Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Переговоры как способ урегулирования конфликтного взаимодействия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Метод переключения внимания. Концентрация внимания собеседника на его четко выстроенной позиции переключается в сторону непродуманных аргументов. Этот метод может быть реализован путем рассказа инициатором влияния шутливой истории или анекдота, связанного по смыслу с обсуждаемым вопросом, а потом необходимо сделать логический поворот в сторону приведения контраргументов. Это может сбить оппонента… Читать ещё >

Переговоры как способ урегулирования конфликтного взаимодействия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Переговоры представляют собой метод решения конфликтов, направленный на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон. Организация переговорного процесса необходима для привлечения противоборствующих сторон к взаимодействию. Переговоры позволяют субъектам конфликта выработать соглашение, удовлетворяющее интересам каждой стороны.

Классификация видов переговоров представлена в табл. 6.4.

Таблица 6.4

Классификация видов переговоров.

Основание для классификации.

Количество участников переговоров.

Привлечение третьей нейтральной стороны.

Цели участников переговоров.

  • • Двусторонние переговоры — переговоры, участниками которых являются две конфликтующие стороны;
  • • многосторонние переговоры — переговоры

с участием более двух сторон.

  • • Прямые переговоры —подразумевают непосредственный контакт субъектов конфликта;
  • • непрямые переговоры — связаны

с активным вмешательством третьей стороны.

  • • Переговоры, целью которых является пролонгирование действующих соглашений;
  • • переговоры по пересмотру действующих соглашений;
  • • переговоры, целью которых является перераспределение имеющихся или предоставление недостающих ресурсов;
  • • переговоры о заключении новых соглашений;
  • • переговоры, направленные на решение второстепенных вопросов

Успех переговорного процесса зависит от определенных условий:

  • • взаимосвязь и взаимозависимость деятельности субъектов конфликтного взаимодействия, осознание ими этого факта;
  • • соответствие фазы конфликта возможностям переговорного процесса;
  • • участие в переговорах лиц, имеющих полномочия для принятия решений в конкретной ситуации.

Функции переговоров (по М. М. Лебедевой):

  • • функция нахождения путей совместного решения возникшей проблемы;
  • • информационная функция — заключается в получении информации о потребностях, интересах, позициях противоборствующих сторон;
  • • коммуникативная функция — состоит в необходимости осуществления коммуникаций между сторонами конфликта;
  • • регулятивная функция — предполагает координацию действий и регулирование поведения субъектов конфликта;
  • • пропагандистская функция — подразумевает стремление сторон оказать влияние на мнение группы с целью оправдания собственных действий и привлечения на свою сторону союзников;
  • • маскировочная функция — проявляется, когда противоборствующие стороны не заинтересованы в сотрудничестве, и временное перемирие рассматривается ими как тактический шаг перед дальнейшим столкновением и нанесением максимального вреда противнику[1].

Для повышения эффективности переговоров необходимо соблюдение следующих правил:

  • • время и место для переговоров должны быть удобны для обеих конфликтующих сторон;
  • • предварительно перед переговорами следует провести небольшую неофициальную беседу, которая позволит снизить отрицательный эмоциональный накал конфликта, это необходимо для создания атмосферы сотрудничества;
  • • следует по возможности исключить коммуникативные барьеры (см. подробнее в параграфе 5.2);
  • • необходимо выработать совместные подходы для осуществления процедуры переговоров;
  • • следует изучить мнения обеих противоборствующих сторон о предмете конфликта;
  • • обязательно сосредоточение внимания сторон на цели переговоров — разработке конкретных действий для достижения сотрудничества;
  • • далее нужно исследование максимально возможных альтернатив для принятия взаимовыгодного решения;
  • • следует устроить обсуждение всех высказанных предложений;
  • • делать выбор следует из наиболее приемлемых вариантов решения, максимально учитывающих требования обеих сторон;
  • • необходима формализация согласия сторон в виде соглашения, а также установление конкретного срока реализации соглашения;
  • • требуются практические действия сторон по воплощению договоренностей и принятых обязательств.

Важно запомнить Для успешного проведения переговоров целесообразно учитывать следующие психологические составляющие переговорного процесса:

  • • концентрация внимания на интересах сторон, а не на позициях, так как позиции оппонентов могут скрывать их истинные цели;
  • • недопустимость критики личных качеств участников переговоров, гак как это приводит к обострению конфликта;
  • • умение оставаться в рамках профессиональной беседы, сохранять спокойствие;
  • • стремление к поиску взаимовыгодного решения путем изучения вариантов, удовлетворяющих обе стороны;
  • • согласие оппонентов, базирующееся на нейтральных критериях по отношению к интересам конфликтующих сторон — в противном случае соглашение будет восприниматься как несправедливое и в конечном счете не будет выполняться.

Наибольшее влияние на оппонентов в переговорах оказывает аргументация — способ убеждения партнера по общению посредством логических доводов в пользу предлагаемого решения.

Аргументация может принимать доказательную форму, с помощью которой осуществляется обоснование своей точки зрения, и (форму контраргументации, с помощью которой в переговорном процессе опровергаются тезисы и утверждения собеседника.

В процессе аргументации применяются следующие методы.

  • 1. Прямое обращение к партнеру посредством представления фактов, подтверждающих информацию адресанта. Для увеличения информативности и результативности применения данного метода следует использовать иллюстративный материал (статистические данные, графики, диаграммы, таблицы).
  • 2. Метод противоречия. Направлен на выявление противоречий и разночтений в речи собеседника и их акцентирование. Как правило, этот метод применяется в оборонительных целях.
  • 3. Метод сравнения. Сопоставление фактов, объектов и явлений по определенному признаку, в результате которого устанавливается их равенство или различие. Вариантами применения сравнения могут быть: сравнение достигнутых показателей с запланированными; сравнение текущих показателей с показателями предшествующих периодов; сравнение показателей работы организации с показателями деятельности конкурентов, партнеров.
  • 4. Метод «да… но» Позволяет рассмотреть проблему с разных точек зрения. С неоспоримыми аргументами стоит согласиться, а со спорными применить «но…»
  • 5. Метод «бумеранга». Принимая возражения оппонента, вернуть внимание адресата к первоначальной идее переговоров.
  • 6. Метод игнорирования. Если факт, изложенный собеседником, не может быть опровергнут, то другой стороной конфликта игнорируется ценность и значение этого факта. При применении этого метода следует учесть, что при неумелом использовании такая тактика может вызвать агрессию оппонента.
  • 7. Метод видимой поддержки. Весьма эффективен как в отношении одного собеседника, так и в отношении нескольких слушателей. Суть метода заключается в том, что после аргументации оппонента вместо возражений и противоречий инициатор влияния первоначально приводит новые доказательства в поддержку уже приведенных аргументов оппоненга. А затем наступает черед контраргументов. Так создается психологическое ощущение, что мнение оппонента внимательно изучено, и обе стороны приходят к выводу о несостоятельности высказанного аргумента.
  • 8. Метод гиперболизации. Преувеличение неблагоприятных последствий неразрешенного конфликта, составление преждевременных негативных выводов, преувеличение важности предмета конфликта для одной из сторон.
  • 9. Метод переключения внимания. Концентрация внимания собеседника на его четко выстроенной позиции переключается в сторону непродуманных аргументов. Этот метод может быть реализован путем рассказа инициатором влияния шутливой истории или анекдота, связанного по смыслу с обсуждаемым вопросом, а потом необходимо сделать логический поворот в сторону приведения контраргументов. Это может сбить оппонента с намеченного им направления переговоров.
  • 10. Метод ссылок на авторитеты. Может быть реализован путем цитирования замечаний известных авторов или приведения результатов научных исследований в обсуждаемом вопросе.
  • 11. Метод компенсации. Заключается в том, что инициатор влияния использует неоспоримые аргументы в пользу своей точки зрения, чтобы компенсировать те недостатки, против которых возражает вторая сторона. Например, в конфликте между руководителем и подчиненным менеджеру следует продемонстрировать, что положительные профессиональные качества исполнителя перевешивают допущенные им ошибки, тем самым выразить надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество.
  • 12. Метод вопросов. Этот метод целесообразно применять, когда собеседник приводит тривиальное возражение или не убежден в своей правоте. В этом случае оппонент будет вынужден сам отвечать на собственные возражения, и впоследствии будет воздерживаться от необдуманных замечаний. Например, такими вопросами могут быть: «Вы уверены, что если мы будем действовать так, как вы предлагаете, это положительным образом скажется на нашей репутации?» или «Уточните, какой экономический эффект будет достигнут в результате внедрения ваших рекомендаций?»
  • 13. Метод положительных ответов. Каждый аргумент следует начинать со слов: «Возможно, вы согласитесь с тем, что…» Если первоначальное согласие получено, можно переходить к следующему аргументу. Если адресат отвечает отрицательно, необходимо сказать: «Я, наверно, неудачно сформулировал свою мысль…» и перефразировать свой довод без потери смысла. И такую тактику выдерживать до тех пор, пока не будет получено согласие со стороны оппонента по всем ключевым вопросам и, в конечном итоге, с предлагаемым решением в целом. При этом не следует задавать уточняющие вопросы типа: «А почему вы не согласны?» или «Почему вы думаете иначе?», тем более сопровождать репликами: «Это же очевидно!» или «Думать иначе — глупо!», так как данный метод в этом случае не произведет должного эффекта.
  • 14. Метод двусторонней аргументации. Инициатором влияния обозначаются как сильные, так и слабые стороны своих аргументов. Эго позволяет продемонстрировать оппоненту, что адресант и сам осознает ограничения предлагаемого решения. Данный метод имеет существенное ограничение: его следует применять только по отношению к высокоинтеллектуальным собеседникам.
  • 15. Метод разделения аргументов. Аргументы оппонента разделяются на неоспоримые, сомнительные и ошибочные с параллельным выстраиванием доказательной базы.

Для эффективного построения аргументации в процессе переговоров требуются:

  • • осознание цели аргументации инициатором влияния и четкая ее формулировка;
  • • получение согласия адресата на диалог;
  • • вежливость и корректность при формулировке аргументов;
  • • простота высказывания без использования специальной терминологии;
  • • краткость и четкость формулировок;
  • • наглядность для облегчения восприятия представляемого материала;
  • • следование многоальтериативному подходу: анализ всей совокупности выгод и потерь предложений партнера в ближайшее время и в перспективе;
  • • избегание чрезмерной убедительности, так как это наносит урон чувству собственной значимости адресата и поэтому вызывает защитную реакцию в форме сопротивления;
  • • отказ от высказываний, принижающих личность партнера по общению, преувеличений собственных заслуг, демонстрации своего превосходства.

Таким образом, конфликты в трудовых коллективах управляемы, при этом значительная роль в их эффективном разрешении принадлежит руководителю.

  • [1] См. подробнее: Лебедева М. М. Технология ведения переговоров: учеб, пособие. М.:Аспект Пресс, 2010.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой