Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Экспертные методы прогнозирования использования земельных ресурсов и объектов недвижимости

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Общим недостатком всех интуитивных методов прогнозирования является именно участие экспертов, так как, во-первых, привлечение опытных и заслуженных экспертов является дорогостоящим мероприятием; во-вторых, методы, использующие описанные механизмы прогнозирования, не могут считаться в полной мере корректными, ибо они неизбежно являются результатом субъективного мнения конкретного специалиста… Читать ещё >

Экспертные методы прогнозирования использования земельных ресурсов и объектов недвижимости (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Экспертные (субъективные) методы прогнозирования использования земельных ресурсов опираются не на массив статистической информации, а на профессиональные знания, опыт и интуицию профессионалов в различных аспектах земельно-имущественных отношений — экспертов.

Основными случаями применения экспертных методов являются:

  • — большие сложности в описании прогнозируемого объекта (процесса или явления) с помощью математических функций;
  • — недостаток в статистических данных, не позволяющий применить формализованные методы;
  • — организационные сложности осуществления прогноза формализованными методами, вызванные отсутствием требуемых компьютерных средств, специализированного программного обеспечения, квалифицированных исполнителей, способных применять математические методы прогнозирования;
  • — возникновение экстремальных ситуаций, требующих принятия быстрых решений.

Как и формализованные методы, экспертные методы прогнозирования неоднородны. Выделяют два основных направления их классификации: по количеству экспертов и по личному их присутствию в момент осуществления прогнозирования.

По количеству экспертов субъективные методы прогнозирования подразделяются на индивидуальные и групповые. По личному присутствию интуитивные методы классифицируются на присутственные и удаленные.

К индивидуальным экспертным методам прогнозирования относят методы анкетирования, аналитических записок и интервью. Специфика их заключается в том, что в методе интервью мнение эксперта о будущем состоянии прогнозируемого объекта или явления высказывается в процессе беседы (интервью) исполнителя прогнозных работ с экспертом. Организаторы прогнозного исследования заранее разрабатывают программу беседы в виде перечня вопросов по перспективному развитию объекта прогнозирования. Эксперт экспромтом должен дать заключение по самым разным вопросам. Но и интервьюер может корректировать ход беседы задавая дополнительные или уточняющие вопросы. Таким образом, можно отнести метод интервью к индивидуальным присутственным методам.

Пример 4.6.

Организатор работ по прогнозированию перспектив развития системы землепользования в России Борис Сухтин решил применить метод интервью. В качестве эксперта он привлек заместителя заведующего кафедрой кадастра недвижимости ведущего столичного вуза в данной сфере А. А. Воленского.

  • — Добрый день, Анатолий Андреевич. Каковы основные характеристики системы землепользования Российской Федерации?
  • — Сегмент землепользования государства, регионов и муниципальных образований, индивидуальных субъектов землепользования — это часть определенного (достаточно большого и сложного) сегмента государственного управления территориями и экономикой страны в целом. К основным характеристикам системы землепользования можно отнести следующие.
  • 1. Физический характер этой системы, реальным подтверждением которого является физическое существование основного объекта (земля) и массивов информации, характеризующих естественные и искусственные объекты (земельные участки, территориально-производственные комплексы, агроландшафты, жилые кварталы и т. д.).
  • 2. Целостность системы, позволяющей нейтрализовать влияние отдельных изменений в отдельных блоках и массивах, а также всей системы в целом. Целостность систем обусловлена целесообразностью и целенаправленным характером взаимодействия элементов системы землепользования в соответствии с общей целью ее функционирования. Система как целостное обладает качественно иными свойствами, которых нет у первичных элементов системы, и наоборот.
  • 3. Разнообразие системы, под которым понимается множество возможных ее состояний, количество которых определяется числом элементов системы. Свойство разнообразия системы непосредственно связано с информацией. Информация измеряется величиной, на которую уменьшается неопределенность состояния системы после получения информации о ней. Информацию можно измерять в битах, байтах, килобайтах, мегабайтах.
  • 4. Организованность системы обеспечивает изменение соотношения между сложностью системы (состав, структура), степенью управляемости и достижением целей управления путем внедрения новых форм взаимосвязи и взаимодействия между элементами системы. Благодаря совершенствованию структуры повышается ее управляемость. Степень управляемости может быть определена путем сопоставления выходных результатов с желаемыми целями управленческих воздействий.
  • 5. Сложность системы зависит от числа элементов, степени разветвленности структуры, характера функционирования системы.
  • 6. Структурность и иерархичность. Характерной особенностью всех систем является наличие определенной структуры как упорядоченной формы отношений взаимодействия и соподчинения их элементов.
  • — А что в целом необходимо понимать под системой землепользования?
  • — Понятие «землепользование», или «система землепользования», — это комплексное понятие, состоящее из нескольких составных блоков:
  • — это вид хозяйственного использования земельных ресурсов (земельных участков), определенный в установленным законом порядке (для строительства, ведения сельского хозяйства и т. д.);
  • — это пространственная единица — часть единого земельного фонда страны, предоставленная государственными и муниципальными органами отдельному субъекту земельных отношений для ее хозяйственного использования, ограниченная на местности, т. е. с установленными на местности границами;
  • — это земельный участок (массив) как объект права, элемент земельных или (и) градостроительных отношений, на который субъекту выдан документ на право его использования (например, договор аренды), удостоверяющий это право с выдачей плана, указанием площади, длины линий границы, сроками и видами пользования и т. д.;
  • — это пространственный объект системы природопользования.
  • — Сопоставляя это определение и общие характеристики системы, какие особенные показатели характеризуются систему землепользования?
  • — Система землепользования должна включать в себя характеристики следующих составных элементов (как минимум одного из них):
    • а) вида хозяйственного использования конкретного участка (массива);
    • б) вида правового режима земельного участка или массива;
    • в) пространственно-ограниченной территории участка (массива) как части единого земельного фонда страны;
    • г) элемента системы природопользования.
  • — Какие задачи необходимо решить для эффективного развития систем землепользования?
  • — Важнейшей задачей современного российского землепользования является установление правового статуса земель, используемых субъектами земельных отношений, и наведение должного порядка с долевой земельной собственностью.

Второй неотложной задачей землепользования является наведение элементарного порядка в организации территории сельскохозяйственных предприятий, организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, любой специализации, т. е. проведение внутрихозяйственного землеустройства, предусматривающего систему организации рационального использования и охраны каждого земельного участка, систему севооборотов с учетом качественного состояния земель.

Третьей задачей является землеустроительное и кадастровое обеспечение важных государственных документов, определяющих перспективные направления социально-экономического развития страны.

Четвертой задачей является землеустроительное и кадастровое обеспечение решения социально-экономических и экологических задач при реализации федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов».

При использовании метода анкетирования организатор исследования заранее составляет анкету, состоящую из перечня вопросов, отвечая на которые, эксперт высказывает свое суждение о развитии прогнозируемого объекта. Организаторы обрабатывают заполненную анкету, и если при составлении вопросов анкеты были допущены ошибки и невозможно четко определить данный экспертом прогноз, то исправить уже ничего невозможно.

Анкетные вопросы разделяются на фактические, конвергентные, закрытые, дивергентные, вопросы-оценки, комбинированные, полузакрытые, открытые, вводные вопросы, вопросы-фильтры, содержательные вопросы и контрольные вопросы.

Фактические вопросы (или вопросы на знание) направлены на выяснение фактов и особенностей, которые опрашиваемый может легко наблюдать. Например: какие регионы стали пилотными для эксперимента по введении единого налога на недвижимость?

Конвергентные вопросы требуют умственных построений эксперта и не имеют однозначного ответа. Например: каковы причины небольшого количества поставленных на кадастровый учет земельных участков?

Дивергентные вопросы просят отвечающего наметить наличие альтернативы. Например: что будет, если отказаться от заявительного принципа кадастрового учета?

Вопросы-оценки позволяют эксперту соединить понимание ситуации и личное отношение к ней. Например: какие технологии дистанционного зондирования будут применяться в ближайшие годы в кадастровом производстве, а какие отойдут в прошлое?

Комбинированные вопросы имеют место, когда вопросы одного типа плавно переходят в вопросы другого типа. Часто в одном вопросе соединяются несколько типов. Например: какие новые научные методы используют при управлении земельными ресурсами и каковы будут основные отличия их применения на различных административно-территориальных уровнях?

Закрытые вопросы предполагают, что эксперт выбирает ответ из числа предложенных ему вариантов ответов. По форме закрытые вопросы анкеты могут содержать единичный и множественный выбор, выпадающие списки, матрицу, шкалу Лайкерта, семантический дифференциал и др. Например: выберите основные приоритеты региональной политики: развитие земельного рынка, повышение эффективности использования сельскохозяйственных земель, повышение эффективности управления.

Полузакрытые вопросы включают в себя готовые варианты ответов, однако если эксперта они не устраивают, он может сформулировать собственный вариант ответа.

Открытые вопросы дают возможность опрашиваемому эксперту полностью самостоятельно сформулировать свой ответ на поставленный вопрос.

Обычные вопросы подразумевают свободную форму ответа.

Подбор словесной ассоциации заключается в том, что эксперта просят назвать ассоциации на называемый термин.

Завершение предложения — эксперту предлагают продолжить незаконченное предложение и написать его завершение.

Завершение рассказа — эксперт продолжает незаконченный рассказ.

Вводные вопросы размещаются в начале анкеты, чтобы познакомиться с экспертом, расположить его к теме исследования.

Вопросы-фильтры необходимы, чтобы подтвердить соответствие эксперта определенным критериям. В зависимости от ответа на вопросфильтр эксперт отвечает или не отвечает на часть вопросов анкеты.

Содержательные вопросы — основные в анкете. С помощью ответов на них формулируется мнение эксперта о перспективах развития земельно-имущественных отношений на анализируемой территории.

Контрольные вопросы необходимы для проверки компетентности или искренности эксперта. С помощью контрольных вопросов проверяется достоверность только наиболее важной информации, получаемой от респондента.

В методе аналитических записок эксперту дается большая свобода самовыражения, он самостоятельно проводит все необходимые, на его взгляд, разработки по анализу и прогнозированию объекта, а заказчик прогнозных работ получает мнение эксперта в виде текстового документа с основными доказательными выводами.

Таким образом, можно отнести методы аналитических записок и анкетирования к индивидуальным удаленным методам.

Среди коллективных (групповых) экспертных методов выделяют методы мозгового штурма, круглого стола и матричный метод.

Для метода мозгового штурма формируется группа экспертов численностью в 5—15 человек, которая в ограниченный временной отрезок должна создать согласованное коллективное мнение о будущем состоянии прогнозируемого объекта.

Метод круглого стола по своей методологии очень похож на метод мозгового штурма. Главное отличие состоит в том, что метод круглого стола предполагает более равномерную и спокойную работу. Экспертная группа не имеет жестких временных ограничений в своей работе.

Общим недостатком всех интуитивных методов прогнозирования является именно участие экспертов, так как, во-первых, привлечение опытных и заслуженных экспертов является дорогостоящим мероприятием; во-вторых, методы, использующие описанные механизмы прогнозирования, не могут считаться в полной мере корректными, ибо они неизбежно являются результатом субъективного мнения конкретного специалиста (группы специалистов), следовательно, допускают различное толкование.

Кроме того, американские ученые, опираясь на собственные эмпирические исследования и лабораторные эксперименты, утверждают: несмотря на то что человек обладает уникальным знанием и внутренней информацией, недоступной количественному анализу, построенные на их основе прогнозы не являются такими точными, как те, которые получены с помощью численных методов. Человек старается быть оптимистом и недооценивает степень неопределенности будущего. К тому же стоимость прогнозирования, выполняемого оценочными.

(субъективными) методами, часто оказывается значительно выше, чем при использовании количественных (объективных) методов[1].

Контрольные вопросы и задания

  • 1. В чем основные отличительные особенности формализованных методов прогнозирования?
  • 2. Перечислите и охарактеризуйте основные классы формализованных методов прогнозирования.
  • 3. В чем основные отличительные особенности субъективных методов прогнозирования?
  • 4. Перечислите и охарактеризуйте основные классы субъективных методов прогнозирования.
  • 5. Какие показатели использования земельных ресурсов лучше всего прогнозировать с помощью адаптивных методов?
  • 6. Какие показатели использования земельных ресурсов лучше всего прогнозировать с помощью регрессионного моделирования?
  • 7. В чем преимущества и недостатки кривых роста?
  • 8. В чем различия между методом круглого стола и методом мозгового штурма?
  • 9. Каковы требования к эксперту при использовании субъективных методов прогнозирования?
  • 10. Классифицируйте экспертные методы прогнозирования по их применимости для кратко-, среднеи долгосрочных прогнозов.
  • [1] Комаров С. И. Прогнозирование стоимости земельных участков для индивидуального жилищного строительства (на примере Московской области).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой