Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Синтетический учет поступления и выбытия материалов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Фактической себестоимостью материалов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов, к которым относятся: суммы, уплачиваемые по договорам поставщикам, посредническим организациям, организациям за информационные и консультационные услуги, таможенные пошлины и невозмещаемые налоги, вознаграждения… Читать ещё >

Синтетический учет поступления и выбытия материалов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Согласно Плану счетов и Инструкции по его применению материалы учитываются на одноименном счете 10 «Материалы», предназначенном для обобщения информации о наличии и движении сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары и аналогичных ценностей организации, в том числе неотфактурованных, находящихся в пути и переданных в переработку.

Счет 10 — балансовый, активный, отражает по дебету остатки ценностей и их приход, а по кредиту — их расход. К нему открываются субсчета:

  • 10−1 «Сырье и материалы» для учета наличия и движения сырья и основных материалов, используемых для производства продукции, вспомогательных материалов, сельскохозяйственной продукции, заготовленной для переработки и др.;
  • 10−2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали» для учета наличия и движения покупных полуфабрикатов, готовых комплектующих изделий, приобретаемых для комплектования выпускаемой продукции, требующих дополнительную обработку или сборку;
  • • 10−3 «Топливо» для учета наличия и движения топлива и смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств, технологических нужд производства, выработки энергии и отопления, твердого и газообразного топлива, а также талонов на нефтепродукты;
  • 10−4 «Тара и тарные материалы» для учета наличия и движения всех видов тары, материалов и деталей, предназначенных для ее изготовления и ремонта. Торговые организации учитывают тару под товарами и порожнюю на одноименном субсчете 41−3;
  • 10−5 «Запасные части» для учета наличия и движения приобретенных или изготовленных для нужд основной или вспомогательной деятельности запасных частей, предназначенных для ремонта и (или) замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств, а также автомобильных шин в запасе и обороте;
  • 10−6 «Прочие материалы» для учета наличия и движения отходов производства, неисправимого брака, материальных ценностей, полученных от ликвидации основных средств; изношенных шин и утильной резины. Отходы производства и вторичные материальные ценности, используемые как твердое топливо, учитываются на субсчете 10−3;
  • 10−7 «Материалы, переданные в переработку на сторону» для учета наличия и движения таких материалов, стоимость которых включается в затраты на производство полученных из них изделий. Затраты по переработке материалов, оплаченные сторонним организациям и лицам, относятся непосредственно в дебет счетов, на которых учитываются соответствующие изделия. Данный счет используется в основном предприятиями, производящими продукцию на давальческой основе;
  • 10−8 «Строительные материалы» для учета наличия и движения материалов, используемых при осуществлении строительно-монтажных работ, изготовлении строительных деталей, возведении и отделке конструкций и частей зданий и сооружений, строительных конструкций и деталей и других материальных ценностей, необходимых для нужд строительства;
  • • 10−9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» для учета наличия и движения инвентаря, инструментов, хозяйственных принадлежностей и других средств труда, которые включаются в состав оборотных средств.

Учет материалов, приобретенных за плату Согласно п. 5 ПБУ 5/01 материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, величина которой зависит от источника их поступления, порядка их оплаты и других факторов.

Фактической себестоимостью материалов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов, к которым относятся: суммы, уплачиваемые по договорам поставщикам, посредническим организациям, организациям за информационные и консультационные услуги, таможенные пошлины и невозмещаемые налоги, вознаграждения, уплачиваемые, через которую приобретены МПЗ, затраты по заготовке и доставке МПЗ до места их использования, включая расходы по страхованию и все виды затрат по доведению МПЗ до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных организацией целях (п. 6 ПБУ 5/01).

Пример Организация приобрела материалы, стоимость которых согласно договору поставки составляет 260 000 руб. (в том числе НДС — 39 661 руб.). Расходы по доставке материалов от поставщика до склада составили 2360 руб. (включая НДС — 360 руб.). В соответствии с утвержденной в организации учетной политикой формирование себестоимости МПЗ отражается с применением счета 10 «Материалы»:

ДЕБЕТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» КРЕДИТ 51 «Расчетные счета» — оплачен счет поставщика за приобретенные материалы — 260 000 руб.;

ДЕБЕТ 19−3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам» КРЕДИТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — отражен НДС по счету поставщика за материалы — 39 661 руб.;

ДЕБЕТ 10 «Материалы» КРЕДИТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — приняты к учету материалы, поступившие на склад, — 220 340 руб.;

ДЕБЕТ 68 «Расчеты по налогам и сборам» КРЕДИТ 19−3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам» — принят к вычету НДС — 39 661 руб.;

ДЕБЕТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» КРЕДИТ 51 «Расчетные счета» — оплачен счет поставщика за доставку материалов — 2360 руб.;

ДЕБЕТ 19−3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальнопроизводственным запасам» КРЕДИТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — отражен НДС по счету поставщика за доставку материалов — 360 руб.;

ДЕБЕТ 10 «Материалы» КРЕДИТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — приняты к учету расходы по доставке материалов на склад — 2000 руб.;

ДЕБЕТ 68 «Расчеты по налогам и сборам» КРЕДИТ 119−3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам» — принят к вычету НДС по счету поставщика за доставку материалов — 360 руб.

Организация может утвердить в учетной политике применение для учета поступления материалов другой вариант, предусматривающий использование синтетических счетов: 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». В таком случае в дебет счета 15 отражается покупная стоимость материалов, по которым в организацию поступили расчетные документы поставщиков. В кредит счета 15 в корреспонденции со счетом 10 «Материалы» отражается стоимость в учетных ценах фактически поступивших в организацию и принятых к учету материалов. Сумма разницы в стоимости приобретенных материалов, рассчитанная по фактической себестоимости приобретения (заготовления) и учетным ценам, списывается со счета 15 на счет 16 в дебет (перерасход) или в кредит (экономию). Остаток по счету 15 на конец месяца показывает наличие материалов в пути.

Учет поступления материалов в виде вклада в уставный капитал Внесение в уставный капитал организации материалов, по своей сути, является частным случаем их приобретения за плату.

Пример

Организация получила от учредителя в виде вклада в уставный капитал материалы стоимостью 105 000 руб. В бухгалтерском учете делается проводка:

ДЕБЕТ 10 «Материалы» КРЕДИТ 75 «Расчеты с учредителями по вкладам» — приняты материалы от учредителя в виде вклада в уставный капитал —105 000 руб.

Расходы по оценке стоимости вклада, осуществленного неденежными средствами:

ДЕБЕТ 10 «Материалы» КРЕДИТ 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — стоимость оценки материалов — 2500 руб.;

ДЕБЕТ 19−3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам» КРЕДИТ 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — выделен НДС по счету за услугу по оценке материалов — 450 руб.

Общая стоимость материала составит 107 500 руб. (105 000 — стоимость материалов, согласованная учредителями + 2500 руб. — затраты по счету за оценку материалов, предусмотренную законодательством).

Учет материалов, полученных безвозмездно Фактическая себестоимость МПЗ, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, а также остающихся в результате списания объектов основных средств и другого имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету (п. 9 ПБУ 5/01). В целях ведения бухгалтерского учета текущей рыночной стоимостью считается сумма денежных средств, которая может быть получена организацией в результате продажи указанных активов.

Пример Организация получила безвозмездно от одного из своих учредителей материалы, рыночная стоимость которых составляет 120 000 руб. Указанный факт хозяйственной жизни налогом на прибыль не облагается, поскольку материалы получены от учредителя. В бухгалтерском учете данный факт отражается следующим образом:

ДЕБЕТ 10 «Материалы» КРЕДИТ 98−2 «Безвозмездно полученные ценности — на стоимость принятых к учету безвозмездно полученных материалов —120 000 руб.;

ДЕБЕТ 20 «Основное производство» КРЕДИТ 10 «Материалы» — на стоимость отпущенной в производство части полученных материалов — 60 000 руб.;

ДЕБЕТ 98−2 «Безвозмездно полученные ценности» КРЕДИТ 91−1 «Прочие доходы» — на включение в составе прочих доходов стоимости части материалов, полученных безвозмездно и отпущенных в производство, — 60 000 руб.

Учет материалов, оплаченных неденежными средствами Фактической себестоимостью МПЗ, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией (п. 10 ПБУ 5/01). Стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравниваемых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов.

По своей сути и содержанию, договор мены объединяет два договора купли-продажи. После приобретения одного имущества и продажи другого (за такую же цену), по согласованию с контрагентом, производится зачет взаимных требований.

Пример ООО «Бетта» приобретает у ЗАО «Лима» компьютеры стоимостью 120 000 руб. (в том числе НДС — 18 305 руб.). В этом же месяце ООО «Бетта» реализует ЗАО «Лима» столы на сумму 120 000 руб. (в том числе НДС — 18 305 руб.). Стоимость реализуемых компьютеров составляет 90 000 руб.

Приобретение материалов по договору купли-продажи отражается в учете записью:

ДЕБЕТ 10 «Материалы» — КРЕДИТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на стоимость полученных от поставщика ЗАО «Лима» компьютеров —101 695 руб.;

ДЕБЕТ 19−1 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям» КРЕДИТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на сумму выделенного НДС в счете-фактуре по поступившим компьютерам — 18 305 руб.

Полученный от покупателя счет-фактура регистрируется в журнале учета полученных счетов-фактур. Для целей налогообложения прибыли стоимость приобретенных товаров также равна 101 695 руб. Соответственно, реализация товаров в регистрах бухгалтерского учета будет отражена записями:

ДЕБЕТ 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» КРЕДИТ 90−1 «Выручка» — начислена задолженность покупателя ЗАО «Лима» за проданные ему столы — 120 000 руб.;

ДЕБЕТ 90−3 «НДС» КРЕДИТ 68 «Расчеты по налогам и сборам» — отражен НДС по проданные столы — 18 305 руб.;

ДЕБЕТ 90−2 «Себестоимость продаж» КРЕДИТ 41 «Товары» — списана стоимость реализованных компьютеров — 90 000 руб.;

ДЕБЕТ 90 «Продажи» КРЕДИТ 99 «Прибыли и убытки» — выявлен финансовый результат от продажи товара (прибыль) — 11 695 руб. (120 000 — 18 305 — -90 000).

Счет-фактура, выписанный покупателю, регистрируется в журнале учета выставленных счетов-фактур и в книге продаж. После обмена имуществом и всеми сопутствующими этому процессу документами одна из организаций отправляет другой письмо, в котором требует зачесть свою кредиторскую задолженность в счет образовавшейся дебиторской в той же сумме, что отражается записями:

ДЕБЕТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» КРЕДИТ 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» — погашена задолженность материалов путем зачета взаимных требований —120 000 руб.;

ДЕБЕТ 68 «Расчеты по налогам и сборам» КРЕДИТ 19−1 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям» — отражен НДС по полученным и оплаченным материалам, принятый к вычету, — 18 305 руб.

Полученный от продавца счет-фактура в полной сумме регистрируется в книге покупок, а выданный покупателю (тому же продавцу) счет-фактура в той же сумме регистрируется в книге продаж. В итоге начисленная сумма НДС будет равна принятой к вычету, вне зависимости от того, выше или ниже цены сделки и остаточная стоимость выбывшего в обмен на полученные материалы имущества.

Учет отпуска материально-производственных запасов Как было отмечено выше, при отпуске МПЗ в производство и (или) ином выбытии их оценка производится организацией одним из следующих способов:

  • • по себестоимости каждой единицы;
  • • средней себестоимости;
  • • способу ФИФО (по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ).

Применение любого из перечисленных способов по конкретному материалу / группе материалов должно производиться в течение всего следующего отчетного года с предварительным закреплением в учетной политике организации. При этом к разным материалам (или группам) организация имеет право применять разные методы оценки.

Метод списания себестоимости каждой единицы. При списании (отпуске) материалов по себестоимости каждой единицы МПЗ могут применяться два варианта исчисления себестоимости единицы МПЗ:

  • • с включением всех расходов, связанных с приобретением МПЗ;
  • • с включением только МПЗ по договорной цене (упрощенный вариант).

Применение упрощенного варианта допускается при отсутствии возможности непосредственного включения транспортно-заготовительных и других расходов, связанных с приобретением МПЗ, в их себестоимость. В таком случае величина отклонений (разница между фактическими расходами по приобретению материала и договорной ценой на них) распределяется пропорционально стоимости списанных (отпущенных со склада на разные цели) материалов, исчисленной по договорным ценам.

Оценка отпущенных со склада материалов по себестоимости каждой единицы МПЗ должна применяться организацией в случае, если используемые МПЗ не смогут обычным образом заменять друг друга или подлежат особому учету (драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них, радиоактивные вещества и другие ценности).

Метод средней себестоимости. При списании (отпуске) МПЗ, оцениваемых организацией по средней себестоимости, последняя определяется по каждой группе (виду) запасов как частное от деления общей себестоимости группы (вида) МПЗ на их количество, складывающихся соответственно из себестоимости и количества по остатку на начало месяца и по поступившим запасам в соответствующем месяце.

Первичными документами, позволяющими отразить факты хозяйственной жизни по приобретению и выбытию МПЗ в регистрах бухгалтерского учета, могут служить:

  • • приходные ордера формы № М-4 о поступлении МПЗ на склады;
  • • счета и счета-фактуры поставщиков транспортных и других организаций;
  • • требования-накладные формы № М-11 о передаче МПЗ со склада к месту работ;
  • • документы, подтверждающие расход МПЗ на производство (отчеты формы № М-19, акты на списание материалов в производство и др.).

Метод ФИФО. Списание (отпуск) материалов по способу ФИФО производится в оценке, рассчитанной исходя из допущения, что МПЗ используются в течение месяца и (или) другого периода в последовательности их приобретения (поступления). Таким образом, МПЗ, первыми поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ с учетом себестоимости МПЗ, числящихся на начало месяца. При применении этого способа оценка материалов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости последних по времени приобретения материалов, а в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг учитывается себестоимость ранних по времени приобретения, что оказывает влияние как на себестоимость, так и на прибыль.

Пример

Способ списания материалов по средней стоимости По состоянию на 1 января в учете числилось материалов на сумму 10 209 руб. В течение января от поставщиков было получено 4 партии материалов. График поставок приведен в таблице. За месяц со склада на производственные участки было передано 2550 ед. материалов, из них израсходовано на производство 2400 ед.

Порядок списания МПЗ в производство с применением метода оценки по средней себестоимости.

Дата получения партии материалов.

Количество единиц.

Сумма, руб.

всего.

в том числе НДС.

04.01.20_.

915,25.

13.01.20_.

1189,83.

20.01.20_.

1318,00.

27.01.20_.

631,53.

Итого.

4054,61.

Общая стоимость приобретенных в январе материалов с учетом остатка на начало месяца составляет: 32 734,42 руб. (22 525,47 + 10 209).

Всего за январь, с учетом остатка на начало месяца, стало 2630 ед. материалов (830 + 1800).

Стоимость одной единицы материала, определенной по способу средней стоимости, составляет 12,45 руб. (32 74,42: 2630).

Передача материалов со склада в производство отражается следующим образом:

ДЕБЕТ 10 «Материалы на участке» КРЕДИТ 10 «Материалы на складе» — переданы материалы со склада на участки — 31 747,5 руб. (12,47 руб. х х 2550 шт.).

ДЕБЕТ 20 «Основное производство» КРЕДИТ 10 «Материалы на участке» — материалы использованы при выполнении работ — 29 880 руб. (12,45 руб. х х 2400 ед.).

Остаток материалов на 1 февраля (на складах и на участках) составил 230 ед. (830 + 1800 — 2400), стоимость остатка — 2854,42 руб. (10 209 + 22 525,42 — - 29 880), стоимость одной единицы —12,41 руб. (854,42 руб.: 230 ед.).

Представленный метод списания материалов по среднемесячным ценам может вызвать неудобства при практическом применении, в связи с тем что цена, как правило, может определяться только в конце месяца, после подсчета месячных оборотов по счетам.

Согласно п. 78 «Методических указаний по учету материальнопроизводственных запасов» организациям разрешено применять метод оценки материалов, путем определения цены исходя из состояния данного материала к моменту отпуска, не ожидая окончания месяца. При этом в расчет средней себестоимости включаются количество и стоимость материалов на начало месяца и все поступления до момента отпуска.

Отпущенные в производство и на другие нужды материалы списываются с кредита материальных счетов в дебет соответствующих счетов издержек производства и на другие счета в течение месяца. При этом составляются следующие бухгалтерские записи:

ДЕБЕТ 20 «Основное производство» КРЕДИТ 10 «Материалы» — на отпуск материалов в основное производство;

ДЕБЕТ 23 «Вспомогательные производства» КРЕДИТ 10 «Материалы» — на отпуск материалов вспомогательным производствам.

ДЕБЕТ 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др. КРЕДИТ 10 «Материалы» — на списание материалов на другие цели;

ДЕБЕТ 91 «Прочие доходы и расходы» КРЕДИТ 10 «Материалы» — на списание проданных материалов.

По дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции с разными счетами (71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.) отражают также дополнительные расходы, связанные с продажей материалов, и суммы НДС по проданным материалам.

Суммы НДС, уплаченные поставщикам на этапе приобретения материальных ресурсов, стоимость которых относится на издержки производства, возмещается из бюджета. В таком случае в бухгалтерском учете составляются записи:

ДЕБЕТ 19−3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам» КРЕДИТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — отражены выделенные суммы НДС по приобретенным материалам;

ДЕБЕТ 68−2 «Расчеты по налогам и сборам» КРЕДИТ 19−3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам» — предъявлен вычет НДС по материалам, оплаченным поставщикам и подрядчикам.

Аналитический учет материалов ведется в разрезе групп, наименований, номенклатурных номеров, источников поступления и направлений использования.

Особенности учета инструментов и приспособлений

В бухгалтерском учете организации, наряду с другими группами МПЗ, могут отражаться и факты хозяйственной жизни, связанные с принятием к учету и передачей инструментов и приспособлений в эксплуатацию, списанием их в связи с выбытием из эксплуатации и начислением по ним амортизации. В то же время факты хозяйственной жизни по выдаче инструментов и приспособлений рабочим и возврат их, передача в заточку (ремонт) и получение подлежат оперативному учету. В таком случае учет инструментов и приспособлений на заводских складах и в раздаточных кладовых организуется аналогично учету на материальных складах.

Порядок использования инструментов и приспособлений предусматривает:

  • • вариант, по которому факты хозяйственной жизни, связанные с получением инструментов и приспособлений со склада, сдачей кладовыми негодных, изношенных инструментов и их возвратом на склад, оформляются первичными документами;
  • • вариант, по которому первичными документами оформляются лишь факты хозяйственной жизни, связанные с движением инструментов и приспособлений, приводящие к изменению запасов кладовых (метод постоянного запаса или обменного фонда). При таком варианте работники раздаточной кладовой цеха обменивают на заводских складах изношенные инструменты и приспособления на новые и (или) отремонтированные, без составления первичных документов.

Инструменты и приспособления могут выдаваться из кладовой на рабочие места на длительное и (или) кратковременное пользование работникам под расписку в специальной книге (лицевых карточках) для оперативного учета, при их поступлении на работу.

Особенности учета специальной одежды и обуви

Специальную одежду и обувь работники организации получают в соответствии с утвержденными нормами на возмездной и (или) безвозмездной основе, согласно общепринятым нормам или внутренним правилам организации, в зависимости от специфики работ и производства. С центрального склада они, как правило, поступают в раздаточные кладовые цехов по накладным-требованиям на отпуск (внутреннее перемещение) материалов формы М-11, откуда производится их выдача рабочим.

Оперативный учет специальной одежды и обуви и предохранительных приспособлений, выдаваемых работникам организации в индивидуальное пользование, ведется в личных карточках учета специальной одежды и специальной обуви, открываемых в одном экземпляре на каждого работника и хранящихся у кладовщика. В карточках указываются наименование предметов и количество, срок службы, даты выдачи и возврата, подписи кладовщика и работника в получении и сдаче и др.

В случае утери полученных во временное и (или) постоянное пользование предметов в личной карточке в графах «возвращено» делается запись: «Акт выбытия № и дата».

Перечень специальной одежды и специальной обуви, подлежащей выдаче работникам, утверждается руководителем организации. Работники сдают спецодежду в стирку, ремонт или на дезинфекцию и хранение по ведомостям с распиской материально ответственных лиц о соответствующей приемке. Ее возврат оформляется теми же ведомостями, которыми была оформлена приемка, только уже под расписку получателя.

Специальные одежда и обувь выдаются за плату на основании приказа или по спискам с обязательным приложением квитанции приходного ордера о внесении денег в кассу организации. При выдаче форменной одежды в рассрочку информация о расчетах с персоналом организации за ее приобретение отражается на счете 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (субсчет «За форменную одежду»).

Особенности учета производственного и хозяйственного инвентаря

Производственный и хозяйственный инвентарь отпускается со склада в эксплуатацию в подотчет материально ответственных лицам на основании накладных-требований на отпуск (внутреннее перемещение) материалов формы М-11. Аналитический учет производственного и хозяйственного инвентаря ведется в разрезе материально ответственных лиц в специальных описях, в которых делаются отметки о его поступлении и выбытии. Для контроля наличия и движения инвентаря бухгалтерия составляет оборотные ведомости по каждому месту эксплуатации и материально ответственным лицам, по аналогии с принятыми нормами ведения оперативного учета.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой