Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Философия буддизма и практики разрешения конфликтов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Европа начала свое знакомство с буддизмом в самом начале XIX в. и сразу же оказалась потрясена религией, не похожей ни на что, известное европейцам, — ни на монотеистические «авраамические» религии, ни на политеизм Древнего мира. Европейцы (вначале ученые-востоковеды, а потом и более широкие круги «образованной публики») увидели религию без Бога или богов в привычном смысле, религию, отрицающую… Читать ещё >

Философия буддизма и практики разрешения конфликтов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Будда Шакъямуни (563—483 гг. до н.э.) — получив при рождении имя Сиддхартха Гаутама (потомок Готамы, успешный в достижении целей), он позже стал именоваться Буддой (букв, «пробужденный мудрец из рода Шакьев»).

Буддизм (от «Будда» — букв, «свергнувший невежество», «просветленный») — религиозно-философское учение о достижении нирваны (состояния полной свободы от страданий). Одна из современных мировых религий. Противоположен Веданте, так как утверждает способность человека к самостоятельному освобождению. Одна из поговорок буддистов гласит: «Никто не может победить человека, если он сам победил себя»[1].

Философия буддизма и практики разрешения конфликтов.

Будда Шакьямуни Буддизм начинался как движение нищих и отверженных в условиях распада родоплеменных отношений и становления раннегражданского общества. Людям, не нашедшим себе места в формирующихся социальных структурах, Будда предложил свой закон (Дхарма) и путь спасения от страданий в общинном братстве, пребывающем вне гражданской жизни и государственных институтов, но и не порывающем с ними, окормляющем граждан духовно и кормящемся от них материально.

Таким образом, жизнь на обочине общества, в общине (сангхе), монастыре становилась самым подходящим местом для совершенствования ума и психики человека[2].

Буддизм — этическая концепция. Все, что выходит за пределы этики, буддисты отказываются обсуждать. Бессмысленны, по их мнению, следующие вопросы: вечен или не вечен мир? Конечен или бесконечен мир? Едина или не едина душа с телом? Бессмертен или смертен познавший истину[3]?

Земная жизнь — иллюзия. Пока человек отягощен земными заботами, он находится в состоянии неведения, что ему нужно делать, чтобы достигнуть совершенства. Основная проблема для него — поиск истинного пути к спасению. Ее решение составляет содержание «четырех благородных истин», открывшихся Будде:

  • 1. Жизнь в мире полна страданий.
  • 2. Страдания имеют причины.
  • 3. Страдания можно прекратить.
  • 4. Есть путь к прекращению страданий[4].

Страдание — следствие изменчивости, невечности существования, иллюзии бытия человека в этом мире, его неотвратимой смерти.

Преходящий характер бытия, неведение и ложные желания — причины телесных и душевных страданий. В жизни нет ничего, за что следовало бы ее ценить: «ибо все, что существует, когда его приобретаешь, оказывается недостаточным»[4].

Никакой враг не может принести столько вреда, сколько могут принести собственные мысли, основанные на жажде, ненависти и зависти.

Победа приносит ненависть. Побежденные живут в муках. Счастливы умиротворенные, отрешившись от побед и поражений.

Предания Дхаммапады

Страдания можно прекратить, если человек найдет в себе силы остановить колесо жизни (закон причинности): из жажды жизни рождается неведение, из неведения — страдания и смерть. Если воля к жизни — причина всех страданий, в ее отрицании — наше спасение[4].

Спасение от страдания — в совершении восьмеричного пути: от правильного понимания четырех благородных истин к правильной решимости (стремлению преобразовать свою жизнь в соответствии с четырьмя истинами), правильной речи (воздержанию ото лжи, клеветы), правильному действию (подчинению страстей, искоренению иллюзий), образу жизни (привычке честно трудиться и внутренне очищаться), правильному усилию (борьбе с соблазнами, дурными мыслями), правильному вниманию (подчинению себе своего ума и эмоций) и правильному сосредоточению (освобождению от своей телесности, достижению полной невозмутимости и безразличия)[7].

Правильный результат спасения, называемый нирваной, — состояние вечного блаженства. Представляет собой прекращение цикла рождений, полное растворение в объективном целом, абсолютную потерю индивидуальности, избавление от эгоизма, ложных желаний, совершенную отрешенность от всего, что привязывает человека к материальной жизни — тела, ума и чувств[7].

Буддизм отверг самую основу социальной доктрины ортодоксальной брахманской традиции — учение о сакральном характере сословного (варнового) деления индийского общества, воспроизводящего в соответствии с учениями брахманов принцип космической справедливости и универсального миропорядка. Буддисты никогда не выступали в роли революционеров или социальных реформаторов, более того, они молчаливо признавали даже закономерность и практическую полезность существования сословий, но они радикально переосмыслили сам принцип сословности[9].

Теорию божественного происхождения сословий буддизм заменил договорной теорией власти (своеобразного «общественного договора»), видимо, одним из первых вариантов таковой в истории идей[7].

Будда

Буддизм предложил ценить человека по его личным качествам, игнорируя вопрос о его происхождении. Известен случай, когда один из учеников Будды попросил воды у женщины низкого происхождения. Та была потрясена тем, что брахман не брезгует просить у нее напиться, и решила, что тот не понял, с кем имеет дело. Тогда женщина начала объяснять тому, кто она такая. Но ученик Будды сказал ей: «Я же попросил тебя дать мне воды, а не рассказать о том, из какой ты касты».

Во II—I вв. до н.э. в буддизме выделились два направления — хинаяна и махаяна. Термин «хинаяна» дословно переводится как «малая колесница» или «узкий путь к спасению». Ее приверженцы считают, что нирваны может достигнуть лишь отшельник, монах (архат), а у мирян надежды на спасение нет. «Махаяна» переводится как «большая колесница» или «широкий путь к спасению». Широким он называется потому, что спасение мыслится достижимым и для монаха, и для мирянина. Идеалом махаяны является не отшельник, а бодисатва — святой или праведник, который почти достиг спасения, но задерживается в сансаре из-за сострадания к живым существам и желания спасти как можно большее их количество[11].

Правила, предъявляемые буддистским учением к рядовому верующему, сводятся к пяти наставлениям (панча шила):

  • 1) не причинять никакого вреда живым существам;
  • 2) ничего не брать у других, если только этого не дают добровольно;
  • 3) не нарушать супружескую верность;
  • 4) не лгать;
  • 5) не употреблять опьяняющие напитки и наркотики[7].

То, что в поздневедийскую и классическую эпохи вегетарианство и воздержание от алкоголя становятся нормами повседневной жизни высших сословий Индии — тоже заслуга буддизма[13].

Требования, предъявляемые к монахам, строже: они должны отказаться от чревоугодия, от музыки, пения и танцев, от употребления парфюмерии и украшений, а также от использования денег и жить только подаянием[7].

В социальном плане буддизм характеризуется отрицательным отношением к кастовой системе; возможно, поэтому, в конечном счете, он так и не смог укорениться в Индии. Вместе с тем буддизм широко распространился в Китае, Японии, Юго-Восточной Азии.

В V в. н.э. в Китае возник чань-буддизм (в Японии его называют дзэн-буддизм). Для его приверженцев характерна вера в возможность достижения просветления здесь и сейчас, минуя череду перерождений. Внешняя культовая атрибутика буддизма, равно как и священные тексты, отходят на второй план, а на первый выходит личный духовный опыт, приобретаемый в процессе созерцания, медитации[15].

Европа начала свое знакомство с буддизмом в самом начале XIX в. и сразу же оказалась потрясена религией, не похожей ни на что, известное европейцам, — ни на монотеистические «авраамические» религии, ни на политеизм Древнего мира. Европейцы (вначале ученые-востоковеды, а потом и более широкие круги «образованной публики») увидели религию без Бога или богов в привычном смысле, религию, отрицающую существование души и заменяющую учение о промысле божьем и божьем суде доктриной причинной обусловленности и «законом кармы». Если Кант считал постулатами всякой нравственности веру в Бога, бессмертие души и свободу воли, то буддизм предлагал миру нравственные стандарты, отрицая и то, и другое, и третье. Столь же впечатляло и отсутствие в буддийской традиции столь мучительного для западной цивилизации конфликта между «Афинами и Иерусалимом» — разумом и верой, рациональным и мистическим, правоверным и еретическим. Таким образом, знакомство с буддизмом сразу же расширило культурные горизонты европейской цивилизации, продемонстрировав принципиально иные возможности решения мировоззренческих проблем, нежели те, которые считались общепризнанными на Западе[16].

Практика йоги, сопутствующая буддизму, породила надежды на возможность появления новой, адекватной для условий XXI в., системы психической культуры (подобно тому, как в XIX—XX вв. создали системы физической культуры), способствующей преодолению психологических комплексов и конфликтов и помогающей разорванной и внутренне противоречивой личности человека Запада эпохи постмодерна обрести новую гармонию и целостность[7].

После Второй мировой войны популярность буддизма в Западной Европе и США выросла, особенно среди молодежи и интеллигенции, что связано с критическим отношением к капитализму, к потребительскому обществу, поисками новой духовности[18].

Буддистский принцип непричинения вреда живым существам оказался созвучен идеям, выдвинутым экологическими и миротворческими движениями.

Об отношении буддизма к применению насилия в конфликтах следует сказать особо. В принципе, следуя первому предписанию, буддисты выступают против отнятия жизни у живого существа при любых обстоятельствах. При возникновении конфликта буддисту предписывается не противиться злу насилием[19].

Лучше победить себя, чем выиграть тысячи сражений. Тогда победа твоя. Ее у тебя не смогут отнять ни ангелы, ни демоны, ни рай и ни ад.

Будда

•kick

Никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она.

Дхаммапада

Конечно, этот идеал не всегда реализуется в действительности, примером чему может служить затяжной межэтнический конфликт на Шри Ланке между сингалами и тамилами. Буддизм в меньшей мере, чем другие мировые религии, склонен осуждать самоубийство. Расценивая его как глупый поступок, способствующий ухудшению кармы того, кто его совершил, буддизм, тем не менее, считает акт самоубийства оправданным для человека просветленного, уже избавившегося от всех желаний. Известны также альтруистические самоубийства буддистов «из сострадания ко всем остальным живым существам». Самоубийства в форме публичного самосожжения стали в некоторых буддистских странах в XX в. формой политического протеста: так, в Южном Вьетнаме в 1960;е гг. несколько буддистских монахов совершили публичные самосожжения в знак протеста против режима[7].

Пять наставлений («панча шила») получили неожиданное, на первый взгляд, развитие в практике международных отношений и урегулирования конфликтов в XX в. После конфликта между Китаем и Индией из-за Тибета, начавшегося в 1949 г., отношения были нормализованы в 1954 г. подписанием индийско-китайского соглашения о Тибете. Индия признала Тибет частью Китая. В этом соглашении были провозглашены пять так называемых принципов «панча шила» (мирного сосуществования):

  • 1) взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета;
  • 2) ненападение;
  • 3) невмешательство во внутренние дела;
  • 4) равенство и взаимная выгода;
  • 5) мирное сосуществование.

Позднее эти принципы легли в основу итогового документа Бандунгской конференции 1955 г. и Движения неприсоединения, в котором участвовали многие страны Азии, Африки и Латинской Америки[7].

При Джавахарлале Неру пропагандировался лозунг «Индийцы и китайцы — братья» («Хинди чини — бхайбхай»), В 1955 г. появился аналогичный лозунг «Хинди руси — бхайбхай» о советско-индийской дружбе).

Мирное сосуществование было прервано китайско-индийской пограничной войной 1962 г.

Вопросы и задания

  • 1. Что означает понятие «ахимса»?
  • 2. Какова роль и значение древнего принципа «ахимсы» в индуизме, а также в этической и политической доктрине Ганди?
  • 3. Объясните, почему понятия «дхарма» и «карма» оказались весьма эффективным средством предотвращения крупных социальных конфликтов?
  • 4. Каковы наиболее привлекательные, с конфликтологической точки зрения, принципы буддизма?
  • 5. Каково отношение буддизма к применению насилия в конфликтах?
  • 6. Что вам лично показалось интересным в буддизме?
  • 7. Какой путь преодоления конфликтов предлагает Веданта?
  • [1] Категория: Буддизм. [Электронный ресурс] // Словарь мира. URL: http://slovarrnira.org/
  • [2] Хорошева Н. А. Особенности развития цивилизаций Востока в Средние века. [Электронный ресурс]. URL: http://horosheva.moy.su/index/tema3_l/0−7
  • [3] Философия жизни. [Электронный ресурс]. URL: http://slava-rodu.ru/?p=1148
  • [4] Категория: Буддизм. [Электронный ресурс] // Словарь мира. URL: http://slovarmira.org/
  • [5] Категория: Буддизм. [Электронный ресурс] // Словарь мира. URL: http://slovarmira.org/
  • [6] Категория: Буддизм. [Электронный ресурс] // Словарь мира. URL: http://slovarmira.org/
  • [7] Там же.
  • [8] Там же.
  • [9] Торчинов Е. А. Буддизм и мировая цивилизация в прошлом и настоящем. [Электронный ресурс] // Library303. URL: http://library303.narod.ru/yogi/yoga208
  • [10] Там же.
  • [11] История конфликтологии: учеб, пособие / Д. Ю. Трутников, В. И. Трушникова. Электронный ресурс]. URL: http://lit.lib.ruA/trushnikow_dJ/text_0220.shtml
  • [12] Там же.
  • [13] Торчинов Е. А. Буддизм и мировая цивилизация в прошлом и настоящем. [Электронный ресурс] // Library303. URL: http://library303.narod.ru/yogi/yoga208.htm
  • [14] Там же.
  • [15] История конфликтологии: учеб, пособие / Д. Ю. Трутников, В. И. Трушникова. Электронный ресурс]. URL: http://lit.lib.rU/t/trushnikow_dJ/text_0220.shtml
  • [16] Торчинов Е. А. Буддизм и мировая цивилизация в прошлом и настоящем. URL: http://tzone.kulichki.com/religion/vostok/buddizm.html (дата обращения: 30.01.2014)
  • [17] Там же.
  • [18] История конфликтологии: учеб, пособие / Д. Ю. Трушников, В. И. Трушникова. Электронный ресурс]. URL: http://lit.lib.ruA/trushnikow_dJ/text_0220.shtml
  • [19] История конфликтологии: учеб, пособие / Д. Ю. Трутников, В. И. Трушникова. Электронный ресурс]. URL: http://lit.lib.rU/t/trushnikow_dj/text_0220.shtml
  • [20] Там же.
  • [21] Там же.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой