Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

В котором выясняется, почему цена новой машины падает сразу после выезда из автосалона, чего боятся страховые фирмы и что такое асимметрия информации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предположим для конкретности, что «сливу» средний покупатель на рынке подержанных машин оценивает в 300 тыс. руб., а «лимон» — только в 100 тыс. руб. Так как покупатель не обладает полной информацией о качестве машины, фактическая цена, которую он будет готов заплатить, будет где-то между этими крайними величинами: чем больше уверенности, что покупаемая машина «слива», — тем ближе к верхней… Читать ещё >

В котором выясняется, почему цена новой машины падает сразу после выезда из автосалона, чего боятся страховые фирмы и что такое асимметрия информации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В нашей семье произошло радостное событие — у нас родился малыш. Коляска, оставшаяся в «наследство» от предыдущих трех детей, была совсем уж старой, так что встал вопрос о ее замене. Можно было купить либо новую коляску в магазине, либо подобрать бывшую в употреблении на каком-нибудь сайте бесплатных объявлений. Если брать коляску «из вторых рук», неизбежно возникают вопросы: а кто ею пользовался до нас? А вдруг больные СПИДом / туберкулезом / птичьим гриппом и прочими ужасными заболеваниями? Перед лицом жутких воображаемых угроз (даже если они совершенно абсурдны) разум новоиспеченных родителей частенько засыпает. В итоге была куплена новая коляска — «чтоб потом не думалось», хотя этот вариант был существенно дороже. Кстати, больной жуткой болезнью мог чихнуть на коляску и в магазине, поэтому коляска была взята в нераспечатанной заводской упаковке (c)[1]

Вы считаете, что подобные страхи преувеличены? Вероятно, это действительно так. Тем не менее на рынке часто наблюдается необъяснимо большой разрыв в желании покупать для новых и подержанных товаров (и, следовательно, в их рыночных ценах). Так, только что купленная в автосалоне новая автомашина, не успев проехать и ста метров, уже становится «подержанной» и мгновенно теряет 10—20% своей стоимости. Абсурд? Нет, проявление еще одного вида несовершенства рыночной экономики — асимметрии информации.

На таинственное падение цены подержанных машин обратил внимание американский экономист Джордж Акерлоф (род. 1940), лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 г. В своей ставшей уже классической статье «Рынок „лимонов“: неопределенность качества и рыночный механизм» (1970) он рассматривал работу рынка подержанных автомобилей. На сопутствующем этому рынку сленге, проблемный подержанный автомобиль (содержавшийся в плохих условиях, попадавший ранее в аварию, имеющий какие-либо другие скрытые изъяны) называют «лимоном», а хороший подержанный автомобиль — «сливой». Проблема данного рынка состоит в разной (асимметричной) информированности продавца и покупателя. Покупатель не знает наверняка, является ли машина, которую он собирается приобрести, «сливой» или «лимоном», а продавец знает, но может скрывать информацию от покупателя, если его машина — «лимон», так как за него, разумеется, покупатель готов заплатить меньше, чем за «сливу».

В котором выясняется, почему цена новой машины падает сразу после выезда из автосалона, чего боятся страховые фирмы и что такое асимметрия информации.

Предположим для конкретности, что «сливу» средний покупатель на рынке подержанных машин оценивает в 300 тыс. руб., а «лимон» — только в 100 тыс. руб. Так как покупатель не обладает полной информацией о качестве машины, фактическая цена, которую он будет готов заплатить, будет где-то между этими крайними величинами: чем больше уверенности, что покупаемая машина «слива», — тем ближе к верхней границе, чем больше уверенности в том, что это «лимон», — тем ближе к нижней. Если первоначально на рынке подержанных машин шансы купить «сливу» и «лимон» одинаковы, вероятно, покупатели будут готовы платить за машину усредненную цену в 200 тыс. руб. Эта цена будет вполне устраивать продавцов «лимонов», но многим продавцам «слив» может показаться несправедливо низкой. В результате «слив» будет оставаться на рынке все меньше, вероятность купить «лимон» будет повышаться, и покупатели уже не будут согласны платить 200 тыс. руб. Цена подержанной машины будет все сильнее приближаться к нижней границе, по мере этого на рынке будет оставаться все меньше «слив». В конечном итоге, на рынке могут остаться только «лимоны», полностью вытеснив подержанные автомобили хорошего качества.

На этом примере Акерлоф показал, как асимметрия информации может привести к полному разрушению рынка, с которого могут быть вытеснены все качественные товары.

Асимметрия информации, которая существует, когда одна сторона рыночной сделки владеет информацией, недоступной для другой ее стороны, является достаточно распространенным явлением. Продавец подержанной машины знает, что иод новым слоем краски скрывается ржавчина, а покупатель не знает. Работодатель знает, что из-за постоянных задержек зарплаты и невыносимого характера начальника отдела за последние полгода с этого места работы уволились уже трое, а новая претендентка на рабочее место — не знает. С другой стороны, эта новая работница знает, что в ближайшее время она с мужем планирует завести ребенка, после чего — немедленно отправиться в декретный отпуск, оплачиваемый работодателем, но отставляет эту информацию при себе.

Один из способов решения проблем, порождаемых асимметрией информации, — это попытаться ее ликвидировать. Покупатель подержанной машины может провести ее полное и скрупулезное техническое обследование, в том числе тест-драйв. Работодатель — досконально проверить всю информацию о работнике, провести интервью с ним (встречаются даже экстремальные случаи использования детектора лжи), первоначально принять на работу на испытательный срок для проверки деловых качеств. Работник со своей стороны может заранее навести справки о будущем месте работы, в том числе у тех, кто уже там работает.

Что делать, если ликвидировать информационную асимметрию затруднительно? Как и в случае общественных благ и внешних эффектов, возможные решения проблемы могут потребовать государственного вмешательства, но могут также и обходиться без него. Так, для того, чтобы отделить высококачественные товары от низкокачественных, могут использоваться государственные системы сертификации (например, для пищевых продуктов, медицинских препаратов или образовательных услуг) или стандартизации. При этом в ликвидации информационной асимметрии заинтересованы все производители доброкачественных товаров и услуг, которые, подобно продавцам «слив» на рынке автомобилей, рискуют быть выброшенными с рынка продавцами некачественных товаров. Эта заинтересованность может приводить, к примеру, к созданию систем добровольной негосударственной сертификации, ассоциаций добросовестных производителей и т. д. Самое главное — создать условия, чтобы в эту систему не смогли «проникнуть» некачественные товары. Для этого могут использоваться сигналы.

В котором выясняется, почему цена новой машины падает сразу после выезда из автосалона, чего боятся страховые фирмы и что такое асимметрия информации.

Государствеиный знак качества СССР (слева) и проект российского знака качества (справа) Сигнал — это некоторый признак, который может продемонстрировать производитель качественного продукта, но недоступный для производителя некачественного продукта. Таким образом, сигнал является одним из способов отличить высококачественный продукт от низкокачественного в условиях асимметрии информации. Так, в Советском Союзе существовал государственный знак качества, который имели право использовать (например, наносить на упаковку) только производители продукции, высокое качество которой было удостоверено государственной аттестацией. Попытки возрождения этого чрезвычайно популярного и известного в СССР сигнала предпринимались и в современной России. В 2014 г. Министерством промышленности и торговли Российской Федерации был утвержден соответствующий логотип. Однако для успешного внедрения подобного сигнала в рыночной экономике необходимо гарантировать невозможность его «подделки» и неправомерного использования (при том, что производители некачественных товаров, безусловно, будут стремиться к этому — ведь наличие «знака качества" — позволит им назначать за свой продукт более высокую цену). А примеры «подделки» сигналов, увы, существуют. Так, потребители, уставшие от навязчивой и зачастую бессовестно лживой рекламы, все больше доверяют отзывам о товарах, магазинах, работодателях и т. д. в социальных сетях или на специализированных сайтах. Наличие большого количества положительных отзывов могло было бы служить сигналом о высоком качестве продукта. Однако недобросовестные производители все чаще «подделывают» этот сигнал, подкупая авторов отзывов. Возникает даже новая «профессия» — автор заказных положительных отзывов, которые оплачивает тот или иной нечистоплотный коммерсант (такими же заказными хвалебными статьями, с «мнениями экспертов» и «результатами независимых лабораторий» пестрят и традиционные бумажные периодические издания).

Сигналом для потребителей, безусловно, может быть торговая марка, бренд или просто доброе имя. Причем последнее — достаточно надежный сигнал, несмотря на свою нематериальное™. Чтобы заработать свое доброе имя, требуются годы добросовестного труда, а потерять его можно очень быстро. Поэтому рациональный владелец уже нажитого доброго имени заинтересован в сохранении своей репутации и будет всеми силами поддерживать высокое качество своей продукции, а покупатели, ориентируясь на это сигнал, будут готовы предложить за нее достойную плату. Когда тот или иной производитель автомобилей массово отзывает у покупателей ранее проданные машины, чтобы за свой счет устранить найденную в конструкции неисправность, он может понести огромные издержки — для того, чтобы сохранить нечто, стоящее несравнимо больше, — свое доброе имя.

Еще один тип сигнала — нечто, доступное для «хорошего» продавца, но экономически неприемлемое для «плохого». Один пример такого сигнала — длительная гарантия на товар. Вероятность того, что качественный товар сломается на протяжении даже длительного гарантийного срока и производителю придется за свой счет устранять дефект, невелика, и потому длительная гарантия стоит добросовестному производителю недорого. Плохому же производителю, понимающему, что его товары будут выходить из строя быстро и массово, предлагать длительную гарантию невыгодно (если только он не рассчитывает вообще вскоре прекратить производство и сбежать с рынка, оставив многочисленные обращения по гарантии неудовлетворенными). Другие примеры могут быть найдены на российском рынке труда. Студент-выпускник вуза, являющийся хорошим работником, может «просигналить» будущему работодателю о своих высоких деловых качествах опытом работы на последних курсах института. Плохой же работник либо слишком ленив и не желает работать вообще, либо не способен совмещать учебу с работой, не «вылетев» при этом из вуза, и не может получить аналогичный сигнал. Еще одним «сигналом», используемым на рынке труда, является рекомендательное письмо (при условии, что написавший его достоин доверия).

Одна сфера экономической деятельности особенно страдает от асимметрии информации — это страховой бизнес (см. вставку 6.4).

  • [1] Никогда не замечали, что магазины зачастую продают распакованные товары, простоявшие какое-то время в торговом зале, со скидкой, чтобы покупатели согласились их взять?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой