Правовое обеспечение государственного и муниципального управления как учебная дисциплина
Предмет любой дисциплины определяется кругом тех основных вопросов и проблем, которые изучаются в ее рамках. Предметом изучения учебной дисциплины «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления» являются действующее российское законодательство, регулирующее общественные отношения в сфере государственного и муниципального управления, правоприменительная практика в изучаемой… Читать ещё >
Правовое обеспечение государственного и муниципального управления как учебная дисциплина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В результате изучения данной главы студент должен: знать
• объект, предмет, методы, цели, задачи и основные функции учебной дисциплины;
уметь
• использовать методы исследования государственно-правовых явлений и процессов;
владеть
• концептуальными основами учебной дисциплины.
Объект, предмет, методы, цели и задачи учебной дисциплины «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления».
Любая учебная дисциплина имеет свой объект и предмет изучения. Объект показывает, что изучает данная дисциплина. Объектом изучения рассматриваемой учебной дисциплины являются общественные отношения, связанные с формированием системы правового обеспечения государственного и муниципального управления, ее состояние и тенденции развития.
Предмет любой дисциплины определяется кругом тех основных вопросов и проблем, которые изучаются в ее рамках. Предметом изучения учебной дисциплины «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления» являются действующее российское законодательство, регулирующее общественные отношения в сфере государственного и муниципального управления, правоприменительная практика в изучаемой сфере, а также доктринальные положения о правовом обеспечении государственного и муниципального управления. В связи с этим мы разделяем научную позицию Р. А. Ромашова, отмечающего, что «при помощи норм права регулируются наиболее важные общественные отношения. Поэтому правила, закрепляемые при помощи норм, являются общезначимыми»[1]. Как видим, автор четко поясняет свое понимание того, что наиболее важные общественные отношения являются предметом правового регулирования.
При этом следует отметить, что некоторые авторы в качестве предмета правового регулирования рассматривают «поведение участников отношений», считая такой подход более удачным[2].
Изучение объекта и предмета учебной дисциплины «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления» осуществляется с помощью системы методов. Использование системы методов исследования позволяет проникнуть в глубь процессов, протекающих в системе правового обеспечения сферы государственного и муниципального управления. Среди методов, применяемых для познания практики правового обеспечения государственного и муниципального управления, отметим в первую очередь следующие.
В учебной дисциплине используются такие методы познания, как анализ, синтез, сравнение, наблюдение и др. Так, в процессе анализа система правового обеспечения расчленяется на составные части, что позволяет вскрыть существенное в ней. Синтез соединяет родственные элементы, воссоздает из частей целое, позволяет видеть, в каких формах проявляется правовое регулирование сферы государственного и муниципального управления.
В основе системы методов изучения правового обеспечения государственного и муниципального управления находится философский подход. Он позволяет исследовать государственно-правовую жизнь с помощью таких категорий, как сущность и явление, количество и качество, форма и содержание, абстрактное и конкретное, объективное и субъективное, и др.
Продуктивное изучение функционирования и развития системы правового обеспечения государственного и муниципального управления невозможно без диалектико-материалистического метода познания. В связи с этим государственное и муниципальное управление рассматривается как в статике, так и в динамике — с точки зрения эволюционного и революционного развития, с позиций внутренних противоречий, под углом зрения взаимодействия с окружающей политической, правовой, экономической, социальной и иной средой.
В учебнике широко используется системный подход, позволяющий наиболее емко и экономично описывать объект исследования. Он требует рассматривать правовое обеспечение государственного и муниципального управления как систему, которая имеет свои цели, задачи, функции, структуру и т. д. Хотя системный подход всегда что-то обрубает, округляет, высекает из изучаемого явления, но в то же время он дает упорядоченное представление о множестве элементов и отношений, существующих в объекте исследования.
В познании правового обеспечения государственного и муниципального управления необходимо использование исторического метода. Его применение к анализу проблем позволяет лучше понять поведение основных субъектов правового обеспечения государственного и муниципального управления в конкретных исторических условиях.
Особое внимание следует уделять статистическим и социологическим аспектам исследования проблем правового обеспечения государственного и муниципального управления. Это необходимо делать для того, чтобы не скатиться в изучении государственного управления к состоянию, при котором «мы главным образом интересуемся и оперируем словами, мало заботимся о том, какова действительность»1.
Данные статистических и социологических исследований позволяют изучать эффективность правового обеспечения государственного и муниципального управления путем измерения его количественных и качественных характеристик, решать многие теоретические и практические вопросы.
При изучении рассматриваемой проблематики невозможно обойтись без сравнительного метода. Он позволяет выявить общее и особенное в развитии отечественного и зарубежных подходов к правовому регулированию государственного и муниципального управления.
Исследование практики правового обеспечения государственного и муниципального управления и путей его модернизации необходимо вести также в политико-правовом и политико-экономическом смысле. Дело в том, что представления о целях правового регулирования государственного и муниципального управления, проектах и результатах его реформирования вне контекста политики и политико-экономических отношений невозможны в принципе. Как справедливо отмечает В. Е. Чиркин, использование политологических и политико-экономических элементов позволяет дать подлинное представление о российской конституционной действительности[3][4].
Кроме того, в процессе изучения практики правового обеспечения государственного и муниципального управления используются специальные научные методы: логический, контент-анализ текстов нормативных правовых актов и судебных решений.
Как и любая другая учебная дисциплина, курс «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления» имеет свою цель. Представляется, что главной целью данной дисциплины является формирование у студентов:
- 1) знаний о правовых основах организации и функционирования органов государственного и муниципального управления;
- 2) навыков анализа и разработки нормативных правовых актов, регулирующих сферу государственного и муниципального управления.
Цели учебной дисциплины достигаются посредством решения соответствующих задач. Основными задачами дисциплины «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления» являются:
- 1) изучение теоретических основ и системы правового регулирования государственного и муниципального управления;
- 2) анализ содержания и практики применения законодательства, регулирующего отношения в сфере государственного и муниципального управления;
- 3) исследование актуальных проблем правового обеспечения государственного и муниципального управления;
- 4) формирование у студентов навыков анализа эффективности правового регулирования государственного и муниципального управления, деятельности органов государственного и муниципального управления;
- 5) изучение основных направлений реформирования правовых основ государственного и муниципального управления в Российской Федерации.
- [1] Ромашов Р. А. Теория государства и права. СПб., 2008. С. 136.
- [2] См.: Гуреев В. И. Предмет правового регулирования: теория и практика // Юридический мир. 2013. № 7. С. 49.
- [3] Павлов И. П. Рефлекс свободы. М., 2001. С. 116.
- [4] См.: Чиркин В. Е. Конституционное право России: учебник. 2-е изд., перераб. и доп.М., 2003. С. 6.