Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационно-экономический механизм регулирования доходов и оплаты труда работников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Современная российская экономика переживает серьезные трансформационные процессы, связанные с формированием многообразных форм собственности, обусловливающие коренные изменения сложившейся системы социально-трудовых отношений. Одной из базовых проблем этих изменений является становление адекватной современным условиям оплаты труда и регулирование доходов работников. Это… Читать ещё >

Содержание

  • ф Стр
  • Глава I. Теоретико-методологические и исторические аспекты рей гулирования распределительных отношений
    • 1. 1. Содержание, особенности и механизмы распределения доходов в экономических теориях
    • 1. 2. Структура и динамика денежных доходов и расходов населения
    • 1. 3. Заработная плата в рыночной экономике: сущность, функции, принципы организации
  • Глава II. Механизмы регулирования доходов и оплаты труда в рыночной экономике
    • 2. 1. Основные виды классификации регуляторов доходов и оплаты труда
    • 2. 2. Расширение форм и систем оплаты труда как фактор совершенствования механизма ее регулирования
    • 2. 3. Усиление финансово-кредитного воздействия на полити- 92 ку доходов и заработной платы
    • 2. 4. Формирование системы социального партнерства — ключевое направление регулирования оплаты труда в рыночной экономике

Организационно-экономический механизм регулирования доходов и оплаты труда работников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современная российская экономика переживает серьезные трансформационные процессы, связанные с формированием многообразных форм собственности, обусловливающие коренные изменения сложившейся системы социально-трудовых отношений. Одной из базовых проблем этих изменений является становление адекватной современным условиям оплаты труда и регулирование доходов работников. Это вызвано, прежде всего, формированием рынка труда и его субъектов-собственников (работодателей) и наемных работников. Опыт стран с развитой экономикой показывает, что взаимодействие работодателей и наемного персонала на основе принципов социального партнерства, является основой экономического роста. Доля наемных работников в занятом населении России составляет в настоящее время около 90%, что обусловливает актуальность изучения проблем, связанных с формированием организационно-экономического механизма регулирования оплаты труда работников. Если к этому добавить, что заработная плата во многом утратила присущие ей функции, а дифференциация населения по ее уровню близка к критическому состоянию, то станет абсолютно понятна своевременность и важность осуществления адекватной современному периоду политики доходов и оплаты труда.

При этом особое внимание, по мнению автора, необходимо сосредоточить на интеграции организационного, экономического и финансового регулирования оплаты труда, поскольку она, фиксируя особенности данных процессов, позволяет использовать их более эффективно и рационально.

Проблеме регулирования доходов населения и оплаты труда работников в условиях перехода к рыночной экономике посвящены работы видных отечественных ученых-экономистов: Абалкина Л. И., Адамчука В. В., Бобкова В. Н., Бреева Б. Д., Волгина H.A., Зубковой А. Ф., Жукова A. JL, Еловикова JI.A., Катульского Е. Д., Кокина Ю. П., Костина JI.A., Ракитского Б. В., Ржанициной JI.C., Шкурко С. И., Яковлева P.A. и других.

Среди зарубежных авторов весомый вклад в разработку данной проблемы внесли Барр Р., Брюс Л., Гэлбрейт Дж. К., Десслер Г.'Кейнс Дж. М., Самуэль-сон П., Смит P.C., Шмидт Г., Фишер С., Эренберг Р. Дж., Эрхард Л., Якокка Л. и другие. ¦

В работах вышеназванных авторов освящены многие аспекты проблемы регулирования доходов и заработной платы в рыночных условиях: макроэкономические аспекты взаимоувязки уровня доходов, зарплаты, инфляции, занятости, вопросы корреляции зарплаты, доходов и качества трудовой жизни, а также уровня благосостояния населениясоотношений реальной и номинальной зарплатыметоды организации заработной платы на различных уровнях управленияпути повышения стимулирующего характера заработной платывопросы формирования и рационального расходования средств на оплату труда как элемента общих издержек производства и ряд других проблем. Однако, необходимо отметить, что фундаментальные положения работ отечественных и зарубежных авторов требуют дополнительных интегральных, комплексных разработок проблем формирования политики заработной платы, применительно к периоду формирования рыночных отношений экстремальному по срокам и условиям. В связи с этим возникает серьезнейшая необходимость исследования путей развития действующего в России организационно-экономического механизма регулирования доходов и заработной платы, на базе сочетания и взаимопроникновения рыночных и организационно-распорядительных рычагов воздействия.

Отмеченные обстоятельства определили цели, задачи и концепции данной диссертационной работы.

Целью настоящего исследования является анализ и обоснование основных направлений совершенствования механизма регулирования оплаты труда посредством разработки системы организационно-экономических регуляторов доходов населения с выделением заработной платы работников, как основной их части.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

— выявить содержание, особенности и механизмы распределения доходов в развитых странах и определить перспективы их использования в России;

— уточнить (с учетом реальных исторических и социально-экономических условий) сущность и содержание заработной платы, ее основные функции и принципы организации;

— предложить новые, отвечающие современной ситуации, более совершенные варианты классификации регуляторов доходов и заработной платы;

— систематизировать и сформулировать основные аналитические выводы по развитию структуры и динамике денежных доходов и расходов населения;

— разработать и обосновать эффективные механизмы и инструментарий регулирования доходов населения и оплаты труда работников;

— выявить резервы повышения доходов работников на основе всестороннего анализа организационно-экономических форм и методов, используемых в современной российской и зарубежной практике.

Объект исследования — отрасли и организации федерального, регионального и муниципального уровня.

Предмет исследования — организационно-экономические и финансовые отношения, складывающиеся в процессе регулирования доходов и оплаты труда на государственном уровне, в регионах, отраслях и организациях.

Теоретической и методологической основой исследования послужили положения и выводы, сформулированные в трудах ведущих отечественных и зарубежных ученых и специалистов. Были изучены и использованы законодательные, нормативные и иные акты по вопросам социального партнерства, регулирования социально-трудовых отношений, а также организации труда и его оплаты.

Информационную базу составили статистические данные Госкомстата Российской Федерации, материалы Правительства Российской Федерации, Министерства экономики Российской Федерации, Всероссийского центра уровня жизни при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации,.

Международной организации труда, а также российских промышленных предприятий.

Научная новизна работы состоит в следующем:

— уточнены принципы организации оплаты труда как основы системы регулирования доходов населения;

— обоснована и развита новая система классификации регуляторов доходов и оплаты труда на макрои микроуровнях (организационные, экономические и финансовые регуляторы), позволяющая эффективно и рационально управлять данными процессами;

— выявлена и аргументирована целесообразность регулирования, в переходный период, процессов формирования фондов оплаты труда организаций с различными формами собственности;

— предложены конкретные механизмы и алгоритмы регулирования фонда оплаты труда предприятий;

— обоснованы конкретные меры государства в области регулирования оплаты труда, позволяющие усилить влияние заработной платы на развитие производства и экономический рост, в частности, путем выбора наиболее эффективных форм, систем и моделей оплаты труда;

— разработаны мероприятия по развитию механизма социального партнерства в области регулирования доходов и расходов работников на федеральном, региональном и внутриорганизационном уровнях.

Практическая значимость работы состоит в доведении результатов исследования до разработки конкретных механизмов регулирования доходов и оплаты труда работников, которые могут использоваться Правительством Российской Федерации и его соответствующими структурами, администрациями субъектов Российской Федерации, а также в организациях и профсоюзных органах.

Разработанные автором рекомендации по организации заработной платы и регулированию доходов работников использованы в практической работе, о чем имеются справки о внедрении.

Отдельные положения, в частности, системы и методы организации заработной платы, механизм социального партнерства в регулировании социально-трудовых отношений, могут быть использованы в учебном процессе по дисциплинам: «экономика труда», «управление персоналом», «политика доходов и заработной платы».

Апробация результатов исследования. Полученные научные результаты апробированы автором на X, XI и XII Международных Плехановских чтениях, а также научно-практических конференциях, семинарах и круглых столах, проводимых со студентами и слушателями МИПК РЭА им Г. В. Плеханова.

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликованы пять работ, общим объемом 1,79 п.л.

Основные результаты мониторинга в 1995 — 1997 гг. свидетельствуют о следующем: а) В целом по Российской Федерации основные показатели уровня, динамики и структуры доходов и расходов населения представлены в таблице 5. Душевые денежные доходы выросли в 1,8 раза. Из 89 субъектов РФ только 2029.

22 имели денежные доходы выше, чем в целом по РФ, остальные — ниже общероссийского уровня. Коэффициент дифференциации среднедушевого денежного дохода между субъектами составлял 15−16 раз и имел тенденцию к росту. В расходах населения на покупку товаров и услуг использовалось примерно 70%. Этот показатель сохранялся относительно стабильным в целом по РФ. Внутри него за рассматриваемый период несколько сократилась доля расходов на продовольственные и непродовольственные товары, зато ощутимо выросла доля расходов населения на оплату услуг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие основные выводы и практические рекомендации.

1. За последние годы в распределительных отношениях накопилось немало острых, взрывоопасных проблем. Это относится, прежде всего, к вопросам формирования и распределения доходов населения, оплаты труда работников, заработной платы, дивидендов от собственности и предпринимательской деятельности, премий, доплат и надбавок, пенсий, стипендий, районных коэффициентов и т. д. В частности, основная часть доходов населения — оплата труда утрачивает воспроизводственную и стимулирующую функцию, выплачивается с задержками. Наблюдаются тенденции необоснованно резкой дифференциации заработной платы вне зависимости от квалификации работников, количества и качества трудасокращения доли доходов от трудовой деятельности в совокупном доходе населения, что снижает заинтересованность в результативности работников.

Все отмеченное убеждает в целесообразности и необходимости более обоснованного регулирования процессов формирования и распределения доходов населения на основе изучения теории и методологии распределительных отношений, отдельных их концепций и моделей, зарубежного опыта и реальной ситуации, имеющей место в российской экономике.

2. Требуются принципиально новые подходы к социальной политике, восприятию и признанию активной роли социально-трудовой сферы (СТС) в развитии общества. СТС в целом и отдельные ее элементы не только требуют для своего функционирования большого объема финансовых средств, но и сами, прежде всего, являются «пусковым механизмом» процесса производства, создания ВНП и ВВП, формирования доходной части бюджетов всех уровней и экономического роста. Это в равной степени относится к здравоохранению, образованию, культуре, науке, формирующимся системам социального партнерства, социальной защиты, социального страхования, эффективной занятости, пенсионного обеспечения, мотиваций производительного труда, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров-профессионалов, которые занимают ключевое место, приоритетное значение в социально-экономических преобразованиях и определяют их результативность на макроэкономическом, региональном и микроуровнях. Особое значение здесь принадлежит организации заработной платы, формированию фондов оплаты труда предприятий и механизмам их распределения.

3. Проведенный теоретико-методологический и практический анализ форм и методов регулирования доходов населения и оплаты труда работников свидетельствует о целесообразности их классификации, изучения и применения в практической плоскости не только по классическим уровням: рыночные и внерыночныегосударственные, региональные, отраслевые, муниципальные, микро-регуляторы. Данные их классификации полезно дополнить классификацией по способам регулирования или характеру действия (организационное, административное, экономическое, финансовое и т. п.). Такое подразделение регуляторов дает четкое представление о тех затратах (бюджетных, внебюджетных, трансфертных, коммерческих организаций и т. д.), которые потребуют их механизмы и инструменты.

В этой связи предлагается выделять:

— организационные регуляторы доходов населения и оплаты труда работников (правовые нормы, формы и системы оплаты труда и т. д.);

— экономические (установление минимальной заработной платы, прожиточно^ го минимума, других социальных стандартов);

— финансовое регулирование (налогообложение ФОТ, подоходные налоги, индексация доходов и т. д.).

С учетом предложенной классификации регуляторы доходов населения и оплаты труда работников легко и удобно анализировать по ключевым их уровням (рыночным и внерыночнымгосударственным, региональным, отраслевым и т. д.).

В конкретных ситуациях, в зависимости от конкретных условий исследования или анализа организационные, экономические и финансовые регуляторы можно группировать, объединять или, наоборот, подразделять на более дробные части (например, финансовые регуляторы — финансы государствафинансы субъектов Федерациифинансы предприятий). В проведенном исследовании за основу принята их классификация на организационно-экономические и финансовые.

4. В теории и практике организационно-экономического и финансового регулирования заработной платы первостепенное значение имеет исследование сущности, функций и принципов организации данной экономической категории. С учетом современных условий и углубления рыночных отношений в исследовании придерживаются точки зрения, что заработная плата, как форма стоимости, цены рабочей силы — это основная часть фонда жизненных средств работников, распределяемая между ними в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, реальным вкладом и зависящая от конечных результатов работы предприятия.

Среди всего многообразия функций заработной платы, отмечаемых авторами в литературе, можно выделить две наиболее важные и актуальные для экономики переходного периода — это воспроизводственная и стимулирующая. Для того, чтобы они в большей мере, чем сейчас, реализовывались на практике, регулирование и реформирование оплаты труда прежде всего должно быть направлено на обеспечение следующих организационных принципов: стабильного роста номинальной и реальной заработной платысоответствия меры труда мере оплатыматериальной заинтересованности работников в достижении высоких конечных результатов труда.

5. Особая роль в регулировании доходов населения и оплаты труда работников отводится государству. В частности, с учетом той роли предприятий в экономическом росте и социально-экономическом развитии общества (только здесь создаются товары и услуги, ВВП, ВНП, формируется доходная часть бюджета и т. д.) государство, как отмечалось, обязано помочь любому предприятию (государственному или частному, казенному или акционерному, арендному или совместному) в выборе наиболее действенных моделей и систем оплаты труда, так как в условиях переходного периода их надо рассматривать не только как алгоритм (инструмент) начисления достаточно высоких вознаграждений, но и, что очень важно, в качестве мотивационного механизма, обеспечивающего взаимосвязь и взаимозависимость результатов труда работника и его заработной платы. Задача государства — помочь предприятию выбрать и использовать такую систему оплаты труда, которая бы заинтересовала работников в максимальных личных и коллективных результатах, что адекватно движению к экономическому росту на макрои микроуровне.

В исследовании отмечается, что проблема состоит еще и в том, что. предприятия, имея де-юре возможность выбирать любую систему оплаты труда, де-факто используют устаревшие, неэффективные формы тарифного стимулирования, которые предполагают уравниловку, не создают мотивационную среду, не заинтересовывают работать больше и лучше. В их основе постоянные, стабильные тарифные ставки и оклады, выплачиваемые по уравнительному принципу. Как показывает исследование, основная причина работы с использованием старых, доперестроечных систем оплаты труда — незнание новых, передовых, современных. Хотя их уже немало, они апробированы в Российских организациях и странах СНГ и, как показывает практика, дают хороший результат. Это, например, бестарифные системыоплаты труда, которые имеют десятки разновидностей, и которые обеспечивают зависимость заработка работника от его конкретных результатов и итогов финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Это японские системы «плавающих окладов», суть которых, как отмечалось, состоит в том, что с учетом динамики итогов работы за месяц (хуже или лучше) в следующем месяце для работников назначаются новые должностные оклады (соответственно, меньше или больше). Распределение доходов работников на основе экспертной оценки — усиливает заинтересованность в росте квалификации, результативности своего труда и подразделения, где работает человек. Это только часть всего многообразия интересных форм и систем оплаты труда. Однако, федеральные и региональные органы государственной власти в силу, видимо, объективных (занятости) и субъективных (недооценки роли этой работы) причин не уделяют должного внимания проблеме обобщения и распространения отечественного и зарубежного опыта организации стимулирования труда, формирования банка современных моделей оплаты труда и методик их разработки на предприятиях России. Как обосновывается в работе, от этого мы недополучаем существенный народнохозяйственный эффект и недоиспользуем серьезный фактор социально-экономического развития.

Совершенствование форм и систем оплаты труда, обобщение отечественного и зарубежного опыта в этом направлении, оказание конкретной помощи конкретному предприятию в выборе наиболее подходящего варианта и модели стимулирования труда — одна из важнейших форм организационно-экономического регулирования оплаты труда, способная в значительной мере усилить реализацию ее основных функций.

6. В связи с либерализацией экономики и распределительных отношений, расширением прав и полномочий предприятий в решении хозяйственных вопросов, углублении социального партнерства, коллективно-договорных форм регулирования трудовых проблем, в том числе, доходов населения и оплаты труда работников, происходит смещение акцента с государственных (федеральных) регуляторов в сторону региональных, территориальных, муниципальных и предприятий. Это относится как к организационно-экономическому регулированию, так и к финансовому регулированию доходов и оплаты труда:

— разработка современных форм и систем оплаты труда, бестарифных моделей его стимулирования;

— подготовка правовых основ регулирования оплаты труда на региональном и микроуровнях;

— концепции нормирования труда;

— установление уровня минимальной заработной платы и прожиточного уровня, а также их соотношения и т. д.

Так и соответствующим финансовым регуляторам:

— механизмы формирования фондов оплаты труда предприятий;

— алгоритмы индексации доходов и заработной платы;

— разработка систем районного регулирования оплаты труда, северных доплат;

— налогообложение и т. д.

7. Полное отсутствие регулирования процессов формирования фондов оплаты труда предприятий, наряду с позитивными, может иметь серьезные негативные последствия. В частности, опасения следует связывать с двумя аспектами. Во-первых, в результате снятия всех блокировок с механизма формирования ФОТ дифференциация в доходах населения может резко увеличиться.

Во-вторых, учитывая крайне низкие уровни заработков работников, руководители предприятий подавляющую часть объемов остаточных (после налогообложения) доходов и прибыли могут использовать на оплату труда. В результате не останется или будет крайне мало средств на развитие производства, науку и технику, а значит, речь опять идет о снижении инвестиций, еще большем отставании от запада в техническом оснащении и развитии. То же самое может случиться с социальным развитием. Предприятия будут жить сегодняшним днем, не заботясь о перспективе.

Поэтому необходимо сохранить определенный механизм регулирования формирования ФОТ предприятий. Например, суть его, на наш взгляд, может быть в следующем. Каждому предприятию устанавливают местный норматив формирования ФОТ в зависимости от объема полученного дохода и прибыли (допустим, на уровне 35% после их налогообложения). В этом случае ФОТ будет поставлен в прямую зависимость от конечных результатов работы коллектива, то есть повысится заинтересованность предприятий в росте объемов производства, качества продукции и т. д. Кроме того, сохранится гарантия, что у предприятия всегда останутся средства на совершенствование производства и социальное развитие (оставшиеся 65%). Такой опыт регулирования ФОТ уже имеется на ряде отечественных предприятий и, думается, его целесообразно использовать. Конкретные нормативы согласуются с трудовым коллективом и фиксируют в коллективном договоре.

Можно использовать региональное регулирование ФОТ на региональном уровне по варианту Республики Саха (Якутия), когда предприятиям, в соответствии с Указом Президента Республики, устанавливают предельный ФОТ, зависящий от численности работающих, конечных результатов работы и прожиточного минимума в этом регионе. Если реальный ФОТ превышает предельный его уровень, то разница между ними изымается в республиканский бюджет.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I и II. М., 1996.
  2. РФ. «Предположительная численность населения РФ» (стат.бюллетень). М., 1996.
  3. Кодекс законов о труде Российской Федерации. М.: Спарк, 1996.
  4. Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц». Собрание законодательства Российской Федерации. № 1. — 1998.
  5. Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц». Собрание законодательства Российской Федерации. № 49. — 1999.
  6. Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996−2000 годы: Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 768 //Собрание законодательства РФ. 1996. — № 22. — Ст.2665.
  7. Министерство экономики РФ. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2000−2005гг. М., 1996.
  8. Организация оплаты труда работников предприятий в условиях либерализации цен и приватизации (рекомендации). М., 1992.
  9. П.Абалкин Л. И. Новый тип экономического мышления. М.: Экономика, 1987.
  10. А.Г., Майер В. Ф. Заработная плата в СССР. М.: Госпланиздат, 1959.
  11. B.B. Материальное стимулирование достижений высоких конечных результатов. М.: Знание, 1983.
  12. Н.Бабич A.M., Жильцов E.H., Егоров Е. В. Социальная сфера в условиях перехода к рынку. М.: РАУ, 1993.
  13. В.Н. Проблемы оценки уровня жизни населения в современной России. М., 1995.
  14. П.Г. Главное заинтересовать! М.: Экономика, 1986.
  15. В. Заработная плата. Спб., 1910.-107.
  16. И. Комиссии заработной платы. М., 1927.
  17. H.A. Новая модель оплаты труда. М.: Луч, 1992.
  18. H.A. Германия: эффективное решение социально-трудовых проблем// Человек и труд. 1995. — № 4.
  19. H.A. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем. М.: Экономика, 1998.
  20. H.A., Николаев C.B. Доходы работника и результативность производства: проблемы, реалии, перспективы. М.: Красный пролетарий, 1994.
  21. H.A., Плакся В. И. Доходы и занятость: мотивационный аспект. М.: Луч, 1994.
  22. H.A., Плакся В. И., Цьовх С. А. Стимулирование производительного труда. Брянск, 1995.
  23. H.A. Японский опыт, который стоит изучить и разумно заимствовать// Человек и труд. 1997. — № 6.
  24. H.H. Стимулы социальной экономики. М.: Экономика, 1985.27.3дравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.28.3олотова И.К. и др. Российский рынок труда: становление и развитие. М., 1995.
  25. М. Система противодействия безработице в период перехода к рыночной экономике// Вопросы экономики. 1994. — № 9.
  26. С.А., Одегов Ю. Г., Никонова Т. В., Журавлев П. В. Поиск работы: проблемы и решения (теоретические основы и практические рекомендации). М.: Изд-во Рос.экон.акад., 1995.
  27. Л., Херкус Т. Проблемы массового высвобождения рабочей силы и пути их решения// Экономист. 1994. — № 10.
  28. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1981.
  29. Дж.М. Избранные произведения. М.: Экономика, 1993.
  30. Р. Социальное партнерство: западный опыт// Вопросы экономики. -1994. -№ 5.
  31. В., Малева Т. Социальная политика в России в контексте макроэкономической реформы// Вопросы экономики. 1995. — № 9.
  32. Коллективный подряд в промышленности: Справочник /Под ред. Н. И. Погорел ова. — Харьков, 1989.
  33. Л.А., Костин С. Л. Кардинальное повышение производительности труда. М.: Профиздат, 1986.
  34. Л.А. Организация оплаты труда. Формы и методы материального и морального стимулирования рабочих. М.: Профиздат, 1973.
  35. Л.А. Международная организация труда (МОТ) мировой центр социально-трудового законодательства и трипартизма. — М., 1994.
  36. Л.Э. Перестройка заработной платы: социальное и экономическое значение. М., 1988.
  37. В.В. Проблемы оплаты труда в социально-экономической стратегии: Учебное пособие. М., 1991.
  38. М.Н., Маусов Н. К. Персонал предприятий в условиях перехода к рынку. М.: Рос.экон.акад., 1993.
  39. X. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М.: Дело, 1993.
  40. К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Т.1, 2. М.: Республика, 1992.
  41. К. Заработная плата, цена, прибыль// Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд. Т. 16.
  42. А. Принципы экономической науки. М.: Прогресс, 1993.
  43. Т.Н. Япония: материальное стимулирование в фирмах. М.: Наука, 1992.
  44. Дж.С. Основы политической экономии. Т.2. М.: Прогресс, 1980.
  45. Мониторинг: доходы и уровень жизни. М.: ВЦУЖ, 1998.
  46. A.M. Социальное управление. -М.: Мысль, 1980.
  47. A.M. Управление и человек. М.: Политиздат, 1989.
  48. A.M. Предприимчивость руководителя. М.: Политиздат, 1990.5 8. Организация оплаты труда работников предприятий в условиях либерализации и приватизации (рекомендации). М., 1997.
  49. Основы управления персоналом. Под ред. Б. М. Генкина. М.: Высшая шк., 1996.
  50. C.JI. Заработная плата: пропорции, динамика, тенденции. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1985.61.0учи У. Методы организации производства: Японский и американский подходы./ Сокр.пер.с англ. М.: Экономика, 1984.
  51. Политическая экономия: Учебник для высших учебных заведений. Рук.авт.ккол. Медведев В. А., Абалкин Л. И., Ожерельев О. И. М.: Политиздат, 1988.
  52. А. Ценность науки. М., 1906.
  53. Н.Е., Римашевская Н. М. Основы дифференциации заработной платы и доходов населения. М.: Экономика, 1972.
  54. JI.C. Доходы: уровень, дифференциация, гарантии. М.: Профиз-дат, 1995.
  55. Д. Сочинения. М.: Госполитиздат, 1955.
  56. Г. Н. Региональные рынки труда. Спб., 1995.
  57. Российский рынок труда. Под редакцией Масловой И. С. М.: РАН ИЭ, 1993.
  58. Рынок труда: заработная плата и занятость. Материалы международной профсоюзной конференции по вопросам заработной платы и занятости. Москва, 25−27 сентября 1996 г. М.: Профиздат, 1997.
  59. Рынок труда в России: проблемы формирования и регулирования. Под ред.К. И. Микульского. М., 1995.
  60. В.Т. Экономические и социальные функции распределения по труду. (Вопросы теории и методологии): Автореф.дисс.на соискание уч. степени док.экон.наук. Л., 1987.
  61. П. Экономика. М., 1964.
  62. С.М., Шатыренко Ю. П. Реформа заработной платы: факты, проблемы, комментарии. М.: Политиздат, 1989.
  63. С.А. Распределительные отношения и эффективность производства. М.: Финансы, 1980.
  64. Н. Нормирование и сокращение издержек производства /Социалистический труд. — 1990. № 5.
  65. Социальная сфера в условиях перехода к рынку. /Под ред. E.H. Жильцова. -М.: РАУ, 1993.
  66. Социально-экономическое положение России. -М.: Госкомстат России, 1997.
  67. А. Собственность: от «национализации» к приватизации// Социалистический труд. 1991. — № 1.
  68. Социально-экономическое положение России. М.: Госкомстат России, 1997.81 .Трененков Е. М. Организация оплаты труда рабочих и служащих. М.: Про-физдат, 1986.
  69. Труд в СССР: Стат.сборник. М., 1988.
  70. Уровень жизни населения в России. М.: Госкомстат России, 1996.
  71. Философский словарь /Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1986.
  72. А. Курс предпринимательства: практическое пособие. М.: Международ. отношения, 1993.
  73. В.Н., Двинин А. П. Человек и персонал в управлении. Спб.:
  74. Энергоатомиздат. Санкт-Петербургское отделение, 1997. 87. Чижоб H.A. Персонал банка: технология управления и развития. М.: Издательский центр «Анкил», 1997.
  75. Ф.И. Американский менеджмент. Теория и практика. М.: Наука, 1993.
  76. В.А. Кадровый потенциал системы управления, М., 1985.
  77. ., Швальбе X. Личность, карьера, успех. Психология бизнеса. /Пер.с нем. М.: Прогресс, 1993.
  78. C.B. Управление персоналом современной организации. Учебно-практическое пособие. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997.
  79. В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. M.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998.
  80. Шредер Германн А. Руководитель сообразно ситуации. М.: Интерэксперт, 1994.
  81. К. Персонал управления для 2000 года //Проблемы теории и практики управления. 1992. — № 4. 95. Экономика и жизнь, 1999. № 42.
  82. Экономика и организация промышленного производства. М.: Мысль, 1987. 97. Энгельс Ф. Анти-Дюринг// Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд. — Т.20. 98. Якокка Л. Е. Карьера менеджера. — М.: Прогресс, 1990.
  83. Armstrong M. Personnel Management. Practice, 1988.
  84. Canadiian Human Resourse Management, 1990.
  85. Frohlich W. Strategisches Personalalmarketting. Dusseldorf: VDI-Verlag, 1987.
  86. Handworterbuch des Personalwesens 2, neubearb. und erg. Aufl. — Stuttgart: Poeschel, 1992.
  87. Heap J. The Future of Work Measurement. — Management Services, 1988, № 9, v. 32.
  88. Survey of Current Business, January 1989.
  89. Zielorientiert Mitarbeiter motivieren. CDI GmBH, 1994.
Заполнить форму текущей работой