Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Вера в становлении индивидуального духа: философско-антропологический подход

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В средневековой философии доминирует религиозное понимание веры как свободного устремления человека к Богу, источнику истины и спасения: Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Василий Кесарийский, Григорий Нисский, Аврелий Августин, Иоанн Дамаскин, Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский и др. Патристика рассматривала вопросы, связанные с причастностью человека Богу… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Вера как антропологический феномен
    • 1. 1. Философское осмысление веры
    • 1. 2. Структура и основные функции веры
  • Глава 2. Роль веры в становлении индивидуального духа
    • 1. 1. Источники духовного становления
    • 2. 2. Компоненты индивидуальной духовности

Вера в становлении индивидуального духа: философско-антропологический подход (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В современном обществе все более отчетливо проявляются серьезные проблемы духовного характера: социальный пессимизм, негативно влияющий на продуктивность деятельности человека и отрицательно сказывающийся на результатах его творческой активности, духовное «обнищание», отказ от устоявшихся моральных норм и традиций, не сопровождающийся созданием новых. Неустойчивость социальной и культурной жизни — не только следствие, но и причина потери человеком своего духовного центра, что выражается в различных формах отчуждения человека от самого себя и от общества. Состояние человека сегодня вполне сопоставимо с экзистенциалистским видением его положения в мире: одинокого перед непостижимой тайной мироздания, человека, который так и не смог обрести устойчивость в механизме общественной системы и виртуальных мирах массовой коммуникации, которому трудно ощутить присутствие Бога в мире, осмысленность бытия.

Неустойчивость положения человека в мире во многом определяется доминантой культуры постмодерна, состоящей в идее освобождения человека от каких бы то ни было традиций и авторитетов, будь то религиозные догмы или диктат разума. В культуре постмодерна в условиях плюрализма мировоззрений у человека усугубляется ощущение абсурда, хаоса, мир воспринимается им как поток неопределенности, в котором отсутствует устойчивое и непреходящее.

Современный кризис человека есть кризис религиозного и метафизического мировоззрения. Религия и этика во многом утратили свою ценностно-определяющую силу, их место занимает эстетизм, «.все больше людей руководствуются в своих поступках не моральными убеждениями, а чувственными предпочтениями, когда интересы личности сосредоточены на ней самой, и это сопровождается упадком любви и доверия в межчеловеческих отношениях».1 Человек, ориентированный на чувственные наслаждения, не может найти их источник только в себе самом, что ведет к появлению все новых и новых потребностей. Вследствие этого человека сегодня больше заботит вопрос, как удовлетворить растущие потребности, а не вопрос, что он собой представляет. Такое потребительское отношение человека к миру приводит его к состоянию одиночества и неудовлетворенности собственной жизнью. В попытке преодолеть свое одиночество он стремится раствориться в другом человеке или группе, которая управляет им и распоряжается его жизнью, снимая с него бремя ответственности. Распространение, например, в современной культуре нетрадиционных религиозных культов, на наш взгляд, связано с реализацией потребности людей, испытывающих страх и одиночество, слиться воедино, утратить свою индивидуальность, став частью принимающей их группы.

Духовный кризис переживает сегодня человек, стоящий перед острой необходимостью выбора основополагающей антропологической парадигмычто считать «собственно человеческим» или что значит «быть человеком» сегодня.

В текучести и размытости социокультурной жизни проявляется кризис веры: люди перестали верить другим, что приводит к росту социальной отчужденности, люди перестали верить в будущее, верить в самих себя, в то, что они способны быть лучше и создать лучшее бытие вокруг себя. Повсюду констатируется утрата духовного постоянства, являющегося основой верности Отечеству, природе, людям. Это ставит перед современной культурой проблему восстановления веры как сущностной основы человеческого бытия, призванной помочь человеку обрести место в мире, примирить с самим собой и стать условием его духовной самодостаточности. Важнейшее значение проблемы веры заключается в ее предельно напряженном аксиологическом характере, когда человек выбирает каким ему быть и что отстаи.

1 Щеглова Л. В. Значение этики в эпоху эстетизма // Известия ВГПУ. 2003. № 2. С. 3. вать, утверждая значимость ценностей не только для себя, но и для других людей.

В последнее время наблюдается интерес разных наук (психологии, философии, этики, социологии) к исследованию феномена веры, обусловленный общим процессом гуманизации знания, повлекшим за собой повышение интереса к человеку, его сущности и важнейшим составляющим его бытия. В результате вера получает статус междисциплинарной категории, исследование которой нацелено на формирование целостного гуманитарного знания о природе человека. Актуальность данного диссертационного исследования состоит в рассмотрении веры как философско-антропологической категории, позволяющей определять человека не только через способ существования, экзистенциально, но и посредством выявления сверхличных и сверхприродных оснований его бытия.

Степень теоретической разработанности проблемы.

В философии, психологии, культурологии, этике и антропологии уже наработан огромный массив эмпирических и теоретических работ, посвященных проблемам человека, способам его определения в мире. Стараясь учитывать достижения, полученные различными отраслями знания, диссертант ориентировался прежде всего на философские исследования в области философской антропологии, этики, философии религии, посвященные различным проблемам бытия человека.

Вера как объест познания формируется в древнегреческой и эллинистической философии. Сократ, Платон, Аристотель и другие древнегреческие мыслители рассматривали веру в сопоставлении со знанием, как принятие некоего «содержания», являющегося в силу своей необоснованности проблемным. Вера как основание морального достоинства человека разрабатывалась в работах стоиков: Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия.

В средневековой философии доминирует религиозное понимание веры как свободного устремления человека к Богу, источнику истины и спасения: Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Василий Кесарийский, Григорий Нисский, Аврелий Августин, Иоанн Дамаскин, Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский и др. Патристика рассматривала вопросы, связанные с причастностью человека Богу через вложенный в него образ Божий, проблемой постижения Бога, теодицеи, соотношением веры и знания. Иоанн Дамаскин одним из первых представил структуру веры, отделив акт веры от ее содержания. Схоластика обратилась к рациональному пониманию веры, проблеме соотношения Бога и мира, обоснованию взаимосвязи знания и веры при приоритете веры. Теория гармонии веры и разума получила развитие в XX веке в трудах представителей неотомизма. Мистицизм в средневековой философии призывал к живому откровению, погружению в себя и познанию через свою душу Божественного бытия. Мистики полагали, что человек не нуждается в символе или догмате, ведь Бог может открыться человеку не через внешнее поклонение, а через внутренний мир 4.

В философии Нового времени произошел отход от религиозного понимания веры в связи с изменением мировоззрения. Мыслители (особенно Д. Локк и Д. Юм) обратились к исследованию роли веры в процессе познания. Нравственной значимости веры придавал большое значение И. Кант, считая моральную веру высшим видом веры.

В русской философии XIX века вера не воспринимается вне обращенности к Богу. Философы всеединства (В. С. Соловьев, П. А. Флоренский, Е. Н. Трубецкой, С. Н. Булгаков, Л. П. Карсавин, С. Л. Франк) обращались к вере как мистической связи, соединяющей человека с Богом. И. А. Ильин детально анализировал содержание религиозного опыта человека. Русский религиозный ренессанс в целом характеризуется экзистенциалистской направленностью понимания человека и важнейших констант его бытия, но Н. А. Бердяев и Л. Шестов особенно ярко выразили эту тенденцию в понимании веры. Че.

2 Точное изложение православной веры. Творение Св. Иоанна Дамаскина. М.- Ростов-н/Д, 1992.

3 Жильсон Э. Избранное. Т. 1. Томизм.

Введение

в философию св. Ф. Аквинского. М.- СПб., 2000; Маритен Ж. Философ в мире. М.: Высшая школа, 1994.

4 Гуго Сен-Викторский. О созерцании и его видах // Знание за пределами науки. Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях I —XIV вв. М.: Республика, 1996. С. 304 — 311- Эк-харт М. Духовные проповеди и рассуждения. М., 1991; Бе. мс Я. Аврора, или Утренняя заря в восхождении. М&bdquo- 1990; ловек в философии Н. А. Бердяева прорывается свободным творчеством к Богу через ограниченность внешнего мира. Л. Шестов рассматривал веру, граничащую с абсурдом и являющуюся для человека не только освобождением, но и бременем. В. И. Несмелов, А. А. Введенский, М. М. Тареев и др. рассматривали веру в связи с проблемой смысла жизни. В. В. Зеньковскому, Г. В. Флоровскому вместе с названными выше представителями принадлежит заслуга в рассмотрении сущности религиозной веры и ее значения для человека на фоне современного им культурно-исторического контекста. Л. Н. Толстой создал собственную метафизику на основе некоторых положений христианства, преимущественно нравственного плана.5.

В Новое время наблюдаются существенные изменения в самом человеке — место личности занимает человек массы. Как ответ на омассовление человека все большую силу в философии и теологии приобретают экзистенциалистские и эсхатологические мотивы. Философы-экзистенциалисты (Г. Марсель, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр и др.), а также их предшественники (Б. Паскаль, С. Кьеркегор) сосредоточились на вере как на единственном выходе для человека, стоящего перед раздробленностью и непостижимостью мира. Экзистенциалистской направленностью обладают взгляды теолога XX века М. Бубера, выделившего виды веры (вера как доверие и как признание истинности), рассматривавшего религиозную веру как близость человека Богу, переживание страха перед Ним и возможность относиться к Нему как Ты.6 Католический мыслитель К. С. Льюис занимался проблемой источника религиs Толстой Л. Н. Исповедь. В чем моя вера? Л., 1990; Путь жизни. М., 1993 j Соловьев В. С. Чтение о Богочс-ловечестве // Спор о справедливости: Соч. М.: Харьков, 1999; Духовные основы жизни // Избр. произв. Ростов-на-Дону, 1998; Флоренский П, А. Столп и утверждение истины. М., 1990; Трубецкой Е. Н. Смысл жизни // Избранные произведения. Ростов н/Д, 1998; Булгаков С. Н. Свет Невечерний: Созерцания и умозрения. М.- Харьков, 2001; Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. В 2-х томах. М., 1993; Карсавин Л. П. О сущности православия // Сочинения. М., 1993; Франк С. Л. С нами Бог // Духовные основы общества. М., 1992; Бердяев Н. А. Проблема человека (К построению христианской антропологии) // Путь, 1936. j 50. С. 3 — 26- Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995; Философия свободы: Смысл творчества. — М., 1989; Шестов Л. На весах Иова: Странствия по душам. Paris, 1975; Sola Fide — Только верою: Греческая и средневековая философия. Лютер и церковь. Paris, 1966; Несмелов В. И. Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного откровения // Смысл жизни: Антология. М., 1994; Введенский А. Условия допустимости веры в смысл жизни // Смысл жизни: Антология. М., 1994; Зеньковский В. В. Об образе Божием в человеке // Вопросы философии, 2003, № 12. С. 147 — 161- Флоровский Г. В. Вера и культура: Избранные труды по богословию и философии. СПб., 2002. озной веры, соотношения веры и сомнения, анализировал веру в сопоставлеп нии с важнейшими христианскими добродетелями.

Вторая половина XX века ознаменовалась тем, что христианские теологи обратились к проблемам изменения религиозного сознания, осмысления тенденций развития мирской культуры, синтеза религии и культуры. Такого рода поворот к проблемам культуры характерен прежде всего для протестантизма, который с самого начала был связан с сакрализацией мирской жизни, и исходил из того, что необходимо преодолеть разрыв христианства и мира. К теологам, занимавшимся проблемами изменения религиозной веры, относятся К. Барт, П. Тиллих, Д. Бонхеффер, X. Кокс и др.8 Влияние протестантизма на религиозное сознание человека исследовалось такими отечественными авторами, как В. И. Гараджа, В. И. Добреньков и др.9.

Для нашего исследования имели большое значение труды представителей западной философии и философской антропологии: П. Т. де Шардена, А. Швейцера, М. Шелера, Ф. Брентано, X. Ортеги-и-Гассета и др.10.

В рассмотрение вопроса психического генезиса веры и ее сущности как свойства душевно здорового человека большой вклад внесли работы 3. Фрейда и представителей западной гуманистической психологии: Э. Эриксона, Э. Фромма, В. Франкла, А. Маслоу, К. Роджерса и др.11 Данные авторы сосредоточились прежде всего на самой вере, а не на ее предмете.

6 Бубер М. Я и ТыДва образа верыЗатмение Бога // Два образа веры. М., 1999.

7 Льюис К. С. Любовь, страдание, надежда М., 1992.

8 Барт К. Очерк догматики. СПб, 2000; Тиллих П. Мужество бытьДинамика веры // Тиллих П. Избранное: Теология культуры. М., 1995; Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность. М., 1994; КоксХ. Мирской град: Секуляризация и урбанизация в теологическом аспекте. М., 1995.

9 Добреньков В. И. Современный протестантский теологический модернизм в США: Его замыслы и результаты. М.: Изд-во МГУ, 1980; Гараджа В. И. Протестантская концепция человека // Буржуазная философская антропология XX века. М., 1986.

10 Брентано Ф. О происхождении нравственного познания. СПб., 2000; Мунье Э. Манифест персонализма. М., 1939; Ортсга-и-Гассет X. Идеи и верования//Избранные труды. М., 2000. С. 404−436- Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992; Шелер М. Избранные произведения. М, 1994.

11 Фрейд 3. Психический генезис религиозных представлений // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996; Человек по имени Моисей и монотеистическая религия. М., 1993; Эриксон Э. Детство и обществоФромм Э. Бегство от свободы. М., 1989; Душа человека. М., 1992; Иметь или быть. М., 1986; Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990, Воля к смыслу. М., 2000; Маслоу А. Психология бытия. М., 1997; Мотивация и личность. СПб., 1999; Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994 и др.

Проблемой изменения мировоззрения человека и понимания им ценностей человеческого бытия в современном секуляризованном обществе занимались и отечественные, и зарубежные авторы: Р. Генон, Э. Тоффлер, Д.

Хаксли, Б. Рассел, Б. Хюбнер, П. Козловски, А. Мень, С. В. Лезов и др.

В отечественной литературе советского периода вместе с рассмотрением религиозной веры складывается нерелигиозное понимание этого феномена человеческого бытия: В. И. Носович, В. Р. Букин, Б. А, Ерунов, И. А. Ма.

1 л лахова, П. С Гуревич и др. Некоторой ограниченностью этих работ является предвзятое отношение к религиозной вере, за исключением работы П. С. Гу-ревича, что затруднило понимание веры как человеческого феномена.

Анализ проблемы соотношения веры и знания, когнитивного аспекта веры присутствует в работах С. В. Девятовой, М. С. Козловой, Л.А. Мике-шиной, Д. И. Дубровского, Е. Л. Фейнберга.14.

Рассмотрение человеческого бытия в контексте культурно-исторических эпох и развивающихся философских направлений молено найти в работах А. Я. Гуревича, С. С. Аверинцева, В. В. Сильвестрова, С. С. Хору-жего, С. С. Неретиной, П. П. Гайденко, Л. В. Щегловой и др. 15.

12 Гснон Р. Кризис современного мира. М., 1991; Хюбнер Б. Произвольный этос и принудительность эстетики. Минск, 2000; Тоффлер Э. Шок будущего, М., 2001; Хаксли Д. Религия без откровения: Фрагменты. М., 1992; Рассел Б. Почему я не христианин: Избранные атеист, произведения. М., 1987; Мень А. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. М., 1991; Человек не может вообразить своего небытия // Наука и религия. 1993. № 8. С. 42 — 46- Лёзов С. В. Христианин в обезбоженном мире // Кокс X. Мирской град: Секуляризация и урбанизация в теологическом аспекте. М., 1995; Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития: М., 1997.

13 Носович В. И. Психология веры. Л., 1970; Букин В. Р., Ерунов Б. А. На грани веры и неверия. Философ-ско-психологический очерк. Л., 1974; Малахова И. А. Анатомия религиозной веры. М., 1980; Гуревич П. С. Гуманизм и вера: (Дискуссионные вопросы взаимоотношений современного религиозного сознания и светской гуманистической традиции). М., 1990. н Девятова С. В. Верю, чтобы знать (Современная христианская теология о науке и научно-техническом прогрессе). М., 1992; Религия и наука: шаг к примирению? М., 1993; Козлова М. С. Вера и знание. Проблема и границы // Вопросы философии. 1991. № 2. С. 58 — 66- Дубровский Д. И. Вера и знание // Проблема идеального. Субъективная реальность. М., 2002. С. 271 — 310- Фепнберг Е. Л. Интуитивное суждение и вера // Вопросы философии. 1991. № 8. С. 13 — 24- Микешина Л. А. Вера и достоверность в познании // Философия познания. Полемические главы. М., 2002. С. 259 — 303.

15 Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1972; П. С. Гуревич. Возрожден ли мистицизм? М., 1984; Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997; Сильвестров В. В. Философское обоснование теории и истории культуры. М., 1990; Неретина С. С., Огурцов А. П. Время культуры. СПб., 2000; Хоружин С. С. О старом и новом. СПб., 2000; Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. М., 1997; Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М., 2001; Ситников А. В. Философия Плотина и традиция христианской патристики. СПб., 2001; Щеглова Л. В. Судьбы российского самопознания (П. Я. Чаадаев и Н. В. Гоголь): Монография. Волгоград, 2000; Значение этики в эпоху эстетизма // Известия ВГПУ. 2003. № 3. С. 3 — 9.

Необходимо отметить тот вклад, который внесли в понимание человека и его сущности работы отечественных авторов в области философской антропологии Л. П. Буевой, И. С. Вдовиной, Б. Т. Григорьяна, П. С. Гуревича, Т. А. Кузьминой, В. М. Лейбина, В. А. Подороги, К. А. Свасьяна, И. Т. Фролова, В. Д. Шадрикова, Н. В. Омельченко и др.16.

При всем обилии литературы и разнообразии исследовательских точек зрения молено констатировать, что в исследовании понятия «вера» в настоящее время преобладают два подхода. Первый подход заключается в религиозном рассмотрении веры, который в связи с усложнением общества и изменением мировоззрения требует постоянного углубления и пересмотра. Второй подход характеризуется нерелигиозным рассмотрением веры либо в связи со знанием, либо в отношении генезиса человека, либо как условия деятельности человека. Мы полагаем, что в связи с многозначностью толкований веры проблема синтеза философского, теологического и антропологического знания относительно этой проблематики с учетом современных условий бытия человека остается открытой.

Объектом исследования является феномен веры в его философско-антропологическом понимании как выражение сущности человека, его укорененности в сверхличном.

Предметом настоящего диссертационного исследования являются типы, структура, функции веры, ее влияние на становление индивидуального духа. Под становлением индивидуального духа будем понимать раскрытие высшей сущностной способности человека, позволяющей ему стать источником смыслополагания, личностного самоопределения, открывающей возможность выйти за пределы обыденного, утилитарно-практического бытия.

16 Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. М., 1978; Кузьмина Т. А. Человек и его бытие как проблема современной философии: Критический анализ некоторых буржуазных концепций. М., 1978; Григорьян Б. Т. Человек. Его положение и призвание в современном мире. М., 1986; Вдовкна И. С. Французский персонализм (1932 — 1982). М., 1990; Гуревич П. С. Философская антропология. М., 1997; Омельченко Н. В. Первые принципы философской антропологии. Волгоград, 1997; Шадриков В. Д. Происхождение человечности. М., 2001; Баева Л. В. Ценностные основання индивидуального бытия: Опыт экзистенциальной аксиологии.' Монография. М., 2003.

Основная цель исследования.

Основная цель работы состоит в том, чтобы дать системное описание веры как многоуровневого и многофункционального антропологического феномена и обосновать его роль в процессе духовного становления современного человека. Для достижения этой цели предполагается решить следующие исследовательские задачи.

Задачи исследования:

— проанализировать основные представления о вере, выделить различные способы понимания этого феномена;

— рассмотреть структуру веры и ее составляющие;

— исследовать функциональные особенности веры;

— описать типы личностей в зависимости от типа веры;

— определить источники духовного становления, обосновать, место среди них веры и ее роль;

— выявить компоненты индивидуальной духовности и охарактеризовать влияние веры на их становление.

Методологическая основа исследования.

Методологической основой предлагаемой диссертации являются труды русских философов XIX — первой половины XX века, выразивших экзистенциальную настроенность русской культуры и интерпретировавших веру как переживание человека, через которое он способен воссоединиться с миром. Также в качестве теоретической базы исследования выступают работы представителей западной гуманистической психологии второй половины XX века (Э. Фромм, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и др.), осмысливающие проблемы человека, возникшие в результате антропологического кризиса. Для решения задач диссертации важное значение имели работы С. Кьеркегора, М. Бубера, К. Льюиса, П. Тиллиха, К. Ясперса, в которых феномен веры анализируется в религиозном, философском, экзистенциальном и антропологическом аспектах.

В работе использованы элементы диалектического подходаобщенаучные процедуры (формализация, абстрагирование, моделирование, концептуализация, обобщение), а также идеи, выработанные в рамках функционального, сравнительно-исторического, феноменологического, аксиологического и культурологического подходов.

Научная новизна исследования. Диссертация содержит следующие элементы новизны:

— раскрыто философско-антропологическое содержание понятия «вера»;

— выявлены типы веры и описаны типы личностей на основании преобладающего характера веры;

— представлена структура феномена «вера» в единстве уровней и веро-вательных интенций, а также определены основные функции веры;

— выделены источники духовного становления человека и показано место среди них веры;

— обосновано и проанализировано влияние веры на становление компонентов индивидуальной духовности человека: религиозного, морального и эстетического чувств, творчества, любви, духовного постоянства, всеобщности.

В результате исследования автор пришел к ряду теоретических выводов, выносимых на защиту в качестве основных положений:

— вера в ее философско-антропологическом понимании — это сущностное качество человека, его экзистенциально-духовное, познавательное и эмоциональное состояние, обращенное к установлению связей с окружающим бытием либо через обращение к трансцендентному, либо через ощущение законосообразности бытия. Выделяются два основных типа веры: религиозная вера и метафизическая вера, позволяющая человеку ощутить упорядоченность мира;

— структура веры есть единство ее уровней и веровательных интенций. Вера включает в себя эмоциональный, этический и алетиологический уровни. Через веровательные интенции (уверенность, верность, доверие) вера проявляется в современном секуляризованной культуре;

— вера имеет полифункциональный характер и выполняет следующие основные функции: гносеологическую, аксиологическую, адаптивную и интегрирующую;

— духовное становление — обнаружение человеком своей внутренней духовной сущности, которая является проявлением подлинного индивидуального бытия, обретение духовной автономии как наивысшей реализации внутренней свободы. Источниками духовного становления человека являются способность к трансцендированию, свобода и стремление к бессмертию;

— компонентами индивидуальной духовности человека являются религиозное, моральное и эстетическое чувства, творчество, любовь, духовное постоянство и всеобщность;

— роль веры в становлении компонентов индивидуальной духовности состоит в следующем: вера открывает человеку его всеобщую сущность как основу мораливера реализует творческий потенциал человека, способствует духовному постоянству в любви и творчестве, направляет человека на обретение устойчивости в мире как целом.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в следующем:

Основные положения и выводы диссертационного исследования позволяют углубить теоретическое представление о человеке, понимание его сущности и положения в мире. Использование междисциплинарного подхода дает основу для синтеза антропологической проблематики в основных современных философских школах и направлениях. Результаты работы могут быть применены для дальнейших исследований в области духовных детерминант человеческого бытия, ценностных устоев общества и межчеловеческих отношений.

Материалы и выводы диссертации могут быть отражены при составлении методических пособий, разработке курсов лекций по философии, философской антропологии, религиоведению, этике, а также при чтении специальных курсов в высших и специальных учебных заведениях.

Апробация работы.

Результаты исследования нашли отражение в ряде выступлений на итоговых научных конференциях Астраханского государственного университета 1998 — 2003 гг.- Международной философской конференции Волгоградского государственного университета «Человек в современных философских концепциях» (Волгоград, 2000) — Международной научной конференции «Каспийский регион и диалог цивилизаций в современном мире. К 90-летию со дня рождения Л. Н. Гумилева» (Астрахань, 2002) — Всероссийской научной конференции «Б. М. Кустодиев и русская художественная культура» (Астрахань, 2003) — Международной конференции «XXI век: на пути к единому человечеству» (Москва, 27 — 30 мая 2003 года) — на Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов — 2004» (Москва, 12−15 апреля 2004 года). Тематика и содержание диссертации обсуждались на заседаниях и аспирантских семинарах кафедры истории и теории культуры ВГПУ, а также на заседаниях Астраханского отделения Российского философского общества.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Выводы по второй главе.

1. Индивидуальный дух — высшая сущностная способность человека, позволяющая ему стать источником смыслополагания, личностного самоопределения, открывающая возможность выйти за пределы обыденного, утилитарно-практического бытия.

2. Духовное становление — раскрытие человеком в себе духовного начала, сближающего его с всеобщим началом бытия, направляющего его деятельность на путь созидания того, что он считает истинным. Становление индивидуального духа человека осуществляется его включением в надындивидуальное бытие.

3. Становление индивидуального духа предполагает духовный выбор и духовную автономию. Духовный выбор означает смыслообозначение и оценивание бытия человеком, его идентификацию с избранными высшими ценностями. Духовная автономия — мужество человека оставаться самим собой, моральный суверенитет, независимость его выбора от корыстных интересов.

4. В качестве источников духовного становления человека в диссертационном исследовании выделены способность к трансцендированию, свобода и стремление к бессмертию. Способность к трансцендированию реализуется посредством веры (особенно в силу ее алетиологической направленности) в существование всеобщей истинной основы мира. Трансцендированиеустремление человека к тому, что выходит за пределы возможного опыта (Бог, смысл бытия, бессмертие), что лежит поверх и помимо его ситуации, которую он воспринимает и которая на него воздействует. Это возможность постижения истины бытия.

5. Свобода является источником духовного становления, так как создает основу выбора человеком себя самого и определяет творчество. Вера помогает человеку утвердить свою индивидуальность, освободить свой дух и творческую мощь, направить ее в русло избрания ценностей. Свобода обнаруживает себя в человеке в виде стремления к бессмертию. Дух в человеке устремлен к вечности. Человек в ситуации духовного становления основывается на вере в то, что за разложимостью и бренностью человеческого существа есть в нем вечная истинная сущность. В этом смысле, вера связывает временное с вечным, непреходящим.

6. Компонентами индивидуальной духовности человека являются развитые религиозное, моральное и эстетическое чувства, творчество, любовь, духовное постоянство и всеобщность.

7. Религиозное, моральное и эстетическое чувство подводит человека к осознанию реальности бесконечного и своей причастности к ней. Религиозное чувство вбирает в себя и метафизический страх, и метафизическое блаженство. В акте духовного становления страх сменяется блаженством, к которому подводит доверие как веровательная интенция. В эстетическом чувстве человек ощущает и переживает целостность бытия и неповторимость своего места в нем. Моральное чувство есть переживание нравственного достоинства человека, может выступать как источником, так и результатом поступка человека для блага мира, совершенного не в ожидании благодарности или признания, а исходя из собственных неотъемлемых внутренних принципов.

8. Творчество — стремление и возможность человека дать что-либо значимое миру, раскрыть собственную сущность в творческом процессе. Творчество направлено к высшему смыслу. Гносеологическая функция веры определяется в соответствии с тем, что творчество — особый личностный способ познания человеком себя и окружающего мира. Творчество — возможность находить решения и разрешать ситуации, что зависит от адаптивной функции веры. Интегрируюгцая функции веры состоит в том, что поиск смысла отдельной жизненной ситуации требует взгляда на жизнь в целом, жизнь как процесс и смерть как его завершение.

9. Эмоциональный уровень веры в творчестве выступает как восхищение человека красотой и многообразием мира, душевный подъем. Вера поднимает человека над обыденностью в творчестве и дает возможность понять, в чем состоит его истинное предназначение, обнаруживая свой алетиологи-ческий уровень. Этический уровень веры способствует конструктивности творчества как созданию того, что несет благо людям и природе.

10. Свобода как источник духовного становления истинное свое выражение находит в любви, любви как принципе жизни, одухотворяющем эмоциональность человека (эмоциональный уровень веры), влияющего на выбор поступка (этический уровень) и направляющего к истине (алетиологический уровень). Любя, человек принимает объект своей любви целостно в силу интегрирующей функции веры. Любовь связана с познанием мира и самого себя (гносеологическая функция веры). Любовь открывает и сохраняет свободу верности как веровательной интенции. В религиозной форме любовь означает доверие Богу, отказ от своеволия.

11. Верность как веровательная интенция составляет основу духовного постоянства (верность принятым убеждениям, внутреннему закону и т. д.). Без веры человека в себя, в ценность своего пребывания в мире {аксиологическая функция веры) не может состояться поиск индивидуально-значимой сущности и ее реализация.

13. И религиозная и метафизическая вера означают действенный выбор бесконечного, всеобщего мира. Верой открывая в себе бесконечное, человек способен преодолеть границы между собой и миром и обрести всеобщее бесконечное чувство любви {эмоциональный уровень веры), справедливость поступка {этический уровень веры — человек, усвоивший всеобщее сознание, совершая поступок, исходит из представлений о всеобщем благе) и признание всеобщего духовного начала как истины {алетиологический уровень веры).

Заключение

.

Интерес к личности, ее внутреннему миру и развитию обусловил упрочение сегодня важнейшего принципа философской антропологии рассматривать все явления, которые созданы человеком или же включены в сферу его жизнедеятельности через призму его основных качеств и во взаимодействии с ними. Это относится не только к отдельным институтам и артефактам, но также и к таким феноменам, как общество или культура, поскольку они создаются и поддерживаются человеком. Развитие философской антропологии подошло к тому, что центром происходящих перемен мыслится человек, точнее те его свойства, благодаря которым он взаимодействует с миром, осуществляя самои богопознание. Признание важности и уникальности человека повлекло за собой смену приоритетов в науке от исследования масштабных явлений к отдельным проявлениям «присутствия» человека в мире, рассмотрение мира исходя из феномена человека. Данное исследование посвящено такому глубинному основанию человека, как вера, и ее выражению в жизни человека в константах его духовного бытия.

В настоящем диссертационном исследовании показано, что отношение человека к надличному бытию и связь с ним может выступать как религиозная вера и метафизическая вера. Религиозный человек принимает существование Бога как трансцендентной сущности и посредством религиозного опыта способен обрести причастность бытию. Метафизическая вера предполагает обращенность человека к существованию лежащих в основе бытия законов, определяющих ход мира в целом. Вера наполняет душу человека переживанием соприкосновения с миром более глубоким, чем мир его обыденных представлений, влияет на выбор человеком поступка и направляет его на поиск истины, определяя постижение смысла жизни. В отношении человека к Богу, культуре, миру в целом, а также в межличностных отношениях вера проявляется в таких интенциях, как доверие, верность и уверенность. Таким образом, структура веры была показана в исследовании как единство ее уровней (эмоционального, этического и алетиологического) и интенций.

Верой человек способен возвыситься над данной ему конечной реальностью, осуществляя «заданную» его духовной сущностью вечностную перспективу развития. В этом смысле человек всегда есть нечто незаконченное, могущее становиться другим. Влияние веры на духовное становление человека рассмотрено в диссертации через ее типы, структуру и функции.

В рамках настоящего исследования невозможно претендовать на исчерпывающее решение всех поставленных задач. Дальнейший анализ феномена веры и его влияния на становление духовности индивида требует более широкого историко-философского охвата, а также культурно-исторического подхода, призванного уяснить ментальные особенности этносов в понимании этой ценности бытия.

Анализируя в исследовании типы личностей в зависимости от преобладающего характера веры, мы рассматривали человека верующего, хотя выделенный тип харизматической личности весьма близок к отдалению от веры и религиозной и метафизической. Важной проблемой, требующей специального исследования, является проблема критериев истинности и религиозной, и метафизической веры, а, следовательно, и анализа такого феномена, как неверие. Сложность в том, что в настоящее время верующими себя считают 52% россиян, 309 хотя в обществе усугубляются ситуации конфликта, отчуждения, кризиса этических и экзистенциальных ценностей. Помимо выделенных типов религиозной личности необходимо также отметить и существование «псевдорелигиозного типа», довольно часто встречающегося в современной действительности. Человек такого типа считает себя верующимне переживая никакой связи с Богом. Перефразируя Э. Фромма, можно сказать, что такой человек верит в Бога, принимая как само собой разумеющееся, что Бог существует. Остальные неверующие принимают, как само собой разумеющееся, что Бог не существует. «В обоих случаях Бог считается чем-то само собой разумеющимся. В самом деле, верит человек в Бога или нет, в нашей культуре это почти безразлично как с психологической, так и с истин.

309 Каргина И Г. Самоидентификация верующих: социальная мотивация // Социс, 2004. № 1. С. 45. но религиозной точек зрения. В обоих случаях он не проявляет интереса ни к Богу, ни к ответу на вопрос о своем собственном существовании".310 Такая внешняя религиозность может перерастать в догматичность, негативно влияющую на свободный выбор человека, реализацию его творческих возможностей, и сдерживающую его духовное становление. Такой человек либо становится жертвой манипуляции со стороны религиозных и оккультных организаций, либо сам стремится манипулировать, все более отдаляясь от своей внутренней сути. Перед современным российским обществом весьма остро стоит вопрос о манипулировании сознанием личности представителями псевдорелигиозных организаций и учений для удержания своих членов и привлечения новых, осуществляющих тотальный контроль мыслей, чувств и поведения своих приверженцев с целью удовлетворения интересов лидеров или самодовлеющей группы. На 1 января 2002 года по официальным данным.

21 1 на территории России зарегистрировано 20 441 религиозных организаций. Актуальным представляется выяснение возрастных и социальных причин подвластности людей культовому воздействию, что требует обращения к проблеме развития человека в соответствии с современной социокультурной ситуацией. Этот анализ может стать направленностью дальнейшего исследования и позволит на научной основе разработать методы ликвидации деструктивного влияния культов на личность. Думается, что люди поддаются такому влиянию, осознавая неустойчивость экономической, политической, социальной жизни и подвергаются отчаянию, пытаясь справиться ним с помощью разного рода кумиросотворения. Изучение сущности веры и ее влияния на развитие социальных отношений может дополниться и анализом существующих и возникающих в общественном сознании форм эрзац-веры, во многом отражающих особенности социальной организации: экологической веры, веры в научно-технический прогресс, веры в рыночную систему и т. п.

310 Фромм Э. Здоровое общество // Мужчина и женщина. М., 1998. С. 418.

311 КаргинаИ. Г. Самоидентификация верующих: социальная мотивация// Социс, 2004. № 1. С. 45.

Проблемами, требующими изучения, являются неустойчивость человека в социальном мире, отставание индивидуального сознания от общественного.

При анализе сущности религиозной веры акцент был сделан на христианстве, поэтому особенности веры в сопоставлении с другими религиозными системами могут стать предметом дальнейшего исследования.

Кроме того, анализ становления индивидуального духа человека может быть продолжен обращением к культурным традициям как эпох, так и народов, например, возможно сопоставление характера индивидуальной духовности на Востоке и Западе. Важным является также изучение особенностей русской ментальности и ее влияния на характер веры и развития современного россиянина.

Таким образом, дальнейшее исследование может быть направлено как в сторону углубления историко-философского анализа, так и в сторону расширения исследования культурно-исторических и социальных процессов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Августин Аврелий. Исповедь. М.: Канон +, ОИ «Реабилитация», 2000. 464 с. (Классическая философская мысль).
  2. Августин Аврелий. О граде Божием: В 4 т. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального монастыря, 1994. Т. 1. 400 с. Т. 21.336с.
  3. С. С. Иудаистическая мифология // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. Т. 1. М.: Советская энциклопедия, 1991. С. 581 — 590.
  4. С. С. Между средневековой философией и современной реальностью // Жильсон Э. Избранное. Т. 1. Томизм. Введение в философию св. Ф. Аквинского. М.- СПб.: Университетская книга. 2000. С. 471 485.
  5. С. С. Спасение // Философская энциклопедия. Т. 5. М.: Советская энциклопедия, 1970. С. 107- 108.
  6. В. Н. Философия всеединства: От В. С. Соловьева к П. А. Флоренскому. Новосибирск: «Наука», 1990. 158 с.
  7. И. Д. Вера // Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 1. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. С. 352 355.
  8. Л. В. Ценностные основания индивидуального бытия: Опыт экзистенциальной аксиологии. Монография. М.: Прометей. МШ 'У, 2003. 240 с.
  9. Ю.Бальтазар X. У. фон. Достойна веры лишь любовь. М.: Истина и жизнь, 1997. 1,24 с.
  10. П.Барт К. Очерк догматики: Лекции, прочитанные в Университете Бонна в летний семестр 1946 г. / Пер. с нем. СПб: Алетейя, 2000. 272 с.
  11. JI. М. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. М.: РГГУ, 2000. 1005 с
  12. Л. М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М.: Наука, 1995.
  13. М. М. Эстетическое наследие и современность. Саранск, Межвузовский сборник научных трудов. В 2 ч. Изд-во Мордовского университета. 1992. 367 с.
  14. Я. Аврора или Утренняя заря в восхождении. М.: Политиздат, 1990. 415 с.
  15. А. Два источника морали и религии. Пер. с фр. М.: Канон, 1994. 384 с.
  16. Н. А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. 383 с.
  17. Н. А. Проблема человека (К построению христианской антропологии) // Путь, 1936. j 50. С. 3 26.
  18. H.A. Самопознание. М.: Книга, 1991. 445 с.
  19. H.A. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995. 383 с. (Мыслители XX века).
  20. H.A. Философия свободы: Смысл творчества. М.: Правда, 1989. 607 с.
  21. В. В. Философия и религия // Вопросы философии. 1992. № 7. С. 34 44.
  22. Бонавентура Джованни. О возвращении наук к теологии // Знание за пределами науки. Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях I —XIV вв. М.: Республика, 1996. С. 315 327.
  23. Н. К. Русская софиология и антропология // Вопросы философии. 1995. № 7. С. 79−97.
  24. Д. Сопротивление и покорность. Пер. с нем. M.: Прогресс, 1994. 344 с.
  25. М. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопросы психологии. 1992. № 3−4. С. 24−33.
  26. Ф. О происхождении нравственного познания. Пер. с нем. СПб.: Алетейя, 2000. 185 с.
  27. М. Два образа веры. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999. 592 с. (Классическая философская мысль).
  28. JT. П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. 216 с.
  29. В. Р. Психология верующих и атеистическое воспитание. М.: Мысль, 1969. 230 с.
  30. В. Р., Ерунов Б. А. На грани веры и неверия. Философско-психологический очерк. JL: Лениздат, 1974. 163 с.
  31. С. Н. Православие: Очерки учения православной церкви. М.: Терра, 1991. 416 с.
  32. С. Н. Свет Невечерний: Созерцания и умозрения. М.: ООО «Издательство ACT" — Харьков: «Фолио», 2001. 672 с.
  33. ВдовинаИ. С. Французский персонализм (1932 1982). М.: Высшая школа, 1990. 150 с.
  34. М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 808 с.
  35. Великие духовные пастыри России. М.: ВЛАДОС, 1999. 496 с.
  36. Л. О достоверности // Вопросы философии. 1991. № 2. С. 67 120.
  37. . П. Этика преображенного Эроса. М.: Республика, 1994. 368 с.
  38. П. П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М.: Прогресс Традиция, 2001. 472 с.
  39. П. П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. М.: Республика, 1997. 494 с.
  40. В. И. Протестантская концепция человека // Буржуазная философская антропология XX века. М.: Наука, 1986. С. 279 292.
  41. Г. Конец нового времени // Вопросы философии. 1990. № 4.
  42. Г. В. Ф. Работы разных лет. М.: Мысль, 1971. Т. 2. 630 с.
  43. Гегель. Соч. Л.: Госиздат, 1932. Т. 9. 457 с.
  44. Гегель Г-В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. М.: «Мысль», 1977. 471 с.
  45. Р. Кризис современного мира. М.: «Аритогея», 1991. 160 с.
  46. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: «Школа-Пресс», 1995. 448 с.
  47. Л. Сокровенный Бог. Пер. с франц. М: «Логос», 2001. 480 с.
  48. . Т. Человек. Его положение и призвание в современном мире. М.: Мысль, 1986. 222 с.
  49. Гуго Сен-Викторский. О созерцании и его видах // Знание за пределами науки. Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях I —XIV вв. М.: Республика, 1996. С. 304 311.
  50. А. Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972. 318 с.
  51. П. С. Возрожден ли мистицизм? М.: Политиздат, 1984. 302 с.
  52. П. С. Гуманизм и вера: (Дискуссионные вопросы взаимоотношений современного религиозного сознания и светской гуманистической традиции). М.: Знание, 1990. 63 с. (Новое в жизни, науке, технике. Атеизм и религия: история, современность).
  53. П. С. Философская антропология: Учебное пособие. М.: Вестник, 1997. 448 с.
  54. С. В. Верю, чтобы знать (Современная христианская теология о науке и научно-техническом прогрессе). М.: Знание, 1992. 62 с.
  55. С. В. Христианство и наука: от конфликтов к конструктивному диалогу / Под ред. В. И. Купцова. М.: МНЭПУ, 1999. 184 с.
  56. У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993. 432 с.
  57. Л. Христианство как вызов. М.:.Московский философский фонд, 1993. 158 с.
  58. В. И. Современный протестантский теологический модернизм в США: Его замыслы и результаты. М.: Изд-во МГУ, 1980. 248 с.
  59. Д. И. Обман. Философско-психологический анализ. М.: Изд-во «РЭЙ», 1994. 120 с.
  60. Д. И. Проблема идеального. Субъективная реальность. М.: Канон +, 2002. 368 с.
  61. Если хочешь быть свободным / Сенека, Честерфилд, Моруа. М.: Политиздат, 1992.381 с.
  62. Э. Избранное. Т. 1. Томизм. Введение в философию св. Ф. Ак-винского. М.- СПб.: Университетская книга. 2000. 495 с.
  63. В. В. История русской философии. В 2-х томах. Ростов — на -Дону: «Феникс», 1999.
  64. В. В. Об образе Божием в человеке // Вопросы философии, 2003, № 12. С. 147−161.
  65. В. В. Психология детства. М.: Школа-Пресс, 1996. 336 с.
  66. Г. Избранное. В 2-х томах. М.: Юрист, 1996.
  67. В. П. Психология доверия // Вопросы философии, 1992. № 7. С. 76−93.
  68. О. В. Вера в системе ценностных ориентаций студентов вуза. Автореферат дисс. на соискание степени канд. пед. наук. Волгоград: ВГПУ, 1996. 18 с.
  69. Иеромонах Иоанн (Кологривов). Очерки по истории русской святости. Брюссель.: «Жизнь с Богом», 1961. 417 с.
  70. И. А. Аксиомы религиозного опыта. В 2-х томах. М.: ТОО «Ра-рогъ», 1993. 448 с.
  71. И. А. Путь духовного обновления. М.: Русская книга, 1996.
  72. И. А. Путь к очевидности. М.: ЭКСМО ПРЕСС, 1998. 909 с.
  73. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М.: «Лодья», 1998. 465 с.
  74. Иоанн Скот Эриугена. О божественном предопределении // Знание за пределами науки. Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях I —XIV вв. М.: Республика, 1996. С. 294 -298.
  75. О. Б. Антропологические идеи Максима Исповедника // Вестник Оренбургского Государственного Университета. 2003. № 3. С. 13 20.
  76. П. А. Красота и искусство // Вопросы философии и психологии. 1898. Кн. IV (44). С. 627 658- Кн. V (45), С. 742 — 760.
  77. А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990. 415 с.
  78. И. Критика чистого разума. СПб., 1993.
  79. И. Соч. в 6 т. Т. 4, ч. 1. М.: Мысль, 1965. 544 с.
  80. Л. В. Русская идея: символика и смысл // Вопросы философии, 1992, № 8. С. 92- 104.
  81. И. Г. Самоидентификация верующих: социальная мотивация // Социс. 2004. № 1. С. 45 53.
  82. Л. П. О сущности православия // Карсавин Л. П. Сочинения. М.: «Раритет», 1993. С. 359 402.
  83. Ю. А. Современная западная философия религии. М.: Мысль, 1989. 285 с.
  84. Ю. А. Философский теизм: типология современных форм. М.: Наука, 1993. 128 с.
  85. Л. А. Жизнь как бессмертие // Вопросы философии. 1994. № 12. С. 39−49.
  86. М. С. Вера и знание. Проблема и границы // Вопросы философии. 1991. № 2. С. 58−66.
  87. П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития: Пер. с нем. М.: Республика, 1997. 240 с.
  88. Ф. Ч. Аквинат: Введение в философию великого средневекового мыслителя. Долгопрудный: Вестком, 1999. 275 с.
  89. А., Платонов Г. Духовность и проблема воспитания // Высшее образование в России. 1998. № 1. С. 124 127.
  90. А. А. Подвижный баланс сущего. М.: Наука-Пресс, 2003. 255 с.
  91. Т. А. Человек и его бытие как проблема современной философии: Критический анализ некоторых буржуазных концепций. М.: Наука, 1978. 278 с.
  92. А. Монотеизм и пантеизм // Вопросы философии, 1996, № 6. С. 36 -53.
  93. А. О вере и знании без антиномий // Вопросы философии, 1992. № 7. С. 45 — 63.
  94. С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. 383 с.
  95. Т. Христианские мыслители. СПб.: Мирт, 1997. 349 с.
  96. Г. Воспитание рода человеческого // Лики культуры: Альманах. Т. 1. М.: Юрист, 1995. С. 479 499.
  97. В. М. Личность как средоточие мировоззренческих исканий В. В. Зеньковского // Вопросы философии, 2003, № 12. С. 140 146.
  98. Р. Л. Духовность и бездуховность личности. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1997. 152 с.
  99. Д. Избранные философские произведения. М., 1960. В 2 т.
  100. А. Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1982. 623 с.
  101. В. Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви. Догматическое богословие. М., 1991. 287 с.
  102. Н. О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. М.: «Прогресс Традиция», «Традиция», 1998. 416 с.
  103. К. С. Любовь, страдание, надежда: Притчи. Трактаты. М.: Республика, 1992. 432 с.
  104. А. Опыт прочтения Кьеркегора в России и в Советском Союзе: от Льва Шестова до П. Гайденко // Вопросы философии, 2004, № 1.С. 147- 160.
  105. И. А. Анатомия религиозной веры. М.: Знание, 1980. 48 с.
  106. М. К. Как я понимаю философию: Сборник. М.: Прогресс. Культура, 1992. 414 с.
  107. . Философ в мире. М.: Высшая школа, 1994. 192 с.
  108. А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 478 с.
  109. А. Психология бытия. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997. 304 с.
  110. А. Драма Иова. СПб.: Алетейя. 2000. 316 с.
  111. Н. Религиозный опыт: феноменологический анализ уникального поведенческого события // Человек. 1992. № 4. С. 15−21.
  112. А. В. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. Т. 1. Истоки религии. М.: СП «Слово», 1991. 287 с.
  113. А. В. Человек не может вообразить своего небытия // Наука и религия. 1993. № 8. С. 42 46.
  114. Д. С. Царство Антихриста: Статьи периода эмиграции. СПб.: РХГИ, 2001.656 с.
  115. Мец И. Б. Будущее христианства // Вопросы философии. 1990 № 9.
  116. JI. А. Философия познания. Полемические главы. М.: Прогресс-Традиция, 2002. 624 с.
  117. Митрополит Георгий Ходр. Христианство в плюралистическом мире // Вестник русского христианского движения. Париж Нью-Йорк — Москва: «YMCA — PRESS» и Русский общественный фонд. С. 23 — 35.
  118. Митрополит Сурожский Антоний. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Проповеди. Изд. 2-е, доп. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001. 415 с.
  119. Э. Манифест персонализма. Пер. с фр. М.: Республика, 1999. 559 с.
  120. С. С., Огурцов А. П. Время культуры. СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. 344 с.
  121. С. С. Смерть как условие бессмертия // Человек. 2002. № 4. С. 48−62.
  122. Е. П. Духовный мир: органичный космос или разбегающаяся Вселенная? // Вопросы философии. 1991. № 8. С. 3 12.
  123. К. М. Свобода и ее содержание. Волгоград: Изд-во ВГПИ, 1972. 140 с.
  124. В. И. Психология веры. JL: Лениздат, 1970. 68 с.
  125. Омельченко Н. В. Первые принципы философской антропологии. Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 1997.196 с.
  126. Ориген. О началах. Новосибирск: ИЧП «Лазарев В. В. и О», 1993. 383 с.
  127. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. М.: Изд-во «Весь мир», 2000. 704 с.
  128. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры: Сборник. М.: Искусство, 1991. 586 с.
  129. О человеческом в человеке. М.: Политиздат, 1991. 384 с.
  130. А. Человеческие качества. 2-е изд. М.: Прогресс, 1985. 312 с.
  131. А. И. Вера // Культурология XX века: Словарь / Ред. Е. Н. Балашова, СПб.: Университетская книга, 1997. 640 с.
  132. М. Г., Бурко В. А., Жуланов С. С. Современные верующие, их социальный облик и самочувствие // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 4. С. 139−146.
  133. М. Личностное знание: На пути к посткритической философии. М.: Прогресс, 1985. 344 с.
  134. Г. С. Собирание себя. Курс лекций. М.: Лиа «Док», 1993. 244.
  135. В. По вере нашей. // Наука и религия. 2004. № 1. С. 14 -17.
  136. Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. 546 с.
  137. И. П. Психологические аспекты влияния деструктивных культов на личность // Вопросы психологии. 2003. № 6. С. 81 93.
  138. Протоиерей Всеволод Рошко. Преподобный Серафим: Саров и Дивее-во. Исследования и материалы. М., 2001. 157 с.
  139. . Почему я не христианин: Избранные атеист, произведения.: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1987. 334 с.
  140. Е. Б. Европейская культура нового времени: библейский контекст // ВФ, 1996, № 2. С. 80 92.
  141. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М.: Терра Книжный клуб- Республика, 1998. 544 с.
  142. Дж. А. Т. Быть честным перед Богом. М.: «Высшая школа», 1993. 159 с.
  143. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека.: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1994. 480 с.
  144. В. В. Религия. Философия. Культура. М.: Республика, 1992. 399 с.
  145. Р. Л. Динамика ценностей и интересов в модернизирующемся сообществе. М., 1995.
  146. Самосознание европейской культуры XX века. М.: Политиздат, 1991. 366 с.
  147. Д. Скептицизм и животная вера. Пер. с англ. СПб: «Владимир Даль», 2001. 388 с.
  148. . П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М.: ТЕРРА Книжный клуб- Республика, 2002. 640 с.
  149. В. В. Философское обоснование теории и истории культуры. М.: Изд-во ВЗПИ, 1990. 242 с.
  150. А. В. Философия Плотина и традиция христианской патристики /Российский Православный Университет. СПб.: Алетейя. 2001. 241 с.
  151. И. П. Бытие и творчество. СПб., 1996.
  152. Смысл жизни: Антология. М.: «Прогресс- Культура», 1994. 592 с.
  153. B.C. Из истории русской общественной мысли // Новый мир. 1989. № 1. С. 194−234.
  154. В. С. Духовные основы жизни // Избранные произведения. Ростов-на-Дону: «Феникс». 1998. 544 с.
  155. B.C. Сочинения в 2 т. М.: Мысль, 1988.
  156. Социально-политическое измерение христианства: Избранные теологические тексты XX века (Переводы). М.: Наука, 1994. 406 с.
  157. Е. В. Христианство и культура. Прага: Пламя, 1925. 312 с.
  158. . Избр. произв. В двух томах. М.: Госполитиздат, 1957.
  159. Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Академический Проект, 2001. 990 с.
  160. Н. А. Православие и культура. М.: Русский путь, 2000. 630 с.
  161. .Н. «Закон Я» и «закон любви». М.: Знание, 1991. 64с.
  162. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987. 239 с.
  163. В. Экология как эрзац-религия и вопрос ее рациональной обосновываемое&trade- // Вопросы философии, 2003, № 12. С. 93 99.
  164. П. Избранное: Теология культуры. М.: Юрист, 1995. 479 с.
  165. JI. Н. Исповедь. В чем моя вера? JL: Худож. Лит., 1990. 416 с.
  166. Л. Н. Путь жизни. М.: Республика, 1993. 431 с.
  167. Э. Шок будущего: Пер. с англ. М.: ООО «Издательство ACT», 2001.560 с.
  168. Е. Н. Избранные произведения. Ростов н/Д: «Феникс», 1998.512 с.
  169. Д. М. Попытки экзистенциалистской интерпретации христианства // Вопросы философии. 1996. № 8. С. 95 104.
  170. Унамуно Мигель де. О трагическом чувстве жизни. К.: Символ, 1996. 416 с.
  171. А. А. Доминанта. СПб.: Питер, 2002.
  172. Г. П. Святые Древней Руси. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. 384 с.
  173. Г. П. Судьба и грехи России: В 2-х т. СПб.: София, 1990 -1992. Т.1. 350 с. Т. 2. 348 с.
  174. Е. Л. Интуитивное суждение и вера // Вопросы философии. 1991. № 8. С. 13−24.
  175. Филон Александрийский. Толкования Ветхого Завета. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шигалина, 2000. 455 с.
  176. Философский словарь В. Соловьева. Ростов н/Д.: «Феникс», 1997. 464 с.
  177. Г. В. Вера и культура: Избранные труды по богословию и философии. СПб.: РХГИ. 2002. 862 с.
  178. Г. В. Из прошлого русской мысли. М.: Республика, 1992. 269 с.
  179. Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. 560 с.
  180. Фома Аквинский. Сумма против язычников. Кн. 1. М.: Вестком, 2000. 463 с.
  181. В. В. О религиозных корнях толерантности // Социс. 2004. № 1. С. 54−60.
  182. С. Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. 510 с.
  183. С. Л. Знание и вера // Бердяев Н. А. Духовный кризис интеллигенции. М.: Канон+, 1998. С. 333 337.
  184. С. Л. Реальность и человек. Париж, 1956.
  185. Фрейд 3. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия. М.: Наука, 1993. 172 с.
  186. Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1989. 272 с.
  187. Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. 439 с.
  188. Э. Иметь или быть. М.: Прогресс, 1990. 330 с.
  189. Э. Мужчина и женщина. М.: ООО «Фирма Издат. Аст», 1998. С. 512. (Классики зарубежной психологии).
  190. Э. Ради любви к жизни. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000. 400 с.
  191. Э. Революцию надежды. СПб.: «Ювента», 1999. 245 с.
  192. В. Воля к смыслу. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2000. 368 с.
  193. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 366 с.
  194. Д. Религия без откровения: Фрагменты. М.: Знание, 1992. 62 с.
  195. С. С. Миросозерцание П. А. Флоренского. Томск: Водолей, 1999. 160 с.
  196. С. С. О старом и новом. СПб.: Алетейя, 2000. 475 с.
  197. Христианство: Энциклопедический словарь: В 3 т. М.: Большая российская энциклопедия, 1993 1995. Т. 1.1993. С. 415−418.
  198. . Произвольный этос и принудительность эстетики. Минск: «Пропилеи», 2000. 152 с.
  199. Г. К. Вечный человек: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1991. 544 с.
  200. В. Д. Происхождение человечности: Учебное пособие для высших учебных заведений. Изд. 2-е. М.: Логос, 2001. 296 с.
  201. О. В. Антропологическая концепция Пауля Тиллиха // Вестник МГУ: Сер. 7. Философия. 1990. № 3. С. 30 37.
  202. Р. В. Индивидуация как посвящение в бытие // Человек. 2003. № 3. С. 166−171.
  203. А. Благоговение перед жизнью. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1992. 572 с.
  204. М. Избранные произведения: Пер. с нем. М: «Гнозис», 1994. 490 с.
  205. В.Н. Добро и зло: (Очерк нравственной философии). М.: Знание. 1992. 63 с.
  206. Л. Афины и Иерусалим // Шестов Л. Сочинения в 2-х томах. Т. 1. М.: «Наука», 1993. С. 317 664.
  207. Л. На весах Иова: Странствия по душам. Paris: YMCA -PRESS, 1975.412 с.
  208. Шестов Л. Sola Fide Только верою: Греческая и средневековая философия. Лютер и церковь. Paris: YMCA — PRESS, 1966. 293 с.
  209. Ф. Речи о религии. Монологи. М. -К.: «REFL-book» -«ИСА», 1994. 432 с.
  210. А. Смерть и ее отношение к неразрушимости нашего существа// Избранные произведения. М.: Просвещение, 1992. 479 с.
  211. Г. Г. Философские этюды. М.: Прогресс, 1994. 376 с.
  212. В. Европа и душа Востока // Общественные науки и современность. 1992. № 6. С. 83−93.
  213. Л. В. Значение этики в эпоху эстетизма // Известия ВГПУ. 2003. № 3.
  214. Л. В. Проблема веры в дуалистическом сознании: Н. В. Гоголь и С. Кьеркегор // Русская философия: Многообразие в единстве. Материалы VII Российского симпозиума историков русской философии. М. 2001. С. 240−243.
  215. Л. В. Радикальный монотеизм в историософии П. Я. Чаадаева // Философские науки. М., 2000. № 2. С. 76 87.
  216. Л. В. Судьбы российского самопознания (П. Я. Чаадаев и Н.
  217. B. Гоголь): Монография. Волгоград: Перемена, 2000. 324 с.
  218. М. Духовные проповеди и рассуждения. М.: Политиздат, 1991. 190 с.
  219. Э. Детство и общество. СПб.: Речь, 2002. 415 с.
  220. Эрн В. Ф. Борьба за логос // Эрн В. Ф. Сочинения. М.: «Правда», 1991.1. C. 9−332.
  221. Это человек: Антология (Сост. П.С. Гуревич). М.: Высшая школа, 1995 320с.
  222. Юм Д. Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1966.
  223. Юнг К. Г. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее. М.: Мар-тис, 1997. 320 с. (Классики зарубежной психологии).
  224. Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 304 с.
  225. Д. Р. Модернизация христианского теизма в философской теологии Пауля Тиллиха. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. фи-лос. наук. М., 2000. 23 с.
  226. К. Смысл и назначение истории. Пер. с нем. М.: Политиздат, 1991. 527 с. (Мыслители XX века).
  227. Bahm, Archie J. Comparative Philosophy. Revised Edition. Albuquerque: World Books, 1995. 103 p.
  228. Bock, Kenneth. Human Nature Mythology. Champaign: University of Illinois Press, 1994. 138 p.
  229. Evolution and Human Values. Edited by Robert Wesson and Patrisia A. Williams. Amsterdam / Atlanta: Value Inquiry Book Series, 1995. 251 p.
  230. Lifton R., Olson E. Living and dying. N. Y., 1974.
  231. Lukacs Georg. Die Seele und die Formen. Essays Fleischel, Berlin, 1991.
  232. Molnar T. God and the Knowledge of Reality. New York: Basic Books, 1973. XVII, 237 p.
  233. Molnar T. Theists and Ateists: A Typology of Non-Belief. The Hague etc.: Mouton, 1980. 219 p.
  234. Stark R. A taxonomy of religious experience // J. for the Scientific Study of Religion. 1965. № 5.
  235. Theonomy and Autonomy: Studies in Paul Tillich’s engagement with Modern Culture. Ed. By John J. Carly. Macon (Ga): Mercer, 1984. XXII, 287p.
Заполнить форму текущей работой