Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Лиро-эпические жанры: декабристская поэма, думы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Главный герой поэмы К. Ф. Рылеева «Наливайко» не приемлет рабства, его угнетает положение, в котором оказалась Родина, так и не сумевшая после нашествия Батыя достичь былого величия. Стольный град Киев вызывает теперь другие ассоциации: он сравнивается с «памятником надгробным над угнетенною страной». Наливайко выбирает свой путь — путь борьбы, «справедливого отмщенья», и это сознательный… Читать ещё >

Лиро-эпические жанры: декабристская поэма, думы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В своей творческой практике декабристы часто обращались к лиро-эпическим жанрам и прежде всего — к жанру романтической поэмы, яркими образцами которой стали поэмы К. Ф. Рылеева «Войнаровский», «Наливайко», А. И. Одоевского «Василько» и др. В этих произведениях поэты обращались к историческому прошлому России. Однако при изложении событий авторы не стремились к исторической достоверности, главной задачей для них стал поиск героя. Именно в прошлом искали они бунтарей-одиночек, которые отважно идут наперекор враждебным обстоятельствам во имя свободы и своих убеждений. Декабристы создали новый тип героя романтической поэмы — светлую героическую личность, несущую в мир высокую идею, верную своему слову и убеждениям. Таким героем является, например, князь Василько. А. И. Одоевский опирается на летописный рассказ об ослеплении Василька Тсрсбовльского, но при изложении событий ставит перед собой задачу не изображения исторической правды, а поиска героя. Василько в поэме — героическая, светлая личность, идущая навстречу обстоятельствам, не боящаяся отстаивать свои убеждения, смелый и отважный воин. Он любим народом, жители города поддерживают его. " Все готовы за тобой" , — отвечают горожане на призыв идти против ляхов, борьба с которыми для князя является борьбой за отечество и веру. Однако жители ценят в князе не только воина, но и мудрого правителя. Городской старейшина говорит Василько: " …суд нужнее нам войны. // Когда ты здесь — и тяжбы нет в народе: // Живем в любви на отческой свободе" . Князь мудр, справедлив. Он не столько судья своих подданных, сколько миротворец. Нравственной опорой для него становится вера. Василько — истинный христианин, вера для него свята и незыблема. Бог всегда рядом с ним. Бог — его защитник. Князь прощается с женой. В ответ на предостережения жены, любящее сердце которой наполнено тревогой и которая поэтому прислушивается к вещим снам, отправляет к ворожее сенных девушек, он говорит: " Ни снов, ни темных сил // Не бойся! Я проездом через Киев // Свершу обет; молебен отслужу // В обители святого Михаила: // Нас осенит покров его и сила. // Я помолюсь, и даст победу нам // Заступник мой, небесный воевода" .

Василько, и определенном смысле, идет против времени, он — исключение, так как продолжает исповедовать такое отношение к людям, которое уходит из общества. В поэму включен эпизод, когда Боян поет на пиру, и песня эта — «по первому порыву, без искусства» — предостережение, пророчество. В ней отражена духовная атмосфера настоящего:

Видел я мира сильных князей, Видел царей пированья;

Но на пиру, но в сонме гостей Братий Христовых не видел.

Слезы убогих искрами бьют В чашах шипучего меда.

Гости смеются, весело пьют Слезы родного народа.

Слава князьям, но в стае орлов, Слышите, грает и ворон.

Он напитался туком гробов, Лоснятся перья от крови.

Антиподом Василько является Давид. В трактовке этого образа как раз и намечается расхождение с летописным первоисточником. Давид убеждает Святополка в причастности Василька к убийству его брата Ярополка. Однако если в летописи это трактуется как происки сатаны, а в конечном итоге — как борьба за власть, то в поэме противостояние Василька и Давида принимает еще и религиозный смысл. Давид разуверяется в новой вере, молится языческим богам, обращается к жрецам Перуна, присутствует на языческом обряде. Так в поэме сталкиваются два мировоззрения. Христианство несет свет, оно рождает чувство защищенности, оберегает. Языческие сцены происходят ночью. Символично и местонахождение языческого капища: это страшная пещера, попасть в нее — спуститься под землю, в мрачные пропасти земли. Здесь царит мрак, а обряд в душе человека рождает страх. Огонь как световая доминанта в пещере противопоставлен свету земли, но если свет дает жизнь, то огонь испепеляет, уничтожает. Сатанинские ассоциации усиливаются и за счет звуковых эффектов: плывя по Днепру, Давид слышит гармоничные звуки, молитвенный гул, исходящий из Печерской обители, в пещере его оглушает хаос и какофония звуков — хохот, грохот, зловещий, шипящий шепот. В пещере человек утрачивает свой божественный лик (для этого вводится мотив оборотничества), героев окружают сонмы призрачно-чудовищных существ.

В поэме не проясняется, почему Давид затевает интригу против Василька, почему обращается к старым богам, богам предков. Таким образом, противостояние героев — это противостояние новой веры и старых представлений, справедливости и произвола.

Главный герой поэмы К. Ф. Рылеева «Наливайко» не приемлет рабства, его угнетает положение, в котором оказалась Родина, так и не сумевшая после нашествия Батыя достичь былого величия. Стольный град Киев вызывает теперь другие ассоциации: он сравнивается с «памятником надгробным над угнетенною страной». Наливайко выбирает свой путь — путь борьбы, «справедливого отмщенья», и это сознательный, осмысленный выбор. Этот путь освящен Богом. Неслучайно, решаясь начать борьбу, герой молится в Печерской лавре, и его молитвы — «об угнетенных земляках». Внутренний мир Наливайки особенно полно раскрывается в исповеди героя, который понимает, что обречен, но готов принести в жертву свою жизнь, лишь бы на Украине воцарилась свобода:

Известно мне: погибель ждет Того, кто первый восстает На утсснителей народа, -.

Судьба меня уж обрекла.

Но где, скажи, когда была Без жертв искуплена свобода?

Погибну я за край родной, -.

Я это чувствую, я знаю…

И радостно, отец святой, Свой жребий я благословляю!

Так в романтическую поэму включаются жанры, воспринятые из церковной традиции: исповедь и молитва.

Что представляет собой исповедь Наливайки? Она венчает семидневный пост героя, является итогом духовного сосредоточения, внутреннего самоуглубления. Однако в монологе кроме внешних атрибутов: обращенности («отец святой»), исповедального хронотопа нет никаких других элементов исповеди. Прежде всего, в нем нет осознания собственной греховности, чувства вины за какое-либо деяние, покаянных интонаций. Более того, герой готов принять на себя грехи врагов, лишь бы его народ обрел свободу. В исповеди нет смирения, но есть осознание своей жизненной миссии, в ней выражена внутренняя убежденность в правильности выбранного пути.

Исповедь патетична, в ней отчетливо звучат ораторские интонации. Этот монолог вполне мог быть произнесен и перед многотысячной толпой, но, вероятно, К. Ф. Рылееву важны были внешние условия: место, где исповедь осуществляется, придает особую значимость решению героя и которое как бы освящается именем Бога.

В кульминационный момент поэмы в устах Наливайки звучит молитва. Герой обращается к Богу накануне сражения с поляками. Это также момент внутреннего сосредоточения, ведь от исхода боя зависит, обретет ли Украина желанную свободу или, наоборот, усугубится ее нынешнее рабское положение. Неслучайно молитвенный настрой Наливайки, тишина «козацкого табора» противопоставлены шумному пиру врагов. Наливайко обращается к Богу, убеждая его в неизбежности той крови, которая прольется завтра: «Я невиновен, Боже правый, // Когда здесь хлынет кровь рекой; // Войну воздвиг я не для славы, // Я поднял меч за край родной» . Так продолжает свое развитие мысль о неизбежности смерти во имя осуществления заветной цели, идея жертвенного служения.

В романтической поэме продолжается процесс мифологизации истории, который обозначился в лирике декабристов, для которых важна не «правда факта», а «правда вымысла». Рылеев даже подчеркивает это несоответствие, когда в поэме «Войнаровский» помещает исторические комментарии А. О. Корниловича и А. А. Бестужева. Жизнеописания Мазепы и Войнаровского вступают в диалог с поэтическим представлением об этих исторических персонажах как о последовательных борцах за свободу своей отчизны, противостоящих самовластительному тирану (Петру I).

В декабристской романтической поэме отчетливо проступает политический подтекст. Культ свободы, неприятие рабства (как говорит Наливайко, «Мой жребий: ненавидеть // Равно тиранов и рабов»), необходимость сплоченных действий — все это легко переносилось в современность, приобретало особую актуальность в связи со стремлением декабристов измелить существующее положение в родной стране.

Итак, декабристы создают новый тип героя романтической поэмы, насыщают ее политическими аллюзиями, в остальном же сохраняют основные параметры жанра. По-прежнему в поэме присутствует недосказанность, порождающая некую таинственность, являющуюся не только следствием обстоятельств прошлой жизни героев, но и перерывов в изображении событий. В поэмах воспроизводится только их кульминация и развязка, что создает ощущение стремительности, драматизма происходящего. Важную роль в выражении нравственной позиции играет речь героев. В поэмы включаются разные формы монолога: исповедь («Войнаровский», «Наливайко»), слово, обращенное к толпе («Василько»), молитва («Наливайко»), а также диалог.

Между повествователем и героем в декабристской поэме устанавливалась связь особого рода: свою собственную судьбу поэт соотносил с судьбой романтического героя. Готовность к подвигу, осознание трагической обреченности своей судьбы — именно это роднило героя и повествователя, поэтому монологи приобретали особый исповедальный смысл: устами героя говорил сам автор, тем самым романтическая поэма напрямую соотносилась с реальностью, преодолевала литературность.

К. Ф. Рылеев создал оригинальный лиро-эпический жанр, подсказанный украинским фольклором, — думы. Этот цикл, представляющий собой своеобразную романтическую летопись, навеян «Историей государства Российского» Карамзина. Рылеев ставил перед собой задачу «напоминать юношеству о подвигах предков, знакомить со светлейшими эпохами народной истории». Думы представляли читателям героев отечественной истории, которые как бы обрели голос, заговорили, обратились к потомкам. Их жизнь — образец патриотизма, высокой гражданской доблести, непримиримой борьбы с тиранией — становилась примером для современников.

Цикл Рылеева — это своеобразная галерея портретов героев. Все думы имеют одинаковую композиционную структуру: сначала дается краткая историческая справка о герое и историческом событии, затем следует «поэтическое прочтение» исторического факта. Еще Пушкин обратил внимание, что «все они (думы. — И. Ю.) на один покрой: составлены из общих мест… Описание места действия, речь героя и — нравоучение». Лишь две думы нарушают эту строгую структуру: «Иван Сусанин» и «Петр Великий в Острогожске». В первой нет пространного монолога, в котором у Рылеева обычно заключено основное содержание произведения, герой показывается в действии. Во второй — непривычна общая тональность (не мрачная, а праздничная); кроме того, в пей не задана трагическая предопределенность истории.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой