транспорта. 
География мира. 
Социально-экономическая география мира

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К главным перспективным направлениям развития транспорта мира относятся следующие: внедрение контейнерных и контрейлерных (автомобильные прицепы, перевозимые на платформах) перевозок, увеличение парка специализированных вагонов, хопперов (для сыпучих грузов), повышение мощности локомотивов и грузоподъемности вагонов, внедрение автоматизации и механизации погрузочно-разгрузочных работ на большем… Читать ещё >

География транспорта. География мира. Социально-экономическая география мира (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Транспорт также относится к материальным сферам производства. Это одна из наиболее динамично развивающихся сфер мирового хозяйства.

Транспорт является основой географического разделения труда. Уровень развития транспортной системы, как правило, отражает уровень развития страны, он играет районообразующую роль. В отличие от других отраслей, продукция, производимая транспортом, производится и потребляется одновременно при перемещении грузов и людей. В любом государстве транспорт выполняет важные экономические, политические, социальные, культурные, оборонные функции.

В мире эксплуатируется несколько сотен тысяч локомотивов, несколько миллионов вагонов, более 600 млн автомобилей, около 350 тыс. судов. На мировом транспорте занято более 100 млн человек. Около 80% мировой транспортной сети сосредоточено в развитых странах. Транспорт является крупнейшим потребителем топлива, электроэнергии, металлов, синтетического каучука, горюче-смазочных материалов. Продукцию, произведенную в промышленности и в сельском хозяйстве, только тогда можно назвать готовой, когда она доставлена к потребителю. В стоимость готовой продукции всегда включают транспортные расходы.

Осуществляемая работа транспорта включает следующие процессы: перемещение грузов, погрузо-разгрузочные работы, хранение грузов, прибывших на конечный пункт или готовых к отправке. Ценой работы транспорта являются тарифы и фрахты. Тарифы — это постоянно действующие цены; фрахты, как правило, — единовременные, размер которых определяется двухсторонним соглашением.

Основными показателями, характеризующими работу транспорта, являются перевозки (количество перевезенных грузов в тоннах), грузооборот (количество грузов, перевезенное на определенное расстояние (т/км), грузоподъемность, количество перевезенных пассажиров, пассажирооборот (пассаж./км)). Транспорт перемещает более 100 млрд т грузов, более 800 млрд пассажиров в год. Грузооборот всего транспорта мира составляет около 50 трлн т/км, при этом доля развитых стран в грузообороте составляет более 70%, пассажирооборот составляет более 10 трлн пассаж./км. Грузы бывают массовые (уголь, нефть, зерно и др.), генеральные (готовая продукция) и скоропортящиеся.

Совокупность видов транспорта определяет транспортную систему страны. Транспортные системы стран формировались под влиянием различных факторов. На развитие ее в развивающихся странах повлияли исторические факторы: в колониях все виды транспорта были предназначены для вывоза сырья, который осуществлялся от мест производства к портам. Среди других факторов значительное влияние оказывают уровень развития производительных сил, особенности территориальной структуры, специализация в международном разделении труда, степень территориального разделения труда, природные факторы (выход к морю, рельеф).

В мире сформировалось несколько видов транспортных систем. Для североамериканской системы характерно одинаково хорошее развитие всех видов транспорта. Западноевропейская транспортная система характеризуется более высокой плотностью, в отличие от североамериканской, а также отсутствием в некоторых странах отдельных видов транспорта в связи с природными условиями. Например, до осуществления добычи нефти и газа в Северном море Великобритания не имела трубопроводов.

Высокоразвитая транспортная система сложилась в Японии. В стране только ¼ территории (а по некоторым оценкам и менее 20%) пригодна для хозяйственной деятельности; большая часть территории Японии занята горами, они невысокие (немногим больше 3 тыс. м над уровнем моря), но склоны имеют довольно высокий угол, что определяет невозможность их хозяйственного освоения. Соответственно, транспортная система чрезвычайно плотна.

Для развивающихся стран характерна в большинстве случаев «древовидная» система: от месторождений и источников сельскохозяйственного сырья к портам вывоза. Наибольшее развитие здесь получил железнодорожный транспорт. Для нефтедобывающих стран характерно развитие трубопроводного транспорта, для некоторых стран в силу природных условий главным видом транспорта является автомобильный (например, для Афганистана).

В грузообороте среди всех видов транспорта преобладает морской, так как грузы перевозятся на большое расстояние. По количеству перевезенных грузов (в тоннах) лидирует автомобильный транспорт, средняя дальность перевозок которого небольшая (20—30 км).

В работе транспорта мира в последние годы наметились следующие тенденции', развитие сети и рост объемов работы в целом происходит ускоренными темпами (за последние 30 лет произошло более чем семикратное увеличение объемов работы); снизились объемы морских перевозок странами ОПЕК и США, возросла роль стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Наблюдается снижение в перевозках массовых грузов и рост готовой продукции. В работе транспортных систем все большее внимание обращается на обеспечение «стыков»: воздушного и железнодорожного, морского и железнодорожного и т. д. Большое значение уделяется внедрению единой системы доставки грузов, так называемой системы just-in-time, что обозначает доставку груза в точно определенный срок в указанное место. В последние годы возрастает роль контейнерных перевозок, происходит усиление концентрации работы транспорта на меньшем числе основных трасс, магистралей и транспортных узлов.

К главным перспективным направлениям развития транспорта мира относятся следующие: внедрение контейнерных и контрейлерных (автомобильные прицепы, перевозимые на платформах) перевозок, увеличение парка специализированных вагонов, хопперов (для сыпучих грузов), повышение мощности локомотивов и грузоподъемности вагонов, внедрение автоматизации и механизации погрузочно-разгрузочных работ на большем числе транспортных линий, усиление доли смешанных перевозок, дальнейшее строительство скоростных линий в автомобильном и железнодорожном транспорте.

Транспорт обычно подразделяют на сухопутный и водный, можно его классифицировать по применению тяги (электрический, парусный, гужевой и т. д.), по характеру движения (транзитный, пригородный, городской). Но обычно транспорт характеризуют по следующей общепринятой классификации. Выделяются железнодорожный, автомобильный, морской, внутренний водный, трубопроводный, воздушный виды транспорта, в последние годы появился новый вид — электронный.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой