Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Акваториальная роль воды

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Й этап. XVII — середина XVIII вв. Русская колонизация таежной зоны с созданием опорных городов-острогов (Енисейск, Илимск, Иркутск) и развитием долинно-пойменного расселения по крупнейшим рекам — Енисею, Ангаре, Лене и их главным притокам. По рекам — единственным транспортным путям — осуществлялось заселение таежных районов, а затем транзитная и межселенческая связь и перевозки; причем освоение… Читать ещё >

Акваториальная роль воды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наряду с земельными, водные ресурсы не только обладают вещественно-энергетическими и средоформирующими свойствами, но и одновременно служат пространственным базисом для развития хозяйства и жизнедеятельности. Водная поверхность как акватория служит основой для развития водного транспорта, лесосплава, водной рекреации. Эти аспекты будут отдельно рассмотрены в лекциях 12,16 и 18.

Цивилизационная роль воды.

Цивилизационное развитие общества определяется эволюционным сочетанием природного, социального и политического факторов. При этом особое значение имеют речные системы. Как уже говорилось в лекции 7, это стало общепризнанным после публикации в 1889 г. работы Л. И. Мечникова «Цивилизация и великие исторические реки». В субтропических и тропических условиях реки стали, как писал Л. И. Мечников, «воспитателями человечества»: «Эти реки обладают одной замечательной характерной чертой, способной объяснить секрет их выдающейся исторической роли: все они обращают долины то в орошаемые ими житницы, питающие миллионы людей за труд нескольких дней, то в заразные болота, усеянные трупами бесчисленных жертв. Специфическая географическая среда этих рек могла быть обращена на пользу человека лишь коллективным, сурово дисциплинированным трудом больших народных масс, хотя бы состоявших из самых разнообразных этнических элементов».

Во внетропическом поясе развитие цивилизации шло другими путями, но и здесь роль водных объектов была весьма заметной. В полной мере это относится и к российской истории. Один из первых транспортных путей через Европу проходил по Днепру, еще в доскифские и в скифские времена; закономерно, что на Днепре были основаны крупнейшие города Древней Руси Киев, Смоленск, Любеч и др. Рождение и быстрое возвышение Москвы было во многом обязано тому обстоятельству, что город стоял на уникальном перекрестке водных транспортных путей, соединявших Юг с Севером и Восток с Западом. Расцвет общественной жизни в Москве, Твери, Рязани, Нижнем Новгороде предопределялся активизацией торговых связей по основным водным магистралям — Волге и Оке; к началу XVIII в. на Волге сложилась целая сеть городов. Аналогичные цепи образовались на Дунае, Рейне, Миссисипи и других крупнейших реках Европы и Америки.

Иную роль сыграли реки в русском освоении Сибири и Дальнего Востока в XVII—XIX вв. и в дальнейшем экономическом развитии этого региона. Л. А. Безруковым по исторической общественной роли водного фактора для Ангаро-Енисейского региона было выделено четыре этапа.

  • 1- й этап. XVII — середина XVIII вв. Русская колонизация таежной зоны с созданием опорных городов-острогов (Енисейск, Илимск, Иркутск) и развитием долинно-пойменного расселения по крупнейшим рекам — Енисею, Ангаре, Лене и их главным притокам. По рекам — единственным транспортным путям — осуществлялось заселение таежных районов, а затем транзитная и межселенческая связь и перевозки; причем освоение шло с севера, от устьев крупнейших рек. Важное значение имел и рыбный промысел, основанный на нетронутых запасах рыбы в реках и озерах.
  • 2- й этап. Середина XVIII в. — 20-е гг. XX в. Рост транспортнораспределительных центров на перекрестках водных и судоходных путей в связи с земледельческим освоением лесостепной полосы, проведением здесь Московского тракта и Транссибирской железнодорожной магистрали. Особенно растут главные города региона Иркутск и Красноярск, с исключительно высокой концентрацией транспортно-распределительных функций, прежде всего обмена товарами между территориями тяготеющих к этим городам громадных речных бассейнов.
  • 3- й этап. 20-е — середина 50-х гг. XX в. Рост промышленных центров на пересечении железными дорогами рек — надежных источников водоснабжения и лесосплавных путей. Условия водообеспечения и отведения сточных вод становятся одним из определяющих факторов территориальной организации водоемкой промышленности и городов. Для освоения северных территорий сохраняется важное хозяйственное значение воднотранспортных путей, а в степных и лесостепных районах региона строятся крупные оросительные системы.
  • 4- й этап. Середина 50-х- 80-е гг. XX в. Формирование системы Ангаро-Енисейских территориально-производственных комплексов — Иркутско-Черемховского, Центрально-Красноярского, Братско-Усть-Илимского и Саянского — в связи с крупным гидроэнергостроительством на Ангаре и Енисее. Огромные потребности промышленных предприятий в воде и энергии заставили ориентироваться на крупнейшие реки и ГЭС Ангаро-Енисейского каскада; резко ускорился рост старых городов и возникли новые (Шелехов, Братск, Дивногорск, Усть-Илимск, Саяногорск).

Исторические пути развития мировых цивилизаций, связанные с водой, зафиксированы в гидронимах — географических названиях, произошедших с давних времен от названий водных объектов. В частности, в Восточной Сибири не менее четверти всех географических названий связаны в своем происхождении с корнями «река», «вода», «озеро» и т. п. на языках различных народов, населявших эту территорию. Тем самым еще раз подчеркивается важная историко-этническая роль рек и их бассейнов.

Особое значение имеют территории определенных бассейнов как места постоянного жительства малочисленных народов, оказавшихся в ходе развития мировой истории, к сожалению, фактически на обочине мировой цивилизации рубежа II и III тысячелетий н. э. Для индейцев Северной и Южной Америки, племен тропической Африки, эвенков Восточной Сибири реки и озера — это не только места добычи пищи и транспортные артерии, но и районы обитания их предков, территории многовековых культурных и религиозных традиций. Эти народы по возможности сохраняют бассейны как традиционные местообитания.

Рассмотренные выше исторические тенденции развития хозяйства и населения в речных бассейнах естественным образом проектируются на современное социально-экономическое положение регионов. Социально-экономические системы — поселения, промышленные и сельскохозяйственные зоны — «лепятся» к речным системам прежде всего как к важнейшим источникам водных ресурсов. Вполне закономерно, что тенденция концентрации хозяйства и населения вблизи крупнейших рек достигла к концу XX в. своего максимума. Преимущественное повышение численности населения в городах у больших рек сопряжено с их опережающим экономическим ростом и усилением хозяйственного влияния на всю территорию бассейна. Эта тенденция особенно четко проявляется в восточных районах Сибири, где исторически обоснованная, как показано выше, локализация и повышенная концентрация хозяйства у водотоков и водоемов привели к возникновению линейных форм территориальной организации производительных сил — водных линий. По Л. А. Безрукову, на 21 водной линии в 111 городских поселениях Ангаро-Енисейского региона проживало (на середину 1980;х гг.) 91,2% городского населения, выпускалось 91,6% товарной продукции промышленности и было сосредоточено 94,1% основных промышленно-производственных фондов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой