Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социальная теория и философия Аэвила Юлла

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Скептицизм Юма проявился в его тезисе о том, что первопричины вещей остаются для людей неизвестными. Познаваемы лишь принципы и законы механических взаимодействий, например сцепление частей или передача движения путем толчка. Поэтому науку должны интересовать не причины явлений и фактов, но сами эти явления и факты, причем научное познание не может быть иным, нежели опытноэкспериментальным… Читать ещё >

Социальная теория и философия Аэвила Юлла (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Позиция Юма-философа — сенсуализм и скептицизм. Сенсуализм Юма (от лат. sensus — чувство, ощущение) выражен в его словах: «Самая живая мысль все же уступает самому слабому ощущению… Вся творческая сила ума сводится к способности соединять, перемещать и т. д. материал, доставляемый нам чувствами и опытом»64.

Перенося сенсуализм в сферу межличностных отношений, Юм подчеркивал, что люди, убежденные в справедливости каких-то идей, предпочитают аргументы в их пользу основывать на своих чувствах и воображении, а не на их разуме. Но, с другой стороны, вынося суждение о самих себе, люди всегда считаются с чувствами других. Человека, ожидавшего похвал от других, Юм сравнивал с красавицей, разглядывающей себя в зеркале. Людей объединяют аффекты, приобретаемые или получающие от других удостоверение своего присутствия. Если, общаясь с другими, мы замечаем в их речи, мимике, жестах какие-то знаки подлинного отношения этих людей к нам — уважение, презрение, безразличие, мы можем чувствовать гордость, испытывать тревогу и т. д. Этот образ получит развитие в теории «зеркального Я» американского социолога Ч. Х. Кули.

Скептицизм Юма проявился в его тезисе о том, что первопричины вещей остаются для людей неизвестными. Познаваемы лишь принципы и законы механических взаимодействий, например сцепление частей или передача движения путем толчка. Поэтому науку должны интересовать не причины явлений и фактов, но сами эти явления и факты, причем научное познание не может быть иным, нежели опытноэкспериментальным.

Эта важнейшая задача науки должна стать задачей и науки о человеческой природе. Но опыты, проводимые обществоведами, имеют свою особенность. Во введении к «Трактату о человеческой природе» Юм писал: «…опыты, которыми может заниматься наука о человеке, не должны быть предумышленными, или намеренными, поскольку это нарушит действие естественных принципов. Поэтому в указанной науке мы должны подбирать наши опыты путем осторожного наблюдения над человеческой жизнью; нам следует брать их так, как они проявляются при обыденном течении жизни, в поведении людей, находящихся в обществе, занимающихся делами или предающихся развлечениям»65.

ы Юм. Д. Сочинения в 2 т. Т. 2. — С. 19−21.

65 Юм. Д. Сочинения в 2 т. Т. 1. — С. 58, 59.

Но этот же принцип должен использоваться и по отношению к самой науке как ее способность познавать саму себя, природу своих гипотез и выводов. Юм высказывался против понимания философии как автономной, не связанной с обществом формы знания. Истинный философ — не бесстрастный наблюдатель общественной жизни и не суровый критик, выносящий приговоры тем, кто не так умен и образован, как он сам. Он является таким же продуктом общественной жизни, как и те, кого он изучает. Там же Юм указывал: «Обнаружив, что нами достигнуты крайние пределы человеческого разума, мы чувствуем себя удовлетворенными, хотя вполне убеждаемся лишь в своем невежестве и понимаем, что не можем дать иного обоснования своим самым общим и утонченным принципам, кроме нашего опыта, свидетельствующего об их реальности; но такое же обоснование дают и профаны…»[1]. Это признание может привести к мысли, что научный опыт и его результаты суть такие же продукты истории и времени, как и результаты труда и жизни других людей. Непонимание этого философией делает ее ложной.

Юма не устраивало философское восприятие человеческого «Я» как чего-то устойчивого, констатируемого как «субъект» или «носитель сознания». Юм полагал, что «Я» конституируется благодаря взаимодействию с другими людьми. Опыт и отношение к жизни индивидуума являются результатами его постоянного общения с другими. Микешин М. отметил интерес Юма к категории «МЫ». Именно в форме «МЫ» наблюдается исследователями человек в опыте обыденной жизни. «МЫ» — одновременно и исследуемые, и исследователи в науке о человеческой природе, чувствующие и переживающие члены единого человеческого организма, но взаимосвязанные и взаимодействующие между собой и с природой в социальном контексте с помощью вырабатываемых ими конвенций привычки, обычая, здравого смысла, веры и т. д.

Философские воззрения Юма отражены в понимании им различных сторон организации социально-общественной жизни людей. С приоритетностью чувств связывается им общность чувств, что является мощным средством взаимозависимости людей в обществе. Одним из самых важных чувств Юм считал человеколюбие, которое связано в каждом из нас с чувством справедливости. Последнее исходит от стремления людей к личной и общей безопасности — высшего закона общества. Но добиться этого люди могут, только взаимодействуя друг с другом, и, хотя каждый из них думает о выгоде собственной, все вместе они добиваются и выгоды общественной. Юм отмечал, что взаимная зависимость людей в обществе так велика, что человеческий поступок всегда соотносится с другим человеческим поступком: фабрикант рассчитывает при исполнении работы на труд своих рабочих не меньше, чем на орудие, которым он пользуется. Из всех профессий и занятий людей важнее те, которые приносят обществу большую выгоду, делают его богаче — это трудовые (ремесла) и торговые профессии. Обращаясь к теме взаимоотношений власти (государства) и общества, Юм подчеркивал, что политическая власть выполняет задачи сохранения и поддержки естественно формирующихся экономических, трудовых и гражданских отношений между людьми.

  • [1] «Юм. Д. Указ. соч. — С. 58.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой