Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Манихейство. 
Религиоведение

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В манихейской историософии выделяются три периода: время до смешения, период смешения и время освобождения захваченных светлых элементов. Завершается история эсхатологической битвой добра и зла, в результате которой элементы света будут собраны воедино, земля — уничтожена, а демонические силы заключены в некую космическую темницу. Манихейское описание грядущих эсхатологических катастроф говорит… Читать ещё >

Манихейство. Религиоведение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Манихейство — синкретическая дуалистичная религия, получившая название, но имени пророка-основателя Мани. Сформировавшееся на зороастрийском субстрате, манихейство адаптировало ряд иудейских, христианских и гностических теологем.

Из-за значительных разногласий источников и мифологизации образа исторического Мани в манихейской традиции, биография его восстанавливается во многом предположительно.

Вероятнее всего, Мани родился 14 апреля 216 г. в Северной Вавилонии. Известно, что отец будущего пророка носил имя Патик и принадлежал к парфянской аристократии, мать Мани по рождению принадлежала к парфянскому княжескому роду. Согласно манихейской легенде, рождению Мани предшествовали чудесные события и знамения, указывающие на особую роль, которую ему предстоит сыграть в истории человечества.

В 12 лет, как гласит манихейское предание, Мани получил первое откровение, побудившее его основать новую религию. С 240 г. Мани выступает в качестве общественного проповедника, посланника Высшего Благого Существа. С миссионерскими целями Мани путешествовал по Вавилонии, Мидии, Парфии, он установил контакт с царским окружением и пользовался расположением царя Шапура и его могущественных родственников.

Проповедь Мани и особенно активный рост числа его последователей вызвали реакцию со стороны зороастрнйского жречества, многие представители которого пользовались традиционным влиянием в обществе. Конфликт завершился при царе Бахраме I арестом Мани, который скончался в темнице 60 лет от роду.

В основе религиозного учения Мани находится последовательное противопоставление двух начал: Бога и материи. При этом Бог выступает как свет, истина, совершенство, а материя — как ложь, тьма и олицетворение всяческого зла. И Бог, и материя являются субстанциями несотворенными и вечными, однако они предстают не как деперсонифицированные силы, а раскрываются в форме личностного бытия. Вопреки распространенному мнению, Мани не учил о двух богах: добром и злом, Богом почиталось только высшее благое существо, материи приписывалась не божественная, но демоническая сущность.

Свет в манихействе является важнейшим атрибутом Бога и даже субстанцией божества. Поэтому одним из эпитетов Бога был «отец радостного света». Престол Бога окружен Его светом, силой и могуществом, эти три божественных атрибута и объединяются в самом понятии «бог» .

Царство Бога характеризуется в манихействе как пространство мира, покоя и гармонии. Бог окружен своими 12 сыновьями, которые именовались " зонами" и соотносились по три с каждой из четырех частей неба. Мани считал, что царство света является одновременно и телом Бога как проявлением его божественной сущности.

Царство материи противостоит царству Бога, как свет противостоит тьме. Оно исполнено несправедливости, насилия, несовершенства и вражды и по своей сущности является демоническим.

Вторжение демонических сил в царство света вынуждает Бога посредством призванной им Матери Жизни призвать к бытию Первочеловека — Спасителя. Оружием Первочеловека в борьбе с демонами материи стали проявления его светлой сущности, которые аллегорически обозначались как его «сыновья» — эфир, ветер, свет, вода и огонь. Сошедший в материальный мир Первочеловек был пленен демоническими силами, что, с одной стороны, стало его поражением, но поражением, обеспечившим в дальнейшем победу. Захватив Первочеловека, демонический мир тем самым воспринял элементы его светлой природы, которые были несовместимы с грубой материей. Но это не облегчило страданий захваченного и порабощенного демонами Первочеловека, который пребывал па самом дне материального мира обездвиженный, окруженный мерзкими демонами, жаждущими его разорвать и поглотить.

Таким образом, в манихействе формируется образ страдающего Спасителя, вобравший в себя ряд христианских черт. Спасение Первочеловека осуществляется при помощи божественного посредника — Живого Духа, который совместно с Матерью Жизни вызволяют его из пленения и возносят на небеса. Первочеловек был спасен, но его светлые элементы, частицы света были поглощены демоническим миром, что привело к смешению тьмы и света.

В манихейской историософии выделяются три периода: время до смешения, период смешения и время освобождения захваченных светлых элементов. Завершается история эсхатологической битвой добра и зла, в результате которой элементы света будут собраны воедино, земля — уничтожена, а демонические силы заключены в некую космическую темницу. Манихейское описание грядущих эсхатологических катастроф говорит о том, что Мани во многом ориентировался на новозаветную традицию, и, в частности, знал христианскую апокалиптику, которую интерпретировал в духе гностицизма.

Манихейство развивалось как религия, вероучение которой имеет книжную фиксацию, т. е. как религия, развивающая и сохраняющая традицию передачи сакральных текстов от одних поколений верующих другим. Откровения Мани были записаны и литературно обработаны. Сам Мани писал на сирийском языке, но при необходимости священные тексты могли переводиться: царю Шапуру I им был преподнесен теологический трактат, написанный на персидском языке, ставшем в то время официальном языком двора и правительства.

Мани утверждал, что существует вечная религия, которая предстает в различных исторических формах. Эта идея иллюстрируется в манихейских текстах аллегорическим описанием дерева, приносящего плоды. Когда плоды дерева созревают, в мир посылается апостол, миссией которого является сбор урожая. Но как только плоды бывают собраны, начинается деградация религии, подчиняющая ее демоническим силам. Сбор плодов, осуществляемый апостолами, символизирует спасение душ верующих. Список апостолов впечатляет — это Адам и ряд ветхозаветных праведников, Будда, Заратуштра, Иисус Христос и апостол Павел.

Можно смело утверждать, что синкретизм использовался вполне сознательно как способ вписать манихейство в единую историю спасения, придав новому учению некоторую «историческую респектабельность». В свою очередь, по этой же причине к манихейству обращались различные ересиархи Средних веков.

Принадлежность к манихейству предполагала соотнесение верующих с одним из пяти иерархических уровней, которые определяли форму служения и предъявляемые требования. Большинство верующих принадлежало к " слушающим" , к которым не применялись строгие аскетические правила, они могли создавать семьи и заниматься новседневными делами, даже причинять вред живым существам. Главным служением слушающих была поддержка " избранных" , которые посвящали всю жизнь нравственному совершенству, спасению души и содействию силам света в борьбе с демонами материального мира. По аналогии с новозаветной церковью в манихействе существовал клир, состоящий из трех уровней, а во главе всей иерархии стоял " архегос" , почитаемый как преемник пророка Мани.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой