Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Образы первого сезона и их речевое поведение

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первый сезон. Выводы Рекламисты, снимавшие первый сезон сериала, поставили перед собой следующую цель: максимально раскрыть перед зрителями понятие «Моя семья», донести до них ценности бренда, сформировать положительное отношение к персонажам и, соответственно, к рекламируемому товару. Чтобы поддерживать интерес к сериалу, нужно было придумывать определённые сюжетные ходы, следить за тем, чтобы… Читать ещё >

Образы первого сезона и их речевое поведение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В течение первого сезона на глазах телезрителей в рекламной семье происходит множество событий, по-разному раскрывающих персонажей. У героев рождается младший сын, старшие дети взрослеют и перестают быть наивными, превращаясь в довольно дерзких подростков. При этом можно совершенно чётко определить характерные черты каждого члена семьи — это не безликие персонажи, а чётко прописанные герои с узнаваемым поведением. Нам известны имена большинства из них (всех, кроме мамы).

Интересен тот факт, что практически все персонажи первого сезона носят имена исполнивших их актёров. Этот ход соответствует общей концепции рекламной кампании, ведь ставка была сделана на максимальную реалистичность. Известному и весьма популярному на тот момент актёру Александру Половцеву не составило труда вжиться в роль главы семьи, ведь играл он вместе со своими женой и сыном из реальной жизни.

Папа Саша.

(имя персонажа совпадает с именем актёра) Именно незадачливый отец чаще всего оказывается в комических ситуациях, именно над ним чаще всего подтрунивают родные. В эти моменты мама с дочкой как бы объединяются против него — ситуация вполне типичная для российских семей. У папы явно имеются некоторые проблемы с алкоголем, и эта слабость становится объектом для шутки в трёх роликах. Он очень любит своих детей, старается быть в курсе происходящего в их жизни.

Одним из проявлений заботливости отца является частое использование им уменьшительно-ласкательных форм обращений (использует их чаще других членов семьи): деточка, солнышко, сынок, сынулик, Дианочка, Петенька. Однако в двух случаях деминутивные обращения работают не только на создание соответствующего образа персонажа.

Так, в одном из роликов отец, желая усилить похвалу, использует слово «сынулик»: «Как попил, уже?! Ох, сынулик, молодец! 200 грамм одним махом, а?».

Так как обращения-деминутивы вполне типичны для данной семьи, слово сынок не несёт достаточного эмоционального заряда для выражения отцовских чувств гордости. Возможно, именно по этой причине авторы остановились на такой форме именования.

В разошедшемся на цитаты ролике «Пап, а ты налей и отойди» отец говорит маленькой дочке, опустошающей уже третий стакан сока подряд и требующей добавки: «Это уже третий… Ты же лопнешь, деточка!». В данном случае слово «деточка» используется явно не для выражения отцовских нежных чувств, а с целью выражения неудовольствия действиями ребёнка. Взрослый подчёркивает и юный возраст героини, и её сравнительно небольшой размер, пользуясь своим более авторитетным иерархическим положением. Соответственно, в рассматриваемом контексте обращение деточка теряет эмоционально-экспрессивную окраску ласкательности и несёт скорее оттенок уничижительности и демонстрации говорящим своего более высокого статуса.

Как уже говорилось выше, отец — самый частый в семье объект для шуток. Возможно, именно по этой причине только для него характерен такой жанр, как «запрос на похвалу» — он явно чувствует себя недооцененным. Так, в ролике № 9 он хочет, чтобы его похвалили за приготовленный обед («А, наверное, тебе жалко, что 8 Марта только раз в году? М?»), а в ролике № 27 он желает получить дивиденды за исполнение роли Деда Мороза:

Папа: Диан, а тебе понравились подарки, которые Дед Мороз принёс?

Дочка: Даа.

Папа: Так вот, Дианочка, Дед Мороз — это я!

Мама Мама — единственный член семьи, имя которого не звучит ни в одном из роликов. Все домочадцы, обращаясь к ней или говоря о ней, используют формы мам, мама, мамочка. Даже отец, обращаясь к жене при детях, называет её «мама»: «Мама, гм, хотела вам что-то сказать. Да, мама?». Отметим, что в реальном семейном общении это довольно распространённое явление: супруги, особенно в семьях с маленькими детьми, могут обращаться друг к другу папа и мама.

Мама-сфинкс — так охарактеризовал её один из авторов, и это, пожалуй, лучшее определение, какое ей можно дать. Она достаточно мудра, чтобы не критиковать открыто мужа-недотёпу и детей, она не идёт на конфликты и всегда знает, как их избежать. Мама не стремится к явному лидерству, хотя мы и понимаем, что именно на ней держится дом.

Рассмотрим, какое выражение нашли данные черты в мамином речевом поведении. Так, например, в ролике № 6 мама быстро догадывается, что дочка на самом деле не заболела и симулирует, чтобы не ходить в школу: «Ой, мамочка, что-то плохо мне! Можно я сегодня в школу не пойду? Кхе-кхе». Однако вместо того, чтобы отругать или высмеять девочку, мама включается в игру: «Жалко, а мы в зоопарк собрались — сегодня суббота». Заметим, в первую очередь она сообщает про зоопарк, понимая, что это непременно зацепит дочку.

В ролике № 4 у мамы и вовсе нет текста. Однако её невербальные реакции на мужа, который бегает по квартире и ищет свои вещи, очень красноречивы. Сначала она просто завтракает, никак не реагируя на реплики супруга, потому что понимает, что это только усугубит его раздражение. Она не вступает в перепалку даже после откровенной провокации со стороны мужа: «Кто додумался повесить пиджак в шкаф?». Вместо этого жена предлагает ему стакан сока, выпив который, он немного остывает. Конфликт, казалось бы, разрешён, но теперь супругу нужно найти портфель. И зритель, и мама смеются. Однако мама делает это не громко, чтобы муж не услышал.

Так же, будто про себя, мама усмехается, реагируя на колкую реплику подросшей дочери в адрес отца:

Папа: Как попил, уже?! Ох, сынулик, молодец! 200 грамм одним махом, а?

Дочка: Ага, весь в отца…

Мама (усмехается) Вслух мама претензий мужу по поводу его пагубного пристрастия к алкоголю ни в одном ролике не высказывает. Собственно, в нетрезвом виде отец предстаёт в двух новогодних роликах. В первый раз он предстаёт перед семьёй в костюме Деда Мороза и шапке Снегурочки (с косичками). Скандала мать не закатывает, она лишь подкалывает супруга вопросом «Сама угадаешь?», давая понять, что в его внешнем виде что-то не вполне соответствует образу дедушки.

В ролике «8 марта» авторы смеются над тем, что мужская половина семьи в качестве подарка готовит обед на всю семью, однако убирать за ними всё равно приходится маме и дочке. Когда отец пытается напроситься на похвалу со стороны жены («А, наверное, тебе жалко, что 8е Марта только раз в году? М?»), та ничего не отвечает. Однако её взгляд достаточно красноречиво даёт мужу понять, что похвалы он не дождётся.

Именно в мамином речевом поведении нашла яркое проявление такая особенность разговорной речи, как значимость невербальных компонентов (усмешка, взгляд, выражение лица). Ролики с её участием наглядно доказывают, что молчание и отсутствие реакции также может быть коммуникативным актом и даже тактикой речевого поведения.

Старший сын Стёпа.

(имя персонажа совпадает с именем актёра) Старший сын — наименее раскрытый персонаж. За весь сезон он произносит буквально 8 реплик, часть из которых — междометия. Воплощает образ подростка — ко всему относится скептически. В его диалоге с младшей сестрой (Когда ты, наконец, лопнешь, а?) нашла отражение описанная исследователями тенденция в братско-сестринских отношениях, сохраняющаяся до определенного возраста: преобладание дисгармоничных стратегий поведения, конкуренция вместо кооперации (Занадворова, 2003:394).

Будучи подростком и старшим ребёнком в семьё, Стёпа позволяет себе разговаривать с родителями достаточно грубо: Эй, на фазенде! Вы когда лыжи с кровати уберёте? Спать хочется!; Да знаю я, откуда дети берутся!

Дочь Диана.

(имя персонажа совпадает с именем актрисы) Образ дочки на протяжении сериала претерпевает наиболее сильные перемены. Это легко объяснимо: на момент начала съёмок девочке было всего 4 года, а в последних сюжетах она уже подросток.

Авторы умело обыграли взросление Дианы: из девочки-хулиганки с ангельской внешностью она постепенно превращается в девушку, для которой слова родителей уже не закон, так что она даже позволяет себе дерзить им.

В ранних роликах Диана предстаёт в роликах в двух образах — милой, с виду послушной девочки с ангельской внешностью или же ребёнка, упрямо и довольно бесцеремонно требующего чего-то от родителей. Два этих образа вполне естественно уживаются в персонаже, и это, по сути, не противоречит модели поведения реальных детей. И «первая», и «вторая» Диана знают, как добиться своего. Но если оружие первой — лесть, то стратегия второй — настойчивость и безапелляционность. На языковом уровне это отразилось, в том числе, в использовании той или иной формы обращения к родителям. Отметим, например, что обращение мамочка используется только дочкой. Причём мы можем проследить тенденцию использования форм мам или мамочка в зависимости от контекста. Использование той или иной формы обращения к родителям — часть этих стратегий.

Сравним: «Мамочка, а где у нас большая кастрюля?», «Ой, мамочка, что-то плохо мне! Можно я сегодня в школу не пойду?», «Мамочка, а давай нам Джека, а им Петю!» и «Маам, соку дай», «Мам, а можно я с Мишкой на дачу поеду?», «Мам, а ты уезжаешь?».

Деминутивная форма в первом случае усыпляет бдительность матери (дочь ищет кастрюлю, чтобы взрывать попкорн на кухне с отцом), во втором случае смягчает просьбу, способствует создания образа несчастного больного ребёнка, а в третьем, наоборот, просьбу усиливает (фраза была практически выкрикнута, это последняя отчаянная попытка девочки убедить маму взять на неделю собаку).

Обращение мам достаточно нейтрально. Диана использует его, когда не слишком надеется на то, что просьба её будет удовлетворена, и спрашивает как бы между прочим, не желая демонстрировать, как на самом деле ей этого хочется (в случае с Мишкой). Также не требуется задабривать маму, просто запрашивая информацию (Мам, а ты уезжаешь?), или напрямую требуя желаемого (Маам, соку дай). Пожалуй, сочетание «Мамочка, соку дай», учитывая в каком упадническом настроении была девочка, звучало бы странно.

Заметим, что в адрес отца Диана использует деминутивное обращение папочка лишь в одном ролике, причём в рамках саркастического замечания. Отец долго выстраивает членов семьи перед ёлкой, чтобы сделать фото, и в итоге в самый ответственный момент роняет ёлку. Жена выражает своё неудовольствие достаточно сдержанно, в свойственной ей манере. Произнесенный ею с иронической интонацией комментарий «Молодец» подхватывает Диана: «С годом слона тебя, папочка».

С рождением младшего брата (которое стало для героини настоящим ударом), Диана всё чаще начинает примерять на себя психологические роли Взрослого и Родителя. Так, когда отец не разрешает ей выпить детский сок, предназначавшийся младшему брату, она «с горя» пьёт обычный сок со словами «Ладно, раз детство всё равно не вернёшь…», что весьма комично звучит из уст десятилетней девочки.

Столь же глубокомысленно Диана замечает «Тёть Ир, все мужчины как дети», когда муж тёти Иры продолжает пить сок для малышей, несмотря на замечание супруги. Можно предположить, что подобную фразу она могла услышать от мамы или бабушки. В процессе социализации дети копируют взрослых и нередко могут давать советы и делать замечания старшим (Занадворова, 2003:399).

В ситуации, когда всё тот же бездетный друг родителей делает Диане замечание по поводу её обращения с младшим братом, она категорично заявляет: «Вот будут у Вас свои дети, тогда поговорим», на этот раз примеряя на себя психологическую роль Родителя.

Заметим, что во всех приведённых примерах «взрослого» речевого поведения рекламировался сок для малышей, то есть авторы сознательно подчёркивали контраст между Дианой и младшим братом, для которого и предназначался рекламируемый продукт.

Именно из уст Дианы на протяжении сезона звучат самые смешные фразы. И если в начале сериала это преподносится как детская непосредственность, то в финале девочка шутит уже весьма осознанно и порою довольно жёстко. Став подростком, Диана меняет шаблон своего поведения, в том числе речевого. Подобные переходные моменты жизни семьи обычно характеризуются иерархической неустойчивостью. Мы видим, что родители не всегда готовы к новой модели поведения дочери и несколько раз оказываются в довольно глупом положении.

Так, в ролике № 29 мама не сразу понимает, что дочь просит разрешения поехать на дачу с мальчиком по имени Миша, а не с плюшевым медведем, и по привычке использует довод «ну ты же уже большая». В ролике № 27 отец признаётся дочери в том, что Деда Мороза не существует и в результате узнаёт, что познания дочери о жизни зашли несколько дальше, чем он предполагал (Ага, и аист — тоже ты). Наконец, в ролике № 31 в ответ на упрёк отца в том, что не оставила отцу кваса для окрошки, Диана категорично, в императивной форме заявляет: «Кушай, папа, оливье!». За подобной «хамской» репликой из уст маленького ребёнка последовало бы немедленное наказание. Однако подросток таким образом ломает сложившийся иерархический строй и отстаивает самостоятельность.

Одна черта в Диане неизменна — её безграничная любовь к соку. Впрочем, и к другим напиткам линейки «Моя семья» это тоже относится. Кроме того, с детских лет её отличала недетская вместительность. Способности Дианы опустошать залпом стаканы сока обыгрывалась в нескольких роликах (№ 1, № 7, № 15, № 17, № 31).

Младший сын Петя Появление в семье маленького ребёнка — вполне продуманный ход. Его наличие позволило рекламировать продукцию для малышей. Примечательно, что авторы намекнули зрителю о его предстоящем рождении: папа пытался поговорить со старшим сыном и объяснить ему, откуда берутся дети. Отдельный ролик посвящён тому, как родители сообщают Стёпе и Диане о беременности мамы. Петя проявляет себя как исключительно радостный и послушный ребёнок, который неизменно радует родителей.

Речевое поведение Пети соответствует возрасту и усложняется по мере его взросления — от нечленораздельных звуков в младенчестве к звукоподражанию и простым отдельным словам (Дя), а в дальнейшем и к осмысленному речетворчеству (Всё, я попил).

Первый сезон. Выводы Рекламисты, снимавшие первый сезон сериала, поставили перед собой следующую цель: максимально раскрыть перед зрителями понятие «Моя семья», донести до них ценности бренда, сформировать положительное отношение к персонажам и, соответственно, к рекламируемому товару. Чтобы поддерживать интерес к сериалу, нужно было придумывать определённые сюжетные ходы, следить за тем, чтобы реплики персонажей были максимально ёмкими и запоминающимися (за счёт экспрессии и языковой игры), но в то же время оставались естественными. Наконец, нельзя было забывать о рекламируемом товаре.

Коммуникативные ситуации, на которых строился сюжет роликов в первом сезоне, сочетали в себе типичные, знакомые каждому зрителю (день рождения бабушки, новый год, подъём утром, визит гостей, обед, отдых на даче), и оригинальные, напрямую связанные с рекламируемым товаром. Так, в пяти роликах сюжет построен на любви Дианы к соку (или квасу) и её способности выпить очень много жидкости. Взяв за основу структуру дискурса, предложенную В. З. Демьянковым, мы можем условно разбить ролики на группы, в зависимости от того, какое место в них занимает рекламируемый товар.

В.З. Демьянков выделил следующие элементы дискурса: излагаемые события, их участники, перформативная информация и «не-события», т. е. а) обстоятельства, сопровождающие события; б) фон, поясняющий события; в) оценка участников событий; г) информация, соотносящая дискурс с событиями. По тому же принципу мы выделили ролики, в которых рекламируемый товар являлся непосредственной частью события (таких оказалось 21), а также те, в которых сок, квас или фруктовое пюре лишь сопровождали коммуникативную ситуацию, никак на неё не влияя (десять роликов).

Таблица 1 Рекламируемый товар в роликах первого сезона.

Товар — часть события.

Товар — сопровождение события.

№ 1, № 2, № 4, № 5, № 6, № 7, № 9, № 11, № 12, № 14, № 15, № 17, № 18, № 19, № 20, № 22, № 23, № 25, № 26, № 30, № 31.

№ 3, № 8, № 10, № 13, № 16, № 21, № 24, № 27, № 28, № 29.

Отметим, что к концу сезона рекламируемый товар всё реже становился неотъемлемой частью коммуникативной ситуации. Объясняется это тем, что за годы телеэфира зрители очень хорошо запомнили актёров и стиль рекламы. У аудитории уже сложилась чёткая ассоциативная связь персонажей с рекламируемым товаром, а потому продукт мог оставаться на втором плане.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой